Статья 9 ГПК

Статья 23.3 КоАП РФ. Органы внутренних дел (полиция)

Новая редакция Ст. 23.3 КоАП РФ

1. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 11.23, 12.1, частями 1-3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 — 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11-12.14, частями 1-4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1 — 3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 — 12.21.2, статьей 12.21.3 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 — 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 — 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьями 19.27, 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), статьей 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 — 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьями 19.27, 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса;

2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 13.24, 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьями 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23 настоящего Кодекса;

3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьей 13.24, частью 2 статьи 14.53, статьей 20.1, частью 1 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;

4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, — об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных статьей 6.24 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.14, 11.15, частями 1 и 2 статьи 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частью 2 статьи 14.53 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) настоящего Кодекса;

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, частями 1-3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 — 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 — 12.14, частями 1 — 4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1-3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 — 12.21.2, статьей 12.21.3 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 — 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.1, частью 1 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частями 1 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 2, 3 и 6 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.10, статьей 12.11, частями 1 и 2 статьи 12.12, статьями 12.13, 12.14, частями 1 — 3 статьи 12.15, частями 1, 2, 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, частями 1-1.2 статьи 12.17, статьями 12.18 — 12.20, частью 1 статьи 12.21, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 12.36.1, 12.37 настоящего Кодекса;

7) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьями 12.32, 12.32.1, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

8) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.33 настоящего Кодекса;

9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 10.4, 10.5, 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.15.1, 19.15.2, частями 1 и 2 статьи 19.24, статьей 20.1, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;

10) руководитель подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам миграции, его заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 — 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;

11) руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 — 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 — 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;

12) руководители структурных подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.4, 10.5, частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

3. Должностные лица, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 23.3 КоАП РФ

Комментируемая статья определяет компетенцию органов внутренних дел (милиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Структура органов внутренних дел определена Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 5 ноября 2004 г., 29 декабря 2005 г., 9 июня, 20 сентября 2006 г.). В соответствии с п. 5 Указа МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Что касается милиции, то в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с послед. изм.) милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Комментируемая статья также указывает, какие именно должностные лица органов внутренних дел и милиции уполномочены рассматривать дела об отдельных административных правонарушениях. При этом следует помнить, что в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи полномочия некоторых из указанных должностных по наложению административных наказаний являются ограниченными.

Другой комментарий к Ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Многие дела об административных правонарушениях отнесены КоАП РФ к компетенции органов внутренних дел (милиции), которым Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» отводится существенная роль как правоохранительным органам, обеспечивающим общественный порядок и общественную безопасность.

2. КоАП РФ относит к рассмотрению органов внутренних дел (милиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими нормами его Особенной части: ст.6.8, 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.1, ст.11.9, 11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17, ст.11.23, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4-12.34, 13.24, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, 19.22, 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч.1 ст.20.23, ст.20.24.

Некоторые из названных составов рассматриваются с определенными ограничениями. Так, ч.2 ст.12.3 предусматривает случаи управления транспортным средством водителем, не имеющем при себе лицензионной карточки; ст.19.22 — нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок; ст.20.24 в качестве субъекта правонарушения рассматривает частных детективов (охранников) и руководителей частных детективных или охранных организаций (объединений, ассоциаций, служб безопасности в организациях).

3. От имени органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний КоАП РФ наделена большая группа должностных лиц. При этом указываются составы правонарушений, отнесенные к компетенции конкретных должностных лиц. Так, начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместители, а также начальники территориальных отделов (отделений) милиции и их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями: 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, 13.24, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, 19.22, 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, ч.1 ст.20.23, ст.20.24.

4. Начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители рассматривают дела, предусмотренные ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.1, ст.11.9, 11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17, ст.13.24, 18.8, 18.9, 19.15, 20.1, 20.8, 20.12, 20.13, 20.17, 20.20, 20.21, ч.1 ст.20.23.

5. Начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции рассматривают дела, предусмотренные ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.1 ст.11.9, 11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17, ст.13.24, 20.1, 20.20. Они же и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте, предусмотренных ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.11, ст.11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17

6. Особо оговорены полномочия должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), которые руководствуются в своей деятельности Положением, утвержденным указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. Начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель рассматривают дела, предусмотренные ст.8.22, 8.23, 11.23, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4-12.34, 19.22.

Сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания, рассматривают дела, предусмотренные ст.12.1, ч.1 и 2 ст.12.2, ст.12.3, ч.1 ст.12.5, ст.12.6, ч.1, 2 и 3 ст.12.9, ч.2 ст.12.10, ч.1 и 2 ст.12.11, ст.12.12-12.14, ч.1 и 2 ст.12.15, ст.12.16, ч.1 ст.12.17, ст.12.18-12.20, ч.1 ст.12.21, ст.12.22, 12.23, 12.28, ч.1 и 2 ст.12.29, ч.1 ст.12.30.

