Организационные навыки

См. также

  • Новаторы (мультсериал)
  • Новаторов (платформа)
.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и так, чтобы она указывала на нужную статью.
На этой странице приведены:
Список статей об одноимённых населённых пунктах.
Другие значения.
См. также: полный список статей, начинающихся со слова «Новатор».

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

Время есть величайший из новаторов.

Фрэнсис Бэкон

Новый русский экзаменует нового бухгалтера:
— Вы умеете вести двойную бухгалтерию?
— А зачем? Ведь это устаревший метод, — отвечает новичок.
— На последнем месте работы я внедрил новаторскую форму учета — тройную бухгалтерию.

Ведутся три книги: — Одна для хозяина, в которую записываются фактические доходы;
— Вторая — для держателей акций, не показывающая никаких доходов;
— И третья — с одними убытками, для налоговой инспекции.

Новаторство как качество личности – способность вносить новые, прогрессивные идеи, приёмы, новые методы удовлетворения общественных потребностей в какой-нибудь области жизнедеятельности.

Новаторы – нововводители, профессионалы в области нововведений. Будучи инициативны, энергичны и любознательны, новаторы всегда открыты для нового опыта. Здоровое любопытство, энтузиазм, оригинальность, креативность – обязательный набор качеств, необходимых для проявления новаторства. Новатор – это предприимчивый склад ума, активность и высокая степень упорства и настойчивости, благоразумие, образованность и пытливость ума. Новация станет частью жизненного опыта, если человек обладает способностью подталкивать окружающих к ее реализации.

Новаторству, пока она дойдет до сознания масс, нередко приходится выдерживать уничтожающую критику, гонения, пересуды и сплетни. Микеланджело Буонарроти – эпохальной личности в истории мирового искусства и Возрождения постоянно приходилось сталкиваться с критицизмом, завистью и скандальностью людей. Четыре года гений трудился над Росписью Сикстинской капеллы. Однако его новаторство вызвало жесточайшую критику — шестидесятилетнего художника даже пытались обвинить в ереси. Весь потолок знаменитой христианской церкви он украсил обнаженными телами святых, но не традиционным образом, а с открытыми гениталиями. Возмущенные кардиналы организовали специальную цензурную комиссию, вошедшую в историю под ироничным названием «Кампания фигового листка» и добивались уничтожения грандиозной работы. В ответ Микеланджело изобразил одного из главных критиков, церемониймейстера папы римского, в монументальной сцене Страшного суда в аду в образе царя Миноса с ослиными ушами, обнаженного, но прикрытого обвившей его тело змеей. Папа Павел III усмехнулся и вмешиваться в конфликт не стал, сказав, что вести переговоры с дьяволом – не в его юрисдикции. Спустя почти тридцать лет, обнаженные персонажи Микеланджело по приказу нового на то время папы Павла IV были все-таки «одеты», на что художник послал папе послание, звучавшее как: «Удалить наготу легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид». Однако лишь спустя столетия, а именно в 1994 году все дорисованные драпировки были удалены, и грандиозный ансамбль Микеланджело имеет первоначальный вид, а сам папа Иоанн Павел II признал право художника на собственную интерпретацию священного писания.

Французский скульптор эпохи Просвещения Жан-Батист Пигаль некогда создал столь скандальный образ Вольтера, что даже высшее французское общество было пораженно и отказалось принимать мировидение великого мыслителя. Главным образом он был подвергнут жестокой критике из-за неприятных подробностей дряблого старческого тела Вольтера, которое находилось на пьедестале в полуобнаженном виде. Однако, спустя некоторое время скандал был замят, а Жан-Батист занял пост канцлера Парижской Академии художеств и до конца жизни работал над заказами королевского двора.

Французский художник эпохи Романтизма Теодор Жерико создал картину под названием: «Плот «Медузы» (1819) в основе которой лежит реальное происшествие. Пару годами ранее фрегат «Медуза» потерпел крушение у берегов Сенегала, после чего покинутый капитаном флот из 140 человек скитался по бескрайним водам. Он был найден бригом «Аргус» спустя две недели; на нем было 15 обезумевших от голода и жажды человек и останки искалеченных тел других, погибших из-за каннибализма. Эта история в свое время вызвала настоящее потрясение среди французского общества, так что, естественно, картина Жерико, изображающая этот самый флот, сразу же стала скандальной и чудовищной. Главная проблема состоит в огромных размерах холста и тем самым перечит академическим канонам.

Новаторство было ярко проявленным качеством личности у российской императрицы Екатерины II. В романе «Екатерина II. Алмазная Золушка» Александр Бушков приводит пример одного из ее новаторств.

Именно Екатерина стала инициатором оспопрививания в России. Эта чума XVIII века последний раз прокатилась по нашей стране в 1768 г., оставив десятки тысяч покойников и не меньшее число навсегда обезображенных. В Англии в том же году врач Эдвард Дженнер, наконец, отыскал средство от страшной болезни — прививку. Он привил восьмилетнему мальчику сначала коровью, а потом человеческую оспу, и мальчик остался жив, подтвердив теорию. Однако и Англия, и остальная Европа как-то не спешили внедрять новшество — как бы чего не вышло, дело новое и сомнительное…

Тогда Екатерина пригласила ученика Дженнера, военного врача Томаса Димсдейла, в Россию. В том же 1768 г. он привил оспу сначала Екатерине, а потом четырнадцатилетнему наследнику Павлу Петровичу и Григорию Орлову. Здесь Екатериной нельзя не восхищаться: дело было новое, просвещенная Европа его откровенно побаивалась, и принять такое решение наверняка было нелегко…

Екатерина писала впоследствии: «Мне посоветовали привить оспу моему сыну. Но, сказала я, с каким лицом сделаю я это, если не начну с себя самой, и как ввести прививание оспы, если я не подам тому примера. Я принялась за изучение этого предмета, твердо решившись взяться за средство менее опасное. Последующее размышление заставило меня решиться, наконец. Всякий благоразумный человек, видя перед собою две опасные дороги, избирает ту из них, которая менее опасна. Было бы тупостью оставаться всю жизнь в действительной опасности со многими миллионами людей, или же предпочесть меньшую опасность, продолжавшуюся короткое время, и тем спасти много народу. Я думала, что выбрала самое верное; миг прошел, и я в безопасности».

