Психологическое тестирование

Понятия психологический тест и психологическое тестирование

Тест — это modus operandi психодиагностики с момента ее зарождения и по настоящее время. Тест — это инструмент, с которым непосредственно работает психолог, решающий диагностическую задачу. Сказанное, разумеется, не исключает существования в этой области психологии внетестовой диагностики (оценки), о которой речь шла ранее. В этом разделе необходимо остановиться на понятии теста, его разновидностях, а также на проблемах, возникающих в связи с компьютеризацией тестирования.

Под тестом (англ. test — проба, испытание, проверка) понимается ансамбль стандартизированных, стимулирующих определенную форму активности, часто ограниченных по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной {и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.

Термин «тест», получивший чрезвычайно широкое распространение в различных областях знания в смысле испытания, проверки, имеет давнюю историю. По Р. Пэнто и М. Гравитц, слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов..

В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные, по направленности — на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — на тесты скорости и тесты результативности. Так же тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники. Предложенная нами классификация опирается на реализуемый в тестах диагностический подход. Измайлов И.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии: Общая психометрика. *— М., 1983

Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств или недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс сведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространенные представления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощенно как предложение задания (заданий) и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.

Источник: https://studbooks.net/1604583/psihologiya/ponyatiya_psihologicheskiy_test_psihologicheskoe_testirovanie

>
10 серьёзных психологических тестов, которые можно пройти в интернете

10 проверенных тестов по психологии, которые можно пройти онлайн

  • Тест СМИЛ — Тест, определяющий разные стороны вашей личности: начиная от склонности к шизофрении, заканчивая тягой ко лжи. По этому тесту можно буквально вас прочитать, именно поэтому к нему зачастую прибегают при приеме на работу.
  • Опросник невротизации — Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний и их проявлений. Поверьте, благодаря этому тесту вы можете найти то, что вас беспокоит.
  • Тест Люшера — Всем известный цветовой тест расскажет о вашем эмоциональном состоянии, степени тревожности и скрытых внутренних проблемах. Примечательно, что на разных этапах жизни люди выбирают разные цвета.
  • Многофакторный личностный опросник Кеттела — Делает глубокий анализ вашей личности. Тест настолько точен, что даже был использован даже при приеме в некоторые подразделения военных сил США.
  • Шкала депрессии Аарона Бека — Название говорит само за себя.
  • Тест Сонди — Выявляет предрасположенность к определенным психическим заболеваниям, которая, к слову, есть у каждого человека, и на ее основе дает рекомендации по личностной самореализации. В тесте нужно выбирать портреты, некоторые из которых давят на психику людей. Проверьте свою.
  • Тест Роршаха — Тест для исследования личности по чернильным пятнам. Известен также под названием «пятна Роршаха». Ваши ассоциации смогут многое о вас рассказать.
  • Тест Мюнстерберга — Эту методику иногда используют при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности, концентрации и высокой помехоустойчивости. В заданиях вам нужно найти слова в сплошных строчках. Кажется, что это легко, а справится могут далеко не все.
  • Тест фрустрации Розенцвейга — Тест предназначен для исследования вашей реакций на неудачу и способов выхода из сложных ситуаций. В заданиях представлены картинки с различными жизненными ситуациями, из которых вам нужно найти выход.
  • Я-структурный тест Аммона — Тест выявляет основные личностные функции: агрессия, тревога, страх, ваши отграничения, нарциссизм и сексуальность. Узнайте, что управляет вами.

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/10-proverennyh-testov-po-psihologii-kotorye-mozhno-projti-onlajn-1181610/

Психологический тест

Психологический тест — стандартизированная методика, направленная на измерение индивидуальных свойств и качеств респондента (психофизиологических и личностных характеристик, способностей, знаний и навыков, состояний).

Методика оценки может называться тестом при одновременном наличии у нее следующих признаков:

  • стандартизированный набор вопросов или заданий иного типа;
  • одна или несколько измерительных шкал, позволяющих выразить результаты количественно;
  • связь каждого ответа на каждое задание с одной или несколькими измерительными шкалами (наличие «ключей к тесту»)
  • стандартизированная процедура проведения, включающая однозначную (стандартную) инструкцию для тестируемого, правила использования вспомогательной информации, правила завершения или приостановки тестирования и т.п.;
  • возможность автоматической (без участия человека) обработки результатов, то есть формализованная процедура подсчета баллов по шкалам с помощью весовых коэффициентов (ключей);
  • тестовые нормы — фиксированные границы перевода тестовых баллов в оценочные категории;
  • формализованная модель интерпретации результатов и/или рекомендации по принятию тех или иных решений, связанные с определенными интервалами значений на шкале (шкалах) и сочетаниями значений шкал (при наличии двух шкал и более);
  • направленность на индивидуальную количественную оценку какой-либо характеристики одного человека (а не группы, коллектива и т.п.).

Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал.

Пример: психологические тесты

Понятие «психологическое тестирование»

С появлением первых тестов наиболее употребляемым термином, с помощью которого обозначается измерение индивидуально-психологических особенностей, стал термин «психологическое тестирование». Первоначально термин «психологическое тестирование» использовался широко, включая в себя любое измерение в психологической науке. По мере развития тестов, сфера психологического тестирования сузилась до измерения личностных и когнитивных особенностей. Термин «психодиагностика» впервые озвучил в 1921 году Г. Роршах, назвав так процесс обследования с помощью созданного им «теста чернильных пятен», названного позже тестом Роршаха. Далее термин «психодиагностика» использовался как синоним термина «психологическое тестирование», постепенно заменяя его употребление. Появление понятия «психодиагностика» связано со становлением проективного подхода, открывающего целостную картину личности, и кризисом психометрических тестов, «раскладывающих» личность испытуемого на отдельные функции. В этот период начинают использоваться достаточно обширные теории проективного подхода, разрабатываемые психоаналитическими авторами. Длительное время понятие «психодиагностика» отождествляется с проективными тестами, и используется в работах немецких и швейцарских психологов.
В научной литературе США продолжает развиваться понятие «психологическое тестирование» вплоть до 1970-х годов, и обозначает все то, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов. За этот период публикуется большое количество исследований по истории психологического тестирования, постепенно термин «психодиагностика» вытесняется из употребления.

Вышеописанные обстоятельства свидетельствуют о любопытном феномене, связанном с развитием области исследований по измерению индивидуально-психологических различий и отсутствием должного названия этой области, так как термин «психологическое тестирование» пригодный скорее для обозначения процесса применения тестов, но не области науки.

В 70-х годах 20 столетия в области индивидуальных различий на территории стран Западной Европы и США вместо термина «психологическое тестирование» все чаще применяется понятие — психологическая оценка (psychological assessment).

На территории России благодаря усилиям Б. Г. Ананьева, возглавляющего в 1960-х годах Ленинградскую психологическую школу, описанное направление исследований получило название «психологическая диагностика».

В первом советском учебном пособии по психодиагностике (под редакцией А. А. Бодалева и В. В. Столина в 1987 году) описанная отрасль психологических знаний — «это наука и практика постановки психологического диагноза».

Характеристики психологических тестов

  • Стандартность — тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социокультурного характера. В соответствии с нормами формируются диапазоны значений, говорящие нам о силе выраженности исследуемого признака.
  • Надёжность — свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводиться к минимуму самой методикой, что и определяет её надежность.
  • Валидность — соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность. В случае с внешней это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект. Но все может быть проще, если аналогичные «проверенные» методики уже существуют, тогда возможно обойтись корреляцией с уже известным методом. В случае если вам повезло быть новатором, внутренняя валидность находится путём долгой экспериментальной и интеллектуальной работы и в каком-то роде остается на совести «создателя».

Профтестирование

Тестирование в работе с персоналом используется как один из методов отбора и развития сотрудников. Различаются две категории тестов:

  • Тесты, созданные для оценки эффективности исполнения работы, профессиональных знаний и умений;
  • Тесты, созданные для оценки черт характера и свойств (специальных способностей), которые способствуют эффективному исполнению работы.

Трудовой кодекс не предусматривает (но и не запрещает) проведения психологического тестирования ни при приеме на работу, ни с работниками, с которыми трудовой договор уже заключен. В работе правоохранительных органов психофизиологическое исследование является гласным оперативно-розыскным мероприятием. В начале 90-х годов тестирование применялось в отношении кандидатов на определенные посты в правительстве государства, позднее оно было отменено и в настоящее время такое тестирование не применяется. Незаконное «тестирование» может повлечь неблагоприятные последствия для предприятия и для его руководителя. С этой целью в коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о приеме на работу и т. д. указывается на возможность прохождения работниками различного рода тестирований и исследований (как и аттестаций). При приеме на работу каждый ознакамливается с данными документами.

В частности, для приема на работу в правоохранительные органы обязательным является прохождение СМИЛ-теста (MMPI) и теста Люшера.

