Орган контролирующий управляющие компании

Содержание

Перечень контролирующих органов в данной сфере

Федеральный уровень

На федеральном, то есть государственном уровне, УК контролируют следующие органы:

  1. Министерство строительства РФ. Этот государственный орган занимается утверждением нормативов коммунальных услуг, критериев их качества и порядка их предоставления. Также Минстрой регулирует финансовую сторону учета тепловой энергии и воды.
  2. Минэнерго РФ. Такой орган осуществляет разработку схем и нормативов теплоснабжения домов, которых должны придерживаться все УК.
  3. Федеральная антимонопольная служба. Она занимается определением принципа образования цен на ресурсы и коммунальные услуги.

Региональный уровень

Основной контроль над деятельностью УК в сфере ЖКХ лежит именно на инстанциях регионального уровня, которыми являются следующие организации:

  1. Госжилнадзор (жилищная инспекция). Основной задачей этой организации является проведение контролирующих проверок работы обслуживающих организаций в сфере ЖКХ. Такие проверки касаются соблюдения компанией ЖКХ всех требований законодательства в области жилищно-коммунальных услуг. Именно этот орган уполномочен принимать участие в лицензировании УК.
  2. Комитет по тарифам.
  3. Роспотребнадзор. Такая организация осуществляет проверку качества и безопасности коммунальных услуг, руководствуясь СанПиНами.

На региональном уровне контроль в сфере ЖКХ осуществляется не только официальными государственными службами, но и профильными некоммерческими организациями. Действует целая сеть региональных центров, поддержка развитию которой осуществляется Минстроем России.

На официальном сайте НП «ЖКХ Контроль» представлен реестр данных организаций, изданный в виде справочника, в который вошли более 300 профильных некоммерческих организаций. Для каждой организации в справочнике указаны ФИО руководителя, регистрационный номер в реестре, год создания, регион охвата, адрес.

Органы регулирования качества работы

Основным органом, который контролирует качество работы УК, считается Государственная жилищная инспекция. Именно она осуществляет проверку:

  • того, как используется жилье;
  • содержания жилья и общедомового имущества;
  • соблюдения правил перевода нежилой недвижимости в жилую, и наоборот;
  • ведения учета жилья;
  • деятельности по перепланировке и переустройства жилых помещений;
  • качества управления домом;
  • качества услуг по ремонту и содержанию недвижимости;
  • порядка расчета стоимости услуг по обслуживанию;
  • проведения работ по информированию собственников;
  • правильности заключения и составления договорных документов с собственниками квартир и поставщиками ресурсов;
  • правильности формирования фондов на капитальный или текущий ремонт;
  • соблюдения основных требований, касающихся сохранности и использования жилья;
  • выполнения лицензионных требований.

Жилищная инспекция контролирует работу УК при помощи проведения проверок. Они могут быть как просто документальными, так и с выездом в саму обслуживающую организацию. Законодательно работа ГЖН регламентируется ЖК РФ, а именно статьей 196.

Также за качеством и безопасностью коммунальных услуг следит Роспотребнадзор. В его задачи входит:

  • проверка состава воды;
  • контроль показателя шума вентиляционных систем, лифтов и другого общедомового оборудования;
  • контроль над проведением мероприятий по дезинфекционному и дезинсекционному обслуживанию дома;
  • проверка уровня влажности, освещенности и вентиляции в жилых помещениях.

На федеральном уровне качество работы управляющих компаний контролируется комиссией Министерства строительства. Именно этот орган разрабатывает правила содержания и проведения ремонта многоквартирных домов.

Пошаговая проверка деятельности УК

Если собственники квартир не уверены в честности свой УК и в качестве оказываемых ей услуг, то они могут проверить ее деятельность. О том, как осуществить это проверку стоит рассказать пошагово:

  1. Личную проверку УК следует начать с изучения расценок на коммунальные услуги. Для этого собственники могут запросить бумаги, в которых содержится список тарифов и их величина. Такую документацию обслуживающая организация должна предоставлять жильцам по первому запросу. Но все же лучше всего, если заявление на предоставление информации по тарифам (образец можно скачать ниже) будет коллективным, то есть будет написано от лица нескольких жильцов.

    Такая заявка может быть составлена в свободной форме, но там обязательно должна содержаться информация о заявителях, то есть их ФИО, полный адрес и паспортные данные. Писать заявление нужно в двух экземплярах, один из которых нужно оставить у себя, а другой отправить в УК по почте.

