Право на политическое убежище

Содержание

Что понимается под политическим убежищем

Важно! Каждый человек имеет право на поиск убежища на территории иностранных государств в случае преследования его в стране постоянного пребывания. Такое право закреплено за гражданами статьей 14 Всеобщей декларации прав человека.

Политическое убежище – статус иностранца/апатрида на территории иностранного государства, который установлен Конституцией и предполагает возможность легального пребывания в России. При этом исключается экстрадиция иностранца властям его родной страны, даже если поступит запрос на его выдачу. ООН предупреждает, что отказ в выдаче иностранца/апатрида, получившего политическое убежище, не может рассматриваться как провокация или недружелюбный акт.

Политическое убежище может быть предоставлено только в том случае, если человек преследуется на Родине за участие в какой-либо общественной деятельности или в силу политическим мотивов.

Дорогие читатели! В статьях описаны лишь типовые (шаблонные) ситуации и способы их решений. Стоит учитывать, что каждый случай уникален, и для решения отдельного вопроса, требуется индивидуальный подход. Чтобы узнать, как действовать именно в Вашем случае, рекомендуем воспользоваться бесплатной консультацией по номеру +7 (499) 288-17-58 для Москвы и МО, +7 (812) 317-60-16 для Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Как получить политическое убежище в России – куда обращаться

Как и во всех иных случаях, связанных с узакониванием гуманитарного статуса в России, иностранцы и апатриды, желающие получить в РФ политическое убежище, должны подавать прошение в территориальных отделения Министерства внутренних дел – ГУВМ МВД. Данный орган власти уполномочен на первичное рассмотрение прошения, на помощь в составлении ходатайства и на принятие решения о принятии заявления к изучению.

Далее, если ходатайство было принято, дело передается на рассмотрение Главного управления по вопросам миграции МВД. Заключение по делу запрашивается у Министерства иностранных дел (МИД), также участие в принятии решения принимает Федеральная служба безопасности. В итоге результаты изучения материалов направляются обратно в Главное управление Министерства внутренних дел, где составляется заключение по делу.

Если решено было удовлетворить прошение иностранца, бумаги передаются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Последней инстанцией в рассмотрении вопроса становится сам Президент РФ – глава государства издает Указ.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Как получить политическое убежище в России – подача ходатайства

Важно! Ходатайство о предоставлении политического убежища пишется на русском языке. Документ составляется на имя Президента РФ.

Ходатайство о предоставлении политического убежища должно быть составлено по унифицированной форме (см. Приложение №1 к Административному регламенту). В частности, в документе в обязательном порядке должны быть сообщены личные данные о заявителе, сведения о гражданской принадлежности, номера документов, информация о членах семьи и наличии их согласия на проживание в России.

Позаботиться о подаче ходатайства необходимо в течение 7 дней после пересечения границы России или обнаружения препятствий к выезду в страну принадлежности. При себе необходимо иметь:

  • удостоверение личности (общегражданский паспорт, загранпаспорт, ID-карта и т.д.);
  • разрешение на временное проживание или вид на жительство (для апатридов);
  • 2 фото (если фотографий нет, их можно сделать прямо в отделении ГУВМ МВД).

По месту подачи прошения будет также проведена дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Будет также проведен индивидуальный опрос, по итогам которого сотрудник ГУВМ МВД заполнит опросный лист и анкету.

Читайте также статью ⇒ “Как заполняется миграционная карта в РФ (пример заполнения)”.

Типичные ошибки

Ошибка: Иностранец не стал подавать ходатайство о предоставлении политического убежища, поскольку у него не было документов, удостоверяющих его личность.

Комментарий: Отсутствие документов у заявителя не является основанием для отказа в предоставлении политического убежища – личность иностранца будет установлена путем отправки запросов в компетентные органы сотрудником МВД.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить политическое убежище в России

Вопрос №1: Какими правами на территории России обладает иностранец или апатрид, получивший политическое убежище?

Ответ: Лицо, получившее в России политическое убежище, наделено теми же правами, что и граждане страны. Исключением являются лишь права, которыми невозможно наделить иностранцев и апатридов в силу их правового положения – им нельзя выдвигать себя на руководящие должности в государственных учреждениях, голосовать на выборах, производить некоторые процедуры, связанные с владением земельными участками.

Вопрос №2: Какие установлены сроки рассмотрения ходатайства о предоствлении политического убежища?

Ответ: Конкретные сроки не установлены в силу того, что Комиссия по вопросам гражданства РФ при Президенте и сам Глава государства не ограничены во времени. Что касается ГУВМ МВД, ФСБ, МВД и МИД, то они обязаны дать заключение не позднее чем через месяц после направления им материалов дела. Органы УВМ передают документы упомянутым органам в течение 5 дней после получения ходатайства от иностранца.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Источник: http://migranty.info/kak-poluchit-politicheskoe-ubezhishhe-v-rossii/

Кто становится политическим мигрантом

Если глава государства подписывает указ о том, что конкретному человеку необходимо предоставить убежище, тогда иностранец получает право на переезд в Россию. Просить политического убежища в 2019 году могут следующие категории граждан:

  • Иностранцы или апатриды, которые могут стать или уже стали жертвами преследования или преступления.
  • Лица, преследуемые за убеждения и взгляды в рамках демократических свобод.

