Схемы оптимизации налогообложения организации

Содержание

Использование давальческой схемы (толлинг)

Эта схема предполагает использование давальческих материалов. Давальческие материалы — это те материалы, которые принимаются организацией-переработчиком от заказчика-давальца для их дальнейшей переработки или изготовления продукции, но без оплаты стоимости материалов и с обязательством полного возвращения переработанных материалов или готовой продукции.

Региональное законодательство устанавливает для определенных видов деятельности, в частности, для производства, пониженную ставку налога, взимаемого в связи с применением УСН. Например, Тульская область предоставляет организациям, которые занимаются производством, ставку налога 3% вместо 6%. При этом право уменьшить налог на 50% за счет уплаченных страховых взносов сохраняется. Получается, что эффективная ставка налогообложения в этом регионе составляет всего 1,5%.

Как можно воспользоваться этим методом? Например, следующим образом: все производственные акты перевести на организацию, применяющую УСН. Сделать это можно путем выделения, разделения организации или, если выручка позволяет, просто написать заявление в налоговую инспекцию и начать применять УСН.

Отчетность через интернет во все контролирующие органы

Как быть с покупателями, которым нужен НДС? В данном случае создается еще одна организация, которая будет находится на ОСН. Эта организация будет закупать сырье с НДС. На нее переводятся транспортные расходы с НДС и другие затраты, которые поставщики представляют с НДС. После того как эта организация приобретает сырье, она отдает его в производственную организацию на переработку. Затем организация, находящаяся на ОСН, получает с производства готовую продукцию, которую в дальнейшем реализует своим покупателям. Получается, что весь НДС, который сопровождается с производственной деятельностью (сырье, транспорт, аренда, маркетинг и т.д.), находится на компании, применяющей ОСН.

Также производство, которое находится на УСН, может часть готовой продукции реализовывать покупателям, которым НДС не нужен. Но для этого придется четко проработать договор на переработку, который нужно заключать с упрощенцем, так как образец договора из справочных систем в этом случае не подойдет.

Стоит обратить внимание на гл. 34 НК «Страховые взносы». Для многих компаний, применяющих УСН, предусмотрена пониженная ставка страховых взносов. В частности, для производства пищевых продуктов, текстильного и швейного производства действует ставка 20%. В ст. 427 НК РФ перечислены все организации, у которых есть право применять пониженную налоговую ставку.

Дробление бизнеса: риски и нюансы

Рассмотренные выше варианты — это схемы дробления бизнеса, разделения компании, применяющей ОСН, на несколько более мелких хозяйствующих субъектов. Можно отдельно выделять производство, опт, розницу и другие бизнес-направления. Сейчас очень распространен аутсорсинг, на который переводят бухгалтерию, кадровую службу, маркетинг и др.

Дробление бизнеса, как способ налоговой оптимизации, потому и распространен, что позволяет экономить на налогах, использовать все возможности «упрощенки» или ЕНВД, а также подконтрольные организации, ИП для минимизации НДФЛ и страховых взносов. Эту «операцию» можно осуществить следующими способами:

  • реорганизоваться путем разделения (когда вместо одного юрлица появляются новых два) или выделения (когда из одного юрлица выделяется одно новое);
  • создать новые организации;
  • зарегистрировать в качестве предпринимателей доверенных лиц (на практике часто это учредитель или директор компании либо их родственники и друзья).

Есть несколько нюансов, на которые следует обратить внимание при дроблении бизнеса, чтобы избежать претензий налоговиков. Ведь по ряду критериев суды могут признать налоговую выгоду необоснованной. Например, если есть единая производственная база, но отсутствуют собственные производственные мощности у подконтрольного лица, работают одни и те же сотрудники, наблюдается согласованность действий и исключительность отношений, при которых созданные юрлица продолжают осуществлять те же операции, что и до преобразования, и не имеют внешних заказчиков (Письмо ФНС от 19.01.2016 № СА-4-7/465@).

Самое главное доказательство обоснованности дробления — это наличие деловой цели, которая четко отвечает на вопросы: что конкретно поменялось после реорганизации и почему бизнес не мог продолжать существовать в прежнем состоянии? Ответы в данном случае могут быть разными: повышение эффективности работы компании, улучшение бизнес-процессов, сокращение затрат, расширение сети сбыта, предотвращение банкротства, минимизация рисков.

Чтобы обосновать наличие деловой цели, следует оформить письменное заключение об экономическом эффекте в связи с дроблением бизнеса и направить для этого в налоговую службу письмо, пользуясь обязанностями налоговых органов, указанными в ст. 31 и 32 НК РФ. При этом стоит помнить, что ФНС не отвечает на сообщения, которые не содержат конкретики и сведений о том, кто направляет запрос.

Грамотное дробление бизнеса подразумевает, что вновь созданные плательщики не являются взаимозависимыми, а адреса создаваемых в результате дробления организаций различаются; счета плательщиков не открыты в одном банке; каждый налогоплательщик располагает отдельной материальной базой и своими трудовыми ресурсами; вновь созданные организации финансово самостоятельны; ценовую политику можно обосновать; документооборот ведется грамотно.

Оптимизация зарплатных налогов

Чтобы минимизировать финансовую нагрузку на бизнес, некоторые организации используют схемы оптимизации НДФЛ и страховых взносов.

Одна из таких схем подразумевает использование льгот, налоговых послаблений, действующих в конкретном регионе.

В ст. 427 НК РФ приводится перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять пониженную ставку страховых взносов. Однако налоговый орган имеет право требовать у организации документы, которые подтверждают ее право на использование пониженной ставки (ст. 88 НК РФ).

Другая схема налоговой оптимизации, которая широко распространена, — заключение вместо трудового договора с работником гражданско-правового договора с ИП. Но эта схема может быть признана законной, если ИП получает деньги за услуги не только от вашей организации, и у вас, помимо ИП, есть штатные сотрудники.

Наконец, третья схема — ИП-управляющий. В данном случае важно, чтобы размер вознаграждения был обоснован, факт реального оказания услуг четко прослеживался (поездки в командировки, участие в совещаниях и др.) и не было признаков трудового договора.

Чтобы при проверке налоговиков отношения не были признаны трудовыми, нельзя включать в тексты гражданско-правовых договоров с ИП ряд условий. В частности, место работы, должность в соответствии со штатным расписанием, режим рабочего времени и времени отдыха, зарплату, дисциплинарную ответственность, отпуск, пособия и др.

Подробнее об этой схеме налоговой оптимизации рассказывает Екатерина Кузнецова, партнер ООО «ПБУ», член Палаты налоговых консультантов, ведущая вебинара «Налоговая оптимизация: варианты законных методов и схем»:

Источник: https://kontur.ru/articles/4722

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Оптимизация налогов — это снижение суммы налогов организации в рамках действующего законодательства. За счет оптимизации организация может платить лишь минимальную сумму налогов в нужное ей время. В рамках оптимизации применяются эффективные и безопасные схемы, но в результате таких действий часто приходится выдерживать не одну проверку со стороны государственных налоговых органов.

Способы снижения налога: для транспортного налога существует несколько способов его снижения:

1) Льгота за счет филиала. В случае если у фирмы на балансе числится транспорт и есть филиалы в других регионах РФ, где ставка налога, ниже, то этим можно воспользоваться. Для этого нужно зарегистрировать транспортные средства в ГИБДД на постоянной основе по месту нахождения филиала. В этом случае налог компания будет платить по ставкам, установленным в регионе, где находится филиал компании (Письмо Минфина России от 16 апреля 2007г. N03-05-06-04/20 и Приказ МВД России от 27 января 2003г. N59).

В ст.363 Налогового кодекса сказано, что налог уплачивают по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств признают место государственной регистрации.

