Торговый сбор Москва

Депутаты предлагают отменить торговый сбор. Почему?

Споры вокруг торгового сбора не утихают, несмотря на то, что с момента его введения прошло уже более полугода. Новый год — новые терзания, теперь депутаты предлагают заменить сбор на ЕНВД или отменить вовсе. Что заставило парламентариев пересмотреть свой взгляд на торговый сбор и каковы шансы на его упразднение.

В ноябре прошлого года появилась информация, что депутаты Госдумы поддержали проект запроса, согласно которому торговый сбор необходимо реформировать, а именно – заменить его на ЕНВД. Они считают, что сбор не соответствует Конституции. Дело в том, что с момента первоначального внесения в Государственную думу закон о его введении претерпел серьезные изменения, кроме того, на начальном этапе проект не был направлен в регионы для рассмотрения, хотя по закону это должно было быть сделано. И еще: закон города Москвы о торговом сборе не прошел обязательную оценку регулирующего воздействия. Учитывая все это, депутаты предлагают признать закон о внесении поправок в НК РФ, вводящий торговый сбор, и соответствующий столичный закон несоответствующими Конституции.

Запрос автора документа — депутата от ЛДПР Антона Ищенко — сначала будет опубликован в интернете для общественного обсуждения и только после направлен в КС.

«Отмена торгового сбора или, как заявлено, аппаратом ГД его замещение ЕНВД пока существует на уровне идеи, в связи с чем, перспективы или последствия такого шага «просчитать» сложно», — отмечает адвокат Алексей Гордейчик. По его словам, новый виток интереса к проблеме может быть связан с недавним изменением судебной практики. Г-н Гордейчик рассказывает: «Судами объявлены «вне закона» схемы с дроблением бизнеса, когда, например, торговый зал крупных торговых сетей делится на мелкие участки, которые передаются аффилированным предпринимателям, платящим налоги по упрощенной системе или ЕНВД». Он добавляет, что торговый сбор, введенный в качестве регионального налога, прежде всего, в расчете на столицу в разгар нынешнего экономического кризиса, отрицательно сказался на деловой активности мелкого и среднего бизнеса. «Что касается ЕНВД, то его плательщиком является большая часть предпринимателей, осуществляющих деятельность в других регионах России. При этом увеличение с 2016 года показателей, влияющих на размер единого налога, может сделать его выгодным и для бюджета города Москвы», — резюмирует эксперт. Кроме того, как все мы помним, власти планируют вообще отказаться от «вмененки» уже в 2018 году.

Туманные перспективы

«Торговый сбор не является налоговой нагрузкой на предпринимателя напрямую, но серьезно ограничивает возможности расширения торговли в офлайне. Наш магазин в начале прошлого года стоял перед выбором, какой способ решения будущих проблем выбрать. Решили закрыть офлайн представительство, что оказалось самым дешевым и эффективным вариантом», — делится Степан Чельцов, генеральный директор, магазина подарков www.thepresents.ru.

«ЕНВД — является формой сбора налога на доходы, только сумму вам вменяют. Эта модель работает за пределами Москвы, потому что ЕНВД позволяет без значительных проблем снизить налоговое бремя компании», — продолжает эксперт. По его словам, если власти все же отменят торговый сбор, вернее, заменят его на «вмененку», то с точки зрения финансов бизнес выиграет. «Но с точки зрения понимания перспектив станет все плохо, поскольку мы в очередной раз поймем, что решения правительства недостаточно дальновидны. Замена одного на другое просто невозможна, как считаю я. ЕНВД в Москве невыгоден для государства, а сбор скорее всего распространят на всю страну. Потому имеет смысл готовиться всем и каждому к сокращению торговых площадей и смене формы налогообложения в начале 2016 года», — делает вывод г-н Чельцов.

«Замена торгового сбора на ЕНВД может способствовать уменьшению налоговой нагрузки на предпринимателей, но в этом случае часть доходов от розничной торговли в крупных городах также останется необлагаемой налогами, благодаря чему теряется весь смысл введения торгового сбора», — считает Елена Бектемирова, эксперт справочно-правового сервиса Норматив компании СКБ Контур. «Перспектива развития у торгового сбора есть, и отмена его в ближайшем будущем маловероятна», — отмечает г-жа Бектемирова.

Планы на будущее

Пока в Москве власти все еще спорят о судьбе торгового сбора о его введении задумались в Санкт-Петербурге. Ретейлеры из северной столицы получили письма, в которых говорится о планах властей сделать это уже в 2016 году. В этих посланиях было отмечено, что пока власти лишь изучают такую возможность. От ритейлеров они ждали ответов о том, какие у них есть торговые площади, сколько их, для продажи каких товаров они используются, как введение торгового сбора повлияет на цены. Всю эту информацию власти проанализируют и примут окончательное решение. Предварительные ставки уже е известны – они будут сродни московским.

