Закон об образовании изменения

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 2 марта, 2 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 19 февраля, 7 марта, 27 июня, 3, 29 июля, 3 августа, 25 декабря 2018 г., 6 марта, 1 мая 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

ГАРАНТ:

См. Сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Рекомендации субъектам РФ по подготовке к реализации настоящего Федерального закона, направленные письмом Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2013 г. N ИР-170/17

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль
29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 9)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
    • Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования
    • Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
    • Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
    • Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования
  • Глава 2. Система образования (ст.ст. 10 — 20)
    • Статья 10. Структура системы образования
    • Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
    • Статья 12. Образовательные программы
    • Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
    • Статья 14. Язык образования
    • Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
    • Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
    • Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
    • Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
    • Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования
    • Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
  • Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность (ст.ст. 21 — 32)
    • Статья 21. Образовательная деятельность
    • Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
    • Статья 23. Типы образовательных организаций
    • Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
    • Статья 25. Устав образовательной организации
    • Статья 26. Управление образовательной организацией
    • Статья 27. Структура образовательной организации
    • Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
    • Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
    • Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
    • Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
    • Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
  • Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) (ст.ст. 33 — 45)
    • Статья 33. Обучающиеся
    • Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
    • Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
    • Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты
    • Статья 37. Организация питания обучающихся
    • Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
    • Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях
    • Статья 40. Транспортное обеспечение
    • Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
    • Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
    • Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
    • Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
    • Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
  • Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст.ст. 46 — 52)
    • Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
    • Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации
    • Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
    • Статья 49. Аттестация педагогических работников
    • Статья 50. Научно-педагогические работники
    • Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования
    • Статья 52. Иные работники образовательных организаций
  • Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений (ст.ст. 53 — 62)
    • Статья 53. Возникновение образовательных отношений
    • Статья 54. Договор об образовании
    • Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
    • Статья 56. Целевое обучение
    • Статья 57. Изменение образовательных отношений
    • Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
    • Статья 59. Итоговая аттестация
    • Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении
    • Статья 61. Прекращение образовательных отношений
    • Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
  • Глава 7. Общее образование (ст.ст. 63 — 67)
    • Статья 63. Общее образование
    • Статья 64. Дошкольное образование
    • Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
    • Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
    • Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
  • Глава 8. Профессиональное образование (ст.ст. 68 — 72)
    • Статья 68. Среднее профессиональное образование
    • Статья 69. Высшее образование
    • Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
    • Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета
    • Статья 71.1. Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования
    • Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
  • Глава 9. Профессиональное обучение (ст.ст. 73 — 74)
    • Статья 73. Организация профессионального обучения
    • Статья 74. Квалификационный экзамен
  • Глава 10. Дополнительное образование (ст.ст. 75 — 76)
    • Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
    • Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
  • Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (ст.ст. 77 — 88)
    • Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
    • Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
    • Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
    • Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
    • Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
    • Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
    • Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
    • Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
    • Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
    • Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
    • Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
    • Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
    • Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности (ст.ст. 89 — 98.1)
    • Статья 89. Управление системой образования
    • Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности
    • Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности
    • Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности
    • Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования
    • Статья 94. Педагогическая экспертиза
    • Статья 95. Независимая оценка качества образования
    • Статья 95.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся
    • Статья 95.2. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
    • Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
    • Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования
    • Статья 98. Информационные системы в системе образования
    • Статья 98.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций
  • Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования (ст.ст. 99 — 104)
    • Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования
    • Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
    • Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц
    • Статья 102. Имущество образовательных организаций
    • Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности
    • Статья 104. Образовательное кредитование
  • Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования (ст.ст. 105 — 107)
    • Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
    • Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
    • Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве
  • Глава 15. Заключительные положения (ст.ст. 108 — 111)
    • Статья 108. Заключительные положения
    • Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР
    • Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации
    • Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Глава 1. >>
Общие положения (ст.ст. 1 — 9)

Содержание
Закон об образовании

Источник: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

В августе 2018 года был подписан ряд федеральных законов, которыми внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения направлены на совершенствование целевого обучения, улучшения организации бесплатной перевозки обучающихся, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, входящих в состав Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 329-ФЗ внесены изменения в статью 40 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Указанные изменения были подготовлены и приняты в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан» (далее — Постановление Конституционного Суда).

