Риски закупочной деятельности

Большинство управленческих решений, которые предлагают современные системы просчета и контроля риска, ориентируются на будущее. Самое успешное управление рисками – ситуация, в которой нет риска, потому что вы позаботились об этом заранее.

Управление рисками – это та часть жизни украинского бизнеса, о которой часто говорят, но, что интересно, говорят по-разному.

Менеджеры-стратеги объясняют риск-менеджмент как избежание и ограничение рисков, предполагающее заблаговременную экспертизу всех возможных решений, а также использование различных гарантий и механизмов контроля.

Менеджеры-оперативники мыслят по-другому: они воспринимают управление рисками в качестве возмещения потерь, компенсацию убытков путем создания страховых и резервных фондов. Для них главное – это подушка безопасности и эффективность (скорость) преодоление кризисных ситуаций.

На самом деле эти два подхода дополняют друг друга. Ведь если мы посмотрим на большинство управленческих решений, которые предлагают современные системы просчета и контроля риска, то увидим: почти все они ориентируются на будущее.

Успешное управление рисками – и реальная ситуация, в которой нет риска, потому что вы позаботились об этом заранее. Это как бой, который состоялся еще до начала самого боя. Создание резервных фондов, прогнозирование последствий управленческих решений или даже поиск отраслевого эксперта для оценки работы организации – все эти решения свидетельствуют о попытке минимизировать будущие риски и избежать их.

Лозунг риск-менеджемента можно сформулировать так: «Учись на ошибках других, управляй сегодня, думай о будущем». Но, к сожалению, простой формулы мало. Поэтому мы подобрали для вас три самые распространенные проблемы, возникающие в процессе закупок, а также сформулировали первоочередные действия для их недопущения.

Риск №1. Ненадежные поставщики

Мы стараемся выбирать тех поставщиков, которые соответствуют нашим основным требованиям. Очевидній тезис, но есть небольшой нюанс – не всегда заявленные требования согласуются с недопущением возможных рисков. Такие критерии, как «надежность», «честность» или «трудолюбие» поставщика трудно проверить заранее. Поэтому в таких ситуациях следует руководствоваться простым правилом: чем больше бизнес зависит от поставщиков, тем больше вероятность срыва поставок. Чтобы заблаговременно минимизировать побочные риски, стоит сразу выбрать ориентирами не только цену предложения поставщика (т.е. стремление сэкономить), но и его реальную репутацию и историю. Роль нашего впечатления должна отступить перед силой фактов.

Распространенная ошибка: не всегда то, что выгодно для вас, выгодно для ваших партнеров. Отзывы, история предприятия, количество выигранных тендеров и т.д. – эта информация может стать мерилом вашего будущего успеха. Хороший менеджер определяется не только знаниями по стратегическому, финансовому, страховому управлению или отличной интуицией, но и способностью к сбору и глубинному анализу информации.

В то же время существует группа рисков, которую трудно просчитать только посредством сбора информации о поставщике. Она связана с внешними факторами: например, если внезапно цены на рынке товаров или предоставления услуг изменятся, то существует высокая вероятность того, что поставщик не сможет в полном объеме выполнить заказ. И дело не только в том, что поставщику будет невыгодно работать с вами – может случиться такая ситуация, в которой резкие изменения на рынке приведут к банкротству. Поэтому, чтобы заблаговременно предусмотреть подобные случаи, следует всегда помнить о факторе времени: чем длительнее соглашение, тем выше риск того, что внешние факторы могут повлиять на ход его выполнения.

Риск №2. Недобросовестная площадка

Если вы считаете, что нет разницы, на какой именно электронной площадке работать с закупками, то уже находитесь ситуации вероятных рисков. Распространенное предубеждение о том, что платформы для торгов отличаются исключительно интерфейсом, играет в пользу недобросовестных площадок. Недобросовестные площадки – это те электронные платформы, которые предпочитают интерфейс функциональности и надежности.

Конечно, удобный интерфейс – это залог успеха и благодарности клиента, но следует понимать, что интерфейс является лишь дополнением к IT-решению, красивой надстройкой сложной системы. Речь идет об отражении (структуре) информации, а также аналитических инструментах, которые позволяют пользователям контролировать процесс закупок. Составляющая успешных торгов – это всесторонний сбор информации для принятия окончательного решения. Его основным условием должен стать функционал той площадки, на которой вы работаете. Работайте с различными электронными платформами для поиска оптимальной платформы для вас.