    Как получить политическое убежище в России

Временное убежище выдается не только просителю, но и его родным, если получено их согласие. Его не нужно получать только малолетним детям.

Не имеют права обращаться за политическим убежищем такие группы иностранцев:

  • Приехавшие из страны, с которой РФ подписала договор о безвизовом режиме.
  • Не желающие ехать домой по экономическим и другим причинам, далеким от политических преследований.
  • Привлеченные к уголовной ответственности в России.
  • Представившие ложные показания или обладающие гражданством другой страны.
  • Приехавшие из стран с высоким уровнем развития демократии или из государств, где им опасность не угрожает.
  • Преступники, в том числе и международные.

Также читайте статью «Чем отличается статус беженца от временного убежища» на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

Иностранцы, получившие временное убежище в Российской Федерации, должны следовать определенным правилам и выполнять принятые обязательства. Кроме того, таким беженцам разрешено пользоваться правами, которыми обладают россияне. Запрещено лицам без гражданства и другим людям, пользующимся политическим убежищем в России, участвовать в выборах, занимать госдолжности, владеть землей.

Важные документы

Российское законодательство установило четкую процедуру оформления бумаг. Процесс того, как получить политическое убежище в России, предусматривает прохождение следующих этапов в 2019 году:

  • Поход в миграционную службу.
  • Подачу ходатайства (скачать бланк ходатайства).

    Бланк ходатайства

  • Заполнение анкеты (скачать бланк анкеты).

    Анкета ходатайствующего о политическом убежище

  • Собеседование.
  • Медосмотр.
  • Сдачу отпечатков пальцев.

В первую очередь иностранцы должны составить письменное ходатайство на русском языке. Обычно это делает сам проситель. Если он не может сделать этого по ряду причин, то составлением ходатайства занимается сотрудник территориального органа по вопросам миграции.

К ходатайству прилагаются следующие бумаги:

  • Паспорт или документ, подтверждающий личность человека. К нему нужно представить копии всех страниц, которые заполнены.
  • Диплом об образовании.
  • Трудовую книжку (если она есть).
  • Две черно-белые или цветные фотографии размером 3,5 на 4,5 см. Запрещено фотографироваться в головном уборе, только если это не обязательный элемент приверженца той или иной религии. Таковой не должен закрывать лица, глаз.
  • Анкета, составленная по результатам опроса. Иногда проводятся индивидуальные собеседования.
  • Результаты дактилоскопии.
  • Свидетельства о браке и рождении детей.
  • Копию миграционной карты.()

    образец заполнения Миграционной карты России

  • Специальное уведомление о том, что человек прибыл в Россию из другой страны.

Перед подачей ходатайства и других документов необходимо пройти медкомиссию и получить сертификат от врача о том, что человек здоров.

Все бумаги подшиваются в отдельную папку, делу присваивается номер. Если ходатайство принято, то человек должен получить справку, позволяющую временно находиться в России.

Бумаги, которые оформляются в день подачи

В день подачи бумаг в миграционную службу каждый иностранец или лицо без гражданства обязаны пройти дактилоскопическую экспертизу, собеседование и опрос. Данные процедуры оговорены в специальном регламенте, который применяется для ищущих убежище в России.

Результаты дактилоскопии регистрируются и вносятся сотрудником службы в компьютер, куда обратился для подачи ходатайства человек. Полученная информация необходима для внесения гражданина другой страны в специальную базу данных.

После дактилоскопии человека отправляют на анкетирование и собеседование, которое проводится в индивидуальном порядке. Опрос включает в себя выяснение обстоятельств у просителя, которые заставили его искать политическое убежище в РФ. ()

А также собираются следующие данные:

  • Информация о самом заявителе и его семье.
  • Месте, где ранее жил человек.
  • Сведения по документам.
  • Обстоятельства въезда в Российскую Федерацию.
  • Получения или попыток получить гуманитарные статусы в других государствах мира.

Ответы вносятся в анкету, форма которой утверждена на законодательном уровне. Следом иностранец должен пройти опрос, результаты которого записываются в опросный лист.

Органы, принимающие документы

  • Миграционный отдел, который расположен по месту пребывания иностранцев. Это могут быть управления, занимающиеся вопросами миграции в том или ином населенном пункте при УМВД. Сотрудники таких организаций уполномочены принять документы от заявителя и отправить бумаги на дальнейшее рассмотрение.

    Вывеска миграционного отдела при УМВД

  • Главное управление по вопросам миграции, работающее при Министерстве внутренних дел. На этом этапе происходит проверка документов и отправка запросов в МИД, ФСБ и МВД по конкретному человеку. Полученные данные позволяют сделать заключение о дальнейшей судьбе заявителя по поводу политического убежища.

    Главное управление по вопросам миграции МВД России. (ГУВМ МВД России)

  • Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. Сюда направляют необходимые документы, рассматриваемые членами комиссии.
  • Президент России, который принимает окончательное решение по предоставлению политического убежища в России. Если решение положительное, то издается специальный указ.

