Является ли капитальный ремонт коммунальной услугой

Содержание

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

По общему правилу, долги предыдущего владельца по коммунальным услугам к Вам отношения не имеют. Но здесь есть свои исключения: это не касается взносов на капитальный ремонт. Поэтому, если Вы купили квартиру с долгами по капремонту, возмещать их придется именно Вам. Здесь все зависит от того, как Вы приобрели квартиру: по сделке купли-продажи или в порядке наследования. Рекомендую Вам уплатить накопившиеся долги по взносам на капремонт в добровольном порядке.

Является ли капитальный ремонт — коммунальной услугой?.

Здравствуйте, помогите разобраться, является ли капитальный ремонт — коммунальной услугой, т.е. можно ли утверждать, что невыполнение наймодателем работ по капитальному ремонту, является не предоставлением нанимателю коммунальной услуги, пишу от имени нанимателей нашего дома, хотим начать отстаивать свои права в администрации, так как дому с 1952 года не делался капитальный ремонт, а оплачивая за найм, мы автоматом оплачиваем и капремонт. или мы не правы? будем благодарны за консультацию.

Коммунальной услугой капремонт не является в силу ст 156 ЖК РФ. Плата за найм регулируется статьей 156.1. Жилищного Кодекса РФ. Так что, оплачивая найм, капремонт вы НЕ оплачиваете. Плата за капремонт ложится только на собственника, а не на нанимателя.

не совсем понятно, у вас договор соц. найма? если да

п. 3 и п. 4. ст. 30 ЖК РФ, в которой указано, что «Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

4. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии…»

Поскольку после заключения договора социального найма у собственника возникают обязанности, а наниматель приобретает право,

А именно п./п., п. 2, ст. 65 Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение;

3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

А согласно п.2 ст. 66 При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и

П.п 5 п. 1 ст . 675 Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Взносы на капремонт это коммунальные услуги.

Капитальный ремонт многоквартирных домов: можно ли не платить?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа → Или звоните нам по телефону (круглосуточно). Это быстро и бесплатно! Москва и Московская область

  1. год строительства здания. Для капремонта дома, который ввели в эксплуатацию совсем недавно не нужно собирать много денег, а для зданий, построенных в позапрошлом веке сумма платы за капремонт будет больше;
  2. присутствие лифта. Для содержания лифтового устройства нужны средства, поэтому жителям зданий с лифтом требуется вносить плату больше.

Следует учесть, что все вышеприведенные пункты довольно условны, закон утвержден не так давно, на его доработку потребуется много времени.

Сам капитальный ремонт организуют в порядке очереди, которую определяют следующим образом:

  1. срок давности постройки;
  2. размер собранных на капремонт дома денег.
  3. срок проведения последних ремонтных работ;

>Платить или нет за капитальный ремонт многоквартирных домов в 2019 году

Соглашаться на подобное или нет – право арендатора.

Входит ли капитальный ремонт в число коммунальных услуг?

ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 475

«О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг»

, Приказ Минобороны РФ от 20 июня 2009 г.

Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ. Как следует из положений ч. 1 ст. 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, закон возлагает на регионального оператора обязанность выставлять платежные документы не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Иной порядок может быть установлен региональным законом. Минстрой России в письме 12315-АЧ/04 от 07.

Жильцы спрашивают: в чем разница между взносами на капитальный ремонт и содержанием и ремонтом жилья?

Текущий ремонт предполагает восстановление или замену входных подъездных дверей, окон, перилл, облагораживание лестничных клеток и придомовой территории и многое другое. Он делится на два вида:

  1. внеплановый — ремонт мелких, незначительных неисправностей либо устранение аварийных ситуаций, проводится согласно установленному графику работ либо немедленно.
  2. плановый — фронт работ определяется на основе осмотра специалистами и выявления неисправностей, проводится примерно один раз в пять лет;

Для разграничения текущих и капитальных работ следует придерживаться следующих норм:

  1. замене подлежит больше 15 процентов от объема объекта — капитальные работы;
  2. замене подлежит меньше 15 процентов от объема объекта — текущие работы.

ВАЖНО!Чтобы провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, неисправной должна быть ее большая часть.

Отвечает адвокат адвокатского бюро «Нянькин и партнеры» Алексей Нянькин:

В соответствии с частью 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК), взнос на капитальный ремонт является частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью собственников жилых помещений.

В соответствии со ст. 169 ЖК, право установления льгот (компенсаций на расходы) по уплате взносов на капитальный ремонт государством делегировано субъектам Российской Федерации.

Нужно ли платить за капитальный ремонт?

Куда уходят взносы на капремонт?

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт:

  • одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет – в размере 50%; 80 лет – в размере 100%;
  • проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет – в размере 50%; 80 лет – в размере 100%.

Кроме того, от уплаты взносов освобождаются собственники помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, либо доме, расположенном на земельном участке, в отношении которого принято решения о его изъятии для муниципальных или государственных нужд.

Иные лица – собственники жилых помещений – льгот по уплате взносов на капитальный ремонт не имеют.

Таким образом, компенсация за оплату коммунальных услуг, уплачиваемая по случаю потери кормильца, не включает в себя компенсацию взноса на капитальный ремонт.

Отвечает руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург», генеральный директор ГК «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров:

П. 4. ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг», Приказ Минобороны РФ от 20 июня 2009 г. N 565 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 475» – распечатайте эти документы, приложите те, что ранее подавали, и обратитесь в МФЦ по месту жительства, подайте пакет документов и заявление. Или обратитесь к тем чиновникам, что Вам отказали, и потребуйте письменный отказ в предоставлении льгот на оплату капремонта с обоснованием. Если получите отказ из МФЦ или от чиновников, берите его и подавайте исковое заявление в суд, приложив те же выписки из законов. В данных документах четко написано, что Вам положены льготы на содержание и ремонт жилых помещений, а также объектов общего пользования. Вряд ли чиновники смогут доказать, что капитальный ремонт ремонтом не является.

