НДС в учетной политике

Содержание

Когда вносятся изменения в учетную политику

В бухгалтерскую или налоговую учетную политику изменения вносятся, когда предприятие меняет способ учета какого-либо существующего факта его хоздеятельности. Причин для изменения всего три, они регламентированы законодательно и могут быть следующими (п. 10 ПБУ 1/2008):

  • в законодательство о бухучете и налогобложении внесены поправки, либо принят новый нормативный акт, например, внесены изменения в ПБУ или закон о бухучете,
  • предприятие разработало новый способ ведения бухучета, при котором повышается качество информации об объекте учета, к примеру, другой, более целесообразный способ начисления амортизации,
  • существенно изменились условия хозяйствования – произошла реорганизация, фирма изменила свой профиль деятельности и т.п.

Этот перечень исчерпывающий, внесение изменений в учетную политику в иных случаях недопустимо.

Применять внесенные в учетную политику изменения организация сможет не ранее, чем наступит следующий отчетный год. То есть, внося изменения до 31.12.2017 г., рассчитывать на их применение в учете можно только с 01.01.2018г. Если же предприятие было вынуждено изменить учетную политику в связи с поправками в законодательстве, такие изменения следует применять с момента вступления в силу нормативного акта (п. 12 ПБУ 1/2008).

Изменения следует отличать от вносимых в учетную политику дополнений. Дополнять учетную политику можно каждый раз, когда в компании появляются новые виды деятельности, не осуществлявшиеся ранее (п. 10 ПБУ 1/2008). Ограничений по количеству вносимых в документ дополнений нет. Например, магазин, занимавшийся только розничной торговлей, решил торговать еще и оптом. В этом случае в учетной политике нужно дополнительно отразить способы, которыми будет отражаться учет «оптовых» операций. Причем, применять внесенные дополнения, в отличие от изменений, можно сразу, не дожидаясь начала следующего года.

Порядок изменения учетной политики

Изменения в учетную политику должны быть обоснованными и утверждаться приказом или распоряжением руководителя предприятия. Дополнительного утверждения изменений (например, в налоговой) не требуется. В приказе нужно указать:

  • какие положения (пункты) учетной бухгалтерской или налоговой политики изменяются,
  • привести в приказе либо в приложении к нему, текст измененного, или нового положения
  • указать дату, с которой изменения вступают в силу – если причина изменений связана с поправками законодательства, то дата будет совпадать с днем вступления в силу законодательных поправок, в остальных случаях изменения вступят в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения.

Информацию об изменении учетной политики нужно отразить в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Раскрытию подлежит (п. 21 ПБУ 1/2008):

  • причина изменения учетной политики,
  • порядок отражения в бухотчетности последствий изменения,
  • суммы корректировок в связи с изменениями, по каждой статье бухотчетности за каждый представленный отчетный период,
  • сумма корректировки (насколько возможно) за отчетные периоды, предшествующие представленным.

В общем случае ПБУ 1/2008 предусматривает ретроспективный порядок применения изменений (кроме связанных с изменением законодательства), когда предполагается, что изменение учетной политики организации применяется с момента возникновения соответствующего факта хоздеятельности предприятия. Для этого корректируется начальный остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» самого раннего периода, представленного в бухотчетности и пересчитываются другие, связанные с корректировкой, статьи.

В случае, когда изменения учетной политики нельзя отразить для прошлых периодов, изменения в учете применяются только в отношении операций, осуществляемых уже после введения изменений, то есть перспективно (п. 15 ПБУ 1/2008).

Именно перспективный способ могут применять предприятия, ведущие упрощенный бухучет и сдающие бухотчетность по упрощенным формам, для отражения в своей отчетности последствий изменения учетной политики (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Когда поправками к закону, ПБУ, НК РФ и т.п. утверждается обязательное применение конкретного способа ведения учета, предприятие обязано его применять, даже если свою учетную политику оно не изменяло.

Источник: https://spmag.ru/articles/vnesenie-izmeneniy-v-uchetnuyu-politiku

>Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить?

Дополнить или изменить. В чем разница?

Учетная политика дополняется, если в деятельности компании появилось что-то новое, для чего в УП нет правил учета (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Дополнили учетную политику — применяйте новые правила.
  2. В течение года дополнять УП можно несколько раз — ограничений по количеству дополнений нет!
  3. Нет необходимости пересчитывать предыдущие показатели.

