Предоставление финансовых услуг

Понятие, признаки и виды финансовых услуг

Современный финансовый рынок характеризуется многообразием и комплексным характером услуг, предоставляемых финансовыми организациями потребителям — финансовых услуг. Примерами организаций, оказывающих финансовые (потребительские) услуги, являются банки, инвестиционные банки, страховые и лизинговые, брокерские компании и множество других компаний.

Прежде всего, следует заметить, что содержание термина «финансовые услуги» в законодательстве и отечественном правоведении отличается. В связи с этим, данное понятие требует детального изучения. В законодательстве для деятельности, которую ведут финансовые организации, используется термин «финансовые услуги», потребителями которых являются граждане (физические лица), состоящие либо не состоящие в договорных отношениях со своим контрагентом, имеющие намерение обратиться за предоставлением финансовых услуг или получающее финансовые услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Понятие финансовой услуги сосредоточено в рамках ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 21 июля 2014 г. № 265-ФЗ) // Российская газета от 27 июля 2006 г. № 162. (далее — Закон о защите конкуренции), согласно которой под финансовыми услугами понимаются банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридического и физического лица».

Отсюда следует, что виды услуг, закрепленные в указанной норме Закона о защите конкуренции, основываются на привлечении и размещении чужих денежных средств. Это означает, что связь финансовой услуги с привлечением и размещением денежных средств физического и юридического лица может быть истолкована как квалифицирующий признак этой услуги Фогельсон Ю.Б. Указ.соч. — С. 77-78..

Второй квалифицирующий признак финансовых услуг, согласно определению, представленному в ст. 4 Закона о защите конкуренции, по мнению Ю.Б. Фогельсона сводится к определению субъекта, ее оказывающего или к финансовой организации Там же. — С. 81..

Что касается определения финансовой организации, то оно представлено также в Законе о защите конкуренции, который также содержит полный перечень финансовых организаций.

Классифицируя финансовые услуги, Ю.Б. Фогельсон подразделяет их следующим образом:

а) банковские услуги, к которым относятся финансовые услуги, совершение которых находится исключительно в компетенции банков. К ним относятся услуги:

— по привлечению денежных средств во вклады;

— по осуществлению расчетно-кассового обслуживания.

б) финансовые услуги, реализуемые помимо банков также небанковскими организациями и включающие услуги по кредитованию (в том числе жилищному или ипотечному) и денежным переводам;

в) услуги инвестиционно-банковского характера или посреднические услуги, в реализации которых задействованы потребитель и фондовый рынок. Этот вид услуг объединяет депозитарные услуги, услуги по финансовому консультированию и оценке собственности;

г) страховые услуги, то есть услуги, связанные с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) в случае наступления определенного события (страхового случая) за счет средств денежного (страхового) фонда, формируемого на основе страховых взносов (страховой премии). Это услуги по страхованию и перестрахованию Рыжановская Л.Ю. Механизм правовой защиты потребителей финансовых услуг // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. — 2013. — № 1 (15). — С. 51..

Определение финансовых услуг, а также их классификация содержатся в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.) // Официально не опубликовано., которое утверждает партнерство между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами, подписанном на о. Корфу 24 июня 1994 г. (далее Соглашение). Данное Соглашение ратифицировано и входит в состав российского законодательства.

Приложение 6 к указанному Соглашению содержит перечень услуг, которые признаются финансовыми для целей данного Соглашения. В соответствии с указанным Соглашением, финансовая услуга — любая услуга финансового характера, которую предоставляет поставщик финансовых услуг одной из сторон. В рамках указанного Соглашения закреплены следующие группы финансовых услуг:

Первая группа:

— страховые услуги и услуги (любые), которые имеют отношение к страхованию, а именно: услуги по прямому страхованию, в т.ч. совместному: страхование жизни, прочие виды страхования;

— услуги по перестрахованию и ретроцессии;

— услуги, связанные со страховым посредничеством (услуги брокеров, агентские услуги);

— вспомогательные страховые услуги, связанные со страховым консультированием, оценкой рисков, а также услуги по урегулированию претензий.

Вторая группа:

— услуги банков и иные финансовые услуги, за исключением страхования;

— услуги, связанные с принятием депозитов и иных возвратных средств клиента;

— услуги по кредитованию (все виды кредитования, в том числе услуги по предоставлению потребительских кредитов, залоговых кредитов, факторингу и финансированию коммерческих сделок).