Энергоэффективный капремонт на практике

Могу ли я не платить за капремонт?

Отвечает адвокат, к. ю. н. Юлия Вербицкая:

Капитальный ремонт – один из видов услуг ЖКХ для многоквартирных домов, который подлежит обязательной оплате на территории РФ и закреплен за помещением, а не за собственником. С 2016 года обязанность оплачивать капитальный ремонт была введена и на территории Крымского полуострова.

Как и многие другие виды услуг ЖКХ, право на льготу по взносу на капитальный ремонт есть у инвалидов (кроме инвалидов третьей группы), ветеранов войны, ветеранов военной службы Украины и их вдов, а также у отдельных категорий лиц, пострадавших от радиации.

В соответствии с действующим законодательством (ст. 154 ч. ч. 2, 4 Жилищного кодекса РФ), капитальный ремонт входит в плату за жилое помещение, но не входит в плату за коммунальные услуги.

Получение компенсации за оплату капитального ремонта возможно лишь в том случае, если Вы являетесь вдовой участника ВОВ.

Текст подготовила Мария Гуреева

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Льготы на оплату ЖКУ. Когда, кому, сколько?

Должен ли я платить за капремонт, если новостройка еще на гарантии?

Почему на капремонт собирают уже через 3 года после сдачи новостройки?

Источник: https://www.domofond.ru/statya/vhodit_li_kapitalnyy_remont_v_chislo_kommunalnyh_uslug/6932

Платить или нет сборы на капремонт

Нет, не может. Но есть отдельные категории жильцов, которые освобождены от уплаты таких взносов: жители муниципального жилищного фонда и собственники помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также в многоквартирных домах, в отношении которых принято решение органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме (например, для строительства объектов транспортной инфраструктуры).

Однако законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и льготы по оплате взносов на капремонт для пожилых граждан. С 1 января 2016 года Жилищный кодекс дает регионам такое право — освобождать одиноких неработающих россиян в возрасте 80 лет и старше от уплаты взносов на капитальный ремонт и право предоставить скидку в 50% для одиноких неработающих граждан, достигших 70 лет. Так, например, это право уже реализовано на уровне Москвы и ряда других субъектов РФ.

Кроме того, ЖК устанавливается, что инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50% этого взноса.

Госдума решила отменить освобождение пенсионеров от платы за капремонт

До конца недели Госдума примет закон, который разрешит регионам компенсировать 100% взноса за капитальный ремонт одиноко проживающим пенсионерам старше 80 лет и 50% взноса — одиноко проживающим пенсионерам старше 70 лет. Льготы получат и некоторые категории инвалидов. Но сначала придется расплатиться с долгами по ЖКХ.

Законопроект внесла группа депутатов из «СР». Первоначально речь шла лишь о наделении субъектов РФ правом «освобождать от уплаты взносов на капремонт одиноко проживающих пенсионеров, достигших возраста 80 лет, и семей, состоящих только из совместно проживающих пенсионеров, из которых хотя бы один достиг возраста 80 лет». Документ приняла в первом чтении 4 декабря 2015 года — после того как его соавторами стали видные единороссы, получившие согласие правительства на распространение льгот и на другие категории граждан.

Ко второму чтению законопроект существенно видоизменился. Первая его часть по-прежнему говорит о праве, а не обязанности регионов своими законами облегчать бремя платы за капремонт пенсионерам старшего возраста. Но теперь обещается не освобождение от платы, а «компенсация расходов» собственникам жилья: если одиноко проживает пенсионер старше 80 лет — в 100%-ном размере, а если одиноко проживает пенсионер старше 70 лет — 50%-ном. Причем право на компенсацию получат лишь неработающие пенсионеры.

Семья из неработающих пенсионеров любого возраста тоже имеет шанс на льготу: если один из них, собственник помещения, старше 80 лет — в размере 100%, а если один из них, собственник, старше 70 лет — в размере 50%.

Компенсация будет рассчитываться исходя из минимального взноса за квадратный метр площади, установленного в данном субъекте РФ (в Москве — 15 руб.), и «размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения», используемого для расчета субсидий на оплату услуг ЖКХ. В Москве, к примеру, стандарт составляет 33 кв. м на одиноко проживающего. То есть если у одинокого пенсионера старше 80 лет площадь жилья свыше 33 кв. м, за «излишки» он заплатит по полной ставке.

Если у регионов есть право, но нет обязанности вводить компенсации, где гарантия, что они это сделают? Зам. главы Комитета по ЖКХ Павел Качкаев («ЕР») заверил «МК», что гарантией являются заложенные в бюджете 2016 года около 5 млрд рублей на обеспечение перечисленных в законе льгот.

Право на компенсацию не более 50% взноса, рассчитанную по тем же правилам, получат и инвалиды первой и второй групп, дети-инвалиды и родители детей-инвалидов. Эта льгота от воли региональных властей не зависит, хотя некоторые из них сами ввели ее, не дожидаясь «отмашки» сверху.

Если у одинокого пенсионера старше 80 лет площадь жилья свыше 33 кв. м, за «излишки» он заплатит по полной ставке

Чтобы получить субсидии на оплату ЖКХ, требуется приложить немало усилий на сбор разных справок, а мы ведь говорим об очень пожилых, одиноких и больных людях… Г-н Качкаев полагает, что для получения компенсации платы за капремонт дело ограничится одной-двумя справками — компенсация не зависит от уровня дохода, а данные об одиноко проживающих есть в ЕИРЦ, а о неработающих пенсионерах и их возрасте — в Пенс

ионном фонде.

