Неуплата налогов УК

Содержание

Продолжение статьи, начало в № 5’ 2011
Сегодня мы рассмотрим вопросы, касающиеся привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

Публикация

В продолжение темы о привлечении к налоговой ответственности, затронутой в прошлом номере, в настоящей статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Ведь зачастую организации и предприниматели забывают о том, что нарушение норм НК РФ может повлечь дополнительные штрафные санкции
Административная ответственность
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3–15.6, 15.11 КоАП РФ.
Субъектами административной ответственности являются должностные лица организации в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом организации понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). Административная ответственность, установленная ст. 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ, не применяется к индивидуальным предпринимателям (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Это объясняется тем, что лицо не может быть привлечено к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Поскольку составы правонарушений схожи с установленными НК РФ, предприниматель может быть привлечен только по НК РФ. Что касается организаций, то сами организации, как указано выше, могут быть привлечены за нарушение законодательства о налогах и сборах по НК РФ, а их должностные лица – по КоАП РФ.
Судебная практика
Для целей административного законодательства под должностным лицом понимается не только генеральный директор организации или главный бухгалтер. Это может быть и другой сотрудник, если обязанность по представлению налоговой отчетности возложена на него должностной инструкцией, приказом, распоряжением, иным локальным нормативным актом – иными словами, лицо, в чьи должностные обязанности входит осуществление данной функции (ст. 2.4 КоАП РФ). На это обстоятельство обращают внимание и суды, исследуя вопрос о законности привлечения к административной ответственности руководителя организации-налогоплательщика. Примером тому является в том числе постановление Московского городского суда от 13.03.2009 № 4а-452/09
Кроме того, КоАП РФ не относит к субъектам данного правонарушения индивидуальных предпринимателей (граждан).
Анализируя вопрос о правоприменении ст. 15.5 КоАП РФ, нельзя не остановиться на следующей типичной ошибке, встречающейся при рассмотрении дел данной категории. Иногда правонарушение, состоящее в пропуске срока представления налоговой декларации, квалифицируется в целях привлечения к административной ответственности как предусмотренное ст. 15.6 КоАП РФ. Однако такая квалификация неправомерна, поскольку анализируемая норма является, по сути, специальной по отношению к норме ст. 15.6 КоАП РФ, устанавливающей ответственность в целом за «непредставление в установленный … срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде». С необходимостью разграничения данных составов соглашается и судебная практика, что следует, например, из Обзора практики рассмотрения мировыми и федеральными судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за 2008 г., утв. на заседании Президиума Пермского краевого суда 27.02.2009 г. Аналогичные выводы нашли отражение и в п. 2 раздела II Бюллетеня судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях, утв. постановлением Президиума Свердловского областного суда от 28.10.2009.
Таблица
Составы административных правонарушений и санкции за них


п/п

Наименование статьи

Состав правонарушения

Санкции

Статья 15.3. «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»

Часть 1 – нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Предупреждение или штраф от 500 до 1000 рублей

Часть 2 – нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Штраф от 2000 до 3000 рублей

Статья 15.4. «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации»

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Предупреждение или штраф от 1000 до 2000 рублей

Статья 15.5. «Нарушение сроков представления налоговой декларации»

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей

Статья 15.6. «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»

Часть 1 – непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи

Штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей

Статья 15.11. «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности»

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов

Штраф от 2000 до 3000 рублей

В действительности закон не ограничивает круг субъектов правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, только руководителем организации. Как следует из нормы, субъектом является должностное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ), т.е. то лицо, к непосредственным должностным обязанностям которого относится ведение бухгалтерского учета в организации, обеспечения правильности и законности оформления учетных документов и отражения хозяйственных операций на соответствующих счетах. Эти функции зачастую выполняет главный бухгалтер. Поэтому практика привлечения к административной ответственности по данной статье Кодекса свидетельствует, что для правильного определения субъекта правонарушения необходимо руководствоваться не только требованиями Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», но и исследовать локальные документы организации (должностные инструкции, положения об отделах, приказы о возложении обязанностей на отдельных лиц и т.п.). В частности, именно такой подход продемонстрирован в постановлении Приморского краевого суда от 2.09.2009 № 4а-740/2009, определении Рязанского областного суда от 5.02.2009 № 7-2, решении Омского областного суда от 5.02.2008 № 77-86/2008 и др.
Судебная практика
При привлечении должностных лиц организации к ответственности следует учитывать позицию Пленума Верховного Суда РФ, изложенную в постановлении от 24.10.2006 № 18, в котором указано, что:

  • решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ, в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) – за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24);

  • при квалификации действий лица по ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ необходимо также принимать во внимание п. 4 ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ, согласно которому в случае разногласий по осуществлению отдельных хозяйственных операций между руководителем организации и главным бухгалтером документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 25);

  • если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. 6 и 18 Федерального закона № 129-ФЗ именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета (п. 26).

В случае привлечения должностного лица организации к административной ответственности необходимо внимательно смотреть на сроки давности взыскания санкций. В частности, подп. 6 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ предусматривает, что безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении в области законодательства о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения . При совершении длящегося правонарушения вышеуказанные сроки исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
КоАП РФ не содержит определения длящегося правонарушения. Определение длящегося правонарушения содержится в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП». Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Например, правонарушение, выразившееся в несвоевременной подаче налоговой декларации (ст. 15.5. КоАП), не может считаться длящимся, поскольку имеет конкретную дату его совершения. Его следует считать оконченным в день, с которым НК РФ связывает истечение контрольного срока исполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей подать налоговую декларацию1. Так, если налоговая декларация по налогу на прибыль должна быть подана не позднее 28.03.2011, то срок давности привлечения к административной ответственности за ее представление с нарушением сроков истечет 29.03.2012.
Следует обращать внимание на порядок оформления и недостатки протокола об административном правонарушении. Некоторые из недостатков признаются существенными, влияющими на правомерность привлечения лица к ответственности. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела2. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении. К таковым следует отнести:

  1. составление протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, если лицо не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола либо лицо уведомило о невозможности прибытия и причины неявки уважительны;

  2. лицу, привлекаемому к ответственности (его представителю, защитнику), не были разъяснены права, гарантированные ст. 25.1. КоАП РФ3;

  3. не была предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и предоставить объяснения по факту предполагаемого правонарушения, высказать замечания по содержанию протокола4, т.е. было нарушено право на защиту;

  4. в протоколе отсутствуют данные о том, владеет ли гражданин, в отношении которого составлен протокол, языком, на котором ведется производство по делу, а также данные об отказе от услуг переводчика5.

Отметим, что нарушение установленного ст. 28.5. КоАП РФ срока составления протокола и направление его в суд не является существенным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными6.
Кроме того, следует обращать внимание, то ли должностное лицо привлекается к ответственности. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Следовательно, в силу указанной нормы при решении вопроса о том, кто именно из должностных лиц организации-налогоплательщика будет отвечать за конкретное правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, необходимо учитывать и внутреннее распределение служебных обязанностей, установленное должностными инструкциями и приказами организаций. Этот довод можно использовать в тех случаях, когда за одно и тоже правонарушение (ст. 15.5 КоАП РФ) к ответственности привлекаются руководитель и главный бухгалтер организации.
Отметим, что факт привлечения организации к налоговой ответственности не означает, что суд, рассматривающий вопрос о привлечении к административной ответственности должностного лица этой организации, должен руководствоваться этим фактом. Данный факт не лишает должностное лицо возможности доказывать наличие либо отсутствие обстоятельств, имеющих значение по делу об административном правонарушении7.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Уголовный кодекс содержит четыре состава налоговых преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Уголовная ответственность предусмотрена за такие преступления, как:

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199);

  • неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);

  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2).

Уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере и повлекшее полное или частичное непоступление соответствующих налогов в бюджет (гл. 199 УК РФ.)
Крупным размером в целях ст. 199, 199.1 УК РФ признаются следующие суммы налогов и (или) сборов:

  • составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб. при условии, если доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов; либо

  • превышающая 6 000 000 руб. (в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда от 28.12.2006 № 64 разъясняется, что в данном случае ответственность за преступление может наступить и за отдельный налоговый период, если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты).

