Порядок формирования доходов

Формирование и распределение рыночных доходов

Принципы формирования доходов в рын.экономике. Во всем цивилизованном мире основой распределения обществ.богатства считается принцип распределения по труду. Принципы распределения по труду, а также идеи братства, равенства, справедливости заимствованы марксистами у христианства. Данный принцип практически означает распределение благ в соотв-вии с затратами и результатами труда. Выбор той или иной базы распределения определяется содержанием и условиями конкретного труд.процесса. Труд рабочего, выполняющего определ.операцию технологич.процесса или комплекс таких операций, не может не оплачиваться по нормированным затратам труда, которые необходимы для достижения требуемого произв.результата. Оплата труда комплексных бригад осуществляется по относительно обособленному результату, но распределение общего заработка чаще всего осущ-ется пропорционально затратам труда. Эти ситуации относятся к труду, выполняемому строго по заданной тезнологии или инструкции (α-труд). Касаемо β-труда – чем выше доля элементов творчества, чем в большей мере распределение неизбежно ориентируется не на затраты, а на результаты труда. В экон.аспекте творческим следует считать труд, основой оплаты которого может быть авторский гонорар. Т.к. предпринимательство является одним из видов творческой деят-ти, поэтому прибыль — не что иное, как вид авторского гонорара. В рын.экономике принцип распределения по труду реализуется исходя из предельной продуктивности конкретного работника на конкретном раб.месте, т.е. доход работника при прочих равных условиях увеличивается в соотв-вии с ростом дохода предприятия от данного вида труда. Предельная продуктивность работника зависит от спроса и предложения на соотв-щем рынке труда. При рационально организованной экономике цена высококвалиф.творческого труда значительно выше, чем малоквалиф. В условиях резкой смены обществ.отношений ситуация кардинально меняется, поэтому гос-во должно принимать соотв-щие меры для выхода из таких ситуаций, чтоб общество не деградировало. В нормальной экономике принцип распределения по труду модифицируется в принцип распределения по предельной продуктивности труда. В рын.экономике также существенную роль играют доходы от собственности. Структура личных доходов изменялась на протяжении 20 в. В развитых странах существенную роль стали играть пенсии, пособия, стипендии и др.выплаты из гос.фондов. В теоретич.аспекте можно говорить о принципе распределения по способностям. Для нашей страны существенное значение имеет распределение по должности. Зачастую такое распределение не объективно. Важным также является социально-этический аспект распределения. Распределение по результатам труда ведет к значительному неравенству в доходах, и соотв-но в потреблении. В большинстве стран это неравенство пытаются компенсировать за счет обществ.фондов потребления и благотворит.фондов, которые в определенной мере реализуют распределение по нормам потребеления, соотв-щим условиям страны. Возможен ещё один способ распределения – через лотереи. Такой подход нельзя считать допустимым, прежде всего, по этическим соображениям. К числу принципов распределения можно отнести и принцип своевременности оплаты труда.

49) Государственное регулирование экономики: направления, цели и методы

В современных условиях основными составляющими механизма регулирования экономики являются рыночное регулирование, предусматривающее функционирование механизма свободной конкуренции, и государственное регулирование экономики. Соответственно основной системой регулирования социально — экономических процессов в современных условиях является смешанная система регулирования, совмещающая эти два компонента.

Государственное регулирование экономики–это система методов для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание условий эффективного функционирования рынка и решений сложных социально-экономических проблем национальной экономики.

Активная роль государства обусловлена возникновением внешних эффектов (экстерналий), которые, в основном. являются закономерными последствиями функционирования рынка. Свободный рынок неспособен выступать эффективным единственным инструментом регулирования общественного производства, его пропорций и темпов роста, обуславливая тем самым необходимость государственного регулирования экономики. Отмечено, что функционирование рыночного механизма вызывает ряд следующих негативных последствий (экстерналий):

§ Нерегулируемый рынок приводит к несоответствию между спросом и потреблением: предприниматели, увеличивая производство, насыщают рынок товарами и в тоже время, сокращают спрос путем экономии на заработной плате и ресурсах. В общественном масштабе это приводит к перенасыщению рынка товарами. Неконтролируемое развитие данного процесса приводит к экономическим кризисам.

§ Нерегулируемый рынок дифференцирует общество, а значительное расслоение общества может вызывать острые социальные конфликты.

§ Рыночный механизм не может предотвратить возникновение и развитие монополий, которые в свою очередь разрушают условия свободной конкуренции.

§ В условиях научно–технического прогресса необходимы значительные инвестиции в научные исследования, подготовку научных кадров, освоение новых технологий. В современном мире это в основном – государственные инвестиции.

§ Экологическая ситуация также является проблемой, которую не в силах решить рыночный механизм.