На самом деле никто не знает, сколько документов придется собрать, чтобы получить право на компенсацию: регионы еще должны принять свои нормативные акты на сей счет. Так как закон должен вступить в силу с 1 января 2016 года, на это остается совсем немного времени.

И еще один важный момент: как и в случае с субсидией на оплату ЖКХ, «компенсация будет предоставляться лишь в том случае, если у получателя нет долгов по оплате ЖКХ», пояснил г-н Качкаев. Значит, тем пенсионерам, которые бойкотировали взнос на капремонт, придется все же заплатить за полгода и потом платить исправно.

По данным Комитета по ЖКХ, одиноко проживающих пенсионеров тех возрастов, которые получат право на компенсацию, в стране порядка 2,7 млн человек. А инвалидов из вышеперечисленных категорий — 8432 человека.

Новые правила оплаты капитального ремонта в многоквартирном доме

В настоящее время по самым скромным оценкам треть многоквартирных домов (МКД) в РФ изношены и нуждаются в капитальном ремонте.
Капитальный ремонт многоквартирного дома – проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

До вступления в силу Федерального закона РФ от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее Закон № 271-ФЗ) капитальный ремонт помогал проводить фонд реформирования ЖКХ. Теперь фонд будет спонсировать только переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. После вступления в силу Закона № 271-ФЗ за капитальный ремонт будут платить собственники жилплощади в многоквартирных домах. Платежи за капремонт являются обязательными. Размер ежемесячной платы в каждом регионе устанавливается отдельно и будет варьироваться от 5 до 7 рублей с квадратного метра.

К 2014 году органы местного самоуправления обязаны создать фонд капитального ремонта и назначить регионального оператора, который будет ремонтировать жилфонд и своевременно публиковать информацию о состоянии ремонтируемых домов в сети интернет.

На первый взгляд всё предельно ясно, более того, в некоторых регионах и до принятия указанного закона за капитальный ремонт жилых домов платили собственники, однако вокруг этого документа ходит множество домыслов и слухов о том, как будут собираться и расходоваться эти деньги. Далее рассмотрим плюсы и минусы Закона № 271-ФЗ, его новшества, и как это отразиться на кошельках рядовых граждан.

Новый закон, по сути, не привнес новую норму в гражданское право, так как в ГК РФ (ст. 210) и в ЖК РФ (п.1 ст. 158) четко прописано: ответственность за содержание жилья, находящегося в собственности, лежит на его собственниках. Другими словами, человек, купивший, приватизировавший или иным способом получивший право собственности на квартиру в многоквартирном доме, получает не только права, но и обязанности по содержанию жилья в надлежащем состоянии (ремонт крыши, фасада, фундамента и т.д.).

Закон № 271-ФЗ, признавая плату за капремонт обязательной для всех собственников, направлен на создание четкого механизма, который позволит проводить капремонт всего жилого фонда в плановом порядке.

По данным Росстата в конце 2011 года в РФ насчитывалось 20,5 млн квадратных метров аварийного жилья, а также почти 80 миллионов – «ветхого»

По данным Росстата в конце 2011 года в РФ насчитывалось 20,5 млн квадратных метров аварийного жилья, а также почти 80 миллионов – «ветхого». Удельный вес таких жилищ в общем объеме жилищного фонда составляет 3%. По неофициальным данным, еще примерно столько же фактически являются аварийными, но таковыми не признаны, т.к. у местных бюджетов просто нет средств на расселение жильцов из таких домов. Сумма, необходимая для приведения жилого фонда в надлежащее состояние, для бюджета неподъемная. Вполне целесообразно то, что собственники будут выполнять предусмотренную законом обязанность содержать свое имущество.

Но, учитывая неприятную закономерность, когда деньги исчезают, либо используются не по назначению, гражданам необходимы гарантии, что эти средства не разворуют и направят на цели, для которых осуществлялся их сбор. Закон № 271-ФЗ решает эту проблему следующим образом:

1-й вариант: до конца 2013 года регионы РФ должны создать фонд капитального ремонта и учредить государственное предприятие – регионального оператора. Региональный оператор будет проводить капитальные ремонты на средства, которые будут поступать в фонд по плану, в который будет включен каждый многоквартирный дом в субъекте РФ. Составлять такие списки будут органы местного самоуправления. Реестры будут находиться в общем доступе, и каждый гражданин сможет следить за продвижением очереди на ремонт. В каждом регионе для жильцов будет установлен свой размер платы, но при этом федеральный и региональный бюджеты будут софинансировать капремонты.

Данный вариант сбора средств фактически противоречит Гражданскому кодексу РФ и Конституции РФ. Как было отмечено выше, собственник несет бремя содержания своего имущества, но не чужого. По общему правилу чиновники разрешают использование собранных средств с одного дома на капитальный ремонт другого, согласно утвержденному графику. Остается только догадываться каким образом будет сформирована очередь, и кому выделят в первую очередь помощь, а чей дом отремонтируют через 10 лет;

2-й вариант: ТСЖ вправе открыть собственный специальный счет, на который собственники будут перечислять взносы на капитальный ремонт в целях формирования фонда капитального ремонта. При этом средства с такого счета могут быть использованы только для капитального ремонта и ни для чего другого.

В случае если Управляющая компания своевольно повысит размер взноса на капитальный ремонт, собственники за защитой интересов могут обратиться в суд.