Риск №3. Отсутствие специалиста по закупкам

Закупки – это не только большая персональная ответственность, но и значительный массив работы. В случае, когда в компании фактическим закупщиком является проектный менеджер или бухгалтер, мы попадаем в так называемое пространство «человеческого фактора». Люди – не роботы. Нам сложно контролировать одновременно несколько процессов – особенно, если все они обозначены как «суперважные». Когда насущные задачи переплетаются с закупочными процессами, есть большой риск ошибочных решений, невнимательности или даже забывчивости (помним, что время в закупках – это один из решающих ресурсов). Если на вашем предприятии не работают щепетильные гении с талантом к мультизадачности, подумайте над поиском специалиста по закупкам.

Эксперт-закупщик – это должность, которая постепенно становится нормой в украинском бизнесе. Когда на вашем предприятии существует человек, который занимается исключительно закупками, то вы можете быть уверены – риски 1) рассеяния ответственности (закупками занимаются параллельно разные сотрудники) и 2) потери контроля над закупками будут минимизированы.

Большинство управленческих решений, которые предлагают современные системы просчета и контроля риска, ориентируются на будущее. Успешное управление рисками – ситуация, в которой нет риска, потому что вы позаботились об этом заранее.

Источник: https://biz.nv.ua/experts/kakie-riski-sushchestvujut-v-zakupkakh-2470237.html

Риски для заказчика при проведении закупки

Риск некачественного исполнения контракта из-за заниженной цены. При проведении процедуры закупки, например аукциона, участник ради победы в процедуре может значительно понизить цену и выиграть, но в дальнейшем его издержки будут больше цены контракта, что, в свою очередь может сказаться на качестве товаров, работ и услуг. При этом сэкономленные от закупки средства могут быть меньше издержек заказчика от предоставленных некачественных товаров, работ и услуг. Помимо прочего, такая ситуация может повлечь за собой судебное разбирательство заказчика с поставщиком, что также повлечет за собой дополнительные расходы. При этом заказчику все еще будет необходимо удовлетворить свои потребности, а значит, необходимо будет провести новую процедуру закупки, а на это необходимо время и ресурсы.

В данном случае возможно избежание такого риска путем установления не только начальной максимальной цены контракта, но и начальной минимальной цены контракта, ниже которой невозможно опустить цену. Данная мера увеличит шанс получения качественных товаров, услуг и цен. Правда возможен и обратный эффект неэффективного использования средств, поскольку не всегда заказчики обладают полной информацией о минимально возможной цене контракта. В принципе, можно уменьшить данный риск, сделав минимальную цену не строгой, а относительной. И при условии выигрыша участника с ценой, меньше минимальной, сделать дополнительную проверку возможности удовлетворения участником закупки нужд заказчика. Издержки, которые понесет заказчик при данной процедуре, должны быть значительно меньше издержек, которые он может понести при некачественном предоставлении товаров, услуг и работ. Данное условие возможно прописать в положении о закупках организации.

Помимо выше сказанного, если появляется вероятность возникновения такого риска, возможен выбор другого способа закупки, например, запроса предложений, при котором поставщик более полно оценивает свои издержки и не гонится за выигрышем с помощью понижения цены по максимуму.

Риск заключения контракта по завышенной цене по причине сговора поставщиков. При проведении таких процедур как запрос котировок или конкурентные переговоры возможны ситуации, при которых поставщики вступают в сговор. Причем данные процедуры проводятся на разных рынках. Запрос котировок проводится, если нужна стандартная продукция и рынок ее сложился. В этом случае, возможна подача котировочных заявок заранее договорившимися поставщиками, которые между собой договорились о цене и победителе, а победитель платит своим сообщникам вознаграждение. Причем условие сложившегося рынка может как стимулировать, так и препятствовать созданию таких сговоров.

Так же возможна подача котировочных заявок «для галочки». Закупка способом запроса котировок считается состоявшейся, если подано 3 и более заявки. В этом случае, фирмы сообщники подают котировочные заявки для количества, и совершенно не обязательно, что они заинтересованы в заключении договора. Заинтересованное в заключении контракта лицо может попросить об услуги своих партнеров и друзей, возможно за определенное вознаграждение, и они подадут заявки с изначально выше, чем у заинтересованного лица, ценой.