Если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, то это может привести к претензиям со стороны налоговиков.

2). Регистрация автомобиля. Существует правило экономии на транспортном налоге — фирме лучше зарегистрировать транспорт в начале месяца.

Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования (Письма Минфина России от 6 мая 2006г. N03-06-04-04/15, от 1 апреля 2008г. N03-05-05-04/05).

Налог платят за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на фирму. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимают за полный месяц (п.3 ст.362 НК РФ).

Пример: ООО «Ратипа-Рус» купило автомобиль volkswagen polo. Дата приобретения — 27 августа 2011г.

Машину лучше зарегистрировать в первых числах сентября, а не в период с 28 по 31 августа. В этом случае налог предприятие начнет платить с сентября. Если же зарегистрировать транспорт в конце августа, то придется начинать платить налог в этом месяце. В чем нет никакого смысла, так как по сути дела автомобиль в августе использоваться не будет.

  • 3). Снятие с учета. Если предприятие захотело снять машину с учета в марте 2012г., то лучше это сделать в конце месяца. В данном случае можно пользоваться машиной в течение всего месяца. Если же снять машину с учета в начале марта, то налог за март все равно придется заплатить.
  • 3). Льгота за счет филиала. Если у фирмы на балансе числится транспорт и у вас есть филиалы в других регионах РФ, где ставка налога ниже, то этим можно воспользоваться.

Для этого нужно зарегистрировать транспортные средства в ГИБДД на постоянной основе по месту нахождения филиала.

В этом случае налог надо платить по ставкам, установленным в регионе, где находится ваш филиал (Письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20 и Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).

Отметим, что в ст. 363 Налогового кодекса сказано, что налог уплачивают по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств признают место государственной регистрации.

В случае, если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, то это может привести к претензиям со стороны налоговиков.

4). Аренда транспортного средства. Некоторым фирмам выгоднее не покупать транспортное средство, а просто нанять сотрудника с личным автомобилем. Следовательно, обязанностей по уплате транспортного налога у них не возникает. Сотруднику платят компенсацию за использование машины в служебных целях. Сумму компенсации оговаривают в трудовом договоре. Отметим, что компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, не облагают НДФЛ и ЕСН. Зато эта сумма уменьшает базу по налогу на прибыль, но лишь в пределах норм, установленных Правительством РФ. Норма для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб. см составляет 1500 руб. в месяц.

Лучше всего заключить с работником договор аренды транспортного средства. С работником можно заключить договор аренды автомобиля с экипажем или без экипажа. В каждом из этих случаев сотруднику выплачивают арендную плату. Она уменьшает облагаемую налогом прибыль фирмы. При договоре аренды с экипажем сотрудник за плату предоставляет предприятию автомобиль во временное владение и пользование. Он своими силами оказывает услуги по его управлению и техническому обслуживанию. Во втором случае автомобиль также предоставляется работодателю во временное владение и пользование, однако услуги по управлению работник не оказывает.

Фирма может уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по эксплуатации машины (бензин, моторное масло, и т.д.) и ее ремонту. Если фирма заключит с работником договор аренды с экипажем, то придется также платить ЕСН с суммы вознаграждения работнику.

Из двух договоров выгоднее заключить договор аренды машины без экипажа. В этом случае, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, владелец машины не должен составлять авансовые отчеты и подписывать путевые листы. За него это может сделать другой сотрудник компании.

5). Незарегистрированные машины. Фирма приобретает машину, но по различным причинам не торопится сразу оформить ее в ГИБДД. С момента покупки до регистрации в ГИБДД проходит определенный отрезок времени.

В данном случае налоговики могут попытаться взыскать налог с тех машин, которые не зарегистрированы в ГИБДД. Они считают так. Если на балансе фирмы числится автомобиль, то с него в любом случае надо платить налог. И неисполнение обязанности по регистрации автомобиля не освобождает фирму от уплаты транспортного налога.

В Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О сказано, что машины, не прошедшие регистрации и не участвующие в дорожном движении, не воздействуют на состояние дорог общего пользования. Значит, экономических оснований для обложения машин транспортным налогом нет.

Суды придерживаются такой же точки зрения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2931, ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2007 г. N А05-367/2007, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2007 г. N А72-6677/06-12/228).

Источник: https://studwood.ru/1333035/finansy/puti_optimizatsii_transportnogo_naloga

>Оптимизация транспортного налога

Главная — Статьи

Что облагают транспортным налогом

Транспортный налог — это региональный налог. Поэтому ставки, порядок и сроки уплаты налога определяют субъекты Российской Федерации. Налог платят организации и граждане, на чье имя зарегистрирован транспорт. После регистрации транспортного средства фирма становится плательщиком транспортного налога. Полный список объектов налогообложения указан в ст. 358 Налогового кодекса РФ.

Налоговым периодом является календарный год. Налоговая база зависит от вида транспорта и определяется по каждому транспортному средству. С транспортных средств, оборудованных двигателем, транспортный налог берется с каждой лошадиной силы. Сумму налога рассчитывают умножением налоговой ставки на количество лошадиных сил и на поправочный коэффициент. Поправочный коэффициент уменьшает сумму налога, если транспортное средство используют не весь календарный год. Его рассчитывают по формуле.

Налоговые ставки указаны в ст. 361 Налогового кодекса РФ. Региональные законы могут увеличить или уменьшить эти ставки, но не более чем в пять раз.

Способы снижения налога

Для транспортного налога также существует ряд способов его снижения. Рассмотрим эти способы подробнее.

Льгота за счет филиала

Если у вашей фирмы на балансе числится транспорт и у вас есть филиалы в других регионах РФ, где ставка налога ниже, то этим можно воспользоваться.

Для этого вам нужно зарегистрировать транспортные средства в ГИБДД на постоянной основе по месту нахождения филиала.

В этом случае налог вы будете платить по ставкам, установленным в регионе, где находится ваш филиал (Письмо Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20 и Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).

Отметим, что в ст. 363 Налогового кодекса сказано, что налог уплачивают по месту нахождения транспортных средств. Местом нахождения транспортных средств признают место государственной регистрации.

Обратите внимание: если транспорт зарегистрирован в регионе с пониженными ставками, но не эксплуатируется в нем, то это может привести к претензиям со стороны налоговиков.

Им известен такой способ минимизации. Правда, для этого им нужно собрать доказательства того, что транспорт используется не в регионе.

Когда лучше регистрировать автомобиль

Существует логичное и самое простое правило экономии на транспортном налоге. Вашей фирме лучше зарегистрировать транспорт в начале месяца.

Однако снимать его с учета лучше в конце месяца.

Обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования (Письма Минфина России от 6 мая 2006 г. N 03-06-04-04/15, от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05).

Напомним, что налог платят за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на фирму.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимают за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Пример. ЗАО «Актив» купило автомобиль ВАЗ-2107. Дата приобретения — 27 августа 2008 г.

Ситуация 1: когда лучше регистрировать автомобиль.

Машину лучше зарегистрировать в первых числах сентября, а не в период с 28 по 31 августа. В этом случае налог вы начнете платить с сентября. Если же вы зарегистрируете ваш транспорт в конце августа, то придется начинать платить налог в этом месяце. В чем нет никакого смысла, так как по сути дела автомобиль в августе использоваться не будет.

Ситуация 2: когда лучше снимать с учета.

Допустим, если вы захотели снять машину с учета в марте 2009 г., то лучше это сделать в конце месяца. Экономия налицо. В данном случае вы сможете пользоваться машиной в течение всего месяца. Если же вы снимете машину с учета в начале марта, то налог за март все равно придется заплатить.

