Штат персонала

Что такое предельная и штатная численность работников?

Ответ на вопрос:

Алгоритма расчета предельной и фактической численности законодательством РФ не предусмотрено.

Как правило, фактическая численность определяется по факту работающих на момент подсчета.

Штатную численность сотрудников организации (в том числе предельную) определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию.

При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452).

В целях расчета предельной и фактической численности персонала и предоставления соответствующего отчета, а также верности указываемых Вами данных рекомендуем письменно обратиться в тот орган, который запрашивает у Вас данные по численности персонала, с просьбой предоставить алгоритм расчета.

С 1 января 2014 года действует приказ Росстата от 28.10.2013 № 428 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» http://budget.1kadry.ru/#/document/99/499054133/?step=61.

Обратите внимание, что указание использует два разных понятия: средняя численность работников (в которой учитываются и совместители и работающие по ГПД) и среднесписочная численность работников (только работники, для которых работа у вас является основной).

В данных Указаниях говорится, что средняя численность работников организации, включает:

  • среднесписочную численность работников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В списочную численность включаются только те работники, для которых работа в Вашей организации является основным местом работы (независимо от того работают они на полную или неполную ставку; по срочному или бессрочному договору, в том числе включаются временные и сезонные работники), внутренний совместитель учитывается в списочной численности как 1 единица (т.е. только как основной работник, а его заработная плата суммируется по основному месту работы и внутреннему совместительству)

В соответствии с п. 80 Указаний, не включаются в списочную численность работники, принятые на работу по совместительству из других организаций; Учет внешних совместителей ведется отдельно.

В соответствии с п. 82 Указаний средняя численность внешних совместителей (графа 3) исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время (смотри п. 81.3).

Аналогичен подход и к тем, кто работает по гражданско –правовым договорам.

Как было сказано ранее,списочная численность основных работников указывается в графе 2; численность внешних совместителей отражается в графе 3 формы, численность выполняющих работы по гражданско-правовым договорам в графе 4. А средняя численность работников за отчетный месяц определяется путем суммирования граф 2,3, 4.

Численность, начисленная заработная плата работников

и отработанное время

┌────────────────────┬──────┬───────┬───────────────────────────────────────────────┐

│ Наименование видов │ N │Код по │ Средняя численность работников за отчетный │

│ экономической │строки│ ОКВЭД │ месяц (при числе работников до 15 человек — за│

│ деятельности │ │ <1> │ период с начала года) │

│ │ │ ├──────┬────────────────────────────────────────┤

│ │ │ │всего │ в том числе человек │

│ │ │ │(сумма├──────────────┬──────────┬──────────────┤

│ │ │ │ граф │ работников │внешних │ работников, │

│ │ │ │2, 3, │ списочного │совмести- │ выполнявших │

│ │ │ │ 4) │ состава │телей <3> │ работы по │

│ │ │ │ │ (без внешних │ │ договорам │

│ │ │ │ │совместителей)│ │ гражданско- │

│ │ │ │ │ <2> │ │ правового │

│ │ │ │ │ │ │характера <4> │

│ │ │ │ │ │ │ │

│ │ │ │ │ │ │ │

├────────────────────┼──────┼───────┼──────┼──────────────┼──────────┼──────────────┤

│ А │ Б │ В │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

Перечень категорий сотрудников, которых нужно учитывать (исключать) при расчете среднесписочной (средней) численности

Подробности в материалах Системы:

1. Ситуация: Как определить штатную численность сотрудников организации или подразделения

Штатную численность сотрудников организации или отдельного подразделения определяет ее руководитель в соответствии со структурой организации, ее функциями и уровнями управления.

По общему правилу работодатели свободны в определении как штатного состава по должностям и профессиям, так и численности сотрудников, выполняющих ту или иную трудовую функцию.

При этом для отдельных видов деятельности, а также учреждений и организаций существуют законодательно установленные нормативы численности, обязательные для исполнения. В большей степени это касается государственных учреждений и ведомств. Так, например, структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает его руководитель в пределах фонда оплаты труда и численности, установленных президентом или Правительством РФ, с учетом реестра должностей и иных актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (п. 1.5 постановления Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452). Еще одним примером может служить порядок формирования структуры и штата Центрального аппарата Роспотребнадзора (приказ Роспотребнадзора от 9 ноября 2005 г. № 768).