Многие заявители пытаются уточнить при подаче бумаг, сколько времени занимает процедура рассмотрения документов и удовлетворения или отклонения ходатайства. На законодательном уровне не установлены конкретные сроки рассмотрения прошений от иностранцев. Есть несколько важных сроков, на которые нужно обратить внимание:

  • Территориальные органы УМВД обязаны рассмотреть документы в течение пяти дней и решить, передавать или нет их дальше.
  • Министерства и другие учреждения обязаны выдать заключения по иностранцу не позже одного месяца.
  • Комиссия, которая занимается вопросами гражданства при Президенте РФ, и сам глава государства изучают прошения столько, сколько нужно. Сроки законом не оговариваются и не регламентируются.

Лица без гражданства, как и беженцы, обязаны в течение семи дней с момента въезда в страну или обстоятельств, мешающих вернуться на родину, встать на учет в территориальное отделение УМВД.

Положительные результаты

Заявители на политическое убежище уведомляются органами, занимающимися вопросами миграции, о принятии их прошения. Сделать это сотрудники учреждения обязаны в течение семи дней после выхода Указа Президента. Вместе с иностранцем временное убежище получают члены его семьи, если согласны на переезд в РФ.

Граждане другой страны должны получить свидетельство, подтверждающее факт предоставления политубежища. На завершающем этапе территориальное отделение УМВД обязано оформить иностранцу и членам его семьи вид на жительство.

Вид на жительство в России

Как только человек получает от миграционной службы свидетельство о временном убежище, его национальный паспорт забирают и хранят в органе исполнительной власти, который расположен по месту проживания беженца.

Лица, получившие политубежище, могут устраиваться на работу, учиться, обращаться за медицинской помощью, заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в государственных программах. При этом обязаны придерживаться правил проживания в России, не нарушать законодательство, не угрожать общественному и государственному строю.

Также читайте статью «Прием на работу украинцев со статусом временного убежища» на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

При наличии свидетельства о предоставлении политического убежища иностранец и члены его семьи обязаны оповещать органы миграции о любых переменах в своей жизни. Это касается изменения фамилии, места жительства, получения гражданства РФ.

Получен отказ, что делать?

Когда гражданин другого государства не получает желаемого ответа, то должен либо выехать с территории страны, либо урегулировать свое пребывание в России, согласно законодательству. В зависимости от того, к какой категории просителей относится человек, такой и будет порядок пребывания в Российской Федерации.

Также читайте статью «Депортация украинцев из России» пройдя по данной ссылке.

Могут ли украинцы пользоваться временным убежищем?

В последние несколько лет участились случаи обращения граждан Украины и Беларуси в органы миграции РФ с просьбой не просто поставить на миграционный учет, а предоставить убежище.

Для украинцев в 2019 году предусмотрен общий порядок оформления ходатайства на политическое убежище, а в дальнейшем предоставления российского гражданства. В первую очередь, украинцы, въехавшие в РФ со стороны своего государства или третьей страны, должны иметь 100 % доказательства и мотивы смены места жительства.

Сразу же после приезда гражданам следует обратиться в миграционную службу, которая находится там, где иностранцы остановились. Ее сотрудник объяснит, какие документы нужно собрать, в какие сроки происходит оформление убежища, когда ответы положительные и отрицательные.

Украинцы проходят стандартную процедуру получения убежища в России. Часто бывает так, что каких-то документов у лиц без гражданства или вынужденных мигрантов нет. В этом случае процесс затянется, но не становится поводом не подавать ходатайство или сдавать отпечатки пальцев.

У граждан Украины, как и у других иностранцев, есть право получить не политическое убежище, а статус беженца. Все зависит от причин миграции в Россию. Если свидетельство о временном убежище действует всего один год, то удостоверение беженца — три.

И в первом, и во втором случае граждане Украины могут подавать бумаги на продление статуса.

Лагерь украинских беженцев в Ростовской области

В Российской Федерации действует как национальное законодательство по защите граждан других стран, которые обращаются к российским властям с просьбой о политическом убежище, так и международные акты. Законодательная база и четкая процедура сокращают ожидание иностранцев и создают для них условия личной защиты, возможности жизни в России.

О получении гражданства РФ для беженцев из Украины можно узнать пройдя по данной ссылке.

От заявителей требуется строго соблюдать все процедурные моменты, вовремя отмечаться в миграционной службе, сообщать об изменениях в работе, личных данных. Если заявители нарушают правила или процесс того, как получить политическое убежище в России, то этот статус могут аннулировать и попросить выехать из РФ. В особо тяжелых ситуациях, когда человек нарушает криминальное или уголовное законодательство, его арестовывают и судят по законам РФ.

Источник: https://VisaSam.ru/russia/migraciya/politicheskoe-ubezhishe-v-rossii.html

Право политического убежища в РФ

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права: так гласит ч. 1 ст. 63 Конституции РФ.

Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»1.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. В период с 2008 по 2013 гг. статус политического убежища в Российской Федерации предоставлялся 14 раз, среди обратившихся с таким заявлениям были граждане Дании, Казахстана,

Л

Киргизии, Узбекистана, Украины и США .

Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется,

если:

— лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

— лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;

— лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

— лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека. Для определения этих стран Министерство иностранных дел РФ ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ и Федеральную миграционную службу;

— лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище;

— лицо представило заведомо ложные сведения;

— лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;

— лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится указом Президента РФ.

Порядок представления, рассмотрения и удовлетворения (отклонения) ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища следующий.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством. В ходатайстве на имя Президента РФ о предоставлении политического убежища на территории РФ должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, позволяющих обратиться к России с просьбой о политическом убежище, а также необходимые автобиографические сведения.

Ходатайство при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу. Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе, Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве иностранных дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

Указ Президента РФ о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания. Федеральная миграционная служба в семидневный срок со дня издания указа Президента РФ уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении. В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство по месту обращения лица с ходатайством. Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют вид на жительство1.

1 См.: Конституция Российской

(постатейный). С. 193.

Федерации.

Источник: https://sci-book.com/pravo-rossii-konstitutsionnoe/pravo-politicheskogo-ubejischa-64007.html

101. Политическое убежище в Российской Федерации

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.07.1997 № 746.

Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются «лица») с учетом государственных интересов РФ на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Положением.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласия детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Лицо, желающее получить политическое убежище, должно обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу России, которая должна его рассмотреть в течение 1 месяца.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Источник: https://law.wikireading.ru/49908

Наряду со статусом беженца, временным убежищем иностранные граждане и лица без гражданства, приезжающие в Российскую Федерацию, могут получить политическое убежище.

Политическое убежище – это право въезда и пребывания, предоставляемое государством иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые обратились с соответствующей просьбой к данному государству.

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется в соответствии с указом президента РФ №746 от 21 июля 1997 года, в котором утверждено Положение. В данном Положении сказано, что политическое убежище в России предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от реальной угрозы или преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащими демократическим принципам, признанным мировым сообществом, а также нормам международного права.

Ходатайство о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы ФМС России. Иностранные лица, а также лица без гражданства, которые желают получить политическое убежище в России, обязаны в течение 7 дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, которые не позволяют им вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства. Обращаться необходимо лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания. Ходатайство подается в письменном виде.

Документы, необходимые для получения политического убежища

— паспорт иностранного гражданина или иной документ, удостоверяющий личность (однако не предоставление документов, удостоверяющих личность, не может служить основанием для отказа в приеме ходатайства);

— две личные фотографии в черно – белом или цветном исполнении размером 35 х 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора (головной убор допускается, если он не скрывает овал лица, тем гражданам, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головного убора);

— ходатайство о предоставлении политического убежища.

Ходатайство заполняется на русском языке. Если заявитель не может заполнить ходатайство самостоятельно, то оно заполняется ответственным сотрудником территориального органа ФМС. Подпись заявителя в ходатайстве заверяется уполномоченным на это сотрудником территориального органа ФМС России. После заполнения ходатайства с заявителем проводится опрос и заполняется анкета, являющейся составной частью ходатайства. Если необходимо, то с заявителем могут быть проведены дополнительные индивидуальные собеседования.

После подачи ходатайства заявитель в обязательном порядке проходит дактилоскопическую регистрацию в установленном порядке.

Порядок действий при получении политического убежища

В течение 7 дней с момента прибытия на территорию РФ, либо с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного проживания, иностранные граждане и лица без гражданства должны обратиться лично в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания с ходатайством.

Заявитель вправе приложить любые документы в обоснование своего ходатайства.

Сотрудник территориального органа ФМС, ответственный за прием ходатайства, принимает документы, делает ксерокопии документов, удостоверяющих личность заявителя, проверяет тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографии в документе. После этого сотрудник ФМС проводит опрос заявителя и заполняет анкету. После заполнения анкеты и небольшого перерыва с заявителем проводится индивидуальное собеседование.

Ходатайство, опросные листы, анкета и другие документы формируются в личное дело заявителя. Личному делу присваивается номер.

В случае принятия ходатайства к рассмотрению выдается справка о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ в связи с рассмотрением ходатайства данного лица о предоставлении политического убежища.

Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории России.

Если имеются достаточные основания для рассмотрения ходатайства, то его направляют в ФМС России. Днем принятия ходатайства к рассмотрению считается день поступления в ФМС России всех необходимых документов.

После получения заключений МИД России и ФСБ России ФМС России направляет ходатайство и все необходимые документы со своими заключениями в Комиссию по вопросам получения гражданства при Президенте РФ. Срок рассмотрения ходатайства в ФСБ России, в ФМС России и в МИД России не должен превышать 1 месяца в каждом органе.

В случае подписания Президентом РФ Указа о предоставлении лицу политического убежища ФМС России в течение 7 дней со дня издания такого Указа уведомляет лицо через территориальные органы о принятии решения.

Предоставление политического убежища также распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии того, что они согласны с ходатайством. Согласие детей в возрасте до 14 лет не требуется.