    Отправлять данный документ нужно в виде заказного письма с уведомлением. Можно передать такое заявление и при личном посещении. В этом случае, на втором экземпляр сотрудник УК должен поставить подпись и дату принятия.

  2. Скачать образец заявления на предоставление информации по тарифам

  3. После получения документов от УК нужно проверить правильность начисления платежей. В этом могут помочь люди с юридическим или экономическим образованием, которые наверняка могут найтись среди собственников многоквартирного дома. Если же профессионалов среди жильцов нет, то можно нанять эксперта со стороны. Конечно, такое действие приведет к затратам, но если нарушения у УК действительно есть, то все расходы окупятся.
  4. Следующим шагом нужно проверить, как УК справляется со своими обязанностями. Для этого тоже нужно написать заявление в УК с просьбой о предоставлении отчетности о проведенных работах (образец можно скачать ниже). Для получения более полной картины, собственники могут запросить у УК сметы расходов на ремонтные работы. Заявление пишется и отправляется в УК точно также как и заявление о предоставлении информации о тарифах.

    Анализом данной документации тоже должны заниматься знающие люди, и лучше всего, если это будут независимые эксперты, имеющие лицензию на проведение таких экспертиз. Тогда, при обнаружении каких-либо нарушений, собственники получат на руки официальное подтверждение вины УК, которое можно будет предоставить в качестве доказательства в прокуратуру или суд.

  5. Скачать образец заявления о предоставлении отчетности о проведенных работах

  6. В случае нахождения нарушения, жильцы должны подать на УК в суд. Лучше всего, если исковое заявление (образец можно скачать ниже) будет составлено при помощи юристов.

    К исковому заявлению стоит приложить все доказательства вины УК, то есть отчеты, в которых были замечены не соответствия, а также выводы экспертов. Не лишним будет перед подачей иска в суд подать жалобу на обслуживающую организацию в жилищную инспекцию, что тоже нужно будет указать в исковом заявлении.

Скачать образец искового заявления

Контроль деятельности управляющей компании осуществляют специальные государственные инстанции, также проверить работу в сфере ЖКХ и контролировать тарифы могут сами собственники квартир. Причем производить такую проверку лучше при первых признаках нарушений.

Источник: http://svoe.guru/mnogokvartirnye-doma/upravlenie/zhkh/sposoby-kontrolja.html

Контролирующие органы в сфере ЖКХ

В России немало фундаментальных проблем, которые являются стереотипами. Когда говорится о нашей стране то замечают сразу же пару основных проблем – это неудовлетворительные дороги, низкий заработок, а также постоянные проблемы с жильем. На самом деле не везде все настолько ужасно, ведь проблемы с дорогами и деньгами по большей мере решаются, да и в целом народ в последнее время не жалуется. Но, к сожалению, проблема с жильем так и остается и от нее никак не получается избавиться.

И заключается она в следующем: в стране за каждый отдельный многоквартирный дом отвечает ЖКХ, которое в свою очередь полностью следит за домом, а также прилегающей к нему территорией, выполняет ремонт в случаях, когда это нужно. Если говорить просто, то жилищно-коммунальное хозяйство обеспечивает функционирование домов и делают так, чтобы людям было комфортно жить в этих самых зданиях. За свою деятельность эти организации получают определенную сумму денег.

Но не все так прозрачно, не каждая из них настолько честна перед жителями многоквартирных домов. Очень часто происходит так, что управляющая организация просто наглеет и начинает воровать деньги у жильцов, в прямом смысле этого слова, хотя многие могут даже ничего не подозревать. Именно поэтому есть орган, стоящий свыше, который осуществляет надзор за управляющими компаниями.

Организация контролирующих органов

Для того, чтобы понять, как проверить управляющую компанию, нужно понимать какие права вообще имеют жильцы и какие органы государственной власти должны это выполнять. Всего существует три уровня организации, проверяющей управляющие компании власти: местный, региональный, а также федеральный, все они имеют свои особенности и нужны с определенной целью.

Далеко не главный уровень, среди тех, кто контролирует работу управляющих компаний. Этот способ не является основным, при этом они лишь издают некоторые указания, предписания о том, как вести жилищное хозяйство, вводят лишь некоторые принципы и особенности и состоит этот уровень из нескольких государственных частей:

  • ФАС России (федеральной антимонопольной службы России) – часть, которая контролирует тарифы в сферах водо- и теплоснабжения и определяет максимально возможную стоимость оплат, от которых должны отталкиваться ЖКХ.
  • Министерства строительства России – которое определяет чертежи и схемы отопления, а также водоснабжения домов.
  • Министерства энергетики России – которое определяет качество предоставляемых ЖКХ услуг. Описывает их законы, правила, разрешения и вообще всю концепцию управляющих компаний, а также выполняет проверку учета экономической части (Оплаты тепла и воды).

