Ст 11 ужт

Содержание

«Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)» (постатейный) (Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 122-ФЗ,
от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,
от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Комментарий к статье 1
1. В ч. 1 комментируемой статьи определен круг лиц (физических и юридических), на которых при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования распространяется действие настоящего Устава железнодорожного транспорта (далее — Устав), определяющего их права, обязанности и ответственность. В круг этих лиц прежде всего входят перевозчики, грузоотправители, грузополучатели, пассажиры, владельцы инфраструктур железнодорожного транспорта, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, другие физические и юридические лица.
В отличие от ранее действовавшего ТУЖД, в круг лиц, на которых распространяется действие Устава, включены владельцы железнодорожных путей необщего пользования. В связи с этим железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации.
2. Устав определяет права и обязанности не только физических и юридических лиц, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, но и самого железнодорожного транспорта. Поскольку Устав регулирует перевозочную деятельность, он обязателен к исполнению также всеми предприятиями и организациями железнодорожного транспорта.
3. В ч. 2 комментируемой статьи устанавливается, что Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа предусматривают порядок продажи проездных билетов, оказание услуг пассажирам и обеспечение их своевременной доставки в пункт назначения; порядок приема к перевозке груза, багажа и грузобагажа; соблюдение порядка предоставления транспортных средств; условия обеспечения сохранности груза и багажа, сроки их доставки и т.д. (см. гл. II Устава).
Основные положения в области эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования определяются нормами, регулирующими строительство подъездных путей; порядок подачи и уборки вагонов; определение фронтов погрузки и выгрузки; порядок заключения договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов (см. гл. IV Устава).
4. Действие комментируемой статьи распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования. Физические и юридические лица, сооружающие новые железнодорожные линии для перевозки грузов и пассажиров, примыкающие к железнодорожным путям общего пользования, осуществляют эту деятельность по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 15 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
5. Следует отметить, что Устав регулирует лишь основные условия взаимоотношений железнодорожного транспорта с пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами, в связи с чем возникает необходимость издания и других нормативных актов более конкретного характера.
Статья 2
Комментарий к статье 2
В ст. 2 Устава раскрывается содержание некоторых основных понятий, применяемых в Уставе и имеющих существенное значение для их правильного понимания участниками перевозочного процесса.
Статья 3
Комментарий к статье 3
1. В ст. 1 Устава подчеркивается, что он определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозкой услуг.
Конкретизация этих условий и положений возможна лишь в специальных нормативных актах, каковыми являются правила перевозок грузов и правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.
2. В комментируемой статье устанавливается порядок разработки этих документов и определяются его участники — федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные организации в пределах своей компетенции. Указанный порядок позволяет учесть при разработке перечисленных выше нормативных актов интересы тех физических и юридических лиц, которые обслуживаются железнодорожным транспортом.
Кроме того, разработанные в соответствии с установленным порядком нормативные правовые акты подлежат утверждению федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с последующей регистрацией этих нормативных актов в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции.
3. Государственная регистрация нормативных правовых актов в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции предусмотрена Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 (СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895).
По предоставленному на государственную регистрацию нормативному правовому акту проводится юридическая экспертиза соответствия этого акта законодательству Российской Федерации (п. 11 Правил).
Указанный порядок обеспечивает законные интересы всех участников перевозочного процесса. Кроме того, прошедшие государственную регистрацию в федеральном органе исполнительной власти в области юстиции нормативные правовые акты должны быть обязательно опубликованы. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
4. Необходимость участия федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте в разработке правил перевозок грузов и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте обусловлена тем, что железнодорожные перевозки относятся к естественным монополиям, что и определяет особые условия их развития, функционирования и контроля.
5. Раскрывая содержание правил перевозок грузов и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа, в комментируемой статье законодатель специально подчеркивает, что указанные нормативные правовые акты обязательны для исполнения перевозчиками, владельцами инфраструктур, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими юридическими и физическими лицами, а также пассажирами, отправителями и получателями.
6. Часть 4 комментируемой статьи посвящена Правилам оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Особо подчеркивается, что указанные Правила утверждаются Правительством РФ. В настоящее время такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ — Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, багажа и грузобагажа для личных нужд.