Третья группа услуг: услуги финансового лизинга.

Четвертая группа услуг включает все виды услуг, связанные с переводом платежей и денег, в том числе услуги по выдаче кредитных и дебетовых карт, дорожных чеков и банковских векселей.

Пятая группа финансовых услуг объединяет все финансовые гарантии и обязательства.

Шестая группа услуг включает финансовые услуги на рынке ценных бумаг. Они реализуются финансовыми организациями за собственные деньги либо за деньги клиентов и осуществляются на валютных биржах, на внебиржевых рынках ценных бумаг или иным образом. Данные услуги включают операции с:

a) кредитными обязательствами, обращающимися на денежном рынке (включая чеки, векселя, депозитные сертификаты и т.п.);

b) иностранной валютой;

c) производными продуктами, включая, но не исключительно, фьючерсные контракты и опционы;

d) инструментами, связанными с изменением валютных курсов и процентных ставок, включая сделки своп и форвардные сделки;

e) переводными ценными бумагами;

f) прочими оборотными документами и финансовыми активами, включая торговлю золотом и серебром в слитках.

Седьмая группа финансовых услуг связана с выпуском всех видов ценных бумаг, в том числе, с гарантированным размещением их выпуска на рынке и их размещением в качестве агента.

Восьмая группа финансовых услуг объединяет осуществление операций на денежных рынках.

Девятая, десятая и одиннадцатая группы финансовых услуг, закрепленных в Соглашении, связаны с выполнением операций по управлению активами, то есть прямыми и портфельными инвестициями, а также включают управление инвестиционными проектами всех видов, средствами пенсионных фондов.

Двенадцатая группа финансовых услуг включает услуги, связанные с консультационным посредничеством и другими вспомогательными финансовыми услугами, перечисленными выше, в том числе по предоставлению справочных и аналитических материалов по кредитам, исследованиям, а также услугам рекомендательного характера. Отметим, что данная группа услуг, по сути, то же финансовое посредничество с дополнительным включением вспомогательных услуг консультационного характера.

С учетом изложенного становится очевидным, что список финансовых услуг, закрепленный в Соглашении, носит исчерпывающий (закрытый) характер и по своему содержанию гораздо шире того, который закреплен в рамках Закона о защите конкуренции. Это означает, что Закон о защите конкуренции в силу его определения охватить весь перечень финансовых услуг, закрепленный в Соглашении, не может Фогельсон Ю.Б. Указ.соч. — С. 84..

Конечно, можно усомниться в том, охватываются ли данные услуги определением Закона о защите конкуренции, если они оказываются финансовой организацией. В этой связи вполне обоснованным представляется мнение Ю.Б. Фогельсона, полагающего, что «услуга, оказываемая не финансовой организацией, точно не охватываются определением данного Закона, потому что страховые и разного рода консалтинговые компании не имеют отношения к финансовым организациям» Там же. — С. 86-87..

Из сказанного следует, что услуги, позиционируемые в рамках Соглашения как финансовые, Законом к таковым не причисляются, и наоборот. Иначе говоря, эти два описания финансовых услуг как минимум не тождественны. Вместе с тем, у них есть большое сходство: для их выделения что Закон, что Соглашение берет характер деятельности, осуществляемой лицом, реализующим услугу.

Рассматривая в соотношении определение финансовых услуг, закрепленное в двух анализируемых документах (Законе о защите конкуренции и Соглашении), следует заметить, что формально множество финансовых услуг по Закону не полностью включено во множество финансовых услуг по Соглашению, хотя большая часть этих множеств в обоих документах состоит из аналогичных видов услуг.

Вместе с тем, если подойти к изучению перечня Соглашения не с формальной стороны, а учитывая представленные в нем услуги, то легко заметить, что все финансовые услуги по привлечению и размещению финансовых средств, нашли в нем отражение. Отсюда можно сделать вывод, что наиболее полный перечень финансовых услуг содержится именно в Соглашении, в то время как перечень, закрепленный в Законе, значительно уже.

Вместе с тем, существует еще один документ, содержащий перечень финансовых услуг, и называется он Генеральное Соглашение по торговле услугами Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // Официально не опубликовано. (далее — ГАТС). Присоединению к данному перечню Российской Федерации способствовало вступление нашей страны 22 августа 2012 г. во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО). При сравнительно-правовом исследовании данный документ также необходимо принимать во внимание. Согласно подп. 5 ГАТС (приложение к ГАТС), в перечень финансовых услуг включаются все страховые и имеющие к ним отношение услуги, банковские и иные финансовые услуги, исключая страхование.