Определенными полномочиями в этой области наделены также: государственные инспектора безопасности дорожного движения (ст.8.22, 8.23, ч.1 ст.12.4, ст.12.31, 12.32, 19.22); государственные инспектора дорожного надзора (ст.12.33, 12.34.); старшие участковые инспектора (ст.12.1, ч.1 и 2 ст.12.2, ст.12.3, 12.22, 12.23, 12.28, ч.1 и 2 ст.12.29, ч.1 ст.12.30, ст.19.2, 19.15, 19.24, 20.1).

Источник: http://KoAPKodeksRF.ru/rzd-3/gl-23/st-23-3-koap-rf

Статья 23 ГПК РФ. Гражданские дела, подсудные мировому судье

Новая редакция Ст. 23 ГПК РФ

1. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

4) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

5) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

6) утратил силу;

7) дела об определении порядка пользования имуществом.

2. Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

3. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

4. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

Комментарий к Статье 23 ГПК РФ

1. Правильное определение подсудности (как родовой (предметной), так и территориальной) гражданского дела имеет большое значение. В соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». В связи с этим сегодня почти общепризнано, что нарушение правил подсудности, выразившееся в рассмотрении и разрешении гражданского дела не тем судом, к подсудности которого оно отнесено законом, является частным случаем рассмотрения дела судом в незаконном составе.

Статья 23 ГПК РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье. Направленностью изменений ст. 23 ГПК РФ явилось исключение из подсудности мировым судьям довольно сложных дел из трудовых правоотношений; ограничение цены иска по делам о разделе между супругами совместно нажитого имущества (цена иска не должна превышать 50 тыс. руб.); такое же ограничение установлено для дел по имущественным спорам. Кроме того, из числа таких дел исключены независимо от цены иска дела о наследовании имущества и дела, возникающие из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности. Количество дел, рассматриваемых мировыми судьями, значительно уменьшилось, что представляется оправданным. Вот как обосновал, например, необходимость исключения из подсудности мировых судей трудовых дел Щ. в обращении в КС РФ: норма п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ не отвечает конституционным и социально обоснованным критериям, а также принципам эффективности судебной защиты и не может быть обусловлена менее значимым характером требований, так как право на труд относится к числу фундаментальных конституционных прав (Определение ВС РФ от 21.12.2006 N КАС06-470).

Содержание ч. 1 ст. 23 ГПК РФ вызывает некоторые замечания. Допущена неточность в п. 4 ч. 1 ст. 23 ГПК: из дел, возникающих из семейно-правовых отношений, отнесенных к подсудности мировых судей, исключены дела об усыновлении (удочерении) ребенка. Эти дела не возникают из семейных правоотношений. Целью производства по делам об усыновлении (удочерении) является установление семейно-правового отношения между заявителем и ребенком на будущее, с момента вступления в законную силу решения суда об усыновлении. Поэтому рассмотрение дел об усыновлении отнесено к особому производству. Следует заметить, что все дела, отнесенные к подсудности мировых судей, являются исковыми, за исключением производств по вынесению и выдаче судебных приказов.

Правильное решение вопроса о подсудности гражданского дела в первую очередь требует правильного определения вида гражданского производства по нему и характера материального правоотношения. В судебной практике встречается неправильная оценка вида судопроизводства. Так, утверждается, что дела о взыскании назначенной, но не выплаченной пенсии, а также дела по спорам в связи с назначением (отказом в назначении) пенсии являются делами искового производства <1>. Такой вывод делается в связи с тем, что Пенсионный фонд РФ является учреждением, а не органом государственной власти, и его акты не могут оспариваться в порядке, установленном гл. 25 ГПК. Даже если согласиться с тем, что данный Фонд не является органом государственной власти, отношения, связанные с назначением (отказом в назначении, невыплатой назначенной) пенсии, являются публично-правовыми, а не частными. Это отношения гражданина и Российской Федерации, и Фонд в этих отношениях представляет публично-правовое образование. Рассматриваемые дела относятся к иным делам, возникающим из публичных правоотношений (абз. 7 ст. 245 ГПК РФ). Эти дела исключены из подсудности мировых судей независимо от размера пенсии.
———————————
<1> Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Актуальные вопросы судебной практики, рекомендации судей Верховного Суда РФ. М., 2009. С. 138.

