Примеры преступлений и проступков

Виды трудового дисциплинарного проступка:

а) не добросовестное исполнение обязанностей работника или работодателя, предусмотренных трудовым договором;
б) не соблюдение правил внутреннего трудового распорядка организации;
в) не соблюдение трудовой дисциплины;
г) не выполнение установленных норм труда;
д) не соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда;
е) не бережное отношение к имуществу работодателя и других работников;
ж) несообщение работника работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя

Служебные дисциплинарные проступки:

а) дисциплинарный проступок гражданского служащего;
б) дисциплинарный проступок прокурорского работника;
в) дисциплинарный проступок судьи.
Воинский дисциплинарный проступок военнослужащего – это противоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Административный проступок – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виды административных правонарушений:

1) противоправные деяния, посягающие на права граждан;
2) противоправные деяния, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
3) противоправные деяния в области охраны собственности;
4) противоправные деяния в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
5) противоправные деяния в области промышленности, строительстве и энергетике;
6) противоправные деяние в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
7) противоправные деяния на транспорте;
8) противоправные деяния в области дорожного движения;
9) противоправные деяния в области связи и информации;
10) противоправные деяния в области предпринимательской деятельности;
11) противоправные деяния в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

12) противоправные деяния в области таможенного дела (нарушения таможенных правил);
13) противоправные деяния, посягающие на институты государственной власти;
14) противоправные деяния в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
15) противоправные деяния против порядка управления;
16) противоправные деяния, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
17) противоправные деяния в области воинского учета.
Гражданско-правовые проступки – это противоправные деяния субъектов, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личными неимущественным отношениями (неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, причинение имущественного ущерба. (проф. А.С.Шабуров)

Экологический проступок

Главная » Юристу » Экологический проступок


Вернуться назад на Проступок
Экологические правонарушения можно классифицировать по нескольким основаниям:
— по видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделяются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законодательства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;
— по характеру причиненного вреда — загрязнение окружающей природной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, уничтожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков месторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным потерям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сельскохозяйственных земель и др.);

— по характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида наступающей ответственности, — уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;
— по степени общественной опасности — экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).
Особенность применения юридической ответственности за экологические правонарушения заключается в том, что нормы экологического законодательства являются отсылочными и предусматривают в большинстве случаев лишь перечни правонарушений применительно к отдельным видам природных ресурсов, а конкретные санкции за них установлены в других отраслях законодательства (уголовного, административного, гражданского и др.).
Уголовная ответственность установлена за наиболее социально опасные деяния в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, — экологические преступления.
В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в самостоятельную группу, которой посвящена специальная глава 26, содержащая 17 составов экологических преступлений (ст. 246-262). В нее вошли обновленные составы, действовавшие в УК РСФСР, а также новые составы преступлений.
Экологические преступления можно подразделить в зависимости от их предмета на общие, которые направлены против окружающей природной среды в целом (ст. 246-249, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов и др.) и специальные, которые посягают на отдельные природные объекты (ст. 250-262). К последним относятся загрязнение вод, загрязнение атмосферы, порча земли, нарушение правил использования и охраны недр, незаконная добыча водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконная охота, уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, незаконная порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и др.
В ряд статей УК РФ введены новые квалифицирующие признаки экологических составов преступлений — совершение противоправных деяний в зоне экологического бедствия или зоне чрезвычайной экологической ситуации, совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 250, 254, 256, 258 и др.)
В юридической науке иногда выделяются так называемые «смежные составы», то есть преступления, которые хотя и имеют отношение к природным объектам, но не причиняют им непосредственного вреда, например, регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и камней (ст. 192), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушение правил безопасности при проведении горных работ (ст. 216) и др.
Тесно связано с группой экологических преступлений и такое преступление, как экоцид (массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (ст. 358), которое УК РФ относит к разделу о преступлениях против мира и безопасности человечества.

