Закон о фермерском хозяйстве РБ

Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь

Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств

В составе агропромышленного комплекса фермерские хозяйства являются самой массовой организационно-правовой формой в сельском хозяйстве республики.

На 1 января 2019 года в республике зарегистрировано 3194 крестьянских (фермерских) хозяйств или 100,8 % к соответствующей дате предыдущего года, из которых осуществляют сельскохозяйственную деятельность 2700 хозяйства (101,8 %), в землепользовании которых находится 223,8 тысяч гектаров земельных угодий, в том числе сельскохозяйственных земель – 194,1 тысяч гектаров. В среднем на одно фермерское хозяйство приходится 82,9 гектаров земли, в том числе: сельскохозяйственных угодий – 71,9 гектаров, пашни – 50,9 гектара.

Основным направлением производственной деятельности фермерских хозяйств является сфера растениеводства, на долю которой приходится 90 процентов от всей производимой ими продукции.

Объем производства зерновых и зернобобовых культур в фермерском секторе в 2018 году составил 150,1 тысяч тонн (90,1 % к 2017 г.), картофеля – 376,1 тысяч тонн (97,3 %), овощей – 323,7 (88,5 %), плодов и ягод – 78,5 тысячи тонн (158,3 %).

В животноводстве фермерских хозяйств в 2018 году произошли существенные изменения в сторону развития скотоводства, свиноводства. На 1 января 2019 года в фермерских хозяйствах содержалось крупного рогатого скота – 17,2 тыс. голов (106,3 % к 2017 г.), свиней – 23,9 (103,5 %), овец – 16,1 тыс. голов (94,0 %), птицы всех видов – 131,9 тыс. голов (81,3 %).

В 2018 году производство молока к предыдущему году возросло на 14,9 % и составило 25,0 тысяч тонн, реализация скота и птицы в живом весе увеличилась на 4,6 % (11,1 тысяч тонн), яиц – на 11,7 % (1,2 млн. штук).

Однако удельный вес фермерских хозяйств в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции остается незначительным и составляет чуть более 2 %, в том числе в производстве зерна – 2,4 %, картофеля – 6,4 %, овощей – 18,5 %, молока и мяса менее 1 %.

Актуальным вопросом для фермерских хозяйств является государственная поддержка и участие в реализации государственных программ, подпрограмм и мероприятий по сельскому хозяйству.

Основные мероприятия по поддержке и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств определены в подпрограмме 10 Государственной программы развития аграрного бизнеса на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196.

Так, в 2018 году за счет средств республиканского бюджета профинансированы мероприятия по установлению границ земельных участков, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам, на сумму 134,6 тыс. рублей и по первичному обустройству фермерских хозяйств на сумму 189,0 тыс. рублей, в том числе по обеспечению мелиорации земель на сумму 84,8 тыс. рублей, строительству линий электропередачи – 35,0 тыс. рублей, по строительству дороги – 69,2 тыс. рублей.

Фермерские хозяйства в 2018 году участвовали в реализации других мероприятий подпрограмм Государственной программы и агропромышленного комплекса.

В мероприятии «Посадка плодово-ягодных культур и уход за ними» подпрограммы 1 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Государственной программы победителями объявленного Минсельхозпродом конкурса выступили 18 фермерских хозяйства, которым профинансированы работы по указанному мероприятию на сумму 865,6 тыс. рублей.

В конкурсах подпрограммы 4 «Развитие племенного дела в животноводстве» участвовали 6 фермерских хозяйств, которыми освоены средства республиканского бюджета в сумме 190,2 тыс. рублей.

В ходе реализации Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 149, в 2018 году была оказана финансовая поддержка на возвратной возмездной основе 2 крестьянским (фермерским) хозяйствам на сумму 190,0 тыс. рублей.

В текущем году Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей продолжит работу по государственной финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства в виде приобретения имущества на условиях финансовой аренды (лизинга) и предоставления займов. Сумма финансовой поддержки составляет до 255 тыс. белорусских рублей на одного субъекта хозяйствования на срок до 5 лет.

В рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2017 г. № 91 «О финансировании открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства» в 2018 году выдано кредитов (заключено договоров финансовой аренды (лизинга)) 37 фермерским хозяйствам на общую сумму 3 225,2 тыс. рублей.

