Оптимизация транспортного предприятия

Содержание

Логистика простыми словами

Логистика – это совокупность мероприятий, направленных на поиск оптимальных путей поставки товаров (услуг), информации, материалов из какого-либо пункта в пункт назначения. Задача логистики на предприятии: поиск наиболее выгодных и экономически менее затратных путей потока материальных ресурсов.

Логистика схожа во многих аспектах с маркетингом и даже есть точки пересечения этих двух направлений. Основная черта, которая объединяет эти две науки – это их цель: повысить эффективность в бизнесе и как следствие увеличить доходы.

Логистика на предприятии имеет два направления:

  1. Доставка, перемещение услуг, материалов, информации, товаров, сырья из места производства (поставщиков) на конкретное предприятие.
  2. Перемещение готовой продукции или услуги до любого вида потребителей: розничных, оптовых.

Для организации логистики на предприятии важны оба направления. Каждое влияет на конечную цену товара, услуги, а значит и на объем продаж.

Система логистики предприятия состоит из следующих важных аспектов:

  1. Подбор поставщиков товаров, услуг или материалов, сырья;
  2. Подписание договора с поставщиками;
  3. Формирование совместных действий и отношений с таможенными органами и прочими государственными подразделениями;
  4. Организация процесса привоза готовой продукции и/или сырья, материалов на предприятие и из него;
  5. Подбор наиболее подходящей транспортной компании;
  6. Оценка, исследование и определение группы потенциальных покупателей;
  7. Заключение соглашений с покупателями.

На многих масштабных предприятиях статья расходов на перевозку, отгрузку товаров или сырья одна из самых крупных. Это лишний раз подтверждает всю важность логистики в деятельности предприятия.

Основные виды логистики

Логистический процесс огромен и чтобы его было легче понять и изучить, его разделили на виды. Основные рассмотрим ниже.

Логистика производства

Происходит непосредственно на каком-либо заводе или фирме и является частью технологического процесса. Логистика производственного предприятия управляет потоками денег, сырья, материалов и конечных продуктов, товаров. В результате деятельности специалистов в этой сфере производственные затраты оптимизируются. Именно это и есть цель производственной логистики.

Функции производственной логистики:

  • Анализ спроса на производимый товар, услугу, продукт;
  • Постоянное совершенствование графиков и планов работы всех подразделений производства;
  • Налаживание и улучшение взаимодействия отделов сбыта и снабжения с остальными отделами производства;
  • Наблюдение за процессами производства и внесение в него поправок, если это необходимо и направлено на увеличение прибыли.

Логистика запасов

Призвана управлять запасами готовой продукции, сырья, материалов. Логисты, занятые в этой сфере, следят за объемами всех запасов, делают соответствующие расчеты и оптимизируют эти запасы на производстве. При идеально налаженной логистике товары должны непрерывно выпускаться и реализовываться, но не залеживаться на складах.

Транспортная логистика

Самое популярное подразделение логистики. Основная задача транспортной логистики: определение оптимального маршрута поставки товаров от производства и доставка сырья до производства. Это особенно актуально, когда поставщики материалов и потребители товаров находятся в разных частях страны или материка. Сюда же относится грузовая логистика.

Информационная логистика

Руководит процессами потока информации, которая прилагается к материальным потокам. Определенные сведения и умение правильно с ними работать может оказать большое влияние на производственный процесс. Отрицательное влияние оказывает и игнорирование важной информации.

Подразумевается управление внешними потоками информации и внутренними, обработка этой информации и оформление нормативных документов для производственной деятельности.

Таможенная логистика

Как видно из названия, речь идет о регулировании пересечения грузов через таможенный контроль. Это направление логистики носит самый серьезный характер, ведь речь идет о международных отношениях и процессах.

Функции таможенной логистики:

  • Ведение таможенной документации;
  • Соблюдение всех правил таможенного контроля;
  • Поиски наилучших путей прохождения таможни;
  • Проверка наличия груза в полном объеме и комплектации по прилагающимся документам;
  • Проверка наличия деклараций;
  • Дела, связанные с получением сертификатов на товар и их выдачей;
  • Наблюдение за выполнением всех правил таможенного законодательства;
  • Вопросы, касающиеся уплаты таможенных взносов и пошлин.

Складская логистика

Контролирует процессы приема, передачи и хранения готовых продуктов, сырья, материалов и прочих предметов, участвующих в процессе производства. Основная задача – выбор и организация мест для складирования, контроль над их работой. Подробно про складскую логистику.

Логистика снабжения (закупок)

Это регулирование потока сырья, комплектующих деталей, материалов и прочих предметов, поступающих в производство извне. Цель – обеспечить бесперебойный производственный процесс.