Однако из-за этих писем в Санкт-Петербурге началась настоящая шумиха, и власти заявили, что собираются продлить мораторий на введение торгового сбора. После этого Законодательное собрание северной столицы приняло в первом чтении городской бюджет на 2016 года и в нем доходы от торгового сбора не значатся.

А пока депутаты размышляют над судьбой торгового сбора, в начале декабря департамент экономической политики и развития правительства Москвы опубликовал списки компаний и индивидуальных предпринимателей, которые должны были подать уведомления по торговому сбору, но не сделали этого. Оказалось, что 81 объект нестационарной торговли и 19 рынков Москвы не уплатили торговый сбор.

Дата публикации: 13 Января 2016, 09:39 — + 0

Источник: http://www.raschet.ru/articles/event/16319/

Торговый сбор в Москве в 2019 году: таблица ставок

Ставка сбора зависит от вида объекта торговли (через стационарные/нестационарные сети, развозная и разносная торговля) и места его нахождения в Москве (в ЦАО, за МКАД и т.д.).

Организаторам розничных рынков надо учитывать новый коэффициент-дефлятор с 1 января 2019 года (утв. приказом Минэкономразвития от 30.10.2018 № 595) — 1,317. Максимальная ставка с учетом нового дефлятора составляет 724,35 руб. за 1 кв. м (550 руб. × 1,317).

Деятельность

Центральный административный округ (ЦАО)

Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский АО

Южный административный округ (ЮАО)

Молжаниновский район САО

Северный район СВАО

Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский районы ВАО

Некрасовка ЮВАО

Северное Бутово и Южное Бутово ЮЗАО

Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково ЗАО

Митино и Куркино СЗАО

Все районы САО (кроме Молжаниновского)

Все районы СВАО (кроме Северного)

Все районы ВАО (кроме районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский)

Все районы ЮВАО (кроме района Некрасовка)

Все районы ЮЗАО (кроме районов Северное Бутово и Южное Бутово)

Все районы ЗАО (кроме районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково)

Все районы СЗАО (кроме районов Митино и Куркино)

Торговля через объекты стационарной торговой сети без торговых залов (кроме АЗС) 81 000 руб. За каждый торговый объект 28 350 руб. За каждый торговый объект 40 500 руб. За каждый торговый объект 28 350 руб. За каждый торговый объект 40 500 руб. За каждый торговый объект
Торговля через объекты нестационарной торговой сети (кроме развозной и разносной)
Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами площадью до 50 кв. м включительно 60 000 руб. За каждый торговый объект 21 000 руб. За каждый торговый объект 30 000 руб. За каждый торговый объект 21 000 руб. За каждый торговый объект 30 000 руб. За каждый торговый объект
Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами площадью больше 50 кв. м

1 200 руб. за каждый кв. м. площади торгового зала в пределах 50 кв. м

420 руб. за каждый кв. м. площади торгового зала в пределах 50 кв. м

600 руб. за каждый кв. м. площади торгового зала в пределах 50 кв. м

420 руб. за каждый кв. м. площади торгового зала в пределах 50 кв. м

600 руб. за каждый кв. м. площади торгового зала в пределах 50 кв. м

50 руб. за каждый полный или неполный квадратный метр площади торгового зала сверх 50 кв. м 50 руб. за каждый полный или неполный квадратный метр площади торгового зала сверх 50 кв. м 50 руб. за каждый полный или неполный квадратный метр площади торгового зала сверх 50 кв. м 50 руб. за каждый полный или неполный квадратный метр площади торгового зала сверх 50 кв. м 50 руб. за каждый полный или неполный квадратный метр площади торгового зала сверх 50 кв. м
Развозная и разносная торговля 40 500 руб. за каждый торговый объект
Организация розничных рынков 65,85 руб. за каждый кв. м площади рынка

Пример расчета торгового сбора

ООО «Атлант» владеет торговым павильоном площадью 70 кв. м. в Ново-Переделкино и тремя торговыми киосками в Северо-Западном автономном округе г. Москвы.

Ставка торгового сбора в Ново-Переделкино составляет 420 руб./кв. м. до 50 кв. м и 50 руб. за каждый кв. м. остальной площади. Ставка сбора в СЗАО Москвы равна 40 500 руб. за объект.

1) Торговый сбор = 420 руб. x 50 кв. м. + 50 руб. x 20 кв. м. = 22 000 руб.

2) Торговый сбор = 40 500 руб. x 3 = 121 500 руб.

Общая сумма сбора за квартал сумму составит 143 500 руб. (22 000 + 121 500).

Обратите внимание!