7. В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697) федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании договора организует курсирование почтово-багажных поездов, включает почтовые вагоны в составы скорых и пассажирских поездов и обеспечивает прием поездов с почтовыми вагонами на платформы, удобные для погрузочно-разгрузочных работ. Исключение почтовых вагонов из составов скорых и пассажирских поездов без согласия организаций почтовой связи не допускается. Никакая транспортная организация (в т.ч. железнодорожный транспорт) не может отказать в заключении договора на перевозку почтовых отправлений по регулярным междугородним и международным маршрутам следования ее транспортных средств.
Порядок перевозки почтовых отправлений и порядок включения почтовых вагонов в поезда устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области связи. В настоящее время этот вопрос регулируется Правилами перевозки почты и эксплуатации почтовых вагонов на железных дорогах, утвержденными МПС и Министерством связи от 17 сентября 1992 г.
8. Часть 6 комментируемой статьи посвящена особенностям организации и выполнения воинских железнодорожных перевозок. Такие перевозки могут носить особый характер и регулируются специальным нормативным актом — Уставом воинских железнодорожных перевозок, утверждаемым Правительством РФ, а также иными нормативными правовыми актами.
9. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает весьма важное положение, согласно которому пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством о защите прав потребителей, т.е. на них в полной мере распространяются все положения Закона о защите прав потребителей, в т.ч. возмещение морального вреда в случае ненадлежащего оказания услуг, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузобагажа, перевозимого для личных, семейных нужд. Указанные положения Закона о защите прав потребителей применяются лишь в тех случаях, когда указанная перевозка (грузов, грузобагажа и т.д.) не связана с осуществлением предпринимательской деятельности.
10. Правительством РФ 20 ноября 2003 г. было утверждено Постановление N 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» (СЗ РФ. 2003. N 47. Ст. 4552). В соответствии с указанным Постановлением (п. 4) владелец инфраструктуры в соответствии с договором оказывает перевозчику следующие услуги:
— предоставляет перевозчику право на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей общего пользования, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа объектов инфраструктуры;
— обеспечивает доступ железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику, на железнодорожные пути общего пользования;
— формирует поезда из железнодорожного подвижного состава, управляет движением поездов и т.д.
Правила весьма детально регулируют взаимоотношения перевозчика и владельца инфраструктуры. Отказ в заключении договора обжалуется в судебном порядке.
11. Часть 9 комментируемой статьи посвящена организации и осуществлению специальных перевозок. Особенности организации таких перевозок определяются Правительством РФ.
12. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 15 апреля 1992 г. N 7 установил, что инструктивные указания Госарбитража СССР и Госарбитража РФ по применению законодательства при разрешении споров сохраняют свое действие на территории Российской Федерации в той части, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации.
Таким образом, продолжают действовать инструктивные указания Госарбитража СССР, опубликованные в гл. 5 раздела «Перевозка» Систематизированного сборника инструктивных указаний Государственного арбитража при Совете Министров СССР (М.: Юридическая литература, 1983), в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Статья 4
Комментарий к статье 4
1. В комментируемой статье закреплено весьма важное условие, в соответствии с которым перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа могут осуществляться по железнодорожным путям общего пользования только между железнодорожными станциями, открытыми для выполнения соответствующих операций.
2. Открытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании заявок владельцев инфраструктур с обязательной публикацией в соответствующем тарифном руководстве.
Представляемые владельцами инфраструктур заявки должны основываться на потребностях в перевозках, складывающихся в обслуживаемых железнодорожными станциями местностях.
Статья 5
Комментарий к статье 5
1. Для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом используются универсальные и специализированные вагоны и контейнеры. Вагоны и контейнеры, применяемые для перевозки, могут принадлежать на правах собственности или аренды перевозчикам, физическим, юридическим лицам.
2. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья пассажиров, безопасности движения перевозочные средства (вагоны, контейнеры), используемые для перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, должны независимо от формы собственности отвечать единым требованиям, предусмотренным в стандартах и Правилах технической эксплуатации железных дорог, а вновь изготовленные вагоны, контейнеры должны иметь сертификат, в котором перечисляются грузы, допускаемые к перевозке в таких вагонах, контейнерах.
Статья 6
Комментарий к статье 6
1. В ч. 1 комментируемой статьи устанавливается, что особенности осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею или колею разной ширины, в т.ч. ответственность за время нахождения вагонов, контейнеров на таких железнодорожных линиях, определяются договорами, которые заключаются между перевозчиками и владельцами железнодорожных линий. В статье специально подчеркивается, что эти отношения определяются договорами (а не регулируются отдельными статьями Устава). Это связано, прежде всего, с незначительным количеством таких линий, небольшим объемом перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.
В ст. 94 Устава установлено,

