Проблема преступление и наказание

В каком классе проходят роман «Преступление и наказание» Достоевский?

«Преступление и наказание» — роман Федора Михайловича Достоевского, изучаемый в 10 классе общеобразовательной школы.

Книга — о преступлении и нравственном наказании, о грязи и чистоте, о пути к Богу.

«Преступление и наказание» — это не детектив, а драма человека, который пытаясь осмыслить свою роль во Вселенной и совершить Поступок, решается на убийство старухи-проценщицы, которое высасывает последние соки из бедняков, наживаясь на их горе и бесправии, но вместе с ней по случайному стечению обстоятельств убивает и безобидное доброе существо — сестру старухи Елизавету. Гонимый душевными терзаниями, он на протяжении всего романа мучается от нравственных страданий и несмотря на то, что оказывается в конце истории вне подозрений, признается в содеянном преступлении и идет на каторгу.

Другая героиня романа — Соня Мармеладова, отправленная родителями из-за нищеты на панель, но сохранившая душевную щедрость и чистоту. Она сблизилась с Раскольникова и после приговора, подобно декабристкам, отправилась за ним в Сибирь, на каторгу.

Отрицательный персонаж романа — жених сестры Раскольникова Дуни Лужин, который ищет свою выгоду, ведет себя безнравственно по отношению даже к своей невесте. В итоге Дуня выходит замуж за Разумихина, лучшего друга Раскольникова.

Роман Ф.М. Достоевского многопланов, сложен для восприятия из-за философского подтекста автора, наличием нескольких сюжетных линий, считается одним из самых сложных произведений автора.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2663746-v-kakom-klasse-prohodjat-roman-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij.html

Главная философская мысль романа “Преступление и наказание”

Герои произведений писателей Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимович стали нарицательными, а тема прочно вошла в русскую литературу. Ф. М.Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, но становится автором одной ведущей темы темы “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”. Поэтому творчество Достоевского так цельно тематически. Достоевский как бы говорит своим творчеством, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко не стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. Как многие выдающиеся

русские писатели, Достоевский уже в первом романе “Бедные люди” обращается к теме “маленького человека”. Главный герой романа Макар Девушкин бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Как и Гоголь в повести “Шинель”, Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного и забитого “маленького человека”, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Сам Достоевский писал: “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”.
Гуманистическая направленность “Бедных людей” была замечена критикой. Белинский восторженно приветствовал Достоевского: “Это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей.”. Социальная тема, тема “бедных людей”, “униженных и оскорбленных”, была продолжена автором в “Преступлении и наказании”. Здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пейзажа разворачивается перед нами жизнь семьи Мармеладных.

Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой главного героя, Родиона Раскольникова. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше “некуда идти” в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки жена Мармеладова, Екатерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богача Лужина, к которому она чувствует отвращение.
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающиеся Раскольникову на улицах Петербурга, дополняют эту общую картину безмерного горя. Раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, это деньги. И чтобы их раздобыть, он идет на преступление под влиянием надуманной идеи о “необыкновенных личностях”. Федор Михайлович Достоевский создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывался в душу так называемого “маленького человека” и открыл в нем залежи огромного духовного богатства, душевной щедрости и красоты, не сломленных тяжелейшими условиями жизни.
И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе. Достоевский гениальный писатель, рассматривающий больные стороны современного ему общества и рисующий живые картины русской действительности. Созданные автором образы “маленьких людей”, проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей фундаментальной ценности на любви к человеку, на признании духовности человека за главное. И все искания Достоевского направлены на создание лучших, достойных человека условий его жизни.
Роман “Преступление и наказание” был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”. Сам Достоевский в письме издателю М. Н.Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: “Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, .поддавшись некоторым странным неоконченным идеям., решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху.” При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет употребить на благие цели: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, уехать за границу и “потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству”. В этом высказывании Достоевского хочется особо подчеркнуть две фразы: “студент, живущий в крайней бедности” и “поддавшись некоторым странным неоконченным идеям”.
Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственной связи романа. Что было раньше: бедственное положение героя, приведшее к болезни и к болезненной теории или теория, явившаяся причиной ужасного положения Раскольникова. Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Такой способ изображения убийства очень ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, преступил свою человеческую натуру, преступая самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул самого себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем.
“Я не старуху убил, я себя убил,” признался он Соне Мармеладовой. Эта отрезанность от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом.
Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к “низшему” разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить.
Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. “Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?” Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена обнажает весь ужас деяния Раскольникова.
Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя, потому что его роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея, какой преступной. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Источник: https://studentguide.ru/dostoevskij-f-m/glavnaya-filosofskaya-mysl-romana-prestuplenie-i-nakazanie.html