В то же время существует целый ряд законодательных актов по определению штатной численности, которые носят рекомендательный характер. В частности, такие Рекомендации предусмотрены для бюджетных организаций. В этом документе в основе расчета штатной численности заложены нормативы по труду, на основании которых рассчитывается необходимое число сотрудников для выполнения той или иной трудовой функции.

Штатную численность сотрудников на основе нормативов по труду можно определить по формуле:

Штатная численность = Общие затраты на объем работы за год, ч : Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год, ч × Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы сотрудников во время отпуска, болезни и т. п.

Нормативный фонд рабочего времени одного сотрудника за год условно принимается за 2000 часов.

Такой порядок содержится в пункте 2.1 Рекомендаций.

Несмотря на то что указанные Рекомендации адресованы бюджетным учреждениям, порядок расчета численности, приведенный в этом документе, могут применять и любые коммерческие организации.

Помимо самой методики, Рекомендации содержат перечень межотраслевых нормативов по труду, которые могут быть использованы при определении численности сотрудников как бюджетных, так и коммерческих организаций (приложение 1 к Рекомендациям). Подобные нормативы утверждены, в частности, для:

  • сотрудников юридической службы (постановление Госкомтруда СССР, Минюста СССР, Секретариата ВЦСПС от 10 июля 1990 г. № 273/К-14-440/11-41);
  • сотрудников бухгалтерии и финансовых служб (постановление Минтруда России от 26 сентября 1995 г. № 56);
  • сотрудников службы охраны труда (постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10);
  • сотрудников военно-учетного стола (п. 12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719);
  • сотрудников прачечных (постановление Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20);
  • сотрудников котельных (Приложение 1 к Рекомендациям, утвержденным приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 65);
  • и др.

Ряд из указанных нормативов содержит специальные методики расчета численности сотрудников, на основе которых организации также могут сформировать общую численность сотрудников или численность отдельных подразделений.

Руководствуясь полученными по итогам расчетов данными, организация составляет и утверждает штатное расписание (ст. 57 ТК РФ, раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

Пример расчета штатной численности сотрудников структурного подразделения

Организация оказывает услуги в области прачечных и открывает новое структурное подразделение – прачечную. Для расчета штатной численности сотрудники отдела кадров руководствуются Нормативами, утвержденными постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20.

Планируемые показатели по работе новой прачечной определены следующим образом:

  • Количество обрабатываемого белья в смену – 12 000 кг;
  • режим работы прачечной – 1-сменный.

Оптимальное количество сотрудников для новой прачечной специалист отдела кадров определил так:

Численность сотрудников прачечной согласно таблице 3 Нормативов численности, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 октября 1992 г. № 20, равна 1,7, то есть 2 человека.

См. также пример расчета численности сотрудников кадровой службы.

Из ответа «Как составить штатное расписание»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Ситуация: Можно ли привлечь организацию к ответственности, если количество фактически работающих сотрудников превышает количество штатных единиц по штатному расписанию

Ответ на этот вопрос зависит от того, является ли организация коммерческой или бюджетной.

Для коммерческой организации штатное расписание является рекомендуемым, но необязательным документом. Поэтому если количество фактически работающих сотрудников превышает число штатных единиц по штатному расписанию, то привлечь коммерческую организацию к ответственности невозможно (ст. 1.5 КоАП РФ).

В то же время в бюджетной организации штатное расписание подлежит обязательному утверждению, в том числе с целью согласования фонда оплаты труда ее сотрудников. Превышение числа фактически работающих сотрудников над числом штатных единиц в расписании может повлечь привлечение к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств по статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из ответа «Как составить штатное расписание»

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Источник: https://www.kdelo.ru/qa/129478-qqkss6-chto-takoe-predelnaya-i-shtatnaya-chislennost-rabotnikov

1. Общая часть

Нормативы предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти
(утв. постановлением Минтруда РФ от 5 июня 2002 г. № 39)

1.2. Нормативы численности содержат 3 раздела: общая часть, организация труда и нормативная часть. Кроме этого приводится пример расчета нормативной численности работников кадровой службы и бухгалтерии федерального органа исполнительной власти (приложение № 1).

1.3. Нормативы численности, приведенные в нормативной части сборника, установлены для наиболее распространенных организационно-технических условий выполнения работ кадровой службой и бухгалтерией.

1.4. В случаях, когда численность работников федерального органа исполнительной власти менее 100 человек, а курируемое количество подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс, менее 5, могут быть применены отраслевые и местные нормативы численности работников кадровой службы и бухгалтерии.