Особо крупным размером признаются, соответственно, следующие суммы налогов и (или) сборов:

  • составляющие за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 000 000 руб., при условии если доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов; либо

  • превышающие 30 000 000 руб.

При исчислении доли неуплаченных налогов (сборов) (свыше 10 или свыше 20%) необходимо исходить из суммы всех налогов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд, если такая сумма составила более 2 млн руб. (более 10 млн руб.). Выявленная сумма неуплаченных налогов должна включаться в общую сумму налогов, подлежащих уплате. Порядок определения неуплаченной доли налогов (сборов) не относится к случаям, когда крупный размер составляет более 6 млн руб. (особо крупный размер – более 30 млн. руб.). Об этом говорится в п. 12 Постановления Пленума № 64.
Субъектами налогового преступления могут стать, во-первых, руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, бухгалтер, то есть те лица, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.
Во-вторых:

  • лица, организовавшее, руководившее совершением преступления или склонившее к нему. Это может быть и собственник организации;

  • лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п. Такое лицо несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник.

Если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов, то содеянное будет квалифицировано как деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, которое предусматривает более суровое наказание.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, караемое по ст. 198, 199 УК РФ, может быть совершено путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.
Отметим, что 11.03. 2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 № 26-ФЗ, который смягчил санкции по значительному числу составов преступлений, в том числе в экономической сфере. В отношении ст. 198, 199, 199.1 УК РФ исключен нижний предел санкций в виде ареста.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198-199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Статья 199.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное в крупном размере.
В п. 20 Пленума ВС РФ № 64 указано, что «под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере». В Определении от 24.03.2005 № 189-О КС РФ указал, что «сокрытие денежных средств или имущества может расцениваться как позволяющая признавать составообразующим применительно к предусмотренному ею преступлению только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание взыскания недоимки по налогам и (или) сборам».
1П. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5
2П. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10
3Нарушены ч. 3 и 5 ст. 28.2 КоАП РФ
4Нарушена ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ
5П. 4 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5, постановление 13 ААС (?) от 21.06.2007 № А56-47818/2006.
6П. 4 постановления ВС РФ от 24.03.2005 № 5
7Постановление ФАС СЗО от 01.08.2003 № А56-40260/02, ФАС ЗСО от 30.06.2005 № Ф04-4096/2005(12618-А45-29)
Статья написана в соавторстве с Ириной Штукмастер, старшим юристом компании «Пепеляев Групп» и Юлией Урбан, старшим юристом ООО «ФБК»

Источник: https://gsl.org/ru/press-center/press/%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8-%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81/

Статья 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность руководителей и других работников организаций за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в случае, если это выражается в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%. Статья 16.22 КоАП РФ устанавливает административную ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.. Статьи 194, 198 и 199 УК РФ предусматривают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов.