Основная мысль произведения
Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание»
Все читатели романа задумываются над вопросом: «Раскольников — благодетель человечества или новый Наполеон?» Это сложный вопрос. Часто возникают споры о мотивах преступления. Проникнуть в тайну героя не так просто.Да и сам Раскольников бьётся над вопросом: зачем он пошёл на убийство?Как он мог дойти до такой ужасной мысли, как решился, как могла подняться рука с топором?
Родион Раскольников несёт в себе все беды своего времени: 60-десятые годы ХІХ века.Ему очень хочется восстановить в мире справедливость.Любой ценой. Но даже самую благородную цель нельзя достичь антигуманными средствами. Соня Мармеладова пытается объяснить причину преступления бедностью Раскольникова. Но у него была другая причина, он выработал целую теорию о том, что в мире всегда существовало различие между двумя разрядами людей: простые (их большинство) и избранные (Наполеон, Магомет). К какому разряду причисляет себя Раскольников? В том и дело, что он предпринимает эксперимент, чтобы решить, сможет ли он переступить нравственные законы, пролить чужую кровь…
Тема Наполеона тогда интересовала многих. Вспомним «Евгения Онегина» А. Пушкина:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями
А единицами себя.
Мы все глядим в Наполеоны:
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно…
Эти строчки отображают основную мысль романа.Раскольников и сам указывает на причину своего преступления: «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!Мне другое надо было узнать… Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Мотивов хороших и плохих не бывает. У преступника не может быть благородных целей. Когда воскресает Раскольников?После долгого и мучительного нравственного наказания. Главный поучительный урок: нельзя, чтобы в нашем мире кем-то утверждалось право на собственную избранность.

Источник: https://znanija.com/task/1812626

«Преступление и наказание»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов город Шебекино Белгородской области».

Художественная роль образа Сони Мармеладовой в раскрытии идейного содержания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сонечка Мармеладова — настоящая героиня романа, носительница христианских идей милосердия, любви, смирения и святости страдания.

Урок-семинар по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Автор учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов город Шебекино Белгородской области».

Рассолова Людмила Николаевна.

Г. Шебекино 2010

Цели урока-семинара:

— рассмотреть образ Сони Мармеладовой в свете библейских истин;

— показать, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставит Раскольникова смотреть на свое преступление как на попрание нравственных норм, нарушение божественных установлений;

— развивать умение учащихся анализировать эпизод в контакте всего произведения;

— развивать умение самостоятельной исследовательской работы;

— подготовить учащихся к домашнему сочинению

Для проведения семинара класс делится на три группы, каждая получает предварительные задания. В функционал группы входит подбор материала, выписывание цитат, составление таблиц, выдвижение аргументов. Формулирование сообщения возлагается на основного докладчика, выбираемого внутри групп. Несколько учеников получают индивидуальные задания, что позволяет создать условия для политического обсуждения проблем.

Проблемный вопрос:

При помощи, какой силы Соня Мармеладова надеется вернуть Раскольникова к жизни?

Удалось ли Сони воскресить Раскольникова?

Итог совместной работы:

Домашнее сочинение, предполагающее анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Эпиграф к уроку-семинару:

Обрести Христа — значит обрести собственную душу.

Ф. М. Достоевский

Мы живем, умереть не готовясь,

Забываем поэтому стыд.

Но Мадонной невидимой совесть

На любых перекрестках стоит

Е. Евтушенко

Активизация познавательной деятельности.

В одной из редакций роман заканчивается словами: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека» Свой путь прошел и Родион Раскольников: через бред, беспамятовство, кошмарные сны. Всякий раз, когда герой отдавался течению жизни «прямо», не рассуждая, он приближался к спасению своей души. Еще раз назовем эти моменты: разговор с Поленькой (первый шаг к воскрешению), чтение Евангелия (коренной перлом в созидании героя), признание Сони и покаяния на площади (попытка примирения с совестью), евангельский сон (очищение от скверны воскрешение новой жизни).

Задания по группам

  1. Проанализируйте сцену разговора Раскольникова с Поленькой (2 часть 7 глава). Герой уходит от Мармеладовых с ощущением «приговоренного к смерти, которому вдруг объявляют прощение». Что изменилось в психологическом состоянии Раскольникова? Как повлиял на героя разговор с Поленькой?

