Условия наступления административной ответственности

5.4 Понятие, признаки и принципы административной ответственности. Обстоятельства, исключающие административную ответственность

Под административной ответственностью понимается та­кая разновидность юридической ответственности (наряду с уго­ловной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (администра­тивных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная ответственность характеризуется сле­дующими основными чертами.

1. Устанавливается как законом, так и подзаконными акта­ми, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую ос­нову. Нормы административной ответственности образуют са­мостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только за­коном; дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающи­ми особенности положения отдельных категорий рабочих и слу­жащих; материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права.

2. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания; за преступления – уголовные наказания; за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в иму­щественных санкциях.

3. Административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц; уголовные наказания – только судом; дисциплинарные взыскания – органами и долж­ностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности –судами общей юрисдикции и хозяйственными судами; в отдель­ных случаях – в административном порядке.

4. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на не подчиненных им нарушителей.По этому признаку административная ответственность отлича­ется от дисциплинарной, меры которой к работникам и служа­щим применяются в основном в порядке подчиненности выше­стоящим органом, должностным лицом.

5. Применение административного взыскания не влечет су­димости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно примене­но, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

Следовательно, административная ответственность облада­ет рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности, но главная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное пра­вонарушение, а мерами – административные взыскания.

Для наступления административной ответственности необ­ходимо наличие трех последовательно наступающих оснований:

  • нормативного основания (системы норм, регулирующих административную ответственность);

  • фактического основания (административного правонару­шения, выразившегося в деянии конкретного субъекта, нарушив­шего правовые предписания, охраняемые административными санкциями);

  • процессуального основания (акта компетентного субъек­та о наложении конкретного взыскания за конкретное админис­тративное правонарушение).

Административная ответственность основывается на прин­ципах:

  • законности;

  • равенства перед законом;

  • неотвратимости ответственности;

  • справедливости;

  • гуманизма.

Обстоятельства, исключающие возникновение административной ответственности.

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, т.е. при защи­те жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения по­сягающему вреда (ст. 5.1 КоАП).

Не является также административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступле­ние или административное правонарушение, при его задержа­нии для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда он пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными сред­ствами задержать такое лицо не представилось возможным (ст. 5.2 КоАП).

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, т.е. для пре­дотвращения или устранения опасности, непосредственно угро­жающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устране­на другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный (ст. 5.3 КоАП).

В ст. 5.4 КоАП в качестве обстоятельства, исключающего признание деяния административным правонарушением, ука­зывается обоснованный риск для достижения общественно по­лезной цели. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опы­ту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанны­ми с риском действиями, и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для пре­дотвращения вредных последствий.

Если же в целом рассматривать обстоятельства, исключаю­щие административную ответственность, то к перечисленным необходимо добавить невменяемость и недостижение установ­ленного законом возраста.

Вопросы

1. Что такое административное правонарушение? Перечислите его признаки.

2. Определите структуру состава административного правонарушения.

3. Чем, на ваш взгляд, обусловлено выделение в юридической науке общего, родового и непосредственного объекта административного правонарушения.

5. Раскройте содержание общих и специальных признаков субъекта административного правонарушения.

4. Что такое субъективная сторона административного правонарушения?

5. Дайте определение, охарактеризуйте признаки и принципы административной ответственности.

Примерные темы рефератов:

  1. Понятие и признаки административного правонарушения.

  2. Объект и объективная сторона административного правонарушения.

  3. Субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

  4. Понятие, признаки и принципы административной ответственности.

  5. Обстоятельства, исключающие административную ответственность.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5404797/page:22/

Основания административной ответственности

Главной чертой административной ответственности — является его правовая основа, которая придает ей набор специфических качеств. Существует три тесно взаимосвязанных основания административной ответственности, отсутствие любого, исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное. Юридическое основание административной ответственности — это система норм административного права, регулирующих ответственность. Фактическое основание административной ответственности — это конкретное в полном составе составляющих его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.

