При превышении расходов над доходами бюджета возникает

Сбалансирование бюджетов

Обязательным условием финансово-бюджетной деятельности является сбалансированность бюджетов, означающая равенство или баланс поступлений и расходов. Различают сбалансированность:

• плановую — сбалансирование бюджета происходит в ходе его составления, обсуждения и утверждения;

• оперативную — сбалансированность при исполнении бюджета;

• фактическую — отражает итог исполнения бюджета.

Проблема сбалансирования бюджета возникает в случае образо­вания профицита или дефицита.

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Проблему сбалансирования бюджета при дефиците решают посредством антидефицитного механизма, представляюще­го комплекс различных инструментов.

1) Установление предельныхразмеров дефицита.

Законодательные органы в установленном порядке утверждают пределы дефицита бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам. При этом текущие расходы бюджетов субъектов РФ и местный образований не могут превышать объемы их доходов. Раз­мер дефицита федерального бюджета не должен быть больше сум­мы бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государст­венного долга России. Дефицит субъектного бюджета не может превышать 15% дохода бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета, местного бюджета — соответственно 10% объема доходов без учета помощи из вышестоящих бюджетов.

2) Определение источниковпокрытияутвержденногодефицита.

Дефицит федерального бюджета финансируется за счет внут­ренних и внешних источников.

К внутренним источникам относятся:

♦ кредиты, полученные РФ от кредитных организаций;

♦ государственные займы от имени РФ;

♦ ссуды и кредиты от бюджетов других уровней и внебюджет­ных фондов бюджетной системы РФ;

♦ поступления от продажи государственного имущества;

♦ превышение доходов над расходами по государственным за­пасам и резервам;

♦ изменение остатков средств на счетах федерального бюджета.

Внешними источникам иявляются:

♦ государственные займы, осуществляемые в иностранной ва­люте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

♦ кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

♦ государственные займы — выпуск ценных бумаг от имени субъекта РФ;

♦ ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

♦ кредиты от кредитных организаций;

♦ поступления от продажи имущества, находящегося в госу­дарственной собственности субъекта РФ;

♦ изменение остатков средств на счетах бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета

служат:

♦ муниципальные займы — выпуск муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

♦ кредиты от кредитных организаций;

♦ ссуды и кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

♦ поступления от продажи муниципального имущества;

♦ изменение остатков средств на счетах местного бюджета.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России

долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образо­ваний при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

3) Определениезащищенныхстатей.

4) Введениемехан изма секвестра.

На случай отклонения исполнения бюджета от планового при превышении размеров дефицита или значительного снижения по­ступлений законодательными органами утверждается перечень (со­став) защищенных статей, не подлежащих изменению в любых усло­виях, и применяется механизм секвестра расходов. Секвестр — это особый режим сокращения расходов в виде пропорционального снижения расходов (на 5, 10% и т.д.) ежемесячно по всем, кроме защищенных, статьям бюджета до конца текущего финансового года.

Любое изменение основных характеристик бюджета подлежит утверждению законодательными органами. До 1989 г. бюджеты СССР имели официальное положительное сальдо. В 1992—1999 гг. практиковался плановый дефицит. Дефицит был и раньше, но но­сил скрытый характер и погашался средствами «черного» бюджета, займами, эмиссией.

В последние годы определенным «лекарством» дефицитной «болезни» явились новые «правила игры», по которым органам исполнительной власти предоставлено право при невыполнении (на 5, 10%) доходной части бюджета самостоятельно уменьшать бюджетные назначения (подробнее этот вопрос рассматривается в главе 13).

Но наиболее действенным приемом борьбы с дефици­том является одновременное специальное занижение расходной и доходной частей бюджета при установлении формального профи­цита. При этом сверхплановые поступления, образующие специ­фический внебюджетный фонд или «финансовый резерв», направ­ляются на финансирование внеплановых расходов. Данная схема впервые де-факто была использована в федеральном бюджете 2000 г., завершенного вместо планового дефицита профицитом 1,5% ВВП. Соответственно федеральный бюджет 2001 г. вместо планового баланса исполнен с профицитом 265 млрд руб. (22% к расходам бюджета или 2,9% ВВП) с образованием финансового резерва в 81 млрд руб.1 Де-юре система применена в федеральных бюджетах 2002 и 2003 гг., принятых с 9%-ным и 3%-ным профи­цитом.

При выявлении профицита (превышение доходов бюджета над расходами) до утверждения бюджета производится его сокращение путем дополнительного погашения долговых обязательств или увеличения ассигнований по наиболее важным направлениям бюджета. В качестве альтернативного варианта сбалансирования

См.: Бюджетно-финансовая политика: итоги и задачи //Финансы. — 2002 — №3.

возможно уменьшение поступлений путем сокращения налоговых платежей. Таким образом, к исполнению принимается сбаланси­рованный бюджет.

