Ст 2 гражданского кодекса

Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Комментарий к статье 2 ГК РФ

1. В комментируемой статье определяются виды общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. С учетом особенностей объектов данных отношений и правового положения участников гражданского оборота дается правовая характеристика отдельных видов отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства.

2. Различаются три вида отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные отношения, связанные с ними личные неимущественные отношения и отношения, объектами которых являются неотчуждаемые права и свободы человека, а также другие нематериальные блага.

Среди указанных отношений доминирующее положение занимают имущественные отношения, функционирующие в сфере экономики (абз. 1 п. 1 комментируемой статьи). Их основным объектом является имущество, выступающее или могущее выступать в качестве товара в товарно-денежном обороте. В связи с переходом к рыночной экономике происходит постоянное распространение имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, на новые категории имуществ. В их число уже сегодня входят, в частности, земля, другие природные ресурсы, многоэтажные жилые дома, иные жилые помещения, ставшие товаром.

К имущественным отношениям могут примыкать организационные отношения, входящие в предмет гражданского права. Наибольшее распространение они получили в сфере перевозки грузов (ст. 789 ГК).

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (абз. 1 п. 1 комментируемой статьи), чаще всего возникают по поводу права авторства, права на имя и других личных неимущественных прав на произведения науки, литературы и искусства, на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, личных неимущественных прав исполнителей произведений литературы и искусства. Объектами данных отношений служат права, не имеющие экономического содержания и не поддающиеся прямой денежной оценке. Но обладатели этих прав в то же самое время имеют имущественные права, прежде всего право на исключительное использование результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим они могут извлекать материальные выгоды и получать доходы на основе параллельно создаваемых имущественных отношений.

Отдельную разновидность составляют отношения по защите неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ (п. 2). Данные отношения непосредственно не связаны с имущественными отношениями, хотя при нарушении соответствующих прав, свобод и благ наряду с другими мерами может применяться денежная компенсация причиненного их обладателям морального вреда. ГК стоит на позициях открытого перечня прав, свобод и других нематериальных благ, защищаемых гражданским законодательством, что значительно расширяет сферу его применения.

3. В структуре отношений, регулируемых гражданским законодательством, особо выделяются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, когда один из участников отношений является предпринимателем (абз. 3 п. 1). При определении предпринимательской деятельности законодатель пользуется двумя критериями, имеющими конститутивное значение. Во-первых, такая деятельность должна осуществляться на риск предпринимателя и иметь своей целью систематическое получение прибыли. Во-вторых, она должна проводиться только физическими или юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, наряду с общими нормами регулируются специальными правовыми нормами, содержащимися в ГК (ст. ст. 5, 23, 25, 401 и др.) и изданных в развитие ГК законах.

4. В абз. 1 п. 1 комментируемой статьи содержатся признаки имущественных и неимущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Данные признаки позволяют индивидуализировать и соответственно отграничить указанные отношения от имущественных и неимущественных отношений, подпадающих под действие законодательства других отраслей права: трудового, семейного, административного, земельного, природоресурсного и т.п. К таким признакам относятся равенство, автономия воли и имущественная самостоятельность участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (о «равенстве» и «автономии воли» («своей волей») см. коммент. к ст. 1). Под «имущественной самостоятельностью участников» необходимо понимать определенную степень обособленности имеющегося у них имущества, позволяющую в допустимых законом пределах распоряжаться им и нести самостоятельную имущественную ответственность. Чаще всего имущественная обособленность выражается в наличии у участников отношений права собственности или иного вещного права на имущество (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения). Гражданское законодательство регулирует так называемые внешние отношения между участниками (субъектами) гражданского права. Имущественные и иные отношения, возникающие между членами организаций внутри юридических лиц, основанные на применении наемного труда, как правило, регулируются традиционно нормами трудового права, при условии, что в законе или учредительном договоре не содержится прямой отсылки к гражданскому законодательству. Так, отношения между работодателями и работниками по использованию наемного труда в организациях регулируются нормами трудового, а не гражданского законодательства, внутренние отношения, связанные с участием акционеров, партнеров, членов в деятельности коммерческих и отдельных видов некоммерческих организаций, подпадают в соответствии с нормами ГК под действие гражданского законодательства. Распространение действия гражданского законодательства на внутренние отношения, складывающиеся внутри указанных организаций, придает гражданскому праву Российской Федерации новые черты.

5. Помимо определения видов отношений, регулируемых гражданским законодательством, в тексте статьи содержатся положения, относящиеся к правовому статусу участников гражданского оборота и общей характеристике основных категорий гражданских правоотношений.

Понятие гражданского оборота, употребляемое в п. 1 комментируемой статьи, включает в себя сделки и иные действия, направленные на возмездную и безвозмездную передачу имущества и иных объектов в рамках возникающих между их участниками гражданских правоотношений. За пределами гражданского оборота находятся отношения, объектами которых являются неотчуждаемые права, свободы и другие нематериальные блага. Что касается участников (субъектов) гражданских правоотношений, то ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (абз. 2 п. 1 комментируемой статьи). Допускается также участие в гражданских правоотношениях на началах предоставления национального режима иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 комментируемой статьи).

В п. 1 комментируемой статьи достаточно четко просматриваются три категории гражданских правоотношений, выделяемых законодателем: правоотношения, касающиеся права собственности и других вещных прав; правоотношения, связанные с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (сюда же следует отнести правоотношения о неотчуждаемых правах, свободах и других нематериальных благах); обязательственные правоотношения. К ним следует добавить и четвертую категорию гражданских правоотношений, приобретающую в настоящее время важное значение, — это информационные правоотношения.

6. Гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой стороне, т.е. к отношениям, в которых начала юридического равенства между сторонами отсутствуют. Это сфера административного и иных публичных отраслей права.

Другой комментарий к статье 2 Гражданского Кодекса РФ

1. Гражданское право — это составная часть права в целом, одна из его отраслей. Поэтому гражданское право обладает чертами, которые присущи праву вообще. Гражданское право представляет собой совокупность норм, т.е. правил поведения, установленных или признанных и поддерживаемых государством. Как и право в целом, гражданское право воздействует на общественные отношения путем доведения до субъектов гражданских правоотношений правовых предписаний, реализация которых обеспечивается государственным принуждением или возможностью его применения.