Размер сбора зависит от площади торгового зала. При этом площадь определяют по правилам для патентной системы, то есть без подсобок, складских помещений и т.п. (письмо Минфина России от 28.10.15 № 03-11-09/62126).

Чтобы не переплачивать сбор, Департамент экономической политики Москвы рекомендует выделить в договоре аренды, плане или других документах на помещение торговую площадь. Проверяющие будут ориентироваться только на документы.

Торговый сбор для ИП на УСН в Москве в 2019 году

Плательщиками торгового сбора в Москве в 2019 году являются организации и ИП, применяющие не только общую систему налогообложения, но и применяющие УСН. Упрощенцы могут вести торговую деятельность через объекты движимого и недвижимого имущества (в т.ч. арендованные). При этом сбор надо платить, даже если имущество используется в торговой деятельности даже раз в квартал.

См. Все изменения по УСН с 2019 года>>

Уплаченный торговый сбор на УСН учитывают при расчете упрощенного налога:

  • на УСН «доходы» уменьшают на сбор только налог с доходов от торговли (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Поэтому при нескольких видах деятельности необходим раздельный учет.
  • на УСН «доходы минус расходы» можно списать в расходы сбор и не вести раздельный учет по торговле (письмо Минфина России от 30.10.15 № 03-11-06/2/62729).

Чтобы налог (авансовый платеж) по УСН уменьшить на сумму уплаченного сбора (п. 8 ст. 346.21 НК РФ), фактический платеж по сбору должен быть внесен в том же отчетном периоде, когда начислен налог. Сам налогоплательщик должен быть зарегистрирован в том регионе, где действует торговый сбор.

При расчете итогового налога по УСН ограничения в 50% для уменьшения суммы за счет сбора нет (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).

На УСН «доходы минус расходы» учитывают перечисленный сбор в затратах, уменьшающих базу по налогу (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В декларации по УСН торговый сбор отражают в специальных строках только те налогоплательщики, которые применяют объект «доходы». По сбору заполняют строки 150-153 и 160-163 в разделе 2.1.2 бланка декларации по УСН (утв. приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@).

Малый бизнес с 2019 года потеряет часть льгот, а налоги вырастут

Но у компаний еще есть возможность сэкономить. О том, какие изменения ждут малый бизнес в 2019 году, и как к ним лучше подготовиться, читайте в спецвыпуске от «УНП»

Торговый сбор Москва 2019: кто не платит

От уплаты торгового сбора в 2019 году полностью освобождены предприниматели на патентной системе и компании, платящие ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). Полный перечень льготников, освобожденных от уплаты торгового сбора в Москве согласно статьям 2 и 3 Закона города Москвы № 62 скачайте по ссылке в начале статьи.

Столичные компании могут исключить себя из списка неплательщиков торгового сбора, если попали туда по ошибке. Многим уже это удалось. Как проходит процедура, «УНП» выяснила в Департаменте экономической политики и развития г. Москвы.

Стоит проверить, есть ли ваша компания в списке неплательщиков торгового сбора на depr.mos.ru. Департамент включает в перечень торговые точки, которые обязаны были встать на учет, но не сделали этого. Некоторые объекты попадают в список по ошибке, в таком случае их можно оттуда исключить.

Департамент чаще всего удовлетворяет жалобы в двух ситуациях:

  • плательщик отправлял уведомление о постановке на учет, но инспекция не получила его вовремя;
  • компания не торгует на объекте.

С того момента, как компания попала в список, у нее есть 20 календарных дней, чтобы возразить (п. 4 Порядка, утв. постановлением правительства Москвы от 30.06.15 № 401-ПП). Если 20 дней прошли, департамент передаст налоговикам акт о неучтенном объекте. Инспекторы начислят торговый сбор. Но у компании останется возможность отменить акт и снять начисления.

С 1 октября 2017 года акт можно оспорить без суда. Для этого следует подать в департамент жалобу. Срок — 180 календарных дней после получения акта (п. 8.1 Порядка, утв. постановлением № 401-ПП).

В обращении или жалобе объясните, почему вашей компании не должно быть в списке, и попросите ее оттуда убрать (см. образец ниже).

Образец заявления об исключении торгового объекта из списка незарегистрированных объектов торгового сбора

Руководителю Департамента экономической
политики и развития г. Москвы

От ООО «Бета»

ИНН 7708123456

КПП 770801001

Адрес (юридический и фактический):

125008, г. Москва,

ул. Ивановская, д. 20

Заявление

ООО «Бета» включено в список незарегистрированных объектов торгового сбора по местонахождению стационарного торгового объекта с торговым залом по адресу: г. Москва, улица Маршала Бирюзова, дом 5А. Дата включения в список – 14.01.2018.

Сообщаем, что фактически торговая деятельность с использованием данного объекта не ведется. Согласно пункту 4 письма Минфина России от 19.10.2015 № 03-11-09/59842 организации, владеющие объектами, которые не используются в торговой деятельности, не подлежат постановке на учет в качестве плательщиков торгового сбора.

