Повысить работоспособность мозга

Мечтаете ли вы просыпаться каждый день наполненным энергией, позитивно настроенным на предстоящую работу, с полной уверенностью, что вам все по плечу?

А после обеда вместо обычного утомления ощущать прилив свежих сил?

И в конце рабочего дня быть по-прежнему эмоционально наполненным для общения с родными и друзьями? Значит вопрос “Как повысить эффективность и работоспособность” является для вас актуальным.

Сегодня я поделюсь с вами эффективными методами, которые помогли мне превратиться из человека с вечно низким давлением и отсутствием стабильной качественной энергии в того, кто с удовольствием встает в 4 утра. При этом в течение дня вместо типичного для всех людей спада я испытываю энергетический подъем. То есть, в течении всего дня я испытываю повышенную работоспособность.

Когда я следую всем этим советам (а это действительно возможно!), я живу с полной отдачей, и такой день заканчивается чувством глубокого удовлетворения и уверенности в том, что я прожила его по максимуму.

Задумываясь над тем, как повысить эффективность, мы постоянно черпаем энергию из разных источников: еда, люди, книги, фильмы. Но часто берем ее “в кредит” (кофе, сигареты, алкоголь, фастфуд), и через некоторое время расплачиваемся своим физическим и психическим здоровьем. А можно развить в себе здоровые привычки, которые за счет правильного образа жизни в настоящем будут давать нам энергию и повышенную работоспособность, не воруя все это у будущего.

Например, завтрак из фруктов, орехов, экологически чистого творога повышает умственную и физическую работоспособность, а также дает вам такой же прилив сил, как и бутерброд с кофе, но во втором случае после нескольких часов наступит утомление и апатия, о повышенной работоспособности уже говорить не приходится.. Кофеин сначала дает энергию, потом же следует спад и ухудшение состояния. Правильная пища не только дает энергию сразу после ее употребления, но и поддерживает повышенную работоспособность в течение всего дня. Так происходит и со многими другими факторами, влияющими на качество нашей жизни.

Так давайте же перейдем непосредственно к методам, которые помогут вам стать более энергичным и более эффективным человеком.

Физическое тело

1. Хотите знать, как повысить эффективность и успеть сделать больше дел в течении всего дня. Вставайте в 4 утра. Максимум в 5.

2. Принимайте контрастный душ (1—3 минуты самой горячей воды, которую вы только можете выдержать, 15—60 секунд холодной, повторить 3 раза). Эта рекомендация, безусловно, не для всех, а для людей с достаточно здоровым организмом. Однако если вы это сделаете, повышенная работоспособность с самого утра и в течении всего дня вам гарантирована.

3. Выпивайте натощак 1 литр чистой воды комнатной температуры или немного подогретой. Такое количество воды не менее важно, чем утренний душ. Ваш организм очистится от токсинов, выделяющихся ночью. А значит, качество вашей энергии значительно повысится и вам удастся повысить эффективность любой вашей деятельности.

4. Ложитесь спать не позже 22.00. Люди, которым не хватает энергии и которые задаются вопросом “Как повысить работоспособность” очень часто не соблюдают режим сна. Поздний отход ко сну не повышает умственную и физическую работоспособность, а понижает ее.

5. Как минимум за 2 часа до сна не смотрите и не читайте ничего агрессивного, не смотрите новости. Посмотрев перед сном что-то неприятное, вы лишите себя спокойного отдыха и на следующий день будете разбиты, от чего ваша работоспособность значительно снизится.

6. Постарайтесь находиться как минимум 15 минут в день на свежем воздухе и на солнце. Так вам удастся существенно повысить вашу работоспособность.

Питание

7. С утра выпейте овощной коктейль или съешьте фрукт (например, яблоко). Через 20—30 минут можно позавтракать. Я предпочитаю на завтрак орехи, мятный чай с медом или экологически чистый кефир с ложкой меда. Уделяйте внимание правильному питанию и грамотному началу дня, в особенности если вы часто задаетесь вопросом “Как повысить эффективность”.

8. Очень полезно съесть с утра 1 чайную ложку цветочной пыльцы. Также можно есть пыльцу в течение дня, когда вам нужен прилив сил. Повышенная работоспособность тогда вам гарантирована.

9. Никогда не переедайте. Если вы уже не раз это делали, то, скорее всего, обращали внимание, что после переедания силы начинают покидать организм и хочется спать. Тяжелые перекусы – не лучший способ повысить свою эффективность.

10. 80% употребляемых продуктов должны быть овощи, 20% — фрукты, злаки, орехи. Очень немного молочных продуктов. Если вы употребляете мясо или рыбу, ешьте эти продукты максимум 2-3 раза в неделю и только во время обеда. Вечером они не успевают перевариваться, что делает сон неспокойным. Соответственно, на следующий день вы чувствуете себя разбитым и вам приходится думать о том, как повысить свою работоспособность некачественными источниками энергии.

11. Прорастите пшеницу или зеленую гречку — они дают огромный прилив энергии и омолаживают организм, а также повышают умственную и физическую работоспособность.

12. Пейте всегда ДО еды, после еды не пейте как минимум час, лучше два.

13. Не ешьте как минимум за 3 часа до сна.

14. Если вы все еще употребляете алкоголь, то не пейте больше 1 бокала вина (никаких крепких напитков!) за один вечер. Помните, что алкоголь — это заем энергии у будущего, и рано или поздно за это придется расплачиваться отсутствием энергии и повышенной работоспособности.

15. В течение дня, после утреннего литра воды, выпивайте еще 2—4 литра.

16. Постепенно сведите к минимуму напитки с кофеином. Пейте только травяные чаи и воду. Раньше я не могла представить себе жизнь без чашки кофе с утра и крепкого чая после обеда, но как только я полностью отказалась от кофеина, у меня исчез сильный упадок сил около 10-11 часов и во второй половине дня около 15-16 часов. Я забыла, что такое предобеденный и послеобеденный синдром усталости!