Вместе с тем гражданское право имеет свои особенности, свои специфические черты. Без этого были бы невозможными деление права на отрасли и обособление одной части права от другой. Гражданское право существенно отличается, например, от административного, уголовного и других отраслей права. В основе этого различия лежат особенности регулируемых каждой из отраслей права отношений — предмета отрасли.

Что касается самих отраслей права, то они отличаются друг от друга присущими им принципами — основными идеями, закрепленными в данной отрасли, методом, т.е. способами воздействия данной отрасли права на отношения, и функциями, выполняемыми каждой из отраслей права. Принципы, метод и функции образуют присущий конкретной отрасли права отраслевой режим правового регулирования. Следовательно, для выяснения сущности гражданского права необходимо раскрыть предмет регулирования, а затем определяемые им принципы, метод и функции гражданского права.

2. Комментируемая статья имеет для раскрытия сущности гражданского права основополагающее значение, поскольку именно в ней содержится указание на предмет гражданского права, который предопределяет юридическое содержание, принципы и метод регулирования в данной отрасли права.

Эта статья позволяет также выяснить функции, выполняемые гражданским правом, т.е. его социальное назначение.

3. Для того чтобы раскрыть предмет гражданского права, требуется определить сущность регулируемых им отношений, присущие им черты, их виды и сферы общественной жизни, в которых эти отношения формируются.

В целом предмет гражданского права представляет собой совокупность общественных отношений по принадлежности лицам, участвующим в отношениях (субъектам гражданского права), определенных благ и по обмену этими благами. Блага, по поводу которых складываются регулируемые гражданским правом отношения, используются в интересах лиц, которым они принадлежат, для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Эти блага могут быть материальными (имущественными) и нематериальными (жизнь, здоровье, честь, достоинство, авторство и др.). Сообразно этому гражданское право регулирует имущественные и неимущественные отношения.

4. Исторически гражданское право возникло и сложилось как регулятор имущественных отношений по поводу таких благ, как вещи, деньги, результаты работ, оказанные услуги. И в современном гражданском обороте также преобладают имущественные отношения. Вместе с тем все большее развитие и значение приобретают отношения по обладанию неимущественными благами, особенно такими, как авторство на результаты творческой деятельности в сфере науки, литературы, искусства, а также на средства индивидуализации лиц, участвующих в гражданском обороте, и производимых ими товаров и услуг.

Поскольку гражданское право есть прежде всего право имущественного оборота, необходимо рассмотреть сущность и черты регулируемых им имущественных отношений. При этом следует учитывать, что сам по себе имущественный характер отношений не позволяет отграничить отношения, регулируемые гражданским правом, от отношений, им не регулируемых.

5. Имущественные отношения регулируются не только гражданским правом. Имущество является объектом отношений, регулируемых и другими отраслями права, например финансовым, налоговым и даже уголовным правом, устанавливающим наряду с другими и имущественные меры наказания. Следовательно, предмет гражданского права не может быть в полной мере выявлен только указанием на имущественное содержание отношений. Гражданское право регулирует не все имущественные отношения, а только те из них, которые складываются и функционируют как отношения собственности. Сущностная черта регулируемых гражданским правом отношений состоит в том, что они представляют собой отношения собственности, т.е. отношения, в рамках которых происходят закрепление собственности за определенными лицами и реализация возможностей, заложенных в собственности.

Отношения собственности, регулируемые гражданским правом, делятся на два вида: 1) отношения собственности в ее статике и 2) отношения собственности в ее динамике. Отношения собственности в статике есть отношения по закреплению имущества за определенными лицами, принадлежности имущества определенным лицам. Эти отношения регулируются той частью гражданского права, которая называется правом собственности. Реализуя это право, собственник владеет имуществом, пользуется и распоряжается им.

Собственник, владея, пользуясь и распоряжаясь своим имуществом, может своей властью наделять правом владения и пользования его имуществом других лиц. В связи с этим появляется более широкое понятие вещного права, которое включает в себя не только право собственности, но и право владения и пользования чужим имуществом.

В процессе распоряжения собственностью как своим имуществом собственник вступает в отношения с иными лицами, обменивая принадлежащее ему имущество на другие необходимые ему имущественные блага. Эти отношения представляют собой отношения собственности в ее динамике. В условиях нормальной экономики эти отношения в современном обществе приобретают характер товарно-денежных связей. Следовательно, товарно-денежные отношения есть не что иное, как отношения собственности в ее динамике. Эти отношения регулируются нормами той части гражданского права, которая называется обязательственным правом.

Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, в силу того, что они являются отношениями собственности, характеризуются следующими признаками, определяющими само содержание гражданского права:

1) это отношения между имущественно обособленными субъектами. Каждая из сторон в гражданском правоотношении имеет свое имущество и не обладает властью над имуществом другой стороны;

2) каждая из сторон обладает имущественно-распорядительной самостоятельностью, т.е., имея власть над своим имуществом, распоряжается им самостоятельно на основе собственной воли и волеизъявления;

3) обе стороны имеют равное положение по отношению друг к другу. Здесь нет элементов власти одного лица над другим лицом или его имуществом. Отношения, регулируемые гражданским правом, есть отношения координации, а не отношения субординации;

4) эти отношения являются возмездными — отношениями эквивалентного обмена.

Названные признаки отличают имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, от имущественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Например, налоговые отношения, будучи имущественными, по своей сути не являются отношениями собственности. По своему характеру это совершенно иные отношения. Они представляют собой отношения между государством и индивидом, в рамках которых происходит изъятие части имущества гражданина или юридического лица в пользу государства на основании соответствующих положений налогового закона. Эти отношения являются отношениями вертикального характера, отношениями власти и подчинения. Им не присущи все названные черты, в том числе распорядительная самостоятельность сторон, их равенство, эквивалентность обмена и др.

К отношениям собственности в ее динамике относится также переход имущества от одного лица к другому вследствие смерти собственника и завладения его имуществом наследниками по закону или завещанию. Однако специфика отношений по переходу имущества при наследовании, в частности отсутствие эквивалентности в таком переходе, предопределяет необходимость регулирования этих отношений не нормами обязательственного права, а нормами другой составной части гражданского права — наследственного права.

6. Гражданское право, как указано в ст. 2 ГК РФ, регулирует также неимущественные отношения, т.е. отношения, строящиеся по поводу неимущественных благ и объектов. При этом гражданское право регулирует две группы неимущественных отношений, одни из которых связаны с имуществом, а другие такой связи не имеют.