Данная схема носит в основном теоретический характер. В ре­альной действительности расходы, как правило, больше доходов. Фактически реализуется негласный принцип, что государство явля­ется должником в конечной инстанции. На практике, особенно в условиях неопределенности рыночной конъюнктуры и стихийного движения отечественных и мировых цен на важнейшие экспортные и импортные товары, трудно запланировать точные параметры ос­новных налоговых поступлений. Поэтому органы государственной власти страхуются от недоборов отдельных налогов, направляя часть их в специальный финансовый фонд или занижая общий уровень доходной части бюджетов. Впервые официально эта ситуа­ция отражена в Федеральном законе РФ «О федеральном бюджете на 2002 год».

Положение значительно усложняется при внеплановом профи­ците, когда возникает проблема официального оформления допол­нительных доходов и расходов. В 2003 г. проблема профицита в стране была решена через механизм специального финансового ре­зерва В финансовый резерв федерального бюджета РФ на 2003 г. были зачислены: свободные остатки федерального бюджета на 1 января 2003 г., плановое превышение доходов над расходами; внеплановое превышение доходов бюджета.

Средства финансового резерва могут использоваться в следующих целях’

• замещение внутренних источников покрытия дефицита фе­дерального бюджета;

• замещение внешних источников покрытия дефицита феде­рального бюджета;

• погашение государственного долга.

При недоборе доходов бюджета финансовый резерв уменьшает­ся на соответствующую величину.

Описанный механизм решения дефицитно-профицитной про­блемы федерального бюджета широко используется при сбаланси­ровании субъектных и местных бюджетов.

В условиях проведения курса федеральной бюджетной политики на централизацию финансовых ресурсов в федеральном бюджете и фактическое лишение самостоятельности территориальных бюдже­тов применяется специальный механизм трансфертов, охватываю­щий различные виды финансовой помощи. Так, в январе — марте 2002 г. финансовая помощь оказывалась в форме:

♦ дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченно­сти субъектов РФ;

+ фонда компенсаций;

♦ дотаций на частичное возмещение расходов в связи с по­вышением первого разряда оплаты труда бюджетных работников.

Помощь производилась всем 89 субъектам Федерации (даже са­мый богатый город — Москва, кроме специальных ассигнований, получил 519 млн руб. дотаций1)

Очевидно, что данная система централизации с последующей по­всеместной децентрализацией бюджетных средств вряд ли экономиче­ски целесообразна. Более того, она резко усугубляет проблемы бюд­жетного федерализма, ведет к замедлению оборота, лишним затратам и потерям бюджетных средств.

Источник: https://all-sci.net/byudjet_850/sbalansirovanie-byudjetov-56547.html

Учебно-методический комплекс удк ббк а рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (1)

68. При превышении расходов над доходами бюджета возникает негативное явление, называемое

A. отставкой Правительства РФ

B. защитой статей наиболее важных расходов

C. дефицитом бюджета

D. принятием и утверждением нового бюджета

Контрольный тест 3

1. Из перечисленного:

1) наблюдение; 2) проверка; 3) анализ; 4) ревизия; 5) сравнение — методы, используемые субъектами валютного контроля:

  1. 1, 3

  2. 2, 4

  3. 3, 5

  4. l, 2

2. Кассовыми операциями являются:

  1. выдача заработной платы

  2. оплата проезда в общественном транспорте

  3. оплата покупок гражданами в торговых точках

  4. покупка валюты

3. Из перечисленного:

1) страхование жизни; 2) страхование пенсий; 3) страхование от несчастных случаев и болезней; 4) страхование детей от несчастных случаев; 5) медицинское страхование; 6) страхование ритуальных услуг — на осуществление личного страхования выдаются лицензии следующих видов:

  1. 3, 4, 5

  2. 2, 6

  3. 1, 3, 5

  4. 1, 2, 4

4. Российское законодательство к числу валютных ценностей относит ценные бумаги в

  1. иностранной валюте

  2. национальной валюте

  3. иностранной и национальной валюте

  4. в золотом эквиваленте

5. Тендр представляет собой торги с целью определения

  1. собственника

  2. кредитора

  3. заемщика

  4. инвестора

6. Основными денежными документами из перечисленного являются: 1) кассовые ордера; 2) договора; 3) заявления; 4) чеки:

  1. 1

  2. 3

  3. 2

  4. 4

7. Режим свободного совершения валютных операций предполагает:

  1. отказ государства от валютного контроля

  2. полное сохранение системы валютного контроля

  3. контроль за отдельными валютными операциями с целью предотвращения легализации преступных доходов

  4. монополию государства на проведение валютных операций

8. Нормы банковского права по содержанию подразделяются на:

I) материальные; 2) запрещающие; 3) управомочивающие; 4) обязывающие; 5) процессуальные; 6) ограничивающие —

  1. 3, 4

  2. 2, 4

  3. 2, 6

  4. l, 5

9. Расчеты по инкассо осуществляются с использованием:

1) реестра; 2) платежных требований; 3) чеков; 4) инкассовых поручений; 5) платежных поручений:

A. 1, 3

B. 2, 4

C. 1,2,4,5

D. 4

10. Предварительное согласие Банка России требуется в случае приобретения в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой лиц, связанных между собой или зависимыми друг от друга, акций (долей) кредитной организации в размере более:

A. 50 %

B. 49%

C. 10%

D. 20%

11. Законодательством к валютным ценностям отнесены:

1) иностранная валюта; 2) ценные бумаги в иностранной валюте; 3) драгоценные металлы; 4) природные драгоценные камни; 5) жемчуг; 6) янтарь; 7) национальная валюта; 8) ценные бумаги в национальной валюте:

A. 1, 2, 3, 4, 5, 6

B. 1,2,7,8

C. 1,2, 3,4, 5

D. 3, 4, 5, 6

12. Страховой агент осуществляет деятельность:

1) поиск клиентов для страховщика; 2) оформление договоров; 3) размещение страховых рисков страхователя; 4) инкассация страховых взносов

A. 2,4

B. 1,2,4

C. 1,2,3

D. l,3

13. Страховой фонд может создаваться путем:

1) добровольные пожертвования; 2) самострахование; 3) государственный централизованный страховой фонд; 4) накопление дивидендов; 5) страхование

A. 2,3,4

B. 1,4,3

C. 1,2,3

D. 2,3,5

14. К правовым формам взаимодействия страховщиков относятся:

1) личное коллективное страхование; 2) перестрахование; 3) состахование; 4) пенсионное страхование; 5) взаимное страхование

A. 1,4,5

B. 1,2,3

C. 2,3,5

D. 3,4,5

15. Физическое лицо признается резидентом РФ в целях валютного регулирования и контроля, если оно

A. имеет российское гражданство

B. имеет постоянное местожительство в РФ

C. зарегистрировано в органах валютного контроля РФ

D. проживает на территории РФ более 183 дней в календарном году

16. Механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы основан на:

1) централизованная эмиссия денег; 2) децентрализованная система выпуска денег; 3) централизованная система выпуска денег; 4) децентрализованная эмиссия денег

A. 1,3

B. 2,3

C. 3,4

D. ,2

17. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется посредством:

1) денежная реформа; 2) эмиссия; 3) ревальвация; 4) девальвация; 5) деноминация -:

A. 1,5

B. 1,2

C. 1.3

D. 1,4

18. Агенты валютного контроля — это

A. посредники при осуществлении валютных операций

B. территориальные управления Банка России

C. сотрудники органов валютного контроля

D. уполномоченные банки

19. Из перечисленных форм обеспечения банковского кредита:

1) неустойка; 2) поручительство; 3) залог; 4) безакцептное списание; 5) банковская гарантия; 6) страхование кредитных рисков — основными формами обеспечения банковского кредита являются:

А. 2,3,5

В. 1,4,6

С. 4,5,6

D. 1,2,3

20. Из перечисленного: 1) алмазы; 2) рубины; 3) изумруды; 4) сапфиры; 5) аметисты; 6) александриты; 7) янтарь; 8) жемчуг — к валютным ценностям из природных драгоценных камней относят:

A. 1,2,3,4,5,8

B. 1,2,3,6,7,8

C. 1,2,3,4,6,8

D. 1,2,3,6,8

21. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать ______ от суммы собственных средств кредитной организации.

A. 35%

B. 25%

C. 50 %

D. 20 %

22. Для получения наличных денег в банкомате используются банковские карты:

A. дебетовые

B накопительные

C. кредитные

D. дисконтные

23. Из перечисленного: 1) платежные требования; 2) платежные требования-поручения; 3) поручения; 4) чеки; 5) аккредитивы; 6) векселя — безналичные расчеты осуществляются с использованием:

A. 1,2, 3,4, 6

B. 3,4, 5. 6

C. 3,4, 6

D. 1,2,3,4,5

24. Из перечисленного: 1) срочность; 2) возвратность; 3) платность; 4) плановость; 5) обеспеченность; 6) целенаправленность — важнейшими принципами банковского кредитования являются:

A. 1,2,3,4,5

B. 1,2,3,5,6

C. 1,2,4,5,6

D. 1,3,4,5,6

25. Из перечисленных факторов: 1) объектом являются вещи, предметы; 2) объектом являются денежные средства; 3) кредитором может выступать любой хозяйствующий субъект; 4) кредитором может выступать только кредитное учреждение; 5) необходимость соблюдения письменной формы договора; 6) допускается устная форма договора — признаками кредитного договора являются:

A. 1,3,6

B. 2, 3, 5

C. 2, 4, 5

D. 2, 4, 6

26. Из перечисленных гарантий: 1) отзывная; 2) межбанковская; 3) безотзывная; 4) солидарная; 5) платная; 6) бесплатная — банковская гарантия бывает:

A. 3,6

B. 5, 6

C. 2, 4

D. 1,3

27. Перестраховщик принимает риск от

A. страхователя

B. страховщика

C. сострахователя

D. застрахованного лица

28. Из перечисленного: 1) руководители предприятий; 2) главный бухгалтер; 3) охранные структуры; 4) кассиры — ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на

A. 1,2,4

B. 2,4

C. 1,2,4

D. l,3

29. Эмиссия банкнот обеспечена

A. активами ЦБ РФ

B. доходами госбюджета

C. валовым внутренним продуктом

D. золотовалютными резервами государства

30. Из перечисленного: I) застрахованные лица; 2) страховые случаи; 3) суммы взносов; 4) страховая сумма; 5) срок действия договора; 6) оценка имущества — существенными условиями договора личного страхования является:

A. 1,2,3,4

B. 1,2, 4, 5

C. 3, 4, 6

D. 2, 5, 6

31. Действия уполномоченных банков в области валютного контроля основаны на требованиях

A. налогового законодательства

B. таможенного законодательства

C. гражданско-правового договора

D. финансового законодательства

32. Из перечисленного: 1) утрата; 2) недостача; З) повреждения; 4) ухудшения конъюнктуры рынка; 5) ответственность по обязательствам; 6) убытки от предпринимательской деятельности; 7) привлечение к административной ответственности — имущественные интересы, подлежащие страхованию, связаны с риском:

A. 1,2, 3,4,6

B. 1,2,3,6,7

C. 1,2,3,5,6

D. 1,2,3,4,5

33. Банковские ссуды: 1) бланковые; 2) обеспеченные; 3) в рассрочку; 4) единовременные; 5) краткосрочные; 6) долгосрочные — по методу погашения различают на

A. 3,4

B. 1,3

C. 1,2

D. 5,6

34. Из перечисленного: 1) переводы иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; 2) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; 3) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; 4) переводы процентов, дивидендов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; 5) переводы неторгового характера в РФ и из РФ, 6) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения; 7) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту н импорту товаров, работ и услуг; 8) вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода — в понятие текущих валютных операций включают:

A. 3, 6, 7, 8

B. 1,2,4, 5

C. 1, 3, 5, 6

D. 2,4, 7, 8

35. Конкурс инвестиционных проектов проводится

A. Правительством РФ

B. Минэкономразвития РФ

C. Минфином РФ

D. Государственной инвестиционной корпорацией

36. Российский рубль относится к валюте конвертируемой

A. ограниченно

B. свободно

C. неконвертируемой

D. частично

37. Из перечисленного: 1) страховые организации; 2) общества взаимного страхования; 3) страховые агенты; 4) страховые брокеры — страховщиками являются:

A. 1,4

B. 3,4

C. 2,3

D. 1,2

38. Термин «валюта» в литературе употребляется для обозначения

A. любых денег

B. денежных знаков экономически развитых стран

C. денежных знаков, документов или имущества, являющегося основанием для валютных расчетов

D. коллективных денег

39. Договор, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права, является «Соглашение о

A. взаимном поощрении и защите капиталовложений

B. распределении полномочий

C. передаче собственности

D. разделе продукции

40. Из следующих кредитов: 1) наличные; 2) безналичные; 3) бланковые; 4) обеспеченные; 5) краткосрочные; 6) долгосрочные — по способу выдачи кредиты делятся на

A. 3,4

B. 5,6

C. 1,2

D. l,3

41. Конкурс инвестиционных проектов проводится

A. Минэкономразвития РФ

B. Государственной инвестиционной корпорацией

C. Минфином РФ

D. Правительством РФ

42. Из перечисленного: 1) руководители предприятий; 2) главный бухгалтер; 3) охранные структуры; 4) кассиры — ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на

A. 2, 4

B. 1,2,4

C. 1,3,4

D. 1,3

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Понятие, принципы и методы осуществления финансовой деятельности государства. Правовая характеристика централизованных и децентрализованных фондов государства.

  2. Правовая характеристика системы органов, осуществляющих финансовую деятельность государства.

  3. Понятие, предмет, метод финансового права. Характеристика финансового права в системе отраслей российского национального права.

  4. Понятие, содержание, субъекты финансовых правоотношений. Условия возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений. Классификация финансовых правоотношений.

  5. Финансовое право как система. Соответствие финансовой системы государства и системы финансового права. Характеристика основных институтов финансового права.

  6. Понятие финансового контроля. Правовое обеспечение финансового контроля. Место финансового контроля в системе финансового права.

  7. Система органов финансового контроля, их классификация. Счетная палата РФ: место в системе государственных органов финансового контроля, функции и права.

  8. Формы и методы финансового контроля. Финансовая дисциплина и меры ее правового обеспечения.