Страховые и имеющие к ним отношение услуги включают:

i) услуги по прямому и совместному страхованию:

а) жизни;

б) исключая страхования жизни;

ii) услуги по перестрахованию и ретроцессии;

iii) услуги страхового посредничества, такого, например, как брокерское и агентское;

iv) вспомогательные услуги, связанные со страхованием в виде консультирования, актуарных услуги, услуг по оценке и услуги, связанные с урегулированием претензий.

Банковские и другие финансовые услуги (кроме страхования):

v) связанные с приемом от населения депозитов и иных денежных средств, которые подлежат;

vi) связанные с выдачей любых видов ссуд, в том числе потребительского кредита, залогового кредита, факторинга и финансирования коммерческих операций;

vii) услуги по финансовой аренде (лизингу);

viii) все услуги, связанные с платежами и денежными переводами, в том числе с кредитованием, платежными и дебетовыми карточками, дорожными чеками и банковскими векселями;

ix) услуги, связанные с предоставлением финансовых гарантий и обязательств;

x) услуги по торговле за свой счет и за счет клиента, а также услуги, связанные с торговлей на валютной бирже при помощи:

a) инструментов денежных рынков (в том числе чеков, переводных векселей, депозитных сертификатов);

b) услуги, связанные с иностранной валютой; производными продуктами, а также фьючерсы и опционы;

d) инструменты, касающиеся валютных курсов и процентных ставок, в том числе, сделок своп и форвардных сделок;

e) переводные ценные бумаги;

f) прочие оборотные инструменты и финансовые активы, в то числе, золото, серебро в слитках;

xi) услуги по выпуску ценных бумаг, в том числе по их размещению, агентские услуги государственного или частного характера, а также услуги, имеющие отношение к эмиссии;

xii) услуги по брокерским операциям на денежном рынке;

xiii) услуги по управлению активами, в том числе, наличностью или ценными бумагами, а также по управлению всеми видами инвестиций, управлению пенсионным фондом, услуги в сфере попечительства, а также услуги, связанные с хранением и трастом;

xiv) услуги, связанные с осуществлением платежей и клирингом финансовых активов, в том числе, касающиеся ценных бумаг, производных продуктов и других оборотных инструментов;

xv) услуги по предоставлению и передаче финансовой информации и обработке финансовых данных и необходимого программного обеспечения поставщиками иных финансовых услуг;

xvi) услуги консультативного, посреднического и другого характера в области дополнительных финансовых услуг, перечисленные в подпунктах «v» — «xv», а также услуги по предоставлению справочных и аналитических материалов в сфере кредитования.

Анализ видов финансовых услуг, закрепленных в перечне ГАТС, показывает, что данный перечень мало чем отличается от ранее проанализированного перечня финансовых услуг (перечня Соглашения, заключенного на о. Корфу). Единственное отличие — это более подробное описание финансовых услуг в перечне ГАТС.

На основе вышесказанного можно заключить, что согласно действующему законодательству, финансовые услуги — это, в первую очередь, финансовое посредничество, а также ряд вспомогательных, консультационных и информационных услуг, оказываемых и самим финансовым посредником, и иным лицом финансового посредника.

Что касается подхода к трактовке понятия финансовых услуг отечественным правоведением, то надо сказать, что он имеет существенные отличия от трактовки финансовых услуг законодателем.

Особой последовательностью отличается подход Н.Г. Семилютиной, изложившей свое видение данного понятия в рамках докторской диссертации «Формирование правовой модели российского рынка финансовых услуг» Семилютина Н.Г. Формирование правовой модели российского рынка финансовых услуг: лис. … д-ра юрид. наук. — М., 2011. — С. 15.. В своей попытке выработать собственное определение финансовой услуги автор прибегает к ее отождествлению с инвестиционной услугой. Изначально автор дает определение понятию «инвестирование», понимая под ним процедуру, связанную с отчуждением собственником… денежных средств… в целях последующего получения дохода» Там же. — С. 17-18., а затем характеризует непосредственно саму финансовую услугу. Н.Г. Семилютина пишет: «Финансовая услуга (или инвестиционная услуга) — это услуга, которую профессиональные участники рынка финансовых услуг оказывают в соответствии с договором, имея при этом цель передать денежные средства, отчуждаемые инвестором реципиенту инвестиций» Там же. — С. 18..

