Причины мотивации

Содержание

Что такое мотивация

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних факторов, которые стимулируют желание и энергию человека на поддержание интереса и посвящение его определенной деятельности либо приложение усилий для достижения цели.

Мотивация – это готовность делать что-то.

Мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов, таких как стремление или потребность, ценность вознаграждения, ожидания индивида. Эти факторы и являются причинами, по которым человек ведет себя определенным образом.

В какой-то момент боль от того, что вы ничего не делаете, становится сильнее, чем боль, возникающая в результате ваших действий.
Стивен Прессфилд

Согласно исследованиям, проведенным Андерсом Эрикссоном, мотивация является важным предвестником успеха. Самыми успешными становятся те, кто постоянно продолжает двигаться к своей цели.

Люди, обладающие высокой мотивацией, как правило, подготовлены наилучшим образом и обладают максимальной производительностью, что в итоге приводит к положительным результатам.

Легче всего быть мотивированным в отношении деятельности, которой вы страстно увлечены. Поэтому задайте себе вопрос: что вас сильно заводит, а что навевает на вас скуку?

Занимаясь любимым делом, вы не только будете мотивированы, но также сможете привлечь к своей деятельности других людей, и получить поддержку, необходимую для выполнения задуманного.

Виды мотивации

1. Стимул

Это вид мотивации, который включает в себя вознаграждения, как денежные, так и нематериальные.

Многие люди руководствуются осознанием того, что будут вознаграждены определенным образом в результате достижения поставленной цели.

Различного рода поощрения и бонусы являются хорошими примерами стимулов, которые используются для мотивации.

2. Страх

Мотивация страха связана с возможностью наказания или наступления неблагоприятных последствий. Такой вид мотивации часто используется, когда мотивация стимулов не срабатывает.

Наверняка вам не понаслышке известен метод “кнута и пряника”, стимулом в котором является пряник, ну а в роли пугающего инструмента выступает кнут.

Этот вид мотивации часто используется в системе образования, а также на профессиональном поприще для регулирования поведения сотрудников.

Если учащийся либо работник нарушают установленные для них правила или не достигают поставленной цели, к ним будут применены негативные меры стимулирования.

3. Достижение

Мотивация достижения также часто называется стремлением к компетентности.

Мы стремимся к реализации целей и решению новых задач. Мы хотим улучшить свои навыки и доказать свою компетентность как другим, так и самим себе.

Как правило, мотивация достижения по своей природе является неотъемлемой спутницей человека. Однако в определенных обстоятельствах мотивация достижения может включать в себя необходимость внешнего признания.

У нас часто возникает желание или необходимость получать положительную оценку со стороны нашего окружения: близких людей, коллег и др. Эта потребность может включать в себя что угодно: от материального поощрения до простого рукопожатия за хорошо выполненную работу.

4. Саморазвитие

Необходимость самосовершенствования является очень сильной внутренней движущей силой. Мотивация саморазвития лучше всего проявляется в стремлении к переменам.

Конечно же не все, но многие из нас стремятся совершенствовать свой внутренний мир, а также свое тело.

Большинство из нас обусловлены собственной личностью или воспитанием, которые становятся отправной точкой для осуществления изменений в нашей внутренней сущности, знаниях или внешней среде, потому что застой – это не тот показатель, которому следует придерживаться.

5. Власть

Мотивация власти может принимать форму стремления к управлению собственной жизнью, либо желания контролировать окружающих людей.

Мы стремимся к развитию способности оказывать влияние на нашу сегодняшнюю жизнь, а также на улучшение условий жизни в будущем.

Кроме того, нередко мы пытаемся контролировать других людей, и у некоторых из нас такое стремление к контролю окружающих развито намного сильнее, чем у остальных.

Иногда ярко выраженное стремление к власти побуждает людей к негативному, аморальному или даже противозаконному поведению. В других ситуациях стремление к власти – это просто желание оказать влияние на других.

Мы испытываем потребность в том, чтобы люди делали то, что мы хотим и как мы этого хотим.

6. Социум

Многие люди мотивированы социальными факторами. Это может быть желание принадлежать и быть принятыми определенной группой людей, либо стремление к взаимодействию с другими людьми в разных сферах.

Люди имеют врожденную потребность ощущать связь с другими, а также необходимость в принятии и принадлежности обществу.

Другой формой социальной мотивации может выступать подлинное и страстное желание внести свой вклад в жизнь других людей.

Если вы имеете стремление изменить окружающий мир, это, как правило, признак социальной мотивации.

Частое заблуждение о мотивации

Одно из самых удивительных свойств мотивации проявляется в том, что она часто возникает после совершения новых действий, а не предшествует им.

Люди испытывают распространенное заблуждение, полагая, что мотивация приходит в результате пассивного знакомства с мотивационным видео или чтения вдохновляющей книги. Однако активное вдохновение является гораздо более сильным мотиватором.

Чаще всего мотивация становится результатом действия, а не его причиной. Первый шаг в новом деле является формой активного вдохновения, дающего толчок к дальнейшим действиям.

Объекты в движении имеют тенденцию оставаться в движении. Объекты в покое, как правило, остаются в покое.
Первый закон Ньютона

Таким образом, как только вы оттолкнулись от состояния бездействия, вам намного легче продолжить движение вперед.

Почти все трудности для решения какой-либо задачи находятся в самом начале. Но после того, как вы уже начали, прогресс происходит более естественно.

Другими словами, часто легче выполнить задачу, чем положить начало ее выполнению. Поэтому одним из ключей к мотивации является упрощение начальной стадии.

Нет начала и конца. Только действие.
Цитата из х/ф “Мирный воин”, 2006

Мифы о мотивации

1. Запишите свои цели, и успех гарантирован

На просторах интернета можно нередко наткнуться на историю, согласно которой в 1953 году было проведено одно исследование.

У выпускников Йельского университета выясняли, имеются ли у них конкретные цели, которые они хотели бы достичь в будущем. Утвердительно ответили лишь 3% респондентов.

Двадцать лет спустя исследователи обнаружили, что эти 3% студентов, имеющих в прошлом конкретные цели, достигли большего финансового благополучия, нежели оставшиеся 97%. Разве это не удивительно?

И такое развитие событий стало бы действительно впечатляющим фактом, если бы оно было правдой, но это не так. В 1997 году журнал Fast Company разоблачил эту историю, причислив ее к разряду легенд.

Более того, даже такой человек как Форрест Марс (младший), генеральный директор компании Mars, а также внук ее основателя, ответил отрицательно на вопрос о том, были ли у него перспективы трудоустройства на момент окончания Йельского университета.

Хотелось бы, чтобы все было так просто. Однако следует добавить, что наличие конкретных целей является немаловажных аспектом достижения успеха. Сама по себе цель необходима, но одной ее недостаточно.

2. Просто сделайте всё возможное

Считается, что психологическая установка “просто сделай всё возможное” является отличным мотиватором. Это не так.