1.5. Нормативная численность работников кадровых служб охватывает структурные подразделения, обслуживающие центральный аппарат, персонал территориальных органов, подготовку и повышение квалификации персонала.

1.6. Нормативная численность работников бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти предусматривает выполнение работ по планированию и учету расходов центрального аппарата, сводному бухгалтерскому учету и отчетности, бухгалтерскому учету и отчетности территориальных органов исполнительной власти.

1.7. Для федеральных органов исполнительной власти к нормативам численности работников кадровой службы и работников бухгалтерии может применяться коэффициент, учитывающий сложность и объем выполняемых работ, равный 1,5.

1.8. В тех случаях, когда у федеральных органов исполнительной власти находится в подчинении более 100 подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс, к нормативам предельной численности работников может применяться коэффициент, равный 1,1.

2. Организация труда

2.1. Деятельность работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти регламентируется законодательством Российской Федерации, их должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти.

2.2. При распределении работ между работниками кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти следует учитывать их квалификацию, специализацию, что должно способствовать качественному и быстрому выполнению ими своих функций и заданий.

2.3. При применении Нормативов численности должны быть обеспечены безопасные условия и охрана труда работников и создан комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы кадровой службы и бухгалтерии в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими нормами и стандартами.

2.4. Площадь помещений, в которых располагаются кадровые службы и бухгалтерии федеральных органов исполнительной власти, должна соответствовать требованиям (СН 495-77), предусматривающим рациональное размещение мебели и оргтехники. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должна соответствовать требованиям, установленным санитарными нормами (18 — 20 °С).

2.5. При расстановке мебели в рабочих помещениях следует учитывать удобство подхода к каждому рабочему месту и обеспечение рациональных схем движения документов с учетом специализации исполнителей.

2.6. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка России от 22 сентября 1993 г. № 40, кассовое помещение должно быть изолированным. Окна кассового помещения оборудуются металлическими решетками. Двери кассового помещения в течение рабочего дня должны запираться внутренним замком. Для хранения денежных средств и других ценностей в кассовом помещении устанавливается металлический шкаф (сейф).

2.7. Работники бухгалтерии обязаны регулярно осуществлять инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности наличных средств и материальных ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

2.8. Режим труда и отдыха работников кадровых служб и бухгалтерий устанавливается исходя из распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных (трудоемких) из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается более высокая устойчивая работоспособность.

Режим труда и отдыха при работе с ПЭВМ должен организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности разделяются на три группы:

группа А — работа по считыванию информации с экрана с предварительным запросом;

группа Б — работа по вводу информации;

группа В — творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

При выполнении в течение рабочего дня работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50 % времени в течение рабочего дня.

Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые определяются:

для группы А — по суммарному числу считываемых знаков; для группы Б — по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену;

для группы В — по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ за рабочий день, но не более 6 часов за день.

Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

Время регламентированных перерывов в течение рабочего дня следует устанавливать в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности.

Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.

При 8-ми часовом рабочем дне и работе на ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:

для I категории работ — через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;

для II категории работ — через 2 часа от начала рабочего дня и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;

для III категории работ — через 1,5-2 часа от начала рабочего дня и через 1,5-2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.

Наряду с этим необходимо предусмотреть проведение физкультурных пауз продолжительностью 5-10 мин. за 1-1,5 часа до обеда и за 1-1,5 часа до окончания работы.

3.1. Нормативы предельной численности работников кадровых служб

Состав работ, выполняемых кадровой службой:

организация и координация работы по подбору и расстановке кадров;

осуществление персонального учета личного состава, ведение личных дел работников федеральных органов исполнительной власти;

учет, ведение, хранение и выдача трудовых книжек;

утверждение и ведение штатного расписания;

формирование кадрового резерва для замещения руководящих должностей структурных подразделений центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти;

консультирование работников центрального аппарата по вопросам, относящимся к кадровой службе;

организация проверки сведений, сообщаемых гражданином при поступлении на работу в федеральный орган исполнительной власти;

организация и проведение совещаний-семинаров с работниками кадровой службы;

подготовка трудовых договоров, приказов о приеме и увольнении, поощрении работников центрального аппарата;

проведение аттестации работников;

участие в проведении конкурсов на замещение вакантных должностей;

подготовка необходимых документов и присвоение квалификационных разрядов работникам центрального аппарата;

организация работы по подготовке и переподготовке кадров, повышению квалификации руководящего состава;

координация работы по подбору и расстановке кадров подведомственных образовательных учреждений и организаций;

обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, касающегося кадровой политики;

рассмотрение писем, жалоб и заявлений граждан, по вопросам, относящимся к компетенции кадровой службы;

подготовка и представление материалов к награждению работников федерального органа исполнительной власти.