Таким образом, рыночный механизм, основанный на свободной конкуренции, нуждается в корректировке, осуществить которую может только государство. Исходя из степени применения того или иного вида регулирования, в мировой практике выделяют два основных видарегулирования национальной экономики:

— экономический либерализм,предусматривающий, в основном, использование рыночных регуляторов и экономических методов государственного регулирования. Влияние государства в экономической сфере сведено к минимуму. Яркий пример экономического либерализма — США, Канада, Австралия;

— экономический дирижизм,предусматривающий значительное влияние государства на социально-экономическое развитие с использованием прямых, а также административных методов, со значительной долей государственного сектора экономики (до 20% и более). Это такие страны как Швеция, Австрия, Япония.

Необходимость балансирования рыночного механизма, обеспечения условий для его функционирования и устранения негативных последствий действия рынка обуславливают выбор целей государственного регулирования социально – экономических процессов.

Экономической теорией и мировой практикой обоснованы несколько общих принципов разработки целей государственного регулирования:

— соответствие конкретных целей и сущности конституционного устройства государства;

— всесторонний учет индивидуальных, коллективных и общественных интересов;

— сочетание возможностей практической реализации и научной обоснованности;

— предотвращение конфликта целей;

— информационное обеспечение.

На определенном историческом этапе цели государственного регулирования зависят от многих условий социально–экономического развития страны, но можно выделить наиболее общие исторически сформированные цели ГРЭ:

§ экономическое развитие;

§ содействие полной занятости;

§ выравнивание экономических циклов;

§ стабилизация денежного обращения;

§ стабильный уровень цен;

§ экономическая свобода;

§ справедливое распределение доходов;

§ экономическая безопасность;

§ социальный мир;

§ сбалансированность экспорта и импорта;

§ защита окружающей среды.

Особое место при определении целей ГРЭ отведено понятию макроэкономической эффективности.

Макроэкономическая эффективность предусматривает полное удовлетворение социально–экономических потребностей общества на базе повышения общественной производительности труда, основанного на техническом и технологическом обновлении, усовершенствовании и модернизации организации производства и систем управления.

Основные цели социально-экономического развития, которые ставит перед собой государство на каждом историческом этапе развития, находит своё выражение в функциях ГРЭ,основными из которых являются:

§ Целевая, определяющая основные цели, направления и приоритеты в развитии национальной экономики.

§ Нормативная, устанавливающая с помощью законодательных актов и нормативов определённые правила деятельности хозяйствующих субъектов; создание определённого правового климата.

§ Социальная, регулирующая социально–экономических отношения, создающая системы социальной защиты населения и дающая возможность решения экологических проблем общества.

§ Непосредственное управление нерыночным сектором экономики, предусматривающая регулирование государственного сектора экономики и создание общественных благ и товаров.

§ Контролирующая, предусматривающая государственный надзор и контроль над законностью, исполнением экологических стандартов.

Данные функции на практике находят свое выражение в деятельности субъектов государственного регулирования. Субъектами ГРЭ являются центральные и местные органы власти.

Объектами ГРЭвыступают сферы, отрасли, регионы, а также явления, ситуации социально-экономической жизни страны, где возникает необходимость вмешательства государства для поддержки нормального функционирования экономики и социальной стабильности в обществе. Из данного общего определения вытекает возможность выделить конкретные объекты ГРЭ.

товаров

услуг

инвестиций финансовые

Экономическая система общества

ценных бумаг валютные

валюты

социальные

Экономические подсистемы

фондовые рынки

внешнеэкономические

условия конкуренции

отдельные отрасли

инновационная деятельность

структура экономики

§ рынок труда

Социально – экономические процессы

научно – технический прогресс

народнохозяйственные комплексы

экономические циклы

инфляция

регионы

денежное обращение

демографические изменения

Относительно каждого из названных объектов государство проводит соответствующую экономическую политику.

Экономическая политика — это система социально-экономических идей и целей развития страны, основные задачи и способы их достижения, а также деятельность органов власти по их достижению.

Исследователи в области государственного регулирования выделяют следующие основные направления государственной макроэкономической политики:

институциональное – целенаправленные мероприятия государства по устранению неэффективных и созданию новых экономических институтов;

структурно – инвестиционное – формирование современной эффективной структуры экономики на основании регулировании капиталовложений;

финансовое – разработка перспективных программ, повышающих эффективность функционирования финансовой системы государства в соответствии с организационно – институциональными преобразованиями;

социальное – разработка направлений социальной защиты, регулирования социальной инфраструктуры, соответствие экономических преобразований в национальной экономике интересам всех слоев общества.

Таким образом, в условиях трансформации социально-экономических отношений, в Украине значительно повышается роль государства в формировании системы управления национальной экономики, которая на основании развития национального конкурентноспособного производства обеспечивала бы достойный уровень жизни населения и благосостояние нации в целом.

Источник: https://studopedia.org/5-61982.html

Формирование и распределение доходов в рыночной экономике. Политика доходов

Формирование доходов в условиях рынка строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке.