1. Объектом правонарушений являются государственные финансовые отношения, обеспечивающие формирование доходной части бюджетов и государственных внебюджетных фондов (непосредственный объект — порядок уплаты налогов). Как указал КС РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, налог — это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197.
2. Пункты 1 и 2 статьи по существу предусматривают различные составы правонарушений. Различие состоит в виде неуплаченного или не полностью уплаченного налога. Пункт 2 предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, п. 1 — за неуплату или неполную уплату налога других видов, нежели указанного в п. 2. Соответственно п. 3 предусматривает квалифицированный состав правонарушения. В качестве квалифицирующего признака предусмотрен умысел совершения деяния.
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение налогоплательщиком сформулированной в общем виде и закрепленной в подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ обязанности уплачивать законно установленные налоги и закрепленной в конкретном акте законодательства о налогах и сборах обязанности по уплате конкретного налога.
Состав правонарушения по конструкции объективной стороны является материальным. Объективная сторона правонарушения включает в себя совершение деяний, перечисленных в диспозициях пунктов, общественно опасные последствия (неуплата или неполная уплата налога) и причинно-следственную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями (неуплата или неполная уплата налога должна произойти в результате именно этих неправомерных действий). Правонарушение является оконченным в момент фактической неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Диспозиция статьи предусматривает различные способы совершения деяний, входящих в объективную сторону состава правонарушения:
— занижение налоговой базы;
— иное неправильное исчисление налога.
Правонарушение, предусмотренное п. 1 статьи, может быть совершено также таким способом, как «другие неправомерные действия (бездействие)».
Под налогом в соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно положениям ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора определен в ст. 45 НК РФ. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Госкомсвязи РФ. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.
Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
Конституционный Суд РФ в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О указал, что положения п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного КС РФ.
Пленум ВАС РФ в п. 41 — 43 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 дал следующие разъяснения по применению ст. 122 НК РФ:
— исходя из принципа однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ) следует, что ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, установлена п. 3 ст. 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ, организация — налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ;
— «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в ст. 122 НК РФ деяний (действий или бездействия). В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Если же у налогоплательщика имеется переплата налога в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, когда возникла задолженность, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, только при соблюдении им условий, определенных п. 4 ст. 81 НК РФ;
— при применении ст. 122 НК РФ в случае неуплаты, неполной уплаты сбора необходимо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного «сбор». Неуплата сбора, понятие которого определено в п. 2 ст. 8 НК РФ, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ. Если же имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, поименованный «сбор», но подпадающий под определение налога, данное в п. 1 ст. 8 НК РФ, то неуплата такого сбора при наличии указанных в ст. 122 НК РФ обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей.
По мнению МНС РФ, выраженному в упомянутом выше письме от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@, с учетом того, что авансовые платежи по единому социальному налогу исчисляются налогоплательщиками — работодателями исходя из реальных финансовых результатов деятельности, применение ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) единого социального налога по итогам отчетных периодов (согласно ст. 240 НК РФ — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) является правомерным.
Рассматривая правонарушение, предусмотренное п. 2 ст. 122 НК РФ, целесообразно привести представляющее интерес первоначальное мнение ГТК РФ, выраженное в письме от 17 ноября 2000 г. N 27-09/33399 «О применении ч. 2 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации» (утратило силу). Ранее ГТК РФ, учитывая положения п. 2 ст. 2 НК РФ и то, что Таможенный кодекс РФ принят задолго до вступления в силу НК РФ, не рассматривал ТК РФ в качестве акта законодательства о налогах и сборах. Соответственно, по мнению ГТК РФ, противоправное деяние, посягающее на установленный ТК РФ и иными актами законодательства по таможенному делу порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, не является налоговым правонарушением в смысле ст. 106 НК РФ и в силу этого не может квалифицироваться по п. 2 ст. 122 НК РФ. Такое деяние образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 282 ТК РФ.
В связи с отказом Минюста РФ в государственной регистрации Приказом ГТК РФ от 23 июля 2001 г. N 697 письмо от 17 ноября 2000 г. N 27-09/33399 отменено . Кроме того, ст. 282, как и ряд других статей ТК РФ, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признана с 1 июля 2002 г. утратившей силу. Учитывая изложенное, представляется, что привлечение декларантов к ответственности за заявление в таможенной декларации и иных документах недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера, по п. 2 ст. 122 НК РФ, в отличие от ранее высказанного ГТК РФ мнения, является правомерным (см. также пояснения к ст. 16.22 КоАП РФ).
———————————
Таможенный вестник. 2001. N 17.
В соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Там же определено, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое ТК РФ. Согласно п. 1 и 4 ст. 18 ТК РФ в этом Кодексе под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.
Как определено в ст. 3 ТК РФ, таможенной границей РФ являются пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов. Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ, за исключением случаев, определяемых ТК РФ и иными законодательными актами РФ по таможенному делу.
В отношении порядка уплаты таможенных платежей см. пояснения к ст. 194 УК РФ.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователь обязан в установленном порядке и в определенные ФСС РФ сроки начислять и перечислять в Фонд страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а в соответствии с подп. 17 этого же пункта — вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат. В пункте 1 ст. 19 названного Закона определено, что страхователь несет ответственность за своевременную и полную уплату страховых взносов. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) исполнительные органы ФСС РФ применяют к плательщикам страховых взносов штрафные санкции в размерах, установленных НК РФ за аналогичные налоговые правонарушения, т.е. предусмотренных п. 1 или 3 ст. 122 НК РФ (именно такая позиция изложена в подп. «б» п. 2 письма ФСС РФ от 18 февраля 2002 г. N 02-18/05/1137).
Об осуществлении контроля исполнительными органами ФСС РФ страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний см. пояснения к ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год».
3. Субъектом правонарушения является налогоплательщик (физическое лицо, индивидуальный предприниматель и организация).
4. Как следует из диспозиции п. 3 статьи, правонарушения, предусмотренные п. 1 и 2 статьи, могут быть совершены только по неосторожности, а правонарушение, предусмотренное п. 3, — только умышленно. При этом, как говорилось выше, умысел является квалифицирующим признаком неуплаты или неполной уплаты налогов.