Лицу, которое получило политическое убежище, а также членам его семьи территориальный орган ФМС России по месту обращения с ходатайством выдает Свидетельство о предоставлении политического убежища. Затем территориальный орган ФМС России оформляет лицу, получившему политическое убежище, и членам его семьи вид на жительство.

Если Президент РФ отклоняет ходатайство, территориальный орган ФМС России вручает, либо направляет лицу уведомление о том, что его дальнейшее пребывание на территории страны регулируется законодательством РФ, определяющим порядок пребывания иностранных граждан, а также лиц без гражданства на территории России.

Кому не может быть предоставлено политическое убежище

1. Лицу, которое преследуется в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного пребывания за действия, признаваемые в Российской Федерации преступлением.

2. Лицу, привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу.

3. Прибывшему из третьей страны, где ему преследование не грозило.

4. Прибывшему из страны, с которой Россия имеет соглашении о безвизовом пересечении границы.

5. Лицо предоставило заведомо ложные сведения о себе.

6. Лицо прибыло из страны, в которой имеются развитые и устоявшиеся институты в области защиты прав человека.

7. Лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

8. Причины, по которым лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного пребывания, носят экономический характер, либо причинами является голод, эпидемия, чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера.

Лишение политического убежища

Право на политическое убежище утрачивается:

— если лицо вернулось в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

— лицо выехало на жительство в третью страну;

— лицо добровольно отказалось от политического убежища;

— лицо приобрело гражданство РФ или гражданство другой страны.

Политическое убежище утрачивается по решению Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению ФМС России на основании заключений ФСБ России и МИД России.

Причинами лишения лица политического убежища также могут быть:

— государственная безопасность;

— деятельность лица, противоречащая целям и принципам ООН;

— совершение лицом преступления.

Все необходимые документы для получения политического убежища вы можете скачать на нашем сайте. (Документы для политического убежища)

Источник: https://politklass.ru/politicheskoe-ubezhishhe-v-rossijskoj-federacii.html

Право убежища

У этого термина существуют и другие значения, см. Убежище. Статистически наименее благополучные страны по количеству их граждан, находящихся в поисках убежища за их пределами (по официальным данным ООН) выделены оттенками красного: 40,000 лиц, ищущих убежище 30,000 лиц, ищущих убежище 20,000 лиц, ищущих убежище 10,000 лиц, ищущих убежище <10,000 лиц, ищущих убежище (или нет данных)

Конституционно-правовой статус
физических лиц

Основные статусы

Дополнительные статусы

Сопутствующие понятия

Пра́во убе́жища (англ. right of asylum, фр. droit d’asile) — признаваемое мировым сообществом право человека на поиск убежища от преследования, а также право государств предоставлять убежище на своей территории.

Право убежища в истории человечества было двух родов: 1) внутреннее, когда преследуемый (нередко преступник) получал убежище и защиту от наказания внутри того же государства; 2) внешнее, или на основании международного права, когда убежищем служит территория другого государства.

Современное международное право признаёт два вида убежища: территориальное (на территории государства) и дипломатическое (в стенах дипломатического представительства на территории иностранного государства). Также ряд государств Латинской Америки предоставляет дипломатическое убежище на своей территории на основании Гаванской конвенции 1928 года о праве убежища.

Историческое право убежища

В античности

Первые убежища

Основная статья: Убежища и убежищные города

В условиях особенностей устройства ряда древних обществ древние обычаи и религия могли сопротивляться силе законов, существовавших лишь в пользу социальных верхов. Преступник во многих случаях, в силу естественного права и обычаев, был только невинно гонимой жертвой, стремившейся под покровительство религии и находившей в её святилищах неприкосновенное убежище. А само существование такого права убежища служило не только усилением уважения к религии, но и часто закреплено законом.

Эффективность такой защиты считается спорной, так как такая защита предоставлялась без различия и преследуемым незаконно и явным преступникам, следовательно в случае с преступниками польза обществу была не всегда:

  • с одной стороны, преступника укрывали от заслуженного наказания, увеличивая число преступлений.;
  • с другой же стороны преступник, виновный в нетяжком преступлении, мог избежать необоснованной расправы (особенно это полезно, если указанный преследуемый преступник, был свидетелем тяжкого преступления, совершенного другими преступниками).

Убежища древнего Востока

Основная статья: Убежища древнего Востока

По закону Моисея в древнем Израиле и позднее в Иудее были назначены несколько городов для убежища, но не для всех преступников, а только для виновных в кровной мести и опасавшихся того же от родственников ими убитого. Это была попытка положить предел бесконечному «раскручиванию маховика», как сейчас говорят, кровной мести из поколения в поколение, так как это, в частности, угрожало также благополучию и внутренней безопасности древнего Израиля как государства.

Убежища в Древней Греции и Древнем Риме

Основная статья: Убежища в языческих храмах

В Греции и Риме убежищем служили храмы, статуи императоров (из-за их обожествления) и другие священные здания.

Самое большое распространение право убежища получило со времени торжества христианства. Идея помилования, учение о полном очищении через раскаяние и веру во Христа, страх расплаты за кровопролитие — всё это побуждало духовенство к защите тех, кто прибегал в божий дом. Христианские храмы стали убежищем не только для гонимых преступников и невинных, но и для рабов, бежавших от жестокости рабовладельческого закона, преследовавшего их в безусловной власти господ.