Источник: https://www.lawmix.ru/commlaw/281

Заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом



Перевозка грузов является делом далеко не простым. Непосредственно перевозке предшествует подача заявки. Заявка является важнейшим средством организации перевозки грузов, в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающие перевозку. Заявка характеризует отношения, возникающие между грузоотправителем и перевозчиком по поводу удовлетворения или отказа в удовлетворении требования грузоотправителя совершить перевозку груза. Конкретно речь идет об отношениях по предъявлению груза и подаче транспортных средств.
В первую очередь целесообразно разобраться в правовой природе заявки, тем более что по данному вопросу в современной юридической литературе нет единства. В научных источниках она рассматривается как завязка грузоперевозочного процесса, оперативное планирование перевозок грузов, организационная предпосылка договора перевозки, самостоятельное обязательство, структурно обособленное от отношений по договору перевозки и т.п. И все же большинство авторов исходит из того, что заявка являет собой самостоятельный гражданско-правовой договор. Представляется, что последняя точка зрения является наиболее обоснованной и убедительной.

Попробуем разобраться в этом вопросе более тщательно. В ст. 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖТ) записано, что для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику заявку на перевозку грузов.
Заявки на перевозку грузов представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщениях, в прямом и непрямом смешанном сообщениях, а также если пунктами назначения указаны порты, пункты по перевалке наливных грузов. В то же время по просьбам грузоотправителей и организаций, осуществляющих перевалку грузов, в случае срочной перевозки грузов перевозчики по согласованию с владельцами инфраструктур могут устанавливать сокращенные сроки представления заявок на перевозку грузов. Перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются перевозчиками на основании заявок на перевозку грузов по мере предъявления таких грузов для перевозок.

Заявки на перевозку грузов представляются в уполномоченные перевозчиком подразделения, перечень которых с указанием их места нахождения устанавливается перевозчиком и доводится до сведения грузоотправителей и организаций, осуществляющих перевалку грузов. Заявка подлежит регистрации перевозчиком. Последний обязан рассмотреть поступившую заявку на перевозку грузов в течение двух дней с даты ее поступления и дать на нее ответ. Заявка может быть согласована полностью или частично. Перевозчик может также отказать в удовлетворении заявки, оставить ее без рассмотрения. Но если он ее принял, то при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой заявки перевозчик и грузоотправитель несут предусмотренную законом ответственность (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1).

Отсюда следует, что фактически грузоотправитель совершает действие, направленное на возникновение гражданско-правовых отношений. Следовательно, действиям по представлению заявки грузоотправителем легально придаются свойства оферты, тогда как действиям по принятию заявки перевозчиком — акцепта по заключению договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств. Более того, перевозчик может как удовлетворить заявку, так и отказать в ней. Это означает, что между перевозчиком и грузоотправителем должно быть достигнуто соглашение. Наличие соглашения между сторонами как юридического факта является одним из признаков гражданско-правового договора.

Другим признаком гражданско-правового договора является установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Этот признак также присущ заявке. После ее подписания у сторон возникают права и обязанности.

Перевозчик должен уведомить грузоотправителей о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку не позднее чем за два часа до такой подачи. Указанное уведомление подлежит регистрации в книге уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, в том числе в порядке сдвоенных операций. Эти действия перевозчика связаны, прежде всего, с тем, чтобы соблюсти интересы клиентуры и создать ей условия для проведения организационных мер, связанных с обеспечением погрузки грузов в вагоны, контейнеры.