Источник: https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/18442/

3. Каков крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов при привлечении к уголовной ответственности за неуплату налогов?

Для физических лиц и организаций предусмотрены различные суммы, определяющие крупный и особо крупный размер неуплаты налогов и сборов.

Кроме того, понятие крупного и особо крупного размера неуплаченных сумм налогов и сборов, различно для рассматриваемых статей Уголовного кодекса РФ.

Для статьи 199.2 размер крупного и особо крупного размера определяется Примечанием к статье 169 Уголовного кодекса и составляет:

  • Крупный размер – более 250 000 рублей
  • Особо крупный – более 1 миллиона рублей

Остальные статьи Уголовного кодекса 198, 199, 199.1, устанавливающие уголовную ответственность за неуплату налогов, оперируют одинаковыми суммами, определяющими неуплату налогов в крупном и особо крупном размере, а именно:

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Для физических лиц, в том числе и предпринимателей, крупным размером неуплаченных налогов и сборов является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 600 000 рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 100 000 рублей. То есть этот предел был увеличен в 6 раз
  2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, которая просто превысит 1 800 000 рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов с физических лиц и предпринимателей, была установлена как большая 300 000 рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 6 раз

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов, для физических лиц, в том числе и предпринимателей, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) физическим лицом, в том числе предпринимателем, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 3 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года – 500 000 руб. 6-ти кратное увеличение
  2. Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с физического лица, в том числе предпринимателя, которая просто превысит 9 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
    До 01.01.2010 – 1,5 млн. руб. Увеличение в 6 раз

ОРГАНИЗАЦИИ – КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 2 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 10% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период.
    До 01 января 2010 года это была сумма неуплаченных налогов и сборов большая 500 000 руб. Увеличение в 4 раза
  2. Б) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, которая просто превысит 6 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте А).
    До 01.01.2010 года соответствующая сумма неуплаченных налогов и сборов была установлена как большая 1,5 млн. рублей. Аналогичное увеличение предела привлечения к уголовной ответственности в 4 раза

ОРГАНИЗАЦИИ – ОСОБО КРУПНЫЙ РАЗМЕР.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций, является:

  1. Сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, составляющая за 3 последовательных финансовых года больше 10 миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше 20% от суммы налогов и (или) сборов подлежащих к уплате за этот период;
    До 01.01.2010 – 2,5 млн.руб. 4-х кратное увеличение
  2. Г) Либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, которая просто превысит 30 миллионов рублей, вне зависимости от иных факторов упомянутых в пункте В);
    До 01 января 2010 – 7,5 млн. руб. Также смещение пределов в 4 раза

Отдельно обратим внимание, на то, что сам факт неуплаты налогов в размерах менее крупного, даже при полном формальном наличии состава уголовного преступления, преступлением не является.
Согласно пункта 2 статьи 14 Уголовного кодекса РФ:

  • Не является преступлением действие, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

То есть с точки зрения государства деяния по целенаправленной неуплате налогов, в пределах ниже установленных Уголовным кодексом, уголовным преступлением не являются в виду их малозначительности.
Однако, поскольку за неуплату налогов, кроме уголовной предусмотрена ответственность по налоговому законодательству и административному кодексу, отсутствие в действиях по неуплате налогов состава уголовного преступления не означает, что налоги и штрафы платить не придется.