Труд-Собственники рабочей силы, участвующие в производственной деятельности, получают и формируют доходы в зависимости от качества и количества выполненной работы. Собственники средств производства и денежного капитала получают доход в зависимости от величины собственности в денежном выражении и условий ее реализации. Эти формы доходов представляют собой прибыль и процент. Владелец земли получает доход в форме арендной платы за предоставляемую арендатору землю для соответствующего использования. В основе распределения доходов в рыночной экономике лежит распределение, диктуемое собственностью на средства производства и рабочую силу.

Для оптимального формирования доходов в рыночной экономике необходимо постоянно решать две противоречащие друг другу проблемы — достичь максимальной экономической эффективности производства и добиться наибольшей социальной результативности хозяйственной деятельности. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума.

В России с 1991 года действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.
В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Фонд накопления состоит из двух частей — части, идущей на расширенное воспроизводство, и части, идущей на образование резервных фондов. На этой стадии участие финансов проявляется через государственные вложения в экономику и создание государственных резервов и страховых фондов. Этой стадии предшествует, естественно, стадия формирования фондов. Но очередностью можно пренебречь. Тем более что все доходы и расходы производятся в пределах бюджета, утверждаемого до начала года.

Бюджет во всех цивилизованных странах имеет силу закона, что и позволяет при изучении закономерностей распределительного процесса не обращать внимания на последовательность доходов и расходов. В реальной действительности часто происходит опережение расходов, т.е. необходимость произвести расход наступает раньше, чем сформированы доходы. Для решения проблем несовпадения расходов и доходов по срокам используется механизм государственного кредита.

Соотношение между фондами накопления и потребления очень индивидуально как во времени, так и для отдельных субъектов воспроизводственного процесса, включая государство. На уровень потребления оказывают влияние такие факторы, как уровень технологии, коммуникации, государственное устройство, авторитет партий и движений и многие другие.

В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осу­ществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнитель­ной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздейст­вующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает за­конодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособ­ных и безработных.

На этом уровне устанавливаются общие институциональные нормы для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организаци­онно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориаль­ных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.

На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, со­циальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на бла­готворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администраци­ей фирмы и профсоюзом.

Государственное регулирование доходов

Государство с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер осуществляет перераспределение доходов в целях повышения обороноспособности, охраны общественного по­рядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения эффек­тивной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:

размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;

покупательной способности национальной валюты;

демографических тенденций;

традиционно сложившихся функций государственного регули­рования, административно-территориальной структуры органов влас­ти и полномочий каждого уровня власти;

доли теневой экономики в ВВП.

В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и кос­венного регулирования доходов и заработной платы. К мерам пря­мого регулирования относятся:

установление ставок налогообложения физических лиц, мини­мальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;

единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;

утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;

упорядочение системы предоставления пособий и компенса­ций;

индексация доходов и сбережений.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

эмиссию денег;

контроль над инфляцией и валютным курсом;

налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;

налоговые льготы малому предпринимательству;

тарифно-квалификационные справочники рабочих и слу­жащих.

В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и за­работную плату, поскольку его нормативные акты носят рекоменда­тельный характер.

Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане сво­бодно выбирают источники доходов — от трудовой и предпринима­тельской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования ус­танавливает цену факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаи­мосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.

Политика доходов и заработной платы оказывает непосредствен­ное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она играет важную роль в развитии обратных связей госу­дарства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося снижения жизненного уров­ня доверие населения к государству во многом утрачено. Восстанов­ление этого доверия — непременное условие выхода из кризиса — будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав че­ловека.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 485 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/8-67356.html

>Распределение доходов в рыночной экономике

на тему: «Распределение доходов в рыночной экономике»

Исполнитель:

Специальность Финансы и кредит

№ зачетной книжки

Москва 2010г.

Введение……………………………………………………………………………3

1.1 Распределение доходов в рыночной экономике…………………………….4

1.1 Доход населения: понятие, структура и показатели………………………..4

1.2 Принципы распределения доходов в обществе…………………………………….5

1.3 Справедливость распределения в рыночной экономике. Концепции справедливости……………………………………………………………………6

2. Распределение доходов и проблема справедливости в экономике

России…………………………………………………………………………….12

2.1 Соотношение доходов населения 2005г. к 2006г………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….15

Ответы на КТЗ……………………………………………………………………17

Список используемой литературы………………………………………………18

Введение

Оценка показателей динамики и структуры доходов населения является важнейшим элементом разработки комплексных прогнозов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения — есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики. Именно это и обосновывает актуальность рассмотрения данной темы.

1. Распределение доходов в рыночной экономике

1.1 Доход населения: понятие, структура и показатели

Уровень благосостояния людей характеризуют, прежде всего, получаемые ими доходы. Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д. Понятие дохода шире понятия заработной платы, поскольку доход может содержать и другие денежные поступления.