К числу неимущественных отношений, связанных с имущественными отношениями, относятся отношения интеллектуальной собственности, т.е. отношения, возникающие по поводу исключительных прав лица на результаты его интеллектуальной деятельности в сфере науки, литературы, искусства и т.д. Авторские отношения совмещают в себе неимущественные и имущественные элементы. Главное неимущественное благо, которое является объектом этого отношения, есть авторство лица по отношению к созданному им произведению науки, литературы, искусства. Однако реализация авторского права сопряжена с появлением у автора и определенных имущественных прав по отношению к лицам, пользующимся плодами интеллектуальной деятельности автора. Гражданское право регулирует эти отношения целиком, в их комплексе, фиксируя и защищая как имущественные, так и неимущественные права автора соответствующего произведения.

Причины того, что данные неимущественные отношения регулируются гражданским правом, видят обычно в том, что они неразрывно связаны с имущественными правами автора. И поскольку гражданское право регулирует имущественные отношения, то как бы заодно оно регламентирует отношения неимущественные. Однако здесь имеется более глубокая причина использования гражданского права для регулирования отношений по поводу интеллектуальной собственности. Она состоит в том, что гражданское право, будучи предназначенным для закрепления за лицами определенных имущественных благ, оказывается пригодным для закрепления за лицами и таких благ неимущественного характера, как авторство. Неслучайно поэтому отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности условно называют интеллектуальной собственностью. В этом термине выражено главное — закрепление нормами гражданского права принадлежности определенным лицам таких важных неимущественных благ, как авторство лица на созданные им произведения. Приемы и методы, отработанные гражданским правом для регулирования отношений собственности, оказываются в значительной степени пригодными и для регулирования отношений по поводу результатов интеллектуальной деятельности. Нормы, регламентирующие эти отношения, образуют один из основных разделов гражданского права — право интеллектуальной собственности.

Другая группа неимущественных отношений — это не связанные с имущественными отношения личные отношения по поводу таких неотчуждаемых прав и свобод человека, как доброе имя, честь и достоинство. Гражданское право охватывает и эти отношения, но не регулирует их столь развернуто, как отношения собственности и интеллектуальной собственности. Тем не менее оно защищает названные блага, а следовательно, и их носителей от всякого рода нарушений и посягательств, например на честь и достоинство лица.

Круг таких нематериальных объектов, защищаемых гражданским правом, определен в гл. 8 «Нематериальные блага и их защита» ГК РФ.

Таким образом, гражданско-правовая защита, созданная применительно к имущественному благу, оказывается пригодной и против посягательств на нематериальные блага путем применения таких же способов защиты, т.е. либо восстановления нарушенного права, например опровержением сведений, порочащих честь и достоинство лица, либо предоставления потерпевшему имущественной компенсации причиненных ему материальных или нематериальных потерь.

Итак, гражданское право регулирует общественные отношения по принадлежности имущественных благ определенным лицам, т.е. отношения собственности, отношения по обмену имущественными благами (товарно-денежный оборот), отношения по переходу имущества по наследству и отношения, возникающие по поводу результатов интеллектуальной деятельности. Все они основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Общим для всех этих отношений является то, что это нормальные экономические и иные отношения, из которых складывается повседневная жизнь граждан и организаций. Любой из этих субъектов выступает в качестве лица, которому принадлежит определенное имущество, и любой из них повседневно участвует в товарно-денежном обороте с целью реализации имеющегося имущества и производимых благ либо с целью приобретения того, что необходимо для удовлетворения личных и производственных потребностей. Можно поэтому утверждать, что гражданское право — это право нормальной экономической жизни граждан и юридических лиц. В рамках этих отношений их участники реализуют свои интересы и удовлетворяют разнообразные материальные и духовные потребности.

В силу изложенного сфера применения норм гражданского права необычайно широка. Гражданское право является универсальной отраслью. Оно охватывает как сферу удовлетворения разнообразных потребностей граждан, так и сферы производства и реализации разнообразной продукции, производства работ, предоставления услуг. Комментируемая статья указывает на то, что участниками регулируемых гражданским правом отношений выступают как граждане, так и организации, являющиеся юридическими лицами. В регулируемых гражданским правом отношениях участвует также сама Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, но они участвуют в этих отношениях не в качестве носителей власти, а в виде субъектов, которым принадлежит определенное имущество и которые, как и все другие лица, участвуют в гражданском обороте, отчуждая или приобретая соответствующее имущество и объекты.

7. Комментируемая статья прямо указывает также на то, что гражданское право регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или отношения с их участием. При этом под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей.

Участие гражданского права в регулировании предпринимательской деятельности вполне естественно, поскольку оно регламентирует отношения собственности и отношения по ее использованию, а предпринимательская деятельность — это и есть деятельность, основанная на использовании собственности с целью извлечения прибыли. В этом смысле можно утверждать, что гражданское право в той его части, в какой оно регулирует отношения с участием предпринимателей, и есть предпринимательское право. Другое дело, что предпринимательская деятельность регламентируется не только гражданским правом. В процессе осуществления предпринимательской деятельности предприниматель вступает в отношения, регулируемые также трудовым правом, налоговым правом, природоресурсным законодательством и т.д.

Таким образом, предпринимательское законодательство в целом представляет собой конгломерат норм различных отраслей права. Однако в этом конгломерате отношения собственности и товарно-денежного оборота, регулируемые гражданским правом, составляют как бы ядро предпринимательской деятельности. Сообразно этому гражданскому праву принадлежит ведущее место в регулировании предпринимательской деятельности.

Все общие положения гражданского законодательства распространяются на отношения с участием предпринимателей. Вместе с тем по ряду вопросов нормами ГК РФ для регулирования отношений с участием предпринимателей устанавливаются специальные правила, например об их солидарной ответственности (п. 2 ст. 322), о повышенной ответственности (п. 3 ст. 401).

8. Гражданское право применяется к отношениям не только с участием граждан России, но также с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если эти отношения формируются и осуществляются на территории Российской Федерации. Изъятия из этого правила могут быть установлены только федеральным законом.

По правилам международных договоров, коллизионных норм российского права (см. разд. VI ГК), а также соглашений участников внешнеэкономической сделки о применимом праве отношения с участием иностранных физических и юридических лиц могут быть в той или иной мере подчинены нормам иностранного гражданского права.