Уплата начисленных налогов и кроме того штрафов и пени в любом случае обязательна, но в рассматриваемой ситуации без привлечения, к тому же, к уголовной ответственности.

Таким образом, с «01» января 2010 года действительно произошла определенная декриминализация сферы неуплаты налогов и сборов, в том числе и за счет повышения минимальных сумм неуплаты налогов и сборов, в пределах которых, таковое деяние не считается уголовным преступлением.

Как видно из приведенных ниже цифр:

  • для физических лиц крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов и сборов, образующих необходимый элемент соответствующего уголовного преступления, был увеличен с 01.01.2010 года в 6 раз
  • для организаций крупный и особо крупный размер неуплаченных сумм налогов был увеличен с 01.01.2010 года в 4 раза

Источник: http://www.nalog2000.ru/kakov_krupnyj_i_osobo_krupnyj_razmer_neuplachennyh_nalogov.php

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.

  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подрядболее десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

  2. В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ).

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет. До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

  3. Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

  4. Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.

    Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

  5. Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/454493/

Статья 199.2 УК РФ. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов

Новая редакция Ст. 199.2 УК РФ

1. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, в крупном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 199.2 УК РФ

1. Объект преступного посягательства — финансовые интересы государства, общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов за счет денежных средств и имущества налогоплательщиков-недоимщиков.

2. Недоимка — сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ч. 2 ст. 11 НК).

3. В соответствии с налоговым законодательством под денежными средствами и имуществом организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в установленном порядке должно производиться взимание по налогам и (или) сборам, понимаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов) на счетах в банках, их наличные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное в ст. 47, 48 НК (см. п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

3.1. Обращение взыскания на имущество налогоплательщика-недоимщика является мерой принудительного исполнения и регулируется также законодательством об исполнительном производстве (см. гл. IV ФЗ от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 29.06.2004) <1>).
———————————
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591; 2004. N 10. Ст. 837, N 27. Ст. 2711.

4. Предмет посягательства — денежные средства в валюте РФ и (или) иностранной валюте (ст. 140 ГК), как наличные, так и безналичные (на счетах в банках), а также иное имущество (ст. 128 ГК, ст. 47, 48 НК).

5. С объективной стороны преступление выражается в сокрытии денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

5.1. Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере. Например, фиктивная передача имущества, раздел имущества собственниками, различные способы перевода денежных средств на разнообразные услуги, имитация преступления или несчастного случая (пожара), внесение в бухгалтерские и иные учетные документы заведомо ложных сведений и т.д. При этом следует иметь в виду, что УО по коммент. статье может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (ст. 69 НК) (см. п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

5.2. Обязательным элементом объективной стороны является крупный размер сокрытых денежных средств либо имущества, который, согласно примеч. к ст. 169, по стоимости должен превышать 250 тыс. руб. Состав преступления, предусмотренный коммент. статьей, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки. В крупный размер не входят взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы, которые в сумму недоимок не включаются (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

5.3. Сокрытие физическим лицом (независимо от того, является ли оно индивидуальным предпринимателем) имущества, предназначенного для повседневного личного пользования данным лицом или членами его семьи (п. 7 ст. 48 НК, ст. 446 ГПК), состава преступления, предусмотренного коммент. статьей, не образует (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

6. Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации либо индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки, содеянное подлежит дополнительной квалификации по ст. 199.2.