Римские христианские императоры, официально узаконившие право церковного убежища, вместе с тем установили для него и ряд ограничений. Так Феодосий I (392) и Флавий Аркадий постановили, что должники должны быть или выдаваемы или епископы должны погашать их задолженности перед кредиторами. По закону Феодосия II (432) беглый раб мог быть укрыт только на один день, на следующий его надлежало выдать господину, но с обязательным взятием с последнего клятвенное обещание простить раба. Евреи (точнее иудеи) пользовались правом убежища лишь при условии принятия христианства. Юстиниан (535) запрещал давать убежище убийцам, клятвопреступникам и похитителям людей. По закону Феодосия II местом убежища были не только алтарь и внутренности храма, но и вся территория храма (все в церковной ограде): — сады, площади, бани, строения, чтобы беглецы не были вынуждены есть и спать в церквях.

В средневековье

Основная статья: Убежища в Средние века

В Средние века папы, пользуясь своим авторитетом, расширили церковное право убежища на кладбища, монастыри, дома епископов и церковные богадельни. Кто нарушал неприкосновенность убежища, того предавали анафеме и подвергали гражданскому наказанию. Преступники в поисках убежища могли выдаваться гражданским судьям, но с условием не казнить их смертной казни или увечьем. По примеру церковного убежища короли и императоры, а затем и удельные правители давали некоторым городам право быть местом убежища для определённого рода преступников. Например, город Ройтлинген служил убежищем для совершивших убийство в пылу гнева (т. е. в состоянии аффекта — в современно правовой терминологии).

Христианский храм являлся главным убежищем довольно долго. Такое убежище имело огромное значение в так наз. варварских государствах, принявших христианство, но постепенно чистое церковное убежище стало терять своё значение по трём причинам:

  • некоторые папы косвенно отрицали право церковного убежища для лиц, совершивших особо тяжкие преступления;
  • упадок авторитета церкви во вторую половину средних веков;
  • распространение других форм убежищ — отчасти религиозной (к примеру, французские совте) и чисто светской.

С установлением в западных государствах твёрдого порядка, законности и с утверждением начала независимости государства от вмешательства папской власти, церковное право убежища и подобное право привилегированных городов мало-помалу пришли в забвение. Ордонанс (указ) Франциска I (1539) во Франции и закон 1624 года в Англии уничтожили церковное право убежища.

XVIII—XIX века

В 1760 году в Баварии на основании папской буллы вышло распоряжение о выдаче дезертиров из убежищ с условием, что они не будут преданы смертной казни или иному тяжкому наказанию. Подобное распоряжение было выпущено в 1788 году курфюрстом-архиепископом Трирским и общим распоряжением в Пруссии 1794 года, в Вюртемберге (1804) и в Саксонии (1827).

В 1850 году в Турине потребовался закон Сиккарди (итал. leggi Siccardi) для прекращения церковного права убежища. Папский циркуляр от 1852 года ограничивал право убежище тремя днями, и полностью уничтожал его в отдельных случаях. Дольше других продержалось право убежища в посольских домах.

В России

В России не было закона о праве убежища, но на деле монастыри служили убежищем для многих преступников и преследуемым по иным мотивам, в особенности зависимых крестьян, бежавших от жестоких господ, но только с условием пострига. В случае с преступниками постриг был обязательным условием для предоставления постоянного убежища в монастыре, — по вероучительной Церковной доктрине, приняв постриг, преступник:

  • умирает для мира и отрекается от прежней жизни, в том числе оставляет преступный путь;
  • раскаивается перед Богом, и творит молитву за пострадавших в результате совершенного им преступления.

Точно также служило убежищем казачество, особенно для несвободных. Котошихин указывал, что беглые холопы укрывались у донских казаков и часто, пробыв у них год или два, приезжали в Москву, где никто их не смел трогать.(«С Дону выдачи нет!» — гласил известный меморандум Донского казачества.)

Не только в старое время, но и в XVIII-м, и даже в начале XIX века российское правительство косвенно открывало убежище в новоприобретённых землях, нуждавшихся в заселении.

Современное право убежища: политическое убежище

Политическое убежище — особый правовой статус, предоставляемый лицу, которое по определённым причинам преследуется у себя на родине: обычно, за политические, религиозные и иные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве государства пребывания как правонарушение, и право на въезд и пребывание на территории данного государства. Согласно законодательству большинства стран, в том числе США и России, подать запрос на предоставление убежища заявитель может, только находясь на территории государства, в котором заявитель просит убежище.

Нансеновский паспорт

Основная статья: Нансеновский паспорт

В 1922 году по инициативе норвежского мореплавателя-исследователя Фритьофа Нансена, тогда комиссара Лиги Наций по делам беженцев, был учреждён международный документ, удостоверявший личность лица без гражданства. Вначале он выдавался так наз. белоэмигрантам, а впоследствии и другим беженцам, которые не могли получить обычный паспорт. В 1942 году этот паспорт признали правительства 52 государств, и он стал первым проездным документом для беженцев. Всего было выдано около 450 000 Нансеновских паспортов с целью помочь беженцам без гражданства найти приют в других странах.