На основании изложенного просим исключить объект из списка.

Генеральный директор _____________________ С.А. Мальцев

Департамент рассмотрит письмо в течение 30 календарных дней. Этот срок могут продлить максимум еще на 30 дней (ст. 12 Федерального закона от 02.05.06 № 59-ФЗ).

Торговый сбор в Москве 2019: ответы на вопросы

Ставить ли на учет торговый объект, который компания не начала использовать?

До начала торговли подавать уведомление об уплате торгового сбора не нужно. Объект для сбора возникает со дня начала использования торговой точки. Это следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 412 НК РФ (письмо ФНС России от 10.11.2015 № СД-4-3/19613@).

Уведомление по форме ТС-1 подайте в течение пяти рабочих дней после открытия магазина (п. 2 ст. 416 НК РФ). Если торговый объект — недвижимость, встаньте на учете в инспекцию по местонахождению точки. В остальных случаях — по месту учета головного офиса (п. 7 ст. 416 НК РФ).

Что считать развозной торговлей при уплате торгового сбора?

К развозной относится торговля с любых автомобилей: автолавки, автофургона, тонара, автоприцепа, автоцистерны, магазина-вагона, магазина-судна. Тип торгового объекта подтвердят документы на транспортное средство (письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 06.07.2015 № ДПР-3-2016/15).

Даже если с автофургона снять колеса и держать его постоянно на одном месте, он не станет стационарным объектом. Сбор за него все равно надо платить по ставке для развозной торговли — 40 500 рублей в квартал. Стационарным признается только строение с фундаментом и неразрывной связью с землей (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Освобождаются ли от сбора торговые объекты на территории ВВЦ?

Никаких исключений для ВВЦ нет, льгота касается только ярмарок выходного дня, специализированных и региональных ярмарок. Они освобождаются от сбора независимо от места, где проводятся. Вся остальная торговля на территории ВВЦ, в том числе на выставках, облагается сбором (письмо Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 20.02.2016 № ДПР-11-71/16).

Специализированные, региональные ярмарки и ярмарки выходного дня проводят в соответствии с постановлением правительства Москвы от 04.05.2011 № 172-ПП. Их списки и адреса можно найти на сайте data.mos.ru в разделе «Торговля» и поиском по слову «ярмарка». В остальных случаях надо платить сбор за весь квартал, даже если компания торговала только один день.

Как подтвердить льготу по торговле в кинотеатрах, театрах, музеях?

Раздельный учет подтвердит, что доходы от билетов составляют основную долю. Право на льготу компания имеет, только если доход от продажи билетов составляет не менее 50 процентов от общей выручки (подп. 6 п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62).

Закон № 62 не обязывает музей или кинотеатр регистрировать ОКВЭД по торговле. Но его отсутствие может вызвать претензии налоговиков. С учетом новых разъяснений без ОКВЭД для торговли инспекторы могут посчитать льготу неподтвержденной. Поэтому безопаснее внести код в ЕГРЮЛ.

Нужно платить торговый сбор в московской области в 2019 году?

В 2018 году закон о торговой сборе в Московской области по-прежнему не принят. Поэтому организации и ИП, которые ведут там предпринимательскую деятельность, не обязаны уплачивать сбор.

На коэффициент увеличивают максимальную ставку сбора, которая установлена для деятельности розничных рынков — 550 рублей за 1 кв. м (п. 4 ст. 415 НК РФ).

Источник: https://www.gazeta-unp.ru/articles/51687-torgovyy-sbor-v-moskve-v-2019-godu-stavki-tablitsa

Больнее всего, по мнению предпринимателей, закон ударит по предприятиям общепита: как только кафе и закусочные начнут платить налог по кадастровой стоимости, многие сразу закроются: в райцентрах и селах они и так на грани выживания. Поэтому бизнес просит исключить общепит из реестра. Кроме того, предлагается вывести из-под налогообложения по кадастровой стоимости все расположенные в сельской местности объекты площадью менее 100 квадратных метров, а также административные здания организаций и крестьянско-фермерских хозяйств.

Есть и другие инициативы. Например, вводить ставки налога в регионе в зависимости от численности населения в селе или поселке. Все предложения будут рассмотрены на заседании областной комиссии, которая решает, какой объект включать в перечень.

