Прописка в хату

Приветствие при входе в хату

В колонии, как и в обычной жизни, принято здороваться при входе в чьё-то жилище. Поэтому, стоя перед дверью в хату, не стоит заготавливать ни длинных речей, ни жестов для приветствия её обитателей.

Будет правильней оставаться самим собой. Нужно взять себя в руки и, несмотря на жуткий стресс, сохранить разум и чувство собственного достоинства.

В большинстве случаев никто из будущих соседей по шконкам ни за что, ни про что не собирается первохода подвергать унижениям. В хате находятся незнакомые для новичка люди, поэтому поприветствовать их следует по-простому, без лишних слов и телодвижений, соблюдая при этом определённые правила.

Правильные варианты приветствия

При входе в хату правильно будет просто сказать «Здравствуйте» – ни «здрасьте», ни «привет всем», ни тем более «добрый вечер/день» (об этом мы расскажем в пункте «неправильные приветствия»). Именно «здравствуйте». Самое нейтральное, что можно придумать.

Есть более «продвинутые» варианты:

  • «Мир вашему дому!». Возможно, это приветствие не совсем подходит первоходу, но и большого возмущения со стороны заключённых не вызовет. Так обычно здороваются уже не новички в таких местах.
  • «Привет честной братве!». Ударение в слове «честной» при этом обязательно нужно сделать на последнем слоге. В этом случае «братва» означает всё достойное население хаты.
  • «Салам общий для людей!». Распространённое в последнее время приветствие. Низшую масть («чушек», «петухов») за людей на зоне не считают, поэтому выходит, что вновь прибывший с ними не здоровается.
  • «Доброго здравия людям!». Вполне нейтральный вариант, не вызывающий вопросов.

Лучше, конечно, узнать о действующих приветствиях ещё до того как входить в камеру или барак, если это каким-то образом у вас получится. Причём не только о «правильных», но также и о недопустимых. Ведь временем всё меняется как в жизни обычной, так и в лагерной.

Как не следует приветствовать сокамерников?

Не следует говорить, обращаясь к будущим соседям по камере, такие варианты приветственных слов, которые могут спровоцировать дополнительные вопросы или окажутся неприемлемыми для отдельных обитателей хаты. Некоторые из них лучше выбросить из своего лексикона.

Например, следующие приветствия говорить нежелательно:

  • «Здорово, братва!». В хате могут находиться самые разные социальные слои в соответствии с неписаными тюремными законами, в том числе опущенные и шестёрки, которые никак не могут быть причислены к понятию «братва».Таким приветствием, равно как и «Здорово, пацаны!», допускается ошибка, заключающаяся в выравнивании всех в хате, что на зоне считается косяком со стороны вновь прибывшего. А «братвой» называют себя на зоне блатные – высшая каста.
  • «Здорово, мужики!». В общем-то, нормальное приветствие, но применимо только в случаях, если человек обращается именно к группе этой прослойки лагерного общества, которая является второй по значению кастой после блатных. В хате могут присутствовать и представители более высокой касты, а они могут обидеться, что их игнорируют. Снова может обозначиться косяк.
  • «Добрый день, люди!». Это с виду безобидное обращение может спровоцировать вполне обоснованный вопрос от какого-нибудь зека с плохим настроением, касающийся слова «добрый» – например, с какого перепуга в неволе этот день или вечер вдруг становится добрым. Новичка это собьёт с толку и он может наговорить кучу лишних слов, смысл которых покажется кому-то недостойным для правильного разговора.

Но если судить по откровениям бывалых в таких местах, то на каждой зоне принимают по-своему. Иногда достаточно просто сказать: «Здравствуйте!» – и вопросов никаких не возникает. Кроме того, и ко всему прочему, о чём многие наслышаны, на современных зонах относятся не так, как было в советское время.

Иные, отбывавшие недавно наказание, делятся воспоминаниями о своем первом дне в хате и говорят, что при входе на них даже внимания практически никто не обратил. Кое-кто кивнул на приветствие, показал свободную шконку и занялся своим делом. Пришлось самим расспрашивать, какие порядки в хате, на зоне, кто смотрящий.

Что такое «Вечер в хату»?

Выражение из воровского жаргона «Вечер в хату!» – не что иное, как пожелание арестантов друг другу приятно провести период времени на зоне, который начинается примерно с 20 часов вечера и может продолжаться до самого утра (как масть пойдёт).