Нормативы предельной численности работников кадровых служб

Таблица 1

N
п.п.

Численность работников федеральных органов исполнительной власти, до

Количество подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс

5,7

6,3

6,9

7,4

7,9

8,5

8,7

9,0

9,2

9,5

9,7

10,0

10,2

10,6

10,8

11,0

11,1

11,3

11,5

11,6

11,8

12,1

12,3

12,2

12,4

12,6

12,8

12,7

12,9

13,1

13,4

13,2

13,4

13,7

13,9

14,2

13,8

14,0

14,2

14,4

14,7

14,3

14,5

14,7

15,0

15,2

14,8

15,0

15,3

15,5

15,7

15,3

15,5

15,8

16,0

16,3

15,9

16,1

16,3

16,6

16,8

16,4

16,6

16,8

17,1

17,3

16,9

17,1

17,4

17,6

17,9

17,5

17,7

17,9

18,1

18,4

18,0

18,2

18,4

18,7

18,9

18,5

18,7

19,0

19,2

19,5

19,1

19,3

19,5

19,7

20,0

19,6

19,8

20,0

20,3

20,5

20,1

20,3

20,6

20,8

21,0

20,6

20,8

21,1

21,3

21,6

21,2

21,4

21,6

21,9

22,1

21,7

21,9

22,1

22,4

22,6

22,2

22,4

22,7

22,9

23,2

22,8

23,0

23,2

23,4

23,7

23,3

23,5

23,7

24,0

24,2

23,8

24,0

24,3

24,5

24,8

24,4

24,6

24,8

25,0

25,3

24,9

25,1

25,3

25,6

25,8

25,4

25,6

25,9

26,1

26,3

25,9

26,1

26,4

26,6

26,9

26,5

26,7

26,9

27,2

27,4

27,0

27,2

27,4

27,7

27,9

27,5

27,7

28,0

28,2

28,5

28,1

28,3

28,5

28,7

29,0

28,6

28,8

29,0

29,3

29,5

29,1

29,3

29,6

29,8

30,1

29,7

29,9

30,1

30,3

30,6

30,2

30,4

30,6

30,9

31,1

30,7

30,9

31,2

31,4

31,6

31,2

31,4

31,7

31,9

32,2

31,8

32,0

32,2

32,5

32,7

32,3

32,5

32,7

33,0

33,2

32,8

33,0

33,3

33,5

33,8

33,4

33,6

33,8

34,0

34,3

33,9

34,1

34,3

34,6

34,8

34,4

34,6

34,9

35,1

35,4

35,0

35,2

35,4

35,6

35,9

35,5

35,7

35,9

36,2

36,4

36,0

36,2

36,5

36,7

36,9

36,5

36,7

37,0

37,2

37,5

37,1

37,3

37,5

37,8

38,0

37,6

37,8

38,0

38,3

38,5

38,1

38,3

38,6

38,8

39,1

3.2. Нормативы предельной численности работников бухгалтерий

Состав работ, выполняемых бухгалтерией:

контроль и учет финансово-экономических операций;

анализ финансово-хозяйственной деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности;

составление бухгалтерского отчета;

расчет заработной платы работников центрального аппарата;

учет основных фондов, материалов, денежных средств и других ценностей;

контроль за правильной постановкой бухгалтерского учета территориальных органов подразделений, служб федеральных органов исполнительной власти;

методическая помощь подведомственным организациям по вопросам бухгалтерского учета и отчетности;

хранение бухгалтерских документов и дел до передачи в архив;

контроль за своевременным проведением инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей;

контроль за расходованием фонда оплаты труда;

контроль за соблюдением штатных расписаний, рациональным использованием административно-хозяйственных средств и других расходов;

контроль за списанием с бухгалтерского баланса недостач, потерь, дебиторской задолженности и других средств;

контроль за правильным списанием товарно-материальных ценностей;

учет распорядителей средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

ведение сводного реестра федеральных внебюджетных средств;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии бюджетных средств территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

подготовка отчетов об использовании доходов и расходов федерального бюджета;

разработка методических и инструктивных документов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции бухгалтерии;

ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета;

ведение лицевых счетов подведомственных территориальных органов.