Судебная практика

Рассмотрим пример: Решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан.
Из материалов дела: Истец И.А.П. обратилась с исковым заявлением к ООО «Жилкомзаказчик», мотивируя свои требования следующим: Обслуживание дома, в котором она является собственником квартиры, осуществляется управляющей организацией ООО «Жилкомзаказчик» (УК).
Несмотря на то, что общим собранием собственников жилья решение о проведении капитального ремонта дома не принималось, размер взносов не устанавливался, от управляющей компании предложений о сроках проведения капитального ремонта не поступало, УК взимает плату за капитальный ремонт дома.

Истец неоднократно обращалась в управляющую компанию с просьбой прекратить начисление по данной статье, однако в нарушение требований ст. 44 и 158 Жилищного кодекса РФ и при отсутствии какого-либо иного решения собственников жилых помещений, расположенных в доме №, УК продолжила начислять и удерживать плату по статье «капитальный ремонт» для жителей указанного дома.

Истец просит признать действия УК по начислению платы за капитальный ремонт, незаконными и обязать УК прекратить начисление по данной статье и произвести истцу выплату наличными или перечислением на банковский счет излишне уплаченные суммы за капитальный ремонт.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковое заявление И.А.П. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям: принятие решения о ремонте общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме отнесено статьей 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников жилья.

Как установлено судом, истцом заключен договор управления многоквартирным домом с УК, по условиям которого управляющая организация обязуется оказать комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещениями лицам. Пунктом 4.9 Договора управления предусмотрено указание в выставляемом Управляющей организацией платежном документе в составе начисленной платы за жилое помещение платы за капитальный ремонт общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме при условии принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о проведении капитального ремонта общего имущества собственников в соответствии со ст. 44 и 158 ЖК РФ. Согласно пункту 4.18 Договора управления капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника на основании дополнительного соглашения к договору, подготовленного на основании решения общего собрания собственников помещений.

Ответчиком не представлено доказательств того, что собственниками помещений многоквартирного дома (адрес) принималось решение на общем собрании о сроках проведения капитального ремонта многоквартирного дома и об оплате расходов на проведение капитального ремонта. В нарушение условий пункта 4.18 Договора управления дополнительное соглашение к нему о проведении капитального ремонта не заключалось.

Произведенный ремонт кровли не дает основания для взыскания этих средств с собственников жилья путем ежемесячного сбора средств, поскольку доказательств утверждения на общем собрании собственников сметы и порядка оплаты этих работ не имеется. Тем самым ответчиком нарушены положения ч. 2 ст. 158 ЖК РФ, оснований для сбора с собственников жилых помещений в многоквартирном доме платы за капитальный ремонт у ответчика не имелось.

Протоколом общего собрания собственников дома подтверждено установление размера платы на содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Однако из представленных истцом квитанций и представленной ответчиком выписки из лицевого счета следует, что наряду с начислением платы за содержание жилья истцу производилось начисление платы за капитальный ремонт отдельной строкой в размере N руб., что противоречит представленному ответчиком решению общего собрания.

При таких обстоятельствах следует признать обоснованными требования истца о незаконности установления ответчиком платы за капитальный ремонт истцу и перерасчете платы, которые следует удовлетворить в пределах заявленного истцами требования.

Вывод: второй вариант является предпочтительным. Прежде всего, капитальный ремонт не привязан к установленному чиновниками плану, следовательно, сделать его можно раньше, чем в порядке очереди. Кроме того, собственники сами устанавливают размер ежемесячных взносов (размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт не должен быть менее, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта РФ). Ремонтные работы выполняют управляющая компания или любая другая организация по решению собственников. Банк перечислит деньги подрядчику только после того, как владельцем спецсчета будет представлен акт приемки работ, подписанный представителями собственников, органов местного самоуправления.

Важно: в соответствии со ст. 175 ЖК РФ, владельцем специального счета может быть ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу, и, в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.

Таким образом, если полномочия ТСЖ выходят за рамки ст. 175 ЖК РФ, то оно должно открывать счета у регионального оператора, либо дробиться на отдельные ТСЖ.

В случае если собственники многоквартирного дома до 2014 года не определятся, каким образом собирать средства на капитальный ремонт общего имущества, они «по умолчанию» попадают в региональный фонд. Так или иначе избежать капремонта не получится.

Более того, в соответствии со ст. 165 ЖК РФ, взнос на капремонт является обязательным платежом, и за просрочку платежа предусматривается пени 1/300 от ставки рефинансирования Центрального Банка. Решение собственников об отказе от уплаты будет являться незаконным. Деньги с неплательщиков могут взиматься и в судебном порядке.

Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД принимается на общем собрании собственников помещений. Собственники в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД по предложению лица, осуществляющего управление домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, регионального оператора, либо по собственной инициативе.
Возникает вопрос: Что делать если пришло время делать ремонт, а средств недостаточно?

Можно взять кредит в банке под поручительство регионального фонда.
Перейти в региональный фонд и затем платить ему, пока не будет погашена сумма, потраченная на капремонт.
Следует отметить, что ТСЖ, которое перечисляло денежные средства в региональный фонд, может выйти из него и открыть специальный счет. И если плановый ремонт в его доме еще не был произведен, денежные средства будут перечислены на спецсчет. Если ремонт уже произведен, но перечисленных средств не хватило, и фактически доплачивал региональный фонд, то ТСЖ должно сначала погасить долг, и только потом открывать спецсчет.

Итак, собственники жилых помещений обязаны нести расходы на капитальный ремонт. Как быть нанимателям муниципальных квартир? В муниципальных квартирах собственник – муниципалитет. Значит, и платить должен муниципалитет. Люди, которые живут в муниципальных квартирах, от уплаты взноса на капитальный ремонт освобождаются.