Виды тестов

  • Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и проф. тестами.
  • Вербальный тест (Verbal test) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
  • Стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.
  • Тесты личности (психология) (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на :
    • проективные тесты;
    • личностные опросники;
    • тесты деятельности (ситуационные тесты).
  • Тест достижений (Achievement test) — стандартизированный тест, используются также в целях профессионального отбора:
    • конструируемый на учебном материале;
    • предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.
  • Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.
  • Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.
  • Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта:
    • адресуются к словесно-логическому мышлению; или
    • направлены и на оценку развития наглядно-образного и наглядно-действенного мышления;
    • позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.

Компьютерная психодиагностика

Большая часть современных психодиагностических методик компьютеризирована.

Тесты призваны показать узнать состояние человека путём исследования множественных факторов, влияющих на человека из окружающего мира.

Примеры психодиагностических тестов, реализуемых некоторыми современными компьютерными программами.

  1. Оценка когнитивных способностей:
    • Elements.
  2. Комплексная оценка личностных черт:
    • Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела;
    • Опросник Dimensions;
    • Опросник CPI;
    • Тест MMPI (СМИЛ).
  3. Оценка личностных черт и психических состояний:
    • Методика диагностики направленности личности Б. Басса;
    • Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку);
    • Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) EPQ;
    • Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера;
    • Опросник Спилбергера по оценке личностной тревожности;
    • Опросник Спилбергера по оценке ситуационой тревожности;
    • Шкала депрессии Бека.
  4. Оценка мотивации:
    • Мотивационно-ценностный опросник Drives;
    • Женская форма. Опросник мотивации достижения Мехрабиана;
    • Мужская форма. Опросник мотивации достижения Мехрабиана;
    • Опросник мотивации аффилиации Мехрабиана;
    • Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
    • Методика трудовой мотивации И. Кокуриной.
  5. Профориентация и профконсультация:
    • Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова.
    • Тест Холланда;
    • Методика «Карта интересов» Голомштока.
  6. Социально-психологическая оценка личности в коллективе:
    • Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
    • Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (идеальное Я);
    • Метод исследования социально-психологического климата коллектива Парыгина Б. Д.;
    • Модульный социотест Анцупова-Ковалева;
    • Методика изучения социально-психологического климата трудового коллектива Михалюка О. С./Шалыто А. Ю.;
    • Методика определения стиля руководства Журавлев-Рубахин;
    • Роли в команде. Вопросник Белбина.

К числу преимуществ КП можно отнести: универсальность оборудования, возможность генерации заданий, настройку условий эксперимента, автоматизацию и стандартизацию тестирования, использование анимации, возможность фиксации дополнительных параметров, оперативную обработка данных и расширенные возможности представления результатов. А к основным недостаткам — зависимость результатов тестирования от оборудования и необходимость умения работы с компьютером. Современные исследования в области искусственного интеллекта и опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, открывают новые возможности в области психодиагностики. В частности, М. Г. Доррер с соавторами показали, что при помощи аппарата нейронных сетей возможно удовлетворение потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели.

Excel на службе у психолога v.10.02.14 (автоматическая обработка тестов)

Версия: 10.02.14
Год выпуска: 2010
Сборник составил: Песков Н.И.
Системные требования: минимальные системные требования — процессор с частотой 233 МГц, 64 МБ RAM, 150 МБ свободного дискового пространства, совместимость с Microsoft Windows 98, 2000, ХР, Виста.

Описание:
Программа автоматической обработки профессиональных психологических тестов в Excel. В программу включено более 60 профессиональных психодиагностических методик. Предназначена для практических психологов. Выбор Excel обусловлен ее доступностью — она по умолчанию входит в стандартный пакет Microsoft Office, а также обладает широким спектром возможностей для работы с массивами данных.
Для справки: Microsoft Excel (также иногда называется Microsoft Office Excel) — популярная многофункциональная программа, которая обеспечивает анализ информации для поддержки принятия решений. Она предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и язык макро-программирования VBA (Visual Basic для приложений). Microsoft Excel входит в состав Microsoft Office и на сегодняшний день является одним из наиболее популярных приложений в мире.Содержание
Методика MMPI (минимульт) (Excel)
Тест Басса и Томаса (диагностика конфликтности) (Excel)
Методика Басса-Дарки (диагностика агресивности) (Excel)
Тест Кеттелла (форма С) (Excel)
Методика Лири (Excel)
Комплекс методик Лири-Шмишек-Штур (Excel)
Методика личностного дифференциала (Excel)
Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись» (Excel)
Тест Роджерса (ценностные ориентации) (Excel)
Тест СЖО (смысло-жизненные ориентации) (Excel)
Социометрия (Excel)
Тест-опросник самоотношения Столина (Excel)
Методика Фанталовой, направленная на определение уровня соотношения «ценности» и «доступности» в реальных жизненных сферах (Excel)
Тест Томаса (Excel)
Шкала тревоги Спилбергера (Excel)
Диагностика акцентуации Шмишека (Excel)
Комплекс тестов: диагностика акцентуаций Шмишека и Экспертная оценка стиля организаторской деятельности (модифицированный вариант А Н Лутошкина символической оценки стиля или почерка организаторской деятельности) (Excel)
Методика Карьерные якоря Э.Шейна (Excel)
Диагностика состояния агрессии Басса-Дарки (Excel)
Диагностика мотивации в работе по Херцбергу (Excel)
ИТО-Индивидуальный типологический опросник Л.Н. Собчик (Excel)
Корректурная проба Бурдона (Excel)
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко (Excel)
Модифицированная форма B опросника FPI (Excel)
Морфологический тест жизненных ценностей (Excel)
Обработка социометрических исследований (Excel)
Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре (Excel)
Опросник для оценки проявлений профессиональной дезадаптации (Excel)