Данный вид логистики состоит из таких частей:

  1. Подбор наиболее подходящих поставщиков и подписание с ними контрактов;
  2. Формирование процесса доставки сырья, материалов на объекты производства;
  3. Сбережение материалов и сырья до передачи их непосредственно в производство;
  4. Минимизирование затрат на закупки ресурсов при наименьшей вероятности сбоев в поставках;
  5. Максимально надежно и качественно организовать поставки грузов с материалами и товарами;
  6. Уменьшение общих затрат на логистические процессы.

Основная проблема логистики закупок – выбор поставщика.

Вот основные оценочные критерии для подбора поставщиков:

  • Уровень качества поставляемых материалов, сырья, товаров, услуг;
  • Надежность;
  • Цена на услуги;
  • Возможность удовлетворить потребности и желания производителя;
  • Место расположения;
  • Прочие дополнительные бонусы и привлекательные условия.

Большую роль играет и имидж поставщика, его популярность и отзывы о его работе.

Распределительная логистика

Это та часть логистики, которая контролирует процессы распределения готовой продукции к потребителю.

Управляет такими этапами производства, как складирование, транспортировка, доставка материальных и нематериальных ресурсов, создаваемых на производстве. Другими словами, всеми операциями, которые необходимы для доведения конечной продукции до потребителя. При этом должны быть соблюдены все интересы и требования покупателя.

Часто такую логистику называют маркетинговой и ошибочно – сбытовой. Но у этих понятий есть отличие. Распределительная логистика системно взаимосвязана с процессами производства, снабжения, управления потоками товаров и услуг. Все функции внутри процесса тесно взаимосвязаны друг с другом.

В зависимости от того, какой субъект экономики берет на себя ответственность за поставки, течение готовой продукции может иметь вид товарного или транспортного потока.

Функции распределительной логистики:

  • Проектирование, формирование, построение и регулирование процесса транспортировки в послепроизводственном процессе;
  • Контроль и координация товарных запасов;
  • Прием заказов на привоз продукции;
  • Упаковка, сбор и проверка комплектации и другие действия по подготовке товарного потока к дальнейшему пути;
  • Построение наиболее разумной и целесообразной отгрузки;
  • Контроль над доставкой и управление транспортными операциями в цепях логистики;
  • Управление, планирование и организация сервисов логистики.

Логистика распределения на предприятии требует существенных издержек. Часть затрат связана с такими процессами, как складирование, упаковка, транспортировка, переработка, сопровождение грузов, хранение готовой продукции, обработка и передача информации о заказах, поставках и запасах.

Логистика производственных процессов в сфере распределения выполняет такие функции:

  • Проектирование процессов сбыта продукции, товаров, услуг;
  • Построение процесса обработки и получение заказов;
  • Налаживание работы сети складов;
  • Выбор упаковки, комплектации;
  • Контроль над другими операциями, которые предшествуют отгрузке;
  • Управление отгрузкой продукции;
  • Организация транспортировки.

Показатель успешной деятельности логистики на любом предприятии – это получение прибыли.

Для увеличения прибыли важно:

  • Создать единую транспортно-складскую систему и организовать быструю доставку до покупателя;
  • Объединить экономически сбыт и производство;
  • Выработать оптимальные схемы складирования и пополнения этих запасов.

Распределительная логистика включает в себя комплекс задач по организации и контролю над материальным потоком на этапе поставщик – потребитель. Начало логистики материальных потоков предприятия лежит в моменте постановки реализации и заканчивается выходом поставляемого продукта из области внимания поставщика.

Таким образом, становится понятно, что логистика – это сложное и многогранное понятие. Состоит не только из транспортного перемещения грузов, но из других важных процессов.

Основы логистики предприятия должны быть сосредоточены вокруг оптимизации процессов перемещения товаров и сырья. Конечный итог работы этой большой структуры — получение эффективной работы всех процессов на предприятии и, как следствие, повышение прибыли.

Оптимизация внутренней логистики предприятия

Логистика в России не имеет четкого понятия. Поэтому чтобы не запутаться надо дать определение термину внутренняя логистика. Это объединение определенных функций, направленных на обеспечение потока материальных активов внутри предприятия. Чаще всего под этим понятием подразумевают транспортные услуги и склад.
Часто перед руководителями предприятий стоит вопрос о совершенствовании логистики предприятия или ее полной реорганизации. Причинами этого могут стать:

  • Планирование нового развития компании, предприятия, фирмы, которое потребует от логистики новых решений;
  • Выход на новые сбытовые площадки и их ниши;
  • Рост пассивного, активного ассортимента и трудности связанные с ним;
  • Уменьшение оборачиваемости запасов товаров в точках продаж, местах распределения и на складах;
  • Повышение затрат, связанных с логистическими процессами при устойчивых продажах или при их уменьшении.

Чтобы процесс оптимизации бизнес-процессов логистики шел легче, надо разработать определенный план. Ведь оптимизацию/реорганизацию всей цепочки логистики одновременно выполнить проблематично.