Такой позиции придерживается и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 11 сентября 2013 г. № 17АП-9691/2013-ГК).
Из материалов дела: ООО «Единый РКЦ» г. Ижевск обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к муниципальному образованию «город Ижевск» в лице Администрации муниципального образования «город Ижевск» о взыскании 634 635 руб. 34 коп. долга за услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, где администрация является собственником некоторых квартир; 50 000 руб., 00 коп. в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики с муниципального образования за счет казны муниципального образования в пользу ООО взыскано 470 404 руб. 97 коп. долга, а также 62 408 руб. 10 коп. в возмещение судебных расходов.

Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Считает недоказанным факт принадлежности ответчику квартир в спорных домах. Указывает на отсутствие решения собрания собственников помещений в спорных домах о производстве капитального ремонта. Указывает на отсутствие заключенного договора управления между ООО «Ижкамсервис» и Администрацией г. Ижевска как собственника муниципального жилого помещения, в связи с чем требование о взыскании задолженности не могло перейти к истцу в рамках ст. 384 ГК РФ. Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В ч. 1 ст. 36 ЖК РФ содержится перечень имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Следовательно, являясь собственником помещений в многоквартирных жилых домах, муниципальное образование обязано нести бремя содержания принадлежащего ему имущества путем внесения платы за капитальный ремонт общего имущества домов.

Апелляционным судом не принимается во внимание довод апеллянта об отсутствии заключенного договора управления ООО «Ижкамсервис» и Администрацией г. Ижевска.

В соответствии с п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение о выборе управляющей организации в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Необходимость капитального ремонта спорных домов подтверждается актами обследования домов и техническими паспортами на указанные дома. Кроме того, представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников многоквартирных домов подтверждена необходимость взимания платы на проведение капитального ремонта.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. № 1077 утверждены федеральные стандарты стоимости капитального ремонта помещений, которые для Удмуртской Республики на 2012 – 2014 гг. составили 5 руб. 50 коп. на кв. м площади в месяц.

Согласно расчету истца, за общий период времени с 01.01.2010 г. по 31.12.2012 г. стоимость капитального ремонта составила 470 404 руб. 97 коп. Указанный расчет судом проверен и признан обоснованным.

Источник: http://nedviginform.ru/zhkh/sbory-na-kapremont-platit-ili-net.html

Является ли оплата за капитальный ремонт коммунальным платежом по квартире?

Мы вчера подписали договор купли-продажи квартиры и отдали в Росреестр.

Договор составлял риэлтор продавца. Я – покупатель. Меня смутили два момента, правда поздно дошло уже после подписания договора.

1) Не получится ли так, что продавец не заплатит за капремонт и согласно пункт 4.3 я должна буду платить его долги. Или п.3.4 это исключает и не стоит волноваться?

«3. Права и обязанности «Продавца»:

3.4. Продавец обязуется оплатить все коммунальные и другие платежи по квартире по день фактического освобождения квартиры от имущества и передачи квартиры в пользование Покупателя. Покупатель не несет ответственности за задолженности Продавца по жилищно-коммунальным услугам, электроэнергии и иным платежам по квартире.

4. Права и обязанности «Покупателя»:

4.3. Осуществлять за свой счет техническое обслуживание и ремонт квартиры с соблюдением существующих правил и норм, определенных для домов государственного и муниципального жилого фонда, а также участвовать соразмерно занимаемой площади в расходах, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом, в том числе капитальном всего дома.»

Т.е. относится ли оплата за капитальный ремонт к коммунальным и другим платежам по квартире?

2) чем чреват для меня п.5.2:

«5. Прочие условия:

5.2. Отчуждаемая квартира, являющаяся предметом настоящего договора, до его подписания сторонами осмотрена и не оговоренных недостатков Стороны не обнаружили. Продавец поставил в известность Покупателя о явных и скрытых недостатках квартиры, которые не были обнаружены при её осмотре.»?

Продавец про недостатки не говорил. Окончательная сумма будет передаваться после получения догоора из Росреестра. Может, мне в расписку на получение денег вставить фразу «Информация о явных и скрытых недостатках квартиры:…», чтоб продавец вписал их, если есть?

Источник: https://www.9111.ru/questions/14479063/

Увидев в почтовом ящике очередную квитанцию, а то и ворох, многие собственники задумываются, стоит ли перечислять ту сумму долга, которая в них указана? Каждый стремится разобраться, каким образом можно избавиться от лишней траты денег.

Но не грозит ли такая позиция большими проблемами в будущем? Так мы приходим к простой мысли: нужно разобраться, законна ли такая позиция.

Кто должен платить, а кто нет?

Законодательством предусмотрены случаи, при которых взносы на капремонт можно не платить.

Но их не так много, разберёмся в платежах: носят ли они всеобщий обязательный характер?

Характер сборов: можно ли отказаться?

Жилищный Кодекс РФ ясно дает понять, что содержание жилья, а также его ремонт должен осуществляться в полном объеме за счет средств собственника.

ЗАКОН!»Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере». (ч.1 ст.169 ЖК РФ)

Учитывая, что большая часть многоквартирных домов сегодня находится в неудовлетворительном состоянии, их обновление будет дорого обходиться жителям.

Однако государство не обязывает ежемесячно тратить крупные суммы на эти цели. Законодательством предусмотрены платежи, установленные исходя из минимального стандарта оплаты на квадратный метр площади.

ВАЖНО! Наниматель социальной квартиры не обязан платить взносы, так он не является владельцем помещения.

Поэтому стоит внимательно подумать, стоит ли приватизировать социальное жильё или нет.

Но многие собственники не желают отдавать эту сумму. Итак, каковы основания неуплаты?