Иначе говоря, в рамках подхода указанного автора финансовая услуга квалифицируется как услуга, которая определяется не только характером деятельности профессионального участника финансового рынка, но и целью, которую преследует клиент этого посредника, отправляя денежные средства в такой оборот. При этом термин «цель» употребляется в экономическом смысле. Итак, согласно подходу Н.Г. Семилютиной, финансовая и инвестиционная услуга тождественны.

С позиции указанного автора для признания услуги инвестиционной существенным является не только характер деятельности лица, которое ее оказывает, но и цель, с которой его клиент передает ему деньги. Это принципиально другая квалификация финансовых услуг, поскольку и определение Закона о защите конкуренции, перечня Соглашения, заключенного на о. Корфу, а также ГАТС финансовые услуги никак не зависят от цели, с которой финансовой организации передаются деньги. Поэтому такие операции, как заключение и исполнение договоров страхования, открытие и ведение банковских счетов, расчеты, согласно подходу Н.Г. Семилютиной,.не являются финансовыми услугами.

Особый интерес в рамках настоящей работы представляет трактовка понятия финансовых (потребительских) услуг В.С. Петрищева и С.А. Румянцева Петрищев В.С., Румянцев С.А. Защита прав потребителей финансовых услуг. — М.: Инфра-М, 2010. — С. 11., согласно которой финансовая (потребительская) услуга — это услуга, оказываемая организацией, связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических лиц и предоставлением защиты имущественных интересов посредством страхования. Данное определение будет взято за основу в рамках настоящей работы.

Таким образом, для определения финансовых (потребительских) услуг нам представляются две возможности: либо считать финансовыми услугами любое финансовое посредничество, либо не любое, а только такое, которое обеспечивает достижение определенных целей — опосредует инвестирование.

Подводя итог данному разделу исследования, отметим, что финансовая (потребительская) услуга представляет собой услугу, оказываемую организацией, связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств физических лиц и предоставлением защиты имущественных интересов посредством страхования.

Проведенный анализ позволил определить совокупность квалифицирующих признаков финансовых услуг с точки зрения определения, данного в Законе о защите конкуренции, которые включают:

— связь услуг с привлечением и размещением чужих денежных средств (финансовое посредничество);

— оказание данного вида услуг с привлечением финансовой организации.

Основными видами финансовых (потребительских) услуг являются:

1) банковские услуги (услуги, право совершения которых принадлежит только банкам: привлечение денежных средств во вклады; расчетно-кассовое обслуживание);

2) финансовые услуги, которые оказываются как банками, так и небанковскими организациями (кредитование); денежные переводы;

3) инвестиционно-банковские услуги или услуги посредничества между потребителем и фондовым рынком (депозитарные услуги; финансовое консультирование; оценка собственности);

4) страховые услуги (страхование, перестрахование).

Источник: https://studbooks.net/1153902/pravo/ponyatie_priznaki_vidy_finansovyh_uslug

Несколько слов о природе договора займа

Отношения, возникающие при заключении договора займа, регулируются главой 42 ГК РФ.

В соответствии со ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Из указанного следует, что предметом займа могут быть не только деньги (наличные и безналичные), но и вещи.

Если договор является беспроцентным, в нем должно быть прямо указано, что плата за пользование денежными средствами не взимается. В случае, если в договоре не указаны проценты, но и нет оговорки о том, что заем беспроцентный, то вступают в силу нормы пп. 1, 3 ст. 809 ГК РФ, согласно которым по умолчанию заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов. Их размер определяется существующей в месте нахождения заимодавца ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком долга или его части.

Договор займа относится к реальным договорам и считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Договор займа между юридическими лицами должен быть заключен в письменной форме независимо от суммы договора (п. 1 ст. 808 ГК РФ).

Особенности налогообложения по договорам займа

Налоговые последствия для займодавца.