Аренда транспортного средства

Некоторым фирмам выгоднее не покупать транспортное средство, а просто нанять сотрудника с личным автомобилем. Следовательно, обязанностей по уплате транспортного налога у них не возникает. Сотруднику платят компенсацию за использование машины в служебных целях. Сумму компенсации оговаривают в трудовом договоре. Отметим, что компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником трудовых обязанностей, не облагают НДФЛ и ЕСН. Зато эта сумма уменьшает базу по налогу на прибыль, но лишь в пределах норм, установленных Правительством РФ. Норма для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб. см составляет 1500 руб. в месяц.

Лучше всего заключить с работником договор аренды транспортного средства. С работником можно заключить договор аренды автомобиля с экипажем или без экипажа. В каждом из этих случаев сотруднику выплачивают арендную плату. Она уменьшает облагаемую налогом прибыль фирмы. При договоре аренды с экипажем сотрудник за плату предоставляет предприятию автомобиль во временное владение и пользование. Он своими силами оказывает услуги по его управлению и техническому обслуживанию. Во втором случае автомобиль также предоставляется работодателю во временное владение и пользование, однако услуги по управлению работник не оказывает.

Фирма может уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по эксплуатации машины (бензин, моторное масло, и т.д.) и ее ремонту. Если фирма заключит с работником договор аренды с экипажем, то придется также платить ЕСН с суммы вознаграждения работнику.

Из двух договоров выгоднее заключить договор аренды машины без экипажа. В этом случае, чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, владелец машины не должен составлять авансовые отчеты и подписывать путевые листы. За него это может сделать другой сотрудник компании.

Покажем на примере, как отразить арендную плату.

Пример. ЗАО «Актив» заключило со своим сотрудником Петровым И.В. договор аренды транспортного средства без экипажа. Фирма платит сотруднику ежемесячную арендную плату 6000 руб. Выплату производят в последний день месяца. Водителю 1 июля выдано под отчет на покупку бензина 11 000 руб. Фирмой 10 июля был произведен ремонт на сумму 3000 руб. 31 июля водитель отдал авансовый отчет. К авансовому отчету были приложены чеки на покупку бензина в сумме 10 300 руб.

Бухгалтер «Актива» сделал записи:

Дебет 71 Кредит 50

— 11 000 руб. — выданы деньги из кассы подотчетнику;

Дебет 44 Кредит 71

— 10 300 руб. — отражены затраты на покупку бензина;

Дебет 50 Кредит 71

— 700 руб. — неизрасходованные деньги возвращены в кассу;

Дебет 44 Кредит 10

— 3000 руб. — израсходованы запчасти на ремонт машины;

Дебет 44 Кредит 73

— 6000 руб. — отражены расходы по арендной плате;

Дебет 73 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДФЛ»,

— 780 руб. (13% x 6000 руб.) — удержан НДФЛ с арендной платы;

Дебет 73 Кредит 50

— 5220 руб. (6000 — 780) — выдано из кассы за арендную плату.

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Договор составляют в письменной форме. Арендную плату при заключении с физлицом договора аренды транспортного средства без экипажа не облагают ЕСН (Письма УФНС России по г. Москве от 20 апреля 2007 г. N 21-18/340 и Минфина России от 13 июля 2007 г. N 03-04-06-02/138).

Транспорт в лизинг

Ваша фирма может сэкономить на транспортном налоге, а точнее, вообще его не платить. Если вы не имеете на балансе своих собственных машин, то уйти от налога можно, заключив договор аренды (лизинга). Поясним подробнее.

Напомним: на кого зарегистрировано транспортное средство, тот и платит налог (ст. 357 НК РФ).

Обратите внимание: транспортные средства, приобретенные в собственность лизингодателем и переданные им на основании договора лизинга во временное владение (пользование), регистрируют по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем (Приказ МВД России от 27 января 2003 г. N 59).

Значит, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то он и является плательщиком налога.

Допустим, если транспортное средство зарегистрировано на лизингодателя, то на срок действия договора лизинга возможна временная регистрация транспортного средства за лизингополучателем. Но даже в этом случае налогоплательщиком является лизингодатель.

Фирма, которая владеет машиной по договору лизинга, уплачивает транспортный налог только в том случае, если по обоюдному согласию между ней и лизингодателем автомобиль зарегистрирован только на эту фирму (Письмо Минфина России от 30 июня 2008 г. N 03-05-05-04/14).

Ситуации, о которых необходимо знать

Нормальное и естественное желание любой компании — платить как можно меньше налогов. Оно и понятно. Для этого необходимо знать не только законодательство, но и ситуации, возникающие на практике. Рассмотрим вкратце конкретные ситуации, которые смогут помочь вашей фирме при уплате транспортного налога.

Если авто неисправно

Если в организации числится неисправный автомобиль и в дальнейшем он не будет эксплуатироваться, то нет смысла держать его на балансе и платить налог за это транспортное средство. Все дело в том, что уплата налога не зависит от того, в каком состоянии машина. Она может быть не на ходу или разобрана на запасные части. Все дело в регистрации.

Обратите внимание: обязанность по уплате транспортного налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у фирмы (Письма Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-05-05-04/05 и от 3 июля 2008 г. N 03-05-06-04/39).

Такой же вывод приводится в судебной практике (Постановления ФАС Уральского округа от 18 октября 2007 г. N Ф09-8501/07-С3 и ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 г. N А56-50465/2006).

Получается, что вы будете обязаны платить транспортный налог до тех пор, пока не снимете автомобиль с государственной регистрации. Для снятия представьте в Госавтоинспекцию:

— техпаспорт машины;

— ее регистрационные документы;

— знаки;

— акт о списании автотранспортного средства по форме N ОС-4а (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7), составленный вашей бухгалтерией.

В автоинспекции на вашем акте поставят штемпель о снятии машины с учета. Теперь этот документ послужит основанием для освобождения от уплаты налога. Исключить из числа объекта налогообложения списанное авто можно уже со следующего месяца (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Кстати, специально уведомлять об этом налоговую инспекцию не нужно. Сотрудники ГИБДД сами сообщат в ФНС о снятии вашей машины с учета.

Самоходка или грузовик?

Существуют транспортные средства, которые не предназначены для эксплуатации на дорогах общественного пользования. К ним, например, относят экскаваторы, скреперы, самосвалы и другую карьерную технику. Эти транспортные средства принято считать самоходными. И, соответственно, по ним применяют более низкие ставки налога, чем по грузовому транспорту. Но налоговые органы с этим не всегда согласны. Они пытаются отнести их к грузовому транспорту, что существенно повлияет на величину налога.

Следует ориентироваться на соответствующие письменные разъяснения полномочных органов.

Если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования и зарегистрировано в Гостехнадзоре, то применяют налоговую ставку для категории «другие самоходные транспортные средства» (Письма Минфина России от 31 мая 2006 г. N 03-06-04-04/21 и ФНС России от 6 июля 2007 г. N 18-0-09/0204).

Следовательно, ваше самоходное средство регистрируйте в органах Гостехнадзора, а не в ГИБДД.

Отметим, что и судьи в такой ситуации чаще всего склоняются на сторону налогоплательщиков. Они утверждают, что по формулировке Налогового кодекса транспортный налог используется для содержания и устойчивого развития автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог). И если машины не предназначены для передвижения по дорогам общего пользования, то их относят к категории «другие самоходные машины», а не к «грузовым автомобилям» (Постановления ФАС Уральского округа от 26 марта 2007 г. N Ф09-1943/07-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 19 марта 2007 г. N Ф04-1512/2007(32567-А70-40)).

Автомобиль в угоне

А как быть, если вашу машину угнали? Ведь она не сгорела, не утилизирована и до сих пор числится за вами. Кроме того, есть надежда, что когда-нибудь — рано или поздно — вам ее вернут.