Доходы населения – материальные средства, которыми располагает население для осуществления своих потребностей. Доходы рассматривают на разных уровнях, используя три основных показателя. (Приложение 1):

  1. Номинальный доход – это общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Структура этого дохода включает такие элементы, как факторные доходы, то есть те, что получены от использования собственных факторов производства,- заработная плата, рента, процент, прибыль; выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансферты); плюс другие поступления – проценты по вкладам в банки, дивиденды на акции, страховые суммы, лотерейные выигрыши и прочее (приложение 2).

  2. В отличие от номинального располагаемый доход представляет только ту часть номинала, которая может быть использована непосредственно на личное потреб­ление товаров и услуг, а также на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному минус налоги и другие обязательные платежи (от­числения в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).

  3. Реальный доход — отражает покупатель­ную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое мо­жно купить на располагаемый доход в течение определённого пери­ода (то есть здесь учитывается возможное изменение цен). Иначе говоря, это доступная каждому лицу (по доходу, которым он рас­полагает) индивидуальная «потребительская корзина».

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансфертные платежи. Соотношение между ни­ми заметно влияет на экономическое поведение людей. В частно­сти, когда в структуре доходов преобладают заработки, это сти­мулирует трудовую активность человека, его усердие, инициативу, предприимчивость. Когда же повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее по отношению к производственной деятель­ности и заражаются психологией иждивенчества. Поэтому напра­вления и размеры государственной социальной помощи должны быть продуманными, взвешенными и строго адресными.

1.2 Принципы распределения доходов в обществе

В разных странах и в разные периоды действуют различные системы формирования доходов населения. Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения (Приложение 3):

  1. Уравнительное распределение. Оно имеет место, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характе­рен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, который Маркс и Энгельс определили как «казарменный коммунизм». В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Поскольку люди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении их труда неизбежно порождает ситуацию, когда «один сажает виноградник, а другой ест его плоды».

  2. Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) пол­учает разный доход — в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладат­елям рабочей силы (то есть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).

  3. Распределение по накопленному имуществу. Он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

  4. Привилегированное распределение особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспреде­ляют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы. Монтень прав: «не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность».

1.3 Справедливость распределения в рыночной экономике. Концепции справедливости

Рыночное распределение доходов на основе конкурентного механиз­ма спроса и предложения на факторы производства приводит к тому, что вознаграждение каждого фактора происходит в соответствии с его предельным продуктом. Естественно, указанный механизм не гаранти­рует равенства в распределении доходов, и в реальности в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается значительное неравенство в их распределении.

В рамках позитивной экономической теории ответа на вопрос, какое именно распределение доходов справедливо, просто не существует.

Принято различать функциональное и персональное распределе­ние доходов. Функциональное распределение означает распределение национального дохода между собственниками различных факторов про­изводства (труда, капитала, земли, предпринимательства). В этом слу­чае мы интересуемся, какая доля «национального пирога» приходится на заработную плату, процент, рентные доходы, прибыль. Персональное распределение — это распределение национального дохода между граж­данами страны, независимо от того, владельцами каких факторов про­изводства они являются. В этом случае анализируется, какую долю национального дохода (в денежном выражении) получают, например, 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых семей.

Итак, поскольку эффективность по Парето не дает нам никакого кри­терия для ранжирования точек, лежащих на потребительских возможностей (кривой достижимой полезности), мы не можем сказать, что распределение в точке А справедливее, чем в точке Б. (рис.1).

На рисунке изображена кривая достижимой полезности в обществе. Мы можем утверждать, что, если происходит перемещение из точ­ки К в точку М, то наблюдается улучшение по Парето. Произошло уве­личение полезности и у, и х. Но перемещение из А в Б или на­оборот, т. е. скольжение вдоль кривой до­стижимой полезности, не может ничего нам сказать о более предпочтительном (с точки зрения справедливости) положении каждой из указанных точек.

    • Существуют наиболее из­вестные концепции справедливости, или справедливого распределения доходов: эгалитаристскую, утилитаристскую, роулсианскую и рыночную.

Эгалитаристская концепция считает справедливым уравнитель­ное распределение доходов. Логика рассуждений здесь такова: если требуется разделить определенное количество благ между людьми, оди­наково этого заслуживающими, то справедливым было бы распределе­ние поровну. Проблема заключается в том, что понимать под «одинако­выми заслугами»? Одинаковый трудовой вклад в общественное благо­состояние? Одинаковые стартовые условия в смысле владения соб­ственностью? Одинаковые умственные и физические способности? Еди­ного ответа на этот вопрос мы, очевидно, не получим, потому что опять обращаемся к нравственным суждениям. Но здесь представляется важ­ным подчеркнуть, что эгалитарный подход не столь примитивен, как его иногда представляют в журналистских статьях бойкие авторы: взять и поделить все поровну, как предлагал персонаж знаменитой повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» Шариков. Ведь речь идет именно о равном распределении благ между равным образом заслуживающи­ми этого людьми.