С помощью «кадастрового» налога предполагалось пополнить бюджет. Однако финансисты сейчас не берутся точно сказать, вызовут ли нововведения существенный приток средств в казну. По словам первого заместителя начальника финуправления Константина Ермакова, анализ ситуации по 13 объектам показал довольно пеструю картину. Дело в том, что на размер налога влияет остаточная стоимость объекта: если она выше кадастровой, будет снижение платежа, если ниже — намечается рост. Налогоплательщики, которые находятся на спецрежимах, раньше вообще не платили такой налог, теперь же он может составить сотни тысяч рублей. Например, ресторан в центре Кургана платит единый налог на вмененный доход и сейчас налогом на имущество не облагается. Кадастровая стоимость здания — 13 миллионов рублей. Теперь за него придется платить налог по ставке два процента — более 260 тысяч рублей. А вот автосалон известной фирмы на окраине города с остаточной стоимостью 217 миллионов рублей сейчас платит налог на имущество в размере около 5 миллионов, кадастровая стоимость имущества — 15 миллионов рублей. Таким образом, в 2016 году фирма заплатит лишь 317 тысяч.

Между тем депутаты областной Думы настроены закон принять, а вот как быть с перечнем объектов и дифференциацией налоговых ставок, окончательно еще не решили.

мнения

Игорь Клепинин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курганской области:

— В первую очередь закон ударит даже не по малому, а по микробизнесу. Поэтому предприниматели предлагают установить дифференцированные ставки в зависимости от площади объекта: до 500 квадратных метров вообще не облагать налогом, от 500 до 1000 — установить ставку 0,2, а свыше 1000 квадратов — два процента. Тем более что есть опыт других регионов и не надо изобретать велосипед. Например, в Свердловской области в перечень включены объекты площадью от 5000 квадратов, в Челябинской — от 2000, а в Тюменской области здания до 10 тысяч квадратов вообще не берутся во внимание.

Евгений Кафеев, председатель комитета по экономической политике Курганской областной Думы:

— Налог нужно вводить поэтапно. У нас есть на это пять лет. Начинать с минимальной ставки и каждый год ее повышать, чтобы не было шока, и любой бизнесмен заранее мог просчитать, сколько он будет платить. К тому же пока не урегулированы многие вопросы. Например, когда торговый центр принадлежит физическому лицу, сдающему объект в аренду. То есть имущество у человека есть, но он за него не платит. А если владелец — юридическое лицо, ему начисляется налог на имущество. Хотя физлицо тоже занимается предпринимательской деятельностью и получает прибыль.

Источник: http://lawedication.com/blog/2015/11/23/nalog-na-selskie-magaziny/

Какие суммы придется платить владельцу магазина?

В этом вопросе все зависит от размеров торговой точки, ее специфики, объемов реализуемой продукции… Маленький магазинчик – это, как правило, ИП, которое может пользоваться как общей системой налогообложения, так и упрощенной. Последний вариант наиболее популярен, а для многих торговых точек он является единственным, поскольку общая система выбирается, если выручка превышает 60 млн рублей. В такой ситуации предприятие обязано вести полный бухгалтерский учет и платить все виды налогов, включая:

  • налог на прибыль
  • НДС
  • налог на имущество
  • социальные взносы

Упрощенная система намного выгоднее. Какие налоги платит магазин в таком случае? По сути, — только один: 6% с выручки. В такой ситуации бухгалтерский учет может вести сам предприниматель. Если выручка достаточно большая, выбирается УСН в 15%, и в этой ситуации уже нужно будет нанимать бухгалтера или же доверять отчетность сторонней фирме. Как правило, 6%-ный налог выбирается торговыми точками, которые только-только открылись и еще не получают высокой прибыли. 15%-ный вариант зачастую выбирают только достаточно крупные предприятия.

И еще один нюанс. Независимо от того, какие налоги платит магазин, ему нужно будет сдавать налоговые декларации. По УСН они подаются раз в год не позднее 31 марта (если речь идет об организации) или не позднее 30 апреля (если речь идет об ИП).

Какие налоги платит интернет-магазин?

По сути, в данном случае все организовано так же, как и в обычной торговой точке, хотя есть и некоторые особенности. Так, прежде чем выбрать систему налогообложения, сетевой магазин может попробовать поработать без регистрации: это не будет означать ухода от налогов – это лишь «прощупывание почвы», когда владелец торговой точки проверяет, как пойдут дела. На 2-3 месяц работы (если она окажется вполне успешной) можно создать ИП или ООО.

До этого момента предпринимателю нужно будет лишь заплатить за создание сайта для магазина. В налоговом учете будущей торговой точки эта работа будет учтена в составе нематериальных активов, если предприятие имеет исключительные права на созданную страницу. Также затраты можно поместить в графу расходов в рамках обычных видов деятельности, если таковых прав нет. В любом случае учесть сайт придется, так как предприятие будет использовать его для получения прибыли.

Аналогичным образом нужно поступить с регистрацией доменного имени, которое не является нематериальным активом – ежемесячно затраты на него будут включаться в графу прочих расходов. В эту же графу включаются и траты на оплату услуг доступа в интернет.