Несомненно, такое убеждение несет в себе позитивный заряд, но не имеет существенного эффекта.

Психологи Эдвин Локк и Гэри Лэтхэм посвятили большое количество времени изучению различий между целью “сделай всё возможное” и ее оппоненту – труднодостижимой цели с конкретным планом по ее реализации.

Результаты исследований показывают, что цели, которые устанавливают высокую планку, а также детально раскрывают, что нужно сделать для их достижения, приводят к гораздо более высокой производительности, чем просто попытка “сделать всё возможное”.

Это связано с тем, что более сложные но проработанные задачи заставляют людей, часто бессознательно, прилагать большие усилия, повышать концентрацию и оставаться верными цели, упорствуя дольше и лучше используя наиболее эффективные стратегии.

3. Просто визуализируйте успех

Одна лишь визуализация успеха не просто бесполезна, но и является отличным способом настроить себя на неудачу.

Вера в то, что вы добьетесь успеха, и уверенность в том, что успех дается легко – совершенно разные взгляды на одни и те же вещи.

Реалистично настроенные люди убеждены, что добьются успеха, но также они готовы прилагать любые необходимые усилия, проявлять настойчивость, а также уделять время тщательному планированию и выбору правильных стратегий.

Они не уклоняются от размышлений о препятствиях, с которыми им придется столкнуться, и о способах их преодоления.

Нереалистично настроенные люди считают, что успех придет сам по себе, если они будут постоянно и помногу визуализировать. Но по иронии судьбы такой подход способен привести лишь к истощению внутренней энергии, необходимой для достижения целей.

Люди, которые проводят слишком много времени, фантазируя о прекрасном будущем, тем самым лишают себя топлива, необходимого чтобы добраться до своей мечты.

Вы можете развивать более реалистично-оптимистичный взгляд, сочетая уверенность в своей способности добиться успеха с объективной оценкой проблем, которые могут возникнуть у вас на пути.

Не занимайтесь постоянной и изнурительной визуализацией своего успеха, но при этом визуализируйте шаги, которые вы предпримете, чтобы реализовать задуманное.

Как мотивировать себя

Будь несчастен. Или мотивируй себя. Все, что ты делаешь – это твой собственный выбор.
Уэйн Дайер

1. Просто начните, и пусть ваша мотивация догонит вас

Вам не нужно ждать мотивацию, чтобы начать. Если вы хотите работать последовательно, каждый день, то все, что вам необходимо, это совершить первый шаг.

Спустя какое-то время все становится проще и интереснее, а мотивация догонит вас.

2. Начните с малого

Если проект или задуманные цели слишком масштабны и сложны для реализации, не позволяйте этим обстоятельствам сдерживать вас.

Вместо облачения размышлений в негативные оттенки, разбейте задачи на промежуточные цели, а затем, сконцентрировавшись на ближайшей из них, начните движение вперед.

3. Сократите ежедневные отвлекающие факторы

Когда вы находитесь в окружении отвлекающих факторов, вам становится трудно сосредоточиться.

Поэтому закройте дверь в офисе, переведите свой телефон в беззвучный режим и прекратите проверять сообщения в социальных сетях.

4. Получайте мотивацию от окружающих вас людей

Проводите меньше времени с отрицательно настроенными людьми, которые всегда и во всем видят негативную сторону вещей, фильтруйте то, о чем вы им рассказываете или полностью исключите общение с ними.

Уделяйте больше внимания позитивному успешному окружению, энергия которых будет переходить к вам и заряжать на новые свершения.

5. Получайте мотивацию от незнакомых вам людей

Не ограничивайте себя мотивацией, которую вы можете получить исключительно от близких вам людей.

Существует большое количество мотивационных книг, видеоматериалов, историй успеха других людей, которые вы можете использовать, чтобы мотивировать себя.

6. Слушайте музыку, которая дает вам энергию

Одна из самых простых вещей, которая поможет вам мотивировать себя в тот момент, когда вы ощущаете недостаток энергии или мотивации, заключается в прослушивании музыки, которая способна вдохновить вас.

Поэтому создайте музыкальный плейлист, способный зарядить вас энергией.

Отдых от работы, который вы заполните прослушиванием мотивационных музыкальных композиций, окажет положительное влияние на прогресс в вашем деле.

7. Ищите возможности в негативных событиях

Пессимистичный настрой способен истощить вашу энергию и мотивацию. С другой стороны, позитивный и конструктивный способ взглянуть на ситуацию может стать прекрасным помощником мотивировать себя.

Поэтому когда вы столкнулись с негативным событием, задайте себе вопросы: “Что в этом хорошего?” и “Какая здесь существует скрытая возможность?”.

Затем учтите полученный опыт и примите меры, чтобы улучшить то, что вы делаете.

8. Будьте добры к себе, совершая ошибки

Очень легко попасть в ловушку самобичевания и ненависти к себе, когда вы спотыкаетесь или терпите неудачу.

Но такое отношение является проводником отрицательной энергии, убивая мотивацию и снижая вашу самооценку.

Поэтому будьте добры к своей прекрасной личности, и в случае неудачи подтолкните себя, чтобы снова выйти на ваш путь, сделав очередной шаг вперед.

9. Посмотрите назад и оцените результаты

Вместо того, чтобы убивать свою мотивацию, сравнивая себя с теми, кто находится впереди, оглянитесь назад.

Пускай вас все еще ожидает долгий путь, но как много уже пройдено.

10. Дружеское соревнование

Как правило, элемент конкуренции оживляет ситуацию. Поэтому найдите себе оппонента и придумайте дружеское соревнование с коллегой, одногруппником, другим человеком, занятым в той же деятельности.

С целью дополнительной мотивации можете определить приз, например, победитель получает порцию мороженого или бутылку виски.

11. Напомните себе, зачем вы это делаете

Когда вы не знаете, как мотивировать себя, легко упустить из виду, почему вы этим занимаетесь, зачем вы все это начали.

Поэтому уделите 2 минуты свободного времени и выпишите 3 основные причины осуществления ваших действий, получения образования, реализации проекта, экономии денег и т.п., после чего разместите эту запись на видном месте или сохраните ее в своем смартфоне.

12. Подумайте, что вы можете упустить

Вы можете мотивировать себя, чтобы продолжить движение к намеченной цели, рассматривая негативные последствия прекращения ваших действий. Что в итоге вы можете упустить.

Спросите себя: каковы могут быть результаты, если я продолжу делать это в течение еще одного года? А в течение 5 лет?

13. Будьте благодарны за то, что у вас есть

Когда уровень мотивации оставляет желать лучшего, легко начать наблюдать свою жизнь в мрачных тонах.

Чтобы зарядить себя позитивом, а также сосредоточиться на том, что вы имеете, и кем являетесь, задайте себе вопрос: “Какие 3 вещи имеются в моей жизни, которые я принимаю как должное, но могу быть благодарен за них?”