Гаванские конвенции 1928 года

На VI Панамериканской конференции, происходившей в Гаване в январе-феврале 1928 года, были приняты конвенции по вопросам дипломатического права:

  1. о дипломатических должностных лицах;
  2. о консульских должностных лицах;
  3. о праве убежища.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года

Основная статья: Всеобщая декларация прав человека

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила «Всеобщую декларацию прав человека», приняв во внимание многие факторы, в том числе «что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества». Праву убежища посвящена 14-я статья Всеобщей декларации:

Статья 14

  1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
  2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединённых Наций.

Конвенция о статусе беженцев 1951 года

Основная статья: Конвенция о статусе беженцев

28 июля 1951 года в Женеве на конференции, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 года, с участием полномочных представителей стран был принят международный договор — «Конвенция о статусе беженцев», вступившая в силу 22 апреля 1954 года.

Конвенция дала определения понятия «беженец» и установила общие правила, на основе которых предоставляется статус беженца. Конвенция запретила какую-либо дискриминацию беженцев, получающих права частично наравне с гражданами принимающей их страны и частично на тех же условиях, что и иностранцы. Конвенция допускает выдворение беженцев в интересах государственной безопасности, но запрещает их возвращать в государство, из которого они бежали, опасаясь преследования.

Россия присоединилась к Конвенции постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года. На 1 сентября 2008 года в Конвенции участвовали 144 государства из 192 членов ООН.

Последующие акты международного права

14 декабря 1967 года Генеральная Ассамблея ООН приняла в качестве рекомендации «Декларацию о территориальном убежище». В 1977 году была проведена конференция о территориальном убежище, но выработать конвенцию ей не удалось. Однако, положения об убежище есть в Каракасской конвенции ОАГ 1954 г. и Конвенции ОАЕ 1969 г. по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке. Совет Европы принял декларацию о территориальном убежище в 1977 г. Россия присоединилась к Протоколу 1967 года постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года.

Предоставление политического убежища за рубежом

Согласно докладу Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Россия занимает третье место в мире (после Ирака и Сомали) по числу поданных её гражданами просьб о предоставлении политического убежища за рубежом: в 2008 году около 20 477 россиян обратились с просьбами о предоставлении политического убежища — это на 9 % больше показателя 2007 года. Чаще всего граждане России, ищущие убежище, искали убежище в Польше (6647 человек), Франции (3579), Австрии (3436), Бельгии (1615), Норвегии (1078), Швеции (933). В этом списке для ищущих убежища граждан России стали куда менее привлекательными бывшие ранее безусловными лидерами Германия (768) и США (691).

Часто институт политического убежища пытаются использовать для ухода от правосудия. Так, попытки так называемого криминального авторитета Сергея Буторина получить в Испании политическое убежище потерпели крах — Испания экстрадировала Буторина в Россию. Испанский суд отказал ему в этом праве и выдал его российскому правосудию.

Политическое убежище в США

См. также: Иммиграция в США

Подать документы на статус «политического беженца» можно только находясь на территории США. Оказавшись в США, необходимо подать в иммиграционную службу соответствующее заявление. Политическое убежище предоставляется, если человек находится в США (по туристической или другой визе, и даже нелегально) и боится возвращаться на родину в связи с прошлыми преследованиями (past prosecution) или опасается возможных преследований (future prosecution). Заявление о предоставлении политического убежища должно быть подано в течение года после прибытия в США. Если кандидат пропустил этот срок, то он должен доказать, что не мог подать заявление вовремя ввиду исключительных обстоятельств или что политическая ситуация на его родине существенно изменилась в худшую сторону.

Лицо-податель заявления о предоставлении политического убежища, называется «asylum applicant», а лицо, уже получившие убежище называется «asylee», не путать с беженцем («refugee») — это другая правовая процедура.

Политическое убежище в США предоставляется на неопределенное время, — через год после предоставления убежища и при условии постоянного проживания в США, можно подать документы на получение статуса постоянного жителя (permanent resident status), в просторечии это называют «грин-картой». Отметим, что после того, как ищущий убежище подает заявление и до получения самого статуса, он может легально находиться на территории США, сколько бы долго ни пришлось ждать решения, и легально работать через 180 дней после подачи заявления.

Лица, получившие убежище, могут выезжать из США за границу, предварительно оформив travel document, в просторечии «травел-паспорт». Лица, получившие политическое убежище, не должны возвращаться в страну, где они подвергались преследованиям. В противном случае они могут потерять свой статус в США.

Получив политическое убежище, можно ходатайствовать о предоставлении гражданства США через пять лет со дня получения статуса постоянного жителя, указанного в грин-карте.

Политическое убежище в России

См. также: Иммиграция в Россию и Программа возвращения соотечественников в Россию

Предоставление политического убежища на территории России гарантировано Конституцией РФ:

Статья 63. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Оно производится указом Президента Российской Федерации и регулируется положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают ТО ФМС России.