Опросник личностных ориентации Э. Шострома (Excel)
Опросник диагностики межличностных отношений (Excel)
Опросник диагностики невротических расстройств (ОНР — BVNK) (Excel)
Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин) (Excel)
Самоактуализационный тест (САТ) (Excel)
Теппинг-тест (Excel)
Тест Басса-Дарки_Диагностика профессиональной мотивации (Excel)
Тест Кеттелла (105) (Excel)
Тест Кеттелла (187) (Excel)
Определение типа личности и вероятностных расстройств данного типа (Дж. Олдхэм, Л. Морис) (Excel)
Тест Пирамида потребностей личности по Маслоу (Excel)
Тест Смекала-Кучера (диагностика направленности личности) (Excel)
Многоуровневый личностный опросник Адаптивность (МЛО) (Excel)
Диагностика интеллекта (Excel)
Построение графика по тесту MMPI (566) (Excel)
Тест диагностики Акцентуации 13f чертова дюжина (Excel)
Тест психологических защит Гребенникова (Excel)
Тест Формула темперамента (Excel)
Тест измерения креативности по Вильямсу (Excel)
Автоматизация создания и обработки учебных тестов в MS Excel (Excel)
Методика косвенного измерения системы самооценок (Excel)
Методика ГИТ (7 субтестов) (10 – 12 лет) для определения уровня умственного развития для младших подростков (Excel)
Методика диагностики уровня развития социального интеллекта (Excel)
Тест межличностный отношений (Лири) (Excel)
и т.д.

Источник: https://www.twirpx.com/file/939045/

Обработка результатов психологических тестов (ЛИСП-реализация) (стр. 1 из 2)

Введение

1. Постановка задачи

2. Математические и алгоритмические основы решения задачи

3. Функциональные модели и блок-схемы решения задачи

4. Программная реализация решения задачи

5. Пример выполнения программы

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Единство законов обработки информации в системах различной природы (физических, экономических, биологических и т.п.) является фундаментальной основой теории информационных процессов, определяющей ее общезначимость и специфичность. Объектом изучения этой теории является информация — понятие во многом абстрактное, существующее «само по себе» вне связи с конкретной областью знания, в которой она используется.

Информационные ресурсы в современном обществе играют не меньшую, а нередко и большую роль, чем ресурсы материальные. Знания, кому, когда и где продать товар, может цениться не меньше, чем собственно сам товар. В связи с этим большая роль отводиться и способам обработки информации. Появляются всё более и более совершенные компьютеры, новые, удобные программы, современные способы хранения, передачи и защиты информации.

С позиций рынка информация давно уже стала товаром и это обстоятельство требует интенсивного развития практики, промышленности и теории компьютеризации общества. Компьютер как информационная среда не только позволил совершить качественный скачек в организации промышленности, науки и рынка, но он определил новые самоценные области производства: вычислительная техника, телекоммуникации, программные продукты.

Тенденции компьютеризации общества связаны с появлением новых профессий, связанных с вычислительной техникой, и различных категорий пользователей ЭВМ. Если в 60-70е годы в этой сфере доминировали специалисты по вычислительной технике (инженеры – электроники и программисты), создающие новые средства вычислительной техники и новые пакеты прикладных программ, то сегодня интенсивно расширяется категория пользователей ЭВМ — представителей самых разных областей знаний, не являющихся специалистами по компьютерам в узком смысле, но умеющих использовать их для решения своих специфических задач.