14. Наведите порядок на рабочем месте

Наличие незагроможденного и минималистичного рабочего пространства помогает мыслить более ясно.

Вы почувствуете себя более сосредоточенным и готовым решить следующую задачу.

15. Сократите список дел до одной задачи

Переполненный список дел может быть настоящим убийцей мотивации, поэтому попробуйте уменьшить текущий список задач до одной.

Выберите наиболее важную из них или задачу, которую вы слишком долго откладывали, после чего перейдите к ее выполнению.

Вы удивитесь, как в ближайшее время все дела будут выполнены.

16. Не забывайте про перерывы

Если вы хотите лучше разобраться, как мотивировать себя, прекратите работать без остановок.

Вместо этого работайте в течение 45 минут каждый час и используйте отдых на перерыв, чтобы перекусить, выйти на свежий воздух или сделать разминку.

17. Калибровка цели

Если масштабность цели вас пугает, определите меньшую цель, чтобы снова найти мотивацию.

Если незначительность цели не кажется вдохновляющей, установите более высокую планку и наблюдайте, как это повлияет на вашу мотивацию.

18. Физические нагрузки

Физические нагрузки оказывают положительное влияние не только на ваше тело.

20-30 минут физических упражнений снизят внутреннее напряжение и позволят снова сосредоточиться.

19. Отмечайте свои достижения

Если вы ожидаете поощрение, которое получите после достижения цели, ваша мотивация, как правило, повышается.

Независимо от того, насколько велики либо незначительны ваши текущие успехи, отметьте свои результаты или сделайте себе подарок.

20. Будьте осведомлены, прежде чем начать

Изучение достижений других людей в интересующей вас сфере поможет вам избежать ловушек и составить реалистичный график реализации целей.

В противном случае вы можете получить демотивацию, если будете продвигаться не так быстро, как изначально предполагали.

21. Сделайте перерыв на медитацию

Когда ваш ум немного устал или сильно утомлен, запас энергии и мотивация истощаются.

Поэтому во второй половине дня, или когда вы посчитаете это необходимым, можете заняться медитацией. Просто закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании в течение удобного для вас периода времени.

Медитация очищает разум и снижает внутреннее напряжение.

22. Отправьтесь на прогулку

Прогулка по свежему воздуху отлично помогает мотивировать себя, а также освежить голову и размять тело.

Признаки мотивированных людей

1. Жизнерадостность. Мотивированные люди в предвкушении счастливого будущего и имеют стратегии достижения своих целей.

2. Настойчивость. Они не относятся к возможным препятствиям как к неразрешимым проблемам.

3. Энергичность. Они само воплощение энтузиазма, и не видят причин, чтобы угасать от сожалений и разочарований. Мотивированные люди всегда продолжают прилагать усилия, чтобы достичь результата.

4. Позитив. Они знают, что все будет хорошо и, не дожидаясь приближения счастливого момента, получают удовольствие от выполнения очередной задачи.

5. Концентрация. Они понимают, куда направляются, и не отвлекаются от задуманного.

6. Уверенность. Они осознают свои слабости, но вместо проявления комплекса неполноценности, мотивированные люди компенсируют их другими качествами. В результате возникает уверенность, что поставленные цели обязательно будут достигнуты.

7. Осведомленность. Они не тратят время впустую, вместо чего получают новые знания и совершенствуют навыки.

8. Перфекционизм. Они всегда пытаются найти лучшие способы выполнения задачи, в большей степени ориентируясь на качество.

  • Источник: https://extraman.ru/motivatsiya/

    Понятия мотивация

    Несмотря на то, что изучение мотивации является одним из актуальных вопросов исследования психологов, социологов, педагогов, на сегодняшний день не установлено единого определения этого явления. Существует много довольно противоречивых гипотез, пытающихся на научной основе дать объяснения феномену мотивации, ответить на вопросы:

    • почему и из-за чего человек действует;
    • на удовлетворение каких потребностей нацелена активность личности;
    • почему и как особа выбирает определенную стратегию действий;
    • какие результаты индивид рассчитывает получить, их субъективная значимость для человека;
    • почему некоторым персонам, обладающим более сильной мотивацией в сравнении с другими, удается добиться успеха в тех сферах, в которых наделенные аналогичными способностями и имеющие те же возможности терпят крах.

    Одна группа психологов отстаивает теорию о преобладающей роли внутренней мотивации – врожденных, приобретенных механизмов, управляющих поведением человека. Другие ученые полагают, что ведущей причиной мотивации являются значимые внешние факторы, воздействующие на личность из окружающей среды. Внимание третьей группы направлено на изучение основополагающих мотивов и попытки их систематизации на врожденные и приобретенные факторы. Направление исследований четвертых – исследование вопроса о сути мотивации: как главенствующей причины для ориентирования поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели либо как источника энергии для деятельности, управляемой другими факторами, например, привычкой.

    Большинство ученых понятие мотивации определяет как систему, основанную на единении внутренних факторов и внешних стимулов, определяющих поведение человека:

    • вектор направленности действий;
    • собранность, целеустремленность, последовательность, организованность действий;
    • активность и напористость;
    • устойчивость избранных целей.

    Потребность, мотив, цель

    Термин мотив – один из ключевых понятий психологии, понимаемый учеными по-разному в рамках различных теорий. Мотив (moveo) – условно идеальный предмет, не обязательно материальной природы, на достижение которого ориентирована деятельность личности. Мотив воспринимается индивидом как своеобразные, специфичные переживания, которые можно охарактеризовать как позитивные ощущения от предвкушения достижения предмета потребностей, либо негативные эмоции, возникшие на фоне неудовлетворения, либо неполного удовлетворения от имеющегося в настоящем положения. Для выделения и осознания конкретного мотива человеку необходимо осуществить внутреннюю целенаправленную работу.

    Наиболее простое определение мотива представлено А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном в теории деятельности. По выводу ведущих ученых: мотивом выступает мысленно очерченная, «опредмеченная» потребность субъекта. Мотив по своей сути – отличное явление от понятий потребность и цель. Потребность является неосознанным желанием особы избавиться от имеющегося дискомфорта (читать про потребности человека). Цель – желаемый результат сознательных целенаправленных действий (читать про целеустремленность). Например: голод – естественная потребность, желание принять пищу – мотив, а аппетитный шницель – цель.

    В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

    Экстринсивная и интринсивная

    Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

    Интринсивная мотивация (внутренняя) имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

    Предмет дискуссии о целесообразности такого деления мотиваций освящен в работе X. Хекхаузена, хотя с точки зрения современной психологии, такие дебаты – беспочвенны и бесперспективны. Человек, являясь активным членом социума,не может быть полностью независимым от влияния окружающего общества в выборе решений и поступках.

    Положительная и отрицательная

    Различают мотивацию положительную и отрицательную. Первый вид основан на стимулах и ожиданиях положительного характера, второй – отрицательных. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят». Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать таким образом, меня не накажут». Иными словами, основное различие: ожидание позитивного подкрепления в первых случаях, и негативных – во вторых.