Конкурентные переговоры, которые считаются наиболее коррупционной процедурой, используются в случае, если заказчик точно не знает, какие именно услуги, товары или работы ему нужны. Как пример можно привести внедрение IT-систем, когда заказчик, не всегда компетентный в IT-сфере, не может правильно написать ТЗ. В данной процедуре большое влияние имеет человеческий фактор, поскольку обсуждение предложений идет в живую, и каждый участник процедуры знает предложение другого участника. В этом случае, возможен сговор участников за предоставление возможности получения контракта в обмен на вознаграждения, или попросту говоря «откат». В такой ситуации, в первую очередь страдает заказчик, поскольку наличие сговора и, соответственно, отсутствие конкуренции уменьшает эффективность закупки. При этом выбор способа размещения заказа напрямую влияет на вероятность появления данного риска. Например, вместо конкурентных переговоров можно выбрать запрос предложений, в этом случае риск сговора меньше, а также учтена особенность закупки, а именно неточность требований. Так же, для того, чтобы избежать процедуры конкурентных переговоров и риска сговора при проведении этой процедуры, возможно изначально привлечь стороннего эксперта, который поможет проработать ТЗ, а затем уже осуществлять закупку, используя более конкурентные процедуры, например конкурс.

При запросе котировок необходимо иметь представление о рынке и о возможности сговора между участниками рынка. Это возможно сделать, анализируя проведенные аналогичные закупки, если в этих закупках часто встречаются одни и те же фирмы в том же составе, и существует закономерность в предоставлении ими ценовых предложений, то на данном рынке имеется риск сговора, и эффективней для заказчика проводить другие процедуры закупки, например, открытый аукцион.

Риск участия в закупке неквалифицированного исполнителя. Этот риск минимален в тех организациях, где есть грамотно прописанное положение о закупках. Федеральный Закон №223-ФЗ позволяет прописать в положении о закупках требования к поставщикам, а именно требования к квалификации и опыту работы. Тем не менее, организации, в которых положение о закупке не проработано полностью, могут возникнуть ситуации, когда на процедуре закупки, например, запросе котировок, побеждает фирма однодневка. В таком случае заказчик несет серьезные убытки, и даже судебное разбирательство редко позволяет их восполнить.

В данной ситуации есть возможность минимизировать риск с помощью грамотных требований к участнику закупки или же выбора другого способа закупки, например, конкурса, в котором требование к квалификации может являться одним из критериев оценки заявки.

Неточность в документации к закупке. Данный риск может выразиться в том, что заказчик, не полностью изучив рынок, товар или свои потребности может прописать в конкурсной документации требования к товару, работе или услуге, которые или трудноисполнимы, или слишком трудозатратны, в итоге, поставщики могут отказаться от участия в процедуре, а заказчик понесет убытки. В случае, когда заказчик не может полностью определить свои требования к товару, работе, услуге или поставщику, он может воспользоваться процедурой двухэтапного конкурса, где на первом этапе проводятся переговоры с поставщиками с целью определения наилучших условий исполнения контракта, а на втором этапе происходит процедура конкурса, где определяется победитель- участник, заявка которого заняла первое место по итогам оценки по критериям.

Закупка «устаревшего» товара. В сферах, где происходит быстрый прогресс в технологиях производства, возможны ситуации закупки товара не лучшего качества из-за долгой процедуры. Любой заказчик желает современный товар, услугу или работу, поскольку с усовершенствованием технологий уменьшаются издержки. Поэтому проводя процедуру закупки на рынке, который активно развивается, необходимо использовать способы закупки, где на сам процесс тратится как можно меньше времени, но, тем не менее, учтено качество.

Непреднамеренное увеличение стоимости контракта. Существует риск, что в связи с обстоятельствами, независящими от поставщика, возможно удорожание контракта. В России, в отличие от США, не используются так называемые cost-plus contract, контракты, в которых возможно увеличение их стоимости. Жесткие рамки контрактов могут привести к ухудшению качества предоставляемых товаров, работ или услуг.

Как один из вариантов смягчения данного риска возможно использования способа закупки, напоминающего cost-plus contract. В Российской практике существует решение данного вопроса ОАО «РЖД». В Положении этой организации прописано, что Комиссия с согласия победителя и при наличии лимитов финансирования и обосновывающих документов, согласованных с организатором, Департаментом безопасности ОАО «РЖД» или региональным центром безопасности, может принять решение об изменении объема поставляемого товара, оказываемых услуг, выполняемых работ в пределах 30 процентов максимальной (аукционной) цены договора.