В этой ситуации нужно исключить украденный автомобиль из числа объектов налогообложения по транспортному налогу (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). Но для этого вашей фирме необходимо представить в налоговую инспекцию именно подлинник справки об угоне, а не ксерокопию.

Справку выдают органы МВД России, которые занимаются расследованием и раскрытием угонов (краж) транспортных средств (Письмо УФНС по г. Москве от 15 января 2008 г. N 18-12/4/002041). Такие же пояснения дают и управления ФНС по другим регионам.

Обратите внимание: откладывать сроки уведомления налоговой инспекции о краже автомобиля надолго не стоит. Чем раньше, тем лучше. Тогда вы заплатите налог лишь за те месяцы, в течение которых компания владела автомобилем.

Сняли с учета и решили продать

Предположим, ваша фирма сняла с учета автомобиль и решила его продать. Сразу возникает вопрос. Надо ли продолжать платить налог до тех пор, пока у машины не найдется покупатель?

Ответ очевиден. Напомним, что транспортный налог платят лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Налогом облагают транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 НК РФ). Следовательно, если вы решили продать машину и сняли ее с учета в ГИБДД, то обязанность по уплате налога прекращается.

Конечно, затягивать продажу автомобиля не стоит. Хотя точные сроки нигде и не прописаны, у налоговиков могут возникнуть подозрения и претензии, если снятый с учета автомобиль долгое время не сможет найти нового владельца.

Перерегистрация с филиала на филиал

Если у вашей фирмы несколько филиалов, которые находятся в разных регионах, то может возникнуть следующая ситуация.

Допустим, вы перерегистрируете автомобиль с одного филиала на другой. Как в таком случае нужно платить налог? Получается, что налоговых инспекций — две, а плательщик налога — один. В этом случае минфиновцы объясняют, что двойного налогообложения не должно быть.

Обратите внимание: первый филиал платит за месяц, в котором совершена перерегистрация. Со следующего месяца обязанность по уплате налога переходит ко второму филиалу (Письмо Минфина России от 27 марта 2007 г. N 03-05-06-04/16).

Пример. ЗАО «Актив» имеет два филиала (филиал N 1 и филиал N 2). Филиалы находятся в разных субъектах РФ. «Актив» в августе перерегистрирует автомобиль с одного филиала на другой. Следовательно, если филиал N 1 снимает машину с учета в августе, то филиал N 2 начинает платить налог с сентября.

Незарегистрированные машины

Возможна такая ситуация. Ваша фирма приобретает машину, но по различным причинам не торопится сразу оформить ее в ГИБДД. С момента покупки до регистрации в ГИБДД проходит определенный отрезок времени. Начислять ли налог на такой транспорт, если он еще не эксплуатируется и не зарегистрирован?

Налоговики могут попытаться взыскать налог с тех машин, которые не зарегистрированы в ГИБДД. Они считают так. Если на балансе фирмы числится автомобиль, то с него в любом случае надо платить налог. И неисполнение обязанности по регистрации автомобиля не освобождает фирму от уплаты транспортного налога.

Вновь напомним, что объектом налогообложения признаются зарегистрированные транспортные средства (ст. 358 НК РФ). Транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, объектом налогообложения по транспортному налогу не являются (Письмо УФНС России по Московской области от 7 февраля 2006 г. N 19-42-И/0127 и Письмо ФНС России от 3 апреля 2008 г. N ШС-6-3/253@).

В Определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. N 451-О сказано, что машины, не прошедшие регистрации и не участвующие в дорожном движении, не воздействуют на состояние дорог общего пользования. Значит, экономических оснований для обложения машин транспортным налогом нет.

Суды придерживаются такой же точки зрения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. N Ф03-А51/07-2/2931, ФАС Северо-Западного округа от 9 июля 2007 г. N А05-367/2007, ФАС Поволжского округа от 2 октября 2007 г. N А72-6677/06-12/228).

Источник: http://www.pnalog.ru/material/optimizaciya-transportogo-naloga

Последнее время часто приходится сталкиваться с одним и тем же вопросом от собственников бизнеса и предпринимателей: как законно можно не платить налоги, где брать «наличку»?

С учётом сложившейся экономической ситуации и нехваткой денежных средств это наиболее актуальные вопросы на сегодня. Государство стало использовать все возможные рычаги, чтобы вывести из тени «черно-серые» зарплаты и легализовать доходы бизнеса.

Существенная доля российского бизнеса находится в тени, чтобы платить меньше налогов. Чтобы снизить свои затраты, многие выплачивают зарплаты «в конвертах». Это чревато ответственностью не только по статьям НК РФ, но и по УК РФ (ст. 199, 199.1).

Эксперты настаивают на том, что бороться с зарплатой в «конвертах» нужно одновременно с разных сторон:

  • требовать от банков, чтобы они принимали в расчет при принятии решения о выдаче кредита только официальный заработок человека;
  • изменить правила контроля за соблюдением законодательства на предприятиях;
  • ужесточить наказания за нарушения в оплате труда.

Одновременно с этим вводится контроль за цепочкой контрагентов. Если раньше в декларациях по НДС не было видно, у кого купили и кому продали, в декларациях стояли обезличенные суммы, то сейчас налоговая инспекция видит всю цепочку контрагентов и проверяет до 6-7 звена включительно, а где-то даже и дальше.

Использование АСК НДС-2 и проводимые мероприятия налогового контроля направлены исключительно на выявление выгодоприобретателя (получателя налоговой выгоды) по сделкам с так называемыми фирмами-«однодневками».

И самым неприятным для бизнесменов окажется то, что претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц будут предъявлены именно к добросовестным компаниям и, с большей вероятностью, к той компании, у которой есть что взять (имущество, транспорт и т. д.). И даже в тех случаях, когда добросовестная компания взаимодействует с такой же добросовестной компанией, а та, в свою очередь, — с «серой» или «черной» компанией.

Следовательно, проходят те времена, когда можно было не платить налоги. Государство заставляет российский бизнес работать легально. И преуспевающим бизнесом будет тот, который начнет осваивать непростые методы легальной работы с одновременной оптимизацией налогов.

Так что же делать бизнесу? Ответ один: выходить из тени и грамотно организовать учёт на предприятии.

Оптимизация — это не значит не платить налоги, это значит знать законодательство и умело им пользоваться.

Давайте рассмотрим всего несколько возможных вариантов оптимизации налогообложения

  1. Самое первое, что необходимо сделать собственнику бизнеса, — это провести анализ своего бизнеса на состав доходов и затрат. Отдельно выделить поставщиков и покупателей с НДС и без НДС (контрагенты на спецрежимах, льготники и т. д.). Данные потоки разумно разделить путем выделения отдельного юридического лица, что приведет к экономии НДС.
  2. Проанализировать структуру затрат своего бизнеса. Для этого необходимо сверить свои расходы и расходы, которые признаются в целях налогообложения. В главе 25 НК РФ подробно написано, что признается расходом в целях налогообложения налогом на прибыль организаций. Постараться исключить или минимизировать те расходы, которые не попадают под гл. 25 НК РФ.
  3. Также в качестве директора можно нанять ИП-управляющего, применяющего УСН 6%. Дело в том, что закон об ООО и АО не делает никакого различия между работником-директором и ИП-управляющим. Налицо экономия на налогах, уплачиваемых с ФОТ директора в бюджет, так как ИП сам платит налоги за себя, это 6% с дохода и фиксированные платежи в фонды.
  4. Вывести весь непрофильный персонал из компании. Для этого можно создать аутсорсинговую (обслуживающую) компанию. Аутсорсинговая компания может оказывать юридические, бухгалтерские и прочие услуги. В данном случае разумнее открывать ООО на системе налогообложения УСН (доходы-расходы), т. к. у ИП присутствуют фиксированные платежи в фонды, не зависящие от того, ведет он деятельность или нет.
  5. Аутстаффинг — это не что иное, как привлечение стороннего персонала через специализированную фирму. Другими словами, это «аренда» сотрудников. Но с 2016 года ужесточилось законодательство, и теперь далеко не каждая компания сможет заниматься аутстаффингом. Предоставлять персонал в аренду смогут лишь частные агентства, которые прошли специальную аккредитацию в Федеральной службе по труду и занятости. Поэтому данная схема, конечно, может иметь место, но с определенными ограничениями.
  6. Определиться с имуществом, с которого уплачивается налог на имущество. Налог на имущество не платят организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Основные средства желательно аккумулировать в собственность компании, которая находится на УСН. Далее их арендует компания, которая находится на общей системе налогообложения. Формально у схемы есть одно ограничение — остаточная стоимость основных средств у компании на УСН не должна превышать 100 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