Процессуальное основание административной ответственности — составленный уполномоченным должностным лицом органы государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенным данным субъектом.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы было все три основания и именно в такой последовательности.

При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления. Как отмечалось ранее, особый вид преступления, а именно административное правонарушение. Это её фактическое основание. В случае если имеется административное правонарушение, то к административной ответственности не способен прийти. Статья 10 настоящего Кодекса об административных правонарушениях определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность. Правонарушение является административным, если его совершение не влечет за собой уголовной ответственности. Речь идёт о противоправном, наказуемом и виновном деянии.

Что представляет собой противоправность? Тот факт, что данное поведение представляет собой посягательство на требования, содержащихся в соответствующих административных и правовых норм. С другой стороны, тот факт, что эти правила запрещенных действий, составляющих реальное содержание таких посягательств. Все это можно легко обнаружить в характеристике любого административного правонарушения. К примеру, ст.165 КоАП предусматривает за умышленное неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. Очевидно, что речь идёт о недопустимости подобных действий, поскольку они посягают на установленный порядок управления. Но это незаконно, практически все виды правонарушений. Тем не менее, только для преступника использовать дополнительный элемент, который определяет их противоправность — общественной опасности.

Общественная опасность означает, что акт наносит вред обществу, вовлекая их или реальную угрозу причинения значительного ущерба связям с общественностью. Из — за этого, задача уголовного закона заключается в борьбе с нападения на общественный порядок, собственность, а личность его субъективных прав, на верховенстве закона. Но ст.1. КоАП устанавливает точно такая же проблема об административном законодательстве правонарушений. Это означает, что преступления и административные правонарушения подобные объекты посягательства . Вывод состоит в том, что общественная опасность также является признаком административного правонарушения, выражение его незаконности. Иначе трудно объяснить, почему государство использует свою власть для борьбы с такими актами и широко используется в этом коэрцитивными правовыми средствами, если эти действия не являются никакой опасности, для общественного интереса не представляет. Иногда их называют антиобщественными административными правонарушениями, что также в гармонии с их общественной опасности. Конечно, они тоже вредны. Понятно, что также действия являются вредными для общества, граждан, должностных лиц и юридических лиц последствия. Из — за этого, и запрещает определенные действия или предоставлять негативную правовую оценку бездеятельности. Это также является показателем их общественной опасности.

Таким образом, подводя итог к основаниям административной ответственности , можно сказать следующее: основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения. При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если это нарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности.

Источник: https://studbooks.net/749402/pravo/osnovaniya_usloviya_administrativnoy_otvetstvennosti

Понятие и основания административной ответственности

Административная ответственность наступает за административное правонарушение (проступок), состав которого и санкции предусматриваются законом. Административная ответственность — это форма юридической ответственности граждан и юридических лиц за совершение ими административного правонарушения. Она представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок.

Административная ответственность характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов юридической ответственности:

— административная ответственность регулируется нормами административного — деликтного права, которые содержатся как в законах, так и в подзаконных актах. Уголовная ответственность может устанавливаться только уголовным законом;

— основанием административной ответственности является административный проступок, а уголовной — преступление;

— в отличие от гражданской и уголовной ответственности ряд взысканий, специфичных для административной ответственности, могут применяться в административном порядке, т.е. без обращения в суд;

— в отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на физических, но и на юридических лиц;

— за административные правонарушения применяются меры административной ответственности (за уголовные правонарушения — меры уголовной ответственности);

— в отличие от гражданской ответственности, административная ответственность имеет публично-правовой характер: это ответственность перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, которым нарушитель не подчинен в служебном порядке;

— применение мер административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому они применены, считается административно наказанным в течение определенного срока (1 год);

— меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях; а меры уголовной ответственности — в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, меры гражданской ответственности — в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами.