Перевозчик обязан будет подать транспортное средство в установленное время и в определенное место. В свою очередь, грузоотправитель вправе потребовать исполнения этой обязанности от перевозчика. У грузоотправителя возникает другая обязанность. Он должен в установленное время и в определенное место представить груз для его дальнейшей погрузки. Соответственно перевозчик вправе требовать от грузоотправителя исполнения этой обязанности. За неисполнение указанных обязанностей стороны несут предусмотренную законом ответственность.

Закон устанавливает количественные и качественные требования к подаваемым вагонам и контейнерам. Количество подаваемых вагонов, контейнеров должно соответствовать согласованному сторонами объему перевозимых грузов и виду отправки грузов.

По качеству транспортные средства должны быть поданы в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В частности, подаваемые под погрузку вагоны и контейнеры должны соответствовать требованиям технической и коммерческой пригодности.

Определенными правами и обязанностями закон наделяет и грузоотправителей. Грузоотправитель должен своевременно предоставить предназначенный для перевозки груз перевозчику в оговоренное время. На него в соответствии со ст. 18 УЖТ возлагается обязанность подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами. Подготовка груза должна быть осуществлена таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность. Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, предъявляются к перевозке при условии обеспечения их полной сохранности при перевозке, соответствующей условиям контрактов, договоров на поставку. Перевозчик и владелец инфраструктуры вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным стандартам, техническим условиям и иным актам.

Грузоотправители вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов, контейнеров исправные, пригодные для перевозки такого груза вагоны, контейнеры. При этом вагоны, признанные непригодными, из числа поданных вагонов исключаются и плата за пользование ими не взимается. Однако следует иметь в виду, что отказ от коммерчески непригодных вагонов и контейнеров — это только право грузоотправителя. Он может им воспользоваться, а может и не воспользоваться, т.е. согласиться на перевозку груза в коммерчески непригодных вагонах и контейнерах. Но перевозчик будет освобожден от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, если она произошла в результате коммерческой непригодности вагонов и контейнеров.

Таким образом, налицо наличие у сторон гражданских прав и обязанностей. В связи с тем что они возникают сразу после подписания заявки, можно говорить о консенсуальном характере заявки как договора.

Договор по предъявлению груза и подаче транспортных средств является возмездным. В соответствии со ст. 39 УЖТ за время нахождения у грузоотправителей, грузополучателей вагонов (контейнеров) либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, они вносят железным дорогам почасовую плату (плату за пользование вагонами, контейнерами).

Сложнее обстоит вопрос с тем, каким договором является договор по подаче транспортных средств и предъявлении груза: двухсторонним или трехсторонним? Этот вопрос почти не затрагивается в научной литературе. Дело в том, что перевозчик обязан согласовать эту заявку еще и с владельцем инфраструктуры. По результатам рассмотрения заявки владелец инфраструктуры указывает на заявке «Согласовано», «Согласовано частично» или «Отказано», а также проставляет дату с подписью уполномоченного лица владельца инфраструктуры с указанием его должности и заверяет печатью владельца инфраструктуры или ЭЦП при наличии договора об электронном обмене документами.

Это указывает, что в согласовании заявки участвуют не одно, а два лица (перевозчик и владелец инфраструктуры). Отсюда вытекает, что между всеми тремя участниками должно быть достигнуто согласие, что, как уже отмечалось, является одним из признаков гражданско-правового договора. Однако прямых обязательств между ними не возникает. Анализ норм ГК, УЖТ дает основания сделать вывод о том, что обязанности по предъявлению груза и подаче транспортных средств, составляющие суть заявки, возникают только между перевозчиком и грузоотправителем. Владелец инфраструктуры не приобретает никаких прав и обязанностей по договору о предъявлении груза и подаче транспортных средств. Он обладает самостоятельными правами и обязанностями, реализует их самостоятельно и несет ответственность, но лишь перед перевозчиком как стороной договора об оказании услуг по использованию объектов инфраструктуры и лишь в рамках указанного договора (ст. 50 УЖТ). Договор о предъявлении груза и подаче транспортных средств порождает обязательство по предъявлению груза и подаче транспортных средств только у двух сторон: перевозчика и грузоотправителя. Поэтому он является двухсторонним договором.