9. Пункт 3 комментируемой статьи содержит принципиальное положение о недопустимости по общему правилу применения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в частности к налоговым, другим финансовым и административным отношениям, если иное прямо не предусмотрено законом.

Запрет такого рода продиктован существенными различиями в методах регулирования отношений, присущих, с одной стороны, отраслям частного права, каковым является гражданское право, и, с другой стороны, отраслям публичного права, в том числе административного, финансового, налогового права.

В соответствии с этим в Постановлении Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 <1> «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дано разъяснение, согласно которому в отношении сумм, необоснованно взысканных с юридических и физических лиц в виде экономических (финансовых) санкций налоговыми, таможенными и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из бюджета этих сумм не подлежат применению правила о начислении процентов по ст. 395 ГК РФ.

———————————
<1> Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

Естественно, что запрет п. 3 ст. 2 ГК РФ не распространяется на отрасли законодательства, относящиеся к частному праву. Так, в соответствии со ст. 4 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ, СК) к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, субсидиарно применяется гражданское законодательство, поскольку это не противоречит существу семейных отношений. Статья 5 СК РФ допускает также применение к семейным отношениям гражданского законодательства по аналогии.

Не исключается также возможность субсидиарного применения гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на равенстве сторон, в сфере природопользования, регулируемой водным, лесным законодательством и законодательством о недрах.

Источник: https://rugkrf.ru/st-2-gk-rf

Комментарий к Ст. 2 ГК РФ

1. Значение. Предмет гражданского права определяет сферу действия данной отрасли. Определить предмет — значит уяснить, что регулируют нормы гражданского права. Предмет гражданского права характеризует содержание отрасли и пределы ее действия, отграничивает от других отраслей российского права.

2. Содержание предмета гражданского права. В предмет гражданско-правового регулирования в соответствии с комментируемой статьей 2 ГК входят:

┌────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│имущественные (товарные) │ │личные неимущественные отношения,│

│отношения по поводу материальных│ │ связанные с имущественными │

│благ, имеющих денежную оценку │ │ (авторские, патентные и другие) │

└────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐

│личные неимущественные отношения,│

│ не связанные с имущественными │

│ (защита нематериальных благ) │

└─────────────────────────────────┘

Наука.

Наука гражданского права (О.А. Красавчиков) включает в предмет изучаемой отрасли организационные отношения, которые обеспечивают становление и функционирование основных имущественных и личных неимущественных отношений, в том числе в области предпринимательской деятельности. Организационные отношения необходимы и важны, в частности, при заключении договоров, оформлении наследства, выдаче доверенности и т.д.

3. Метод гражданского права, как и метод любой иной отрасли российского права, определяет, как, какими способами и средствами регулируются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, составляющие предмет гражданско-правового воздействия. Основные черты метода гражданского права:

— принцип дозволительности (в упрощенном виде — дозволено все, что не запрещено законом);

— принцип диспозитивности (свобода выбора пути осуществления гражданских прав).

Метод гражданского права характеризуется такими способами, которые не только обеспечивают равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность субъектов, но и стимулируют инициативность лиц, утверждают восстановительный (компенсационный) характер гражданско-правовой защиты и имущественной ответственности.

Судебная практика.

Установленная Законом о конкуренции обязанность учредителей коммерческой организации при определенных условиях уведомлять антимонопольный орган о создании данной организации имеет публично-правовой характер.

Солидарная ответственность должников по связанному с предпринимательской деятельностью гражданско-правовому обязательству предусмотрена статьей 322 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ, его нормы не применяются к отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой, если иное не предусмотрено законодательством.

Закон о конкуренции такого указания не содержит. Напротив, в соответствии с ним штраф налагается антимонопольным органом в административном порядке и, следовательно, является мерой административной ответственности. Правила ГК РФ на данные отношения не распространяются (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.03.1998 N 32).

Другой комментарий к Ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья 2 ГК РФ определяет отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, и круг их субъектов (участников). Участниками этих отношений могут быть граждане и юридические лица (о понятии юридического лица см. комментарий к ст. 48 ГК РФ), Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образования. Важное значение имеют сформулированные в п. 1 ст. 2 ГК определение предпринимательской деятельности и принципы ее регулирования.

2. Основной вид регулируемых гражданским законодательством отношений составляют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Что касается личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, то здесь функция гражданско-правового регулирования сводится к защите объекта этих отношений — нематериальных благ, если иное не вытекает из их существа. О нематериальных благах и способах их защиты см. комментарий к ст. ст. 150 — 152.

3. Согласно п. 3 ст. 2 ГК применение гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, возможно лишь в случаях, когда такая возможность специально предусмотрена законодательством.

Исходя из приведенных в п. 3 ст. 2 ГК примеров таких отношений, представляется, что речь идет о такого рода отношениях, которые основаны именно на подчинении властном, основанном на прямом указании закона, а не на добровольном подчинении, вытекающем из свободного волеизъявления подчиненной стороны. Поэтому представляется возможным субсидиарное применение гражданского законодательства, в частности, к трудовым отношениям, так как основанием их возникновения является трудовой договор, при заключении которого работник добровольно принимает на себя обязанность подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка.

Поскольку ни гражданским, ни налоговым, ни иным административным законодательством не предусмотрено, например, начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на суммы, необоснованно взысканные с юридических и физических лиц в виде финансовых санкций налоговыми, таможенными органами, органами ценообразования и другими государственными органами, при удовлетворении требований названных лиц о возврате из соответствующего бюджета этих сумм не подлежат применению нормы, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ). В таких случаях гражданами и юридическими лицами на основании ст. ст. 15 и 16 ГК могут быть предъявлены требования о возмещении убытков, вызванных в том числе необоснованным взиманием финансовых санкций.

Источник: http://GKodeksRF.ru/ch-1/rzd-1/podrzd-1/gl-1/st-2-gk-rf

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Комментарий к статье 51 Гражданского Кодекса РФ

1. Значение государственной регистрации юридических лиц, ее рациональной организации, полноты единого реестра юридических лиц, достоверности содержащихся в нем сведений и их открытости для любого заинтересованного лица чрезвычайно велико, в особенности в системе автономно действующих субъектов рыночного товарно-денежного гражданского оборота. Только такая регистрация обеспечивает возможность получения необходимой информации при выборе контрагента и ведении хозяйственных операций и способствует устойчивости экономического оборота, поскольку регистрируются и изменения правового статуса юридических лиц (п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 ГК). Юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации (п. 2 комментируемой статьи), и с этой даты возникает его правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК).