Основания административной ответственности — это условия, при наличии которых к нарушителю применяется административное взыскание. Они включают:

— нормативное основание — нарушение административно-правового запрета, установленного нормой административно-деликтного права;

— фактическое основание — совершение действий, в которых присутствует состав административного правонарушения;

процессуальное основание — издание компетентным органом правоприменительного акта, определяющего административное наказание.

Общие принципы административной ответственности, ее субъекты, виды и порядок применения взысканий устанавливаются КоАП РФ.

Основными принципами административной ответственности являются:

— законность;

— целесообразность ответственности;

— неотвратимость наказания в случае привлечения к ответственности;

— индивидуализация мер ответственности;

— гуманизм.

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. К физическим лицам относятся граждане, иностранные граждане и специальные субъекты административной ответственности. Административная ответственность граждан наступает с шестнадцатилетнего возраста. В целях гарантий прав несовершеннолетних установлено общее правило: к лицам от 16 до 18 лет за административные правонарушения применяются меры взыскания, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (обязанность принести публичные извинения, предупреждение, штраф, если подросток имеет самостоятельный заработок и др.). Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается в соответствии с нормами международного права дипломатическим путем. К специальным субъектам административной ответственности относятся должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом, согласно КоАП РФ, понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее административно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в вооруженных силах и других войсках РФ. Руководители и работники иных организаций, а также граждане-индивидуальные предприниматели, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций несут административную ответственность как должностные лица, если иное не установлено законом. Все эти лица могут быть привлечены к административной ответственности за нарушения, связанные с несоблюдением установленных правил охраны здоровья населения, охраны природы, в сфере охраны порядка управления и других правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например ст.ст. 9.6. — 9.14 КоАП РФ). Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исправительной системы, налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок прохождения службы в этих органах.

  • Вместе с тем эти лица подлежат административной ответственности на общих основаниях (как и граждане) за нарушения в области:

— законодательства о выборах и референдумах;

— обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

— правил дорожного движения;

— правил пожарной безопасности (вне места службы);

— законодательства об охране окружающей среды;

— таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через границу РФ;

— налогового и финансового законодательства;

— в случае невыполнения законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

К этим лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим срочной службы также в виде административного штрафа. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных разделом II КоАП РФ и иными законами. Помимо юридических лиц субъектами административной ответственности могут быть и другие лица, приравненные к ним отраслевыми или специальными законодательными актами. Так, филиалы юридических лиц могут быть привлечены к административной ответственности за некоторые нарушения налогового законодательства. Основной мерой административной ответственности, применяемой к юридическим лицам, является административный штраф.

Источник: https://studfiles.net/preview/4431723/page:33/

Тема 3: Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности.

План:

  1. Понятие и признаки административной ответственности. Отграничение административных правонарушений от других противоправных деяний.

  2. Понятие и признаки состава административного правонарушения.

1.Частью 1 ст.2.1 дано понятие административного правонарушения. Признаки:

  1. Противоправность

  2. Виновность

  3. Административная наказуемость

  4. Общественная вредность.

2.В законодательстве понятие состава административного нарушения не определено, однако, наука его выработала. Под составом административного правонарушения в литературе понимают совокупность объективных и субъективных признаков, которые позволяют определить конкретное административное правонарушение. Если признаки административного правонарушения отграничивают его от других противоправных деяний, то признаки состава правонарушения позволяют выявить определенное административное правонарушение среди других административных правонарушений.

Классический состав административных нарушений представлен четырьмя элементами:

  1. Объект

  2. Объективная сторона

  3. Субъект

  4. Субъективная сторона

Объект– это то, на что направлено, на что посягает административное правонарушение. В литературе традиционно выделяют объекты: общий, родовой, видовой, непосредственный.

Общимобъектом являются все общественные отношения, на которые посягает административное правонарушение в целом.

Родовойобъект – это однородная группа общественных отношений, на которые посягают определенные административные правонарушения. Родовой объект обозначен в названиях глав Особенной части КоАП и законах субъектов федерации.

Видовойобъект – более узкая группа однородных общественных отношений.