Законом установлена и форма договора. Согласно ст. 11 УЖТ заявка должна быть надлежащим образом оформлена и предъявлена в необходимом количестве экземпляров. По общему правилу заявки на перевозку грузов представляются перевозчику в бумажном виде. В настоящее время все более распространенным способом подачи заявки становится ее подача в электронном виде. Порядок и условия представления перевозчику заявок на перевозку грузов в электронном виде устанавливаются в договоре об электронном обмене данными или в договоре об электронном обмене документами между перевозчиком и грузоотправителем, а при перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении — между перевозчиком и организацией, осуществляющей перевалку грузов. Заявки на перевозку грузов в электронном виде подписываются электронно-цифровой подписью грузоотправителя, организации, осуществляющей перевалку грузов.

Следовательно, рассматриваемый договор заключается только в письменной форме. Правилами приема заявок установлена единая форма заявки на перевозку грузов для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

Предметом заявки как договора является предъявление груза и подача транспортных средств. В качестве объекта договора выступает предназначенный для перевозки груз.

В ст. 11 УЖТ определены условия, которые должны быть обязательно указаны в заявке. Эти условия являются существенными условиями договора о предъявлении груза и подаче транспортных средств. К этим условиям относятся: во-первых, условия о количестве вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и другие, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведения. Во-вторых, в заявке должен быть указан срок ее действия. Он не должен превышать сорока пяти дней. Данное требование указывает на то, что договор о предъявлении груза и подаче транспортных средств является срочным договором.

В целях более полного удовлетворения потребностей перевозчиков, организации, осуществляющей перевалку груза, закон допускает возможность внесения изменений в уже согласованные заявки, т.е. речь идет о возможности внесения изменений в условия договора. Эти изменения могут касаться перераспределения грузов по станциям назначения, в том числе при перевозке грузов в прямом и непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также — станциям отправления. Такие изменения вносятся перевозчиком в заявку по письменному обращению грузоотправителя, организации, осуществляющей перевалку груза. Порядок внесения указанных изменений устанавливается перевозчиком. За внесение указанных изменений грузоотправитель, организация, осуществляющая перевалку груза, если иное не установлено соглашением сторон, уплачивает перевозчику.

Закон предоставляет перевозчику право заменять предусмотренный заявкой на перевозку грузов железнодорожный подвижной состав одного вида железнодорожным подвижным составом другого вида. Но подобная замена возможна только в том случае, если перевозка грузов железнодорожным подвижным составом другого вида допускается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов. При такой замене перевозчик должен предупредить об этом грузоотправителя не позднее чем за двенадцать часов до момента подачи вагонов под погрузку.

Данные принятых заявок на перевозку грузов заносятся в учетную карточку. Учетная карточка является документом, подтверждающим выполнение принятой перевозчиком заявки на перевозку грузов. В ней осуществляется учет выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования.

За неисполнение указанных в заявке обязательств, так же как и для любого иного гражданского договора, предусматривается соответствующая гражданско-правовая ответственность. Грузоотправитель отвечает за достоверность сведений, внесенных в заявку на перевозку грузов; неиспользование поданных вагонов и контейнеров; неподачу вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя (например, по причине невнесения платежей); отказ от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров. Перевозчик несет ответственность за неподачу грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время; подачу под погрузку вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозок грузов.

Таким образом, заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом обладает всеми признаками гражданско-правового договора. Она требует достижения соглашения между перевозчиком и грузоотправителем, устанавливает права и обязанности сторон, а также ответственность за неисполнение принятых обязательств.

Источник: http://www.brokert.ru/material/zayavka-na-perevozku-gruza-zheleznodorozhnym-transportom

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

С 19.05.2003 в России действует новый устав ж/д транспорта. Он был введен Федеральным законом №18-ФЗ от 10.01.2003. С того времени в устав было внесено ряд изменений – в 2007, 2008, 2012, 2014 и 2015 годах. Также дополнительно был принят ряд нормативно-правовых актов, которые разъясняли и уточняли его отдельные положения.

Устав принимался в составе пакета, реформирующего железнодорожный транспорт России. В связи с этим он определяет функционирование железной дороги по совершенно новой организационной системе. Двумя ее главными отличиями от предыдущего варианта являются:

  • разделение процесса перевозки на два самостоятельных вида – собственно транспортировку и услуги инфраструктуры;
  • предоставление с целью развития конкуренции возможностей для появления независимых перевозчиков на ж/д транспорте.