2. В порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (см. п. 5 комментария к данной статье), регистрируются начиная с 1 июля 2002 г. юридические лица, а с 1 января 2004 г. — физические лица в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства (о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств см. коммент. к ст. 23).

На основании ст. 2 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), должен устанавливаться Правительством РФ, которое Постановлением от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (СЗ РФ, 2002, N 20, ст. 1872) возложило выполнение этих функций на федеральный орган исполнительной власти по налогам и сборам.

3. На основании ст. 10 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей иными федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Так, государственную регистрацию банков и иных кредитных организаций осуществляет ЦБР на основании ст. 12 Закона о банках, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Решение о государственной регистрации общественного объединения независимо от того, обладает ли оно статусом юридического лица (ст. 21, 22 Закона об общественных объединениях), профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций) и первичных организаций (ст. 8 Закона о профессиональных союзах), политической партии и ее региональных отделений (ст. 15 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» — СЗ РФ, 2001, N 29, ст. 2950), религиозных организаций (ст. 11 Закона о свободе совести), торгово-промышленных палат (ст. 9 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»), принимают органы юстиции, а именно Государственная регистрационная палата при Минюсте России (см. Постановление Правительства РФ от 05.09.98 N 1034 — СЗ РФ, 1998, N 37, ст. 4616), Устав которой утвержден Приказом Минюста России от 22.04.2003 N 100 (БНА, 2003, N 22). После принятия такого решения орган юстиции направляет сведения и документы, необходимые для внесения перечисленных организаций в Единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующему органу.

В функции Государственной регистрационной палаты входят также аккредитация представительств иностранных компаний на территории Российской Федерации и ведение их сводного реестра, ведение государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных на территории Российской Федерации, ведение ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в т.ч. политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций.

Отношения органов юстиции и регистрирующего органа, связанные с государственной регистрацией указанных организаций, регулируются положениями о государственной регистрации этих организаций, содержащимися в специальных законах об их статусе и Постановлении Правительства РФ от 19.06.2002 N 442 «О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц» (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2589).

4. Правило абз. 2 п. 1 данной статьи устанавливает т.н. нормативно-явочный порядок образования юридических лиц — регистрирующий орган проверяет, представлены ли в регистрирующий орган предусмотренные законом документы, направлены ли они в надлежащий регистрирующий орган, не находится ли юридическое лицо, являющееся учредителем регистрируемого лица, в процессе ликвидации или реорганизации (ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Дополнительные требования установлены, в частности, ст. 20 Федерального закона «О политических партиях», ст. 23 Закона об общественных объединениях, ст. 12 Закона о свободе совести. Вступать в обсуждение вопроса о целесообразности создаваемого юридического лица регистрирующий орган не может. Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного.

Порядок образования юридического лица и требования, которым должны удовлетворять действия учредителей, как и требования к учредительным документам (помимо перечисленных в ст. 52 ГК), установлены законодательством об отдельных видах юридических лиц, их организационно-правовых формах.

5. Государственная регистрация юридического лица — это акт регистрирующего органа, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и иных сведений о них.

5.1. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц», утвердившим Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2585). Реестр должен содержать предусмотренные Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также регистрационное дело на каждое из них. Регистрационное дело содержит все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с данным Законом.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (СЗ РФ, 2002, N 26, ст. 2586) утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, в частности заявлений о регистрации юридических лиц, уведомлений о внесении изменений в их учредительные документы, о принятии решения о ликвидации юридического лица, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса, свидетельства о государственной регистрации юридического лица и внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

5.2. Регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Лица, имеющие право выступать от имени юридического лица без доверенности, т.е. на основании закона или учредительных документов юридического лица, могут не являться его органами, т.к. на основании ст. 53 ГК в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности не через свои органы (в частности, единоначальный исполнительный орган), а через своих участников (см. коммент. к ст. 53). К таким юридическим лицам ГК относит хозяйственные товарищества. В связи с тем что по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 72 (см. коммент. к ней), каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, встает вопрос, по месту нахождения какого участника должна осуществляться государственная регистрация простого или коммандитного товарищества, участниками которого являются несколько лиц, в каком месте оно должно регистрироваться, если учредительным договором ведение дел поручено нескольким участникам?

Первоначальная регистрация, которая, как отмечено выше, производится по месту нахождения постоянно действующего органа юридического лица, может быть впоследствии изменена, если юридическое лицо желает изменить свое место нахождения. Так следует толковать п. 4 ст. 18 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а предусмотренные этой нормой запись и пересылку регистрационного дела «в регистрирующий орган по новому месту» рассматривать как перерегистрацию и изменение места регистрации. Конечно, соответствующую норму следовало бы сформулировать адекватно правилу ст. 51 ГК.

5.3. Статья 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержит исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть сообщены при подаче заявления о регистрации. Согласно ст. 9 регистрирующий орган не вправе требовать представления документов, не предусмотренных данным Законом.

5.4. Содержащиеся в государственном реестре сведения являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии со ст. 6 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их месте жительства могут быть представлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, за исключением случая, когда указанные сведения сообщаются при представлении копий учредительных документов юридического лица. Форма, порядок и сроки представления сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц».

Отказ в представлении сведений не допускается, за исключением тех, доступ к которым ограничен.

Содержащиеся в реестре сведения считаются достоверными, пока в них не внесены соответствующие изменения. Однако в случаях, специально предусмотренных федеральными законами, внесенные в учредительные документы юридического лица изменения приобретают силу для третьих лиц не с момента внесения в реестр соответствующей записи, а с момента уведомления регистрирующего органа о таком изменении (п. 3 ст. 19 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

5.5. О государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, см. п. 3 коммент. к ст. 59.

5.6. О государственной регистрации ликвидации юридического лица см. п. 8 коммент. к ст. 63.

5.7. Закон (п. 2 ст. 25) наделяет регистрирующий орган полномочием на обращение в суд с иском о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных актов о государственной регистрации юридических лиц, в частности правил ст. 26 Закона, согласно которой уже существующие юридические лица обязаны в 6-месячный срок со дня вступления данного Закона в действие представить в регистрирующий орган определенные Законом дополнительные сведения.