На каждом предприятии своя уникальная логистическая система, но на практике оказывается, что ошибки и проблемы у всех практически одинаковые. Вот наиболее распространенные трудности, когда логистическая структура работает в плохом режиме:

  • Отсутствие информационного взаимодействия отдела закупок с логистикой;
  • Трудности с документооборотом, сроками сдачи накладных;
  • непонимание возможностей логистической системы и прибыльности некоторых процессов;
  • Нет четких информационных потоков между отделом поставок и другими структурами логистики, точные сроки, вид и содержание сведений не определяются;
  • Непредставление полной информации и в нужные сроки учетной системе предприятия, которая нужна для оптимальной работы логистики;
  • Отсутствие четкой руководящей структуры, когда до исполнителей не доводится ни один технический процесс в полном объеме;
  • Отсутствие системы учета бракованной продукции;
  • Отсутствие единого руководства всеми складами на производстве;
  • Неспособность логистической службы обслуживать сразу несколько машин по загрузке и выгрузке сырья или товаров.

Эффективность логистики

Предприятия, имеющие в своем составе службу логистики, непременно должны проводить оценку эффективности работы этого отдела. Делать это нужно периодически или когда возникнет острая необходимость. Обычно этот процесс выглядит таким образом. Руководитель предприятия дает задание управленческим звеньям, те, в свою очередь, передают их логистической службе. Они принимают решения и справляются с заданием. Далее следует оценка эффективности работы подразделения.

Для оценки существует три основных метода. Каждый подразумевает сравнение результата деятельности логистической службы с поставленными ранее целями. А также подсчет и анализ издержек на выполнение задания. Рассмотрим каждый метод проверки подробнее.

Метод продуктивности

При таком методе оценка эффективности работы логистической службы носит количественный характер. Когда вычисляется какое-либо действие и выражается в единицах измерения. Например, выгрузка материалов в тоннах, количество поставок партий в часах и так далее.

Сравнивают две величины: по плану и то, что получилось у логистической службы по факту. Как правило, в расчет берутся такие показатели, как количество задействованной техники, количество часов работы людей, общее количество персонала нужного для выполнения конкретной задачи, масштабы площади складов. Оценка складывается из общего объема работ в соотношении к единице готовой продукции.

Метод затрат

Предприятие устанавливает стоимостные критерии для каждой опции логистики. Такой критерий может быть установлен и на единицу веса отгружаемого или поставляемого товара, конкретный заказ или отгружаемый продукт.

Сравниваются общие затраты и расходы по всем направлениям в соответствии с установленными ранее стоимостными критериями и целями. Вычисляются величины расхождения, которые дают картину эффективности деятельности логистики.

Метод сервиса

В этом случае критерием служит оценка оказываемых услуг по следующим характеристикам:

  1. Время, которое показывает длительность оказания услуг;
  2. Точность – исполнение задачи в установленный срок;
  3. Последовательность ведения дел по плану технологических операций;
  4. Величина убытков – дефект и порча готовой продукции при выгрузке, погрузке, перевозке и хранении на складах.

В условиях растущей с каждым днем конкуренции, качество сервиса приобретает большое значение на международных и внутренних рынках. Все методы оценки вкупе позволяют выявить преимущество того или иного предприятия в эффективной деятельности службы логистики.

Логистическая служба на предприятии

Логистика на предприятии предполагает управление ее как единой системой. Поэтому необходимо наладить работу специальной службы. Она управляет материальными потоками. Это и оформление договоров с поставщиками и доставка готового товара потребителю.

Основные функции логистической службы:

  1. Контроль выпуска готовой продукции и составление плана процессов транспортировки;
  2. Проектирование информационных процессов;
  3. Наблюдение за бюджетными средствами;
  4. Контроль над деятельностью на складах, в обслуживании производственных дел;
  5. Прогноз спроса на готовую продукцию, сырье, материалы;
  6. Подбор упаковки.

Логистическая служба в виде целого подразделения или в лице одного специалиста выполняет такие задачи:

  • Составление плана с расписание сроков по выпуску готового товара или услуг;
  • Контроль над процессами технологического производства;
  • Поддержка контроля качества, стандартов производства и сервиса;
  • Планирование привоза материалов, сырья;
  • Создание функционирующего склада;
  • Составление прогноза, плана расходования материальных ресурсов;
  • Контроль и налаживание функционирования транспорта внутри производства;
  • Управление и наблюдение за сырьем, материалами, готовой продукцией на всех этапах производства;
  • Обеспечение процессов передачи информации, нужных для управления системами производства.

Основные принципы логистики

При создании логистики на коммерческих предприятиях важное значение имеют принципы. Они определяют сущность и характер всего подразделения. Вот основные принципы, которые служат для отражения подходов к решению задач в производственной и хозяйственной деятельности фирмы.