    Устойчивая и неустойчивая

    Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

    Психологи также различают два подвида устойчивой и неустойчивой мотивации, условно именуемой «от кнута к прянику», различия между которыми иллюстрирует пример: стремлюсь избавиться от лишнего веса и достигнуть привлекательных форм.

    Дополнительная классификация

    Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

    Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

    К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

    Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

    Мотивы: движущая сила поведения людей

    Психологи, социологи, философы на протяжении столетий предпринимают попытки для определения и классификации мотивов – стимулов, потенцирующих определенную деятельность личности. Ученые выделяют следующие виды мотивации.

    Мотив 1. Самоутверждение

    Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив самоутверждения – значимый фактор в мотивации активной деятельности человека, побуждающий личностное развитие и интенсивную работу над собой.

    Мотив 2. Идентификация

    Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает смелость. Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка.

    Мотив 3. Власть

    Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. В определенные моменты развития, как личности, так и общества в целом, мотив является одним из существенных движущих факторов деятельности человека. Стремление выполнять лидирующую роль в коллективе, желание занимать руководящие должности мотивирует личность на последовательные активные действия. Для осуществления потребности руководить и управлять людьми, устанавливать и регламентировать их сферу деятельности человек готов прикладывать огромные волевые усилия и преодолевать существенные преграды. Мотивация власти занимает важное положение в иерархии стимулов деятельности.Стремление господствовать в социуме – отличное явление от мотива самоутверждения. При такой мотивации человек действует ради обретения влияния над другими, а не в целях получения подтверждений собственной значимости.

    Мотив 4. Процессуально-содержательный

    Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.

    Мотив 5. Саморазвитие

    Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей,усовершенствованию имеющихся позитивных качеств. По мнению выдающего психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация побуждает личность прикладывать максимум волевых усилий для полного развития и реализации способностей, руководствуясь потребностью ощутить компетентность в определенной сфере. Саморазвитие дает человеку ощущение собственной значимости, требует самообнажения – возможности быть самим собой и предполагает наличие смелости «бытия».

    Мотивация саморазвития требует мужества, отваги, решимости для преодоления страха риска потерятьдостигнутую в прошлом условную стабильность, отказаться от комфортного покоя. Человеку свойственно держаться и возвеличивать былые достижения, и такое почитание личностной истории – основные препятствия на пути саморазвития. Эта мотивация побуждает личность принять однозначное решение, сделав выбор между стремлением двигаться вперед и желанием сохранить безопасность. По утверждению Маслоу, саморазвитие возможно лишь в том случае, когда шаги вперед приносят особе больше удовлетворения, чем ставшие обыденностью былые достижения. Хотя при саморазвитии часто возникает внутренний конфликт мотивов, движение вперед не требует насилия над собой.

    Мотив 6. Достижения

    Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере. Высокая эффективность такой мотивации основана на сознательном выборе индивидом трудных заданий, стремлении разрешить сложные задачи. Этот мотив – движущий фактор для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности, ведь победа зависит не только от природного дара, развитых способностей, освоенных навыков и полученных знаний. Успех любого начинания базируется на высоком уровне мотивации достижения, которая обуславливает целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность человека для достижения поставленной цели.

    Мотив 7. Просоциальный

    Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой. В случае если личность руководствуется просоциальной мотивацией, происходит идентификация человека с определенной ячейкой общества. При воздействии общественно значимых мотивов особа не только отождествляет себя с конкретной группой, но и имеет общие интересы и цели, принимает активное участие в разрешение общих задач, преодолении проблем.

    Человек, движимый просоциальной мотивацией, имеет особый внутренний стержень, ему присущ определенный набор качеств:

    • нормативность поведения: ответственность, добросовестность, уравновешенность, постоянство, совестливость;
    • лояльное отношение к принятым в группе стандартам;
    • принятие, признание и защита ценностей коллектива;
    • искреннее стремление достигнуть цели, поставленной ячейкой общества.

    Мотив 8. Аффилиация

    Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива аффилиации: высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку. В отличие от проведения контактов сугубо с корыстными целями, аффилиативная мотивация – средство удовлетворения духовных потребностей, например: желание любви или симпатии со стороны друга.

    Способы мотивации

    На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

    • Социальная – мотивация персонала;
    • Мотивация для обучения;
    • Самомотивация.

    Вкратце приводим короткую характеристику отдельных категорий.

    Мотивация персонала

    Социальная мотивация – специально разработанная комплексная система мер, включающая моральное, профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности трудящегося и достижения максимальной эффективности его труда. Меры, используемые в побуждении деятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

    • система стимулирования, предусмотренная на предприятии;
    • система управления организации в целом, и кадрового менеджмента в частности;
    • особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

    Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

    • экономические методы (материальная мотивация);
    • организационно-административные меры, основанные на власти (необходимость подчиняться регламенту, соблюдать субординацию, следовать букве закона с возможным применением принуждения);
    • социально-психологическиефакторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

    Мотивация учащихся

    Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов. Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

    • создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);
    • эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;
    • сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;
    • имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;
    • позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;
    • придание фактам элементов новизны;
    • актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;
    • использование позитивной и негативной мотивации;
    • социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

    Самомотивация

    Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели. Существуют различные способы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

    • аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;
    • самовнушение – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;
    • биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;
    • развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;
    • визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

    Источник: https://psyh.info/article/motivatsiya/motivatsiya-istochnik-sil-dlya-dejstvij.html

    Психологи: Как строить отношения с безынициативным человеком

    Чем чаще наблюдаю за людьми, тем крепче становится внутренняя уверенность в том, что выражение «инициатива наказуема» придумали дети авторитарных родителей и те, кто стремится оправдать свое нежелание шевелиться.

    Его имя мы забываем сразу, как только теряем из вида, а по жизни чаще всего характеризуем словами «вроде, неплохой человек, но какой-то никакой». Портрет безынициативного человека обычно скуп на краски и складывается скорее из оттенков серого. Он ни плох, ни хорош, обычно нейтрально-доброжелателен, без блеска старателен, хорошо усваивает социальные и этические нормы. Любимые слова: «Я — как все».
    В зависимости от природы своей безынициативности он легко поддается влиянию других или не отступает от собственных, раз и навсегда внутренне принятых принципов.

    Почему он раздражает?

    Во-первых, переполняется чаша терпения. Мне в течение года приходилось почти каждый день обедать с человеком, который на вопрос «Что ты будешь?» отвечал «Выбери сама». В какой-то момент я не сдержалась и предложила на первое — сено, а на второе — солому.

    Также нам хочется чувствовать внимание близкого человека, а не выпрашивать его. Поэтому на форумах, посвященных отношениям, живейшие отклики находят темы вроде «Секс только по моей инициативе», «Мы никуда не ходим», «Как жить с человеком, за которого все приходится решать?».