Неподсудны мировым судьям по той же причине дела о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и обязательным платежам, предоставлении гражданам социальных льгот, установленных органами государственной власти и местного самоуправления. Гражданские дела из пенсионных, иных социальных и налоговых правоотношений с участием граждан подсудны районным судам. В то же время взыскание с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам возможно на основании судебного приказа, выдаваемого мировым судьей.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года дан, в частности, ответ на вопрос, подсудно ли мировому судье дело о выделе доли из общего имущества супругов и обращении на нее взыскания в случае, если супруг является должником банка по кредитному договору. По мнению ВС РФ, спор возник не из семейно-правового, а из гражданского правоотношения, в связи с чем подсудность дела определяется в зависимости от цены иска — мировому судье или районному суду.

В п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ не содержится указаний на конкретные виды имущества, порядок пользования которым может определяться мировыми судьями. Следовательно, оно может быть как движимым, так и недвижимым. Важно, что нет спора относительно права, на котором это имущество принадлежит сторонам. В п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» ВС РФ разъясняет, что мировым судьям подсудны гражданские дела об определении порядка пользования жилым помещением, находящимся в общей собственности нескольких лиц, если между ними не возникает спор о праве на это жилое помещение. Если спор об определении порядка пользования жилым помещением связан со спором о праве собственности на него, то подсудность дела определяется ценой иска.

2. В ч. 2 ст. 23 ГПК РФ допускается установление родовой подсудности гражданских дел мировым судьям не только ГПК РФ, но и другими федеральными законами. Иными словами, законодатель «отменяет» приоритет ГПК РФ над другими федеральными законами в части определения подсудности гражданских дел мировым судьям.

3. Правило ч. 3 ст. 23 ГПК РФ рассчитано на следующие ситуации:

а) в одном заявлении объединяется несколько связанных между собой требований, если одни из них подсудны мировому судье, другие — районному суду, все требования подлежат рассмотрению в районном суде;

б) после обращения с иском к мировому судье истец изменил предмет иска, и дело стало подсудным районному суду. Дело передается на рассмотрение районного суда;

в) после возбуждения дела у мирового судьи ответчик предъявил встречный иск, рассмотрение которого отнесено законом к подсудности районного суда. Оба дела должны быть рассмотрены в районном суде.

В комментарии к ст. 23 ГПК РФ по-разному дается толкование ситуации, когда в одном деле объединяются несколько однородных требований при цене иска по каждому из них меньше 50 тыс. руб., а в сумме — больше 50 тыс. руб. Правильной представляется позиция ВС РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2005 г.: все объединенные требования должны рассматриваться мировым судьей. (Не имеет значения изменение с тех пор размера максимальной цены иска, рассматриваемого мировым судьей.)

Нет единства в решении другого вопроса: если после возбуждения дела у мирового судьи истец изменил размер исковых требований. Представляется, что изменение цены иска — это частный случай изменения его предмета. Если при этом цена иска превысила 50 тыс. руб., дело следует передать в районный суд. И наоборот, если при рассмотрении дела в районном суде истец уменьшит цену иска ниже 50 тыс. руб., действует правило п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ — рассмотрение дела должно быть завершено в районном суде.

Определение суда о передаче дела по надлежащей подсудности может быть обжаловано. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения (ч. 3 ст. 33 ГПК РФ).

4. В ч. 4 ст. 23 ГПК РФ установлено правило о недопустимости споров между мировым судьей и районным судом о подсудности (см. также комментарий к ст. 33). Это правило обязывает суд, в который передано дело, рассмотреть и разрешить его по существу независимо от того, подсудно ли в действительности оно данному суду, мировому судье. Подобная норма содержится в ч. 4 ст. 39 АПК. Так, КС РФ признал необходимым отменить решение арбитражного суда Ставропольского края, вынесенное по делу, переданному ему другим арбитражным судом — Республики Дагестан вопреки правилам подсудности, установленным АПК. Вышестоящие суды оставили решение арбитражного суда Ставропольского края без изменения, сославшись на то, что, несмотря на нарушение правил подсудности, дело по существу рассмотрено правильно <1>. Изложенная позиция КС РФ распространяется и на производство в судах общей юрисдикции.
———————————
<1> См.: Определение КС РФ по жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданки Халимбековой Шамалы Шарабутдиновны положениями ч. 4 ст. 39, ст. 270, 288 и 304 АПК.

Другой комментарий к Ст. 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. При предъявлении искового заявления в суд необходимо не только учитывать подведомственность дела суду, но и соблюдать правила подсудности. В отличие от подведомственности подсудность определяет возможность рассмотрения спора в конкретном суде.