Тот самый уровень, который выполняет сам по себе контроль над управляющими компаниями. Проверяет то, как выполняются предписания свыше, законы и методические указания. Управляющие компании в таком случае подчиняются специальному органу – государственному жилищному надзору, который выполняет всевозможные проверки по следующим параметрам:

  • Насколько правильно ведется содержание и уход за жилищными помещениями.
  • Тарифы и размеры оплаты за различные услуги, предоставляемые управляющей компанией.
  • Проведение перепланировок зданий по определенными нормами.
  • Перевод из статуса жилых в статус нежилых и наоборот различных помещений.
  • Формирования фондов по ремонту жилья.

В случаях выявления нарушения орган может пресекать и устранять их за счет управляющей компании, допустившей их. Также стоит отметить, что, руководствуясь нормами СанПиН, эта часть также следит и за безопасностью, и качественными свойствами предоставляемых услуг: качества воды, ее состава, как химического, биологического, так и радиологического. К тому же проверяется уровень шума, влажности и качества вентиляции.

Муниципальный уровень

Чаще всего – это организация при городской организации, которая выполняет проверку управляющих компаний. На эти органы также возлагаются обязанности, которые должны осуществлять на региональном уровне. Все эти проверки по плану должны производиться раз в год. В случаях, если возникают жалобы от жильцов, то производятся и внеплановые проверки. По результатам обязательно должен быть составлен акт с заключением о проверке управляющей компании. Чаще всего такая проверка управляющей компании является действенной.

Проверка УК ЖКХ на честность в три этапа:

Контролирующие органы в сфере ЖКХ бывают не честны, поэтому приходится выполнять проверку таким образом, чтобы это было действительно быстро, минимально затратно как по времени, так и по ресурсам и соответственно имело максимальную отдачу.

Первый этап: Сбор информации

Для того, чтобы заняться проверкой управляющих компаний нужно уметь изучать документацию и быть довольно терпеливым и внимательным в этом плане. У УК собрать весь необходимый пакет, в котором прописана тарификация всех услуг, предоставляемых компанией. От лица собственников написать заявление, с которым и запросить расчеты. Требуется получить максимум бумаг.

Второй этап: Проверка расчетов и выполненных работ

Проверить правильность расчетов организации, а также обоснования, по какой причине производилась оплата за услуги. Также желательно проверить действительно ли были выполнены эти услуги в полной мере, а также их качество.

Если самостоятельно не получается выполнить перерасчеты, чтобы проверить их правильно, то за помощью стоит обратиться к профессионалам. Такие расходы, как правило, чаще всего окупаются, но стоит помнить, что приступать к этому действию нужно в тех случаях, когда действительно возникает подозрение по отношению к нечестности УК.

Третий этап: Заключительный

На этом собственно и заканчивается надзор в сфере ЖКХ. Если в заключении управляющая организация все же является нечистой, то далее – обращаться в суд, а также предупредить жильцов о том, что на УК придется написать жалобу.

Оформление и подача жалоб на управляющую компанию

Для того, чтобы была выполнена проверка финансово хозяйственной деятельности управляющей компании органами свыше чаще всего приходиться оформлять жалобу, которую в дальнейшем подавать в суд, прокуратуру, инспекцию или другую государственную часть, которая этим занимается.

Составление жалобы

До того, как обращаться в контролирующий орган нужно попробовать получить ответ от самой УК, если ответ не устроит или его вообще не будет, то можно будет приступить к оформлению жалобы. Делается это по образцам оформления жалоб на УК.

Жалоба в жилищную инспекцию

Работа этой государственной части направлено на защиту потребителей, то есть жильцов, но не стоит забывать, что она занимается только определенной частью возможных проблем, это было описано выше. В ином случае придется обращаться в другой госорган.

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура не является тем, кто контролирует работу управляющих компаний ЖКХ, но все же в случаях с незаконными действиями, но она может выполнить работу, если нарушения будут связанны с денежным оборотом. По итогам дела можно будет привлечь организацию к уголовной ответственности за совершение неправомерных действий.

Жалоба в суд

Когда органы, контролирующие порядок работы управляющих компаний ЖКХ, не справляются возможно обратиться к судье и решить конфликты и вопросы, связанные с УК и в судебном порядке. Это требует больше времени и сил, но практичнее, по отношению к другим способам.