    Если же безынициативный человек для нас не более чем знакомый, то раздражение зачастую обусловлено неприятием жизненной позиции «плывем по течению». Стремительная жизнь предполагает, что человек должен быть хоть сколько-нибудь целеустремлен, амбициозен и порой агрессивен. Наш герой совсем не из этого романа.

    Кроме этого, не следует забывать, что безынициативные люди своей пассивной позицией частенько создают проблемы на ровном месте, решать которые приходится другим. Да и в какой-то момент бесконечное «не знаю, чего хочу» вызывает желание встряхнуть хорошенько сонное царство на предмет: есть ли там кто живой.

    Карьера

    Учиться безынициативщик может как угодно: и на тройки, и на пятерки, здесь все зависит от требовательности родителей. Сфера деятельности выбирается чаще без особых раздумий: по желанию родителей («Вася, ты должен закончить политех» или «У нас в семье все были врачами»), повинуясь стадному инстинкту (половина класса поступала, а взяли его одного) или случайно (отнес документы в первое попавшиеся место). Только явная склонность к тому или иному делу («Вася у папы силен в математике») может заставить безынициативную личность пошевелиться самостоятельно.

    Безынициативных людей охотно привечают в системах с авторитарным управлением (армия, крупные предприятия, госслужба), на рутинных операциях, в неоперативной аналитике. Они редко становятся начальниками, разве что постарается большая и волосатая родственная лапа. Впрочем, это и не нужно, ведь чем выше должность, тем чаще нужно принимать решения, т.е. проявлять чуждую природе личности инициативу.

    Это находка для руководителей, привыкших к беспрекословному иерархическому подчинению и тех, кто опасается конкуренции. Их кредо — сохранять, а не развивать. Поэтому не стоит брать пассивного человека на должность менеджера по продаже, а вот в архиве или лаборатории такой сотрудник на вес золота.

    Окружение

    Безынициативный человек — любимец пожилых родственников, способных часами развешивать макаронные изделия по чужим ушам, со стороны выглядят скучноватым. Раскрывается он только перед близкими, а таланты проявляет, если кто-то даст толчок и скажет «сделай это».

    Безынициативные люди поддерживают отношения с родственниками, одноклассниками, однокашниками и коллегами, так как самостоятельно завязывать дружбу не умеют. Зато здесь можно надеяться на максимальную лояльность: гениальный план спасения с необитаемого острова не предложат, но с перевозкой мебели всегда помогут; в президенты не выдвинут, но и не отвернутся в случае поражения.

    В компании даже самого патологического безынициативщика принимают охотно — лидеры не видят в нем конкурента, а воплощать в жизнь чужие идеи тоже кто-то должен.

    Личная жизнь

    Несмотря на выдающуюся пассивность, формально одинокими безынициативные люди бывают редко, ведь при желании окольцевать их проще простого. Главное условие — партнер проявит настойчивую инициативу. А вот внутренне такой человек часто одинок и недоволен,
    ведь мало кто их понимает и еще реже ?
    ?ринимает, не требуя меняться. Но, даже будучи глубоко несчастным, изменить что-то без настойчивой посторонней помощи пассивный человек не в силах.

    Партнеру патологически безынициативной личности о перспективах тоже стоит подумать заранее. Пассивные девушки пользуются успехом у поклонников домостроя, ко времени женитьбы успевших намаяться со знающими себе цену феминистками. Эта пара довольно гармонична — он командует парадом, а она воплощает его указания в жизнь; однако безоблачное счастье возможно только при полном совпадении ценностей. В противном случае женщине придется тихо страдать.

    А вот барышни, окрыленные отсутствием традиционного мужского сопротивления на пути в ЗАГС, почему-то редко задумываются, что каменную стену вокруг домашнего очага возводить придется собственными силами. Поэтому после свадьбы они сетуют на то, что муж никуда не водит, не строит активно гнездо и зарабатывает мало. Тут уж придется смириться с лежачим камнем в роли супруга (так же пассивно сетовать на жизнь и, в конце концов, расстаться) или взять инициативу на себя.

    Есть ли надежда?

    Собственно безынициативность чаще всего бывает двух видов: обусловленная психофизиологическими характеристиками и приобретенная. Первая наблюдается у ярко выраженных флегматиков, непрошибаемому спокойствию которых обзавидуется любая дверь. Вторую воспитывает окружение, столь жестко подавляющее любые проявления личности у ребенка, что развитие идет по одному из двух путей: повышенная агрессивность или практически полное отсутствие собственных инициатив.

    Казалось бы, зачем тратить свое драгоценное время на столь «никакой» объект? Но судить человека только за его видимую безынициативность дело неблагодарное. С тем же успехом можно превозносить кого-то за пустоголовое рвение, оособенно, ежели в том, во что человек рвется, ничегошеньки он не понимает. Не всегда безынициативный равно бесталанный, а ярлыки «плохой друг», «полный нуль» и прочие не прилагаются автоматически к такой характеристике в качестве бесплатного бонуса.

    Более того, безынициативность обычно компенсируется старательностью (правда, в пределах заранее заданных вводных), относительной стабильностью и предсказуемым поведением.

    В отличие от сложно поддающихся коррекции врожденных качеств, приобретенную неинициативность перебороть можно. Способствует этому сильный стресс (но тут эффект непредсказуем), партнер, способный управлять поведением другого или помощь грамотного психолога.

    Как строить отношения с безынициативным человеком

    В корне изменить ситуацию без желания второй половины сложно, поэтому лучшее решение — принять человека таким, каков он есть. Но это не значит, что нужно опустить руки.

    1. Необходимо трезво оценить какие черты партнера вызывают симпатию, а какие бесят, постараться представить себе возможные конфликтные ситуации и честно ответить себе на вопрос «Смогу ли я мириться с теми чертами, что мне не нравятся или обратить их себе на благо, есть ли на это силы и желание?»

    2. Не ждите он него несвойственных поступков и спокойно воспринимайте их закономерное отсутствие. Никаких обид вроде «он должен был догадаться». Не должен: максимум мог бы или нет. Если возникнет желание летом покататься на лыжах, не будете же вы пенять августу за то, что снег идет зимой.

    3. Вовлекайте партнера в ситуации, когда решение принимать необходимо, но без лишнего нажима, чтобы не закреплять эффект соотнесения дискомфорта с волевыми усилиями. Покажите, что нуждаетесь в его внимании и защите и объясните, как вам помочь.

    4. В ситуациях, когда патологически безынициативное поведение является следствием психологических проблем, стоит задействовать терапию (тренинги, ролевые игры и т.п.).

    5. Если уж решили, что это ваша половина, то необходимо принимать как должное то, что придется играть роль первой скрипки, брать ответственность на себя, выстраивать отношения и выяснять что к чему.

    6. При возникновении неудовлетворенных желаний имейте смелость рассказать об этом, выдать список желаемого и показать пути к воплощению.