Пользователь ЭВМ должен знать общие принципы организации информационных процессов в компьютерной среде, уметь выбрать нужные ему информационные системы и технические средства и быстро освоить их применительно к своей предметной области.

Важным звеном процесса психологического анализа является тестирование и обработка результатов. Но для того чтобы обработать результаты, необходимо их получить, протестировав группу испытуемых, это можно сделать при помощи бланкового тестирования, что ведет за собой довольно трудоемкий процесс сбора и анализа данных. В последнее время все большее внимание заслуживает тестирование на персональных компьютерах.

Целью данной курсовой работы является реализация обработки результатов психологических тестов.

1. Постановка задачи

Тест (англ. test— проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.

Термин «тест» впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)

Французский психолог А. Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.

Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов.

Американский психолог К. Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизации тестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистические методы Спирмена— применение факторного анализа— сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестирования.

Значительное распространение тестирование получило в психотехнике для профессионального отбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны 1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отбора для нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение в психотехнике имеет метод тестов.

Наибольшее развитие тестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировой войны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20 миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-м годам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов для школ.

С конца прошлого века эксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов (суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалось убеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическим процессам.

Для чего нужны психологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.

Составление тестов строится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов в черновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых и исправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественных соображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретации результатов.

Качество тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др.

Валидность теста— это его психометрическая характеристика, действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен и указывает на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству.

Количественно валидность теста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью, с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующей деятельности. Совокупность характеристик валидности теста, полученных экспериментально-статистическим способом— валидность эмпирическая.

Практическое использование тестирования связано главным образом с диагностированием личностных характеристик человека, выражаемых через количественные показатели.

Требуется разработать программу по обработке результатов психологического тестирования.

Входные данные:

1) наименование теста;

2) количество вопросов;

3) количество тестируемых людей;

4) ответы тестируемых людей;

5) методика тестирования.

Выходные данные:

1) наименование теста;

2) номер тестируемого человека и набранное им количество балов;

3) интерпретация результатов в соответствии с методикой тестирования.

Пример .

Тест: «Любите ли вы доминировать?».

Количество вопросов: 7.

Количество тестируемых людей: 2.

Методика тестирования: за каждый ответ «ДА» (1) присваивается 10 баллов, ответ «НЕТ» (0) – 0 баллов, ответ «НЕ ЗНАЮ» (-1) – 5 баллов.

Вопрос 1: Уже с детства подчиняться другим для меня было проблемой

Ответы: 1 0.

Вопрос 2: Я считаю, что прогресс в науке и культуре обеспечивают люди с развитой потребностью доминировать над другими.

Ответы: 1 -1.

Вопрос 3: Я считаю, что настоящий мужчина, это тот, кто может подчинить себе женщину.

Ответы: 1 0.

Вопрос 4: По правде сказать, в глубине души я не переношу когда близкий человек оказывает мне нежность, покровительство и абсолютную снисходительность.

Ответы: 1 0.

Вопрос 5: Меня вполне убеждает утверждение, что истинной природой женщины есть покорность.

Ответы: -1 -1.

Вопрос 6: Не все знают об этом, но в действительности это мое ежедневное превосходство над другими возникает из-за опасения за них и необходимости.

Ответы: 1 0.

Вопрос 7: Большинство зла вокруг нас возникает, по моему мнению, из-за малого количества руководителей с сильной рукой.

Ответы: 0 0.

Результаты тестирования .

Подсчитываем для каждого тестируемого человека количество ответов «ДА», «НЕТ» и «НЕ ЗНАЮ», и в соответствии с методикой тестирования выводим результат.

1 человек: количество набранных баллов = 55.

Результат: Из ваших ответов вырисовывается образ великого диктатора, который руководствуется всецело своими собственными заповедями. Вы полагаете, что знаете как есть и как должно быть.

2 человек: количество набранных баллов = 10.

Результат: Ваши ответы рисуют все предметы бесхребетности. Вы в состоянии поглотить, даже если в этом нет необходимости в состоянии отдать всего себя, даже если никто этого не требует. Часто, чувствуя бессилие, вы излучаете силу, часто чувствуя безвыходность вы находите в этом смысл, и поводы, которые дают вам надежду на лучшую жизнь по вашим мерам

2. Математические и алгоритмические основы решения задачи

Составим математическую модель для решения данной задачи.

Источник: http://MirZnanii.com/a/113696/obrabotka-rezultatov-psikhologicheskikh-testov-lisp-realizatsiya