6.1. В тех случаях, когда лицо совершает в крупном размере сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, должно быть произведено взыскание недоимки, и предметом сокрытия выступают денежные средства либо имущество, в отношении которых применены способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в виде приостановления операций по счетам (ст. 76 НК) и (или) ареста имущества (ст. 77 НК), содеянное полностью охватывается составом преступления, предусмотренного коммент. статьей, при этом умышленные действия служащего кредитной организации, осуществившего банковские операции с находящимися на счетах денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, при наличии к тому оснований подлежит квалификации по ч. 1 ст. 312 (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

6.2. Действия должностных лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления, умышленно содействовавших совершению преступлений, предусмотренных ст. 198 — 199.2, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении указанных преступлений, а если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, то по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285, 292) (см. п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

7. Субъекты преступного посягательства — индивидуальные предприниматели, руководители и лица, выполняющие управленческие функции в организации, в том числе выступающие в роли налоговых агентов (см. коммент. к ст. 198 — 199.1), а также собственники организации, т.е. создавшие ее лица (см. ст. 48, 120 ГК).

8. Субъективная сторона сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, характеризуется прямым умыслом.

9. Если указанные действия совершаются наряду с предвидением банкротства либо преднамеренного банкротства, то они могут дополнительно квалифицироваться по ч. 1 ст. 195, ст. 196.

10. Преступление относится к категории средней тяжести.

11. Доказательствами, подтверждающими наличие или отсутствие в содеянном признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 198 — 199.2, могут быть налоговые декларации, другие необходимые для начисления и уплаты налогов и (или) сборов документы, акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах (акты выездных и камеральных налоговых проверок (ст. 100 НК), иные формы проведения налогового контроля органами, уполномоченными на это законодательством (например, органами внутренних дел (п. 35 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции), а также заключение эксперта, материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов.

11.1. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также другие решения, постановленные в порядке гражданского судопроизводства, подлежат оценке в совокупности с иными собранными доказательствами по правилам ст. 88 УПК. В целях наиболее полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств, связанных с налоговыми преступлениями, суды могут привлекать к участию в судебном разбирательстве специалистов, а в необходимых случаях производить соответствующие экспертизы (см. п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

11.2. В соответствии со ст. 309 УПК в приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198 — 199.2, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску. Истцами по данному гражданскому иску могут выступать налоговые органы (подп. 16 п. 1 ст. 31 НК) или органы прокуратуры (ч. 3 ст. 44 УПК), а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством (ст. 1064, 1068 ГК) несет ответственность за вред, причиненный преступлением (ст. 54 УПК). По делам о налоговых преступлениях не подлежит удовлетворению гражданский иск в части взыскания с виновного штрафа, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 108 НК ответственность (в виде штрафа) за деяние, совершенное физическим лицом, наступает в том случае, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

В случае удовлетворения судом гражданского иска в приговоре должен быть указан размер подлежащей взысканию денежной суммы и в зависимости от вида неуплаченного налога — наименование бюджета (федеральный, региональный, местный) или государственного внебюджетного фонда, в доход которого указанная сумма подлежит взысканию (см. п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

11.3. В соответствии с гл. 34 УПК по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198 — 199.2 УК, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении должно быть указано, какие конкретно нормы законодательства о налогах и сборах, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, а также сроки уплаты конкретного налога и (или) сбора.

Если в обвинительном заключении отсутствуют указанные и другие данные, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, суд в силу ст. 237 УПК по ходатайству стороны или по собственной инициативе должен решить вопрос о возвращении дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению (см. п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

Другой комментарий к Ст. 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленном законом порядке. Налоговым органам предоставлено право взыскивать недоимки по налогам и сборам, в связи с чем они могут обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках, на иное имущество (наличные денежные средства; ценные бумаги, валютные ценности, автотранспорт, сырье и материалы, готовая продукция, здания, сооружения и т.п.), за исключением имущества, предназначенного для повседневного личного использования физическим лицом и членами его семьи.

2. Под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере. Эти действия совершаются после истечения срока, установленного законодательством для уплаты соответствующего налога или сбора.

3. Преступление признается оконченным после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (ст. 69 Налогового кодекса РФ).

4. Если лицо, виновное в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, осуществляет сокрытие денежных средств или имущества организации либо индивидуального предпринимателя в крупном размере, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, содеянное им подлежит дополнительной квалификации по ст. 199.2 УК РФ.

Источник: http://UKodeksRF.ru/ch-2/rzd-8/gl-22/st-199-2-uk-rf