Когда сайт и сама торговая точка заработают официально, ответ на вопрос, какие налоги платит интернет-магазин, будет зависеть от того, с какими деньгами он имеет дело. Это могут быть:

  1. Наличные – в такой ситуации покупателю выдают кассовый чек, на основе которого и будут платиться налоги
  2. Безналичный расчет – в это случае предприниматель для уплаты налогов должен пройти регистрацию в системе электронных платежей определенного банка, а также заключить контракт с финансовым учреждением на открытие счета
  3. Электронные деньги – предпринимателю нужно зарегистрироваться в выбранной платежной системе, и за каждый платеж от клиента с него будет взиматься комиссия, которая учитывается, как и все банковские комиссии (при этом если система не является банком или кредитной организацией, на сумму комиссии будет начисляться еще и НДС)

Чтобы избежать сложностей, обычные торговые точки могут выбрать ЕНВД, которая облегчит работу и поможет ответить на вопрос, какие налоги платит магазин, однако виртуальным она, к сожалению, недоступна. Лучшими вариантами остаются общая или упрощенная системы налогообложения, а также специальные режимы, которые могут быть выгодны определенным торговым точкам. И если предприниматель не знает, как поступить, ему стоит проконсультироваться со специалистами и выбрать оптимальный вариант с учетом всех особенностей бизнеса.

Характеристика федеральных сборов с организаций

В РФ введена 3-хуровневая система налогообложения организаций и физических лиц. Первый уровень — федеральные налоги и сборы. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов и сборов определяются парламентом РФ — Федеральным Собранием РФ. Однако ставки сборов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается в Налоговом Кодексе РФ и не может быть изменён иначе, чем путём внесения изменений в Налоговый кодекс.

Статус федерального налога или сбора не означает, что он полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете на соответствующий год могут быть установлены нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты нижестоящих уровней: региональный и местный.

Для того чтобы дать наиболее полную характеристику сборов, необходимо для начала понять отличие налогов от сборов. Во-первых, налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для налогоплательщика здесь не предусматривается. В свою очередь, сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Это может быть предоставление прав, выдача лицензий, регистрация актов гражданского состояния, совершение нотариальных или иных юридически значимых действий. Таким образом, уплата сборов подразумевает определенную эквивалентность отношений с государством. Разумеется, эта эквивалентность условная, поскольку речь не идет о равнозначном обмене рыночного, гражданско-правового типа. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Сущность сбора — компенсация затрат государства на предоставления таких услуг плательщику сбора. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства их предоставления, в том числе и в судебном порядке.

Во-вторых, в отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Не случайно законодатель именует налог “платежом”, а сбор — “взносом”. Причем в определении сбора, закрепленной в ст.8 Налогового Кодекса РФ, какое-либо упоминание о денежной форме платежа отсутствует.

В-третьих, цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно опять же ст.8 Налогового Кодекса РФ налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. В определении сбора подобное указание отсутствует, поскольку целевое назначение сбора несколько иное — компенсировать издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

В-четвертых, требование определенности применительно к налогам и сборам существенно различается. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все прямо перечисленные в ст.17 Налогового Кодекса РФ элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях — налоговые льготы. При установлении же сборов, согласно п.3 ст.17 Налогового Кодекса, их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. То есть не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора. В Определении от 08.02.2001 N 14-О Конституционный Суд отметил, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

В-пятых, налог предполагает определенную регулярность, систематичность уплаты. Именно поэтому важнейшим элементом налога является налоговый период — промежуток времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях. Большое значение играет здесь свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

В-шестых, уплата налога основывается на соразмерности налогообложения. Согласно п.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Таким образом, размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика, с изменением налоговой базы он пропорционально или прогрессивно изменяется. Условно говоря, “богатые” и “бедные” платят разные налоги. Размер же сбора должен быть одинаков для всех плательщиков, в отношении которых совершаются одинаковые юридически значимые действия, поскольку этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабами оказываемых услуг. Это справедливо, ведь если услуга одна и та же, то и плата за нее должна быть одинакова. “Обложение пошлинами и сборами базируется на принципе возмещения полезных затрат за счет индивидуальных взносов. Пошлины распределяются согласно обязанности каждого, а не по индивидуальной платежеспособности. В ином случае равенство всех перед законом было бы нарушено”.

В настоящее время все федеральные налоги регулируются НК РФ. В число федеральных входит шесть налогов и два сбора, что представлено на рисунке 1.

федеральный сбор налоговый исчисление

Рис. 1.1. Федеральные налоги и сборы в РФ

Как видно из рисунка 1, в России существует всего два вида сборов, а именно: сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина. Порядок исчисления и уплаты сборов определен гл.25.1 и гл.25.3 Налогового кодекса РФ.