Риск штрафов и судебных разбирательств. Персонал, ответственный за закупки, может не учесть некоторых особенностей положения, например списка товаров, работ и услуг, которые закупаются у единственного поставщика, и вместо этой процедуры организовать запрос котировок. В этом случае, возможны жалобы со стороны лиц, чьи интересы были задеты, что влечет за собой судебное разбирательство и возможно штрафы. Для смягчения подобных рисков необходимо обучить персонал проведению закупок именно по положению организации.

Использование нестандартных названий. Так, во время проведения процедуры закупки в электронной форме ФГУП «Почта России» не допустила до участия ООО «АВК-М», в связи с тем, что данная организация не предоставила в печатном виде требуемые в документации документы. Организация ООО «АВК-М» подала жалобу на ФГУП «Почта России» в УФАС по городу Москве, поскольку они посчитали, что при проведении закупки в электронной форме, весь документооборот должен быть также электронным, и в положении о закупке ФГУП «Почта России» ничего не сказано про подачу документов в печатном виде на процедуры, проводимые в электронной форме. Причем, регламент пользования системой электронных торгов SETonline, являющийся для заявителя публичным договором присоединения, устанавливает электронный документооборот между участником закупки, заказчиком и электронной площадкой. ФГУП «Почта России» при этом заявила, что закупка в электронном виде не является закупкой по смыслу и не может быть предметом рассмотрения Федеральной Антимонопольной службы, что противоречит законодательству. Поскольку по своей сущности и принципам закупка в электронной форме является торгами, которые регулируются ГК РФ, ФАС приняло решение, что документооборот должен быть электронным. В свою очередь ФГУП «Почта России» понесла издержки. Академия методологии закупок: . URL : http://www.ruszakupka.ru (дата обращения 2.06.2013)

Риск снижения эффективности закупки. Уполномоченное лицо заказчика из-за простоты процедуры может выбрать запрос котировок, в то время как критерий качества продукции является существенным. В таком случае возможен риск снижения эффективности закупки. Кроме того, возможен риск дробления закупки на лоты, что также негативно сказывается на эффективности.

Федеральный закон № 223-ФЗ предусматривает два основных способа закупок — конкурс и аукцион. При этом нет ограничения в использовании других способов закупок, предусмотренных в положении о закупке. Безусловно, для организаций, подпадающих под действие Федерального Закона № 223-ФЗ использование только конкурса и аукциона невозможно и неэффективно. Тем не менее, именно процедуры конкурса и аукциона являются оптимальными для заказчика.

В процедуре конкурса и аукциона может участвовать любой правомочный участник, что стимулирует эффективность закупки, поскольку большое количество участников в закупке положительно влияет на конкуренцию. Наличие конкуренции сказывается на улучшении качества товаров, услуг или работ, а так же на снижении цены предмета закупки. Тем не менее, не всегда конкурс и аукцион могут удовлетворить потребности заказчика.

Процедура закупки методом конкурса занимает продолжительное время (1-1.5 месяца) и достаточно ресурсов для ее осуществления. Составление конкурсной документации является обязательным условием проведения данной процедуры. В конкурсной документации прописываются требования к поставщику, требования к товару, работе или услуге, требования к опыту работы и квалификации, начальная максимальная цена договора, требования к условиям договора, критерии сопоставления и оценки заявок участников и т.д.

Грамотное составление конкурсной документации положительно влияет на эффективность закупки, но занимает определенное время и ресурсы. Причем, как для заказчика, так и для поставщика, это может иметь негативные последствия. Из-за сложности требований и большого объема документов, которые необходимо предоставить в заявке, возможно нежелание поставщиков участвовать в закупке. Или же, оценивая свои издержки, поставщик не будет оптимально снижать цену контракта.

Помимо этого, время и ресурсы тратятся на процедуры принятия заявок, вскрытия конвертов, оценки и сопоставления заявок. В любом случае, максимальная эффективность данной процедуры достигается при больших объемах закупки (определяется в зависимости от отрасли), поскольку именно в этом случае все трудозатраты на составление конкурсной документации и оценку и сопоставление заявок покрываются сэкономленными на закупке средствами. Но помимо сэкономленных средств важно также хорошее качество товара, работы или услуги, которое удается достигнуть благодаря прописанным требованиям к поставщикам и предмету закупки и критериям оценки заявок, по которым определяется победитель.