    7. Не ждите, что партнер расскажет о своих проблемах, если уж заметили неладное — выясняйте сами что к чему, пока ситуация не усугубилась.

    8. Измените отношение к ситуации. Пусть партнер не делает широких жестов без прямого на то указания, зато семейный бюджет будете контролировать вы. Он не ухаживает красиво? Зато не будет интересоваться каждой юбкой. Не проявляет
    инициативы в сексе? Но ведь не отказы
    вается от ваших инициатив.

    Источник: http://www.all-tests.ru/psihologi-kak-stroit-otnoshenija-s-bezyniciativnym.htm

    Проблема снижения мотивации персонала в организации: причины, факторы, методы устранения

    На сегодняшний день решение проблемы снижения мотивации (демотивация) работников является одной из наиболее актуальных задач в системе управлении персоналом организации. Управление персоналом представляет собой сложный многоэтапный процесс, от успешной организации которого зависит достижение компанией поставленных целей. При этом конечный результат данного процесса зависит от множества факторов, одним из них является система мотивации, которая функционирует в компании.

    Мотивационная система организации (система вознаграждений) включает в себя все, что работник может оценить и пожелать, а работодатель имеет возможность и хочет предложить работнику за его вклад в успешное осуществление основной деятельности компании. Однако эта система, как правило, направленная на увеличение продуктивности работы персонала, может приводить также и к отрицательному воздействию, снижая эффективность деятельности сотрудников. Уменьшение результативности, прежде всего, может проявиться в сокращении инициативности и ответственности, в понимании сотрудниками присутствия на рабочем месте как скучного и бесполезного провождения времени. Все указанные признаки говорят о наличии фактора демотивации персонала .

    Подобное восприятие работниками своих трудовых обязанностей, согласно мнению многих экспертов, по большей части может быть связано с недостаточной психологической компетентностью самих руководителей, которые неоднозначно оценивают важность успешной мотивации своих сотрудников, а также с элементарным отсутствием умения применять на практике методы мотивации.

    При этом наличие демотивации в компании приводит к негативным последствиям для эмоционального состояния персонала. В конечном итоге, если руководство не примет эффективных и оперативных мер для улучшения мотивации в коллективе организации, то становится неизбежным увеличение оттока работников. В то же время первыми такую компанию начинают покидать наиболее ценные и квалифицированные кадры, которые с высокой долей вероятности, затем становятся быстро востребованными на рынке труда. В итоге бездействие руководства еще больше ухудшает сложившуюся ситуацию, оказывая негативное воздействие на оставшихся сотрудников, а также на репутацию самой организации, которая попадает в категорию тех, кто не особо ценит своих перспективных работников .

    В случае проявления демотивации через приведенные выше критерии, то перед руководством организации, как правило, стоят следующие задачи:

    • выявление причин демотивации персонала;

    • определение круга мер по их устранению;

    • разработка стратегии по реорганизации системы мотивации в соответствии с выявленными недочетами в работе с персоналом.

    Необходимо отметить, что демотивация не однозначна с точки зрения момента возникновения и причин ее порождающих. В частности, основа демотивации может быть заложена в период адаптации нового сотрудника к незнакомому месту работы, но наряду с этим признаки демотивационного поведения могут возникнуть и при прошествии достаточно длительного времени работы в компании.

    Отдельные авторы выделяют две основные причины демотивации: материальная неудовлетворенность и психологический дискомфорт. При этом предпосылками снижения мотивации могут стать следующие факторы :

    • нарушение негласных договоренностей между сотрудником и руководством (обещание выплатить премию за успешную работу и т.д.);
    • отсутствие применения каких-либо профессиональных навыков сотрудника, которые им самим высоко оценены;
    • игнорирование идей и инициативы работника;
    • отсутствие у сотрудника чувства причастности к компании;
    • дефицит чувства достижения поставленных целей, а также видимых результатов, личного и профессионального роста;
    • недостаточность признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег;
    • отсутствие изменений в статусе сотрудника.

    Вместе с тем, одним из немаловажных факторов, способствующих снижению мотивации, может стать сама система мотивирования персонала. При этом данная ситуация, как правило, складывается в следующих случаях:

    • отсутствует системный подход к мотивации персонала;

    • система мотивации состоит только из материальных стимулов в виде заработной платы, а работником движет исключительно опасение ее потерять;

    • нововведения в сфере мотивации, не сопровождающиеся изложением, донесением до персонала ожидаемых от него результатов;

    • система мотивации не соответствует потребностям персонала, по причине отсутствия изменений в ней наряду с изменениями организации.

    Поэтому, в целях предотвращения появления демотивирующих признаков, система мотивации персонала должна внимательно контролироваться руководством и подвергаться качественной оценке ее соответствия, как потребностям работников, так и содействию достижения стратегических целей организации .

    В современных компаниях одной из основных причин снижения мотивации является неэффективная система оплаты труда, которая проявляется в заниженной величине поощрения сотрудника по сравнению с уровнем его вклада в общий результат, а также при наличии на этом фоне высоких вознаграждений других сотрудников, которые не оказали существенного влияния на достижение высоких результатов. В результате изначальной недооценки труда, а также отсутствия позитивной динамики при наличии положительных показателей труда, нехватка признания, которая выражена в материальном поощрении, не может побудить работника к повышению уровню производительности.

    Стоит отметить, что иногда при грамотно выстроенной системе мотивации явление демотивации также имеет место быть. Не стоит забывать, что немаловажное влияние на работника оказывает организационная структура компании. Изначальное проявление инициативы при приеме на работу, наличие перспективных идей может постепенно начать снижаться из-за ожидания сотрудником повышенной оценки руководством его деятельности, которое не всегда имеет место быть .

    При этом выделяют следующие основные просчеты, совершаемые руководителями на периоде адаптации сотрудников и которые в дальнейшем способствуют появлению демотивации:

    • чрезмерное вмешательство в работу сотрудника;

    • недостаток психологической поддержки;

    • дефицит внимания со стороны руководителя к вопросам подчиненного;

    • отсутствие промежуточных результатов эффективности труда сотрудника;

    • некорректность системы оценки работника;

    • неэффективное решение служебных проблем работника.

    При наличии перечисленных выше факторов персонал организации не стремится к проявлению инициативы и достижению высоких результатов.

    Однако снижение мотивации проявляется постепенно и основной задачей руководства в данном случае становится оперативное акцентирование внимания на тех признаках, которые явно указывают на снижение степени заинтересованности сотрудников в своих обязанностях. При этом процесс демотивации происходит в несколько этапов, каждый из которых может сопровождаться эмоциональными переживаниями сотрудника .

    Первый этап демотивации малозаметен, характеризуется незначительными переживаниями, когда работник начинает испытывать некоторое замешательство и недоумение. На этой стадии ему не понятны причины его неудач в рабочем процессе, что стоило бы сделать для исправления ситуации и что является первоисточником причины сложившейся обстановки.