Подсудность — это относимость подведомственных судам дел к ведению определенного суда. Среди судов общей юрисдикции выделяются:

— мировые судьи;

— районные суды;

— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, суды автономных округов (суды субъекта РФ);

— Верховный Суд РФ;

— военные суды.

По правилам подсудности среди всех судов общей юрисдикции Российской Федерации определяется конкретный суд, обладающий компетенцией по разрешению дел в качестве суда первой инстанции.

Для гражданского судопроизводства характерны два вида подсудности:

1) родовая;

2) территориальная.

В ст. ст. 23 — 27 ГПК сформулированы правила родовой подсудности дел, подведомственных судам общей юрисдикции.

По правилам родовой подсудности определяется суд общей юрисдикции соответствующего уровня, который вправе рассматривать то или иное дело. Так как критерием родовой подсудности является род (категория) дела, то он и получил название родовой подсудности. Именно родовая подсудность позволяет разграничить подведомственные судам общей юрисдикции дела в зависимости от их рода между судами различных уровней.

На основании Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» в судебную систему РФ был введен институт мировых судей. Мировые судьи призваны приблизить судебную систему к населению, а также уменьшить нагрузку районных судов. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Мировой судья рассматривает в первой инстанции указанные в настоящей статье категории споров.

Дела о выдаче судебного приказа. Судебный приказ — это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ. Дела о выдаче судебного приказа подсудны мировому судье независимо от суммы требований.

Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях. В соответствии со ст. 18 СК расторжение брака по общему правилу производится в органах загса. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, а также в случаях, указанных в п. 2 ст. 19 СК РФ, расторжение брака производится в органах загса. Согласно статье 21 СК России в судебном порядке расторжение брака производится при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и др.).

В случае наличия спора о детях такой спор вместе со спором о расторжении брака будет подсуден районному суду.

Под спором о детях в комментируемой норме следует понимать споры, связанные с воспитанием детей, к которым, в частности, относятся споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК), об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК), и др.

Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению.

В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке мировым судьей.

Законодатель также называет и иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным.

Дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб., также подсудны мировому судье.

Мировой судья рассматривает споры об определении порядка пользования любым имуществом (движимым и недвижимым) независимо от стоимости такого имущества. Примерами таких споров могут быть споры о порядке пользования имуществом, находящимся в долевой собственности (п. 1 ст. 247 ГК), споры о порядке пользования земельным участком (ст. 271 ГК).

2. Мировой судья рассматривает по первой инстанции также и иные дела в порядке гражданского судопроизводства, отнесенные к его компетенции федеральными законами. В настоящее время случаев отнесения федеральным законом к компетенции мирового судьи каких-либо иных дел, разрешаемых в порядке гражданского судопроизводства, кроме перечисленных в комментируемой норме, нет.

3. В ч. 3 комментируемой статьи установлено специальное по отношению к ч. 1 ст. 33 ГПК правило, в соответствии с которым мировой судья должен передать дело в районный суд, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения, а именно: если одни требования подсудны районному суду, а другие — мировому судье, то все требования подлежат рассмотрению в районном суде.

В ходе рассмотрения дела такая ситуация может возникнуть при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска и др.

О передаче дела в районный суд мировой судья выносит определение.

Источник: http://GPKodeksRF.ru/rzd-1/gl-3/st-23-gpk-rf

Комментарий к статье 23 ГПК РФ

1. Комментируемая статья определяет родовую подсудность гражданских дел мировому судье, который рассматривает дела только в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении принятых им и вступивших в законную силу решений. К его компетенции отнесены наиболее распространенные и, как правило, не представляющие особой сложности по правовой оценке спорных отношений дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Рассмотрение дел мировым судьей — наиболее доступный способ судебной защиты. Являясь судьей общей юрисдикции субъекта Российской Федерации, мировой судья осуществляет правосудие в пределах судебного участка с относительно небольшой территорией и максимально приближен к населению. По сравнению с федеральными судами производство по гражданским делам у мирового судьи требует и меньших материальных издержек для государства и лиц, участвующих в деле.

В компетенцию мирового судьи входит рассмотрение дел приказного производства, которое возбуждается по документально подтвержденному и бесспорному требованию кредитора к должнику о взыскании денежных сумм или движимого имущества (см. комментарий к статье 122 ГПК РФ). Если в исковом производстве дела по имущественным спорам, как правило, относятся к подсудности мирового судьи лишь при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей (пп.3 и п.5 ч.1 ст. 23 ГПК), то по делам о выдаче судебного приказа данное ограничение не действует.
Заявление о выдаче судебного приказа принимается к производству тем мировым судьей, к юрисдикции которого в пределах соответствующего судебного участка относится рассмотрение гражданских дел согласно правилам о территориальной подсудности (см. комментарий к ст. 28 — 31 ГПК).