Если организация – заимодавец применяет общую систему налогообложения, то денежные средства, переданные по договору займа, а также суммы, полученные в счет его погашения, не учитываются в составе расходов и доходов (п. 12 ст. 270, подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Возвращенная сумма основного долга не относится к доходам на основании пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ. Исключением будет ситуация, когда ранее выданный заем был признан в установленном порядке безнадежным долгом. Такое возможно, если истекли сроки исковой давности, организация – должник ликвидирована (соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ), либо организация – должник признана банкротом и определение суда об окончании конкурсного производства вступило в силу. При таких условиях безнадежный долг может быть отнесен к внереализационным расходам (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Сумма же причитающихся процентов в отличие от возвращенного долга является внереализационным доходом (п. 6 ст. 250 НК РФ) и будет учитываться в целях налогообложения согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ. Датой признания таких доходов является день поступления денежных средств на банковский счет или в кассу.

Операции по предоставлению и возврату займов в денежной форме не облагаются НДС (подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ). Еще раз подчеркнем, НДС не будет, только если форма займа — денежная, но не в форме вещей.

Налоговые последствия для заемщика.

В том случае, если он применяет общую систему налогообложения получение займа не признается доходом (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ), а возврат не признается расходом (п. 12 ст. 270 НК РФ).

Если заемщик применяет упрощенную систему налогообложения, то все равно получение займа не признается доходом (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ), а его возврат не признается расходом, т. к. такой вид не указан в закрытом перечне, приведенном в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Иногда у налогоплательщиков – организаций возникает вопрос, будет ли при беспроцентном займе материальная выгода от экономии на процентах. Причиной вопроса является схожая ситуация при пользовании беспроцентным займом физическими лицами. Применительно к НДФЛ налоговое законодательство рассматривает экономию на процентах, как выгоду и требует исчисления и уплаты налога. Однако несмотря на схожесть для юридически лиц ситуация более благоприятна. Экономия на процентах при пользовании беспроцентным займом не формирует налоговую базу, и такая экономия не подлежит налогообложению (Письмо Минфина от 09.02.2015 № 03-03-06/1/5149).

Займы в натуральной форме

Нередко организации предоставляют заем не в денежной, а в натуральной форме. Тогда ситуация с налогами несколько иная.

В том случае если организация – заимодавец применяет общую систему налогообложения, то не признается расход в виде стоимости товаров, сырья или материалов, переданных заемщику по договору займа, а также доход в виде стоимости товаров, сырья или материалов, полученных от заемщика в погашение задолженности (п. 12 ст. 270, подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Полученные от заемщика товары, сырье или материалы отражаются в учете по стоимости материалов, ранее переданных заемщику по договору займа (п. 2 ст. 254 НК РФ). В момент передачи имеет место реализация материалов заимодавцем, а значит, возникает объект обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговая база определяется как стоимость переданных материалов, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 1053 НК РФ, без включения в них НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ). Стоимость переданных материалов указывается в договоре займа (без НДС), и предполагается, что она соответствует уровню рыночных цен (если стороны договора займа не взаимозависимы).

Доход в виде стоимости товаров, сырья или материалов организация – заемщик, применяющая общую систему налогообложения, полученных от заимодавца по договору займа, не учитывает (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При возврате займа не возникает расхода в виде стоимости товаров, сырья или материалов, переданных заимодавцу в погашение задолженности. Возврат займа в натуральной форме признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). Поэтому заемщик должен уплатить НДС со стоимости имущества, переданного заимодавцу (п. 1 ст. 146 НК РФ). Заемщик начисляет НДС и предъявляет его к уплате организации-заимодавцу, выставляя счет-фактуру (п. 1 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ). Данную сумму НДС организация вправе принять к вычету после принятия к учету материалов и выполнения остальных условий вычета (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.

Что касается упрощенной системы налогообложения, то у организации – заимодавца расход в виде стоимости материалов, переданных заемщику по договору займа, не признается, поскольку такой вид расхода не поименован в закрытом перечне, приведенном в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При возврате займа в натуральной форме доход в виде стоимости полученных от заемщика материалов в погашение задолженности по основной сумме долга не возникает (п. 11 ст. 346.15, п. 1 ст. 251 НК РФ). Полученные от заемщика в погашение основной суммы долга материалы организация принимает к учету по стоимости материалов, переданных заемщику по договору займа (п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 254 НК РФ).

Доход в виде стоимости материалов, полученных от заимодавца по договору займа организация – заемщик, применяющей упрощенную систему налогообложения, не учитывает (п. 11 ст. 346.15, п. 1 ст. 251 НК РФ). При возврате займа не возникает расхода в виде стоимости материалов, переданных заимодавцу в погашение задолженности по займу, т. к. такой расход не указан в закрытом перечне, приведенном в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/452080/