В 2018 году в ходе реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования» с фермерскими хозяйствами заключено на льготных условиях 167 договора лизинга на сумму 13 091,7 тыс. рублей.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2002 г. № 1563 «О кредитовании закупки тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства» в 2018 году с 1 крестьянским (фермерским) хозяйством заключен договор на сумму 43,2 тыс. рублей.

Организациями, находящимися в подчинении Министерства промышленности Республики Беларусь, в 2018 году продано фермерским хозяйствам 116 единиц тракторов на сумму 5 923,5 тыс. рублей, 7 единиц грузовых автомобилей – 1050,0 тыс. рублей, 4 единицы комбайнов зерноуборочных – 963,5 тыс. рублей, 3 единицы комбайнов картофелеуборочных – 317,7 тыс. рублей, прочей техники и оборудования на сумму 3144,7 тыс. рублей.

На 1 января 2019 года в фермерских хозяйствах насчитывалось 3870 единиц тракторов, 971 единица грузовых автомобилей, 387 – комбайнов зерноуборочных, 232 – картофелеуборочных и 110 единиц прочей техники и оборудования.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2017 г. № 1050 «О мерах по подготовке сельскохозяйственных организаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2018 году» выдан кредит 1 фермерскому хозяйству на сумму 107,7 тыс. рублей.

Фермерским хозяйствам предоставлен особый режим налогообложения в соответствии с налоговым законодательством. Они в течение трех лет со дня государственной регистрации освобождаются от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством. После истечения этого срока налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств производится как для сельскохозяйственных предприятий.

За фермерскими хозяйствами также сохраняется право перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в соответствии с налоговым законодательством.

В целях упрощения бухгалтерского учета и отчетности в фермерских хозяйствах, являющихся микроорганизациями, принят Указ Президента Республики Беларусь от 31 августа 2017 г. № 311 «О бухгалтерском учете в крестьянских (фермерских) хозяйствах».

Справочно:

Фермерские хозяйства – плательщики единого налога вправе вести бухгалтерский учет, связанный с деятельностью по производству сельскохозяйственной продукции, по упрощенной форме при условии выполнения следующих критериев:

— средняя численность работников за календарный год составляет 15 и менее человек;

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) за год не превышает сумму, эквивалентную 110 тыс. базовых величин.

В перспективе фермерские хозяйства следует рассматривать как потенциальных участников в системе государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса, способных обеспечить эффективное использование вкладываемых средств и высокую их окупаемостью.

Приложение

Динамика землепользования, посевных площадей, поголовья сельскохозяйственных животных и производства сельскохозяйственной продукции в фермерских хозяйствах, 1991 – 2018 годы

Показатели

Год

2018 г. в % к

1991

1995

2000

2005

2010

2015

2017

2018

1995 г.

2017 г.

Численность землепользователей на конец года, ед.

757

3030

2525

2204

2149

2500

2652

2700

89,1

101,8

Общая площадь земель на конец года – всего, тыс. га

15,6

62,3

76,6

149

131,9

186,6

206,7

223,8

в 3,5 р

108,3

В том числе:

Сельхозугодия

13,5

53,1

72,1

131

115,3

162,2

180,1

194,1

в 3,6 р

107,8

Пашня

9,1

43,5

58,5

92,8

85,4

116,7

128,4

137,4

в 3,1 р

107,0

Средний размер земельного участка на одно хозяйство, гектары

Всех земель

20,6

20,6

30,3

67,4

61,4

74,6

77,9

82,9

в 4,0 р

106,4

Сельхозугодий

17,8

17,5

28,5

59,2

53,7

64,9

67,9

71,9

в 4,1 р

105,9

Пашни

12

14,4

23,2

42,1

39,7

46,7

48,4

50,9

в 3,5 р

105,2

Посевные площади – всего, тыс. га

4

42,8

50,9

82

75,3

109,4

117,1

122,6

в 2,7 р

104,7

В том числе:

Зерновые и зернобобовые

1,7

29,1

29,5

38,3

37,5

50,5

53,2

56,9

в 2 р

107,0

Картофель

0,4

3,7

5,1

6,2

8,7

17

14,2

15,0

в 4 р

105,6

Овощи

0,03

0,4

2,2

3,5

6,7

10

10,1

10,1

в 25,3 р

100,0

Численность сельскохозяйственных животных и птицы на конец года, тыс. гол.