В отличие от дополнений, порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован:

  1. Изменить учетную политику можно только в трех случаях (перечислены в п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).
  2. Сроки вступления в силу изменения строго регламентированы, по общему правилу — с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008).
  3. По общему правилу организация должна отразить результаты изменения УП ретроспективно, то есть пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов (п. 13-16 ПБУ 1/2008).

Случаи изменения учетной политики:

  1. Изменилось законодательство РФ либо нормативные правовые акты по бухучету (например, вступил в силу новый закон о бухучете).

  2. Организация разработала или выбрала новые способы ведения бухучета с целью повысить качество информации об объекте бухучета (например, изменила способ начисления амортизации, посчитав его более выгодным).

  3. Существенно изменились условия хозяйствования (компания реорганизована, изменились виды деятельности и пр.) (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Пример. Когда в учетную политику вносить изменения, а когда дополнения?

Представьте ситуацию… В 2012 году магазин «Прорыв» хорошо заработал на продаже нано-пончиков. Прибыль возросла втрое! Вдохновленный головокружительным успехом, директор Игнатий Васечкин решил расширить горизонты бизнеса и с нового года заняться оптовой торговлей. Подумал — сделал! В феврале директор нанял пять новых сотрудников, арендовал два новых склада, договорился о продажах с нужными людьми.

А что же в это время делала трудолюбивая Мария — главный бухгалтер компании? В начале месяца она подготовила необходимый пакет документов, а также дополнила учетную политику:

  • прописала способы ведения учета операций, связанных с оптовой торговлей;
  • прописала способы оценки товаров;
  • установила порядок расчета цен.

Компания устремилась к новым вершинам бизнеса! Мария знает, что дополнить учетную политику можно, если в деятельности компании появится что-то новое. А вот изменять учетную политику — только в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона 402-ФЗ, перечислены выше).

Интересно, а что будет делать главный бухгалтер компании «Прорыв», если директору придет еще одна гениальная идея о развитии бизнеса? Например, если помимо нано-пончиков он решит производить нано-коржики и реализовывать их на мировом рынке? В этом случае Мария тут же дополнит учетную политику. И будет делать это сколько угодно раз в течение года, поскольку ограничений на внесение дополнений в этот документ в законодательстве нет!

С какой даты вступают в силу изменения в учетную политику?

Изменения в учетную политику вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 7 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Узнайте 5 правил, которые помогут внести изменения и дополнения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, в статье.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/52

Когда можно изменять и дополнять учетную политику

Главная — Статьи

  • Изменились нормы законодательства, регулирующие учет
  • У вас появились новые операции или виды деятельности, которых раньше не было

Все организации обязаны составить и утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента своей госрегистрации (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций»). Данный срок установлен законодательством по бухучету и применяется прежде всего для бухгалтерской учетной политики. Однако поскольку в НК РФ не прописаны сроки утверждения учетной политики для целей налогового учета, то необходимо руководствоваться нормами других отраслей законодательства, в том числе и бухгалтерского (п. 1 ст. 11 НК РФ). Соответственно разработать налоговую политику лучше в тот же срок, что и политику для целей бухучета. Что касается предпринимателей, то они бухучет вести не обязаны, поэтому бухгалтерской политики у них не будет. А вот налоговую надо утвердить в том же порядке, что и организации.

После того как учетная политика составлена и утверждена, ежегодно пересматривать и корректировать ее нет необходимости. Документ будет применяться последовательно из года в год. Но иногда все же нужно вносить в него поправки, и далее мы расскажем об этих случаях. Сразу отметим, для того чтобы внести изменения или дополнения, заново утверждать учетную политику нет необходимости. Достаточно подготовить приказ о внесении изменений (дополнений) в политику и в нем указать все поправки. Но если вам удобнее издать новую политику, можете поступить и так, запрета нет.

Изменились нормы законодательства, регулирующие учет

Корректировка политики может потребоваться в связи с новшествами в законодательстве. Например, если изменились нормы, регулирующие бухгалтерский или налоговый учет, федеральные стандарты и пр. В связи с этим вам нужно как-то изменить организацию учета (абз. 6 ст. 313 НК РФ, абз. 2 п. 10 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Вы можете внести изменения в учетную политику в любое время, как вам станет известно о новшествах. Они начнут действовать в порядке, указанном в нормативном акте, который их вводит (п. 12 ПБУ 1/2008).