Устав определяет права, обязанности и разграничивает ответственность юридических и физических лиц при использовании железнодорожного транспорта. Он регулирует взаимоотношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктуры, владельцами ж/д путей необщего пользования, пассажирами и другими участниками процесса перевозки.

Согласно уставу перевозчиком может стать любое предприятие, организация или физическое лицо, которые владеют подвижным составом и имеют соответствующую лицензию (в предыдущем варианте такая возможность была только у железных дорог).

Устав состоит из девяти глав:

  • Глава 1. В ней рассматриваются общие положения устава.
  • Глава 2. Посвящена перевозке грузов, контейнеров и повагонным отправкам.
  • Глава 3. Регулирует взаимодействие владельцев инфраструктуры и компаний-перевозчиков при выполнении перевозок грузов, пассажиров и багажа.
  • Глава 4. Посвящена железнодорожным путям необщего пользования.
  • Глава 5. Рассматривает особенности грузоперевозок в прямом смешанном сообщении.
  • Глава 6. Оговаривает правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа.
  • Глава 7. Разграничивает ответственность перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев инфраструктуры, владельцев ж/д путей необщего пользования и пассажиров.
  • Глава 8. Включает в себя акты, претензии и иски.
  • Глава 9. Состоит из заключительных и переходных положений.

Источник: https://allitec.ru/o-kompanii/stati/152-ustav-zheleznodorozhnogo-transporta-rossijskoj-federatsii

Судебная практика по статье 97 ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ

  • 1.

    Определение от 7 марта 2019 г. по делу № А40-14649/2018

    Верховный Суд Российской Федерации …доставки и ответственность каждого перевозчика, допустившего просрочку доставки груза в пределах своей части маршрута, руководствуясь статьями 784, 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России …

  • 2.

    Определение от 7 марта 2019 г. по делу № А40-58534/2018

    Верховный Суд Российской Федерации …доставки и ответственность каждого перевозчика, допустившего просрочку доставки груза в пределах своей части маршрута, руководствуясь статьями 784, 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России …

  • 3.

    Определение от 18 февраля 2019 г. по делу № А40-9365/2018

    Верховный Суд Российской Федерации …при перевозке груза по железнодорожным накладным, поэтому удовлетворили иска за счет ответчика в соответствии со статьями 784, 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 33, 97 , 122 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса …

  • 4.

    Решение от 4 декабря 2018 г. по делу № А45-36459/2018

    Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области) …накладной обосновывает тем, что ответчиком нарушены принятые на себя обязательства, поэтому в соответствии статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик должен нести ответственность, предусмотренную статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в размере 9 % платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не более провозной …

  • 5.

    Постановление от 29 ноября 2018 г. по делу № А73-10162/2018

    Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края) …исчисления сроков № 245), превышен перевозчиком, грузоотправителем в адрес ОАО «РЖД» направлена претензия от 16.04.2018 №1 с требованием об уплате пеней на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее — УЖТ РФ; Устав) в общей сумме 456739,29 руб. Отказ в удовлетворении претензии …

  • 6.

    Решение от 26 ноября 2018 г. по делу № А59-5702/2018

    Арбитражный суд Сахалинской области (АС Сахалинской области) …ОАО «СахМП» с претензиями об уплате неустойки. Неудовлетворение ответчиками претензии по оплате пени явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в суд. Согласно статье 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров, перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении — перевозчик соответствующего вида …

  • 7.

    Решение от 16 ноября 2018 г. по делу № А56-114789/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области) …на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. В соответствии со ст. 97 устава, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении — перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени …

  • 8.

    Постановление от 13 ноября 2018 г. по делу № А53-28427/2017

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО) …и АО «Новорослесэкспорт» на станцию назначения Новороссийск-эксп. (СКЖД). Ссылаясь просрочку доставки груза, общество начислило железной дороге 683 903 рубля 83 копейки неустойки, предусмотренной статьей 97 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав). Неисполнение железной дорогой требования об уплате неустойки привело к судебному спору. Суды …

  • 9.