Жалоба в Роспотребнадзор

Этот орган опять же не относится к тем, кто контролирует деятельность управляющих компаний, но при этом способны помочь, когда нарушаются права и законы “О защите прав потребителей”, в случаях, когда услуги предоставлены не в полной мере, или вовсе не предоставлены.

Источник: https://ozhkh.ru/zhilishhno-kommunalnoe-hozyajstvo/kontroliruyushhie-organy-zhkh

Как контролировать управляющую компанию ЖКХ, вышестоящая организация

Если жильцы многоквартирного дома отказались от ТСЖ и самостоятельного управления в пользу УК, они заключают с выбранной компанией договор. Она осуществляет свою деятельность на основании данного договора, требований жилищного законодательства.

По ЖК РФ собственники МКД вправе производить проверку работы управляющих организаций. С этой целью УК ежегодно предоставляют им письменные отчеты о проделанной работе.

Кроме того, жильцы могут запрашивать у своей компании другие бумаги (о тарифах на ЖКУ, выполненных услугах и т.д.), не запрещенные стандартами раскрытия информации. Не менее важной возможностью влияния на управляющую компанию, является право ее смены.

Деятельность функционирующих в области ЖКХ компаний контролируется и регулируется на всех уровнях власти.

Различные структуры, осуществляющие надзор, имеют свою специализацию и полномочия в этой отрасли. На уровне РФ эти функции осуществляют следующие органы:

  • Министерство строительства РФ. Этот орган занимается установлением нормативов в области ЖКХ. Кроме того, он дает разъяснения по вопросам предоставления коммунальных услуг.
  • Минэнерго РФ также курирует жилищно-коммунальную сферу, в частности, электроэнергетику и газоснабжение.
  • Федеральная антимонопольная служба в Москве следит за законностью установления тарифов на ЖКУ.

Определенным образом контроль за управляющими компаниями ведет и Роспотребнадзор. Он оказывает поддержку потребителям в разных правовых отраслях. Другим органом, способным оказать помощь потребителям являются жилищные инспекции.

Они действуют как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом в связи с изменениями в законодательстве они не осуществляют непосредственный надзор за УК. В связи с введением лицензий для УК Госжилнадзор теперь проверяет ее надлежащее использование.

Официальные власти на местном уровне также принимают участие в регулировании сферы ЖКХ. Они вправе осуществлять самостоятельный мониторинг ситуации или реагировать на обращение потребителей. Согласно ст. 165 ЖК РФ они могут провести внеплановую проверку работы УК при обращении собственников помещений в МКД, совета дома.

Куда жаловаться на управляющую компанию

Потребителям не всегда удается самостоятельно проконтролировать УК. Если на запросы потребителей организация не отвечает, на претензии не реагирует, то требуется помощь со стороны. Для начала следует направить жалобу руководству УК и добиться получения официального отказа.

После получения ответа собственники могут предъявить свои претензии в следующие органы:

  1. Роспотребнадзор. Согласно ЗоЗПП указанный орган является надзорным в сфере защиты прав потребителей. В рамках исполнения своих полномочий он рассматривает поступающие от граждан обращения. Роспотребнадзор может реагировать на претензии от потребителей и в области предоставления ЖКУ.
  2. Жилищная инспекция. Этот орган занимается непосредственно контролем за соблюдением законодательства и интересов потребителей в жилищной сфере.
  3. Прокуратура. С заявлением в Прокуратуру следует обращаться, если другие меры не возымели должного действия. Если при прокурорской проверке будут выявлены нарушения, то виновных лиц привлекут к ответственности.
  4. Суд. Обращаться в судебные органы стоит при необходимости взыскать полученный ущерб, обжаловать незаконные действия должностных лиц, понудить к исполнению обязательств, возникновении иных споров подсудных данному органу.

Жаловаться на недобросовестно исполняющую свои обязанности компанию можно также в администрацию города. Если спор заключается в завышенных тарифах на ЖКУ, то помощь потребителям может оказать Федеральная антимонопольная служба.

Как проверить управляющую компанию, этапы, аудит

Если у собственников МКД возникли подозрения в добросовестности действий УК. Они вправе проверить ее деятельность (провести аудит). Правда делать это следует с умом в несколько последовательных этапов.

Для начала нужно запросить в организации документацию по оказанным услугам, их стоимости, применяемым тарифам. УК не должна быть против ее предоставления, так как обязана отчитываться перед избравшими ее собственниками.