  2. Прочитайте главу 11 Евангелия от Иоанна и проанализируйте сцену чтения «вечной книги» Соней Раскольникову (4 часть 4 глава). Подумайте, почему Достоевский почти дословно цитирует притчу о Лазаре? Какова роль выделенных курсивом евангельских слов и выражений?

  3. Рассмотрите сцену признания Раскольникова Соне. Что предшествует признанию? Почему герой выбрал Соню?

  4. Какова роль Эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Вступительное слово учителя: В основе творчества Ф. М. Достоевского лежит христианская идея или «идея христианского гуманизма», который «во всяком, даже падшем и низменном человеке видит человека как образ Божий». Определяя идею романа «Преступление и наказание», писатель отмечал: «Православное воззрение, в чем, есть православие… человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастье, и всегда страданием». Таким образом, ключевым понятием в романе становится страдание.

Достоевский — христианский писатель и духовный потенциал его произведений определяется поисками у человека «образа и подобия божия», страстным разоблачением всего уводящего от Света, от Христа. Христианская мораль — это тот огонь в творениях гениального писателя, который греет доброе в человеке и обжигает злое.

У Достоевского, которого идея самоценности человеческой личности неизбежно приводила к проблеме Бога, к необходимости противопоставить мировому злу нравственные законы христианства.

Ф.М. Достоевский верил в человека и человечество только потому, что он верил в БОГОчеловечество, в БОГОчеловека — во Христа и Церковь.

И та всемирная гармония, о которой пророчествовал Ф.Достоевский, вовсе не утилитарное благоденствие людей на теперешней земле, а именно начало той новой земли, в которой правда живет. И наступление этой всемирной гармонии… произойдет вовсе не путем мирного прогресса, а в муках и болезнях нового рождения, как это описывается в Апокалипсисе — любимой книге Достоевского в его последние годы… И только потом, за этими болезнями и муками, торжество и слава, и радость»

Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его
произведения проникнуты духом православия. В них доказывается
неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных
законов и законов божественных, христианских. А главная идея
его романов — идея воскресения «падшего человека». Достоевский
пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении
к новой жизни, жизни в любви и добродетели.

Тезисы по содержанию темы.

. Соня сосредоточилась на своих близких, Раскольникова больше волнуют дальние.

Соня вбирает в себя мучения человеческие, Раскольников знает, как спасти мир, он один нашел необходимый рычаг.

Раскольников убил других, чтобы начать спасать человечество, Соня убивает свою душу, чтобы оказать немедленную помощь погибающим.

Раскольникову для осуществления его идеи нужна власть над другими, Соня непосредственно осуществляет свои нравственные и социальные цели. Они оба преступники, оба загубили жизни — он чужую, она свою, что перед высшим этико-философским судом одно и то же, Раскольников теоретизирует.

Соня действует, и она предопределяет ход событий, а герой вынужден поступать в зависимости от ее импульсов. Постепенно она становится примером для Раскольникова в борьбе за спасение погибающих.

Он хотел подчинить себе Соню, сделать из нее подобие себе, она еще слова не сказала, а он уже почувствовал, что его идея не принята. Соня альтернативна Раскольникову.

Соня — воплощенное чистое добро — находит нечто общее в Раскольникове, как бы воплощенном чистом зле, и наоборот, Раскольников в глубине души Сони видит свое собственное отражение, знает, что им когда-то идти «по одной дороге», что у них «одна цель».

Представление результатов самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Работа с текстом. Вопрос. Ответ. Цитаты.

«Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искусителя нашего?… не посетило ли тебя новейшее модное безверие?»

Группа 1

— От Мармеладовых герой уходит с ощущением «приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявили прощение».

— Что же изменилось в психологическом состоянии Раскольникова?

Рассмотрим и подумаем: сцена разговора с Поленькой, как повлиял разговор на героя…

Раскольников спускается по лестнице «Па половине лестницы. нагнал его возвращавшийся домой священник». На «последних ступенях» его догоняет Поленька. Символичным смыслом наполняется эта сцена.

Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова — это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Причем в это же время энергия самозащиты у Родиона Раскольникова не иссякает. С удивительными мастерством Достоевский раскрывает эту двойственность души героя, добавляя все новые и новые признаки победы совести над разумом.

После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова. Не отказавшись от своей «идеи», он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня.