Нормативы предельной численности работников бухгалтерий

Таблица 2


п.п.

Численность работников федеральных органов исполнительной власти, до

Количество подведомственных организаций, имеющих самостоятельный баланс

7,0

7,5

8,0

8,6

9,2

9,7

10,5

10,3

11,1

10,9

11,7

11,5

12,3

12,0

12,8

13,8

12,6

13,4

14,4

13,2

14,0

15,0

15,8

13,7

14,5

15,5

16,3

14,3

15,1

16,1

16,9

14,9

15,7

16,7

17,5

18,7

15,4

16,2

17,2

18,0

19,2

16,0

16,8

17,8

18,6

19,8

16,6

17,4

18,4

19,2

20,4

17,1

17,9

18,9

19,7

20,9

17,7

18,5

19,5

20,3

21,5

18,3

19,1

20,1

20,9

22,1

18,8

19,6

20,6

21,4

22,6

19,4

20,2

21,2

22,0

23,2

20,0

20,8

21,8

22,6

23,8

20,5

21,3

22,3

23,1

24,3

21,1

21,9

22,9

23,7

24,9

21,7

22,5

23,5

24,3

25,5

22,2

23,0

24,0

24,8

26,0

22,8

23,6

24,6

25,4

26,6

23,4

24,2

25,2

26,0

27,2

23,9

24,7

25,7

26,5

27,7

24,5

25,3

26,3

27,1

28,3

25,1

25,9

26,9

27,7

28,8

25,6

26,4

27,4

28,2

29,4

26,2

27,0

28,0

28,8

30,0

26,7

27,5

28,5

29,3

30,5

27,3

28,1

29,1

29,9

31,1

27,9

28,7

29,7

30,5

31,7

28,4

29,2

30,2

31,0

32,2

29,0

29,8

30,8

31,6

32,8

29,6

30,4

31,4

32,2

33,4

30,1

30,9

31,9

32,7

33,9

30,7

31,5

32,5

33,3

34,5

31,3

32,1

33,1

33,9

35,1

31,8

32,6

33,6

34,4

35,6

32,4

33,2

34,2

35,0

36,2

33,0

33,8

34,8

35,6

36,8

33,5

34,3

35,3

36,1

37,3

34,1

34,9

35,9

36,7

37,9

34,7

35,5

36,5

37,3

38,5

35,2

36,0

37,0

37,8

39,0

35,8

36,6

37,6

38,4

39,6

36,4

37,2

38,2

39,0

40,2

36,9

37,7

38,7

39,5

40,7

37,5

38,3

39,3

40,1

41,3

38,1

38,9

39,9

40,7

41,9

38,6

39,4

40,4

41,2

42,4

39,2

40,0

41,0

41,8

43,0

39,8

40,6

41,6

42,4

43,6

40,3

41,1

42,1

42,9

44,1

40,9

41,7

42,7

43,5

44,7

41,5

42,3

43,3

44,1

45,3

Методики расчета штатной численности

На государственных предприятиях необходимое число сотрудников определяется и контролируется в обязательном порядке. Поэтому большинство методик расчета разработано для компаний госсектора. Так, в утвержденных Росздравом «Рекомендациях по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду» перечислены методики, основанные на следующих нормах:

  • времени работы — рабочее время, которое требуется сотрудникам для выполнения определенной работы;
  • нагрузки — объем работ, который должен выполнить работник или группа за рабочее время;
  • времени обслуживания — рабочие места, которые должен обслужить специалист за рабочее время;
  • численности — число работников, которых может организовать один менеджер.

Согласно Рекомендациям, предельная величина персонала бюджетного учреждения рассчитывается по формуле:

Штатная численность = Общие затраты за год (ч) / Норма рабочего времени каждого сотрудника за год (ч) * Коэффициент неявок по болезни, отпуску и т.п.

Рекомендации приведены для бюджетных предприятий, но норматив применяется и коммерческими компаниями.

Как рассчитать штатную численность работников

Одна из формул расчета штатной величины основана на сопоставлении выручки с рабочим временем:

Н = Ов ÷ (Фрв × Впл × Квн)

где Ов — плановый объем работ или выручки;

Фрв — планируемый фонд рабочего времени в часах (при 40-часовой рабочей неделе фонд времени в среднем составляет 2004 часа в год, 167 часов в месяц);

Впл — плановая выработка на одного работника;

Квн — плановый коэффициент выполнения нормы.