Далее они могут самостоятельно проверить финансово-хозяйственную деятельность УК (провести аудит). Но проверять финансовую документацию людям без специальных знаний будет сложно. Жильцы МКД могут уполномочить на это специализированную организацию (эксперта).

Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы управляющих компаний

В сфере ЖКХ так много проблем, что контроль за ней ведут не только государственные (муниципальные) органы, но и общественные силы. Во многих регионах действуют общественные платы, при которых создаются надзорные комиссия.

К примеру, создана Комиссия по ЖКХ и контролю за качеством работы управляющих компаний в Московской области, СПб. Эта организация на общественных началах контролирует действия организаций в сфере управления МКД.

Oфopмляем жaлoбу нa УК, образец жалобы

Жалобы на действия управляющих компаний возникают очень часто. Но для того, чтобы заявленные претензии не составить без ответа, жалобу важно составить правильно. Единого образца для нее не предусмотрено, поэтому пишется он в свободной форме.

Однако любой официальный документ должен содержать определенные реквизиты, соответствовать некоторым правилам. В шапке жалобы указывается подавшее ее лицо (ФИО, адрес, контакты), а также органа, в который она направляется. Далее пишется, как сам документ называется.

Главная часть жалобы — это описание ситуации, в которой потребители считают свои права нарушенными. Описание не должно быть слишком длинным и эмоциональным. В жалобе должны отражаться факты, сведения о нарушениях, требования заявителя и их обоснование.

Документ подписывается самим жалобщиком или его представителем. Образец жалобы можно посмотреть по ссылке. ⇐

Обращение в Жилинспекцию

Как было сказано выше, одной из надзирающих организаций в области ЖКХ, являются жилищные службы (инспекции). Они реагируют на обращения граждан по поводу соблюдения нормативов и стандартов оказания ЖКУ, интересов потребителей.

Отправить жалобу в Жилинспекцию можно через почту или сайт организации. Кроме того, потребители при наличии такой возможности могут передать свою жалобу лично. Главный момент, на который стоит ссылаться в жалобе – это нарушение законодательства в области ЖКХ.

Обращение в Роспотребнадзор

Данный орган надзирает в первую очередь за исполнением ЗОЗПП. С этой целью он также рассматривает обращения потребителей. Головной офис в Москве выполняет руководящие задачи, контролирует деятельность подразделений на местах. Подать жалобу в это орган также можно лично, почтой или через сайт.

В прокуратуру

Прокуратура следит за законностью и правопорядком в стране. Многие потребители, жалуясь, на неконтролируемость УК, обращаются именно в Прокуратуру. Она может привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон.

В суд

Потребители, недовольные качеством предоставленных УК услуг, нередко обращаются в суд за решением проблемы. Судом могут рассматриваться споры о понуждении к исполнению обязательств, компенсации причиненного ущерба, возврата средств при двойном начислении платы в квитанциях.

Обращение в суд должно начаться с тщательной подготовки. Истцу следует правильно определить предмет своих требований, надлежащий судебный орган, составить иск. Иски составляются письменно с указанием наименования адреса суда, а также сторон спора.

Для того, чтобы получить положительное решение истцу нужно грамотно обосновать свой иск, представить доказательства нарушения закона со стороны УК. Если решение первой инстанции не удовлетворит истца, он может обжаловать его в вышестоящий суд.

Исковое заявление в суд на управляющую компанию: образец скачивайте, кликнув сюда. ⇐

Источник: https://yurzona.ru/upravlenie/kto-kontroliruet-zhkh-i-upravlyayushhie-kompanii-nadzornyj-organ-kuda-i-kak-mozhno-zhalovatsya.html

Время чтения: 5 минут

Коммунальная организация – это структура, которая является посредником между поставщиком ресурсов (воды, электричества, газа) и жильцами многоквартирного дома (МКД). Деятельность таких компаний регламентирована законодательством и конкретизируется в договоре, заключенном с потребителями. Если жильцы недовольны работой УК, важно знать, кто контролирует управляющие компании ЖКХ. Это поможет определить, в какую инстанцию обращаться с жалобой.

Кто контролирует работу УК

Важнейшие сферы деятельности государства – контроль и учёт. Они стимулируют коммунальные организации предоставлять услуги добросовестно и согласно закону.