5.8. Закон (ст. 24) устанавливает последствия неправомерного отказа в регистрации или нарушения порядка регистрации и обязанность регистрирующего органа возместить причиненный этим ущерб.

Отказ в осуществлении государственной регистрации юридического лица допускается по основаниям, предусмотренным ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и положениями федеральных законов о правовом статусе юридических лиц отдельных организационных форм, как правило, некоммерческих организаций (см., например, ст. 20 Федерального закона «О политических партиях», ст. 23 Закона об общественных объединениях).

Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации или его уклонение от нее могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд (ст. 22, 23, 25 АПК) в соответствии с правилами о подведомственности дел этим системам судебной власти.

5.9. Следует обратить внимание на п. 4 ст. 11 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который предусматривает:

«Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки представления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Пункт 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений обязал регистрирующий орган представлять сведения о юридическом лице, указанные в приложении N 2 к этим Правилам, в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы федерального органа по статистике.

6. Регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в случае нарушения закона или иных правовых актов.

Судебная практика исходит из того, что основаниями для признания недействительным акта государственной регистрации юридического лица могут, в частности, служить несоответствие учредительных документов требованиям законодательства, содержащиеся в них недостоверные сведения, нарушение установленного законодательством порядка создания юридического лица или его государственной регистрации. Признание акта государственной регистрации недействительным не влечет автоматической ликвидации юридического лица, однако такое признание может являться основанием для ликвидации юридического лица, в частности, если при его создании допущены грубые нарушения закона и они носят неустранимый характер (п. 2 ст. 61 ГК).

7. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 09.06.2000 N 54 «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной» (Вестник ВАС РФ, 2000, N 7) отмечено, что правоспособность юридического лица прекращается в момент его ликвидации, а оно считается прекратившим свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 63 ГК). Поэтому признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

Другой комментарий к статье 51 ГК РФ

1. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, а также учет юридических лиц для осуществления налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.

Статья 2 ГК называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (см. ст. 3 Закона об общественных объединениях). При этом право общественного объединения существовать без государственной регистрации не распространяется на политические партии, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии со ст. 15 Закона о политических партиях.

2. Комментируемая статья предусматривает обязательную государственную регистрацию юридических лиц в Российской Федерации. В соответствии с ГК регистрации подлежат создание юридического лица, изменения учредительных документов юридического лица, случаи прекращения его деятельности в связи с реорганизацией или ликвидацией (см. п. 3 ст. 52, п. 4 ст. 57 и п. 8 ст. 63 ГК).

Порядок государственной регистрации устанавливается Законом о государственной регистрации, регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является МНС России (ныне ФНС России) (см. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 (в ред. от 16.09.2003) <1>). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (см. п. 2 ст. 54 ГК, п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации).

———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 20. Ст. 1872; N 33. Ст. 3222; 2003. N 18. Ст. 1715; N 38. Ст. 3667.

Состав документов, представляемых для государственной регистрации, определяется Законом о государственной регистрации и различается в зависимости от того, идет ли речь о создании юридического лица, создании юридического лица путем реорганизации, ликвидации юридического лица или об изменениях, вносимых в учредительные документы юридического лица. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных законом.

На основании предоставленных документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись, содержащую сведения о юридическом лице, в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Со дня внесения записи в государственный реестр юридическое лицо считается созданным <1>.

———————————
<1> Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение способности (см. ст. 49 ГК). В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона оно может быть ликвидировано по решению суда. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер (см. п. 2 ст. 61 ГК). См. также п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации.

Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (в ред. от 13.12.2005) <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585; N 46. Ст. 4597; 2003. N 33. Ст. 3270; N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

3. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок государственной регистрации отдельных видов юридических лиц.

В настоящее время специальный порядок государственной регистрации установлен для кредитных организаций, профессиональных союзов, политических партий и других общественных организаций, религиозных организаций, ТПП (см. Законы о банках, об общественных объединениях, о профсоюзах, о политических партиях, Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 29.06.2004) <1>, Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2003) <2>).

———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3029; 2004. N 27. Ст. 2711.
<2> Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1309; СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 2002. N 12. Ст. 1093.

Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается ЦБ РФ; решение о государственной регистрации общественного объединения, религиозной организации, ТПП принимается Минюстом России или его территориальным органом. На основании принятого решения органами МНС России осуществляется внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации соответствующего юридического лица, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений.

Государственная регистрация профсоюзных организаций в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке, который не предполагает принятия решения о государственной регистрации. Для государственной регистрации профсоюзных организаций в органы юстиции предоставляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии документов, необходимых для регистрации. Соответствующий орган юстиции направляет указанные документы в МНС России, которое на основании представленных документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о создании, реорганизации и ликвидации соответствующей профсоюзной организации (см. ст. 8 Закона о профсоюзах).

4. Гражданское законодательство исходит из признания свободы участников гражданского оборота в выборе способа ведения своих дел. Регистрирующий орган не вправе проверять решение об учреждении юридического лица на предмет его необходимости или хозяйственной целесообразности.

Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Специальные основания отказа в государственной регистрации юридических лиц устанавливаются федеральными законами, регулирующими деятельность юридических лиц соответствующего вида (кредитных организаций, общественных объединений и др.).

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине (п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации).

5. Государственная регистрация является завершающим этапом создания юридического лица, с которым закон связывает возникновение правоспособности (см. ст. 49 ГК).

В случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона оно может быть ликвидировано по решению суда. В суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц вправе обратиться регистрирующий орган (п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации). Судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в том случае, если нарушения носят неустранимый характер (см. п. 2 ст. 61 ГК).

Источник: https://gkrf24.ru/statia-51-gk

Комментарий к Ст. 2 Гражданского кодекса РФ

1. Одним из элементов гражданских правоотношений являются участники гражданского оборота — физические и юридические лица, государство, его органы и т.п. Физические лица участвуют в гражданском обороте лишь при условии наличии у них дееспособности, т.е. по достижении установленного законом возраста. Юридические лица — с момента волеизъявления учредителя на создание соответствующего субъекта, на протяжении всего периода его деятельности вплоть до исключения сведений о нем из ЕГРЮЛ, поскольку их правосубъектность возникает с момента государственной регистрации и прекращается после завершения ликвидации.