При этом если заказчик ограничен во времени, он может воспользоваться процедурой закрытого конкурса или же запросом предложений. Но заказчик или организатор торгов должны иметь в виду, что эти процедуры менее эффективны, чем открытый конкурс.

При проведении закрытого конкурса значительно сокращаются издержки на оценку и сопоставление конкурсных заявок, но из-за приглашения к участию определенного круга лиц страдает конкуренция и, соответственно, цена и качество товара, услуги или работы.

При применении способа запроса предложений, который заказчик обычно использует, если точно не может предъявить требования к товару, работе или услуге, конкуренция между поставщиками минимальна. Вероятнее всего цена закупки будет больше, чем при конкурсе, но зато заказчик получит необходимый товар, работу или услугу. Статистические данные показали, что из 35 запросов предложений, которые были размещены на официальном сайте с 01 декабря 2012 г. по 31 января 2013 г., в 40% закупок заявки на участие в запросе предложений отсутствовали, 2 заявки было подано в 6%, а 3 заявки было подано только в 9% случаях. При этом реальное снижение цены по сравнению с начальной максимальной ценой контракта произошло только в 14% закупок, а максимальное снижение составило 39% от начальной цены. Электронный ресурс: Как сохранить своих поставщиков при проведении запросов предложений по 223-ФЗ 2013г. : http://www.v1a.ru/news/63/. Для увеличения эффективности закупки запрос предложений можно использовать в качестве предварительной процедуры перед конкурсом, которая необходима для определения требований к закупаемому предмету.

Риски, с которыми сталкивается заказчик в процедуре конкурса, минимизируются благодаря грамотно прописанной конкурсной документации. Так, вероятность участия в процедуре конкурса недобросовестного поставщика сведена к минимуму, поскольку в документации о закупке прописаны все требования к участнику, которые подтверждаются наличием лицензий, сертификатов и других документов. Риск того, что цена будет неоправданно занижена, так же минимален, поскольку в конкурсе оценка заявок осуществляется по заранее прописанным критериям, в которые, помимо цены, входит качество товаров, услуг или работ, квалификация поставщика, срок предоставления гарантии, срок поставки и т.д. И не всегда в конкурсе побеждает участник, предложивший минимальную цену контракта.

Аукцион является относительно быстрой процедурой размещения заказа (от 7 дней), и наиболее прозрачной. Основное отличие от конкурса заключается в том, что в этой процедуре главным критерием выбора победителя является цена, в то время, как в конкурсе цена и качество. Тем не менее, в аукционе закупается товар высокого качество, поскольку в документации к аукциону прописываются все требования к товару, работе или услуге. По своей сути процедура аукциона довольно-таки проста.

Похожей по своей сути на аукцион является процедура запроса котировок, которая считается наиболее быстрой из всех конкурентных способов размещения заказа. Но эффективность запроса котировок оптимальна только при мелких закупках однородного товара на сложившихся рынках. Если же заказчику требуется более сложная продукция или большой объем товаров, у поставщика могут возникнуть трудности с составлением прайс-листа, поскольку не всегда у поставщика имеется большое количество готового товара, или же может возникнуть ситуация, когда менее трех поставщиков согласятся участвовать в запросе котировок сложной продукции. Еще одно преимущество аукциона в закупке больших партий товаров — это желание продавца побороться за заказ и, соответственно, существенно снизить цену на товар.

При этом риски в процедуре аукциона минимальны. Если процедура аукциона проводится в электронной форме, то происходит уменьшение риска сговора поставщиков, а также уменьшение риска участия в процедуре фирм однодневок, поскольку для участия им необходимо получить аккредитацию на площадках торгов. Остается риск необоснованно заниженной цены, который можно уменьшить, прописав в документации условие, что при снижении цены более чем на 20%, участник закупки должен обосновать причину снижения.