Вспомним несколько эпизодов из романа, происшедших с Раскольниковым после поминок Мармеладова, где происходило его первое общение с Соней.

«Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение.»

Далее он услышал, как его догоняет Поленька с просьбой от Сони:

«Она прибежала с поручением, которое, видимо, ей самой очень нравилось.

— Послушайте, как вас зовут?.. а еще: где вы живете? — спросила она, торопясь, задыхающимся голоском.

Он положил ей обе руки на плечи и с каким-то счастьем глядел на нее. Ему так приятно было на нее смотреть, — он сам не знал почему…

— Любите вы сестрицу Соню?

— Я ее больше всех люблю!..

— А меня любить будете?

Вместо ответа он увидел приближающееся к нему личико девочки и пухленькие губки, наивно протянувшиеся поцеловать его. Вдруг тоненькие, как спички, руки ее обхватили его крепко-крепко, голова склонилась к его плечу, и девочка тихо заплакала, прижимаясь лицом к нему все крепче и крепче…

— А молиться вы умеете?

— О, как же, умеем! Давно уже; я, как уж большая, то молюсь сама про себя, а Коля с Лидочкой вместе с мамашей вслух; сперва «Богородицу» прочитают, а потом еще одну молитву: «Боже, прости и благослови сестрицу Соню», а потом еще: «Боже, прости и благослови нашего другого папашу, потому что наш старший папаша уже умер, а этот ведь нам другой, а мы и об том тоже молимся.

— Полечка, меня зовут Родион; помолитесь когда-нибудь и обо мне: «и раба Родиона» — больше ничего.

— Всю мою будущую жизнь буду об вас молиться, — горячо проговорила девочка и вдруг опять засмеялась, бросилась к нему и крепко опять обняла его.»

Удивительная по глубине и сложности сцена. Это настоящее начало воскресения Раскольникова. Она вернула ему веру в жизнь, веру в будущее. Раскольников впервые получил урок бескорыстной христианской любви, любви к грешникам. Впервые какое-то время он жил божественной стороной своей натуры. Окончательная духовная перестройка Раскольникова еще впереди, еще много раз ему нужно соприкоснуться с такой любовью, осиянной божественным светом. Правда душевное просветление героя длилось недолго — разбуженная жизненная энергия своим светом ушла во тьму его заблуждений. Вот реакция Раскольникова на все происшедшее:

«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе со старою старухой! Царство ей небесное и — довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… и посмотрим теперь! Померяемся теперь! — прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то темной силе и вызывая ее. — А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!»

Раскольников мысль за мыслью снова превращался в другого человека, не того, каким он был недавно. Достоевский подмечает, что гордость и самоуверенность нарастали в нем каждую минуту. Но что-то с ним было и то, что неизбежно прорастало в его будущее.

После знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой в романе ее образ стремительно вырастает в своей моральной яркости. Драма ложной мысли постепенно завершается надеждой на искупление и успокоение совести ценой страдания. Настоящей героиней романа становится Соня -носительница истинно христианских идей милосердия, любви, смирения и святости страдания. Великая религиозная мысль скрывается в этой «отверженной» девушке с бледным и худеньким личиком.

Группа 2

Нужно сказать, что Раскольников двойственно относился к жертвенности Сони. Логика его рассуждений была проста — Соня понапрасну умертвила себя, ее жертва и вера в помощь Бога совершенно напрасны.

«Он все ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали… Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу…

— Что вы, что вы это? Передо мной! — пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.

— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»

Поклонение страданию человеческому — это уже христианское движение души; поклонение «твари дрожащей» — это уже не прежний Раскольников

Группа 3

Одним из ключевых эпизодов «Преступления и наказания» является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, — о воскрешении Лазаря. «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли, сему?» Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же». Раскольников, совершивший злодеяние, должен уверовать и покаяться.

Это и будет его духовным очищением «воскресением из мертвых». Дрожа и холодея, повторяла Соня строки из Евангелия; «Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь, иди вон. И вышел умерший».

Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне «идти вместе», совершает покаяние на площади, является с повинной.

Однако не следует думать, что произошло чудо и Раскольников, «проснувшийся» для новых восприятий, начавший жить жизнью совести, отказался от своих прежних убеждений — теоретизирование не перестало доминировать, но победы божественного сознания у Раскольникова стали чаще и глубже воздействовать на его миросозерцание.