Утилитаристская концепция считает справедливым такое распределение доходов, при котором максимизи­руется общественное благосостояние, представленное суммой инди­видуальных полезностей всех членов общества. Математически это можно выразить в виде формулы, отражающей утилитаристскую фун­кцию общественного благосостояния:

где W- функция общественного благосостояния, а и — индивидуаль­ная функция полезности. В нашем условном примере формула примет вид:

Приведенная формула требует некоторых пояснений: во-первых, утилитаристский подход предполагает возможность меж­личностного сравнения индивидуальных функций полезностей различ­ных членов общества. Во-вторых, функции индивидуальной полезности, согласно утилитаристскому подходу, могут быть:

  1. одинаковыми у всех людей;

  2. различными у различных членов общества. В последнем случае
    подразумевается различная способность людей извлекать полезность из их дохода (денежного или натурального). Трудно не согла­ситься с тем, что для богатого предельная полезность его денежного дохода вовсе не такая, как у бедного человека. Если представить себя на месте миллионера, а затем на месте скромного конторского служащего, то очевидно, предельная полезность дополнительной денежной единицы дохода будет выше у последнего из названных субъектов. Тогда предполагается, что уменьшение полезности, дол­жно компенсироваться в ходе распределения не точно таким же, а большим приращением. Такой вывод не должен показаться странным, если речь идет о максимизации суммы индивидуальных полезностей.

Источник: https://works.doklad.ru/view/wPdzAoGpL5w.html

Доходы населения – сложная социально-экономическая категория. Как и всякая другая экономическая категория, она отражает реальные экономические отношения людей (и отдельные стороны этих отношений), складывающиеся в процессе производства, присвоения, распределения, обмена, потребления создаваемого продукта между отдельными частями общества – домохозяйствами и отдельными лицами.

Доходы населения в настоящее время претерпевают как количественные, так и структурные изменения. Развитие экономических отношений вызывает необходимость осознания сущности происходящих изменений и разработки теоретических основ формирования доходов населения, соответствующих уровню экономического развития.

Виды доходов

В статистической и экономической практике, в научной литературе по проблемам уровня жизни используется множество терминов для обозначения различных видов доходов, причем в их трактовке нет полного единства.

Установление сущности дохода зависит от целей анализа. Различают доход как понятие микроэкономическое и макроэкономическое (национальный доход). На основе макроэкономического подхода оценивается роль населения в воспроизводстве ВВП. Микроэкономический подход основан на исследовании процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на уровне отдельных предприятий, домохозяйств, индивидов. Оба подхода дополняют друг друга.

Также при определении доходов населения можно выделить два иных подхода: первый – общетеоретический – развивается в рамках экономической теории; второй – применяется в прикладных экономических и социологических науках. В первом случае понятие доходов определяется во взаимосвязи с процессом производства – как доход собственников факторов производства. И в соответствии с этим выделяют доходы – заработную плату, процент, ренту, прибыль. Часто понятие «доход» используется именно как синоним какой-либо факторной формы. В прикладных экономических дисциплинах доходы населения анализируются с позиции источников их образования, а также значения в жизнедеятельности человека.

Официальная концепция доходов населения в России существенно изменилась в 1994 г. Эти изменения были связаны с переходом к системе статистических показателей в виде системы национальных счетов (СНС). В СНС имеется деление доходов на факторные (определяются факторами производства) и нефакторные (все остальные). В СНС ООН 1993 года вместо этого используется деление на первичные доходы и текущие трансферты .

Функции доходов

Доходы населения как экономическая категория весьма существенны для жизни отдельного человека и домохозяйства в целом, выступают важнейшим элементом экономической жизни общества. В обобщенном виде функции доходов можно свести к следующему.

1. Доход является фактором материального благосостояния, определяющим (наряду с уровнем цен и налогов) уровень экономических возможностей и покупательную способность домохозяйства, качество и количество потребляемых товаров и услуг.

2. Доход является предпосылкой воспроизводства экономических ресурсов, в том числе доход определяет воспроизводство работника и членов его семьи.

3. Доход выступает фактором продолжительности жизни и состояния здоровья. Величина доходов в значительной мере определяет структуру и объем потребления товаров и услуг, условия отдыха, лечения, качество жилья, что, в свою очередь, сказывается на продолжительности жизни человека .

4. Доход расширяет потенциальные возможности духовного развития отдельного индивида. Доход оказывает влияние на характер, психологию, мировоззрение человека.

Таким образом, микроэкономическое значение доходов населения заключается в поддержании физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей. Также доходы выполняют стимулирующую роль по отношению к экономике, формируя платежеспособный спрос (макроэкономическое значение).

Рост доходов

В основе экономических отношений, складывающихся при формировании доходов населения, находятся отношения собственности. Они определяют характер распределения вновь созданной стоимости, виды и размеры доходов, взаимосвязи субъектов отношений и направления реализации их экономических интересов.