    Также стоит учесть, что ИП при работе на УСН освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц. Данная льгота действует в отношении строений, сооружений, помещений или их части, которые:

    • находятся в собственности индивидуального предпринимателя;
    • используются им для предпринимательской деятельности.

    Основания — абз. 1 п. 3 ст. 346.11, ст. 400, 401 НК РФ.

    С 1 января 2015 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, обязаны уплачивать налог на имущество, если они владеют объектами недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

    Налогообложение имущества торгово-офисного назначения на основе кадастровой стоимости введено в 28 субъектах РФ, в которых приняты особенности определения налоговой базы, а также утверждены соответствующие перечни объектов недвижимого имущества (письмо ФНС России от 29.05.2015 № ГД-2-3/647@).

    Таким образом, «упрощенцам», которые владеют недвижимым имуществом в указанных регионах, необходимо изучить региональное законодательство на предмет необходимости уплаты налога на имущество.

  7. Ну и, конечно, обязательно вести на предприятиях управленческий учет. Налоговым законодательством это не предусмотрено, но для собственников бизнеса это необходимый учет, так как данный учет подразумевает оперативное управление бизнесом. Для каждого собственника необходимо абсолютно точно знать, сколько он зарабатывает. Для этого следует планировать бюджет, составлять бюджет доходов и расходов (БДР), планировать свою маржу, составлять бюджет о движении денежных средств и по окончании каждого отчетного периода составлять отчет о фактически, произведенных доходах и расходах. К сожалению, на основании своего практического опыта могу сказать, что данный учет далеко организован не у всех. Очень часто расходы (канцелярия, хозрасходы и проч.) производятся неконтролируемо. Суммы вроде бы каждый раз получаются небольшими, но если их пересчитать на годовые затраты, то суммы могут оказаться приличными и не всегда оправданными. Необходимо на своем предприятии регулярно проводить инвентаризацию с целью контроля и выявления недостач. А иначе можно тратить деньги «на обналичку» и в то же время, что называется, «у себя под носом» просто их терять благодаря неорганизованному учету и контролю.

Конечно, рассуждать о легальных способах оптимизации можно бесконечно долго. Следует отметить, что существует еще немало законных способов оптимизации налогообложения, однако это предмет отдельного разговора. Для каждого бизнеса необходим свой анализ и свои схемы.

И напоследок хотелось бы напомнить о том, что последнее время налоговая инспекция все чаще проверяет компании на реальность операций и их деловой характер. В обиход вошло такое понятие, как «деловая цель». При этом получение налоговой выгоды (уменьшение налоговых обязательств) не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. А отсутствие деловой цели может привести к признанию необоснованной налоговой выгоды и, как следствие, к отказу в уменьшении налоговых обязательств в результате сделки.

Стоит ли платить проценты за «обналичку»

Пока автор писала данную статью, на почту пришло письмо с темой «Услуги по обналичиванию денежных средств», где за неприлично низкий процент предлагают полный пакет документов, что называется, «под ключ». А стоит ли все-таки платить проценты неизвестно кому за наличку и нести риски?

За последние два года выявлено множество схем обналички, доначислены миллиарды рублей налогов к уплате, не говоря уже о пенях и штрафах. Игра с «обналом» может привести как к административной ответственности так и к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ, а сотрудничество с непорядочными контрагентами принесет лишь кратковременный положительный результат.

Не существует больше 100%-ых способов защитить себя и свой бизнес, если ваша компания связана с «обнальными» конторами и «фирмами-одноневками». Конечно, можно выиграть арбитражный суд, но это не избавит вас от личной материальной ответственности в связи с выходом закона 401-ФЗ. Также весьма вероятно привлечение к уголовной ответственности.

Вывод напрашивается только один: пришла пора российскому бизнесу полностью поменять свой образ мыслей и выйти из сумрака.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/455575/

11 Февраля 2015Подборка схем, с помощью которых компании экономят транспортный налог

В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
Перевод автомобиля в льготный регион позволит снизить налог;
Почему спецтехнику выгодно считать самоходным средством;
Уменьшить мощность двигателя авто можно тремя способами.

Введение повышающих коэффициентов (п. 2 ст. 362 НКРФ) по транспортному налогу не дает забывать компаниям, владеющим дорогими авто, о прежних способах оптимизации так называемого налога на роскошь и внедрять новые. Кроме того, экономия транспортного налога актуальна для компаний, у которых есть в наличии автотранспортная техника, не используемая на дорогах общего пользования, но имеющая высокую мощность.

Привлекательность схем оптимизации транспортного налога в том, что в отличие от других налогов (НДС и налог на прибыль) они менее затраты в финансовом плане и менее рискованны с налоговой точки зрения. В частности, это регистрация транспорта в льготном регионе, постановка на учет в Гостехнадзоре, а не в органах ГИБДД. Или переквалификация грузовика в иное самоходное средство. Кроме того, можно оформить транспортное средство в собственность физического лица, имеющего налоговые преференции.

Все эти методы могут дать компании существенную экономию по транспортному налогу. Главное — не забывать об элементарных мерах безопасности, документальном оформлении, а также учитывать позицию судов.

Регистрация транспорта в регионе с пониженной ставкой снизит налог

В чем экономия. Экономия достигается за счет разницы в ставках транспортного налога, которые устанавливают субъекты РФ. Например, в Москве для легкового автомобиля мощностью двигателя более 250 л.с. ставка транспортного налога за 1 л.с. составляет 150 рублей (ст. 2 Закона г.Москвы от09.07.08 №33). В Иваново такая ставка составляет 120 рублей (ст. 2 Закона Ивановской области от28.11.02 №88-ОЗ). И если транспорт компании зарегистрировать в регионе, где действуют пониженные ставки налога, удастся сэкономить на их разнице.

Как работает схема. Есть два варианта. В льготном регионе компания открывает обособленное подразделение и регистрирует там автомобиль. Транспортный налог платится по местонахождению транспортного средства (п. 1 ст. 363, подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). Соответственно, компания платит налог по пониженным ставкам.

Во втором случае организация формально переводит юридический адрес в нужный регион. По сути, это учреждение новой компании с последующим переводом в нее персонала и активов. Либо изменение прежнего юридического адреса (см. схему 1).

Схема 1. Регистрация транспорта в льготном регионе

Наиболее низкие ставки транспортного налога установлены в Волгоградской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской и Ростовской областях. А также в Забайкальском, Красноярском, Ставропольском краях и республиках Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Хакасия.

Меры безопасности. При реализации такого способа оптимизации компании безопаснее самостоятельно открыть обособленное подразделение, чем пользоваться услугами сторонних организаций, продающих фиктивные документы об аренде офиса. Дело в том, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений об адресе юрлица грозит отказом в регистрации (п. 1 ст. 23 Федерального закона от08.08.01 №129-ФЗ). Кроме того, налоговики могут прийти к выводу, что аренда — это фикция, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды.