Постановлением Конституционного Суда было установлено, что часть 2 статьи 40 Федерального закона не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 130 (часть 1) и 133 в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она возлагает на муниципальный район или городской округ — учредителя образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, в которой обучаются лица, проживающие в другом муниципальном районе или городском округе, организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно за счет средств своего бюджета — без предоставления ему средств из бюджетов вышестоящих уровней бюджетной системы или без компенсации соответствующих расходов из бюджета муниципального района или городского округа, в котором проживают обучающиеся, — если необходимость их зачисления в данную образовательную организацию обусловлена тем, что на территории муниципального района или городского округа, где проживают эти лица, возможность осуществления ими конституционного права на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования с точки зрения обеспечения территориальной доступности образовательных организаций существенно затруднена или не может быть обеспечена.

В связи с этим обязанность организации бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, была возложена на муниципальный район или городской округ, на территории которого существенно затруднена или не может быть обеспечена территориальная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» предусматривает внесение изменений в Федеральный закон, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и установление особенностей приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.

Статья 56 Федерального закона теперь излагается в новой редакции, посвященной исключительно целевому обучению. Понятие целевого приема трансформируется в понятие приема на целевое обучение и определяется как особенность приема на обучение по образовательным программам высшего образования. С учетом этого Федеральный закон дополнен новой статьей 71.1, устанавливающей положения по приему на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Перечень заказчиков целевого обучения расширен за счёт категории индивидуальных предпринимателей.

В число существенных условий договора о целевом обучении включено обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении, что призвано обеспечить защиту интересов работодателя в случае отчисления гражданина из образовательной организации ранее завершения срока освоения основной образовательной программы.

Также введена новая норма об установлении в договоре о целевом обучении срока осуществления трудовой деятельности в организации, определенной указанным договором, но не менее 3 лет, и срока трудоустройства в эту организацию.

При определении размера штрафных санкций за неисполнение условий договора о целевом обучении новая редакция Федерального закона ограничивается возмещением заказчику целевого обучения в полном объеме расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не взимая двукратного штрафа, как это было в ранее действующей редакции. Соответствующая мера призвана повысить привлекательность механизма целевого обучения со стороны граждан.

При этом ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство гражданина устанавливается не как в предыдущей редакции Федерального закона — двукратно размеру мер социальной поддержки, а уже в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Такой расчет компенсации является более целесообразным, учитывая большую вариативность мер социальной поддержки и возникновение ответственности именно в отношении вопросов трудоустройства.

Новой статьей 71.1 устанавливается, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на прием на целевое обучение при условии, что указанный договор заключен с заказчиком, который относится к определенным категориям. Перечень указанных категорий дополняется по сравнению с перечнем, установленным Федеральным законом, такими категориями, как:

организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;

акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

дочерние хозяйственные общества государственных компаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, акционерных обществ, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;

организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.

Прием на целевое обучение осуществляется по специальностям, направлениям подготовки, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, и в пределах квоты, которая устанавливается с учетом потребностей экономики Российской Федерации в квалифицированных кадрах.

Правительство Российской Федерации также наделяется правом устанавливать указанную квоту по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении.

Учитывая установленное частью 3 статьи 43 Конституции Российской Федерации право гражданина на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, законодательные изменения направлены на закрепление возможности приема в рамках установленной квоты только по тем специальностям и направлениям подготовки, которые реально востребованы экономикой субъектов Российской Федерации и где имеющийся дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно.

К ответственности, возникающей в случае неисполнения обязательств в рамках договора целевого обучения, при использовании механизма приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджета дополнительно предусматривается штраф в размере расходов на обучение гражданина соответствующего бюджета, за счет средств которых обучается гражданин, в случае соответствующего неисполнения обязательств гражданином или заказчиком целевого обучения. Штраф направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.

Таким образом, новые меры устанавливают ответственность субъектов целевого обучения не только друг перед другом, но и перед соответствующим бюджетом, средства которого израсходованы на обучение гражданина.

Рассматриваемые изменения вступают в силу с 1 января 2019 года и не будут распространяться на правоотношения, возникшие из договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении, заключенных до 1 января 2019 года.

3 августа 2018 года был подписан ещё один федеральный закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Указанный закон направлен на урегулирование вопросов обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации.

Изменения направлены на установление законодательной позиции, которая заключается в том, что преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации, а право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). Кроме того, учет мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) при выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации должен осуществляться на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).

Рассматриваемые изменения призваны сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике.

Источник: http://www.lexed.ru/news/?ELEMENT_ID=7187