Принцип синергичности

Суть принципа заключается в системном и комплексном подходе к решению конкретной задачи. Действия согласуются со всеми структурами логистической системы и процессами происходящими внутри. Так достигается лучший результат в целом, чем, если бы каждая структура работала обособлено друг от друга.

Принцип динамичности

Логистическая структура на предприятии это постоянно меняющаяся система. Она всегда отражает суть процессов, которые охватывает и не останавливается на одной точке.

Логистике присуща прогрессивная динамика и стремление к постоянному усовершенствованию.

Принцип комплектности

Этот принцип заключается в общности нескольких подразделений логистики и тесной взаимосвязи между ними. Автономная работа, каких-либо групп структуры не допускается. Исключение составляют – экстренные случаи и чрезвычайные обстоятельства.

Принцип инициативности

Принцип состоит в том, что вся структура реагирует на событие и предлагает свои пути решения задач и проблем сообща. При этом решения положительно влияют на весь процесс производства в целом.

Принцип целесообразности

Основан на привлечении только такого потенциала, который может дать позитивный результат на пути к цели. Признаки принципа – стремление к уменьшению издержек или времени, в выборе между несколькими способами решения одной задачи.

Все принципы логистики призваны улучшить методы и качество организационного планирования. Обеспечивают единый подход к деятельности транспортной, складской, информационной, коммуникационной систем.

  1. Логистическая структура имеет критерии, которые определяют ее эффективность;
  2. Руководить логистикой может директор этой структуры. Если фирма небольшая, то непосредственно генеральный директор или его заместитель;
  3. Внутренняя логистика предприятия – это объединение функций, направленных на управление материальными потоками внутри производственного процесса фирмы; Наиболее часто включает в себя два главных элемента – транспортная служба и складирование;
  4. Если верить практике, то внедрение даже небольших новых идей по улучшению качества логистических процессов приводит к снижению затрат для всего предприятия;
  5. Для оптимизации и реорганизации логистической системы нужно создать ответственную группу. Она должна разработать планы согласно временным критериям. Каждый участник группы должен вести отчетность;
  6. Прежде чем начать оптимизацию, руководителю предприятия нужно проверить достаточное ли количество специалистов привлекается к процессу.

Источник: https://kakzarabativat.ru/soveti/logistika/

Что представляет собой транспортная логистика

Транспортные средства связывают между собой все звенья в логистической цепи. Сегодня практически все грузовые перевозки осуществляются с использованием транспортных средств. На основании этого в общей логистической системе возникла новая отрасль – транспортная логистика.

На сегодняшний день транспортная логистика – это доставка заказанных товаров в необходимую точку в обозначенный срок по наиболее удобному маршруту и с наименьшими расходами. Это направление логистики включает в себя три ветви:

  1. Проведение расчетов и перевозка продукции с минимальными финансовыми затратами.
  2. Контроль над каждым этапом транспортировки с использованием различных средств.
  3. Передача владельцу груза необходимой информации.

Используемый при перевозке транспорт – обязательная составляющая логистики, на которую приходится практически 50% всех расходов, предназначенных для данной области. Транспорт должен участвовать в каждой из логистических операций, которые требуют согласованных действий всех участников процесса.

Транспортная логистика призвана решить следующие задачи:

  1. Согласовать деятельность транспортно-складского процесса.
  2. Определить необходимый груз и вид транспорта.
  3. Выполнить рабочие системы грузоперевозок.
  4. Разработать наиболее выгодный маршрут.

Для успешного решения данных задач нужно выполнить главные положения транспортной логистики. В частности, груз, нуждающийся в перевозке, должен быть доставлен заказчику в целости и сохранности, в должном количестве, в строго установленный срок и с минимальными расходами.

Логистика постоянно развивается, в связи с чем транспорт меняет свое значение. Современное транспортное обслуживание подразумевает наиболее выгодное соотношение прихода и расхода, а также учет пожеланий того, кто отправляет, и того, кто получает товар.

С учетом метода использования транспортировки транспортная логистика бывает внутренней и внешней. Эти виды связаны между собой определенным образом и являются частью общей транспортной системы. В связи с этим транспорт – это неотъемлемая часть процесса перевозки.

Благодаря транспортной логистике успешно решаются задачи организации хранения и перевозки товаров. Транспортная логистика экономит как время, так и финансовые средства. В целях экономии денег при вторичной погрузке-выгрузке груз хранят на складе. При этом следует соблюдать условленные сроки доставки товаров к получателю.

Выделение транспортной логистики в отдельную отрасль обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. В данный момент работает немало экспедиционных компаний, у которых можно заказать выгодную перевозку грузов.
  2. Транспорт позволяет создать постоянную, стабильную и безопасную систему реализации товаров.
  3. Транспортировка стоит достаточно дорого (иногда ее цена составляет половину от общей суммы расходов, связанных с перемещением грузов).
  4. Решается множество транспортных задач.

Основные задачи транспортной логистики

Задача 1. Анализ пунктов отправки и доставки.