Крупный рогатый скот

1,6

4,4

4,2

21,4

10,3

14,7

16,2

17,2

в 3,9 р

106,2

В том числе коровы

0,7

3

2,4

8,5

3,7

4,1

4,1

5,4

180,0

131,7

Свиньи

1,6

7,1

15,3

19,8

36,1

25

23,1

23,9

в 3,4 р

103,5

Овцы и козы

1,3

1,9

1,5

2,3

4,9

15,6

18,4

16,1

в 8,5 р

87,5

Птица всех видов

59

19,5

58,3

126,4

137

162,3

131,9

в 2,2 р

81,3

Валовое производство сельскохозяйственной продукции, тыс. тонн

Зерновые и зернобобовые

3,4

56,4

47,4

87,6

95,3

152,5

166,6

150,1

в 2,6 р

90,1

Картофель

6,2

44,2

69,3

79,9

154

365

387

376,1

в 8,5 р

97,2

Овощи

0,4

6,3

32

59,7

142,1

266

365,9

323,7

в 51,4 р

88,5

Плоды и ягоды

0,7

6,2

27,3

49,5

78,5

158,6

Молоко

1,2

8

6

26,4

14,1

17,5

21,8

25,0

в 3,1 р

114,7

Яйца, млн. шт.

13

9,2

3,5

1,5

1,9

1,1

1,2

9,2

109,1

Реализация скота и птицы в живом весе

0,8

3,2

2

5,6

7,5

10,9

10,6

11,1

в 3,5 р

104,7

Индексы физического объема продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году

Продукция сельского хозяйства – всего

147,4

96,6

111,7

106,1

110,4

103,1

х

х

В том числе:

Продукция растениеводства

156,1

92,7

112,3

104,8

111,3

103,2

х

х

Продукция животноводства

97,5

108

109,1

117,8

103,7

102,5

х

х

Источник: https://mshp.gov.by/farmer/kfh/ad389662246a2236.html

Комментарий к новой редакции Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Важная роль в развитии рыночных отношений в аграрном секторе национальной экономики принадлежит крестьянским (фермерским) хозяйствам (деле – фермерские хозяйства). Становлению фермерских хозяйств содействует законодательство, определяющее условия и порядок их создания и функционирования. Эта организационно-правовая форма ведения сельскохозяйственного производства обладает специфическими чертами, которые нашли свое отражение в Законе Республики Беларусь от 18 февраля 1991 года «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Существенные изменения и дополнения в указанный закон не вносились, хотя в соответствии с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 14 июля 2000 года, крестьянское (фермерское) хозяйство было признано одной из организационно-правовых форм юридического лица. Кроме того, в процессе применения Закона были выявлены недостатки. Так, не были определены такие существенные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства как организационно-правовая форма юридического лица, правовой режим имущества фермерского хозяйства, порядок формирования уставного фонда фермерского хозяйства, изменения состава членов фермерского хозяйства, распределения прибыли между членами, основания для ликвидации фермерского хозяйства и другие. Все эти пробелы были устранены в новой редакции Закона Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон), которая была принята Законом Республики Беларусь от 19 июля 2005 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства».

В статье 2 Закона уточняется определение понятия фермерского хозяйства, и закрепляются его признаки. Согласно Закону крестьянское (фермерское) хозяйство это коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель. Таким образом, фермерское хозяйство является сельскохозяйственной организацией, основным видом деятельности которой является производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельного участка, предоставленного для этих целей. Кроме того, фермерское хозяйство может заниматься также переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией произведенной им сельскохозяйственной продукции. Фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству и уставу фермерского хозяйства.

В Законе уточнен состав членов фермерского хозяйства с учетом статьи 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Согласно статье 8 Закона членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи. Кроме того, указано, кто для целей настоящего Закона признается членами семьи. Это супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье. Обращаем внимание, что статьей 34 Закона предусмотрено, что указанное требование не распространяются на граждан, являющихся членами фермерских хозяйств, созданных до вступления в силу настоящего Закона. Для них сохранят силу положения ранее действовавшей редакции. Напомним, что в соответствии с первоначальной редакцией членами фермерского хозяйства считаются супруги, их дети (или дети одного из них), родители, родственники и другие лица, совместно ведущие это хозяйство.