Непосредственныйобъект – общественные отношения, на которые посягает конкретное административное правонарушение.

Объективная сторонахарактеризует внешнюю форму выражения противоправного деяния (действия или бездействия). Действие – активное поведение, которое заключается в нарушении запретов, а бездействие – это пассивное поведение субъекта, которое выражается в невыполнении предписаний. Законом могут предусматриваться другие дополнительные квалифицирующие признаки. Эти признаки являются обязательными для квалификации деяний. К ним можно отнести: последствия, причинно-следственная связь между деянием и последствием, время, место, способ, обстановка, средства, орудия, предмет и т.д.

Признаком объективной стороны состава правонарушения, совершенного юридическим лицом, является его вина. Поскольку юридическое лицо считается неодушевленным предметом, постольку его вину нельзя определять через психическое отношение к содеянному. Вина юридического лица описывается в ч.2 ст.2.1 КоАП и состоит из элементов:

  1. Наличие и возможность по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность.

  2. Непринятие мер юридическим лицом по недопущению нарушений этих правил и норм.

При такой конструкции вины юридического лица происходит объективное вменение и принцип презумпции невиновности не распространяется на юридических лиц.

Субъекты– физические и юридические лица.

Субъективная сторона– определяет внутреннюю сторону, отношение к правонарушению. Сознательно-волевое психическое отношение к содеянному и последствиям.

Основным признаком субъективной стороны является вина. Формы вины физического лица определены в ст. 2.2 КоАП, выражаются в виде умысла и неосторожности. Дополнительными квалифицирующими признаками являются мотив и цель. Таким образом, состав административного правонарушения, совершенного физическим лицом, является четырехэлементным, а совершенного юридическим лицом трехэлементным.

Виды составов административного правонарушения:

  1. По наличию последствий:

    1. Формальные (выражаются в нарушении правил без наступления материальных последствий).

    2. Материальные (характеризуются наличием материальных последствий в объективной стороне). От материальных составов следует отличать формальные составы, в результате которых был причинен вред.

  2. По длительности совершения правонарушения:

    1. Одномоментные (обычные). Это правонарушения, которые оканчиваются в момент их совершения. Для них моменты фактического и юридического окончания совпадают. Фактическое окончание – означает, что правонарушения больше не совершается. Юридическое окончание – означает, что деяние имеет признаки состава административного правонарушения.

    2. Длящиеся. Кодекс выделяет длящиеся правонарушения, но понятия им не дает. Определение длящегося правонарушения в настоящее время дано в Постановлении Пленума Верховного Суда от 24 марта 2005г №5 «о некоторых вопросах применения судьями КоАП». В п.14 постановления определено, что длящееся правонарушение заключается в продолжительном неисполнении либо ненадлежащем исполнении лицом возложенных на него законом обязанностей. При этом, неисполнение обязанностей к определенному сроку не является длящимся правонарушением. У длящихся правонарушений моменты фактического и юридического окончания не совпадают. Юридически оконченное длящееся правонарушение фактически оканчивается в следующих случаях:

      1. Добровольное прекращение

      2. Обнаружение правонарушения уполномоченными должностными лицами и органами

      3. По независящим объективным причинам

    3. Продолжаемые. Это совокупность самостоятельных однородных правонарушений, объединенных единой целью .

  3. По множественности совершения правонарушений. Повторность является обстоятельством отягчающим ответственность, однако следует разделять понятия однородное и аналогичное правонарушение.

    1. Однородное – имеющее единый родовой объект.

    2. Аналогичное правонарушение – это правонарушение, предусмотренное ст.5.27 КоАП, которое является таким же, что и ранее совершенные.

Множественные правонарушения– это правонарушения, которые были совершены одновременно одним деянием. В этом случае, если деяния предусмотрены различными статьями, но подведомственны одному органу, то лицо привлекается по строгой санкции. Если лицо совершает различные правонарушения в разное время, то он несет административную ответственность самостоятельно за каждое деяние.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2852098/page:3/