На основе данных государственной статистики можно говорить о наличии следующих тенденций в формирования доходов населения в России за последние годы. За период с 2000 по 2008 гг. наблюдался рост денежных доходов как по России в целом, так и по отдельным регионам. Общая сумма денежных доходов населения за этот период возросла в России в 5,4 раза, при этом 82,4% этого прироста было обеспечено ростом оплаты труда (72,1%) и увеличением социальных выплат (11,4%). Среднегодовой темп роста денежных доходов (127,1%) превысил средний темп роста ВВП (125,1%). Более быстрыми темпами росли доходы от собственности, превышая темпы роста заработной платы и социальных выплат.

За указанный период времени произошли заметные изменения в структуре денежных доходов населения. Заметно увеличился удельный вес доходов от собственности, а также от предпринимательской деятельности. Одновременно снизилась доля заработной платы, хотя она по-прежнему остается главным источником доходов населения. Снижение ее доли определено не только появлением новых видов доходов, но и изменениями в мотивации труда, социальных ориентирах, сохранением спроса на дешевую рабочую силу. Вместе с тем наблюдается рост абсолютной величины социальных выплат (3,8 раза), но удельный вес в структуре доходов к концу анализируемого периода немного снизился.

Неравенство, бедность и теневая экономика

На формирование доходов по-прежнему заметное влияние оказывает теневая экономика, что обусловлено несовершенством налогообложения, позволяющим скрывать доходы. Теневые (скрытые), официально неучтенные доходы, начиная с 1995 г., включаются государственной статистикой в денежные доходы населения, но методика их определения и включения в состав доходов населения не отработана. В целом по России скрытые доходы относят к заработной плате, что увеличивает ее долю в структуре доходов до 65%.

Формирование доходов осуществляется в условиях социального неравенства. Коэффициент Джини (коэффициент Джини – макроэкономический показатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны – прим. ред.) в среднем по России составляет 0,422. Доходы 20% населения находятся ниже прожиточного минимума.

Положительные социально-экономические тенденции в виде роста номинальных денежных доходов не меняют ситуацию в целом. Исследования Института социально-экономических исследований народонаселения РАН показывают, что увеличение дифференциации населения по доходам в два раза снижает среднегодовой темп роста ВВП на 18–22%, что, в свою очередь, приводит к падению доходов .

Устойчивое расширенное воспроизводство бедности в переходной экономике говорит о том, что с учетом низких дореформенных доходов населения экономика попала в «порочный круг бедности».

Низкие доходы приводят к низкому уровню сбережений, потребления, инвестиций, что влечет за собой низкие темпы накопления капитала, низкую производительность и низкие средние доходы.

Указанные тенденции формирования доходов населения необходимо учитывать при разработке мер регулирования, в частности, при определении пропорций между ростом ВВП и заработной платы, нормативов повышения уровня заработной платы, установлении социальных стандартов.

В целом, рост реальных доходов населения выступает, с одной стороны, в качестве показателя экономического развития, а с другой – как условие, фактор экономического роста. Увеличение доходов домохозяйств благоприятно отразится на структуре потребления, что скажется на развитии экономики в целом и отдельных ее отраслях, в частности.

Кроме того, рост доходов оказывает стимулирующее воздействие на производство через расширение совокупного спроса населения. Величина этого спроса определяет как масштабы производства, так и его структуру, размеры прибыли, получаемой от хозяйственной деятельности. Опосредованно, через воздействие на совокупный спрос и объемы производства, увеличение доходов будет способствовать увеличению эффективной занятости и обеспечит рост доходов бюджета вследствие роста налогооблагаемой базы. На основе роста заработной платы и доходов в целом возникают сбережения как важный источник инвестирования.

Источник: https://creativeconomy.ru/lib/6215

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДОХОДОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Распределение произведённого продукта приводит к образованию доходов. Доходы — это весь валовый продукт или обособившаяся в процессе распределения и перераспределения его часть, которую субъект экономических отношений получает для личного или производственного потребления.

Различают денежные и натуральные доходы. Натуральные доходы получают в виде материальных благ и услуг. Они преобладают в традиционных экономических системах, но существуют и в развитом рыночном хозяйстве. Например, наемные работники могут получать премии в виде товаров и услуг: бытовую технику, туристические путевки и пр. Часть социальных льгот также предоставляется в натуральной форме: услуги образования и здравоохранения, продуктовые наборы и т.п.

Доходы выполняют воспроизводственную, стимулирующую и социальную функции. Так, для наемного работника воспроизводственная функция состоит в том, чтобы он мог поддерживать и развивать свою способность трудиться. Стимулирующая функция имеет своей задачей побуждать работника к эффективной трудовой деятельности. Социальная функция заключается в обеспечении определенного уровня жизни каждой семье, поддержании социальной стабильности, в создании условий для социального прогресса общества.