3. К подсудности мирового судьи относится самая многочисленная в судебной практике разновидность гражданских дел — дела по спорам, возникающим из семейно-правовых отношений (пп.2 — 4 ч.1 ст. 23 ГПК). Однако при этом закон устанавливает изъятие для споров, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов детей.

Так, дела о расторжении брака мировой судья вправе рассматривать лишь при условии отсутствия между супругами спора о детях. Обычно при расторжении брака возникают споры о месте жительства детей, о порядке выплаты средств на их содержание и о размере этих средств (ст. 24 СК РФ), но это могут быть и любые другие споры о детях. Не вправе мировой судья в силу прямого указания в законе (п.4 ч.1 ст. 23 ГПК) также рассматривать дела об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка.

Названные исключения из подсудности дел мировому судье дают основания для вывода, что он не вправе рассматривать дела по спорам, связанным с воспитанием детей, если соответствующие требования заявлены, и отдельно от иска о расторжении брака. Иное бы противоречило самой логике приведенных положений комментируемой статьи.

Согласно семейному законодательству к спорам, связанным с воспитанием детей, кроме названных в п.4 ч.1 ст. 23 ГПК относятся, в частности, споры: о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п.2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п.3 ст. 67 СК РФ; о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п.1 ст. 68 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п.2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п.1 ст. 73 СК РФ); об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ); об отмене усыновления (п.1 ст. 140 СК РФ).

Другие дела по спорам, возникающим из семейно-правовых отношений и не связанным с воспитанием детей, могут рассматриваться мировым судьей. В частности, к ним, кроме указанных в п.3 ч.1 ст. 23 ГПК дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества, подсудных мировому судье независимо от стоимости подлежащего разделу имущества, относятся дела: о признании брака недействительным (ст. 27 СК РФ); о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в случае возникновения спора (ст. 80 СК РФ); о взыскании алиментов на нетрудоспособных родителей (ст. 87 СК РФ); о взыскании алиментов на супруга с другого супруга (ст. 89 СК РФ) и т.д.

4. Дела по имущественным спорам, не вытекающим из наследственных правоотношений и отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, рассматриваются мировым судьей при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей
Цена иска определяется по правилам ст. 91 ГПК и указывается в исковом заявлении истцом, однако в случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости отыскиваемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления. Если указанная истцом в заявлении цена иска не превышает установленный в п.5 ч.1 ст. 23 ГПК размер, но мировой судья приходит к выводу о явном занижении цены иска, которая в действительности превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда, он в соответствии с п.2 ч.1 ст. 135 ГПК возвращает заявление. При этом в мотивированном определении судья должен указать, что заявителю за разрешением данного спора следует обратиться в районный суд.

5. Споры об определении порядка пользования имуществом, в том числе земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом (ст. 131 ГК РФ с комментариями) не связаны с определением права собственности на это имущество или какую-либо часть его, а также с истребованием имущества из чужого незаконного владения и относятся к неимущественным спорам, дела о которых подсудны мировому судье в соответствии с п.7 ч.1 ст. 23 ГПК. Что же касается дел по имущественным спорам, связанным с определением права собственности на недвижимое имущество и (или) истребованием его в пользу истца, то они рассматриваются мировым судьей, если цена иска не превышает пятидесяти тысяч рублей (п.5 ч.1 ст. 23 ГПК).

6. Истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой (ч.1 ст. 151 ГПК). Если хотя бы одно из объединенных требований не подсудно мировому судье, дело должно быть рассмотрено районным судом.

Дело должно быть передано в районный суд и в тех случаях, когда спор стал неподсуден мировому судье в связи с изменением истцом предмета иска или предъявлением ответчиком встречного иска. Например, если по делу о взыскании алиментов ответчик заявил встречный иск об оспаривании отцовства. К такому же результату по имущественным спорам может привести увеличение истцом размера исковых требований при неизменном предмете иска, если его цена превысит установленный п.5 ч.1 ст. 23 ГПК размер.

Дело, переданное мировым судьей на рассмотрение районного суда, должно быть принято им к своему производству, поскольку споры между этими судами о подсудности не допускаются, а все сомнения толкуются в пользу подсудности районного суда. Это не препятствует лицам, участвующим в деле, подать частную жалобу на определение мирового судьи о передаче дела по подсудности в районный суд, а районному суду отменить определение при его незаконности, после чего дело должно будет рассматриваться по существу мировым судьей.

Консультации и комментарии юристов по ст 23 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 23 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: http://ogpkrf.ru/st23