Источник: https://studwood.ru/846104/marketing/riski_zakazchika_provedenii_zakupki

ВИДЫ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

В этой статье мы расскажем о различных видах закупочных процедур, применяемых для определения победителей при проведении государственных и муниципальных закупок. Перечень таких процедур подробно описан в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Прошедший 2018 год принес существенные изменения в закон 44-ФЗ, в том числе и в порядок проведения закупок. Изменения продолжились и в 2019 году. В связи с этим мы приняли решение переработать данную статью с учетом изменений в законодательстве. В дальнейшем, по мере вступления в силу очередных изменений в законодательство о закупках, мы будем вносить изменения в текст статьи, поддерживая информацию в актуальном состоянии.

Итак, одним из главных нововведений в законе 44-ФЗ является перевод большинства закупочных процедур в электронную форму. Полный перечень процедур для госзакупок, перечисленных в законе 44-ФЗ, по состоянию на 22 марта 2019 года выглядит следующим образом:

1. Конкурс (открытый, с ограниченный участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный).

2. Аукцион (электронный, закрытый).

3. Запрос котировок.

4. Запрос предложений.

5. Закупка у единственного поставщика.

Конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений относятся к конкурентным процедурам. Как следует из названия, принцип определения победителей таких процедур является состязательным, участники соревнуются между собой, предлагая наиболее низкую цену или более выгодные условия. Условия и сроки проведения конкурентных процедур всегда известны заранее. Они указываются в закупочной документации.

Закупка у единственного поставщика, напротив, является неконкурентной процедурой. Порядок проведения таких закупок регламентируется законом «О контрактной системе» и постановлениями Правительства.

Кроме того, конкурентные процедуры бывают открытые и закрытые. Если информация об открытых процедурах находится в общем доступе в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), то информация о закрытых процедурах направляется заказчиком ограниченному кругу поставщиков в виде приглашения к участию закупке. В ЕИС информация о проведении закрытых закупок не публикуется.

Классификацию способов закупок по закону 44-ФЗ можно проиллюстрировать следующей схемой:

Рассмотрим более подробно возможные способы проведения закупок.

Открытый конкурс – как следует из названия, это конкурс, в котором может принять участие любой из поставщиков товаров, работ или услуг. Открытый конкурс признан основным способом размещения государственного и муниципального заказа. Открытый конкурс должен проводиться в случаях, когда нет предусмотренных законом специальных обстоятельств. Такими обстоятельствами могут быть, например, ограниченный рынок предложений, узкоспециализированная продукция, малый объем закупок, срочные или секретные закупки.
Основная особенность открытого конкурса – это применение дополнительно к ценовым критериям неценовых критериев определения победителя. При этом каждому из критериев присваивается определенная значимость, определенная закупочной документацией. Победителем открытого конкурса признается участник, набравший большее количество баллов.

Конкурс с ограниченным участием – конкурс, при проведении которого информация о закупке размещается в свободном доступе в ЕИС, но при этом к участникам закупки кроме единых требований предъявляются и дополнительные требования. Победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным единым и дополнительным требованиям.
Заказчик может осуществить закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием только в двух случаях:

1. Если требуется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг высокой технической или технологической сложности и осуществить их могут только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации.

2. Для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов архивного фонда, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов), и при этом требуется допуск подрядчиков к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек и т.п.

Двухэтапный конкурс – как следует из названия, конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе участники такого конкурса обязаны первоначальные заявки на участие, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется.

Конкурсная комиссия обсуждает поступившие предложения с участниками закупки. При этом, на обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники. По результатам первого этапа заказчик имеет право уточнить или дополнить условия закупки, а именно:

– требования к функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам объекта закупки;

— критерии оценки заявок на участие в конкурсе.

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

1) Конкурс проводится для заключения:

а) контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;

б) энергосервисного контракта;

в) контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) Для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Первый этап проводится в виде предквалификационного отбора или переговоров. На первом этапе участники закупки подают свои предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. На втором этапе подаются заявки с указанием цены с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. Победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заказчик вправе провести закупку в форме двухэтапного конкурса только при одновременном соблюдении следующих условий:

— конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

— для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

На втором этапе двухэтапного конкурса заказчик направляет всем участникам, принявшим участие в проведении его первого этапа, предложение представить окончательные заявки на участие в таком конкурсе с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок.

Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе такого конкурса. Победитель определяется по итогам рассмотрения окончательных заявок на участие в конкурсе.