    Решение от 9 ноября 2018 г. по делу № А14-8127/2018

    Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области) …порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (статьи 33, 97 Федерального закона от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав), пункт 12 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства …

  • 10.

    Решение от 8 ноября 2018 г. по делу № А40-184536/2018

    Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы) …сбора за охрану (размер указан на 2 странице в дорожных ведомостях ЭМ393038, ЭМ764471, представленных в материалы дела). Т.е. Истцом допущена арифметическая ошибка. Согласно ст. 97 . Федерального закона от 10.01.2003 N18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках …

Страницы← предыдущая

Источник: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-10012003-n-18-fz-ustav/glava-vii_1/statia-97/

Изменения, вошедшие в новый Устав железнодорожного транспорта (УЖТ) РФ.

Дата публикации: 06.02.2015

Реальность стала законом
Ольга Коваленко, юрисконсульт НП ОЖдПС
Изменения, вошедшие в новый Устав железнодорожного транспорта (УЖТ) РФ, свелись к включению в документ положений, сложившихся на практике, хотя при этом был решен и ряд процедурных вопросов. Таким образом, закон подтянули к реальности. Теперь важным становится то, как принятые изменения будут применяться в судебной практике, поэтому только после реального вступления в силу закона можно будет рассуждать о том, насколько эффективно он работает.
Документ, содержащий поправки в УЖТ РФ и ст. 2 федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ушел на рассмотрение в Государственную думу полтора года назад. В декабре 2013-го его приняли в первом чтении, но в дальнейшем продвижение законодательной инициативы приостановилось почти на год. Зато в конце декабря 2014-го поправки прошли сразу второе и третье чтения, затем были одобрены Советом Федерации, и новую редакцию закона подписал президент РФ Владимир Путин.
Новый УЖТ РФ включил операторов железнодорожного подвижного состава в число участников правоотношений, возникающих в процессе перевозки грузов, но вряд ли данное изменение стоит считать принципиально новым шагом. Легальное определение понятия «оператор» уже содержалось в нормативном акте «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ, который, так же как и УЖТ РФ, обладает статусом федерального закона, а значит, эти документы равны по своей юридической силе. При этом работа компаний-операторов регулировалась Положением об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиком, утвержденным постановлением правительства РФ № 626 от 25.07.2013 г., так как правового определения этой группы участников рынка железнодорожных перевозок в УЖТ РФ не существовало в природе. Таким образом, включение определения понятия «оператор» в текст закона стало чем-то вроде запоздавшей модернизации Устава железнодорожного транспорта.
Предыдущая формулировка данного понятия в законе № 17-ФЗ отличалась от той, что теперь включена в УЖТ РФ. Ранее в качестве определяющих критериев «операторства» указывалось наличие у субъекта вагонов и контейнеров, находящихся в собственности или на основании иного права, а также участие в перевозочном процессе с использованием указанного подвижного состава или тары на условиях договора с перевозчиком. Сегодня же единственным отличием оператора от собственника или владельца вагонов и контейнеров является факт оказания юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов по сети.
После внесения изменений круг предметов, в отношении которых осуществлялась перевозка железнодорожным транспортом, расширился: теперь в него включили понятие «порожний вагон». Данная формальная трансформация также является приведением законодательных норм в соответствие со сложившейся практикой.
При этом ст. 3 УЖТ РФ дополнилась частью 10, согласно которой положения закона, регулирующие взаимодействие субъектов в процессе перевозки грузов, применяются к ситуациям, где фигурируют не принадлежащие перевозчику порожние вагоны и контейнеры, если Уставом не установлено иное. К последним относится, например, порядок оформления перевозки груза или порожнего вагона. Согласно ст. 11 УЖТ РФ грузоотправитель для осуществления транспортировки грузов должен подать перевозчику заявку на перевозку. Раньше норма, гласящая, что заявки на перевозку порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, не принимаются, содержалась в Правилах приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России № 21 от 16.06.2003 г. В измененном законе различие между принадлежащими или не принадлежащими перевозчику порожними вагонами отсутствует – это положение перекочевало в ст. 11 УЖТ РФ, а согласно новой редакции ст. 12 УЖТ РФ для осуществления перевозок порожнего грузового вагона необходимо направить запрос-уведомление в адрес перевозчика.