Это обусловлено тем, что в это время суток снижается контроль администрации и надзирателей колонии над заключенными, по сути, в своих хатах они остаются предоставленными самим себе. Именно тогда начинаются всякие развлечения и деловые отношения как между сокамерниками, так и между соседними хатами. Например:

  • азартные и безобидные игры: самодельные нарды и карты, шахматы и шашки, игры с костями и другое;
  • распитие чифира с философскими и деловыми беседами;
  • самодельное творчество и самообразование: рисование, чтение книг и журналов, изготовление различных поделок;
  • налаживание «связи» с населением других камер или бараков, передача и получение необходимой информации и обменом ценностями (продукты, сигареты, чай);
  • некоторые улаживания отношений и других текущих вопросов.

На приветствие следует отвечать. Ответ может быть разным. Одними из них являются:

  • «Чифирок в сладость!» – самый распространённый ответ на пожелание «Вечер в хату»;
  • «Матушку-удачу, сто тузов по сдаче!» – нередкий вариант продолжения пожелания, если, конечно, отвечающий на него знает о намерении арестанта поиграть в картишки.

Отдельно следует отметить такое — полное — приветствие воров: «АУЕ! Вечер в хату – жизнь ворам!». Аббревиатура «АУЕ» перед пожеланием означает выражение «Арестантский Уклад Един», то есть некий смысл единения воровского сообщества.

Кроме того, аббревиатура служит одновременно возгласом радости в приветствии одного вора другим. «Жизнь ворам», скорее всего, означает уважение заключенных бродяг друг к другу и равнодушие к закону.

Но опять же, если вы читаете эту статью и скоро, к сожалению, по этапу двинете в сторону колонии, значит вы с воровскими укладами не знакомы и лучше не выпендриваться, не применять никаких «вечер в хату» и «АУЕ» (ставший таким популярным в молодежных кругах в 2018 году).

Как здороваться с другими арестантами?

Прибыв на зону или тюрьму (именно так говорят заключённые – «на зоне», «на тюрьме») и правильно поздоровавшись при входе в хату, как описывалось выше, первоходу на этом следует и остановиться. Никаких рукопожатий от кого-либо ожидать не нужно – с незнакомцами так здороваться здесь не принято.

Более того, их нельзя ни от кого принимать, а также протягивать руку самому. Даже в том случае, если в хате оказался знакомый по воле человек (сосед, одноклассник, сослуживец, бывший коллега и так далее). Причин, почему этого нельзя делать, существует несколько.

  1. Неизвестно, к какой лагерной масти относится тот или иной зек. Даже знакомый заключённый, который на воле обладал бойким характером и считался лидером, здесь может оказаться в рядах низшего сословия, с представителями которого здороваться никак нельзя, а тем более за руку.Такая ошибка может уже с порога привести «незнайку» прямо на место под шконку – именно там спят так называемые петухи, гребешки, маргаритки. Здесь поздороваться за руку с опущенными или обиженными – самыми низшими кастами – означает «законтачиться» и потерять к себе уважение.
  2. Представители касты работяг (мужиков) не станут здороваться за руку с вновь прибывшим, так как ещё не знают, кто он на самом деле. Возможно, он на воле совершил преступление, за которое по лагерным законам обращают в петушиный ряд, или вёл неправильную жизнь, не одобряемую тюремным сообществом.
  3. Блатные вообще считают ниже своего достоинства здороваться с кем-либо за руку. В их среде это делается редко, причём не только в тюрьме, но и на воле.Скорей всего, это происходит оттого, что они чаще других находятся «в местах не столь отдалённых», где любая ошибка может стать роковой для воровской карьеры, а потому по мере возможности избавляются от иных фраерских привычек, что могут невзначай её прервать. А всем, кто забудет об этом, может сильно не поздоровиться. Особенно из каст, стоящих ниже воровской.

После того как социальное положение новичка определится, здороваться с другими заключёнными ему нужно обязательно. На зоне приветствуются уважение, доброжелательность и приветливость. Но делать это нужно без излишней угодливости, слащавости и интеллигентности.

Кроме того, нужно придерживаться следующих правил:

  • с незнакомыми зеками здороваться только словесным приветствием, без рукопожатия;
  • лучше вообще никак не здороваться с «козлами», то есть с теми, кто заподозрен в стукачестве администрации на своих же сокамерников, особенно – через рукопожатие, так как есть риск стать таким же в глазах заключённых, хотя на самом деле таковым отнюдь не являться;
  • в своей социальной среде здороваться можно любым способом;
  • мужику никогда нельзя приветствовать опущенных и обиженных рукопожатием.

Что происходит дальше?

После общего приветствия для первохода может последовать самое разное развитие событий. Многое ещё зависит от того, в какую хату попадает первоход – в нормальную (правильную) или к гопникам (быдлу).