Примечание. Изменить учетную политику из-за новшеств в законодательстве можно в любое время в течение года. Поправки начнут действовать в порядке, указанном в документе, который их вносит.

Так, с 1 июля на территории Москвы вводится торговый сбор (Закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62). Его будут платить «упрощенцы», осуществляющие торговлю через торговые объекты (магазины, склады и пр.) хотя бы раз в квартал (п. 1 ст. 412 и ст. 413 НК РФ). Сумму уплаченного торгового сбора можно будет учесть при УСН. Так вот, если вы применяете УСН с объектом доходы минус расходы, то вы вправе списать сумму сбора в затраты на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ — как траты на уплату налогов и сборов. Если же вы работаете на УСН с объектом доходы, то величину торгового сбора вы можете поставить в вычет по единому налогу (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Однако если у вас несколько видов деятельности, то сократить базу вы вправе только по той деятельности, в отношении которой уплачивался сбор (письмо Минфина России от 27.03.2015 № 03-11-11/16902). Соответственно вам нужно вести раздельный учет доходов и сумм налога, который уплачивается в отношении бизнеса, подпадающего под торговый сбор. Таким образом, в связи с этими изменениями уже в июне вы можете прописать порядок раздельного учета доходов в учетной политике для целей налогового учета. Примерный образец таких поправок мы представили ниже.

Еще одна причина поправить учетную политику — вы хотите поменять применяемые способы учета на более выгодные, повышающие достоверность данных и снижающие трудоемкость. Допустим, вы решили перейти на компьютерную обработку данных или сменить форму применяемых документов (регистров, «первички») на предусмотренные программой (абз. 3 п. 10 ПБУ 1/2008, подп. 2 п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Обратите внимание! Поменять способы учета в учетной политике на более выгодные можно только в конце года, издав приказ руководителя, например, 31 декабря. Изменения начнут действовать с нового года.

Так вот, в подобных ситуациях поправки в учетную политику вносите в конце года. Например, 31 декабря текущего года. Использовать новые правила вы сможете с начала нового года. Поскольку способы ведения учета, избранные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения (п. 9 ПБУ 1/2008 и ст. 313 НК РФ). Если вы внесете поправки раньше, то действовать они все равно начнут только с нового года. Примерный образец оформления изменений в этом случае мы представили ниже.

Учетная политика на 2012 год для целей налогообложения: образец и разъяснения

Когда необходимо утверждать учетную политику?

Учетная политика утверждается приказом, либо распоряжением руководителя (директора) предприятия в том году, который предшествует году ее применения. То есть, например, 26 декабря 2011 года учетная политика была утверждена, но применять ее следует только с 1 января 2012 года.

Как часто необходимо утверждать учетную политику?

При создании организация выбирает способы определения доходов и расходов, регистры налогового учета и закрепляет их в приказе об учетной политике. Каждый год составлять новую учетную политику или «повторять» приказ с прошлого года нет необходимости. Учетная политика составляется один раз. Но, есть возможность вносить в нее изменения. Только в том случае, когда принято много изменений в Налоговый кодекс, целесообразнее принять и утвердить новую учетную политику. При этом обязательно надо сделать ссылки на вступившие в силу Федеральные законы (на основании которых и были внесены поправки в НК РФ).

В каких случаях вносятся изменения в учетную политику?

Изменения в учетную политику вносятся в следующих случаях:

– законодательством внесены изменения в НК РФ (незначительные изменения). В данной ситуации изменения вносятся не ранее даты вступления в силу соответствующих законов;

– организация решила изменить методы учета доходов и расходов. Изменения принимаются с начала налогового периода (обязательно);

– появление новых видов деятельности у компании. Принимать учетную политику и вносить изменения можно в любой момент отчетного года.

Какие основные разделы должны присутствовать в учетной политике?

При составлении учетной политики предприятию следует обратить внимание на то, что желательно разделить на две части учетную политику:

– на организационную;

– на методологическую.