В связи с этим нужно создать как минимум одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца (абз. 20 п. 2 ст. 11 НКРФ). А в арендованном помещении должны находиться сотрудники, которые выполняют реальные трудовые функции.

Регистрация спецтехники не в ГИБДД, а в органах Гостехнадзора существенно уменьшит ставку налога

В чем экономия. За счет разницы в ставках, установленных для грузовых автомобилей и для иных самоходных транспортных средств. Для второй категории транспортного средства ставки налога существенно ниже. Например, в Москве по грузовому автомобилю мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. ставка составляет 38 рублей. В то время как по самоходной машине — 25 рублей (ст. 2 Закона г.Москвы от09.07.08 №33).

Как работает схема. Компания регистрирует транспортное средство не в ГИБДД, а в органах Гостехнадзора. По мнению Минфина России, это основание для разграничения квалификации машин. То есть в первом случае автомобиль будет считаться грузовым, во втором — иным самоходным транспортным средством (письма от27.06.08 №03-05-05-04/12). Суды соглашаются с такой логикой финансового ведомства (например, постановления федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского от19.05.08 №Ф04-3019/2008(5073-А75-40) и Центрального от24.03.08 №А62-2059/2007 округов).

Меры безопасности. Практика показывает, что при проверке налоговики пытаются переквалифицировать самоходное транспортное средство в грузовой автомобиль. Например, в одном из дел инспекторы пытались это сделать в отношении БелАЗа. Они представили в суд Общероссийский классификатор основных фондов ОК013–94, утвержденный постановлением Госстандарта России от26.12.94 №359, согласно которому по коду 15 3410020 числятся грузовые автомобили, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы). Но суд не принял это в качестве надлежащего документа, поскольку он не является нормативом.

В свою очередь компания привела довод о том, что требования к карьерным самосвалам устанавливают ГОСТ 30537–97 и ОСТ 37.001.490–90, согласно которым «БелАЗ — это самосвал карьерный, самоходная карьерная колесная машина, эксплуатирующаяся вне автомобильных дорог общего пользования». В результате суд пришел к выводу, что компания правомерно уплачивала транспортный налог по пониженной ставке, установленной для самоходных машин (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от27.04.05 №Ф04-7943/2004(9863-А27-37)).

Снятие с учета спецтехники, эксплуатируемой только на территории компании, избавит от уплаты налога

В чем экономия. Экономия достигает 100 процентов, так как налог не уплачивается вовсе. Дело в том, что автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч, и прицепы к ним, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, в Гостехнадзоре не регистрируются (п. 2 постановления Правительства РФот12.08.94 №938 «Огосударственной регистрации автомототранспортных средств идругих видов самоходной техники натерритории РФ»). Соответственно, оснований для уплаты налога нет.

Как работает схема. Приобретая транспорт, компания просто не регистрирует его в Гостехнадзоре и в органах ГИБДД. Если машина в организации уже есть, то ее снимают с учета, что избавляет от обязанности платить по ней налог (см. схему 2).

Схема 2. Снятие с учета спецтехники, которая эксплуатируется только на территории компании

Меры безопасности. При данном способе оптимизации важно учитывать, что не все транспортные средства, используемые на территории компании, можно не регистрировать в Гостехнадзоре. В частности, если тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, то регистрацию придется пройти (п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных ииных машин иприцепов кним органами государственного надзора, утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.95). Таким образом, если, к примеру, по территории компании передвигается даже небольшой погрузчик или трактор с объемом двигателя более 0,5 л, то могут возникнуть налоговые риски.

При возникновении претензий со стороны проверяющих налогоплательщики приводят следующие доводы в свою защиту. При разрешении гражданско-правовых споров некоторые арбитражные суды приходили к выводу, что самодвижущиеся машины, имеющие производственное назначение — землеройные машины, экскаваторы, бульдозеры, земснаряды, тракторы, сельскохозяйственные комбайны — не транспортные средства. Так как с точки зрения целевого использования их способность перемещаться в пространстве носит лишь вспомогательный характер (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от15.12.11 №А21-708/2011).

В другом деле Федеральный арбитражный суд Поволжского округа пришел к выводу, что экскаватор Hitachi ZX 200–3 не является транспортным средством, так как это строительная техника. Именно под таким названием фигурировала машина в актах приема-передачи на аренду (постановление от02.03.09 №А65-6054/2008).

Уменьшать мощность двигателя авто выгодно при пограничных значениях ставок налога

В чем экономия. Если уменьшить количество лошадиных сил автомобиля, то ставка транспортного налога снизится. Схема хорошо работает при пограничных значениях количества лошадиных сил. Например, снизив показатель с 235 л.с. до 225 л.с., экономия по транспортному налогу в отношении легкового автомобиля в Москве составит 10 рублей (75 – 65).

Как работает схема. Есть несколько вариантов. Первый — компания проходит процедуру переосвидетельствования (испытания) двигателя. Существуют сертифицированные центры, которые занимаются переоборудованием двигателя. По итогам испытания выдается заключение о том, что автомобиль уже не выдает заявленную производителем мощность по причине выработки своего ресурса либо неисправности (см. схему 3).

Схема 3. Уменьшение мощности автомобиля

Другой способ работы схемы — тюнинг двигателя. Можно уменьшить режим работы турбин или механических нагнетателей или вовсе их отключить. В этом случае нужно получить заключение о переоборудовании транспортного средства и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

Замена двигателя на менее мощный — еще одна альтернатива работы схемы. В любом случае по итогам проведения всех работ по двигателю компания обращается в органы ГИБДД для внесения соответствующих изменений в ПТС транспортного средства. Новые данные для расчета налога контролеры получат из регистрирующего органа.

Меры безопасности. Все виды переоборудования и тюнинга двигателя безопаснее проводить в специализированных сервисах, чтобы потом не возникло проблем с доказыванием факта проведения работ. Испытания мощности и других технических характеристик автомобиля также лучше осуществлять в сертифицированных сервис-центрах, которые имеют право заниматься таким видом деятельности.

В интернете масса рекламы, где за 3500 рублей предлагают сделать все технические бумаги и на их основании внести изменения в ПТС. Это незаконные действия мошенников, которые могут привести к серьезным налоговым последствиям.

Уплата налога по ставкам, установленным для физлиц, или регистрация авто на них позволит сэкономить налог

В чем экономия. На один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности некоторые субъекты РФ неправомерно устанавливают разные ставки транспортного налога — для физических лиц ниже, чем для юридических.

Например, в Республике Татарстан по легковым автомобилям мощностью до 100 л.с. в отношении организаций ставка составляет 25 рублей, а в отношении физлиц — 10 рублей (ст. 5 Закона Республики Татарстан от 29.11.02 № 24-ЗРТ). Однако дифференциацию в зависимости от статуса налогоплательщика Налоговый кодекс не предусматривает (п. 1, 2, 3 ст. 361 НК РФ). Поэтому налогоплательщик, для которого установлена более высокая ставка, вправе уплачивать налог по меньшей ставке (постановление Президиума ВАС РФот27.01.09 №11519/08).

Как работает схема. Если компания не хочет спорить с налоговиками о возможности применять пониженные ставки, установленные для физлиц, то автомобиль оформляется на гражданина (например, учредителя) и берется у него в аренду. Еще вариант: компания продает автомобиль индивидуальному предпринимателю или учредителю-физлицу, после чего также арендует его (см. схему 4). Это позволяет также получить экономию по налогу на прибыль за счет арендных платежей.