Перечислим органы, контролирующие деятельность управляющих компаний:

  1. Прокуратура – надзор за соблюдением норм закона всеми организациями и субъектами государства.
  2. Госжилнадзор и Роспотребнадзор – контролируют состояние жилья и предоставление услуг потребителям. Действуют на региональном и местном уровнях.
  3. Руководство УК – начальство реагирует на жалобы и информирует жильцов о результатах их рассмотрения.
  4. Жилищная инспекция. В этот орган обращаются, когда основная управляющая структура бездействует.
  5. Суд. Рассматривает ситуации, когда требуется возмещение вреда или принятые решения уполномоченных органов не удовлетворяют заявителя.

С представителями большинства из этих структур можно связаться по телефону, который указан на их официальном сайте.

Контроль на федеральном уровне

На федеральном уровне к главным методам контроля деятельности УК относят издание нормативных актов и методических рекомендаций. Их положения следует соблюдать во всех субъектах РФ.

Упомянем, кто осуществляет контроль за деятельностью УК:

  1. Министерство строительства РФ – обозначает алгоритм предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы ресурсоснабжающих оганизаций.
  2. Министерство энергетики РФ – регулирует нормативы и требования поставки теплоэнергии.
  3. Антимонопольная служба – координирует ценообразование и тарифы на предоставление коммунальных услуг.

Кроме того, потребители могут обращаться в Роспотребнадзор. Эта структура обеспечивает правовую защиту всех субъектов на территории РФ и контролирует соблюдение Закона «О правах потребителей».

Региональный надзор

Предусмотрен комплексный надзор за управляющими компаниями на региональном уровне. Обращения, связанные с деятельностью коммунальных организаций, рассматривают жилищные инспекции. Также они проводят проверки, привлекают нарушителей в сфере ЖКХ к административной ответственности.

Жилищная инспекция – отраслевой надзорный орган над УК. В перечень полномочий государственной структуры входит множество функций:

  • обнаружение нарушений законодательства;
  • правовая защита лиц;
  • контроль над жилым фондом;
  • проверка состояния помещений и так далее.

В части предоставления коммунальных услуг надзор над деятельностью УК осуществляется через документальные или выездные проверки.

Деятельность жилинспекций регламентируют следующие документы:

  1. Ст. 196 ЖК РФ – в отношении лицензионного контроля.
  2. Правила, ут. ПП №354 – относительно предоставления коммунальных услуг.
  3. В остальных случаях – ст. 196 ЖК РФ, Постановление Правительства №493 «О Госжилнадзоре» от 11 июня 2013 года.

В случае выявления нарушения требований законов в сфере ЖКХ важную роль играет агентство по защите прав потребителей.

Госжилинспекция действует по ряду направлений:

  1. Соблюдение требований по содержанию МКД.
  2. Выполнение перепланировок.
  3. Контроль технического состояния зданий.
  4. Мониторинг начисления оплаты коммунальных услуг.
  5. Ход работы по капремонту.

Кроме того, на региональном уровне УК контролирует Региональный комитет по тарифам и Роспотребнадзор.

Проверки на местном уровне

Локально деятельность ЖКХ контролируют муниципалитеты и вышестоящая организация – жилищная инспекция. При выполнении своих функций коммунальные структуры ориентируются на собственные постановления, законодательные акты, постановление Правительства РФ №493 и ст. 20 ЖК РФ.

В большинстве муниципальных структур при администрациях имеются отделы ЖКХ. В их полномочия входит:

  • контроль над соблюдением норм содержания МКД;
  • проверка нормативов при поставке коммунальных услуг;
  • мониторинг жилых зданий на указанной территории.

Если речь идет о том, как проверить деятельность управляющей компании, муниципальные органы могут проводить документальный и выездной аудит. При запросе необходимой информации УК обязана предоставить сведения за определенный период времени.

Выездные проверки в большинстве случаев происходят на основании жалоб жильцов о некачественном или неполном выполнении услуг.

Полномочия собрания жильцов

Контролировать деятельность УК могут и сами потребители. Виды услуг и работы, условия и объемы их предоставления указаны в договоре между жильцами и УК. Из этого можно сделать вывод, что важно предельно точно прописать положения документа, чтобы в будущем между сторонами не было спорных ситуаций.

При возникновении подозрений в том, что управляющая организация завышает тарифы, не выполняет порученные ей объемы работ и так далее, нужно знать, кому подчиняется УК.

Если условия договора с УК нарушаются, жильцы могут обратиться в органы, перечисленные выше.

Для подачи жалобы, составленной в форме заявления, стоит заручиться помощью юриста. Специалист правильно составит документ и при необходимости сможет представить интересы жильца или общего собрания в суде.

Как показывает практика, если претензии к УК оправданы, затраты на правовую помощь себя оправдают.