Оспу императрице, наследнику и Орлову прививали от больного ею пятилетнего мальчика из простых, Александра Даниловича Маркова. После удачной операции он указом Екатерины был возведен в дворянство под фамилией Оспинный и пожалован тремя тысячами рублей. Ничем особенным, впрочем, он себя впоследствии не проявил — служил в армии и по болезни в тридцать лет вышел в отставку секунд-майором. Пример императрицы произвел должный эффект: все столичное дворянство, а за ним и провинциалы, наперебой кинулось прививаться. Оспопрививание стремительно распространилось в России, опередив Европу. Димсдейл и его помощник-сын стали российскими баронами.

Источник: https://podskazki.info/novatorstvo/

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

  • психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

  • практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

  • психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

  • энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

  • требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

  • способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

  • широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;

  • чувством понимания ситуации;

  • творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

  • нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

  • готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

  • стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

  • эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

  • ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

  • способностью работать в коллективе и с коллективом;

  • умением предвидеть результат;

  • внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

  • способностью и умением рисковать;

  • способностью действовать самостоятельно;

  • ответственностью за деятельность и за принятые решения;

  • способностью увидеть, выделить существенное;

  • искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

  • умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

  • способность устанавливать и контролировать дисциплину;

  • стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

  • осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

  • развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

  • отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

  • регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

  • стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

  • системный подход к анализу работы;

  • квалифицированное делегирование полномочий;

  • избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

  • создание эффективной обратной связи;

  • защита персонала организации от внешних угроз;

  • поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

  • установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость — это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

  • как искусственное образование — искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

  • как естественно живущее — после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей — целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60—80%). Предмет этой деятельности — социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Источник: https://hr-portal.ru/article/tri-tipa-organizatorskih-sposobnostey-rukovoditelya

Организаторские способности имеют особое значение в сфере управления. Не каждый организатор может быть руководителем (лидером), но каждый руководитель обязан быть организатором. Кто же это такой? Давайте разберемся.

Что важно при организации

Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять деятельностью в группе. Они включают в себя:

  • Умение объяснять информацию. Задача организатора не только объяснить информацию на понятном языке, но и убедиться в том, что человек верно ее понял и усвоил. Но важно использовать вопрос не «Все ли вы поняли?», а «Я достаточно ясно вам смог объяснить?» В первом случае человек начнет оценивать себя и вряд ли сможет выставить свои интеллектуальные способности негативно в глазах руководителя. Потому он, конечно, ответит «Да», даже если это не так.
  • Обратная связь. Организатор должен лично посмотреть на результат и процесс работы сотрудника, которому он доверил что-то.
  • Уместная конструктивная критика и вместе с ней альтернативные предложения. Как говорится, критикуешь – предлагай.
  • Высокоразвитое самообладание и способность к саморегуляции. Даже если организатору приходится ругать коллектив, то делать это нужно спокойно и достойно.
  • Организатор должен четко знать и представлять, чего он ждет и требует от подчиненных (форма, сроки, результаты, способы). Быть в состоянии самостоятельно выполнить эти требования.
  • Умение контролировать и рефлексировать.
  • Умение предотвращать и разрешать конфликты, общаться с людьми.

Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства темперамента, вносят свою лепту.

Как развить организаторские способности

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте эмпатию, умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый альтруизм.
  • Осваивайте и практикуйте позитивное мышление.
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте самооценку, избавьтесь от неуверенности, страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать потребности, интересы, темперамент, характер и другие особенности участников – основная задача организатора.

Упражнения на развитие организаторских способностей

Организаторские способности не являются чем-то особенным, они включают в себя развитые общие способности и необходимые для конкретного вида деятельности. Потому и упражнения хочу предложить общие.

Быть убедительным

Рекомендую проводить это упражнение в паре с кем-то и перед зрителями. Суть в том, что вы и ваш партнер прячете за спиной какие-то фигурки (игрушки, любой предмет). Задача – убедить зрителей в том, что у вас нет конкретной фигуры или есть (независимо от того, на самом ли деле это так). Побеждает тот, кто смог убедить аудиторию.

Пантомима

Тренируйте свои мышцы перед зеркалом. Лицо, мимика говорят о нас гораздо больше. Научитесь управлять своей мимикой: быть добрым, убедительным, снисходительным, требовательным.

Распределение времени

Возьмите за правило с вечера составлять список дел на завтра, научитесь рано вставать, составлять расписание дня и следовать ему. Приучите себя к организованности на рабочем месте, рабочем столе компьютера, дома в шкафу. Приберитесь и поддерживайте этот порядок.

Рекомендую ознакомиться также со статьями «10 способов раскрыть творческий потенциал», «Творческие способности: особенности и развитие», «Чувство юмора: как развить и зачем это нужно», «Воображение: как развить у детей и взрослых», «Упражнения для развития памяти у взрослых».

Как правило, организаторские способности рассматривают в единстве с коммуникативными, объединенно их называют КОС (коммуникативно-организационные способности). О том, как развить коммуникативные способности, узнайте из статьи «Как научиться общаться с людьми».

Источник: https://psychologist.tips/1936-organizatorskie-sposobnosti-chto-k-nim-otnositsya-kak-razvit-kto-takoj-organizator.html