Спорт

17. Занимайтесь каждый день спортом не менее 30 минут в день. Многие специалисты рекомендуют занятия спортом 2-3 раза в неделю. Возможно, для поддержания физической формы этого и достаточно, но для повышения энергии и личной эффективности необходимо давать себе физическую нагрузку каждый день. Вы же не едите только 3 раза в неделю. А спорт — это такой же важный источник энергии, как и пища.

18. Старайтесь совмещать кардиотренировку (бег, прыжки, аэробика, танцы, велоспорт) с растяжкой (йога, пилатес, на худой конец, вспомните школьную гимнастику) и силовыми нагрузками (не перепутайте с тяганием пакетов из продуктового магазина). Именно физическая нагрузка поможет вам увеличить вашу эффективность и работоспособность в разы.

Эмоции

19. Если ваш основной двигатель (тело) приведен в порядок, необходимо позаботиться об эмоциональной составляющей вашего горючего, чтобы повысить свою эффективность. Чтобы начать день на положительной волне, используйте такие варианты для утренней эмоциональной подзарядки:

  • Посмотрите видео одного из ваших учителей/человека, который вас вдохновляет. После этого прилив повышенной работоспособности придет сам собой, ведь ничто не вдохновляет так, как личный пример.
  • Прочтите несколько страниц книг по личностному или духовному развитию.
  • Помедитируйте 15-30-60 минут сразу после пробуждения.
  • Во время утренних процедур послушайте аудиозаписи. Прекрасной половине человечества полезно совмещать наведение утреннего марафета с аудиопрограммами. Теперь вы можете совмещать совершенствование внешнего вида с качественным улучшением мира внутреннего.
  • Сделайте запись в своем дневнике — потратьте 10-15 минут, описав либо свои последние мысли, наблюдения, либо то, чему вы научились за последний день. Как говорит Тони Роббинс, «если ваша жизнь достойна того, чтобы ее прожить, она достойна того, чтобы ее записать».

20. Несколько раз в день делайте недлительные дыхательные упражнения, с глубоким выдохом и вдохом, фокусируясь на дыхании. Это поможет вам постоянно ощущать приток энергии, а значить и повышать вашу эффективность.

21. Постоянно обращайте внимание на все то, что положительно складывается в течение дня. У нас есть тенденция фокусироваться на том, что идет не так, а направляя внимание на положительные аспекты, мы перепрограммируем себя и начинаем видеть целостную картину дня все более объективно и позитивно.

22. Если вы любите молитвы, читайте их несколько раз в день. Если ваш путь — медитация, периодически обращайте свое внимание внутрь себя и концентрируйтесь на ощущении “здесь и сейчас”.

23. Исключите из жизни праздное времяпрепровождение (пустые передачи, сплетни и обсуждение вещей, которые не дают дополнительной ценности вашей жизни). У вас есть выбор: можно 15 минут проболтать с коллегами в перерыве или вместо этого прочитать главу книги по личностному развитию. Что даст вам больший толчок к развитию? Помните, что «те, кто читает книги, управляют теми, кто смотрит телевизор».

24. Заведите список того, что нужно перестать делать. Перестаньте это делать. Вы высвободите огромное количество энергии для более важных дел.

25. Вечером запишите как минимум 5 пунктов, за что вы испытываете благодарность сегодня.

Работа

26. Составьте список важных задач, которые помогут вам (или вашей фирме) выйти на новый уровень развития, но на которые чаще всего не хватает времени. Список важных задач будет повышать вашу умственную и физическую активность, ведь он вдохновит вас на новые свершения.

27. Начинайте свой день именно с этих важных, но несрочных дел. Посвящайте 1-2 часа самого ценного утреннего времени творческим задачам.

28. Для прогресса в важных делах отключайте Skype, телефон и выходите из электронной почты. Работайте как минимум по 60-90 минут прежде, чем отвлекаться. Работа в таком режиме принесет гораздо больше результатов, чем работа с постоянным прерыванием.

29. Каждые 2 часа делайте небольшой перерыв. Потянитесь, пройдите по офису, если вы работаете из дома — попрыгайте на месте, сделайте несколько растяжек. Это один из лучших способов повысить свою работоспособность, ведь нашему мозгу намного легче работается когда он периодически переключается.

Дополнительные рекомендации по улучшению качества энергии

30. Проведите чистку печени (я практикую метод Андреаса Моритца). Если вы задались вопросом “Как повысить эффективность и работоспособность”, то, прежде всего, обратите внимание на свое здоровье. Оно должно быть в порядке.

31. Принимайте масла (льняное, ореховое и др., которые вам наиболее подходят).

32. Используйте щетку для тела перед душем, чтобы очистить поры. Тело через открытые поры будет поглощать больше кислорода, наполняя ваш организм дополнительной энергией.

33. Постепенно перейдите на экологически чистые препараты для ухода за телом и для уборки жилья.

34. Как минимум 1 раз в неделю посещайте сауну.

Эти советы — мой сконцентрированный опыт за 10 лет совершенствования своего режима дня и повышения эффективности в работе. Безусловно, это не исчерпывающий список всех методик, которые можно применять для улучшения качества жизни, но если вы хотите сделать карьеру, добиться успеха в отношениях, и преуспеть в других сферах жизни, они могут вам пригодится.

Но если вы постоянно чувствуете упадок сил, начните постепенно внедрять в свою жизнь эти принципы, и со временем вы почувствуете себя другим человеком — энергичным, наполненным положительной энергией и намного более работоспособным.

Помните, что жизнь — это не спринт, а длительный марафон, поэтому лучше день за днем вводить в жизнь новые привычки, чем попытаться все сделать сразу и быстро перегореть. Последовательность и постоянство — вот секрет самых успешных и эффективных людей нашего мира.