Уровень развития факторов производства и обусловленная им экономическая эффективность производства, достигнутый уровень благосостояния являются теми объективными основами, которые определяют распределение доходов как составную часть отношений собственности.

Поскольку доходы — это распределенный продукт, то различные точки зрения на происхождение чистого продукта как составной части стоимости и рыночной цены товара (см. тему 3) в полной мере прослеживаются в теориях доходов. Сторонники теории факторов производства считают, что заработная плата, процент, прибыль и рента, на которые распадается чистый продукт в рыночной капиталистической экономике (так называемые первичные доходы), создаются соответственно каждым из факторов производства: рабочей силой, капиталом, предпринимательским талантом и землей. Согласно теории доходов К. Маркса, первичные доходы создаются только наёмным трудом, из которого наёмные работники получают лишь заработную плату, а прибыль в виде предпринимательского дохода, процента и ренты безвозмездно присваивается капиталистами, собственниками материально-вещественных ресурсов.

Возникшая в конце ХХ столетия теория человеческого капитала рассматривает рабочую силу, труд как особый вид капитала и, таким образом, признает участие наемной рабочей силы в создании прибыли, тем самым сближая теорию факторов производства и марксистскую теорию доходов.

Какой тип распределения был в СССР: социалистический, по К. Марксу, или какой-то иной? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к концепции распределения при социализме, изложенной К. Марксом в 1875 г. в работе “Критика Готской программы”. Основные положения этой теории следующие:

? Часть совокупного общественного продукта (СОП) следует использовать непосредственно на производственные цели. В будущем социалистическом обществе невозможно будет распределить весь СОП в “неурезанном виде” в индивидуальное потребление всем членам общества, поскольку для возобновления и развития производства необходимы: а) фонд возмещения потребленных средств производства; б) фонд расширения производства; в) средства на управление; г) резервный фонд.

? Нетрудоспособные члены общества содержатся за счет всего общества.

? Потребности, имеющие первостепенное значение в преодолении социально-экономических различий между людьми, прежде всего в образовании и здравоохранении, удовлетворяются за счет всего общества, из фонда совместного удовлетворения потребностей. Этот фонд в наши дни называется “общественными фондами потребления” (ОФП), или “социальными фондами”, причем К. Маркс считал, что по сравнению с капитализмом доля средств этого фонда сразу же значительно возрастет и будет все возрастать по мере развития нового общества.

? Часть СОПа, поступающая в индивидуальное потребление, распределяется в соответствии с количеством и качеством затраченного работниками труда. Распределение по труду необходимо до тех пор, пока: а) сохраняются существенные социально-экономические различия в труде; б) преобладает отношение к труду как к средству жизнеобеспечения; в) производимого продукта не хватает для полного удовлетворения разумных потребностей всех членов общества.

? В распределении по труду, считал К. Маркс, есть элементы справедливости (ко всем работникам равная мера — труд), но есть и элементы несправедливости (работники уже до процесса производства отличаются уровнем своих умственных и физических способностей к труду, числом нетрудоспособных членов в своих семьях).

Распределение по труду, делает вывод К. Маркс, есть объективно обусловленная форма распределения части СОПа в индивидуальное потребление, поэтому справедливости и равенства социализм еще в полной мере не дает. Последнее будет возможно лишь тогда, когда исчезнут причины, обусловливающие необходимость распределения по труду, и можно будет перейти к качественно новой, коммунистической системе распределения — по разумным потребностям.

Нельзя отрицать, что система распределения доходов в СССР содержала элементы социалистического распределения: обеспечение всех членов общества невысоким, но гарантированным уровнем потребления ряда основных продуктов питания и товаров первой необходимости; небольшая дифференциация доходов у подавляющей части семей; наличие общественных фондов потребления. Советский опыт в организации бесплатного образования, здравоохранения изучали другие страны и многое переняли из него. Однако эта система распределения по основным качественным критериям не совпадала с теорией социалистического распределения К. Маркса.

? Фонд личного потребления населения формировался по остаточному принципу не только в периоды индустриализации, войны, послевоенного восстановления, но и в 70-80-е годы, когда существенный рост уровня жизни народа провозглашался как главная задача экономического развития.

? Власть, объявившая о построении развитого социализма, не решила для каждой семьи проблемы обеспечения основными продуктами питания, товарами первой необходимости, отдельной квартирой, бытовыми и социально-культурными услугами.

? В системе распределения доходов отсутствовала взаимосвязь между количеством и качеством затраченного труда и долей работника в произведенном продукте: инженер получал меньше, чем рабочий; хороший работник столько же или почти столько же, сколько плохой.

? В то же время тенденция к уравнительности у подавляющей части работников и жесткий государственный контроль над доходами сочетались с системой многообразных, законодательно не оформленных, а поэтому и не афишируемых привилегий для верхушки партийного, государственного и хозяйственного аппарата, с наличием теневой экономики.