Новеллой Закона является установление случаев сохранения членства в фермерском хозяйстве, когда член фермерского хозяйства не может принимать личное трудовое участие в деятельности хозяйства. Пункт 2 статьи 8 Закона предусматривает, что членство в фермерском хозяйстве сохраняется, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства, за членами фермерского хозяйства, которые не могут принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства в связи с:

  • выходом на пенсию по возрасту или инвалидности – пожизненно;
  • переходом на работу на выборную должность, прохождением военной службы по призыву, обучением по дневной форме в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, – на время работы на выборной должности, прохождения военной службы по призыву, обучения по дневной форме в таких учреждениях образования.

Неизменным осталось положение о том, что фермерское хозяйство может быть также создано одним гражданином (статья 4 Закона).

В соответствии со статьей 9 Закона изменение состава членов фермерского хозяйства может осуществляться по следующим основаниям:

  • принятие нового члена фермерского хозяйства, в том числе в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства;
  • выход члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
  • исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
  • смерть члена фермерского хозяйства или объявление его умершим.

Новым является то, что в Законе установлен запрет для главы фермерского хозяйства быть руководителем иной коммерческой организации (статья 21).

В Законе уточнены положения, касающиеся правового режима имущества фермерского хозяйства. Ранее в законодательстве имела место коллизия норм, регулирующих эти отношения. Так, в части первой статьи 8 ранее действующей редакции было установлено, что имущество фермерского хозяйства находится в собственности фермерского хозяйства, а в статье 9 указано, что имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве общей (долевой или совместной) собственности. В статье 1 Закона предусмотрено, что фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности. В связи с этим Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства» были внесены соответствующие изменения в статьи 44, 46, 113, 260, 261 Гражданского кодекса Республики Беларусь, а также глава 4 кодекса была дополнена новым параграфом 41 Крестьянские (фермерские) хозяйства.
Фермерское хозяйство может иметь в собственности необходимые для производства сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки, хранения, транспортировки и реализации насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птицу, сельскохозяйственную и иную технику и оборудование, транспортные средства, инвентарь, имущество частных унитарных предприятий, созданных фермерским хозяйством, другое имущество, приобретенное фермерским хозяйством, а равно принадлежащие фермерскому хозяйству имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности фермерского хозяйства, также являются собственностью фермерского хозяйства.

В отличие от ранее действующей редакции, в Закон не были включены нормы, регулирующие земельные отношения. Порядок предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства определен в статьях 69, 71, главе 15 Кодекса Республики Беларусь о земле. Кроме того, нормы, касающиеся предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства, предполагается уточнить в новой редакции Кодекса Республики Беларусь о земле, подготовка которого предусмотрена пунктом 52 плана подготовки законопроектов на 2003 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 8 января 2003 г. № 8 и который в настоящее время находится на рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь в целях подготовки его к рассмотрению в первом чтении.

Закон также регламентирует порядок создания фермерского хозяйства (статья 7), устанавливает требования к его уставу (статья 5), определяет порядок формирования уставного фонда фермерского хозяйства (статья 6), устанавливает компетенцию органов управления фермерского хозяйства: общего собрания членов фермерского хозяйства и главы фермерского хозяйства (глава 5). В Законе предусмотрены основания изменения состава членов фермерского хозяйства, а также правовые последствия такого изменения (статьи 9 – 13). Эти положения согласованы с главой 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования».

Так, статья 5 Закона определяет, что в уставе указываются:

  • наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова «крестьянское (фермерское) хозяйство» либо «фермерское хозяйство» или «крестьянское хозяйство»;
  • сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства);
  • место нахождения фермерского хозяйства;
  • цели деятельности фермерского хозяйства;
  • размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения;
  • размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде;
  • порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им;
  • порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства;
  • порядок распределения прибыли фермерского хозяйства;
  • права и обязанности членов фермерского хозяйства;
  • порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства;
  • порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, прекращения его деятельности.