Осуществление органами местного самоуправления контроля за деятельностью управляющих организаций



В статье рассматривается перечень органов, осуществляющих контроль за деятельностью управляющих организаций, а также основания, по которым проводится проверка органами местного самоуправления.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, управляющая компания, контроль за деятельностью управляющей компании, жилищно-коммунальное хозяйство.

На сегодняшний день у многих жителей многоквартирных домов сложился стереотип недоверия к понятию управляющая компания. Нередко возникают конфликты между собственниками жилья и управляющими компаниями. Иногда это происходит из-за недоверия собственников к таким организациям и излишней придирчивости. Но иногда жалобы собственников являются действительно оправданными. Если гражданам не удается своими силами провести грамотную проверку деятельности управляющей компании или не удается договориться с управляющей компанией, то ничего не остается как обратиться к органам местного самоуправления.

Управляющая компания — это коммерческая организация, которая на возмездной основе оказывает услуги по содержанию и обслуживаю дома. Целью управляющих компаний, как и любых других коммерческих организацией является получение прибыли.

Вступивший в силу с 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс Российской Федерации, открыл новые возможности для развития жилищно-коммунального хозяйства, создания условий для частной инициативы и конкуренции в сфере управления жильем.

Контроль за деятельностью таких компаний в жилищно-коммунальной сфере осуществляется на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном уровне. Кроме этого, сами жильцы могут осуществлять контроль и надзор за деятельностью управляющей компании. Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий.

Федеральный уровень контроля — это не основной способ контроля за управляющими компаниями. На федеральном уровне разрабатываются лишь общие принципы ведения жилищного хозяйства и издаются методические рекомендации. Контролирующими организациями на этом уровне являются Минстрой РФ, Минэнерго РФ, Федеральная антимонопольная служба.

Региональный уровень контроля занимается надзором над практическим исполнением нормативов и методических указаний со стороны федеральных министерств. Основным контролирующим органом является Государственная жилищная инспекция, основной функцией которого является проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Также контроль осуществляют Комитет по тарифам и Региональное отделение Роспотребнадзора.

Органы местного самоуправления также наделены полномочиями по контролю за управляющими организациями согласно Жилищному кодексу РФ, однако данные полномочия достаточно ограничены.

Статья 161 ЖК РФ говорит о том, что собственники многоквартирных домов должны самостоятельно выбрать способ управления домом, в том числе и управляющую компанию, при этом правом голоса на общем собрании собственников помещения обладают только собственники помещений. Таким образом, органы местного самоуправления, осуществляя полномочия собственников муниципальных помещений, имеют право голоса при выборе способа управления и при выборе той или иной управляющей компании. При этом органы местного самоуправления, наряду с другими собственниками жилых помещений, на основании статьи 162 ЖК РФ вправе осуществлять надзор за деятельностью управляющей компании и исполнением ее обязательств по договору на основании ежегодного отчета.

Однако здесь имеется проблема — в большинстве случаев органы местного самоуправления, являясь представителями собственников муниципальных жилых помещений, не уведомляются жильцами многоквартирных домов о проведении собраний собственников, или же изначально не уведомляются о выборе того или иного способа управления и выборе управляющей компании.

Еще один вариант, когда пассивную в этом отношении позицию занимают сами органы местного самоуправления, являющиеся представителями собственников муниципальных жилых помещений. В этом случае уполномоченные структурные подразделения местных администраций поручают принимать активное участие в выборе способа управления такими домами, а также вести активную позицию в отношении собраний собственников жилых помещений и выступать в качестве их инициатора.

Если в конкретном многоквартирном доме все жилые помещения являются собственностью муниципального образования, то выбор управляющей компании осуществляется путем проведения открытого конкурса.

Согласно статье 165 ЖК РФ в целях повышения ответственности взаимоотношений собственников жилья, органами местного самоуправления может проводиться учет самих управляющих организаций. Кроме этого, некоторые муниципальные образования не только ведут учет управляющих компаний, но и проводят так называемую добровольную аккредитацию в целях создания перечня профессиональных управляющих организаций, повышения доверия к деятельности таких организация со стороны собственников жилья, создания открытой и прозрачной системы оказания жилищно-коммунальных услуг.

Стоит отметить, что в Жилищном кодексе РФ нет требований для проведения обязательной аккредитации управляющих организаций, однако в статье 165 говорится о том, что органы местного самоуправления должны обеспечивать равные условия для всех управляющих организаций. В таком случае в муниципальных правовых актах должно быть зафиксировано, что аккредитация является сугубо добровольным желанием управляющих компаний, которые желают получить признание своей компетенции.