В Приложении 1 приведена общая характеристика сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены с 1 января 2005 г. главой 25.1 НК РФ. Данные сборы заменили плату за пользование объектами животного мира и существовавшую систему продажи квот на вылов водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства. Данные сборы относятся к федеральным сборам и обязательны для уплаты на всей территории Российской Федерации. Для каждого сбора установлена своя категория плательщиков, каждая из которых представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Плательщики сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

За пользование объектами животного мира

За пользование объектами водных биологических ресурсов

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектом обложения являются перечисленные в Налоговом Кодексе Российской Федерации различные виды животных и птиц, на которых можно охотиться. Объектом обложения сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов являются различные виды рыб и другие объекты водных биоресурсов, на отлов которых требуется разрешение.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (по перечню, утверждаемому Правительством) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Каждому виду объектов животного мира соответствует величина ставки сбора, определенная в рублях за единицу облагаемой базы. Ставки сбора не зависят от места обитания конкретного вида животных и применяются на всей территории России. Например, минимальная ставка сбора предусмотрена за охоту на тетерева и фазана — 20 руб., максимальная — за охоту на овцебыка — 15000 руб. за одно животное.

Предусмотрено наличие двух льготных ставок:

а) 0%;

б) 50% основной ставки.

Нулевая ставка применяется, когда пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний животных, регулирования видового состава объектов животного мира, воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти, изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с российским законодательством.

Ставка 50% от общеустановленной ставки применяется при изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных.

Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены в рублях за 1 т облагаемого вида водных биологических ресурсов. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, устанавливаются в зависимости от места их обитания.

Также предусмотрены льготные ставки. В соответствии с п. 6 ст. 333.3 Налогового Кодекса РФ возможно исчисление сбора по ставке 0% в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, а также в научно- исследовательских и контрольных целях.

Кроме этого, применяется ставка в размере 15% ставки за каждый объект водных биологических ресурсов для градо- и поселкооб- разующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов). Определение градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций дано в п. 7 ст. 333.3 Налогового кодекса РФ.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта.

Сбор за пользование объектами животного мира является разовым и уплачивается при получении разрешения на добычу объектов животного мира по месту нахождения органа, выдавшего разрешение.

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов, а также в отдельных случаях — единовременного взноса. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения ежемесячно не позднее 20-го числа.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

В таблице 2.1 представлена доля поступлений сборов за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов за 2008-2010 гг. в консолидированном бюджете РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов и в федеральном бюджете.

Таблица 2.1

Поступление сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов в консолидированный бюджет РФ и бюджет государственных внебюджетных фондов и федеральный бюджет РФ, 2008-2010 гг.

Наименование показателя

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, руб

Федеральный бюджет, руб

Доля поступлений в консолидированный бюджет, %

Доля поступлений в федеральный бюджет, %

Доходы за 2010 год всего

16 031 929 794 403,65

8 305 414 366 750,86

100,00

100,00

Налоговые и неналоговые доходы

15 871 725 042 559,68

8 304 928 790 151,13

99,00

99,99

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

2 314 630 221,86

426 048 460,75

0,01

0,01

Доходы за 2009 год всего

13 599 718 233 580,56

7 337 750 521 633,87

100,00

100,00

Налоговые и неналоговые доходы

13 403 120 786 903,03

7 330 176 061 609,42

98,55

99,90

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

2 122 682 104,58

387 197 794,15

0,02

0,01

Доходы за 2008 год всего

в том числе:

16 169 099 179 371,39

9 275 931 310 092,24

100,00

100,00

Налоговые и неналоговые доходы

16 014 636 260 685,78

9 274 577 925 050,70

99,04

99,99

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

2 264 945 321,45

1 491 989 096,33

0,01

0,02

Исходя из данной таблицы видно, что доля поступлений в бюджет от сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов очень мала и что за три года не наблюдается практически никакой динамики в ее поступлениях. Так, в 2008 году доля поступлений в консолидированный бюджет РФ составила 0,01%, в 2009 — 0,02%; в 2010 уже опять 0,01%. А доля поступлений сборов за пользование объектами животного и мира и пользование объектами водных биологических ресурсов в федеральный бюджет составила в 2008 году 0,02%, в 2009 году — 0,01% и в 2010 доля не изменилась и составила опять 0,01%. Также стоит отметить, что доля поступлений в консолидированном бюджете РФ и в федеральном бюджете РФ одинакова.

В соответствии с Налоговым кодексом России, государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами России, законодательными актами субъектов России и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями России.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц; право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии; выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов; выдачу разрешений на вывоз с территории России, а также на ввоз на территорию России видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной продаже видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Относительно сборов за пользование объектами животного и сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов стоит отметить, что в первую очередь, они выполняют компенсационную и стимулирующую функции , однако на них возложена и функция пополнения бюджета, то есть фискальная.