Жилые дома, которые не оплачивают квитанции

Возможность не оплачивать взнос для целого многоквартирного дома есть в нескольких случаях.

Основные из них определены ч.2 ст.169 Жилищного кодекса:

  1. здание в аварийном состоянии и подлежит сносу (оплата без капремонта в перспективе не производится);
  2. дома, которые расположены на земле, изымаемой для государственных и муниципальных целей.

ВАЖНО! Жители новостройки могут иметь отсрочку до 5 лет (подробнее читайте ).

Юристы называют ещё несколько разрешённых законодателем способов избежать исполнения этого обязательства:

  1. на специальном счёте собрано 50% средств от минимального уровня, определённого региональным стандартом (ч.8 ст.170);
  2. региональный фонд может засчитать в счёт будущего периода оплаты уже произведённые ремонтные работы, если они были включены в план.

И хотя примеры реализации последнего пункта на практике нам не встречались, редакция сайта не оставляет надежду найти очевидцев. Если вы знаете такие случаи — обязательно напишите в комментарии к статье.

Отдельные категории собственников

Государство освобождает некоторых граждан от оплаты услуг фонда. Различного рода льготы по оплате платежей имеют:

  • пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, проживающие одиноко или в семье, состоящей из нетрудоспособных лиц, имеют право на государственное возмещение в полном объеме;
  • неработающие граждане пенсионного возраста имеют скидку в 50 %;
  • инвалиды, и семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • малоимущие жители;
  • многодетные жильцы или неполные семьи в зависимости от доходов;
  • иные группы населения, указанные в нормативных правовых актах субъектов страны.

Все перечисленные варианты позволяют на законных основаниях оформить отказ от оплаты капитального ремонта.

ВНИМАНИЕ! Некоторые льготники должны оплачивать квитанции в полном объеме. А органы власти переводят на их банковские счета ежемесячную компенсацию.

Типичный случай: комментарии юристов

Итак, закон приводит ограниченный список вариантов отказа от перечислений средств в региональный фонд.

Однако человек по своей природе — существо творческое, и поэтому всегда ищет возможность обойти писанную норму, найти лазейку. Рассмотрим отзывы юрисконсультов на стандартные ситуации.

Если не заключен договор с фондом?

Есть мнение, что отсутствие подписанного соглашение с региональным оператором может давать собственникам помещений в таком доме право на отказ.

Однако это не так. Закон достаточно чётко устанавливает все условия работы этой организации, права и обязанности владельцев жилья.

ВАЖНО! Норма об обязательном заключении договора между МКД и регфондом исключена из ст.181 ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ.

Но даже когда она была актуальна, нельзя было объявить отсутствие такого соглашения основанием для отказа. Сегодня это тем более не применимо.

Нужно ли писать заявление на компенсацию?

Вы можете прочитать отдельную серию статей по компенсациям и льготам в этой сфере.

Юристы от раза к разу сталкиваются с обращениями собственников, которым по условиям закона положена компенсация, но они её не получают.

Дело в том, что нужно подать заявление в двух экземплярах для администрации и регионального фонда. В нем нужно указать основания для получения возмещения, которые будут подкреплены статьями из законов.

ВНИМАНИЕ! Отсутствие инициативы со стороны заинтересованного лица, имеющего все права уменьшить либо отменить такой сбор будет играть против него самого. А перечисленные ранее суммы останутся лежать на счетах фонда и обратно не вернутся.

Неуплата, если капитальный ремонт уже произведён

Логичным кажется желание не оплачивать квитанции в части капремонта, если только что ваш дом был отремонтирован.

Давайте разберёмся, в чём сложность ситуации.

Накопленных жителями средств может не хватить для оплаты текущей программы. Поэтому региональный фонд привлекает кредитные линии, а также просит субъект Федерации помочь с выполнением своих обязательств.

Отсюда складывается ситуация проведения работ как бы в долг, при которой обязанность по оплате никак не может исчезнуть.

Но если необходимые работы уже были произведены силами собственников, есть вероятность временной отмены или хотя бы уменьшения суммы.

ВАЖНО! Ст.180 предусматривает возможность частичного погашения суммы отчисления в региональный фонд, если капитальный ремонт, предусмотренный программой, уже осуществлён без привлечения накопленных средств.

Звоните юристу

Подберем специалиста за вас

8 (499) 350-97-63 — Москва

8 (812) 309-74-28 — СПб

Полезное видео

Посмотрите видео, чтобы узнать в каких случаях нужно платить взносы за капремонт, отзывы юристов:

Осуществление ремонтных работ многоквартирных домов — дело затратное. Не каждый регион может выделить бюджет для поддержания благопристойного вида и хорошего состояния жилого фонда.

Чтобы переложить решение проблем общего имущества на жильцов, власти ввели новый платёж.

Собственники могут лишь сделать его минимальным, изучив досконально вопрос.

Источник: https://kapremont.expert/kapremont/kogda-vznosy-na-k-mozhno-ne-platit.html

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье проанализирована широко распространенная в Интернете лжетеория о том, что якобы Верховный суд РФ установил отсутствие обязанности оплачивать взносы на капитальный ремонт. Ранее на сайте АКАТО уже публиковалась по данному вопросу статья «Интернет-бред и его вред», однако, в связи с неутихающими спорами по данному вопросу, представляется необходимым дать повторные разъяснения в рамках цикла «Мифы ЖКХ».