Крепость теоретических убеждений Раскольникова — в особенностях его сознания: ему необходима своя философия жизни, своя программа, его разумом должна завладеть новая спасительная идея. А пока такой идеи не было — она вызревала, как вызревала в его истерзанном сердце любовь к Соне.

Индивидуальные задания.

«Вечная Сонечка».

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Сопоставление Раскольникова и Сони.

В романе «Преступление и наказание» две правды: правда, Раскольникова и, правда, Сони. Но истинна одна, правда, другая — ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего, но различаются они в главном.

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане — мученица

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане — преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, — это оправдание его предчувствий

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все в жизни

Полуграмотна, плохо говорит, читает только «Евангелие»

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная, правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

В нем, правда, ложна. В рай ценой чужой крови попасть нельзя

У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

Проблемный вопрос

Источник: https://gigabaza.ru/doc/96168.html

Преображение души

Основная проблема «Преступления и наказания» касается нравственности. Главный герой проходит путь опустошения души, потери нравственных ориентиров. Он доходит до совершения преступления против человека – убийства. Причин такого падения множество: нищета, подлость людей, жестокость. Причиной можно считать и образование героя. Он не глуп, и видит, как живут те, кто богат за счет других. Раскольников не просто идет на преступление. Он разрабатывает теорию для объяснения своего поступка. Родион делит людей на две группы. Такого подхода не было у великих философов, изучающих устройство страны.

Научный труд по-своему распределяет возможности человека: «тварь дрожащая» и «право имеющих». «Твари» не могут изменять что-то вокруг себя, они вынуждены существовать, подчиняясь тем, кто «имеет право». Причислить себя к этой группе сложно. Родион идет на преступление. Он пытается доказать, что презирает законы. Он один из «наполеонов», которым все разрешено. Они смелы и свободны. Ошибочность позиции докажет жизнь. Раскольников не сможет стать тем, кем стремился быть. Совесть начинает мучить, и происходит переоценка теории.

Жизненные ориентиры

Достоевский учит читателя выбору жизненных ориентиров, принципов и основ. Деньги не могут быть ими. Что выбрать? Достоевский предлагает жить чувствами. Сострадание, любовь возвышают человека, приближают его к Богу. Верой в него живет русский человек.

Проблем, которые поднимает роман, множество. Написать сочинение «Проблематика «Преступления и наказания» с использование предложенной информации станет проще. Можно вычленить только глобальные проблемы или остановиться на мелких, но не менее значимых. Тест по произведению

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/problema-romana.html

Достоевский — писатель, который часто писал философские произведения. Среди них и изученный нами роман Преступление и наказание. Герои Достоевского срастаются со своими идеями, которые превращаются в их сущность. И тут мы видим Соню и Раскольникова. Эти герои имеют как общее сходство, так и противоположность, что выражена в идее. Как раз в нашем сочинении мы и порассуждаем о правде Раскольникова и правде Сони.

Правда Сони и правда Раскольникова

Раскольников, как и Соня — это герои романа Достоевского, которые были в своем роде преступниками, вот только мотивы их преступлений отличаются, как отличается и жизненная философия. Мы видим, что Родионом движет эгоизм, где на убийство он идет только по той причине, чтобы убедиться к какому сорту людей он принадлежит. Теория Раскольникова в том, что люди делятся на две категории, где гении распоряжаются судьбами людей второго сорта. Вот как раз среди гениев ему и захотелось оказаться. А вот правда Сони в отличие от лжи убеждений Раскольникова заключается в том, что идет она на преступление, на панель только чтобы спасти мачеху и ее детей от голодной смерти.

В произведении мы видим, что правда Раскольникова делает его палачом, в то время как правда Сони в том, что девушка — заложница обстоятельств. И если герой успокаивает свою совесть, оправдывая свой поступок, тешит себя тем, что все сделано ради счастья человечества, которое в его лице приобрело гения, то Соня стыдится своей деятельности, она видит в промысле грех и замаливает его. И вот правда Родиона, что обосновывается на вседозволенности, наталкивается на правду Сони. Но не сразу принимает Раскольников правду девушки, которая заключалась в принятии Евангелия. Только на каторжных работах, после болезни он понял правду героини, которая шла дорогой Добра. На эту дорогу, с помощью Сони, станет и Родион, он обязательно очистится от гордыни и начнут герои новую жизнь, в чем уверен Достоевский.

Правда Сони и правда Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»А какую оценку поставите вы?

Источник: http://sochinyshka.ru/pravda-soni-i-pravda-raskolnikova-v-romane-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html