Вы заметили, что название статьи обещает 35 советов, но даны только 34? 35-м пунктом я размещу на своем блоге наиболее интересную рекомендацию моих читателей. Поделитесь, какими методами эффективной подзарядки пользуетесь вы и станьте моим соавтором в этой статье.

Источник: https://elizavetababanova.com/lichnaya-effektivnost/35-sovetov-dlya-povisheniya-effektivnosti-i-rabotosposobnost.html

Реферат: Физические упражнения как важное средство восстановления работоспособности и повышения производительности труда

1. Физические упражнения как важное средство восстановления работоспособности и повышения производительности труда.

Функциональная активность организма человека характеризуется различными двигательными процессами и способностью поддерживать высокий уровень психических функций при выполнении напряженной интеллектуальной (умственной) деятельности. Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают сокращение сердца, передвижение тела в пространстве, движения глазных яблок, глотание, дыхание, двигательный компонент речи, мимики и др. Гладкие мышцы входят в состав стенок сосудов, бронхов, мочевого пузыря, желчного пузыря, мочеточников, желудочно-кишечного тракта других внутренних органов, кожи. Гладкие мышцы обеспечивают их функцию и осуществляют движения ресничек клеток кишечного эпителия за счет нервной двигательной системой и гуморальными факторами.

Утренняя гимнастика закаляет человека физически, резко уменьшает простудные и другие заболевания, способствует активной трудовой деятельности. Непременное условие для утренней гимнастики – регулярные ежедневные занятия. В теплое время года рекомендуется проводить их на свежем воздухе, а зимой – в хорошо проветриваемом помещении.

Кто не знает, как нелегко порой после пробуждения сбросить утреннюю сонливость и вялость. Включиться в привычный ритм, активизировать работу органов и систем организма, восстановить работоспособность помогает утренняя гимнастика. Необходима она для того, что восполнить дефицит движений.

При выполнении физических упражнений от чувствительных нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, коже, к мозгу устремляются потоки импульсов, быстро повышающих возбудимость центральной нервной системы и обеспечивающих ее готовность к активной деятельности. Иными словами, возникшие во время сна изменения под влиянием утренней зарядки устраняются, повышается мышечный тонус. На активный рабочий режим переключаются сердечно – сосудистая и дыхательная система. Ускоряется ток меж тканевой жидкости.

Повышение работоспособности, производительности труда возможно, самая главная цель утренней гимнастики, хотя, разумеется, не единственная. Второе ее назначение — давать человеку хорошее самочувствие и бодрое настроение.

Доказано, что систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности.

Результаты многочисленных исследований по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производительной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у не адаптированных к ним (нетренированных) убедительно показывают прямую зависимость всех названных параметров умственной работоспособности от уровня как общей, так и специальной физической подготовленности. Способность к выполнению умственной деятельности в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если в процессе ее выполнения целенаправленно применять средства и методы физической культуры, например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.) Результаты исследований показывают, что устойчивость внимания, восприятия, памяти, способности к устному счету различной сложности, некоторых других сторон мышления может оцениваться по уровню сохранения этих параметров под влиянием различной степени утомления.

Учебный день студентов насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. В совокупности с вынужденной рабочей паузой, при которой значительное время в напряженном состоянии находятся мышцы, удерживающие туловище в определенном положении, частые нарушения рационального режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки могут приводить к нежелательным явлениям, служить причиной утомления, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в переутомление. Для того чтобы этого избежать, один вид деятельности должен сменяться другим, или необходим отдых. Наиболее эффективен активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

Последние годы возросло внимание к использованию средств физического воспитания для совершенствования учебного труда студентов, но многое еще остается нереализованным. Проблемным вопросом являются средства физической культуры (специфические и неспецифические упражнения), которые непосредственно влияют на функциональное состояние головного мозга при напряженной умственной деятельности.

В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия не только на отдельные мышечные группы, но и на определенные системы организма, Однако сохранение активной деятельности головного мозга человека требует особых подходов, внимания, методов сочетания физических нагрузок и их целенаправленного воздействия на функцию центральной нервной системы.

Изменение умственной работоспособности и сенсомоторики студентов под влиянием занятий физкультурой зависит от времени их проведения в режиме учебного дня. Занятия с 8 до 10 и с 12 до 14 ч в большей степени способствуют повышению умственной работоспособности, быстроте сенсомоторных движений, а координация микродвижений при этом снижается.

Наибольшее повышение умственной работоспособности и быстроты движений отмечается в начале и в конце учебной недели. В эти дни также отмечено наибольшее снижение координации микродвижений. Следовательно, в течение недели есть два периода наиболее эффективного влияния занятий по физическому воспитанию на умственную работоспособность студентов.

Занятия физической культурой оказывают разный эффект положительного воздействия на изменение умственной работоспособности людей. Утренняя зарядка прогулка или пробежка на свежем воздухе_ все эти средства благоприятно влияют на организм человека, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен организма. Немаловажную роль играет активный отдых в каникулярное время : после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере учащиеся начинают учебный год с более высокой работоспособностью.

2. Разносторонняя общефизическая и профессионально-прикладная подготовленность-главное условие высокопроизводительного труда.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)- одно из направлений системы физического воспитания, способствующее формированию прикладных знаний, физических и специальных качеств, умений и навыков. ППФП решает следующие задачи: ускорение профессионального обучения, достижение высокой работоспособности и производительности труда, рациональная организация труда и использование средств для активного отдыха, предупреждение(коррекция) неблагоприятных воздействий некоторых видов деятельности.

В программах средних специальных учебных заведений ППФП обязательна. Ее содержание зависит от профиля учебного заведения. Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в полевых условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах- жизненно необходимые навыки. Ясно, что занятие туризмом для таких специальностей будет подготовкой к профессиональной деятельности. Специалистам «водных» профессий (плавсостав, гидрологи) необходимо умение плавать, грести, спасать тонущего. Занятия плаванием, подводным плаванием, парусным спортом будут подготовкой к профессии.