В уставе фермерского хозяйства могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности фермерского хозяйства. Устав фермерского хозяйства утверждается решением собрания учредителей фермерского хозяйства, которое оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства. Протокол собрания учредителей фермерского хозяйства подписывается всеми учредителями фермерского хозяйства. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином устав фермерского хозяйства утверждается этим гражданином (главой фермерского хозяйства).

Член фермерского хозяйства вправе в любое время выйти из состава членов фермерского хозяйства независимо от согласия других членов фермерского хозяйства при условии предварительного их уведомления в порядке и сроки, установленные уставом фермерского хозяйства, но не позднее чем за месяц до выхода из состава членов фермерского хозяйства. При выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства он вправе получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также часть прибыли.

Если иное не установлено уставом фермерского хозяйства, прибыль фермерского хозяйства распределяется по итогам финансового года между его членами по решению общего собрания членов фермерского хозяйства соразмерно долям в уставном фонде фермерского хозяйства и (или) личному трудовому участию членов фермерского хозяйства в его деятельности.

Причитающаяся гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, стоимость доли в имуществе фермерского хозяйства определяется по бухгалтерскому балансу, составленному на момент его выбытия, а причитающаяся ему часть прибыли – на день расчета с ним. Выплата стоимости доли и части прибыли гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, производится по окончании финансового года, в котором он вышел или исключен из состава членов фермерского хозяйства, в срок до 12 месяцев со дня подачи заявления о выходе или принятия решения об исключении, если иной срок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.

Отдельная глава Закона посвящена реорганизации и ликвидации фермерских хозяйств. Фермерское хозяйство может быть реорганизовано по решению высшего органа управления фермерского хозяйства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Фермерское хозяйство может быть ликвидировано по решению:

  • высшего органа управления фермерского хозяйства;
  • регистрирующего органа – при прекращении права на земельный участок, предоставленный для ведения фермерского хозяйства, в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, а также в случае, если в составе фермерского хозяйства не осталось ни одного члена фермерского хозяйства и наследник (наследники) отсутствует или отказывается от дальнейшего ведения фермерского хозяйства, и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами;
  • хозяйственного суда;
  • иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Ликвидация фермерского хозяйства осуществляется в порядке, установленном законодательными актами.

В Законе также конкретизированы нормы, устанавливающие гарантии деятельности фермерских хозяйств и меры государственной поддержки: льготный режим налогообложения, кредитования и страхования, предоставление субсидий и дотаций за счет средств республиканского и местных бюджетов и другие (статьи 3, 25, 26).

В статье 3 Закона установлено, что фермерским хозяйствам, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной ими продукции собственного производства растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов от общей выручки за предыдущий финансовый год, а также вновь созданным фермерским хозяйствам (в течение первого года со дня их создания) оказывается государственная поддержка за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке и формах, предусмотренных законодательством. Указанным хозяйствам оказывается государственная поддержка в сфере материально-технического снабжения, приобретения (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, мелиорации земель и известкования почв, защиты растений, семеноводства, ветеринарного и племенного дела, научного обслуживания и в иных сферах наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции. Таким образом, фермерскому хозяйству гарантируется такая же государственная поддержка, как и другим сельскохозяйственным организациям, при условии, что их основным видом деятельности будет являться производство сельскохозяйственной продукции. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные условия и формы государственной поддержки и гарантии деятельности фермерских хозяйств.

На территории, где отсутствуют объекты производственной инфраструктуры, районный исполнительный и распорядительный орган обеспечивает первичное обустройство фермерского хозяйства путем строительства дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи и иных объектов, а также мелиорацию земель за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством.

Фермерское хозяйство имеет право получать кредитные и заемные средства в соответствии с законодательством. В качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору фермерское хозяйство может использовать залог своего имущества, включая урожай сельскохозяйственных культур, а также залог права аренды имущества. Фермерским хозяйствам могут предоставляться льготные кредиты в пределах средств республиканского бюджета, направляемых на эти цели, с уплатой процентов за пользование ими в размере не более половины ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь начиная со второго года после получения кредита. Эти положения согласованы с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 3 марта 1998 г. № 95 «О мерах по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и усилению их государственной поддержки».