Сначала необходимо указать каким образом будут распределяться обязанности бухгалтеров (работников бухгалтерии), назначить определенных сотрудников ответственными. Далее важно раскрыть – какими аналитическими регистрами будет пользоваться компания. Третья ступень – это методы учета. Рассмотрим на примере, как правильно оформить приказ об учетной политике (образец).

Приказ

«Об утверждении учетной политике»

Общество с ограниченной ответственностью «Строй-Юг»

для целей налогообложения на 2012 год

г. Краснодар 28 декабря 2011 года

В соответствии с Налоговым кодексом РФ для целей формирования достоверной и полной информации об учете хозяйственных операций для целей налогообложения, приказываю:

– утвердить Положение об учетной политике для целей налогообложения на 2012 год (приложение № 1 к настоящему приказу);

– контроль и ответственность за исполнением правил Положения об учетной политике возложить на главного бухгалтера ООО «Строй-Юг»;

– утвердить регистры налогового учета (приложение № 2 к настоящему приказу).

Директор ООО «Строй-Юг» __________________________ /Морозов К.В./

С приказом ознакомлен (а) ______________________ / главный бухгалтер организации/

Примечание редактора: красным шрифтом выделены пояснения к приказу об учетной политике.

Приложение № 1 к приказу об утверждении Положения об учетной политике для целей налогообложения

«Утверждаю»

Директор ООО «Строй-Юг»

Морозов К.В.

____________________________ (подпись)

г. Краснодар 28 декабря 2011 года

1. Для ведения налогового учета предприятие использует налоговые регистры, формы которых разрабатывает самостоятельно. Способ ведения налоговых регистров – электронный при помощи программы 1С Бухгалтерия. При окончании каждого отчетного и налогового периодов компания распечатывает налоговые регистры на бумажные носители и хранит в отдельных папках в течение четырех лет.

2. Ответственное лицо за порядок ведения и хранения налоговых регистров – главный бухгалтер организации.

3.Для исчисления налога на прибыль дата получения дохода (осуществление расхода) определяется по методу начисления. Варианты: предприятие вправе указать не метод начисления, а кассовый метод. Но важно помнить, что кассовый метод могут применять только те компании, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товара (или оказания услуг, выполненных работ) не превысила 1 млн руб. за квартал. Основание – ст. 273 НК РФ. Если организация приняла изначально кассовый метод, но она не знает – как долго она сможет на нем «продержаться», то совет – лучше сразу выбрать метод начисления.

Также важно помнить – если организация забудет указать в учетной политике метод учета доходов и расходов, это не будет считаться ошибкой, но при проверке налоговый инспектор обязательно примет «по умолчанию» метод начисления. Помните об этом!

4. Для целей налога на прибыль прямыми расходами будут признаваться следующие расходы:

– затраты на приобретение стройматериалов, иного сырья, которое используется в строительстве;

– затраты на заработную плату рабочих, которые непосредственно принимают участие в строительстве объектов;

– затраты на начисленные обязательные страховые взносы от заработной платы рабочих, которые принимают непосредственное участие в строительстве объектов;

– суммы начисленной амортизации по тем основным средствам, которые задействованы в процессе строительства.

Важно помнить, что перечень прямых расходов приведен примерный, организация вправе самостоятельно «подобрать» необходимые пункты по своему виду деятельности. Основание – п. 4 ст. 252 НК РФ. Но такой перечень надо обязательно включить в состав учетной политики. Для удобства расчетов перечень прямых расходов может быть одинаков, как для целей налогообложения, так и для целей бухгалтерского учета.

5. Распределение прямых расходов: сумма прямых расходов распределятся на остатки НЗП (незавершенного производства) и на готовую продукцию (завершенные заказы по строительству) пропорционально доле, которую занимают остатки НЗП в исходном строительном материале (сырье). Для расчета необходимо брать количественные показатели материалов.

Важно помнить, если организация выбрала и закрепила какой-то определенный способ распределения прямых расходов между остатками НЗП и готовой продукцией, то такой способ она обязана применять не менее двух налоговых периодов. В нашем примере компания «Строй-Юг» будет применять приведенный метод в 2012 и в 2013 годах.

В том случае, когда прямые расходы невозможно отнести к конкретному виду продукции компания имеет право разработать иной порядок распределения прямых расходов. Это возможно, если будут использоваться экономически обоснованные показатели.