В УК РФ нашел отражение один из важнейших принципов экологического права — приоритет жизни и здоровья человека, права граждан РФ на благоприятную окружающую среду. Семь статей (246-248, 250-252, 254) содержат в качестве признаков составов причинение вреда здоровью человека или наступление смерти человека в результате экологического преступления.
В виде санкций за экологические преступления применяются штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок и др.
Административная ответственность установлена за виновные противоправные деяния, нарушающие установленный экологический правопорядок и предусмотренные нормами административного законодательства. Административные правонарушения установлены Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 46-48(1) и главой 7 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды, памятников истории и культуры» (ст. 50-86), а также некоторыми актами экологического законодательства (законами «Об охране окружающей природной среды», «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», Земельным кодексом РСФСР и др.).
Субъектами ее являются граждане и должностные лица. Однако Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что административная ответственность может быть возложена на юридических лиц — предприятия, организации и учреждения (ст. 84).
Большая часть рассматриваемых административных проступков представляет собой нарушение правил рационального использования и охраны природных ресурсов, включая их нецелевое использование, а также нарушение права государственной собственности на природные ресурсы — незаконные сделки с природными объектами, самовольное пользование ими, самовольную переуступку права природопользования. Сюда относятся также порча, повреждение и уничтожение природных объектов.
Административная ответственность применяется специально уполномоченными органами государственного экологического управления: охотничьей инспекцией, службой лесной охраны, рыбоохраной, санитарно-эпидемиологической службой, органами охраны водных ресурсов, Госгортехнадзора, Госкомэкологии и др. (ст. 211, 212, 216, 219, 222 Кодекса об административных правонарушениях), а также иными органами и должностными лицами, предусмотренными законодательством (административными комиссиями местных органов власти, должностными лицами по охране территорий государственных заповедников и национальных парков и т. д.).
Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специальных прав (например, права охоты).
Ряд противоправных деяний в области природопользования и охраны окружающей среды может повлечь наступление как уголовной, так и административной ответственности. Отграничение экологических преступлений от экологических проступков происходит по признакам, установленным в законе: повторности совершения противоправного деяния, причинению крупного ущерба или существенного вреда и др. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» № 14 разграничение уголовно наказуемой незаконной охоты, незаконной добычи водных животных и растений и соответствующих административных проступков следует производить по признакам наличия крупного ущерба, применения транспортного средства, взрывчатых веществ и иных способов массового уничтожения животных, по обстоятельствам места совершения деяния (на территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации и т. д.), и другим признакам, а раз-граничение подобных деяний в случае незаконной порубки деревьев и кустарников — по предмету и последствиям правонарушения (п. 13).

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.
Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружающей природной среде или совершения незаконных сделок с природными ресурсами.
Субъектами гражданско-правовой ответственности являются граждане и юридические лица.
Согласно ст. 86 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» граждане и юридические лица, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, организаций, государства загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Это положение конкретизируется в нормах законов, регламентирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов (ст. 51 Закона РФ «О недрах», ст. 111 Лесного кодекса РФ, ст. 131 Водного кодекса РФ, ст. 36 Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 56 Федерального Закона «О животном мире», ст. 32 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», ст. 126 Земельного кодекса РСФСР).
Как известно, ущерб по нормам гражданского права подлежит возмещению в натуре либо в виде взыскания убытков. Однако возмещение экологического вреда обладает значительной спецификой. Особенность такого вреда состоит в его невосполнимости на основе денежного эквивалента и, как правило, необратимости наступивших вредных последствий. Этим обусловлены формы возмещения вреда, нанесенного природе, которое возможно лишь условно: в виде взыскания расходов на восстановление качества окружающей природной среды, проведение мероприятий по ее охране (очистка вод от загрязнения, воспроизводство диких животных и др.). Возмещение в натуре может быть произведено чрезвычайно редко (например, рекультивация земель с помощью специально снятого и хранимого плодородного слоя почвы), к тому же оно обычно требует длительного времени (к примеру, лесовосстановительные работы). Отдельные виды вреда вообще могут быть необратимыми (например, истребление редких животных, уничтожение памятников природы, истощение запасов полезных ископаемых и др.).
Отсутствие денежного эквивалента экологического вреда обусловливает и порядок определения размеров взыскания убытков — по так называемым таксам (условным денежным единицам возмещения вреда отдельным природным объектам — лесам, животному миру и др.) или методикам исчисления ущерба, предусмотренным специальными нормативными актами (например, в сфере охраны вод, атмосферного воздуха, недр). Они включают стоимость затрат государства на охрану соответствующих природных объектов, а также определенную денежную сумму в качестве наказания за экологическое правонарушение. Так, возмещение вреда, причиненного лесам и животному миру, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» и др. Например, за незаконную добычу лосося установлена такса в размере 10 минимальных месячных размеров оплаты труда, белуги — 35, моржа — 400, морского котика — 150 и т. д.