  9. Правовое обеспечение аудиторского контроля. Формы и порядок проведения аудиторской проверки. Аудиторское заключение: порядок оформления и режим применения.

  10. Понятие бюджета. Характеристика бюджетного законодательства. Бюджетные правоотношения: специфика, содержание, классификация.

  11. Понятие, структура и принципы построения бюджетной системы. Бюджетная классификация: содержание и режим применения.

  12. Доходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы и принципы распределения между бюджетами различного уровня.

  13. Расходы бюджетов Российской Федерации: понятие, формы, принципы распределения между бюджетами различного уровня.

  14. Организационное обеспечение расходов бюджетов. Правовой статус бюджетных учреждений и кредитных организаций как участников отношений государственных расходов. Режим сметно-бюджетного финансирования.

  15. Сбалансированность бюджетов. Режим использования профицита и дефицита бюджетов. Режим формирования и использования резервных фондов бюджетов.

  16. Межбюджетные отношения: понятие, проблемы функционирования. Формы и порядок передачи денежных средств с одного уровня бюджетной системы на другой уровень.

  17. Понятие и основные этапы бюджетного процесса. Полномочия Минфина РФ и Казначейства РФ в бюджетном процессе.

  18. Порядок составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов. Порядок исполнения бюджетов. Принцип казначейского исполнения бюджетов.

  19. Организация и формы контроля за исполнением бюджетов. Порядок отчетов об исполнении бюджетов. Виды нарушений бюджетного законодательства и меры юридической ответственности за данные нарушения.

  20. Правовая характеристика государственного долга. Классификация государственного долга. Состав государственного долга Российской Федерации. Порядок управления государственным долгом.

  21. Государственный кредит: понятие и формы. Особенности правоотношений в сфере государственного кредита.

  22. Правовой режим эмиссии государственных ценных бумаг и порядок приобретения их на фондовом рынке. Классификация государственных ценных бумаг. Режим эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципалитетов.

  23. Задачи и функции государственных внебюджетных фондов, их статус и место в финансовой системе РФ.

  24. Режим функционирования и порядок уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования.

  25. Пенсионный фонд РФ: задачи, органы управления, характеристика бюджета. Правовой режим индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

  26. Налоговое право: понятие, структура, характеристика норм налогового права и налоговых правоотношений.

  27. Понятие налога и сбора. Правовая характеристика элементов налога. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.

  28. Понятия «налоговой системы» и «системы налогов» Российской Федерации. Налоговый федерализм. Налоговые полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления.

  29. Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Правовой режим предъявления требований об уплате налогов и сборов. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

  30. Порядок налоговой отчетности. Формы налогового контроля. Характеристика налоговых правонарушений и мер юридической ответственности за налоговые правонарушения. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.

  31. Налоговые споры и способы их разрешения. Роль налоговых органов в предотвращении налоговых конфликтов.

  32. Перечень налогов, взимаемых с юридических лиц. Налог на прибыль организаций: плательщики, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты налога, правовой режим применения налога на прибыль к отдельным видам доходов.

  33. Налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий и организаций, акцизы: плательщики, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты налогов.

  34. Налоги, взимаемые с физических лиц. Специфика налогообложения индивидуальных предпринимателей. Порядок взимания налога на доходы физических лиц. Характеристика налога на вмененный доход.

  35. Банк России: правовой статус, основные задачи и функции. Органы управления и структура Банка России. Формы и порядок контроля за деятельностью Банка России. Банковское законодательство.

  36. Понятие банковской деятельности и специфика ее правового регулирования. Правовое положение кредитной организации. Отличительные признаки и организационно-правовые формы кредитных организаций.

  37. Порядок создания и ликвидации коммерческих банков. Характеристика мер обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций. Порядок образования и функционирования фондов денежных средств кредитных организаций. Правовой режим собственного капитала банков и привлеченных ресурсов.

  38. Характеристика норм страхового права как самостоятельного института финансового права. Организационно-правовое обеспечение страховой деятельности. Правовой статус органов государства по надзору за страховой деятельностью.

  39. Правовой режим обязательного и добровольного страхования. Порядок заключения договоров обязательного страхования. Правовой режим создания специальных денежных фондов страховщиков. Иные способы обеспечения платежеспособности страховщиков.

  40. Правовые основы безналичных расчетов. Правовой режим чека, векселя, аккредитива, инкассо. Санкции за нарушение правил расчетных операций.

  41. Правовое обеспечение форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности. Права и обязанности субъектов инвестиционной деятельности.

  42. Правовая характеристика рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка. Порядок эмиссии ценных бумаг. Права и обязанности Федеральной комиссии по ценным бумагам. Специфика государственного контроля за обращением ценных бумаг на фондовом рынке.

  43. Правовой режим эмиссии и обращения действующей денежной единицы РФ. Правовой режим кассовых операций. Правовое обеспечение применения пластиковых платежных карточек.