6. Строительные материалы и иное сырье, использующееся в строительстве, списываются в производство по методу ЛИФО (по стоимости последних по времени приобретения материалов). Напомним, что на основании п. 8 ст. 254 и подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, существует четыре способа оценки сырья и материалов, списанных в производство. Это следующие способы:

– по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

– по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

– по средней стоимости;

– по стоимости единицы запаса или товара.

Для торговых организаций следует также отразить (в примере приведена компания, занимающаяся строительством) правила формирования покупной стоимости товаров. Как правильно формировать покупную стоимость? На основании ст. 320 НК РФ можно выбрать один из способов:

– в покупную стоимость товара включаются только суммы, уплаченные поставщику;

– в покупную стоимость включает в себя еще и расходы на транспорт, то есть, расходы на приобретение товара и таможенные пошлины, сборы и страховые платежи (произведенные при покупке товара). Если организация выберет какой-нибудь способ, то она должна его применять для целей налогообложения не менее двух налоговых периодов. Необходимо на это обратить внимание.

7. По объектам основных средств применять линейный способ начисления амортизации.

8. По объектам НМА применять линейный способ начисления амортизации. Напомним, что на основании ст. 259 НК РФ организации могут выбрать только один из двух методов – это линейный метод, либо нелинейный. Выбранный метод закрепляется обязательно в учетной политике и применяется не менее пяти лет. Но, существуют исключения, стоимость зданий (сооружений, передаточных устройств) и нематериальных активов, входящих в VIII – X амортизационные группы, списывается только линейным методом.

Если компания примет решение о единовременном списании части стоимости основного средства, она должна это обязательно зафиксировать в учетной политике. И следует также установить (отразив его в учетной политике) процент единовременного списания. Он может быть установлен до 30% стоимости основного средства.

Какие виды основных средств подходят под такое единовременное списание? Это основные средства, которые относятся к III – VII амортизационным группам.

9. Организация будет создавать резерв на оплату отпусков работникам. Процент (указанный в смете-расчете) отчислений определен как отношение предполагаемой суммы за год расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. Смета (расчет) прилагается к настоящему приказу.

Резервы могут создавать компании, которые применят метод начисления для учета дохода и расходов. В учетной политике надо обязательно отразить – какие резервы предприятие будет создавать. Существует несколько видов резервов:

– на предстоящие расходы по НИОКР. Такой резерв могут создавать инновационные организации и только с 1 января 2012 года (основание – ст. 267.2 НК РФ в ред. Федерального закона от 07.06.2011 г. № 132-ФЗ);

– по сомнительным долгам. Порядок создания такого резерва регламентирован статьей 266 НК РФ. Следует обратить внимание на ограничение при создании такого резерва – до 10% от выручки отчетного (налогового) периода;

– на предстоящую оплату отпусков работникам. Основание – ст. 324.1 НК РФ, Рекомендуется создавать такой резерв компаниям с большим штатом работников. В учетной политике обязательно оговаривается предельная сумма резервирования и ежемесячны процент отчислений в резерв;

– на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

– гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Такой резерв создают только те предприятия, которые по договору с покупателями предусматривают гарантийное обслуживание товара. Если вдруг компания прекращает продавать товар, то сумма созданного резерва (неиспользованного) включается в состав доходов по окончании срока действия договора на гарантийный ремонт. Основание – п. 3 ст. 267 НК РФ;

– предстоящий ремонт основных средств. На основании ст. 324 НК РФ предприятие может создавать такой резерв. Норматив отчислений утверждается обязательно в учетной политике. Если компания желает накопить средства на ремонт дорогостоящего оборудования, то она вправе создать резерв на срок – более одного налогового периода (года);

– на предстоящие расходы, направляемые на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов;

– на предстоящие расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Этот вид резерва новый (основание – ст. 267.3 НК РФ). Применяется он только с 1 января 2012 года и только некоммерческими организациями.

10. Организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи в срок – не позднее 28-го числа каждого месяца отчетного периода. Предприятия могут установить иное – могут уплачивать авансовые платежи (ежемесячные) по фактически полученной прибыли. Срок уплаты таких авансовых платежей – не позднее 28-го числа, следующего за месяцем, по итогам которого производится расчет налога. Основание – п. 1 ст. 287 НК РФ.