При отсутствии указанных такс или специальных методик исчисления вреда убытки определяются в соответствии с общими положениями гражданского законодательства по стоимости фактических затрат на восстановление нарушенного состояния природной среды (работ по очистке и восстановлению природных объектов, приведению их в пригодное для использования состояние и др.) с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (к примеру, компенсаций за погибший сельскохозяйственный урожай и т. д.).
Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, также подлежит возмещению. При определении его величины учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, на уход за больным, иные расходы и затраты, связанные с вынужденным изменением профессии, места жительства, а также моральный вред.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нарушения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей.
Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть работники, должностные лица, руководители предприятий и организаций, отвечающие за состояние работы по охране природы.
В соответствии со ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение должностными лицами и работниками обязательных планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения.
В качестве дисциплинарных взысканий применяются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и др.
Помимо рассмотренных основных видов юридической ответственности за экологические правонарушения могут применяться специальные санкции, установленные земельным, лесным, водным и другим законодательством за отдельные виды нарушений. Например, изъятие природного объекта в случае его неосвоения в течение определенного срока, использования его не по целевому назначению, нарушения экологических требований; ограничение, приостановление или прекращение права пользования природным объектом при нарушении правил его рационального использования и охраны (ст. 60, 89 Водного кодекса РФ, ст. 27, 28 Лесного кодекса РФ, ст. 20 Закона РФ «О недрах» и др.).

Административная ответственность
Административное право
Административное взыскание
Административные наказания
Уголовная ответственность
Уголовное дело
Уголовное право


| | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/Yuristu/ekologicheskiy-prostupok.php

Экологические правонарушения и преступления (стр. 2 из 3)

нарушение правил ООС при проектировании промышленных, сельскохозяйственных, научных и других объектов лицами, ответственными за их соблюдение, если это повлекло существенные изменения радиационного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных или иные тяжкие последствия или иные тяжкие последствия;

производство запрещенных видов опасных видов отходов, транспортировка и хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или ОС;

незаконное изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ либо оборудования для изготовления и переработки;

нарушение правил охраны и использования недрпри проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатация горнодобывающих предприятий и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти действия повлекли значительный ущерб;

нарушение режима особо охраняемых природных территорийи природных объектов (заповедников, заказников, памятников природы), повлекшие за собой значительный ущерб;

уничтожение и повреждение памятников истории культуры, природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства;

сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для ОС, совершенные лицом, обязанным обеспечить население такой информацией;

незаконное обращение с радиоактивными материалами, т.е. разрушение радиоактивных материалов;

хищение либо вымогательство радиоактивных материалов;

нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергии, если это могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение ОС;

нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий или эпизоотий, иные тяжкие последствия ;

нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотий;

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил,повлекшие по неосторожности массовое заболевание или отравление людей;

2. Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Рассмотрим теперь оба типа экологических правонарушений (проступки и преступления) и тип и степень ответственности, предусмотренный для каждого определенного законодательством экологического правонарушения

Проступки влекут за собой дисциплинарную, материальную или административную ответ­ственность, а преступления — уголовную. Гражданско-правовая ответственность может быть возложена наряду с дисциплинар­ной, материальной, административной или уголовной. Привле­чение к этим видам ответственности не освобождает субъекта от обязанности возмещения вреда, если таковой имеется. Это объясняется тем, что взыскания, применяемые при реализации указанных видов ответственности, являются мерами наказания, а не возмещением вреда, хотя зачастую (лишение премии, штраф, конфискация) носят материальный характер. Взыски­ваемые в виде наказания суммы не идут потерпевшему в счет возмещения вреда, а перечисляются на специальные счета го­сударственных экологических фондов.

Следует различать субъектов правонару­шения и субъектов ответственности. Административным, гражданским, трудовым законодательством, например, пре­дусмотрена ответственность третьих лиц за действия или события, к которым они объективно не причастны. Так, адми­нистративная ответственность может быть возложена на ро­дителя за действия несовершеннолетних детей, гражданско-правовая — на перевозчика грузов или владельца источника повышенной опасности, дисциплинарная — на начальника за действия подчиненного.

Субъектом уголовной, дисциплинарной, материальной ответственности по действующему законодательству могут быть только физические лица.

Субъектом административной и гражданско-правовой ответственности — как физические, так и юридические лица.

Действующим законодательством предусмотрено, что административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста.

В порядке гражданского судопроизводства они несут с 15 до 18 лет ограниченную ответственность, а с 18 лет — полную, т.к. с этого возраста лицо становится полностью дееспособным.