Автоматизация производства снижает долю физического труда. Возрастают нагрузка на сенсорную (чувствительную) сферу, эмоциональная нагрузка, повышают требования к психической устойчивости. Здесь так же может помочь ППФП, так как хорошая физическая подготовка человека проявляется в неспецифическом повышении устойчивости организма ко многим неблагоприятным факторам.

Для подбора средств ППФП требуется точное описание профессии — профессиограмме. В профессиограмме указываются: условия труда (в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, в свободной или стесненной позе), характер труда. Характер труда определяется долей умственной и физической нагрузки. Виды труда бывают: физический, умственный, смешанный. Примеры преимущественно физического труда — это профессии сталевара, горняка и другие, работа которых связана со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится спортивная деятельность в большинстве видов спорта.

Для измерения объема и мощности выполняемой физической нагрузки применяются различные количественные показатели: масса поднятого груза, пройденный путь, затраченное на работу время и т.п. Есть и более точные способы. Например, по частоте сердечных сокращений (ЧСС) или суммарному пульсовому показателю, потребление кислорода организмом за единицу времени или за весь период работы. Полученные результаты позволяют судить о тяжести труда. Условно он делится на легкий, тяжелый, средней тяжести.

Если тяжесть физического труда измеряется довольно точно, то гораздо сложнее измерить и классифицировать эмоционально-психическую нагрузку, напряженность умственного труда. Лишь определение ЧСС, расхода энергии за единицу времени, и некоторые другие косвенные показатели позволяют дать приблизительную оценку этой напряженности. Известно, что летчик-испытатель за 1 ч полета на новой машине теряет 3-4 кг веса, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 уд./ мин. Измерение же доли физического труда показало, что она невелика.

При составлении профессиограмме учитывается еще один фактор- утомление. По характеру утомление бывает физическое и нервное, общее или утомление отдельных мышечных групп ( руки, ноги, спина и т.д.), устают глаза или голова. В профессиограмме указывается режим труда ( начало, окончание, наличие перерывов в работе).

Средства ППФП.

Гимнастика. Оздоровительное, обще развивающее и прикладное ее значение заключается в том, что с помощью упражнений развиваются мышечная сила, владение своим телом в различных условиях опоры или виса на руках (ловкость), гибкость и др.; воспитываются смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства характера необходимы космонавтам, летчикам, десантникам, монтажникам-высотникам, водолазам, пожарным, водителям наземного транспорта и механизаторам сельского хозяйства и многим другим.

Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики для того, чтобы научить своих учеников правильно провести физкультурную паузу и снять у них накопившееся утомление. Медицинским работникам нужно знать гимнастические упражнения, чтобы провести сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих правильно применять упражнения для реабилитации. Людям, занятым умственным трудом, гимнастика поможет избежать негативных последствий малоподвижной работы. На основе гимнастических упражнений составляются комплексы утренней зарядки, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики.

Легкая атлетика. В основе легкой атлетики лежат естественные движения: ходьба, бег, прыжки, метания. Эти упражнения способствуют развитию жизненно важных умений и навыков. Они повышают функциональные возможности всех систем организма, особенно нервно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной, т.е. тех, которые обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Упражнения легкой атлетики воспитывают быстроту, выносливость, ловкость и силу, а также волевые качества — упорство, силу воли, умение преодолевать трудности (терпеть утомление). Наиболее полезны эти упражнения для геологов, агрономов- землеустроителей, зоотехников и др.

Лыжный спорт воспитывает в человеке выносливость и закаленность к холоду, быстроту передвижения на местности в условиях бездорожья и решительных действий. Лыжный спорт находит применение в ряде профессий: охотников и строителей, геологов и исследователей.

Спортивные игры. При занятиях спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на звуковые, световые, тактильные (чувствительные) и другие раздражители. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих технику. Эти качества необходимы человеку, работающему там, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты: водителям разных транспортных средств, операторам АСУ и др.

Специально-прикладные виды спорта. Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Для пожарных это пожарно-прикладной, содержание, которого составляют наиболее важные навыки и качества, необходимые при борьбе с огнем: быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние, преодоление с помощью пожарных средств и без них, высоких стен, оконных проемов, лестничных маршей; имитация спасательных операций на большой высоте; пребывание в задымленном или загазованном помещении в условиях ограниченной видимости и другие упражнения.

Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей речного и морского транспорта, мостостроителей и других специальностей, работа которых связана с водой, таким специальным прикладным видом спорта является подводный спорт – погружение на заданную глубину, размещение, поиск предметов, подъем различных предметов из воды, имитация аварийных ситуаций и спасательных работ.

Формы занятий по ППФП. Для решения задач ППФП применяются различные формы занятий: специально организованные учебные ( обязательные и факультативные) , самостоятельные занятия, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

ППФП включает в себя теорию и практику. Цель теоретических занятий — дать будущим специалистам необходимые прикладные знания, позволяющие сознательно и методически правильно использовать средства физической культуры и спорта для подготовки и будущей профессии.

При проведении теоретических занятий учебный материл должен быть рассчитан не только на личную подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. На практических занятиях совершенствуются профессионально необходимые физические качества и навыки. Например, в сельскохозяйственных техникумах студентов обучают верховной езде, умению обращаться с лошадью; в речных- плаванию в одежде, нырянию, приемам спасения из воды. В некоторых техникумах и училищах для занятий ППФП построены специальные городки и площадки. Например, в строительных техникумах, готовящих монтажников- высотников, должны быть сооружения с горизонтальными балками для воспитания чувства равновесия, тренировки навыков работы на высоте. Специальные полосы препятствий оборудуются в пожарных училищах.

Одна из форм ППФП- спортивно-массовые мероприятия. Например, при проведении туристского слета участники соревнуются в преодолении водных преград и др. На спортивных праздниках, во время полевых практик учащиеся геодезических, геологических техникумов соревнуются в специальных эстафетах, насыщенных элементами профессиональной работы. Профессиональная направленность этих мероприятий отражается в условиях конкурсов, в положении о спартакиаде техникумов.