  44. Характеристика валютного законодательства РФ. Характеристика субъектов и объектов валютных правоотношений. Уполномоченные банки: правовой статус, порядок лицензирования.

  45. Органы валютного регулирования и валютного контроля. Правовая основа создания федерального валютного резерва.

  46. Понятие, виды и принципы проведения валютных операций на территории РФ. Правовой режим валютных операций во внешнеэкономических сделках. Юридическая ответственность за нарушения валютного законодательства.

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.2008) / СЗ РФ, 5.12.1994, № 32, ст. 3301.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.2008) / СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.2008) / СЗ РФ, 3.12.2001, № 49, ст. 4552.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (с изм. и доп. от 8.11.2008) / СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (ч. 1), ст. 5496.

  6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 24.11.2008) / СЗ РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

  7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп. от 1.12.2008) / СЗ РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3824.

  8. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 1.12.2008) / Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

  9. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп. от 24.11.2008) / СЗ РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2066.

  10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изм. и доп. от 25.11.2008) / Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.

  11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 25.11.2008) / СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

  12. Федеральный закон от 10 июля 2002 N 86-ФЗ (с изм. и доп. от 27.11.2008) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» / Собрание законодательства РФ от 15.07.2002, № 28, ст. 2790.

  13. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I (с изм. и доп. от 8.04.2008) «О банках и банковской деятельности» / Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27, ст. 357.

  14. Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от 29.03.2008) / СЗ РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 167.

  15. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22.07.2008) / СЗ РФ, 15.12.2003, № 50, ст. 4859.

  16. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 23.07.2008) / СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть 1), ст. 3430.

  17. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 23.07.2008) / СЗ РФ, 1.03.1999, N 9, ст. 1097.

  18. Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 3.11.2006) / Собрание законодательства РФ от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3422.

  19. Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2004) / СЗ РФ, 29.09.1997, № 39, ст. 4464.

  20. Федеральный Закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 27.10.2008) / СЗ РФ, 22.04.1996. № 17. ст. 1918.

  21. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2007) / Ведомости СНД РФ и ВС РФ от 14.01.1993. № 2. ст. 56.

Учебная литература (основная):

  1. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007. — 525 с.

  2. Банковское право: Учеб. пособие / Отв. ред. А.А. Травкин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007. — 459 с.

  3. Бюджетное право и процесс: Учебник / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. — М.: Изд-во Эксмо, 2007. — 384 с.

  4. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2008. -350 с.

  5. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2007. — 320 с.

  6. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2004. — 480 с.

  7. Землин А.И. Налоговое право: Учебник. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. — 304 с.

  8. Налоговое право России: учебник / Отв. ред. Ю.А. Крохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 752 с. ISBN 978-5-468-00017-5 (в пер.)

  9. Тедеев А.А. Банковское право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2008. — 432 с. — (Российское юридическое образование).

  10. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Кирасева. — М.: Юристъ, 2007. — 576 с.

  11. Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. А.Ю. Головина и Е.А. Федоровой. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 428 с.

  12. Финансовое право: Учебник /отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2008. – 768 с. ISBN 978-5-468-00166-0 (в пер.).

Учебное издание

АБРАМОВ Николай Анатольевич

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Корректор Шамонова А.М.

Технический редактор

Компьютерная верстка

Подписано в печать. Формат.

Бумага офсетная. Гарнитура New Roman. Печать .

Усл. печ. л. . Уч.-изд. л. . Тираж 100 экз. Заказ № .

Издательство «».

420, Казань, ул. ого, .

Отпечатано в типографии «».

Источник: https://refdb.ru/look/1276588-p11.html

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит – отрицательное сальдо доходов и расходов государственного бюджета.

Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:

  • рост госрасходов — как на плановые государственные цели, например на модернизацию экономики, реализацию национальных программ и пр., так и на чрезвычайные: стихийные бедствия, войны и др.;
  • сокращение государственных доходов из-за экономического кризиса, рецессии, падения цен на экспортные товары, такие как сырье, а также на электронику и пр.;
  • неэффективность государственной политики, финансовой системы. Низкие сборы налогов и подъем теневого рынка. Популизм действующей власти;
  • высокие бюджетные расходы, которые связаны с чересчур большим заимствованием в прежние годы и в результате которых цена обслуживания долга становится чрезмерной.
  • Коррупция в государственном секторе.
  • Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит следует отличать от так называемых кассовых разрывов, когда доходы и расходы разделены во времени, что вызывает недостаток средств в какой-то промежуточный период. Как правило, реальный бюджетный дефицит носит плановый характер: его максимальные предельно допустимые параметры утверждаются при принятии.

Существует несколько методов снижения уровня бюджетного дефицита. Во-первых, это можно сделать, проведя эмиссию денег. Такой путь неминуемо приведет к инфляции, т. е. к обесценению денег в обращении и подрыву доверия к национальной валюте.