Контроль органами местного самоуправления за деятельностью управляющих компаний может осуществляться также и в случае, если УК использует муниципальное имущество или средства местного бюджета. Например, если из средств местного бюджета в пользу управляющей компании были выделены средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, то органы местного самоуправления в рамках статьи 165 ЖК РФ и ФЗ-131 обязаны осуществлять контроль за целевым использование выделенных средств.

Статья 20 Жилищного кодекса РФ гласит о том, что органы местного самоуправления наделены правом на осуществление муниципального жилищного контроля над соблюдением органами государственной власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в отношении муниципального фонда. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (управляющих компаний) проводятся как планово, так и внепланово .

И если плановые проверки проводятся ежегодно по плану, который согласован с органами прокуратуры, то внеплановые проверки — по основаниям, установленным в статье 20 ЖК РФ и статье 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля». А именно, внеплановая проверка проводится, если в письменном заявлении от собственников многоквартирных домов имеется нарушения следующего характера:

  1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющей организацией договора управления многоквартирным домом. Так, согласно статье 165 Жилищного кодекса РФ органы МСУ проводят проверку деятельности органов управляющей организации на основании обращения собственников жилищных помещений многоквартирного дома, независимо, есть ли в данном доме муниципальные жилые помещения или нет. Таким образом, проверке подвергается исполнение обязательств, предусмотренных договором между собственниками жилья и управляющей организацией, проводится анализ работы управляющей компании за определенный промежуток времени. Установленный срок проверки — 5 дней.

При обнаружении фактов нарушений должностные лица органов местного самоуправления собирают собственников жилых помещений для рассмотрения вопроса о расторжении договора с данной организацией, либо инициируют выбор иного способа управления (ТСЖ, непосредственно жильцами дома).

Однако если выявлены факты коррупционных преступлений, совершенные сотрудниками управляющей компании (мошенничество, присвоение средств, нецелевое использование бюджета, то органы местного самоуправления обязаны обратиться в прокуратуру.

  1. Истечение срока исполнения управляющей компанией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.
  2. Поступление в органы местного самоуправления о таких фактах как:

– Возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан от действий управляющей организации;

– Причинение вреда жизни и здоровью граждан от действий управляющей организации;

– Нарушение прав потребителей (в частности собственников жилых помещений).

Рассмотрев деятельность органов местного самоуправления в отношении управляющих компаний, мы видим, что полномочия на местном уровне достаточно ограничены. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями внеплановых нецелевых проверок. Весь контроль управляющих организаций органами местного самоуправления можно объединить в четыре основные причины:

  1. Контроль управляющей организаций при условии того, что органы местного самоуправления наделены полномочиями собственников муниципальных жилых помещений данного многоквартирного дома.
  2. В случае, если в пользовании у управляющей компании имеются муниципальные жилые помещения или средства местного бюджета.
  3. При получении органами местного самоуправления жалоб от собственников многоквартирных домов.
  4. Плановые проверки.

В настоящее время при постоянном проведении реформ в жилищно-коммунальной сфере с целью повышения качества жизни населения путем улучшения жилищно-коммунальных услуг, введения новых способов получения актуальной информации о состоянии ЖКХ и расчете тарифов в режиме онлайн, улучшения состояния жилищного фонда, условий проживания, а также с целью снижения количества жалоб население на качество услуг ЖКХ, по нашему мнению, необходимо предоставление органам местного самоуправления отдельных полномочий по осуществлению контроля за деятельностью управляющих компаний.

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ. . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 19.01.2018).
  2. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция). . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 19.01.2018).
  3. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018). . URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 19.01.2018).

Источник: https://moluch.ru/archive/189/47993/

Законодательная база

Федеральный контроль регламентируется статьями 13, 20 и 196 Жилищного кодекса, СанПиНами 2.1.2.2645-10 и 42-128-4690-88, Постановлениями Правительства № 493 и № 322, статьями 6.4, 14.6, 14.7, 14.24 Кодекса об административных правонарушениях.

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК, Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ, ФЗ № 210.

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

СанПиНы содержат требования к обеспечению санитарно-гигиенической безопасности жилых территорий.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Далее осуществляется проверка управляющей компании на предмет проделанных работ. Для этого жильцы должны затребовать сметы расходов и другие финансовые документы.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Источник: https://zakondoma.ru/upravlenie/kompaniya/proverka-i-kontrol-upravlyayushhej-kompanii.html