На основании п. 5 ст. 287 НК РФ организации (вновь созданные) уплачивают авансовые платежи за отчетный период при условии, что выручка от реализации не превышала 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал.

11. Если у компании есть обособленные подразделения, то она указывает показатель для распределения доли прибыли. Например, показатель – среднесписочная численность работников. На основании п. 2 ст. 288 НК РФ можно выбрать не только среднесписочную численность работников, но и сумму расходов на оплату труда.

Налог на прибыль уплачивается отдельно по каждому обособленному подразделению, точнее по его местонахождению. Это условие также является результатом выбора. На основании п. 2 ст. 288 НК РФ организация может уплачивать налог по месту нахождения каждого обособленного подразделения (как в примере), либо через одно из обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ.

12. Настоящее Положение об учетной политике является обязательным для применения каждым обособленным подразделением.

По поводу НДС – обязательным элементом учетной политики является момент определения налоговой базы налогоплательщиками с длительным производственным циклом (то есть, свыше шести месяцев).

Остальные налогоплательщики исчисляют НДС, включая в налоговую базу суммы предварительной оплаты (авансов по договорам). Момент определения налоговой базы для таких налогоплательщиков не является обязательным элементом учетной политики.

Если компания имеет право сделать выбор – оставаться ли ей плательщиком НДС или использовать право на освобождение от уплаты НДС, то она может этот выбор сделать. Основание – ст. 145 НК РФ. Выбор она вправе сделать если за три предшествующие последовательные календарные месяцы выручка от реализации (без учета НДС) не превысила в совокупности 2 млн руб. Это необходимо закрепить в учетной политике.

Далее, если организация применяет параллельно с общепринятой системой налогообложения еще и специальные режимы (ЕНВД, УСН, например) то она должна отразить порядок ведения раздельного учета в учетной политике.

Если компания уплачивает НДПИ, то она должна предусмотреть следующее:

– метод определения количества добытого полезного ископаемого. Основание – п. 2 ст. 339 НК РФ;

– выбрать один из способов признания расходов, связанных с обеспечением безопасных условий труда. Основание – п. 1 и 3 ст. 343.1 НК РФ.

Источник: http://taxpravo.ru/faq/statya-171785-uchetnaya_politi

>
Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?

Нормативка для учетной политики

Нужно ли утверждать каждый год учетную политику

Итоги

Нормативка для учетной политики

Учетную политику (УП) обязана составлять любая фирма вне зависимости:

  • от видов деятельности;
  • численности работающих;
  • применяемой системы налогообложения;
  • масштабов производства;
  • иных условий.

Требования о необходимости формирования УП содержатся в:

  • НК РФ — в отношении налоговой учетной политики (ст. 313);
  • законе о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ (пп. 5–6 ст. 8) и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н) — по бухгалтерской УП.

Во многих компаниях формируют отдельные УП — в целях налогового (НУ) и бухгалтерского учета (БУ). Однако законодательство не содержит подобного жесткого требования, поэтому организация вправе оформить одну УП, предусмотрев в ней отдельные разделы, посвященные учетным моментам для целей НУ и БУ.

Следует отметить, что в вышеупомянутой статье НК РФ содержатся требования о необходимости установления в УП порядка ведения налогового учета и утверждении УП для НУ приказом (распоряжением) руководителя фирмы.

При этом закон № 402-ФЗ определяет, что в УП по БУ необходимо сконцентрировать применяемые фирмой способы бухучета. Однако четкие указания о том, какова должна быть структура этого документа, кем, когда и в какой форме он должен утверждаться, отсутствуют. Эти вопросы рассмотрены в ПБУ 1/2008, однако о необходимости ежегодного утверждения УП в нем не упоминается.

Нужно ли утверждать каждый год учетную политику

Таким образом, в перечисленных в предыдущем разделе нормативных документах, содержащих требования к учетной политике, не содержится упоминания об обязательности ежегодного утверждения УП. Отсутствует в них и прямой запрет на это.

Как быть? Решение остается за самой фирмой. Только она вправе установить и закрепить процедуру ежегодного (или с иной периодичностью) утверждения УП.

Однако при принятии подобного решения нужно учесть следующее:

  • Если УП от периода к периоду не меняется, разумно применять принцип рациональности — вместо ежегодного утверждения учетной политики при ее первичном оформлении указать дату, начиная с которой указанный документ подлежит применению (вместо указания очередного года).
  • Все изменения и дополнения в УП вносить, не переутверждая всю действующую УП, т. е. добавляя их при смене учетного метода — с начала года, при поправках в законодательстве — с момента вступления их в силу.