Кроме того, в новой редакции Устава проведена ревизия норм, в которых принципиально важным становится регулирование правоотношений, складывающихся при перевозке или использовании порожних вагонов. Особое значение в данном случае имеет признак принадлежности или, напротив, непринадлежности подвижного состава перевозчику. Например, в ст. 11 УЖТ РФ расширен перечень конкретных причин отказа перевозчика в согласовании заявки на перевозку грузов, к ним добавлен случай отсутствия принадлежащих ему вагонов и контейнеров.
Согласно установившейся судебной практике внесены изменения и в положения об исчислении сроков доставки грузов в ч. 5 ст. 33 УЖТ РФ. Ранее в железнодорожной накладной в качестве нормативного указывался срок, рассчитанный в соответствии с общим алгоритмом, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России № 27 от 18.06.2003 г. В него не включались дополнительные сутки, набегающие при применении положений, содержащихся в п. 5 данного документа, где перечисляются допустимые причины превышения нормативных сроков доставки. Несовпадение реальных и заявленных сроков становилось причиной формальных споров в судах по поводу определения окончательной даты нормативного срока доставки грузов. Суды, как правило, становились на сторону перевозчика, указывая, что, несмотря на согласованную в железнодорожной накладной дату срока доставки, расчет просрочки необходимо вести с учетом поправочных правил, указанных в п. 5. Теперь это техническое несовершенство устранено. Так, в ч. 5 ст. 33 УЖТ РФ сказано прямо, что грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны и контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования.
В ст. 20 закона разграничены обязанности перевозчика и собственника (владельца) подвижного состава в случае отказа грузоотправителя от непригодных для перевозки конкретного груза вагонов или контейнеров. Ранее в таком случае закон возлагал обязанность подать исправные вагоны или контейнеры взамен непригодных на перевозчика. Теперь последний обязан всего лишь осуществить замену принадлежащих ему вагонов или контейнеров, в отношении прочего непригодного подвижного состава или тары составляется акт общей формы, а их замена становится обязанностью грузоотправителя или владельца. На практике непригодные вагоны менял оператор, таким образом, данная норма также официально закрепила уже существующую конструкцию правоотношений.
Интересно, что в соответствии с ч. 6 ст. 36 УЖТ РФ получатель теперь вправе отказаться от приема порожнего вагона, прибывшего на станцию назначения с просрочкой, если последняя превышает 5 суток и произошла по причинам, не зависящим от получателя, а также если порожний грузовой вагон не может быть использован для выполнения согласованных перевозчиком заявок. Для грузополучателей эта законодательная норма достаточно привлекательна. Действительно, если он теряет интерес в исполнении обязательства по получению порожнего вагона из-за просрочки, то у него должно быть и право отказаться от такого вагона, не подвергаясь никаким санкциям. Однако для операторов данное положение на практике может обернуться дополнительными расходами.
Особого внимания заслуживает вновь появившаяся в законе ч. 4 ст. 36 УЖТ РФ, гласящая, что получатель вправе отказаться от приема порожнего грузового вагона, прибывшего под погрузку, в том случае, если отсутствует согласованная перевозчиком заявка на перевозку в вагоне, принадлежащем указанному в транспортной железнодорожной накладной владельцу, и порожний грузовой вагон не может быть использован данным получателем для выполнения другой согласованной перевозчиком заявки. Сложность здесь заключается в том, что ситуация, при которой данное положение может быть применено на практике, возникает крайне редко. В основном порожние вагоны следуют под погрузку уже при наличии согласованной заявки, причем все стороны перевозочного процесса стремятся ее выполнить, потому что никто не хочет нести финансовые потери. Однако новое правило может быть использовано в том случае, если, например, отправитель отказался от погрузки и закрыл заявку, а вагон уже находится в пути. Но повторим еще раз, что такая ситуация являтся, скорее, исключением из правил.
http://www.rzd-partner.ru/interviews/blogs/realnost-stala-zakonom/

Новость предложена пользователем: Egor _Железнодорожник ФРГ

Источник: https://railwayz.info/news/6938