Фермерские хозяйства имеют право перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в соответствии с налоговым законодательством. Кроме того, в течение трех лет со дня государственной регистрации фермерское хозяйство освобождается от уплаты всех видов налогов в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства. Данная норма будет действовать до вступления в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Закон вступает в силу 4 февраля 2006 года. Фермерские хозяйства в течение года после вступления в силу настоящего Закона обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим Законом.

Демиденко А.Г. советник-консультант отделения гражданского и экономического законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, 2005 г.

Рецензент

Начальник отделения гражданского и экономического законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь Савостьян С.В.

Источник: http://center.gov.by/publikatsii-rabotnikov-tsentra/kommentarii-zakonodatel-stva/kommentarij-k-novoj-redaktsii-zakona-r/

Закон РБ о фермерских хозяйствах

О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

Закон Республики Беларусь

18 февраля 1991 г. № 611-XII

(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., № 12, ст. 125)

(с учетом изменений, внесенных Законами Республики Беларусь от 14.05.2001 № 16-З; 19.07.2005 № 44-З, рег. № 2/1141 от 28.07.2005; 09.07.2007 № 247-З, рег. № 2/1344 от 10.07.2007; 15.07.2008 № 397-З, рег. № 2/1494 от 17.07.2008; 06.07.2009 № 37-З, рег. № 2/1589 от 08.07.2009; 09.11.2009 № 55-З, рег. № 2/1607 от 11.11.2009; 31.12.2009 № 114-З, рег. № 2/1666 от 12.01.2010; 01.07.2010 № 154-З, рег. № 2/1709 от 06.07.2010)

Настоящий Закон определяет правовое положение, условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, права и обязанности его членов.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.
Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (далее — фермерское хозяйство).

2. Фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.

3. Члены фермерского хозяйства имеют обязательственные права в отношении этого фермерского хозяйства.

Статья 2.
Законодательство Республики Беларусь о фермерском хозяйстве

1. Отношения, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, гражданским законодательством, законодательством об охране и использовании земель и иным законодательством.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о фермерском хозяйстве, то применяются правила международного договора.

Статья 3.
Государственная поддержка и гарантии деятельности фермерских хозяйств

1. Фермерским хозяйствам, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной ими продукции собственного производства растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов от общей выручки за предыдущий финансовый год, а также вновь созданным фермерским хозяйствам (в течение первого года со дня их создания) оказывается государственная поддержка за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке и формах, предусмотренных законодательством. Указанным хозяйствам оказывается государственная поддержка в сфере материально-технического снабжения, приобретения (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга)), ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, мелиорации земель и известкования почв, защиты растений, семеноводства, ветеринарного и племенного дела, научного обслуживания и в иных сферах наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции.

2. Фермерские хозяйства имеют равные права с другими производителями сельскохозяйственной продукции на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством.

3. Установление границ земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств, разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства фермерских хозяйств, оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки, осуществляются государственными организациями, подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского бюджета.

4. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные условия и формы государственной поддержки и гарантии деятельности фермерских хозяйств.

5. На территории, где отсутствуют объекты производственной инфраструктуры, районный исполнительный и распорядительный орган обеспечивает первичное обустройство фермерского хозяйства путем строительства дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи и иных объектов, а также мелиорацию земель за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством.

(Статья 3 — с учетом изменений, внесенных Законами Республики Беларусь от 09.07.2007 № 247-З, рег. № 2/1344 от 10.07.2007; 31.12.2009 № 114-З, рег. № 2/1666 от 12.01.2010; 01.07.2010 № 154-З, рег. № 2/1709 от 06.07.2010)

ГЛАВА 2
СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 4.
Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

2. Преимущественное право на создание фермерских хозяйств на земельных участках, изъятых у ликвидируемых и реорганизуемых сельскохозяйственных организаций, имеют члены (работники) этих сельскохозяйственных организаций.

3. Решение о создании фермерского хозяйства оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства (кроме случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином).