Аукцион – самая простая (но не всегда самая эффективная) закупочная процедура. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену в ходе торгов с пошаговым снижением цены. Но, как известно, низкая цена далеко не всегда является гарантией качества поставляемого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг. Поэтому, если заказчик хочет при определении победителя учитывать дополнительные критерии (например, наличие материально-технической базы, опыт исполнения контрактов, квалификация персонала и т.п.), он должен проводить закупки в форме конкурса, а не аукциона.

Запрос котировок – неторговая процедура, в которой победителем признается участник, предложивший самую низкую цену. Обязательное условие – заявка участника должна быть признана соответствующей требованиям, установленным закупочной документацией.

Закон устанавливает ограничения на использование процедуры. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем сто миллионов рублей.

Запрос предложений – неторговая процедура, победителем которой признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Основное отличие запроса предложений от запроса котировок заключается в наличии дополнительных критериев оценки поступивших заявок при использовании запроса предложений, в то время как при запросе котировок стоимость контракта является основным и единственным критерием определения поставщика.

Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в случаях:

1) заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;

2) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 ст. 95 закона 44-ФЗ;

3) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии;

4) осуществления закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;

5) признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55.1 и частью 4 статьи 71 закона 44-ФЗ;

6) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.

Закупка у единственного поставщика – неконкурентная закупочная процедура, при которой заказчик приглашает к исполнению контракта только одного исполнителя, минуя конкурсные процедуры.

Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случаях, перечисленных в ст. 93 закона «О контрактной системе в сфере закупок». Таких случаев в законе указано более 50.

Закупка у единственного поставщика позволяет заказчику приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В то же время, из-за отсутствия конкуренции этот способ закупки создает широкие возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков. В большинстве случаев проведение закупки у единственного поставщика регулируются Президентом и Правительством РФ. В феврале 2019 г. Правительством дано поручение Минфину принять меры к сокращению закупок у единственного поставщика.

Необходимо помнить, что в ряде случаев при осуществлении закупки у единственного поставщика для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов закупки, а также цену и иные существенные условия контракта.

Закрытые процедуры (аукцион, конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) – проводятся аналогично открытым конкурентным процедурам, за исключением ограничений на доступ к участию.

В соответствии со ст. 84 закона «О контрактной системе в сфере закупок» закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:

1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

3) заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4) закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;

5) закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности государства, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Поговорим о том, в каком виде проводятся эти закупочные процедуры ?

В соответствии с внесенными изменениями в закон «О контрактной системе в сфере закупок» с 1 июля 2018 года заказчики получили возможность проводить все открытые конкурентные процедуры в электронном виде. Возможность проведения электронных закупок было на тот момент правом, а не обязанностью заказчика.

С 1 января 2019 года проведение аукционов, открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов возможно только в электронном виде, а запросов котировок и запросов предложений — в основном в электронном виде, за исключением отдельных случаев, специально оговоренных в законе 44-ФЗ.

Поясним, о чем идет речь. Закон «О контрактной системе в сфере закупок» предусматривает, что в ряде случаев разрешено проводить запросы котировок и запросы предложений в «бумажном виде». Это касается закрытых закупок и чрезвычайных ситуаций:

• обеспечение деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75, 111.1);

• оказание скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме (ст. 76);

• оказание гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (ст.80, 82);

• проведение закрытых закупок (ст. 84);

• поведение закупок в соответствии с решением Правительства РФ (ст. 111).

Оговоримся сразу, что норма закона об обязательном проведении конкурентных процедур в электронном виде касается закупок, объявленных после 1 января 2019 года. Закупочные процедуры, о проведении которых было объявлено еще в 2018 году, будут проводиться в соответствии с редакцией закона 44-ФЗ, действующей на момент объявления закупки. Порядок проведения при этом определяется закупочной документацией, т.е. возможны закупки как в «бумажной», так и в электронной форме. Следовательно, в течение 2019 года в ЕИС нередко еще будут встречаться процедуры, объявленные в 2018 году и проводимые в «бумажной» форме.

С 14 марта 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. N 223. Постановление в соответствии с требованиями ст. 84.1 закона 44-ФЗ утвердило «Положение об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках» и «Перечень заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг с применением закрытых электронных процедур».

Согласно Перечню, Положением при проведении в электронной форме закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса и закрытого аукциона обязаны руководствоваться:

— Министерство обороны России;

— Федеральная служба безопасности России;

— Служба внешней разведки России.