В первой из них в основном живут по понятиям, основной костяк сидельцев в них – мужики, над которыми имеется так называемый смотрящий из блатных. Во второй кучкуется группировка отморозков и беспредельщиков, не имеющих реальной силы на зоне, но представляющих реальную угрозу для новичков.

Быдлу не свойственно что-либо человеческое – ни переживания, ни сочувствие, так как они в первую очередь думают лишь о себе, унизить и поиздеваться над беззащитным новичком они редко упустят. С гопниками нужно особенно быть осторожными.

В правильных хатах вряд ли будут устраивать испытания, которые называют пропиской. А вот гопники могут её устроить. Но от неё в любом случае отказываться нельзя. Но в быдло-хате могут испытания начать сразу после того, как новичок першагнёт порог камеры.

Но всё по порядку: сначала о том, что должно последовать после приветственных слов. После приветствия, если никакой реакции со стороны арестантов не следует, вошедшему новичку нужно громко сказать статью, по которой он был осужден.

Здесь лукавить не стоит, так как обитатели хаты уже, скорее всего, информированы об этом. Поэтому статью следует назвать полностью до части и даже пункта, если таковой имеется. Кроме того, указать срок, который получил.

Какие вопросы могут задать первоходу в хате, и как на них отвечать?

После того как новичок поздоровался, в любой хате могут последовать вопросы, на каждый из которых нужно обязательно честно и чётко отвечать, не скрывая истинное положение вещей. Нужно уяснить себе тот момент, что всё тайное на зоне скоро станет явным. И если соврать, то можно потом об этом запоздало пожалеть.

Итак, распространённые вопросы первоходу.

  1. «За что осуждён?» или «За что попал?». Как уже говорилось выше, на этот вопрос правильный ответ – истинная статья, согласно которой новичок прибыл в колонию.
  2. Могут спросить о сроке, получивший по суду. Коротко ответить.
  3. «Ты кто?». Вопрос означает, кем вновь прибывший себя считает, учитывая. конечно, статью и свою «чистоту». Ответ должен быть правдивый. Если новичок нигде себя не замарал, а статья вполне приличная (без изнасилований и растления малолетних или других преступлений, не особенно почитаемых в тюрьме), то можно ответить «мужик». Вор, не впервые оказавшийся за решёткой, обычно отвечает «бродяга», а опущенный – «опущенный человек».
  4. «Какое погоняло?». Нужно сказать кличку, а если её не было отродясь, то придумать что-либо подходящее. Иначе кликуху дадут сами зэки, но она не всегда может понравиться. Об этом тоже лучше подумать заранее.

После этих вопросов (если новичок не опущенный) обычно подводят к смотрящему и он определяет шконку и полку. куда можно поставить свои вещи. Могут пригласить к столу попить чай. За чаем, скорей всего, будут подробней расспрашивать и о жизни на воле, и об осуждении, чтобы окончательно для себя понять, что за человек перед ними.

Тест с полотенцем – встречают так сейчас новичков или нет?

Мало уже осталось зон, где вновь прибывшему бросают на входе полотенце под ноги, чтобы узнать, как он поступит. Это своего рода испытание, выясняющее, знаком ли человек с зоновскими неписаными традициями, законами и правилами.

Эта традиция существовала в советское время, но в настоящее время осталась только лишь в колониях для малолеток и на некоторых общережимных зонах, и то только в быдло-хатах. Но если такое случилось, то не нужно тушеваться. Сделать правильно в такой ситуации надо так: встать на полотенце, вытереть ноги и пройти дальше.

Существует ли сейчас обычай прописки?

Прописка существовала когда-то, но сейчас осталась у малолеток, в хатах с уголовниками или гопниками на зоне общего режима. Представляет собой испытание новичка на «вшивость» и сообразительность. Задаются непростые вопросы или задачки, на которые нужно отвечать или решать.

Часто вопросы имеют два варианта ответа, а задачи – один или два. И все варианты, если их выбрать, являются проигрышными для испытуемого. дело в том, что нужно найти такой ответ или решение, кроме предлагаемых, чтобы быть в выигрыше.

Например, если спрашивают, подавая домино «пять-шесть», что он выбирает – пять или шесть, то нужно ответить – чёрточку между ними. Если подумать головой, всегда можно найти, что ответить. А «пятёрка» символизирует опущенного, а «шестёрка» – болтуна и клеветника.

Если в первый раз первоход не выдержит испытание, то ему дают возможность исправить ситуацию в следующий раз. Но если и во второй раз он не пройдёт, то ему дают выбор: присоединиться к опущенным или к чухоням. Можно избежать такого выбора выкупом или отработкой.