Сопоставление этих реалий с концепцией распределения при социализме К. Маркса позволяет сделать вывод — официально провозглашенная в СССР социалистическая система распределения не была реализована на практике. Она оказалась псевдосоциалистической, соответствующей критериям распределения в командной экономике, для которой характерны:

? всеобъемлющий характер государственного регулирования;

? остаточный принцип формирования фонда личного потребления;

? недостаточно эффективная система стимулирования труда, уравнительность в распределении по отношению к подавляющей части работников в сочетании со значительной скрытой (при официальной установке на социальную справедливость) дифференциацией в уровне доходов и потребления между подавляющей частью работников, с одной стороны, и партийной, государственной и хозяйственной номенклатурой, дельцами теневой экономики — с другой.

Отношения распределения в смешанной экономике, развиваясь эволюционно, претерпели в последней трети ХХ в. существенные изменения.

Зарплата остается главной формой доходов лиц наемного труда, но наряду с ней все большее распространение получают такие формы доходов наемных работников, как бонусы, трансферты, акции и дивиденды на них.

Эти изменения в структуре и источниках доходов наемных работников обусловлены тем, что, человеческий фактор на современном этапе НТР становится приоритетным ресурсом экономического роста и, во-вторых, изменением трудовой мотивации наемных работников, их желанием участвовать в распределении прибыли, в управлении, т.е. желанием быть собственниками (см. тему 2).

Бонусы представляют собой тип премий, увязанных как с индивидуальным вкладом работника, так и с общими результатами работы фирмы (снижением издержек производства, увеличением прибыли и т.д.). В Англии таким видом премий охвачено около 16 %, в США — 22 % занятых. В Японии большинство промышленных рабочих получают бонусы каждые полгода в размере от полутора до пяти месячных окладов. Выплату бонусов расценивают как одну из причин высокой трудовой мотивации работников в этой стране.

Трансферты — это социальные выплаты и льготы, получившие широкое распространение в 60-е годы, хотя в отдельных странах они возникли намного раньше. Так, в Швеции общегосударственная система страхования от безработицы введена в 1934 г., с 1935 г. стал действовать закон о пенсиях.

Социальные фонды, из которых предоставляются трансферты, используются по трем основным направлениям: 1) страхование по старости, безработице, временной нетрудоспособности, инвалидности; 2) льготное или бесплатное образование и здравоохранение; 3) поддержка бедных семей. Черта бедности обычно соотносится с уровнем доходов, обеспечивающим физический минимум средств существования. Величина этого минимума, в свою очередь, для каждой страны своя, зависит от сложившегося в ней среднего уровня жизни.

Социальные фонды создаются на государственном (центральном, региональном и муниципальном) уровне, в фирмах и общественными организациями. Государственные социальные фонды формируются из общих и специальных налогов (например, специальный пенсионный налог взимается как с лиц наемного труда, так и с работодателей). Величина, направление, механизм формирования и использования этих фондов существенно различаются по странам.

Наибольшее развитие государственные трансферты получили в Швеции. В этой стране с начала 30-х годов, с приходом к власти социал-демократов, через перераспределение доходов в социальные фонды пытаются претворить в жизнь концепцию “государства всеобщего благосостояния”. Созданы первоклассные по современным представлениям общегосударственные системы бесплатного образования и воспитания детей, здравоохранения, социального обеспечения в старости. За счет социальных фондов (как и в бывшем СССР) в значительной мере субсидируются строительство и содержание жилья, причем жилье рассматривается как объект общественного владения, а не как товар.

Фирмы создают социальные фонды из части полученного чистого продукта. Формы предоставления трансфертов, особенно у крупных фирм, многообразны: от бесплатного и льготного жилья, обеда, расходов на проведение совместного досуга, путевок на горные и морские курорты, до места на кладбище фирмы.

Распределение акций и дивидендов на них за счет части прибыли получило наибольшее распространение в США и в странах Западной Европы (см. тему 2, §2).

Уникальный опыт коллективного производства и распределения демонстрируют израильские киббуцы. Основной принцип и в производстве, и в распределении — абсолютное равенство всех членов коммуны. В 270 киббуцах проживает 3 % населения Израиля. Киббуцы производят 40 % сельскохозяйственной и 7 % промышленной продукции. Высокая эффективность производства сочетается с высоким уровнем жизни, но жесткая регламентация трудовых, семейно-бытовых отношений, личного потребления отпугивает от киббуцной жизни многих, в первую очередь, молодежь.

Завершая рассмотрение эволюции доходов лиц наемного труда в странах со смешанной экономикой, следует отметить, что, несмотря на различия в подходах к формированию доходов наемных работников по странам, отраслям, крупным, средним и мелким фирмам, четко прослеживается общая тенденция: наемные работники начинают участвовать в распределении прибыли, причем степень этого участия, т.е. степень социализации доходов, возрастает.

Источник: https://economics.studio/ekonomicheskaya-teoriya/ponyatie-funktsii-dohodov-raspredelenie-71471.html