Пользоваться Положением должны также подведомственные указанным заказчикам государственные учреждения и унитарные предприятия.

Обязанность проводить закрытые электронные процедуры при осуществлении закупок в соответствии с Положением в случае, установленном п. 5 ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ, появится у заказчиков с 1 июля 2019 года.

В рамках реформы системы государственных и корпоративных закупок Правительство РФ распоряжением № 1447-р от 12 июля 2018 года утвердило перечень электронных торговых площадок для проведения закупочных процедур.

Новый перечень электронных площадок (операторов электронных площадок), отвечающих требованиям ч. 3 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и ч. 11 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» выглядит следующим образом:

1. Zakaz RF (Акционерное общество «Агентство по государственному заказу
Республики Татарстан»).

2. ЕЭТП (Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»).

3. РАД (Акционерное общество «Российский аукционный дом»).

4. ТЭК-Торг (Акционерное общество «ТЭК – Торг»).

5. Национальная электронная площадка (Акционерное общество «Электронные торговые системы»).

6. Сбербанк – АСТ (Закрытое акционерное общество «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»).

7. РТС – тендер (Общество с ограниченной ответственностью «РТС – тендер»).

8. ЭТП ГПБ (Общество с ограниченной ответственностью «Электронная
торговая площадка ГПБ»).

Согласно этому же распоряжению, торги в рамках государственного оборонного заказа будут проходить на специализированной электронной торговой площадке АСТ-ГОЗ (Общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа»).

Для участия в электронных закупочных процедурах все поставщики должны быть аккредитованы на электронных торговых площадках. Согласно новой редакции Закона 44-ФЗ (часть 48 ст. 112) с 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется только после регистрации участников закупок в ЕИС и размещения информации и документов участника в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ).

Аккредитация происходит в автоматическом режиме, сразу на всех площадках, посредством электронного взаимодействия между ЕИС и ЭП. На аккредитацию участников, зарегистрировавшихся в ЕИС, операторам ЭП отводится не более 1 рабочего дня.

Подробнее о регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках Вы можете узнать из статьи на нашем сайте «Регистрация поставщиков в ЕИС – как и когда это необходимо сделать».

банковские гарантии, кредиты на исполнение контракта

ЕДИНЫЙ АГРЕГАТОР ТОРГОВЛИ «БЕРЕЗКА»

Перечисляя виды закупочных процедур необходимо сказать несколько слов о Едином агрегаторе торговли (ЕАТ) «Березка». Агрегатор создан в соответствии с Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 824-р. и предназначен для проведения закупок на малые суммы у единственного поставщика. По своему функционалу ЕАТ «Березка» представляет собой интернет-магазин, размещенный на интернет-сайте по адресу — https://agregatoreat.ru/.

С 1 марта 2019 года закупки товаров, работ, услуг федеральными заказчиками у единственного поставщика, проводимые в соответствии с п. 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе», осуществляются с использованием единого агрегатора.

Уточним о каких закупках идет речь:

— закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений;

— закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;

— закупки лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую двести тысяч рублей».

Обязанность использования ЕАТ для проведения малых закупок не распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственному управлению в области обеспечения безопасности, а также на организации, проводящие закупки для обеспечения деятельности Президента и Правительства Российской Федерации.

Подробнее о работе агрегатора Вы можете прочитать в статье на нашем сайте «Единый агрегатор торговли «Березка» — как это работает».

Как видите, способов проведения закупок по закону «О контрактной системе» не так уж и много. Но Правительство не собирается на этом останавливаться. Минфину и Федеральному казначейству поручено заняться упрощением закупочных процедур и сокращением их числа. В процесс реформирования закупок включилось и Федеральная антимонопольная служба. В настоящее время уже подготовлены предложения ведомств, предусматривающие отказ от избыточно сложных процедур – таких, как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений и, возможно, запрос котировок. Упростить собираются и закупочное законодательство в целом.

Это означает, что спокойной жизни у заказчиков и поставщиков в ближайшее время не ожидается. Перемены продолжаются. Станет ли лучше работать система закупок — это никому не ведомо. Но скучно точно не будет !

О способах закупок по федеральному закону 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» мы расскажем в одной из следующих статей.
Удачных Вам закупок!

Источник: https://kb52.ru/articles/104-kakie-byvayut-zakupochnye-protsedury