Схема 4. Аренда транспортного средства у ИП или физлица

Меры безопасности. В данной ситуации важно подтвердить, что аренда автомобиля у физического лица, будь то учредитель, генеральный директор или любой иной гражданин, оформляется не только на бумаге с целью получения налоговой экономии.

Кроме того, основной риск в данной схеме заключается в утрате контроля над автомобилем. Дело в том, что если даже физлицо выпишет на компанию генеральную доверенность, за ним все равно сохраняется право совершать любые юридически значимые действия (продать автомобиль, передать его в аренду другому лицу и т. п.). В связи с этим вопрос документального оформления и формальных договоренностей с физлицом — главная задача юристов компании.

Минус схемы в том, что компенсацию физлицу затрат в виде транспортного налога компания не сможет учесть при исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина России, законодательство не обязывает арендатора компенсировать арендодателю уплаченные им суммы транспортного налога. Поэтому отсылка к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, разрешающим учесть в прочих расходах суммы налогов, в данном случае необоснованна (письмо от04.07.06 №03-06-04-04/28).

Компании оформляют авто в собственность инвалида, получая стопроцентную экономию

В чем экономия. Если компания оформит транспортное средство на лицо, которое имеет налоговые преференции, то уплаты налога можно вовсе избежать. В частности, в Москве освобождаются от уплаты налогов следующие граждане (п. 1 ст. 4 Закона г.Москвы от09.07.08 №33):

  • Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • инвалиды I и II группы;
  • один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида;
  • один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.

Как работает схема. По сути, принцип здесь такой же, как и в предыдущей схеме. Приобретая автомобиль, компания оформляет его на лицо, указанное выше в перечне. С этим гражданином заключает договор аренды, и компания пользуется транспортным средством в производственных целях.

Меры безопасности. С налоговой точки зрения этот способ оптимизации относительно безопасен. Ведь аренда автомобиля у физлица — распространенное и законное явление. Но налоговики могут давить на фиктивность сделки по аренде именно с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Особенно, если компания оформит инвалидов в штат.

Так, в одном из дел контролеры пришли к выводу, что компания неправомерно пользовалась льготами по транспортному налогу, предусмотренными в статье 9 Закона Московской области от 24.11.04 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области». Смысл льготы заключался в том, что высвобожденные средства направляются на социальную защиту и занятость инвалидов. При проверке выяснилось, что высвобожденные 12 млн рублей компания потратила следующим образом: на развитие организации и обеспечение занятости — около 5 млн рублей, на социальные нужды — 17 тыс. рублей, на прочие цели — около 7 млн рублей.

Кроме того, оказалось, что часть лиц, учитываемых компанией при обосновании права на льготу (24 человека), фактически не могли выполнять свои должностные обязанности. Так как в силу специфики трудовой деятельности (обход теплотрасс, водных и канализационных магистралей) такую работу не могли выполнять лица, страдающие тяжелыми заболеваниями, в том числе имеющими первую группу инвалидности. В результате суд поддержал налоговиков (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от13.12.12 №А41-35975/10).

Источник: Журнал «Практическое налоговое планирование»

Источник: http://www.pravcons.ru/articles/optimizatsiya-nalogooblozheniya-nalogovoe-planirovanie/podborka-skhem-s-pomoshchyu-kotorykh-kompanii-ekonomyat-transportnyy-nalog/

Схемы оптимизации транспортного налога Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

4. Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление / А.Л. Гапоненко, А.П. Пакрухин. — М.: ОМЕГА-Л, 2006.

5. Зайцев, Л.Г., Соколов, М.И. Стратегический менеджмент: учебник. — М.: Экономистъ, 2007. — 416 с.

6. Киселев, А.А. Обеспечение конкурентного преимущества отечественных предприятий — важнейшая задача стратегического менеджмента: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов. по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2013 года: в 5 частях. Ч. 4; М-во обр. и науки РФ. — Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. — С. 46-77.

7. Киселев, А.А. Роль стратегического планирования в деятельности современного предприятия (организации): Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы и перспективы развития: Сборник статей участников конференции / Девятая международная научно-практическая конференция. Кн. 1. — Ярославль: ЯФ АТ и СО, 2012. — С. 425-429.

8. Киселев, А.А. Современные проблемы управления и менеджмента в отечественной науке и практике: монография.

— Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014. — 232 с.

9. Киселев, А.А. Сущность и проблемы стратегического управления отечественными организациями (предприятиями) / Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы УШ международной научно-практической конференции (28 февраля 2014 года). — Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. — С. 256-258.

10. Киселев, А.А. Стратегическое планирование в системе управления предприятием (организацией): проблемы и пути их решения: монография. — Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2012. — 181 с.

11. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. — Изд-во Алпина Паблишер, 2012.

12. Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения. — М: Изд-во «Дело», 2004. — 416 с.

13. Маркова, В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. — М.: Инфра-М, 2009. — 288 с.

14. Маслеченков, Ю.С. Тронин, Ю.Н. Стратегический и кризисный менеджмент фирмы: учебное пособие для вузов.

— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — С. 234.

15. Менеджмент организации: учеб. пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера / Под общей ред. В.Е. Ланкина. — Таганрог: ТРТУ, 2006.

16. Орлов, А.И. Менеджмент. Учебник Основы менеджмента: Учебник для вузов. — М.: Издательство «Изумруд», 2003.

17. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. — 5-е изд., перераб и доп. — М.: КНОРУС, 2011. — 496 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

18. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.

19. Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2009.

20. Цыренова, А.А. Менеджмент: учебно-методическое пособие — Улан-Удэ: Издательство ВС! ТУ, 2006.

21. Шапкин, И.Н. Менеджмент: учебник для бакалавров / под общ. ред. И.Н. Шапкина. — М.: Издательство Юрайт; И.Д. Юрайт, 2013. — 690 с.

© А.А. Киселев, 2015

УДК 2964

В.О. Киселева

Студентка 4 курса Факультет «Налоги и налогообложение» Н.А. Гончарова к. э. н ., доцент кафедры налогов и налогообложения Кубанский государственный аграрный университет Г. Краснодар, Российская Федерация

СХЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Введение повышающих коэффициентов по транспортному налогу не дает забывать компаниям, владеющим дорогими автомобилями, о прежних способах оптимизации так называемого налога на роскошь

и внедрять новые. Кроме того, экономия транспортного налога актуальна для компаний, у которых есть в наличии автотранспортная техника, не используемая на дорогах общего пользования, но имеющая высокую мощность.

Привлекательность схем оптимизации транспортного налога в том, что в отличие от других налогов (НДС и налог на прибыль) они менее затратны в финансовом плане и менее рискованны с налоговой точки зрения. В частности, это регистрация транспорта в льготном регионе или переквалификация грузовика в иное самоходное средство. Кроме того, можно оформить транспортное средство в собственность физического лица, имеющего налоговые преференции.

Все эти методы могут дать компании существенную экономию по транспортному налогу. Главное — не забывать об элементарных мерах безопасности, документальном оформлении, а также учитывать позицию судов.

Регистрация транспорта в регионе с пониженной ставкой снизит налог. В чем экономия? Экономия достигается за счет разницы в ставках транспортного налога, которые устанавливают субъекты РФ. Например, в Москве для легкового автомобиля мощностью двигателя более 250 л.с. ставка транспортного налога за 1 л.с. составляет 150 рублей. Во Владивостоке такая ставка составляет 100 рубле. И если транспорт компании зарегистрировать в регионе, где действуют пониженные ставки налога, удастся сэкономить на их разнице .

Существует два варианта работы этой схемы:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1) в льготном регионе компания открывает обособленное подразделение и регистрирует там автомобиль. Транспортный налог платится по местонахождению транспортного средства. Соответственно, компания платит налог по пониженным ставкам .