Каких-либо возрастных ограничений относительно воз­можности возложений дисциплинарной и материальной ответ­ственности на лиц, находящихся в трудовых отношениях с ра­ботодателем, не предусмотрено.

Статья 88 Закона «Об охране окружающей природной сре­ды», учитывая положения гражданского законодательства, предусматривает исключение из общего правила о виновной ответственности. Оно относится к тем случаям, когда вред при­чиняется источником повышенной опасности. Обязанность воз­мещения вреда возлагается на владельца данного источника независимо от наличия вины. Ущерб подлежит возмещению в силу самого факта его причинения, если не будет доказано, что он произошел вследствие непреодолимой силы или умысла по­терпевшего.

На практике достаточно трудным является вопрос о раз­граничении преступлений и проступков, так как около 63% со­держащихся в УК РФ норм экологического характера сходны с кормами административного законодательства.

Объективные признаки и преступления, и проступка в них одинаковы и состоят в нарушении одних и тех же правил: ры­боловства, охоты, заготовки древесины, разработки недр, соблю­дения пожарной безопасности в лесах, сохранения чистоты водного и воздушного бассейнов и др. Поэтому при решении дан­ной проблемы органы дознания, следствия и суды зачастую до­пускают ошибки. Так, М. сетью отловил пять, а Г. и У. девять осетров, относящихся к рыбам ценных пород. К тому же каж­дым браконьером был причинен крупный ущерб. Несмотря на наличие в их деяниях признаков квалифицированного состава преступления, в возбуждении уголовного дела было отказано по тем основаниям, что виновные ранее не были судимы, имеют постоянное место жительства и работу, а ущерб возмещен.

В то же время имеются факты, когда за незначительные нарушения правил охраны природы виновные привлекаются к уголовной ответственности. Например, Т. был осужден за неза­конную добычу рыбы при отягчающих обстоятельствах, посколь­ку черпаком выловил рыбу ценной породы на незначительную сумму. Он исключительно положительно характеризовался по месту работы, имелось ходатайство трудового коллектива о передаче его на поруки. При таких обстоятельствах осуждение Т. было нецелесообразным (ст. 14 ч. 2 УК).

В связи с изложенным, большое значение приобретает разработка научно обоснованных критериев разграничения преступных и непреступных видов правонарушений в сфере экологии.

В теории преобладает позиция, согласно которой преступ­ления и проступки разграничиваются по степени общественной опасности («вредности»). Однако критерии определения этой степени, как в качественном, так и в количественном отноше­нии отсутствуют и в литературе, и в законе и сделать это не пред­ставляется возможным, поскольку математически точными, четко определенными численными показателями сущность преступления и проступка выразить нельзя.

Представляется, что общественная опасность — совокуп­ное свойство объективных и субъективных признаков правона­рушения, которые все вместе определяют характеристику дея­ния и оцениваться могут только во взаимосвязи с другими при­знаками. Данная позиция основана на законе. В конструкции состава преступления отражаются и количественные (повторность, неоднократность, систематичность, рецидив и т.д.), и ка­чественные (место, время, способ, форма вины, наличие груп­пы, особенности субъекта и т.д.) категории.

Решение вопроса о разграничении экологических преступ­лений и проступков упрощается, когда факторы, влияющие на степень общественной опасности правонарушений, учитываются законодателем непосредственно в диспозициях правовых норм. Чаще всего в ней указываются последствия деяния, их размер, повторность преступных нарушений правил, способ действия, форма вины.

Например, незаконная охота без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 166 ранее действовавшего УК РСФСР) признавалась пре­ступной лишь в том случае, если ранее за аналогичное правона­рушение лицо подвергалось мерам административного воздей­ствия.

Часть 1 ст. 169 УК РСФСР признавала преступной неза­конную порубку леса независимо от размера причиненного вре­да и группы лесов, в которых она произведена, если порубка была совершена повторно. Единичная порубка леса, повлекшая ущерб меньший, чем указывалось в ст. 169, наказывалась в ад­министративном порядке по ст. 62—66 КАП РСФСР в зависи­мости от вида правонарушения (в УК РФ, введенном в действие с 1 января 1997 г., подобная конструкция норм устра­нена, поскольку «накопление» проступков сколько бы их ни было, не может превратить дея­ние в новое качество — преступление).

Нарушение ветеринарных правил и правил борьбы с болез­нями и вредителями растений (ст. 249 нового УК РФ) влечет уголовную ответственность при наличии тяжких последствий, а при отсутствии таковых —административную (ст. 97,98,101 КАП РСФСР) или дисциплинарную.