Производственная гимнастика. Выпускники средних специальных учебных заведений часто руководят первичными производственными коллективами. Их отношение к научной организации труда и активного отдыха во многом определяет и отношение к этим проблемам в коллективе.

В любом виде труда наблюдаются три фазы: врабатываемость, стабильная работоспособность, снижение работоспособности. Это объясняется особенностями работоспособности центральной нервной системы.

В начале работы требуется определенное время на переключение внимания человека от домашних и прочих забот на работу, восстановление » нервных» путей рабочих движений, их ритма, т.е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность этого периода зависит от характера труда и бывает от 10-20 мин до 1 ч. При простых движениях он короче, при сложных, связанных со значительным напряжением внимания- длиннее.

Длительность фазы стабильной работоспособности также зависит от характера труда и длится от 2 до 6 ч. При простых разнообразных рабочих движениях она длиннее, при напряженном труде, с большими требованиями к безошибочности движений — короче. При тяжелом физическом труде она также короче. В основе лежит утомление центральной нервной системы, мышц, глаз и прочих рабочих органов.

В зависимости от продолжительности фаз стабильной работоспособности в ряде профессий в течение рабочего дня наблюдаются два цикла: три фазы четко прослеживаются в первой половине рабочего дня- до обеда и после обеденного перерыва. Эта цикличность видна как по изменению физиологических показателей ( скорость реакции, точность движений, количество допускаемых ошибок и пр.), так и по часовому выходу продукции.

Научная организация труда призвана уменьшить периоды пониженной работоспособности, т.е. уменьшить фазу врабатываемости и фазу пониженной работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, организацией рабочих мест, использованием функциональной музыки, средств производственной гимнастики: вводной гимнастики и физкультурной паузы.

Производственная гимнастика среди прочих средств занимает особое положение. Кроме активного отдыха она обеспечивает и физическое совершенствование, предупреждает неблагоприятные воздействия некоторых рабочих поз и нагрузок.

С физиологической точки зрения вводная гимнастика ускоряет процесс вхождения в работу, повышая функциональное состояние центральной нервной системы.

Физкультурная пауза, проводимая в начале периода снижения работоспособности, вовлекает в работу мышцы, не участвующие в производственной деятельности. Возбуждаются центры в коре головного мозга. По закону одновременной индукции в других участках коры головного мозга, в том числе и центрах, иннервирующих мышцы, выполнявшие основную производственную нагрузку, развивается торможение, которое и способствует быстрейшему восстановлению работоспособности утомленных центров, предупреждая чрезмерное истощение и преждевременное изнашивание.

Оздоровительный эффект физкультурных пауз достигается с помощью упражнений, вовлекающих в работу ранее бездействующие части тела, и упражнений на расслабление утомленных мышц. Методическое воплощение оздоровительного воздействия физкультурных пауз зависит от подбора упражнений для больших коллективов людей одной и той же профессии. Трудовая деятельность накладывает отпечаток и на физическое развитие человека.

В зависимости от специфики труда должны ставиться разные оздоровительные задачи. Например, такие: укрепление мышц спины, живота, плечевого пояса ( что необходимо для формирования правильной осанки), мышц, поддерживающих свод стопы, для людей, работающих стоя. При выполнении тяжелой физической работы, связанной с длительным и сильным сокращением определенных мышц, необходимы упражнения, предупреждающие стойкое окорочение мышц. Часто возникает необходимость нормализации работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Рассмотрим такой пример. Работа обрубщика (литейное производство) связана со значительными энергетическими затратами. Поскольку обрабатываются различные по размеру и по весу детали, обрубку приходится выполнять в разных, преимущественно согнутых положениях (иногда опираясь одним коленом в пол или деталь). Руки, нажимая с большой силой на рукоятку пневматического молотка, принимают обратный удар-отдачу и в результате испытывают сильную вибрацию, передающуюся всему телу. Наличие значительного мышечного напряжения при работе в неудобных позах способствует быстрому утомлению. Вибрация вызывает сокращение периферических кровеносных сосудов, особенно сосудов рук, что создает препятствие для тока крови.

Отрицательное влияние вибрации сказывается на деятельности центральной нервной системы и на вестибулярном аппарате. Появляются симптомы укачивания: бледность, плохое самочувствие, иногда тошнота. Неблагоприятное влияние вибрации значительно уменьшается специальными техническими средствами и правильной организацией труда. Одним из этих средств могут быть и физические упражнения, включаемые в режим рабочего дня в форме физкультурных пауз. В данном случае с их помощью должны решаться следующие задачи:

— увеличение вентиляции легких с целью быстрой ликвидации кислородной задолженности;

— укрепление сердечно-сосудистой системы с целью улучшения кровообращения;

— укрепление мышц всего тела, особенно брюшного пресса и спины, способствующие уменьшению сотрясения органов брюшной полости и грудной клетки при вибрациях;

— улучшение функции вестибулярного аппарата.

Другой пример. Это однообразная работа, сидя, характерная для многих профессий. В этом положении верхняя часть туловища наклонена вперед, вынесенные вперед руки выполняют движения с небольшой амплитудой вперед-назад, вправо-влево. Растягиваются и ослабляются задняя группа мышц плечевого пояса и разгибатели спины, портится осанка. Постоянное расслабление мышц брюшного пресса при сидячем положении способствует их ослаблению, как первое, так и второе препятствует глубокому дыханию. С дыханием связана работа сердца. Известно, что в сидячем положении нарушается кровообращение.

Особенности имеет поточно-конвейерный метод производства. С физиологической точки зрения конвейерная работа в силу выраженной монотонности может привести к преждевременному утомлению центральной нервной системы.