Транспортная логистика, в первую очередь, изучает маршрут перевозки грузов, особенности пунктов отправки и доставки, получает информацию о развитии транспортной инфраструктуры. Если не проводить такой анализ, грамотное решение всех остальных задач в этой сфере не представится возможным.

Задача 2. Анализ транспортируемого груза.

Также следует разобраться в особенностях груза, нуждающегося в перевозке, его основных характеристиках и качествах, требованиях, связанных с транспортировкой. Вид груза во многом определяет выбор транспорта для доставки и даже построение маршрута. К примеру, если мы говорим о транспортировке какого-либо опасного груза, нередко это нужно согласовывать с разными госструктурами, строить маршруты вдалеке от стратегически важных объектов, густонаселенных районов и городов.

Задача 3. Выбор подходящего транспорта.

Транспортное обеспечение логистики очень важно. Выбранный вид перевозки во многом определяет логистические расходы. Наиболее важные для транспортной логистики критерии – это цена, скорость и сроки доставки. Кроме того, транспорт выбирают с учетом следующих параметров:

  1. Характер и ценность груза.
  2. Количество партий и частота отправлений.
  3. Расстояние и особенности расположения места доставки.

Если говорить о назначении транспорта, в данном случае можно выделить следующие категории:

  1. Общественный.
  2. Специальный (находящийся в собственности предприятия).
  3. Личный.

Транспортное средство может использовать энергию по-разному, в частности, работать:

  1. На силе двигателя (авто, машины с тепловым или гибридным двигателем).
  2. На силе ветра (к примеру, парусные судна).
  3. На мускульной силе (в эту категорию входит транспорт, движимый человеком или животным).

Наиболее важной классификацией является подразделение по среде перемещения. Остановимся на видах транспорта подробнее. В таблице отображены преимущества и недостатки различных типов транспортных средств.

Вид транспорта

Характеристика

Плюсы

Минусы

Наземный транспорт

Автомобили

К данной категории относится перевозка дорожными путями транспортным средством с собственным двигателем.

Низкие тарифы.

Мобильность.

Доступность.

Скорость.

Возможность отправления маленьких партий.

Высокая регулярность отправлений.

Большой выбор перевозчиков.

Нет жестких требований к упаковке.

Очень низкий грузоподъемный потенциал.

Зависимость от метеорологических и дорожных условий.

Высокая стоимость доставки на расстояния свыше 300 км.

Дорогое обслуживание.

Необходима быстрая разгрузка.

Низкий уровень надежности (риск кражи).

Железная дорога

К этой категории относится транспорт, который перевозит груз по рельсовым путям.

Высокая грузоподъемность.

Высокая регулярность перевозок.

Не зависит от погоды и сезона.

Быстрая доставка на дальние расстояния.

Невысокая себестоимость.

Низкая мобильность.

Монополия перевозчиков.

Трубопровод

Трубопровод используют для перемещения жидких и газообразных веществ по специальным сооружениям. Здесь грузом обычно выступают жидкости или газы, но возможно и перемещение твердых предметов, таких как капсулы.

Низкая себестоимость.

Не требует большого количества персонала.

Надежность сохранности груза.

Узкий перечень транспортируемых грузов.

Невозможна транспортировка маленьких объемов.

Водный транспорт

Морские суда

Выступает основным перевозчиком в межконтинентальных маршрутах.

Очень высокая грузоподъемность.

Низкая себестоимость.

Надежность сохранности груза.

Низкая скорость.

Ограниченная география перевозок.

Редкие отправления.

Жесткие требования к креплению и упаковке.

Речные суда

Особо часто используется в районах, где нет аэропортов и железных дорог.

Очень высокая грузоподъемность.

Высокая провозная возможность.

Ограниченность географии перевозок.

Зависит от погоды и времени года.

Низкая скорость доставки.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт

Основные используемые суда: самолеты и вертолеты.

Надежность сохранности груза.

Высокая скорость.

Высокая мобильность.

Большая грузоподъемность.

Самые короткие маршруты.

Самые высокие тарифы.

Зависимость от погоды.

Ограниченное количество аэропортов.

Другие, не такие распространенные, виды транспорта – это космические, подводные средства передвижения, элеваторы и фуникулеры.

Задача 4. Разработка подходящего маршрута.

Транспортная логистика решает, в том числе, и задачу построения оптимального маршрута, по которому можно доставить груз в кратчайший срок. При этом специалисты логистической компании учитывают желаемое время доставки, оговоренное с заказчиком на предварительном этапе сотрудничества. При выработке маршрута обязательно учитывают тип перевозимого груза и месторасположение всех пунктов в маршруте.

Перед тем как достичь оптимального результата, необходимо создать разные варианты пути доставки. Специалисты рассматривают все возможные варианты, отсеивают малоперспективные маршруты и оставляют лучший вариант, связанный с минимальными потерями времени и денег.