Пример. Персонал отдела продаж состоит из 15 человек. Руководство хочет просчитать, можно ли сократить подразделение. Чтобы определить штатную численность, кадровик использовал формулу Н=Ов÷(Фрв×Впл×Квн).

Плановый показатель Ов объема продаж на январь — июнь 2018 года — 58 000 000 рублей. Фонд рабочего времени (Фвр) за этот период — 1 002 часа. Плановая выработка на одного работника равна 755 000 руб./мес. Фактическая выработка за январь — июнь 2017 года — 644 373 руб./мес. Плановый коэффициент выполнения нормы (Квн) рассчитан как отношение: 755 000 / 557 373 = 1,17. Плановая выработка в час на одного сотрудника составит 4 521 руб./час (755 000 / 1 002 × 6 мес.). Подставив величины в формулу, кадровик получил результат: 58 000 000 / (1 002 × 4 521 × 1,17) = 10,9 — округляем до 11 человек. Следовательно, на первый взгляд, в отделе продаж избыток персонала.

Эта формула не учитывает условия работы, специфику деятельности предприятия и человеческий фактор (люди — не роботы, они болеют, уходят в отпуск и т.п.).

Определение кадрового состава с учетом человеческого фактора

Расчет штатной численности работников проводится на основе норматива — идеальной ситуации, в которой все сотрудники присутствуют на рабочих местах. Нормативная величина не учитывает, что работники уходят в отпуск, болеют и т.п. Для поправки расчета применяется коэффициент невыхода (Кн) на работу, который определяется путем точного учета явок и неявок персонала от фонда рабочего времени:

Кн = 1 + Дн

где Кн — планируемый коэффициент невыхода персонала на работу;

Дн — доля «не работы» в фонде рабочего времени.

С учетом этого коэффициента формула расчета штатной величины примет вид Шч=Н×Кн. Эта формула позволяет определить оптимальное число сотрудников и не перерасходовать фонд зарплаты.

Пример. Сотрудник кадровой службы определил, что нормативная численность отдела продаж — 10,9 человек. Для уточнения величины он рассчитал коэффициент невыходов (Кн) на период январь — июнь 2018 года. В расчет принимается 35 нерабочих дней при 40-часовой рабочей неделе, из которых 14 приходится на оплачиваемый отпуск, 14 — норма по больничному, 7 — без сохранения зарплаты по ТК РФ, это составляет 280 часов. Доля «не работы» (Дн) равна отношению: 280 (невыходы) / 1 002 (фонд рабочего времени). Результат — 0,28. Коэффициент невыхода за январь-июнь 2018 года: 1+0,28=1,28. Оптимальное число работников составит 10,9 × 1,28 = 14 человек. Следовательно, отдел продаж можно сократить на 1 сотрудника.

Структура и штат организации: взаимосвязь

Структура и штат организации — понятия сопоставимые. Структурные особенности предприятия влияют на кадровый состав и должны учитываться при подсчете штатной численности. Для этого определяется отношение руководящих работников к рядовым сотрудникам:

  • какую часть персонала обслуживает один юрист, бухгалтер, экономист;
  • сколько на предприятии производственных и обслуживающих подразделений;
  • какое количество подчиненных у каждого руководителя подразделения.

С 1930-х в кадровом деле используют нормативы, которые разработал французский ученый В. Грейкунас. Согласно этим нормативам на руководителя высшего уровня приходится 3-5 рядовых работников, среднего уровня — 7-9.

Важно! Нормативы — ориентировочные величины, которые отражают средние показатели по отрасли. Поэтому оптимальная штатная численность рассчитывается на каждом предприятии индивидуально.

Автор статьи: Ирина Смирнова.

У вас малое предприятие с сотрудниками? Ведите кадровый учет, легко начисляйте зарплату и сдавайте через интернет отчеты по сотрудникам в сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис автоматизирует большинство рутинных операций, избавляет от авралов, экономит ваше время и деньги. Также в сервисе — бухгалтерский и налоговый учет, подготовка, проверка и отправка отчетности, сверки с контролирующими органами, консультации экспертов, нормативно-правовая база.

Источник: https://www.b-kontur.ru/enquiry/429-raschet-shtatnoy-chislennosti