Во-вторых, налоговое покрытие – введение дополнительных налогов, в т. ч. на определенные слои населения – «налог на богатых», некоторые виды деятельности компаний, например производство сигарет, и пр. В то же время увеличение налогового бремени в более долгосрочной перспективе ведет к сокращению производства, развитию теневой экономики.

В-третьих, секвестирование бюджета – пропорциональное уменьшение статей расходов в соответствии с доходами. Далеко не все статьи могут быть секвестированы – например, такие действия с обслуживанием внешнего долга будут расценены как дефолт. А сокращение затрат в социальном секторе способно привести к росту напряженности в обществе.

Для финансирования дефицита бюджета могут быть использованы как внешние, так и внутренние заимствования. Для этого на финансовый рынок выпускаются государственные ценные бумаги. Кроме того, одной из статей доходов в таком случае может стать продажа государственной собственности: запасов драгоценных металлов и камней, приватизация земельных участков и объектов природопользования, а также государственных предприятий.

На практике для того, чтобы оценить размер дефицита бюджета, используется его процентное отношение к ВВП. В таком исчислении бюджетный дефицит РФ составил в 2010 году 2,9 трлн рублей, или 5,4%, при этом Россия занимает 150-е место в мире. Наибольший дефицит бюджета у Ирландии — 32,4% и Ирака — 23,9%. Из наиболее развитых стран у Великобритании — 10,2%, у США — 8,8%, у Японии — 7,7%, у Франции — 6,9%, у Германии — 3,3%.

Источник: https://www.banki.ru/wikibank/byudjetnyiy_defitsit/

4. Бюджетный дефицит: понятие, функции, виды, пути сокращения

Бюджетный дефицит – это сумма превышения расходов бюджета над его доходами в каждый бюджетный год.

Бюджетный профицит – это сумма превышения доходов бюджета над его расходами в каждый бюджетный год.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Даже если проект бюджета сбалансирован, в процессе его исполнения равенство сохранить практически невозможно. Выделяют положительные и отрицательные стороны бюджетного дефицита.

Положительная сторона – политика дефицитного финансирования приводит к активизации экономического роста.

Отрицательная сторона — бюджетный дефицит ведет к росту государственного долга, усилению налогового бремени, стимулирует инфляционные процессы.

Дефицит бюджета может возникнуть в результате:

  1. Необходимости осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики,

  2. Чрезвычайных обстоятельств (война, крупные стихийные бедствия и др.).

  3. Кризисных явлений в экономике, ее развала, неэффективности финансово-кредитных связей и др. — наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Функции бюджетного дефицита:

  1. распределения (перераспределения),

  2. фондообразующая,

  3. стимулирующая,

  4. контрольная.

Различают следующие виды бюджетного дефицита:

Структурный дефицит – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.

— дефицит или положительное сальдо бюджета, рассчитанные для экономики, находящейся в условиях естественного уровня безработицы, при естественном уровне ВНП, а также при ставках налога и размерах трансфертных платежей, определяемых действующим законодательством. Обычно наличие структурного дефицита является результатом дискреционной фискальной политики. Дискреционная фискальная политика — осуществляемое правительством преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объема правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программ трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного ВНП при полной занятости и стимулировать экономический рост.

— представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы.

Циклический дефицит — дефицит государственного бюджета, вызванный спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

— разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом. Такой дефицит изменяется на протяжении делового цикла. Если реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного дефицитом, то разность между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком.

Операционный дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Квазифискальный (скрытый) дефицит государственного бюджета – обусловлен квазифискальной (квазибюджетной) деятель­ностью Центрального Банка, а также государственных предприя­тий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избыточ­ной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на­чальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просрочен­ных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.) Эти креди­ты выплачивают, в основном, за счет льготных кредитов ЦБ;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на за­купки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинанси­рования коммерческим банкам на обслуживание недейст­вующих ссуд, а также рефинансирование ЦБ сельскохозяй­ственных, промышленных и жилищных программ по льгот­ным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактичес­кого бюджетного дефицита и государственного долга, что может делаться целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на еже­годно сбалансированный бюджет.

Первичный дефицит — представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает «бремя долга» в экономике.

В теории различают также активный и пассивный дефициты.

Активный дефицит возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения.

Пассивный дефицит – в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат).

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3 % ВНП. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% — критическим.

Наиболее сложной проблемой является проблема сбалансированности бюджета.

Существуют различные методы покрытия бюджетного дефицита:

  1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).

Первая форма – эмиссия денег. В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж — доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. Последствия такой эмиссии следующие:

  • развивается неконтролируемая инфляция,

  • подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, снижается инвестиционная активность,

  • раскручивается спираль цена — заработная плата,

  • падает уровень жизни населения, обесцениваются сбережения населения,

  • воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной, стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег.

Вторая форма – кредитная эмиссия. Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти платежи нередко финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

  1. Выпуск займов.