С учетом климата и иных внешних факторов маршрут по ходу дела может меняться или корректироваться.

Задача 5. Контроль над погрузкой, перевозкой и разгрузкой товара.

Заключительная задача, которую перед собой ставит транспортная логистика, – отслеживать и сопровождать весь процесс перевозки, в том числе, погрузку, разгрузку и оперативно реагировать на возможные форс-мажоры. Например, может сломаться машина, не исключена задержка рейса или остановка на таможне. Все это специалисты по транспортной логистике обязаны устранить в кратчайшие сроки. Очень часто специалисты пользуются современными системами навигации – это позволяет отслеживать перемещение груза на всем пути.

Приведем пример. В ходе рейса водитель транспортного предприятия «Фрегат» пробил колесо сзади. Решение проблемы заняло определенное время, вследствие чего водитель выпал из планируемого графика, о чем сообщил штатному логисту предприятия. Последний, в свою очередь, скорректировал маршрут. Благодаря слаженной работе специалистов компании и, в частности, грамотным действиям логиста, груз доставили вовремя. Заказчик остался удовлетворен услугами компании и согласился сотрудничать в дальнейшем.

Какие существуют виды транспортной логистики

Транспортная логистика бывает внешней и внутренней. Сущность транспортной логистики внешнего типа –перемещение продукции от производителя к потребителю. Внутренняя логистика – это доставка груза внутри организации и между ее филиалами.

Транспортные перевозки бывают:

  1. Унимодальными (одновидовыми), для которых требуется один вид транспорта.
  2. Мультимодальными (многовидовыми). Используют несколько видов транспорта. Организацией таких поездок занимается одно ответственное лицо. Официальным перевозчиком является один транспорт. Что касается остальных, это в данном случае клиенты.
  3. Интермодальными. Груз доставляют на транспорте нескольких видов. Один оператор занимается организацией всего процесса перемещения от первого пункта, через промежуточные точки, к получателю. Ответственными в данном случае становятся все равные по статусу перевозчики. Тарифы также едины.
  4. Смешанными, при которых используют транспорт двух видов. Один доставляет товар до точки погрузки ко второму, не посещая при этом промежуточные пункты и не храня продукцию на складе. В качестве примера можно привести доставку на железнодорожном и автомобильном транспорте.
  5. Комбинированными, где используют больше двух видов транспорта.

На каких принципах строится управление транспортной логистикой

Все услуги в сфере транспортной логистики должны предоставляться в соответствии с базовым принципом: «точно в срок» (англ. «just in time»). То есть, поставлять грузы необходимо в четко обозначенное время, не раньше и не позже. Только так можно организовать непрерывный производственный процесс и исключить переполнение складов лишними товарами и материалами.

Существует еще один принцип – «непрерывной цепи», по которому следует максимально эффективно использовать транспорт, то есть, обеспечивать безопасность транспортных потоков, исключать всевозможные простои по различным причинам.

В качестве примера можно привести доставку сырья на производство и забор готовых товаров для доставки конкретному пользователю. Здесь весь транспорт находится в непрерывном движении, отсутствуют запланированные простои («время-деньги»). Большая часть перевозчиков не любит стоять на одном месте. Простаивающий автотранспорт не приносит той прибыли, которую можно получить в ходе работы. Вам следует помнить, что чем больше вероятность того, что водитель, доставивший ваш товар, поедет обратно «пустым», тем дороже обойдется доставка («двойная стоимость» = доставка + дорога назад «порожняком»).

Звенья логистической цепочки образуют единую систему транспорта, в которую включаются разные направления. Логистическая сеть должна быть единым слаженным механизмом. Только в этом случае водители забирают грузы в срок, отсутствуют простои авто и пробеги «пустого» транспорта, из-за недостачи материальных ресурсов не останавливается производственный цикл. Благодаря всему этому издержки значительно снижаются.

  • Как избежать потери и порчи груза при транспортировке

Подготовку каких документов требует транспортная логистика

Правила перевозок в России регламентируют следующие документы: Кодекс торгового мореплавания, Устав железных дорог РФ, внутреннего водного и автотранспорта. В обязательном порядке перевозчик и отправитель заключают между собой договор, в соответствии с которым первый обязуется произвести доставку груза к обозначенному месту в условленный срок, а второй – оплатить услугу по действующей стоимости.

Об общих положениях по грузовым автомобильным перевозкам сказано в «Правилах перевозок грузов автотранспортом». Вот основная документация, используемая при перевозке материалов, сырья, товаров на грузовом автомобильном транспорте:

Транспортная накладная (ТН). Подтверждает договор между перевозчиком (П) и грузоотправителем. В документе обозначают характеристики перевозимого объекта, места погрузки и разгрузки, отметки грузоотправителя (ГО) и грузополучателя (ГП). Документ выпускают в трех экземплярах – для ГО, П и ГП.