Необходимо отметить, что настоящая статья не содержит оценки справедливости анализируемых норм, некой моральной или нравственной «правильности» предъявления к оплате собственникам взносов на капремонт. Более того, с учетом существенного ажиотажа вокруг вопроса оплаты капремонта, представляется необходимым пояснить, что для достижения некой справедливой сбалансированной системы взаимоотношений участников жилищных отношений по указанному вопросу необходимо глубокое понимание юридических норм, регулирующих аспекты капитального ремонта. На взгляд автора статьи, недопустимо, например, требовать отмены норм, устанавливающих обязанность оплаты взносов на капремонт, и одновременно с этим утверждать, что обязанности по оплате таких взносов не установлены (либо отменены решением суда). В этом случае создается логическая ошибка — заявляются требования об отмене норм, которые якобы признаны судом недействующими. Более разумным и эффективным для противников оплаты взносов на капремонт представляется сначала изучить положения законодательства, устанавливающие обязанность оплачивать взносы на капремонт, признать их действие с учетом сложившейся судебной практики (разумеется, для тех положений, которые являются действующими), а уже потом требовать их отмены или изменения. Игнорирование же таких норм (либо необоснованные заявления об их недействительности) будет иметь исключительно негативные последствия для всех участников жилищных отношений.

Суть лжетеории

Не первый год в Интернете муссируется мнение, что якобы Верховный суд РФ своим решением признал взимание взносов на капитальный ремонт (далее — КР) незаконным. Речь идет об определении Верховного суда РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 (далее — Определение).

Указанное Определение вынесено по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на Решение Белгородского областного суда от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014, которым было отказано в удовлетворении требований о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Белгородской области от 31 января 2013 года «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области».

В числе прочего Определение содержит фразу: «оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Именно эту фразу используют сторонники лжетеории об отсутствии обязанности оплаты взносов на капремонт, часто перефразируя ее примерно в таком виде: «По Определению ВС РФ от 04.06.2014 № 57-АПГ14-2 плата за капитальный ремонт НЕ является ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ».

Дополнительно нередко приводятся еще два аргумента:
1) Региональный оператор КР является фондом, а согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон 7-ФЗ) фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, оплата взносов Региональному оператору КР (который является фондом) носит исключительно добровольный характер, никаких обязанностей по уплате взносов на КР на собственников помещений МКД принудительно возложено быть не может;
2) Конституция РФ не предусматривает плату за несуществующие услуги. Следовательно, недопустимо взимать оплату неких еще не предоставленных услуг, а значит — работы по капитальному ремонту могут оплачиваться исключительно после их проведения, а не до того, как не только сами работы еще не произведены, но и вообще не определен их исполнитель, не составлены окончательные сметы и т.д. и т.п.

Исходя из трех представленных аргументов (1. отсутствие обязанности по уплате взносов на КР, установленное ВС РФ; 2. добровольность, а не обязательность взносов в фонды; 3. недопустимость оплаты не предоставленных услуг) лжетеоретики делают вывод о незаконности взимания взносов на КР.

Что установил ВС РФ на самом деле?

В Определении действительно сказано, что Законом Белгородской области обязанность по уплате взносов на КР не устанавливается. но только лишь потому, что такая обязанность установлена федеральным законодательством РФ. Верховный суд указывает, что на основании частей 1, 3 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме (далее — МКД) обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на КР. Обязанность по оплате расходов на КР распространяется на всех собственников с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Верховный суд также указывает, что согласно статье 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ принимают нормативные правовые акты, которыми создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы, устанавливается порядок его деятельности. Применительно к рассматриваемому случаю ВС РФ уточняет, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый закон принят субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий в развитие положений статьи 167 ЖК РФ и направлен на регулирование создания и деятельности регионального оператора.

А вот далее следует как раз та самая вырванная из контекста Определения фраза: «Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый закон не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт».

При прочтении всего текста Определения уже не создается впечатления, что Верховный суд установил отсутствие обязанности по уплате взносов на КР.

Кроме того, необходимо напомнить, что цитируемым Определением Верховный суд в заявленных требованиях отказал. Требования состояли в отмене Решения Белгородского областного суда, но ВС РФ признал данное Решение законным и обоснованным. Белгородский областной суд, в свою очередь, решил (именно тем обжалованным, но оставленным в силе Решением от 10.02.2014 по делу № 3-3/2014): «в удовлетворении заявления … о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Белгородской области “О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области”, принятого Белгородской областной Думой 24.01.2013, отказать». То есть Белгородский областной суд признал соответствие Закона Белгородской области Федеральному законодательству РФ и не установил нарушений, а Верховный суд подтвердил правильность принятого Решения.

Более того, именно Белгородский областной суд применил в своем Решении ту самую цитируемую лжетеоретиками фразу: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт». Сторонники рассматриваемой в настоящей статье лжетеории целенаправленно ссылаются не на Решение Белгородского областного суда, а на Определение Верховного суда РФ, чтобы придать больше значимости своим аргументам, но на самом деле ВС РФ лишь процитировал проверяемое Решение суда.

Важно отметить, что в Решении Белгородского областного суда за процитированной фразой шло продолжение, все расставляющее по своим местам — дословно суд в своем Решении указал: «Таким образом, оспариваемым законом не устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домов по уплате взносов на капитальный ремонт. Данные обязанности непосредственно предусматриваются Федеральным законом».

Разумеется, лжетеоретики предпочли не заметить этой фразы, которая разрушает продвигаемый ими миф.

О добровольности взносов в Фонд

Разберем норму Закона 7-ФЗ о добровольности взносов в фонды.

Часть 1 статьи 7 Закона 7-ФЗ действительно устанавливает: «1. Для целей настоящего Федерального закона фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели…».

Однако, при этом часть 4 той же статьи 7 Закона 7-ФЗ устанавливает: «4. Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов и управления ими могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах».