Государственные займы могут осуществляться в различных формах:

  • в виде передачи государственных ценных бумаг;

  • займов у внебюджетных фондов;

  • получение кредитов.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Национальном Банке.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Государственные займы менее опасны, но и они в какой-то мере подрывают рыночную экономику если имеет место принудительное размещение государственных ценных бумаг или сужаются возможности получения частными фирмами кредитов, что увеличивает спрос на кредиты на рынке ссудных капиталов, способствует удорожанию кредита, т. е. росту учётной ставки.

Если задолженность государства накапливается, то она превращается в государственный долг. Понятие государственного долга и методы управления им были рассмотрены выше.

  1. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

  1. Секвестр расходов.

Его суть заключается в пропорциональном сокращении государственных расходов по всем незащищенным статьям бюджета.

В перечень защищенных статей как правило включаются:

заработная плата;

начисления на заработную плату;

трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь);

продукты питания;

медикаменты и перевязочные средства;

проценты по государственному долгу;

погашение государственного долга;

оплата услуг научно-исследовательских организаций.

Сокращение бюджетного дефицита должно осуществ­ляться по специально разработанной программе. Она долж­на предусматривать следующие меры:

— повышение эффективности общественного воспроиз­водства, которое будет способствовать росту финансовых ре­сурсов;

— дальнейшее развитие и укрепление рыночных отноше­ний, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности (с целью сокращения бюджетного финансирования);

— расширение круга плательщиков должно осуществ­ляться одновременно с оптимизацией налогообложения;

— развитие территориально-регионального хозрасчета (укрепление самостоятельности регионов);

— оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направ­ляемых в реальный сектор экономики;

— сохранение финансирования лишь важнейших и обоснованное принятие новых социальных программ;

— совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере;

— корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансферт­ных платежей;

— реформирование бюджетного процесса в целом. Необ­ходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования;

— составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и рас­ходов;

— развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличе­ния денежной массы в обороте;

— принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций.

Для достижения реального эффекта и сокращения бюд­жетного дефицита перечисленные мероприятия должны рас­сматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3987937/page:13/

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, когда предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники:

  • а) кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  • б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • в) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • г) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • д) сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
  • е) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
  • 2) внешние источники в следующих формах:
    • а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: 1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; 2) кредиты, полученные от кредитных организаций; 3) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 4) поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Источник: https://studwood.ru/1204460/pravo/istochniki_finansirovaniya_defitsita_mestnogo_byudzheta

Дефицит региональных бюджетов: определение, причины возникновения

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над доходами. Доходы бюджета — часть бюджета, отражающая источники поступления денежных средств для финансирования деятельности государства. Расходы бюджета — цели, на которые расходуются государственные средства. Когда дефицит бюджета не превышает 3% ВВП, имеются возможности его преодоления, дефицит временный; 10% — допустимый дефицит; более 20% — критический дефицит. В законодательстве РФ допускается наличие определенного размера дефицита бюджета различных уровней, что не требует вмешательства государства в регулирование бюджета и не считается опасным., так размер дефицита региональных бюджетов не может превышать 15%. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание госдолга РФ. Основными причинами образования бюджетного дефицита могут являться:

  • 1. Чрезвычайные ситуации, такие как, катастрофы, стихийные бедствия, войны, массовые беспорядки;
  • 2. Коррупция в государственном секторе;
  • 3. Спад общественного производства, увеличение затрат на оборону;
  • 4. Неэффективность финансовой системы государства;
  • 5. Несовершенство налоговой политики;
  • 6. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса

Существует три способа покрытия дефицита бюджета:

  • 1. Монетизация бюджетного дефицита; Монетизация, как один из традиционных способов сокращения дефицита бюджета, представляет собой увеличение количества денег в обращении. В случае монетизации дефицита нередко возникает «сеньораж» — доход государства от печатания денег. Но данный способ вызывает инфляцию.
  • 2. Долговое финансирование; Долговое финансирование происходит путем выпуска в обращение доходных государственных обязательств, которые обращаются на фондовом рынке. Затем по истечении определенного срока они погашаются государством. При этом прироста денежной массы не происходит. Долговое финансирование дефицита бюджета покрывается за счет займов внутри страны и за ее пределами. В результате этого образуется внутренний и внешний долг государства . Если правительство будет использовать только данный способ финансирования дефицита бюджета, то дефицит увеличится настолько, что его финансирование будет невозможным, и придется прибегнуть к эмиссионному финансированию (пункт 1).
  • 3. Увеличение налогообложения. Увеличение ставок налогов и введение дополнительных налогов способствуют пополнению бюджета. Но данная мера может в дальнейшем привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а, значит, к сокращению производства и переходу части экономики в тень.

Источник: https://studwood.ru/951112/finansy/defitsit_regionalnyh_byudzhetov_opredelenie_prichiny_vozniknoveniya