В списке самых привлекательных для беженцев стран Россия стоит на 19-м месте. В России за статусом беженца в 2008 году обратились 3 тысячи 970 иностранцев — на 18 % больше, чем в предыдущем году.

Политическое убежище в Южной Корее

Южная Корея в 2008 году приняла около 9 тысяч беженцев из Сомали, Ирака, Афганистана и России. Чтобы подать заявление о предоставлении убежища, заявитель должен находиться на территории Южной Кореи.

Российские политэмигранты XX века

В хронологическом порядке:

Российские политэмигранты XXI века

  • Александр Долматов (1976—2013)
  • Даниил Константинов (2014)
  • Ашурков, Владимир Львович (2015)

К концу 2014 года политических эмигрантов из России насчитывается несколько сотен. Многие из них поселились на Украине и в странах Европы. Бывшая член политсовета «Солидарности» Ольга Курносова объявила о создании на Украине общественной организации, которая будет заниматься помощью политэмигрантам. Подобную организацию планируется создать и в Европе.

Примечания

Право убежища на Викискладе

Право убежища в Викиновостях

  1. Конституционное право России: учеб./ Постников А. Е. и др. — М.:Проспект, 2009. — 504 с. — С. 145.
  2. 1 2 3 Куркин Б. А. Международное право: Учебное пособие. Издательство: МГИУ, 2008, 192 с. — С. 107
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Азиль // Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. — СПб., 1861.
  4. Убежища в средние века // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Nansen’s inventions (англ.)
  6. Гаванские конвенции 1928 // Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948.
  7. States Parties to the 1951 Convention relating to the Status of Refugees and the 1967 Protocol (англ.)
  8. Декларация о территориальном убежище // Сайт ООН на русском языке
  9. Ястребова А. Ю. Доктринальные аспекты института убежища в международном и конституционном праве и особенности его регламентации в Российской Федерации Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление; 2011, октябрь
  10. РФ занимает третье место по числу просьб об убежище за рубежом — РИА Новости
  11. Лидер «ореховской» группировки экстрадирован из Испании в Москву :: Общество :: Top.rbc.ru
  12. Федеральная миграционная служба России — Предоставление убежища в Российской Федерации
  13. РФ занимает третье место по числу просьб об убежище за рубежом — ООН. РИА Новости (24 марта 2009). Дата обращения 14 августа 2010. Архивировано 4 июня 2012 года.
  14. П. В. Московский, В. Г. Семенов. Ленин в Финляндии: Памятные места. — Москва: Политиздат, 1977. — С. 98. — 157 с.
  15. Адам Бруно Улам. Большевики: причины и последствия переворота 1917 года. — Центрполиграф, 2004. — С. 308. — 509 с. — ISBN 5952411126.
  16. Аллилуева, Светлана Иосифовна: «…она явилась в посольство США в Дели с паспортом и багажом и попросила политического убежища»
  17. Н. А. Решетовская. АПН—я—Солженицын: моя прижизненная реабилитация. — Поверенный, 2004. — С. 212. — 270 с.
  18. Конаныхин, Александр Павлович: «В 1996 году Конаныхин по обвинению, сфабрикованному российскими властями, попал в американскую тюрьму. В 1997 году его оправдали и выпустили, в 1999 году ему было выплачено 100 тысяч долларов компенсации и предоставлено политическое убежище.»
  19. Литвиненко, Александр Вальтерович: «В мае 2001 года правительство Соединённого Королевства предоставило Александру Литвиненко политическое убежище, как подвергающемуся преследованиям на родине»
  20. Березовский, Борис Абрамович: «10 сентября 2003 года министр внутренних дел Великобритании Дэвид Бланкетт подписал распоряжение о предоставлении Березовскому политического убежища, обосновывая это решение тем, что в России ему может грозить политическое преследование»
  21. Долматов, Александр Юрьевич: «Долматов подал прошение о предоставлении ему политического убежища на территории Нидерландов»
  22. Политэмигранты объединяются в Киеве. «Независимая газета», 29.12.2014
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: sh85009045

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%89%D0%B0

Право убежища — исключение из правила выдачи лиц, совершивших преступление. Не подлежат выдаче лица, преследуемые по политическим или религиозным мотивам. Право убежища не предоставляется лицам, совершившим общеуголовные преступления.

Таким образом, право убежища — это право суверенного государства провозгласить в Основном Законе и осуществлять предоставление лицам, преследуемым в других государствах, право проживания на своей территории без привлечения их к уголовной ответственности.

Действующая Конституция РФ провозглашает право убежища, однако в уголовном законе этот вопрос прямо не урегулирован. В ст. 63 Конституции РФ записано, что РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. В целях конкретизации рассматриваемого положения Конституции РФ издан Указ Президента РФ от 26 июля 1995 г., которым утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации (см. Российская газета. 1995. 1 авг.).

Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом (ст. 2 Положения). В соответствии со ст. 3 этого Положения политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действия или бездействие, признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций. Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента Российской Федерации (ст. 3 Положения).

Источник: http://be5.biz/pravo/u007/301.htm