2) организация формально переводит юридический адрес в нужный регион. По сути, это учреждение новой компании с последующим переводом в нее персонала и активов. Либо изменение прежнего юридического адреса

Наиболее низкие ставки транспортного налога установлены в Волгоградской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Магаданской, Новосибирской областях, а также в Забайкальском, Красноярском краях и республиках Алтай, Бурятия, Ингушетия, Тыва, Хакасия.

При реализации такого способа оптимизации компании безопаснее самостоятельно открыть обособленное подразделение, чем пользоваться услугами сторонних организаций, продающих фиктивные документы об аренде офиса. Дело в том, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений об адресе юридического лица грозит отказом в регистрации . Кроме того, налоговые органы могут прийти к выводу, что аренда — это фикция, направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. В связи с этим нужно создать как минимум одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца. А в арендованном помещении должны находиться сотрудники, которые выполняют реальные трудовые функции .

Снятие с учета спецтехники, эксплуатируемой только на территории компании, избавит от уплаты налога.

Экономия данной схемы достигает 100 процентов, так как налог не уплачивается вовсе. Дело в том, что автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч, и прицепы к ним, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, в Гостехнадзоре не регистрируются. Соответственно, оснований для уплаты налога нет.

Приобретая транспорт, компания просто не регистрирует его в Гостехнадзоре и в органах ГИБДД. Если автомобиль в организации уже есть, то его снимают с учета, что избавляет от обязанности платить по нему налог.

При данном способе оптимизации важно учитывать, что не все транспортные средства, используемые на территории компании, можно не регистрировать в Гостехнадзоре. В частности, если тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, то регистрацию придется пройти. Таким образом, если, к примеру, по территории компании передвигается даже небольшой погрузчик или трактор с объемом двигателя более 0,5 л, то могут возникнуть налоговые риски.

При возникновении претензий со стороны проверяющих налогоплательщики приводят следующие доводы в свою защиту. При разрешении гражданско-правовых споров некоторые арбитражные суды приходили к выводу, что самодвижущиеся машины, имеющие производственное назначение — землеройные машины, экскаваторы, бульдозеры, земснаряды, тракторы, сельскохозяйственные комбайны — не транспортные средства. Так как с точки зрения целевого использования их способность перемещаться в пространстве носит лишь вспомогательный характер.

Уменьшать мощность двигателя авто выгодно при пограничных значениях ставок налога. Если уменьшить количество лошадиных сил автомобиля, то ставка транспортного налога снизится. Схема хорошо работает при пограничных значениях количества лошадиных сил. Например, снизив показатель с 245 л.с. до 225 л.с., экономия по транспортному налогу в отношении легкового автомобиля в Москве составит 10 рублей (75 — 65).

Есть несколько вариантов снизить налогооблагаемую базу. Первый — компания проходит процедуру переосвидетельствования (испытания) двигателя. Существуют сертифицированные центры, которые занимаются переоборудованием двигателя. По итогам испытания выдается заключение о том, что автомобиль уже не выдает заявленную производителем мощность по причине выработки своего ресурса либо неисправности

Испытания мощности и других технических характеристик автомобиля лучше осуществлять в сертифицированных сервис-центрах, которые имеют право заниматься таким видом деятельности. Существует масса рекламы, где за определенную сумму предлагают сделать все технические бумаги и на их основании внести изменения в ПТС. Это незаконные действия мошенников, которые могут привести к серьезным налоговым последствиям.

Законодатели находятся в постоянном поиске идей по преобразованию транспортного налога. Основной является замена мощности двигателя, характеристикой объема двигателя. В таком случае возникает вероятность исчезновение старых автомобилей с дорог страны. Принятие смелого решение из запутанного и сложного вопроса по оптимизации транспортного налога состоит в его экономической нецелесообразности. Нельзя вводить налог на квартиру в зависимости от окон в ней, как и налог на транспорт нельзя привязать к количеству лошадиных сил. Логичнее было бы в качестве налоговой базы рассматривать остаточную стоимость транспортного средства

Уплата налога по ставкам, установленным для физлиц, или регистрация авто на них позволит сэкономить налог.

На один и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности некоторые субъекты РФ неправомерно устанавливают разные ставки транспортного налога — для физических лиц ниже, чем для юридических.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Например, в Республике Татарстан по легковым автомобилям мощностью до 100 л.с. в отношении организаций ставка составляет 25 рублей, а в отношении физлиц — 10 рублей. Однако дифференциацию в зависимости от статуса налогоплательщика Налоговый кодекс не предусматривает. Поэтому налогоплательщик, для которого установлена более высокая ставка, вправе уплачивать налог по меньшей ставке.

Если компания не хочет спорить с налоговыми органами о возможности применять пониженные ставки, установленные для физлиц, то автомобиль оформляется на гражданина (например, учредителя) и берется у него в аренду. Еще вариант: компания продает автомобиль индивидуальному предпринимателю или учредителю-физлицу, после чего также арендует его. Это позволяет также получить экономию по налогу на прибыль за счет арендных платежей.

В данной ситуации важно подтвердить, что аренда автомобиля у физического лица, будь то учредитель, генеральный директор или любой иной гражданин, оформляется не только на бумаге с целью получения налоговой экономии. Кроме того, основной риск в данной схеме заключается в утрате контроля над автомобилем. Дело в том, что если даже физлицо выпишет на компанию генеральную доверенность, за ним все равно сохраняется право совершать любые юридически значимые действия (продать автомобиль, передать его в аренду другому лицу и т. п.). В связи с этим вопрос документального оформления и формальных договоренностей с физлицом — главная задача юристов компании.

Минус схемы в том, что компенсацию физлицу затрат в виде транспортного налога компания не сможет учесть при исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина России, законодательство не обязывает арендатора компенсировать арендодателю уплаченные им суммы транспортного налога. Поэтому отсылка к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, разрешающим учесть в прочих расходах суммы налогов, в данном случае необоснована.

Компании оформляют авто в собственность инвалида, получая стопроцентную экономию. Если компания оформит транспортное средство на лицо, которое имеет налоговые преференции, то уплаты налога можно вовсе избежать. Приобретая автомобиль, компания оформляет его на лицо, обладающее преференциями. С этим гражданином заключает договор аренды, и компания пользуется транспортным средством в производственных целях.

С налоговой точки зрения этот способ оптимизации относительно безопасен. Ведь аренда автомобиля у физического лица — распространенное и законное явление. Но налоговые органы могут давить на фиктивность сделки по аренде именно с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Особенно, если компания оформит инвалидов в штат. Список используемой литературы:

1. Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 «О транспортном налоге»

2. Закон Приморского края от 28 ноября 2002 г. N 24-КЗ «О транспортном налоге»

3. Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24ЗРТ «О транспортном налоге»

4. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. — Официальный текст. — М.: «Проспект», 2015. — 828 с.

© В.О. Киселева, 2015

УДК 657

Н.В.Киселева

старший преподаватель каф. УЭ- 5 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

информатики (МГУПИ) г. Москва, Россия Л.И.Горелова

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

аспирантка 1 года обучения каф. УЭ- 5 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

информатики (МГУПИ) г. Москва, Россия

ДЕНЕЖНЫЕ АКТИВЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ

СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аудита денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах. Актуальность исследования определяется тем, что для эффективного использования денежных средств необходимо уметь грамотно планировать их поступление; для правильного ведения учета денежных средств требуется знание их многочисленных законодательных и постоянно изменяющихся норм, правил и порядка; желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле над движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств. Объектом исследования является организация учета и проведение аудита денежных средств на предприятии

Целью данной работы является изучить учет и аудит денежных средств предприятия находящихся как в кассе, так и на расчетных, валютных и других счетах в банке и их соответствие требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/shemy-optimizatsii-transportnogo-naloga