Сущность правоотношений (их содержание) сводится к регламентации правового положения субъектов. Наличие российского гражданства таких субъектов не является обязательным условием для их участия в гражданском обороте. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (см., например, ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 11), ЗК РФ (ст. ст. 15, 22), ФЗ от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 16), ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 3), ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (ст. 7), ФЗ от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», ФЗ от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст. 4), Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (ст. 19.1), Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 6), Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ст. 3)).

Правовой статус включает в себя права, обязанности, правосубъектность, ответственность субъекта и т.п. Основанием возникновения права выступает юридический факт, т.е. событие или действие, вследствие наступления которых у субъекта возникает соответствующее право.

2. Отношения, составляющие предмет гражданского законодательства, можно разделить на две категории:

— имущественные — обусловлены реализацией субъектом принадлежащего ему права, например права собственности, иных вещных прав, интеллектуальных прав. Наиболее широкая категория отношений непосредственно связана с реализацией отдельных видов гражданских прав. Данная категория включает в себя: вещные, договорные (определяют особенности заключения отдельных видов договоров и сделок) и обязательственные;

— личные неимущественные, связанные или не связанные с имуществом, что предполагает наличие у субъекта права, в том числе личного, неотъемлемого. Такие права не имеют имущественного выражения, например право на имя, на выбор места жительства. Неимущественные отношения имеют тесную связь с имущественными, например право авторства. Неимущественные права субъекта в меньшей степени задействованы в гражданском обороте, например, право на имя исключено из оборота, его нельзя продать, поменять и т.п. На указанные права и свободы гражданское законодательство распространяется в части обеспечения их защиты.

Право в данном случае выступает той категорией, реализация которой порождает и обязанности, и ответственность у участников правоотношений.

3. Существенные условия договора свидетельствуют о легитимности соглашения сторон. Договоры выступают в качестве наиболее распространенного основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Перечень условий определяется применительно к отдельным видам правоотношений. Их отсутствие свидетельствует о недействительности договора.

Гражданские правоотношения характеризуются диспозитивным характером, т.е. их участники могут самостоятельно определять порядок их осуществления. Роль государства в таких отношениях минимальна, в большинстве случаев направлена на обеспечение их защиты.

Перечень правоотношений, исключенных из сферы действия ГК РФ, является открытым и может включать в себя любые имущественные правоотношения, в основе которых лежит принцип власти и подчинения.

4. Судебная практика по ст. 2 ГК РФ:

— Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (см. п. п. 38, 71);

— Постановление Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. 7);

— Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом ВС РФ 16.03.2016) (см. п. 1);

— Постановление Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» (см. п. 1);

— Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (см. п. п. 21, 30, 103);

— Постановление Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (см. п. 13).

Источник: http://GrazhKod.ru/chast-pervaya/razdel-1/podrazdel-1/glava-1/statya-2-gk-rf

1. Одним из элементов гражданских правоотношений являются участники гражданского оборота — физические и юридические лица, государство, его органы и т.п. Физические лица участвуют в гражданском обороте лишь при условии наличия у них дееспособности, т.е. по достижении установленного законом возраста. Юридические лица — с момента волеизъявления учредителя на создание соответствующего субъекта, на протяжении всего периода его деятельности вплоть до исключения сведений о нем из ЕГРЮЛ, поскольку их правосубъектность возникает с момента государственной регистрации и прекращается после завершения ликвидации.

Сущность правоотношений (их содержание) сводится к регламентации правового положения субъектов. Наличие российского гражданства таких субъектов не является обязательным условием для их участия в гражданском обороте.

Правовой статус включает в себя права, обязанности, правосубъектность, ответственность субъекта и т.п.

Основанием возникновения права выступает юридический факт, т.е. событие или действие, вследствие наступления которых у субъекта возникает соответствующее право.

2. Отношения, составляющие предмет гражданского законодательства, можно разделить на две категории:

— имущественные — обусловлены реализацией субъектом принадлежащего ему права, например права собственности, иных вещных прав, интеллектуальных прав. Наиболее широкая категория отношений непосредственно связана с реализацией отдельных видов гражданских прав. Данная категория включает в себя: вещные, договорные (определяют особенности заключения отдельных видов договоров и сделок) и обязательственные;

— личные неимущественные, связанные или не связанные с имуществом, что предполагает наличие у субъекта права, в том числе личного, неотъемлемого. Такие права не имеют имущественного выражения, например, право на имя, на выбор места жительства. Неимущественные отношения имеют тесную связь с имущественными, например право авторства. Неимущественные права субъекта в меньшей степени задействованы в гражданском обороте, например, право на имя исключено из оборота, его нельзя продать, поменять и т.п. На указанные права и свободы гражданское законодательство распространяется в части обеспечения их защиты.

Право в данном случае выступает той категорией, реализация которой порождает и обязанности, и ответственность у участников правоотношений.

3. Существенные условия договора свидетельствуют о легитимности соглашения сторон. Договоры выступают в качестве наиболее распространенного основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Перечень условий определяется применительно к отдельным видам правоотношений. Их отсутствие свидетельствует о недействительности договора.

Гражданские правоотношения характеризуются диспозитивным характером, т.е. их участники могут самостоятельно определять порядок их осуществления. Роль государства в таких отношениях — минимальна, в большинстве случаев направлена на обеспечение их защиты.

Перечень правоотношений, исключенных из сферы действия ГК РФ, является открытым и может включать в себя любые имущественные правоотношения, в основе которых лежит принцип власти и подчинения.

Источник: https://www.zakonrf.info/gk/2/

1. Юридическим фактом образования организации и начала ее деятельности выступает государственная регистрация данного субъекта и внесение сведений о ней в ЕГРЮЛ. Обязанности по регистрации юридических лиц возлагаются на территориальные инспекции ФНС России, в обязанности которых вменяется ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

ГК РФ презюмирует достоверность и полноту сведений, внесенных в указанные реестры, чем гарантирует обеспечение и защиту прав и законных интересов добросовестных участников правоотношений. Декларация достоверности и полноты информации, вносимой в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, обусловлена практикой деятельности правоохранительных и правозащитных органов, которые нередко сталкиваются с недобросовестностью органов управления юридическим лицом, в компетенцию которых входит внесение сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Процедура государственной регистрации юридического лица должна быть:

— законной;

— осуществляться в соответствии с установленным порядком.