Монотонное повторение движений каждый раз действует на одни и те же нервные клетки. По выражению И.П. Павлова, это создает » … долбление в одну клетку и ведет к тому, что эта клетка приходит в рефракторное состояние, состояние задерживания, невозбудимости, и отсюда это состояние разливается по всем полушариям, являясь сном». Таким образом, в конвейерной работе заложена противоречивость. С одной стороны, при выполнении производственных операций появляется тенденция к торможению, с другой -это же выполнение производственных операций стимулирует возбуждение рабочей системы корковых нервных центров. Происходит напряженная борьба противоположных процессов, нередко приводящая к невротическому состоянию. Преодолеть отрицательные последствия монотонности в работе можно разными путями. В частности, введением перерывов в работе и заполнением их физическими упражнениями.

3. Самоконтроль

Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия под наблюдением врача, с соблюдением принципов спортивной тренировки укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма, способствуют росту спортивного мастерства. Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими указаниями, выполнение объема и интенсивности физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярного медицинского контроля могут нанести вред здоровью.

Врачебный контроль и врачебно –педагогические наблюдения дадут лучший результат, если они будут дополнены самоконтролем. Для занимающихся спортом он необходим.

Результаты самоконтроля записываются в специальный дневник. Для него достаточно иметь тетрадь, разграфленную по датам и показателям самоконтроля.

Количество показателей самоконтроля может быть разное. Но важно научиться правильно, определять отдельные показатели и правильно их формулировать.

Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма. Оно служит важным показателем влияния физических упражнений и спортивной тренировки. Самочувствие оценивается как хорошее, плохое, удовлетворительное. При плохом самочувствии указывается характер необычных ощущений.

Аппетит отмечается как хороший, плохой, удовлетворительный, пониженный. Различные отклонения в состоянии здоровья отражаются на аппетите.

Сон. Отмечаются продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Пульс — важный показатель состояния организма. Обычно на занятиях по физической культуре частота сердечных сокращений при средней нагрузке 130-150 уд./ мин. А на спортивной тренировке при значительных нагрузках он может достигать 180-200 уд./мин. и больше. При нагрузках пульс приходит в норму чрез 40-50 мин. Если после тренировки пульс не приходит в норму в указанное время, это свидетельствует о большом утомлении в связи с недостаточной физической подготовкой или отклонениями в состоянии здоровья.

Для оценки работы сердца используются различные функциональные пробы. Одна из них – ортостатическая: отдохнуть в положении лежа 5 мин, посчитать пульс; встать и отдохнуть стоя 1 мин, посчитать пульс. Разница в показателях пульса от 0 до 12 ударов свидетельствует о хорошей тренированности. У здорового человека разница составляет 13-18 ударов. Разница в 18-25 ударов- показатель отсутствия физической тренированности. Разница больше 25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании. В таких случаях следует обращаться к врачу.

Массу тела рекомендуется определять ежедневно утром, натощак, после посещения туалета, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде, лучше в трусах. Если нет возможности взвешиваться каждый день, можно ограничиться одним днем в неделю в одно и то же время. В первом периоде тренировки вес обычно снижается. Затем стабилизируется и в дальнейшем несколько увеличивается за счет роста мышечной массы. При резком снижении веса следует обратиться к врачу.

Тренировочные нагрузки и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма занимающихся.

Болевые ощущения. Боли в мышцах, боли в правом или левом боку, в области сердца могут наступать при нарушении режима дня, при общем утомлении организма, при форсировании тренировочных нагрузок и т.п. Боли в мышцах у начинающих спортсменов, после перерывов в тренировках- явление закономерное. В случае продолжительных болей следует обратиться к врачу.

Наблюдение за спортивными результатами- важнейший пункт самоконтроля, позволяющий оценить правильность применения средств и методов занятий, тренировочных нагрузок.

При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями и спортом, планируются тренировочные нагрузки. Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятием физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления. Особое значение имеет самоконтроль для студентов специальной медицинской группы. Они обязаны периодически показывать свои дневники самоконтроля преподавателю физического воспитания и врачу, советоваться по вопросам двигательного режима, питания.

Литература.

Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын Физическая культура Москва 2000

В.И. Ильинич., М.Л. Виленский. Физическая культура для работников умственного труда Москва 1983

Н.М. Амосов Раздумья о здоровье Москва 1987

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-164158.html

От правильной работы головного мозга зависит нормальное функционирование всего организма. Его состояние влияет на речь, походку, движения, работу внутренних органов. Выполнение специальных упражнений для его тренировки является необходимостью. Это позволит улучшить работу мозга, а также послужит профилактикой различных отклонений, в том числе слабоумия.

Комплекс упражнений для тренировки мозга

Чтобы развивать работу мозга во всех направлениях, необходимо регулярно выполнять следующий комплекс упражнений:

  1. Сидя на стуле выпрямить спину и расслабить ноги. Расставить пальцы обеих рук и приложить подушечки одной руки к одноименным подушечкам другой руки, соединив их впереди себя. Разъединять их, отводить руки за спину и возвращать вперед, соединяя подушечки вместе. Делать это нужно в быстром темпе, стараясь правильно и сразу соединить подушечки.
  2. Стоя выполнять упражнение «Ножницы», поочередно меняя положение рук — то правая сверху, то левая. Затем сделать то же самое упражнение, но с руками за спиной на уровне поясницы. Не останавливая работу рук, нужно подключить ноги. Сделать шаг влево, завести правую ногу за левую, затем еще один шаг левой ногой в сторону и т. д. Затем выполнить то же самое вправо. Сначала движения рук и ног будут сбивчивыми, но это временное явление и решается регулярными тренировками.
  3. Встать ровно, ладони расположить на затылке. Подпрыгнуть, расставить одновременно в стороны руки и ноги. Еще раз подпрыгнуть — занять исходную позицию. Выполнить так несколько раз. Затем подпрыгивать, разводя ноги так же в стороны, а руками махать по бокам — одна рука идет вперед, а вторая назад. Выполнить несколько прыжков, после чего в прыжке разводить руки в стороны, а ноги чередовать — одна вперед, другая назад.
  4. Встать прямо, руки согнуть в локтях, кисти напротив груди. Одну кисть поднять немного выше. Рисовать цифры «8» каждой рукой. При этом одна рука рисует цифру в одном направлении, а вторая — в другом. Затем поменять направления и повторить упражнение.
  5. Положить правую руку на макушку, а левую — на область пупка. Одновременно постукивать по голове и совершать поглаживания по часовой стрелке вокруг пупка. Затем поменять руки местами и выполнить то же самое.
  6. Сесть, закрыть глаза и представить, что на кончике носа прикреплен фломастер. Рисовать им в воздухе цифры, буквы, фигуры.
  7. Понадобится любой плотный фрукт круглой формы и табурет. Лечь спиной на пол, головой к табурету. Стопами зажать фрукт. Не спеша оторвать ноги от пола и завести их за голову, положив фрукт на табурет. Затем ухватить его снова ногами и занять изначальную позицию. Чтобы фрукт не скатывался, можно положить на табурет сложенное в несколько раз полотенце.
  8. Сесть прямо, полностью расслабиться. Положить 2 пальца правой руки на нос, ближе к внутренним уголкам глаз. Закрыть пальцем правую ноздрю и вдыхать, считая до 8. Затем задержать дыхание и досчитать до 4. Закрыть правую ноздрю и открыть левую. Считая до 8 — выдыхать. Затем задержать дыхание, досчитать до 4 и сделать то же самое, начиная с другой ноздри.
  9. Сесть в позу лотоса. Сделать вдох, наполняя воздухом весь живот и произнося (можно про себя) звук «оммм». Затем сделать выдох, выпуская весь воздух и произнося звук «аах». При этом следует контролировать дыхание.

Осваивать эти упражнения можно постепенно. Когда все будет получаться, нужно как можно чаще выполнять весь комплекс упражнений.

Питание для поддержания работоспособности головного мозга

Профилактика отклонений в работе головного мозга должна заключаться не только в выполнении упражнений, но и в правильном питании. Из дневного количества потребляемых калорий организмом 1/5 затрачивается на поддержание работоспособности мозга.

Большое значение имеет не столько количество потребляемой пищи, а ее качество. Поэтому в рационе должны быть только полезные продукты, богатые витаминами и минералами. К витаминам, поддерживающим работу мозга, относят элементы группы B, C, D, E, P. Если нет возможности получать их из продуктов питания, то необходимо принимать витаминно-минеральные комплексы.

Чтобы обменные процессы в организме происходили быстрее, следует соблюдать питьевой режим. В течение дня необходимо выпивать не менее 2 литров воды.

Соблюдая все перечисленные условия, и регулярно тренируя мозг, даже в преклонном возрасте вы будете обладать здравым умом и хорошей памятью.

Источник: https://MedAboutMe.ru/zdorove/publikacii/stati/sovety_vracha/kompleks_uprazhneniy_dlya_uluchsheniya_rabotosposobnosti_mozga/

Что такое жизненная энергия

Жизненная сила (энергия) – это состояние, при котором у человека есть ощущение наполненности и желание жить. Это способность активно влиять на свою жизнь. Многие часто путают понятия «жизненная энергия» и «энергичность». Первое – это энергетически наполненное состояние, а второе – это энергетическое возбуждение (гормоны и адреналин в крови). Последнее имеет кратковременный эффект. О снижении жизненной энергии свидетельствует:

  • вялость, апатия,
  • постоянная усталость,
  • вы чувствуете себя не выспавшейся после сна;
  • вам ничего не хочется.

Умение распоряжаться своей жизненной энергией является синонимом успешности: от уровня жизненной силы зависит деловая моторность, работоспособность, творческая активность, воля, жизнестойкость, энергичность.

Где нужно искать жизненную силу

Отсутствие жизненной энергии приводит к ослаблению человеческого организма и к преждевременному старению. Человек может брать жизненную энергии из разных источников:

  1. Из пищи — от ее качества зависит физическое состояние и эмоции человека.
  2. От общения с окружающей природой. Это проверенный способ снять накопившееся утомление и расстаться с переутомлением.
  3. Часть духовной и физической энергии человек получает от общения с другими людьми.
  4. Занятие спортом, любая физическая нагрузка, дыхательные практики повышают жизненный тонус.
  5. Любой вид отдыха дает подзарядку человеческому организму.

Вам может быть интересно: Как заработать в декрете

Это источники, которые повышают физическую жизненную энергию. Но существует и ее духовно-эмоциональная составляющая. Качество работы с источниками этой энергии во многом зависит от духовной зрелости человека. Вот основные из них:

  • Мысли. Они аккумулируют огромное количество энергии. Положительные мысли способствуют ее увеличению, а отрицательные – уменьшению.
  • Эмоции. Им также свойственна полярность.
  • Чувства. Как и положительные мысли и эмоции, ведут к повышению жизненного тонуса, а отрицательные чувства – к его снижению.