    При этом в подобной ситуации, как правило, относятся сотрудники, принятые на работу совсем недавно и поэтому им пока еще неизвестны общепринятые правила поведения в данной организации, и они пытаются к ним адаптироваться. По продолжительности этот период занимает от 3 до 6 месяцев .

    Второй этап характеризуется повышением степени раздражения сотрудника, которое вызвано противоречивыми указаниями руководства, что приводит к возникновению недопонимания и неопределенности в структуре управления. В результате сотрудник скрыто или явно начинает обвинять руководителя в возникновении своих затруднений в работе и начинает надеяться на ошибку руководителя, после которой можно было бы с помощью аргументов доказать правильность своего мнения для успешного выполнения задач организации .

    Третий этап – это явно выраженное недовольство, которое проявляется в конфликтах с руководством и игнорировании замечаний с его стороны.

    На этом этапе происходит потеря готовности к сотрудничеству: инициатива практически отсутствует и работник начинает подчеркивать границы своих обязанностей, сужая их до минимума. Зачастую конфликт «работник – начальство» затрагивает окружающих, коллег.

    Четвертый этап в большинстве случаев предшествует увольнению, т.к. сотрудник становится замкнутым, стараясь отстраниться от руководства и проблем предприятия. Поэтому увольнение начинает рассматриваться работником как единственная альтернатива сложившейся ситуации.

    При ситуации, которая складывается в отношениях между работником и непосредственным начальством, перед последним возникает естественный вопрос удерживать сотрудника или отпустить? Естественно полагать, что если отношения «работник-начальство» перешли на последний этап, то удержать работника от увольнения будет сложно. При наличии подобных признаков среди персонала руководство должно провести переоценку организации труда в компании и того, насколько она соответствует принципам, которые позволяют создать атмосферу, предрасполагающую к максимальной степени продуктивного воздействия мотивации. В проведении данной переоценки наиболее эффективным становится анализ основных обстоятельств, которые могут способствовать улучшению мотивационной системы. Основные факторы повышения мотивации в организации представлены на рис. 1.

    Рис.1 Факторы повышения мотивации персонала

    Одновременно с этим большинство руководителей сходятся во мнении, что признаками мотивирующей организации труда являются следующие элементы :

    1. Любые действия, решения руководства и персонала должны быть рациональными и продуманными.

    2. Многие сотрудники хотят продемонстрировать свои способности и доказать свою значимость в работе. Поэтому они не приемлют игнорирования своего профессионального мнения руководством в тех вопросах, в которых данные работники достаточно компетентны.

    3. Отдельные работники стремятся выразить себя в новых сферах деятельности, выполняя задания и поручения руководства, несмотря на отсутствие продолжительного опыта данной работы. Если работа примитивна и не предоставляет возможностей развития, можно практиковать смену видов деятельности.

    4. Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию. Таким образом, сотрудник получает возможность реализовать свои предложения, инициативу, при условии, что руководство выразит свою заинтересованность.

    5. Если сотрудник ощущает значимость своей работы для устойчивого функционирования организации, то зачастую это позволяет повысить его самооценку, уверенность в собственных силах.

    6. Большинство людей стремится быть успешными, путем выполнения поставленных целей в работе. При этом выработанные цели должны поддаваться измерению по уровню и срокам выполнения.

    7. Достижение успеха без признания приводит к разочарованию, поэтому любой хорошо работающий сотрудник с полным правом должен рассчитывать на признание и поощрение, как материальное, так и моральное.

    8. Оперативность и форма получения информации позволяют персоналу оценить свою реальную значимость в глазах непосредственного руководителя и управляющих вообще. Если доступ к информации затруднен, если получение информации происходит с задержкой, то сотрудники чувствуют к себе недоверие, недооценку способностей.

    9. В большинстве случаев работники негативно относятся к изменениям в их работе и на рабочих местах, которые приняты без учета их мнения и опыта, даже если эти преобразования вполне позитивны.

    10. Необходимо объективное и оперативное предоставление работнику информации о качестве работы, которую он осуществляет. Данная информация позволит работнику регулярно анализировать и вносить определенные коррективы в свои действия.

    11. Для большинства сотрудников контроль со стороны неприятен. Каждая работа выигрывает от максимально возможной степени самоконтроля. Непосредственно видимые результаты действия повышают интерес к работе.

    12. Сотрудники остро реагируют, если их старания и полученные результаты приводят только к тому, что их еще больше загружают. Особенно, если это никак не компенсируется в материальном отношении. Все это значительно снижает стремление к проявлению инициативы.

    Перечисленные признаки дают развернутое представление о мотивации труда и, опираясь на них, руководителю следует выстраивать свое взаимодействие с подчиненными во избежание демотивации в любых ее проявлениях .

    Необходимо отметить, что для комплексного построения мотивационной системы в организации, руководству необходимо иметь представление о существующих в науке и практике управления методах улучшения мотивации, повышения результативности персонала. Данные методы делятся на четыре основные группы.

    Экономические методы основаны на системе основополагающих принципов организации материального вознаграждения сотрудников организации за проделанную работу. Они были сформулированы Д. Синком:

    1. коммуникация и согласие между исполнителями и руководством по поводу общих правил организации системы стимулирования;

    2. справедливая оценка работы;

    3. поощрение связано с результативностью;

    4. создание атмосферы сотрудничества, а не конкуренции;

    5. гарантия работы и др.

    Целевой метод предполагает, что руководство формулирует перед исполнителями цели, которые обладают следующими характеристиками:

    1. измеримость целей;

    2. обозначение результатов работы;

    3. точные сроки;

    4. концентрация внимания на возможности роста производительности труда;

    5. потенциальные стимулы для исполнителей;

    6. поддержка организации;

    7. контроль;

    8. лица, ответственные за цели;

    9. оценка, ясность результатов достижения цели и др.

    При этом цели организации должны основываться на двух важных психологических закономерностях.

    1. Придание целям четкой формы, что приводит к повышению мотивации. Наличие субъективно принятой цели в психологии считается важным и самостоятельным мотиватором поведения.
    2. Трудные цели обладают большей мотивирующей силой, чем легко достижимые. Психологически это объясняется тем, что трудная цель повышает самооценку человеком своих возможностей и собственной значимости.

    Метод проектирования и перепроектирования работ (обогащения труда). Цель проектирования и перепроектирования состоит в повышении мотивации путем ее совершенствования. Перепроектирование позитивно меняет отношение человека к своей работе, повышает мотивацию и эффективность труда. При этом главным правилом становится привлечение работника к планированию работы. В основе данного метода лежат психологические закономерности «расширения» (обогащения) труда. Содержание и организация работы изменяются так, чтобы включить в нее полный набор факторов гигиены и особенно факторов-мотиваторов. Основными чертами продуктивной в мотивационном отношении работы становятся:

    • ответственность за результаты;

    • достижения: уверенность работника в том, что он выполняет важную работу;

    • контроль над ресурсами;

    • обратная связь: информация о результатах работы;

    • возможность профессионального роста;

    • контроль работника над условиями труда.