Несоблюдение указанных требований влечет за собой процедуру судебного обжалования принятого регистрирующим органом решения.

Любые данные, представленные для государственной регистрации заявителем, подлежат внесению в ЕГРЮЛ и подтверждались ранее свидетельством о государственной регистрации, а в настоящее время листом записи ЕГРЮЛ.

Сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, носят открытый характер и могут быть получены любым субъектом, как в электронной, так и в документальной форме. В ряде случаев получение указанной информации является обязательным, например при обращении в суд.

Достоверность данных, внесенных в ЕГРЮЛ, презюмируется, что лишает субъекта возможности ссылаться на сведения, не отраженные в ЕГРЮЛ или указывать на их недостоверность. Легитимной признается лишь официально полученная в регистрирующем органе выписка из ЕГРЮЛ, а не информация, размещенная на сайте регистрирующего органа.

2. Юридическое лицо обязано возместить убытки в случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ. В случае непредставления сведений об изменениях они являются недействительными вплоть до их внесения в ЕГРЮЛ, т.е. не могут использоваться в рамках гражданского оборота. В этой связи любой участник гражданского оборота обязан руководствоваться теми сведениями, которые отражены в ЕГРЮЛ.

Несвоевременное представление не позволяет регистрирующему органу надлежащим образом исполнить возложенные на него обязанности по своевременному внесению сведений в ЕГРЮЛ, а также проверки соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, в том числе в части соблюдения установленных сроков. Регистрирующие органы применяют к нарушителю штрафные санкции за несвоевременное представление документов.

Представление недостоверных сведений о юридическом лице лишает уполномоченный орган возможности оценить соответствие представленной информации, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия, нарушает презумпцию достоверности сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. В случае недостоверности указанных сведений с момента их внесения в ЕГРЮЛ, они являются информацией, которую стороны обязаны рассматривать как достоверную, т.е. не вправе и не могут использовать иную в силу ее отсутствия в государственном реестре.

Обеспечение достоверности сведений о юридическом лице требует проведения проверки представленной для государственной регистрации информации. Регистрирующий орган в данном случае выступает в качестве субъекта, гарантирующего достоверность внесенных в реестр сведений о каждом юридическом лице. Проведение проверки осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия на основании запроса уполномоченного органа. Основной мерой ответственности в данном случае выступает отказ в государственной регистрации изменений, а также меры административной ответственности за предоставление недостоверной информации для внесения ее в ЕГРЮЛ.

3. Регистрирующий орган обязан уведомлять заинтересованных лиц о предстоящем внесении изменений в устав общества и их государственной регистрации. В качестве заинтересованных лиц могут выступать различные субъекты: от уполномоченных органов власти и местного самоуправления до контрагентов по договорам. В настоящее время указанная обязанность реализуется лишь в отношении органов государственной власти.

Уведомление должно носить заблаговременный характер, т.е. направляться до государственной регистрации изменений в устав, но не ранее момента получения регистрирующим органом заявления (уведомления) о внесении изменений от заявителя. Уведомление осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия между органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, а также иные необходимые услуги.

Уведомление заявителя в данном виде регистрации осуществляется посредством направления расписки в получении документов для государственной регистрации. У субъекта, получившего уведомление, возникает право представить уполномоченному органу возражения против государственной регистрации изменений. Возражения уполномоченного органа не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации. Такая возможность адресована участникам юридического лица и его исполнительному органу. Уполномоченный орган обязан рассмотреть поступившие возражения и принять решение до государственной регистрации.

+Читать далее…

4. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается лишь по основаниям, предусмотренным законом. Наиболее распространенным основанием отказа в регистрации выступает непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов. Применение данного основания нередко дает заявителю право обжалования вынесенного уполномоченным органом решения. В случае удовлетворения жалобы заявитель получает два зарегистрированных аналогичных юридических лица: с одноименным названием, юридическим адресом и структурой органов управления. Суд является единственным органом власти, уполномоченным на рассмотрение жалоб на действия (решения) регистрирующего органа.

Основанием для обжалования решения регистрирующего органа является:

— отказ в государственной регистрации;

— факт государственной регистрации.

Обязательным условием обжалования регистрации являются грубые неустранимые нарушения, допущенные в процессе регистрационных действий. Последствием удовлетворения жалобы является признание государственной регистрации юридического лица недействительной и восстановление положения, существовавшего до нарушения права учредителей. Факт признания регистрации недействительной не влечет за собой ликвидации юридического лица.

Основанием признания государственной регистрации недействительной являются грубые и неустранимые нарушения, т.е. заявитель жалобы обязан доказать:

— грубый характер выявленных нарушений;

— неустранимость нарушений.

Противоправность действий заявителя или уполномоченного органа при государственной регистрации юридического лица влечет за собой обязанность возмещения причиненных убытков. Убытки, причиненные заявителем, возмещаются за его счет. В состав убытков включаются расходы по уплате госпошлины за государственную регистрацию, судебные и иные расходы, обусловленные принятием обжалуемого решения. Общий перечень убытков определяется в соответствии со ст. 1069 ГК РФ. При определении сумм убытков заявителю необходимо доказать, что данные расходы непосредственно связаны с обжалуемым решением и возникли в силу незаконных действий (решения) уполномоченного органа.

5. Применимое законодательство:

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

6. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61;

— Определение ВАС РФ от 05.03.2009 N 2145/09 по делу N А45-5168/2008 46/96;

— Определение ВАС РФ от 10.04.2009 N ВАС-4402/09 по делу N А27-5968/2008;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.11.2012 N Ф08-6751/2012 по делу N А61-2119/2010;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2012 по делу N А45-6197/2011;

— Постановление ФАС Московского округа от 28.12.2009 N Ф05-12321/2009 по делу N А40-19216/2009;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 16.03.2009 N Ф06-1923/2009 по делу N А12-17199/2008;

— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2012 по делу N 07АП-2162/2012;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.05.2013 по делу N А60-12318/2013;

— решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2013 по делу N А40-145066/2012;

— решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.10.12 по делу N А14-15366/2012;

— решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.04.2006 по делу N А03-1668/2006;

— решение Арбитражного суда Пензенской области от 02.08.2007 по делу N А49-2787/2007;

— решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2007 по делу N А53-5446/2007;

— решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.08.2012 по делу N А56-34394/2012.

Источник: https://www.zakonrf.info/gk/51/