Товарная накладная. Служит подтверждением перехода (продажи) товарно-материальных ценностей из одной компании в другую. У товарной накладной – единая форма («ТОРГ-12»), вместо которой вполне можно использовать собственную. Главное – правильно и в полном объеме внести необходимые реквизиты. Товарную накладную используют как первичную документацию в бухучете (операции списания – для продавца, оприходования – для покупателя). Документ составляют в двух экземплярах, первый из которых выдают продавцу, другой – покупателю.

Товарно-транспортная накладная (ТТН) – основная документация по форме № «1-Т», которой пользовались до ввода транспортной накладной. Сегодня можно использовать как первый, так и второй документ, поскольку какие-либо указы на запрет ТТН со стороны властных органов отсутствуют. Вместе с тем, постановлением правительства №272 от 15.04.2011 г. не предусмотрено оформление товарно-транспортной накладной, в связи с чем в будущем, вероятно, транспортная накладная полностью заменит ее. Перевозя товар за границу России, оформляют CMR (ЦМР) —товарно-транспортную накладную международного типа.

Договор на перевозку. Документ оформляют, если фирмы, между которыми выполняется факт купли-продажи, обращаются к организации-перевозчику. Документ составляют в двух экземплярах, первый из которых предназначается заказчику, второй – перевозчику. Если фирмы не пользуются услугами транспортной компании, а самостоятельно проводят все мероприятия, оформлять договор на перевозку, и, соответственно, ТН и ТТН не нужно. Факт перевозки учитывает только путевой лист.

Заказ-наряд. Иначе говоря, это заявка на транспортировку. В этот документ отправитель груза в свободной форме вносит информацию о характеристиках груза, продолжительности доставки, маршруте и передает перевозчику для рассмотрения, который, в свою очередь, не позже чем через три рабочих дня подтверждает или отказывается от нее, обозначая причины отказа.

Путевой лист – документ, оформляемый на определенное ТС. В него вносят сведения о водителе, которому передали автотранспортное средство, описывают маршрут доставки, временные показатели прибытия на пункты разгрузки, расход топливного материала и т. п. Можно не выписывать путевой лист, если не нужно учитывать расходы для списания (в целях налоговой отчетности). Оформление путевого листа производится на один календарный день или на срок, не превышающий одного месяца.

С более детальной информацией о полном списке документации, которую нужно оформлять для транспортировки грузов на разных транспортных средствах, вы можете ознакомиться в «Письме ФНС РФ от 21.08.2009 г. № ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров».

  • Снижение логистических издержек: 4 максимально эффективных способа

Что входит в расходы транспортной логистики

Транспортная логистика сопряжена с определенными расходами. Это стоимость транспортируемого груза, на которую влияет тариф (или фрахтовая ставка), то есть цена за перевозку, которую перевозчик выставляет на определенный временной промежуток. Фрахт является альтернативным вариантом тарифу, и используют его на морском транспорте. Тариф обеспечивает перевозчику компенсацию затрат, связанных с эксплуатацией, и формирует его доход. Свои тарифные ставки он может делить по следующим группам:

  1. По потребителям.
  2. По типу груза.
  3. По классу транспортного средства.

Каждый вид транспорта имеет собственные тарифные системы. Если говорить об автоперевозках, то здесь:

  1. Сдельные тарифы.
  2. Ставки на тонно-часы.
  3. Тарифы, связанные с продолжительностью эксплуатации транспортного средства.
  4. Тарифы, связанные с выездом.
  5. Договорные тарифы.

В случае с железнодорожными перевозками тарифы бывают:

  1. Общими.
  2. Местными.
  3. Исключительными.

Если речь идет о морском транспорте, тарифы здесь:

  1. Установленные (на регулярных линиях).
  2. Фрахтовые ставки (на нерегулярных линиях).
  3. Установленные пароходством (на речном транспорте).

6 советов по оптимизации транспортной логистики

Совет 1. Грамотное распределение потоков транспорта. Вам следует рационально распределить транспортные потоки, так как благодаря этому вы сократите время нахождения транспортного средства на складе на 45% и на 50% снизите расходы на логистику.

Совет 2. Перейдите на формат предоплаты. Если заказчики грузоперевозок зачастую оплачивают услуги не в установленный срок или имеют перед вами задолженности, задумайтесь о предоплатной системе расчетов. Главное, будьте готовы к оттоку неплатежеспособных клиентов. Мобильное приложение позволит вам увеличить базу клиентов в несколько раз.

Совет 3. Выясните, из-за чего на вашем предприятии возникают проблемы. По мнению экспертов, до 70% проблем в логистике большей части организаций возникает из-за сложностей в протекании других бизнес-процессов. Так, порядка 30 % проблем связано с недостаточно организованной деятельностью на складе, 30 % — с невыстроенной системой продаж, 20 % – с некачественной работой специалистов отдела закупок. Благодаря логистическому аудиту можно успешно решить все проблемы транспортной логистики.