Статья 5.
Устав фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство действует на основании устава, в котором указываются:

  • наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова «крестьянское (фермерское) хозяйство» либо «фермерское хозяйство» или «крестьянское хозяйство»;
  • сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, собственное имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства);
  • место нахождения фермерского хозяйства;
  • цели деятельности фермерского хозяйства;
  • размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения;
  • размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде;
  • порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им;
  • порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства;
  • порядок распределения прибыли фермерского хозяйства;
  • права и обязанности членов фермерского хозяйства;
  • порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства;
  • порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, его ликвидации.

В уставе фермерского хозяйства могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности фермерского хозяйства.

2. Устав фермерского хозяйства утверждается решением собрания учредителей фермерского хозяйства, которое оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства. Протокол собрания учредителей фермерского хозяйства подписывается всеми учредителями фермерского хозяйства.

В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином устав фермерского хозяйства утверждается этим гражданином (главой фермерского хозяйства).

3. В устав фермерского хозяйства вносятся изменения и (или) дополнения в порядке, установленном гражданским законодательством, в случае изменения положений пункта 1 настоящей статьи, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

(Статья 5 — с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 09.11.2009 № 55-З, рег. № 2/1607 от 11.11.2009)

Статья 6.
Уставный фонд фермерского хозяйства

1. При создании фермерского хозяйства формируется его уставный фонд в порядке, установленном настоящим Законом, иным законодательством и уставом фермерского хозяйства.

2. Уставный фонд фермерского хозяйства формируется из стоимости вкладов учредителей (членов) фермерского хозяйства.

Вкладом в уставный фонд фермерского хозяйства могут быть принадлежащие учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе общей собственности) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие стоимость.

Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд фермерского хозяйства подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

В уставный фонд фермерского хозяйства не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено законодательством, договором либо собственником.

3. ИСКЛЮЧЕН — Законом Республики Беларусь от 09.11.2009 № 55-З, рег. № 2/1607 от 11.11.2009.

4. Для формирования и увеличения размера уставного фонда фермерского хозяйства не могут быть использованы привлеченные средства.

5. Уставный фонд фермерского хозяйства делится на доли, за исключением случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином. Размер доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в уставном фонде определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли учредителя фермерского хозяйства на момент формирования уставного фонда фермерского хозяйства равняется отношению стоимости его вклада в уставный фонд к размеру уставного фонда фермерского хозяйства.

Стоимость доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в имуществе фермерского хозяйства равняется части стоимости чистых активов фермерского хозяйства, пропорциональной размеру его доли в уставном фонде фермерского хозяйства.

6. В случае внесения в уставный фонд фермерского хозяйства имущества, принадлежащего учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве общей собственности, размеры долей членов фермерского хозяйства считаются равными, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.

7. Уменьшение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств фермерского хозяйства и возмещения им убытков.

8. Увеличение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после внесения всеми его учредителями (членами) вкладов в уставный фонд в полном объеме.

Увеличение уставного фонда может осуществляться за счет имущества фермерского хозяйства, дополнительных вкладов в уставный фонд членов фермерского хозяйства и (или) за счет вкладов в уставный фонд граждан, принимаемых в состав членов фермерского хозяйства в качестве новых членов.

При увеличении уставного фонда фермерского хозяйства за счет имущества фермерского хозяйства размер доли члена фермерского хозяйства может быть изменен с учетом вклада в уставный фонд и (или) личного трудового участия члена фермерского хозяйства в его деятельности по решению общего собрания членов фермерского хозяйства.

(Статья 6 — с учетом изменений, внесенных Законами Республики Беларусь от 15.07.2008 № 397-З, рег. № 2/1494 от 17.07.2008; 09.11.2009 № 55-З, рег. № 2/1607 от 11.11.2009)

Статья 7.
Государственная регистрация фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство считается созданным с даты его государственной регистрации.

2. Государственная регистрация фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательными актами.

Для целей государственной регистрации местом нахождения фермерского хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом), принадлежащее главе фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе на праве долевой или совместной собственности) либо являющееся его постоянным местом жительства (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда).

(Статья 7 — в редакции Закона Республики Беларусь от 09.11.2009 № 55-З, рег. № 2/1607 от 11.11.2009)

ГЛАВА 3
ЧЛЕНСТВО В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Статья 8.
Члены фермерского хозяйства

1. Членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи.