Уголовная ответственность за загрязнение водоемов возни­кает, если загрязнение причинило вред здоровью людей, рыб­ным запасам, животному или растительному миру, лесному или сельскому хозяйству (ст. 250 нового УК РФ).

Источник: http://MirZnanii.com/a/33871-2/ekologicheskie-pravonarusheniya-i-prestupleniya-2

19. Понятия проступок и преступление. Виды и категории преступлений.

  • •1.Безопасное поведение в криминогенных ситуациях: в транспорте, общественных местах, на улице, в подъезде, в лифте.
  • •2. Безопасность как социальное явление, уровни и структура безопасности.
  • •3. Безработица как чс. Понятие. Причины. Последствия.
  • •4. Виды вооруженных конфликтов в обществе. Причины их возникновения и развития.
  • •5. Виды и способы защиты населения от чс социального характера.
  • •6. Государственная политика повышения качества жизни российских граждан.
  • •7. Деятельность мирового сообщества по предотвращению и урегулированию вооружённых конфликтов.
  • •8. Дифференциация понятий поведение и поведенческая реакция в оценке ответственности (нормативно-правовой аспект).
  • •9. Законодательство рф о религиозных объединениях, свободе совести и защита прав человека от религиозного экстремизма.
  • •10. Индивидуальная и популяционная норма как показатель социальной адаптации личности.
  • •11. Истоки, источники, причинно-следственные связи возникновения криминальной ситуации в России, её влияние на личную безопасность.
  • •12. Комплексная характеристика религиозного экстремизма; понятие особенности и методы деятельности
  • •13. Комплексная характеристика терроризма: источники терроризма, факторы, влияющие на его рост, методы террора.
  • •14. Мотивационная и психическая регуляция поведения человека в чс сх.
  • •Психологическая готовность
  • •Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?
  • •15. Нравственное воспитание человека как условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.
  • •16. Объективная и субъективная природа чс социального характера.
  • •17. Опасная и чрезвычайная ситуация социального характера. Закономерности проявления.
  • •18. Понятие «защита населения». Объект защиты населения. Виды защиты населения.
  • •19. Понятия проступок и преступление. Виды и категории преступлений.
  • •Категории тяжести преступлений
  • •20. Понятие риска. Виды рисков. Управление рисками.
  • •22. Понятие и проблема зависимости (игровая, табачная, алкогольная, наркотическая, психотропная) как социальной опасности.
  • •23. Прогнозирование чс социального характера. Характеристика последствий.
  • •24. Профилактика панических состояний, суицидального поведения.
  • •25. Психологические приёмы управления функциональным состоянием.
  • •26. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным условиям.
  • •27. Психофизиологическая оценка чс социального характера.
  • •28. Психофизиологическая оценка поведения человека до, во время и после чс социального характера.
  • •29. Разнообразие национальных культур, формирование толерантности и самоуважения.
  • •30. Разработка типовых гипотетических сценариев возникновения и развития чс сх.
  • •31. Снижение риска возникновения, количества потерь и объемов ущерба. Ликвидация последствий.
  • •32. Современная семья: проблемы и их решение.
  • •33. Характеристика социально опасных заболеваний. Основные тенденции и закономерности их возникновения и распространения.
  • •34. Социально опасные явления в зависимости от возрастно-половых особенностей личности, профессиональной принадлежности.
  • •35. Социально-экономическое развитие рф.
  • •36. Способы противодействия террористической деятельности. Ответственность за организацию, попытку совершения и совершение актов терроризма.
  • •37. Средства и способы защиты и самозащиты в чс социального характера.
  • •38. Статус безработного. Основные направления социально-психологической помощи безработным.
  • •39. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как социальная опасность.
  • •40. Транспортные аварии как вид происшествия социального характера.
  • •41. Формирование личности безопасного типа.
  • •42. Функции государства по защите населения от чс социального характера.
  • •43. Характеристика и динамика чс социального характера в Челябинске, Челябинской области за последние пять лет.
  • •44. Характеристика и динамика чс социального характера в рф за последние пять лет.
  • •45.Характеристика крайних психических состояний: ступор, паника, психоз, страх, депрессия, суицидальное поведение.
  • •46. Характеристика оружия самообороны.
  • •47. Характеристика элементов системы «человек-социальная среда» и управление ими.
  • •48. Чс социального характера как объект исследования.
  • •49. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
  • •50. Уголовно-правовая оценка опасных ситуаций социального характера. Виды наказаний.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2975548/page:14/