Главное в решении любой проблемы — нахождение её причин

Причины снижения работоспособности

Чтобы разобраться, как можно преодолеть утомление и повысить свою жизненную силу, нужно знать причины утери работоспособности. Их несколько, и каждый человек периодически сталкивается с ними:

  • Наличие хронических заболеваний. У многих хронических заболеваний присутствуют симптомы, свидетельствующие о подавлении активности центральной нервной системы – слабость, невозможность сконцентрироваться, проявление лености, сонливость. Вот именно в это время вам кажется, что все валится из рук.
  • Стресс, депрессия. Это два основных врага нервной системы. Она все время находится в перевозбужденном состоянии. Активность нейронов, отвечающих за концентрацию внимания, реакцию, тратятся на заживление образовавшихся в результате стресса повреждений в нервных волокнах.
  • Недостаток сна. У каждого человека своя оптимальная продолжительность сна. Кому-то достаточно поспать 6 часов и чувствовать себя полным сил, а другому нужно 8 часов, чтобы добиться такого же результата. Со временем систематическая нехватка сна провоцирует функциональные нарушения нервной системы, и как следствие этого – появляются раздражительность, симптомы стресса, неполадки со здоровьем, излишняя утомляемость.
  • Гормональный сбой. Предыдущие факторы могут стать следствием сбоя гормонального фона. Это не просто периодическая лень, которая может возникнуть у каждого от усталости, а серьезные нарушения в работе организма. Постоянная сонливость или, наоборот, бессонница, апатия, отсутствие азарта – все эти признаки свидетельствуют о том, что нужно обращаться к врачу и сдавать анализы на гормоны.
  • Утомление переросло в переутомление. Неправильный режим дня, сокращенный режим сна, работа без выходных, отпуска провоцируют утомление. Затянувшаяся стадия такого образа жизни провоцирует хроническое переутомление.
  • Многозадачность. Это основная причина упадка сил у перфекционистов. Им свойственно постоянное стремление переделать массу дел. Такие люди не могут начать свой день без составления списка задач. А их количество растет как снежный ком. И через время перфекционист наблюдает обратный эффект: при абсолютной занятости – нулевая отдача. У человека появляется ощущение, что он «разрывается». Постепенно жизненные силы уходят, энергия перегорает. Это объясняется просто: незавершенные дела или невыполненные задачи отбирают физические и моральные силы.
  • Не нравится работа. Как банально не звучит, но нелюбимая работа никак не способствует работоспособности. Срабатывает психологический фактор. Работающий не получает никакого внутреннего удовлетворения, что отрицательно сказывается на его психике.

При здоровом образе жизни, правильно сне и питании у каждого здорового человека много сил и энергии

Популярные средства повышения жизненных сил

Если усталость стала вашим постоянным спутником, то для борьбы с ней нужно проанализировать свой образ жизни. От каких привычек нужно отказаться сразу:

  1. Не делать все и сразу. Не превращайтесь в многорукого Шиву. Это путь к профессиональному выгоранию. Распределяйте свои дела, чтобы не загонять себя в угол.
  2. Не занимайтесь бесполезными делами, убивающими ваше время.
  3. Не стоит себя насиловать работой, которую вы на данный момент не хотите или не можете сделать. Не надо себя ломать, иначе из-за очередного «надо» возникнет очередная энергозатрата.
  4. Не прокручивайте в голове негативные мысли.

Как в таком случае можно преодолеть утомление? Впустите в свою жизнь новые привычки:

  • Фокусируйтесь на положительных моментах жизни.
  • Анализируйте прошедший день, чтобы обнаружить бесполезную трату своих ресурсов. Ищите способы избежать в дальнейшем неоправданных энергозатрат.
  • Почаще делайте «перезагрузку» — переключайтесь на отдых, не дожидаясь усталости.
  • Внимательно отнеситесь к своему телу. Оно – главный резервуар вашей энергетики. Активные физические занятия приводят организм в тонус. Дополнительный бонус от занятий спортом – стройная фигура.
  • Займитесь йогой. Она дает самую лучшую психологическую разгрузку после напряженного рабочего дня.

Помимо этого, существуют другие, более материальные способы как преодолеть утомление и повысить работоспособность.

Лекарственные препараты

От синдрома хронической усталости можно избавиться с помощью лекарственных препаратов. Но принимать их без консультации врача опасно. Можно добиться обратного результата. Мы выяснили, что причин проявления усталости множество. И только врач способен определить, что стало источником упадка сил. Поэтому и лечение может быть разным: некоторым людям назначают антидепрессанты, а другим – активаторы, стимулирующие нервную систему.

Человек может уставать не только физически, но и умственно

Физиотерапевтические процедуры

По сравнению с фармакологическими методами лечения физиотерапевтические процедуры оказывают более мягкое воздействие на организм. Для их проведения используют природные стимуляторы: холод, тепло, вода, свет, электромагнитные волны и др. У каждой процедуры свое назначение, поэтому только врач выбирает тот или иной метод.

Для тех, кто подвержен стрессам и желает снять физическое утомление и переутомление, стоит попробовать различные методы психорелаксации. СПА-салоны предлагают множество процедур, снимающие мышечное напряжение и улучшающие эмоциональное состояние. Среди популярных:

  1. ванна «Термо-СПА»;
  2. обертывания тела различными лекарственными компонентами (лечебные грязи, морские водоросли);
  3. различные виды массажа (аппаратный, ручной, гидромассаж);
  4. гидролазерный душ, душ Виши.

Систематические посещения СПА-салонов повышают настроение, помогают бороться с бессонницей и апатией.

Вам может быть интересно: Как найти хорошую работу

Средства народной медицины

Существует масса рецептов народной медицины, как преодолеть утомление и повысить работоспособность, а заодно и иммунитет. Предлагаем самые популярные из них:

  • Рецепт №1. Измельчить 50 г очищенных грецких орехов и смешать с 300 г меда. Добавить 100 мл сока алоэ и несколько капель лимонного сока. Принимать по чайной ложке за полчаса до еды (3 раза в день).
  • Рецепт №2. Приготовьте настой из инжира. Понадобится 100 г инжира и пол-литра воды. Закипятить, варить на медленном огне 15 мин, дать настояться 2 часа, процедить. Выпивать 100 мл настоя перед приемом пищи.
  • Рецепт №3. Напиток из бузины принято считать источником долголетия. Для приготовления напитка необходимо взять 1 стол. ложку сушенных ягод бузины, залить стаканом воды и варить 10 мин. После остывания напиток процеживают. Пить, добавив немного меда.
  • Рецепт №4. Очень хорошо бодрит и способствует очищению организма чай из свежих листьев смородины. Горсть листьев заваривают 0,5 л кипятка. Дать настоятся, и пить как обычный чай.