Для целей настоящего Закона членами семьи признаются супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье.

2. Членство в фермерском хозяйстве сохраняется, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства, за членами фермерского хозяйства, которые не могут принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства в связи с:

  • выходом на пенсию по возрасту или инвалидности — пожизненно;
  • переходом на работу на выборную должность, прохождением военной службы по призыву, обучением по дневной форме в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, — на время работы на выборной должности, прохождения военной службы по призыву, обучения по дневной форме в таких учреждениях образования.

Статья 9.
Основания для изменения состава членов фермерского хозяйства

Изменение состава членов фермерского хозяйства может осуществляться по следующим основаниям:

  • принятие нового члена фермерского хозяйства, в том числе в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства;
  • выход члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
  • исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
  • смерть члена фермерского хозяйства или объявление его умершим.

Статья 10.
Принятие нового члена фермерского хозяйства в состав членов фермерского хозяйства

Гражданин, соответствующий требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона, может быть принят в состав членов фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства или главы фермерского хозяйства (в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином) при условии внесения вклада в уставный фонд фермерского хозяйства, а также в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства.

Источник: http://yaneuch.ru/cat_110/zakon-rb-o-fermerskih-hozyajstvah/57530.1360236.page1.html

Закон РБ О крестьянском (фермерском) хозяйстве

от 18.02.1991 № 611-XІІ Действующая редакция

  • Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
  • Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о фермерском хозяйстве
  • Статья 3. Государственная поддержка и гарантии деятельности фермерских хозяйств
  • Статья 4. Право на создание фермерского хозяйства
  • Статья 5. Устав фермерского хозяйства
  • Статья 6. Уставный фонд фермерского хозяйства
  • Статья 7. Государственная регистрация фермерского хозяйства
  • Статья 8. Члены фермерского хозяйства
  • Статья 9. Основания для изменения состава членов фермерского хозяйства
  • Статья 10. Принятие нового члена фермерского хозяйства в состав членов фермерского хозяйства
  • Статья 11. Выход и исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства
  • Статья 12. Порядок осуществления расчетов при выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства
  • Статья 13. Изменение состава членов фермерского хозяйства в случае смерти члена фермерского хозяйства или объявления его умершим
  • Статья 14. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
  • Статья 15. Состав имущества фермерского хозяйства
  • Статья 16. Источники формирования имущества фермерского хозяйства
  • Статья 17. Распределение прибыли фермерского хозяйства
  • Статья 18. Ответственность фермерского хозяйства
  • Статья 19. Органы управления фермерского хозяйства
  • Статья 20. Общее собрание членов фермерского хозяйства
  • Статья 21. Глава фермерского хозяйства
  • Статья 22. Виды деятельности фермерского хозяйства
  • Статья 23. Реализация продукции фермерского хозяйства
  • Статья 24. Участие фермерских хозяйств в создании коммерческих и некоммерческих организаций
  • Статья 25. Участие фермерского хозяйства в финансовых и кредитных отношениях
  • Статья 27. Учет и отчетность в фермерских хозяйствах
  • Статья 28. Трудовые отношения в фермерском хозяйстве
  • Статья 29. Разрешение споров, связанных с деятельностью фермерского хозяйства
  • Статья 30. Реорганизация фермерского хозяйства
  • Статья 31. Ликвидация фермерского хозяйства
  • Статья 32. Распределение имущества фермерского хозяйства между его членами в случае ликвидации фермерского хозяйства
  • Статья 33. Приведение учредительных документов фермерских хозяйств в соответствие с настоящим Законом
  • Статья 34. Переходные положения

Источник: https://belzakon.net/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A0%D0%91_%D0%9E_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5

Что собой представляет крестьянское (фермерское) хозяйство в России

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами. Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет.

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или ООО. Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Как самому составить бизнес-план для фермерского хозяйства — смотрите в этой статье.

Существенные условия договора аренды земельного участка вы можете найти .

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов упрощенной системы;
  • единого с/х налога.

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется общая система налогообложения. Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение книги доходов и расходов в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата страховых взносов в ФФОМС и ПФР с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

Источник: http://ZnayDelo.ru/biznes/registraciya/krestyanskoe-fermerskoe-hozyajstvo.html