    Метод вовлечения работников – это приобщение сотрудников к процессу организации труда и управления им. Исполнитель из пассивного объекта управленческих воздействий превращается в активного участника – субъекта управления. Раскрепощается творческая активность, инициативность, повышаются ответственность и мотивация. Это явление называется в психологии феноменом «размораживания потенциала субъекта труда». Пример эффективности этого метода – лидирующее положение японского менеджмента, использующего данный подход в качестве общей идеологии.

    При использовании данного метода необходимо соблюдение следующих условий:

    • право голоса у работника при решении проблем;
    • поиск согласия;
    • использование индивидуальной и коллективной мудрости;
    • совместное принятие решения;
    • делегирование прав;
    • выявление проблем и определение действий;
    • создание надлежащих условий и установки;
    • механизм для улучшения сотрудничества.

    Важно отметить, что залогом успеха организации, в первую очередь, являются ее сотрудники, а также их готовность направлять все свои усилия на благо своей компании. При этом можно с уверенностью утверждать, что построение и внедрение мотивирующих факторов заслуживает пристального внимания со стороны руководства, как и своевременная диагностика уровня и качества их воздействия на персонал. При этом упущения в данном процессе могут обернуться на начальном этапе скрытой демотивацией работников, которая, без оперативного вмешательства, может нанести значительный урон как рабочему процессу, так в последствии и кадровому составу компании.

    Таким образом, использование комплексного подхода при построении грамотной системы мотивации занимает первостепенное значение, так как, в конечном итоге, эта система позволяет оказывать значительное содействие в достижении организацией своих поставленных целей.

    Источник: https://novainfo.ru/article/2657

    Последствия безынициативности

    Последствия безынициативности – это невозможность состояться как личность, реализоваться, достичь своих жизненных целей. Безынициативный человек – это по сути вечный ребенок, которому нужна опека взрослых. Но если ребенка родители опекают бескорыстно, из любви, то для взрослого человека таких опекунов найти не всегда удается. Чаще всего на их роли претендуют всевозможные манипуляторы, которые за свою опеку запросят немалую цену, и приведут своего «подопечного» совсем не туда, куда нужно ему, а туда, куда нужно им самим. Иными словами – будут пользоваться им для своих целей.

    Там, где инициативный человек сам выберет себе работу, дом, семью – безынициативный пойдет на поводу у других, и сделает так, как ему велят. Потом он будет говорить, что у него не было выбора, от него ничего не зависело, его заставили, поставили перед фактом, принудили… Он не понимает, что нежелание делать выбор – это тоже выбор, его собственный выбор. Когда мы отказываемся делать выбор, то предоставляем право выбора кому-то другому. И чаще всего это совсем не тот выбор, который нужен нам.

    Безынициативный человек просто теряет бразды правления своей жизнью. Он сам себе не принадлежит. Он передает ответственность за себя в чужие руки. Какое-то время он может наслаждаться комфортом и покоем бездействия… Но рано или поздно обнаружит, что получил в своей жизни совсем не тот результат, который бы ему хотелось.

    Упражнение 1.

    Выясни, кто на самом деле делает выбор в твоей жизни

    Подумайте о тех ситуациях в вашей жизни, которые вас не устраивают. Вспомните весь путь, каким вы пришли к ним. С чего все началось? Какие решения вы принимали (или не принимали), в результате чего что-то сложилось не так, как бы хотелось?

    Говорите ли вы себе: «От меня ничего не зависело», «У меня не было выбора»? Вероятно, в таком случае вы шли на поводу у других людей или обстоятельств, и не хотели принимать собственного решения. Но ведь такой отказ от собственного решения – это тоже было ваше решение, это был ваш выбор! Вы выбрали подчиниться, хотя могли бы сделать иначе – выбрать что-то другое.

    Например, вы оказались на нелюбимой работе, и вам казалось, что другого выбора нет. На самом деле, другой выбор был – может быть, вы могли найти любимую работу, но она была ниже оплачиваемой. Вы предпочли высокую зарплату возможности заниматься любимым делом – но ведь это был ваш выбор, и он зависел только от вас! Признайтесь в этом себе – и вы сразу почувствуете себя сильнее. Даже если вы сделали неверный выбор, все равно его сделали вы, а не кто-то другой. Это значит, вы – хозяин своей жизни. Осознайте, что это так, и вы уже не будете чувствовать себя маленьким человеком, от которого ничего не зависит.

    Упражнение 2.

    Научись ставить цели и достигать их

    Наверняка в вашей жизни накопилось немало мелких проблем, решение которых вы откладываете. Может быть, надо что-то отремонтировать, или разобраться в шкафу, или сделать какое-то приобретение, или навестить родственников, или посетить врача. Подобные заботы можно использовать для тренировки умения проявлять инициативу, принимать решения и достигать целей. Начав с таких, небольших целей, вы постепенно сможете перейти к более значительным.

    Скажите себе, что с сегодняшнего дня вы берете на себя ответственность за наведение порядка в своей жизни. Составьте список всех дел, которые вы давно откладывали. Задайтесь целью выполнять по одному такому делу в день, или в неделю, если задача довольно крупная. Запланируйте, когда и что вы будете делать. Таким образом вы поставите цели. Решите для себя, что вы непременно сделаете то, что запланировали. И приступайте к делу. Когда достигнете первой цели, обязательно похвалите себя. Отметьте, что вы это сделали самостоятельно и добровольно – поставили цель и достигли ее. Продолжайте дальше в таком же духе.

    Упражнение 3.

    Найди новые возможности для действия

    Возьмите лист бумаги, ручку, и выпишите все ситуации, по поводу которых вы говорите, что от вас ничего не зависит.

    Перечитайте, и подумайте по каждому пункту: действительно ли от вас совсем ничего не зависит? А может быть, вы могли бы предпринять что-то, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

    Если ничего не приходит в голову, задайте себе вопрос: «А что бы на моем месте сделал другой человек – инициативный, решительный, уверенный в себе, верящий в свои силы, и знающий, что у него все получится?»

    Представьте себя таким человеком. Скажите себе, что вы – и есть он. Посмотрите на ситуацию его глазами, и запишите хотя бы десять вариантов возможных решений и действий. Рассмотрите ситуацию с разных сторон, и начинайте ваши размышления со слов: «А что, если…» А что, если сделать так, попробовать вот это, испытать эту возможность… Пишите все, что в голову придет, не анализируя. Пусть некоторые варианты даже будут совершенно фантастическими! Главное – настроить свое сознание на поиски возможностей действия, возможностей перемен, на то, чтобы отыскать лучшие решения.

    Важно выйти из состояния сознания «маленького человека», который и не пытается думать и искать возможности. Когда вы настроите свой мозг на поиски этих возможностей – они будут сами приходить к вам.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Источник: https://staff.wikireading.ru/21716