Компенсационная функция реализуется посредством направления взимаемых платежей на цели возмещения вреда, причиненного загрязнением и эксплуатацией природных ресурсов, восстановления природных ресурсов и их воспроизводство.

Стимулирующая функция направлена на повышение экономической заинтересованности плательщиков в снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду (например, уменьшение количества отходов), на отказ от чрезмерного использования природных ресурсов, то есть экономное, бережное отношение к биосфере.

Что касается фискальной функции, то она идет в разрез с двумя предыдущими функциями, так как компенсационная и стимулирующая функции могут быть реализованы только через создание специальных фондов, куда поступают и откуда расходуются средства на охрану окружающей среды, восстановление и воспроизводство природных ресурсов, на поддержание равновесного состояния биосферы. Фискальная же функция предполагает направление средств в государственный бюджет того или иного уровня без указания на то, каким образом должны использоваться полученные средства, поскольку бюджетные средства могут быть израсходованы только в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год.

В таблице 2.2 представлена доля поступлений государственной пошлины за 2008-2010 гг. в консолидированный бюджет РФ и бюджет государственных внебюджетных фондов и федеральный бюджет.

Таблица 2.2.

Поступление государственной пошлины в консолидированный бюджет РФ и бюджет государственных внебюджетных фондов и федеральный бюджет РФ, 2008-2010 гг.

Наименование показателя

Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, руб

Федеральный бюджет, руб

Доля поступлений в консолидированный бюджет, %

Доля поступлений в федеральный бюджет, %

Доходы за 2010 год всего

16 031 929 794 403,65

8 305 414 366 750,86

100,00

100,00

Налоговые и неналоговые доходы

15 871 725 042 559,68

8 304 928 790 151,13

99,00

99,99

Государственная пошлина

103 408 469 533,66

63 123 109 837,77

0,65

0,76

Доходы за 2009 год всего

13 599 718 233 580,56

7 337 750 521 633,87

100,00

100,00

Налоговые и неналоговые доходы

13 403 120 786 903,03

7 330 176 061 609,42

98,55

99,90

Государственная пошлина

47 197 782 435,61

32 681 076 899,33

0,35

0,45

Доходы за 2008 год всего

16 169 099 179 371,39

9 275 931 310 092,24

100,00

100,00

Налоговые и неналоговые доходы

16 014 636 260 685,78

9 274 577 925 050,70

99,04

99,99

Государственная пошлина

47 895 523 578,38

33 679 525 021,91

0,30

0,36

Из данной таблицы можно сделать вывод, что доля поступлений в федеральный бюджет РФ больше, хоть и не намного, чем в консолидированный бюджет РФ. Также можно отметить динамику роста поступлений за три года. Так, доля поступлений государственной пошлины в федеральный бюджет РФ в 2008 составила 0,36%, в 2009 году — 0,45% и в 2010 году выросла до 0,76%. В консолидированном бюджете также можно отметить динамику роста поступлений государственной пошлины: в 2008 году доля поступлений составила 0,30%, в 2009 году — 0,35% и в 2010 году уже составила 0,65%.

Фискальная функция федеральных сборов является второстепенной, что подтверждается долей поступлений от федеральных сборов в федеральный бюджет, анализ которых был приведен в таблицах 2.1. и 2.2.

В материалах представленных с законопроектом, отмечается, что прогноз поступления доходов от уплаты государственной пошлины в 2009 — 2011 годах базируется на данных о поступлении указанных доходов за 2007 год, оценке поступлений 2008 года, а также прогнозных данных, представленных главными администраторами доходов федерального бюджета по закрепленным доходным источникам.

Таким образом, сумма поступлений в бюджет государства государственных пошлин очень незначительна. Именно поэтому можно ставить вопрос о повышении эффективности системы государственных пошлин. Здесь могут быть два варианта увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:

— пересмотр размеров ставок государственных пошлин;

— сокращение числа льгот.

Пересмотр размеров ставок государственных пошлин уже произошел в 2010г., но реальных результатов он не принес. Несмотря на то, что данный вариант достаточно сложный и трудоемкий и требует значительных материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование новых ставок, можно прогнозировать, что это не последнее повышение ставок пошлин.

Сокращение числа льгот по уплате государственных пошлин — это наиболее оптимальное решение и большая часть льгот уже была отменена законодателем. В данном случае можно также прогнозировать дальнейшую отмену льгот по уплате госпошлины.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы отметить, что фактически ни одно государство, при формировании своего бюджета, не может обойтись без использования в своей налоговой системе сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств, занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.

Источник: https://studbooks.net/1673239/finansy/harakteristika_federalnyh_sborov_organizatsiy