Именно в соответствии с процитированной нормой Жилищным кодексом РФ (который, между прочим, является Федеральным законом) предусмотрен отдельный вид фондов — региональные операторы капитального ремонта. Глава 17 (статьи 178-188) ЖК РФ регулирует порядок формирования фондов капитального ремонта Региональным оператором и порядок деятельности Регионального оператора по финансированию капремонта. Указанные нормы ЖК РФ, в числе прочего, устанавливают особый порядок использования Региональным оператором денежных средств и ряд ограничений, не предусмотренных нормами Закона 7-ФЗ о таких некоммерческих организациях, как фонды.

Следует напомнить еще несколько норм законодательства РФ. Часть 1 статьи 169 ЖК РФ прямо обязывает собственников уплачивать ежемесячные взносы на КР общего имущества. То есть обязанность оплачивать взносы установлена императивно, ни о каком добровольном выборе, платить или не платить взносы, в данном случае речи не идет. Статья 170 ЖК РФ устанавливает право собственников выбирать порядок формирования фонда КР, и накопление средств на счетах регионального оператора — это лишь один из способов. Если оценивать, является ли выбор указанного способа (и следующая за ним обязанность оплачивать взносы на КР именно Региональному оператору) добровольным, тогда необходимо помнить, что общее собрание собственников помещений имеет право выбора способа формирования фонда капремонта, и выбор конкретного способа делается добровольно. Отсутствие Решения о выборе способа формирования фонда капремонта приравнивается к выбору способа формирования фонда капремонта на расчетном счете Регоператора. Но разве отказ от Решения в данном случае не является добровольным?

Дополнительно можно напомнить о существовании ряда некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме фонда, взносы в которые вовсе не являются добровольными. К таким организациям можно отнести Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и т.д.

Является ли взнос платой за услугу?

Необходимо отметить, что взнос на капремонт не является платой за услуги по капитальному ремонту. Денежные средства, поступившие некому лицу в качестве оплаты за некие услуги (или товары), предоставленные этим лицом, меняют своего владельца с момента поступления такой платы указанному лицу. В отношении взносов на капремонт жилищное законодательство РФ устанавливает специальный порядок распоряжения денежными средствами. Стоит отметить ряд существенных моментов, отличающих взносы на КР от платы за услуги:

1. Судьба накопленных взносов на капремонт (в том числе задолженности по взносам) следует судьбе помещения (часть 3 статьи 158 ЖК РФ). В отношении платы за услуги такой порядок не предусмотрен. Если, например, помещение меняет собственника, при этом прежний собственник имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги и задолженность по взносам на капремонт, тогда задолженность за жилищно-коммунальные услуги остается у прежнего собственника помещения, а задолженность по взносам на капремонт возникает у нового собственника помещения;

2. Наниматели муниципальных (и государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 154 ЖК РФ). То есть, взносы на капремонт связаны именно с правом собственности на помещение, фактически являются, если можно так выразиться, некой частью этого помещения, и имеют отношение только к собственнику помещения, независимо от того, пользуется ли он помещением сам или сдает его внаем. В отличие от взносов на КР, жилищно-коммунальные услуги потребляются и оплачиваются как собственниками помещений, самостоятельно пользующимися своими помещениями, так и нанимателями таких помещений, пользующимися помещениями по договору найма с собственниками.

3. Жилищным кодексом также установлено, что при изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных или государственных нужд, накопленные в фонде капитального ремонта средства возвращаются собственникам помещений в многоквартирном доме. Распределение средств осуществляется пропорционально уплаченным собственниками помещений взносам. Если собственник помещений поменялся, новый собственник получит не только то, что уплатил он сам, но и взносы предыдущего собственника помещения (часть 2 статьи 174 ЖК РФ). В отношении платы за какие-либо потребленные услуги такой возврат средств не предусмотрен;

4. Жилищным кодексом установлены ограничения по использованию средств фонда капитального ремонта, сформированных за счет взносов собственников помещений исходя минимального размера взноса на капитальный ремонт. Эту часть фонда капитального ремонта можно использовать только для оплаты установленного перечня услуг и работ по капитальному ремонту, для погашения кредитов и займов, которые были получены для выполнения этих работ и уплаты процентов по таким кредитам и займам (часть 1 статьи 174 ЖК РФ);

5. На денежные средства, полученные Региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не может быть обращено взыскание по обязательствам Регионального оператора (часть 5 статьи 179 ЖК РФ). В случае признания Регионального оператора банкротом денежные средства, которые получены от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах Регионального оператора, не включаются в конкурсную массу (часть 6 статьи 179 ЖК РФ). В отношении платы за услуги, получаемой исполнителем услуг, таких ограничений, направленных на сохранение денежных средств плательщиков, не предусмотрено.

Исходя из сказанного, заявлять, что взнос на капремонт является некой платой за некие услуги, некорректно. Взносы на капремонт превращаются в плату за услуги по капремонту в тот момент, когда работы по капремонту будут проведены, а из накопленных взносов эти работы будут оплачены.

Выводы

Рассмотренная в настоящей статье лжетеория об отсутствии обязанности по оплате взносов на капремонт опровергнута:
1) Верховный суд РФ не устанавливал отсутствие такой обязанности;
2) Деятельность Региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фондов, по приему взносов на капремонт от собственников помещений МКД и по взысканию таких взносов в судебном порядке соответствует действующему законодательству РФ;
3) Взнос на капремонт некорректно рассматривать как плату за услугу по капитальному ремонту.

Дополнительно стоит отметить, что Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Нифонтов Д.Ю. Понравилась статья? Оформите подписку, чтобы узнавать об актуальных статьях и важнейших новостях ЖКХ.

Источник: https://acato.ru/articles/20170614/mify-zhkh-otmenyal-li-vs-rf-vznosy-na-kapremont