Совет 4. Досконально проверяйте документацию от перевозчика. Оформлять документы на грузовую перевозку следует правильно. Неверное оформление зачастую приводит к тому, что ущерб со стороны предприятия-перевозчика не возмещается. Важно обратить внимание на три вида основных документов, среди которых транспортная накладная, путевой лист, сопроводительная ведомость.

Совет 5. Защищайте свои права в случае нарушения условий договора перевозчиком. Если предприятие, с которым у вас заключен договор на грузоперевозки, не выполнило обязательства, его можно оштрафовать или решить вопрос в судебном порядке, подав иск. Главное – четко соблюсти сроки исковой давности с момента, когда перевозчик нарушил договор, и знать, на какую сумму при возмещении ущерба вы можете рассчитывать.

Совет 6. Не ошибайтесь, заключая договор на грузоперевозку. По мнению юристов, большая часть разбирательств в суде между предприятиями, оказывающими услуги в сфере транспортной логистики, и организациями, которые их заказывают, появляется из-за отсутствия в договоре существенных деталей (к примеру, количества, веса, вида и объема груза). Чтобы оптимизировать бизнес-процессы транспортной логистики, необходимо указывать все существенные условия договора в основном документе или приложении к нему.

  • Пропал груз. 3 совета, что делать, чтобы взыскать ущерб

Как выбрать логистическую компанию

Итак, мы выяснили, что такое транспортная логистика. Далее стоит задуматься о выборе логистической организации, которая обеспечила бы качественную транспортировку грузов в кратчайшие сроки. Важно обращать внимание на следующие параметры:

  1. Продолжительность существования компании на рынке. Опыт работы организации, основное направление которой – транспортная логистика, говорит об ее устойчивости и отлаженном механизме ведения процессов.
  2. Технологии, используемые в работе. Компания, опыт которой достаточно обширен, уже, скорее всего, смогла организовать свою деятельность с использованием определенных технологий, дающих положительный эффект. Благодаря тесному взаимодействию с подрядчиками на каждом из этапов поставки можно решать любые вопросы.
  3. Штат предприятия. Все специалисты в штате должны представлять собой единое целое и обладать достаточным практическим опытом. Это – залог профессионализма любого предприятия.
  4. Направление компании. Зачастую малые логистические организации – всего лишь посредники. Проверенные предприятия, специализация которых – доставка сборных грузов, априори не могут быть маленькими. Именно с такими компаниями и следует сотрудничать.
  5. Особенности транспортировки товаров, выпускаемых вашим предприятием. Старайтесь рассматривать те фирмы, которые в течение длительного времени перевозят похожие товары.

Длительное представительство организации на рынке услуг далеко не всегда говорит о том, что предприятие качественно справляется со своими обязанностями и способно обойти конкурентов. Старайтесь пользоваться услугами перевозчика, работающего на рынке свыше 5 лет и обладающего хорошей репутацией. Самый простой способ выбрать оптимальную компанию – изучить тематические форумы в интернете.

Все сотрудники организации-перевозчика должны быстро адаптироваться к ситуации, справляться с различными трудностями и конфликтами. Если, к примеру, при транспортировке груза возникла небольшая задержка по причине таможенных процедур, профессиональная логистическая компания предоставит клиенту компенсацию.

  • Собеседование логиста: 3 задачки на логику, мышление и находчивость

Развитие транспортной логистики в России

Транспортная логистика в России сегодня развивается недостаточно стремительно. Этому препятствует, прежде всего, отсутствие качественных бизнес-проектов, где указано, чем должно заниматься каждое подразделение предприятия. Проблемы с четким разграничением обязанностей приводит к тому, что один специалист выполняет определенную работу, при этом слабо разбираясь в соответствующей сфере. Об этом следует помнить еще на этапе обучения логистике данного вида.

Среди иных причин, по которым транспортная логистика в нашей стране развивается слабо, можно отметить:

  • нестабильное экономическое положение;
  • низкий уровень развития производства упаковок и тар;
  • ненадлежащее состояние дорог;
  • низкий уровень производственно-технической базы.

В данный момент в России транспортная логистика развивается не так усиленно, как хотелось бы, есть все шансы исправить ситуацию. Несмотря на многочисленные сложности, есть определенные предпосылки, которые способствуют развитию логистических цепей.

Это научно-технические предпосылки, выраженные в начавшейся подготовке квалифицированных кадров. Стоит упомянуть и о технических предпосылках – технологических объектах отраслевых, ведомственных и территориальных систем снабжения и сбыта товаров.

Эти предпосылки являются фундаментом для создания и укрепления основы в логистике, которая позволила бы управлять всеми экономическими сферами в целом. Не стоит забывать об увеличении активности на рынке, что неизбежно приведет к ужесточению конкуренции.

Источник: https://www.gd.ru/articles/9381-transportnaya-logistika