В отдельных случаях необходимость в частом утверждении УП может возникнуть, к примеру, если:

  • постоянно в разных пунктах УП корректируются множественные малозначительные нюансы, которые оформляются отдельными дополнениями к УП — в таких условиях сложно в полной мере понять влияние этих корректировок в целом на содержание учетной политики, а потому возникает потребность в утверждении новой редакции УП;
  • применяемые способы учета коренным образом повлияли на вид и состав действующей УП — здесь утвержденная учетная политика подменяется корректировками и утрачивает свое назначение, поэтому целесообразно утвердить новую редакцию УП с учетом всех поправок в едином тексте.

Помогут с оформлением УП размещенные на нашем сайте материалы:

  • «Как составить учетную политику организации (2019)?»;
  • «Регистры налогового учета по НДС: закрепляем в учетной политике».

Итоги

Необходимость ежегодного утверждения учетной политики определяется руководством фирмы. В законе на этот счет отсутствуют какие-либо требования или запреты.

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/vedenie_buhgalterskogo_ucheta/nuzhno_li_kazhdyj_god_utverzhdat_uchetnuyu_politiku/

Глава 21 НК РФ обязывает отражать в учетной политике организации отдельные положения по порядку ведения налогового учета. Также там можно, а иногда даже нужно уточнить порядок применения некоторых положений Налогового кодекса, которые трактуются неоднозначно. Варламова Виктория Владимировна, главный эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается приказами (распоряжениями) ее руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения1. Соответственно такой приказ (распоряжение) должен быть оформлен последними числами предыдущего года. Вновь созданная организация утверждает учетную политику не позднее окончания первого налогового периода и применяет со дня своего создания.

Рассмотрим, что и как необходимо отразить в учетной политике.

Раздельный учет входного НДС при осуществлении одновременно облагаемых и необлагаемых (освобождаемых от налогообложения) операций

По приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, которые будут использованы исключительно в необлагаемой деятельности, НДС, предъявленный поставщиком, включается в их стоимость. По товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным только для облагаемых НДС операций, — принимается к вычету. Суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, относящиеся одновременно к облагаемой и необлагаемой деятельности, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном учетной политикой для целей налогообложения2.

Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период3.

Порядок расчета НДС, установленный в учетной политике, не должен противоречить нормам Налогового кодекса. Например, если у организации налоговым периодом является квартал, то нельзя определить в учетной политике, что НДС будет распределяться по итогам календарного месяца.

Поскольку Налоговый кодекс не уточняет, какую стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав нужно брать для расчета пропорции, то в учетной политике налогоплательщику необходимо определить это самостоятельно.

Во-первых, под стоимостью товара можно понимать как продажную стоимость, так и себестоимость отгруженных товаров. Однако, по мнению Минфина, пропорция должна определяться исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг): как подлежащих налогообложению НДС, так и не облагаемых данным налогом, вне зависимости от их отражения на счетах бухгалтерского учета (как на счете 90, так и на счете 91)4, то есть исходя из продажной стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав. Поэтому, если в учетной политике организация установит иной способ определения пропорции, то ей, скорее всего, придется отстаивать свою точку зрения в судебном порядке.

Во-вторых, необходимо уточнить, как будет определяться стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав: — без учета НДС; — с учетом НДС5.

Второй вариант может привести к спорам с налоговыми органами, поскольку согласно разъяснениям Минфина РФ и налоговой службы организациям при расчете пропорции следует основываться на сопоставимых показателях, то есть учитывать стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав без учета НДС6.

Как видим, у контролирующих органов уже сложилась определенная точка зрения на порядок ведения раздельного учета. Поэтому организациям при утверждении в учетной политике критериев, которые будут использоваться при распределении входного НДС, следует оценить свою готовность к возможным спорам с налоговой службой.

В учетной политике необходимо также определить способ ведения раздельного учета: — аналитический (в частности, в регистрах налогового учета); — на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов, например:

  • сч. 19 субсчет «НДС, принимаемый к вычету»;
  • сч. 19 субсчет «НДС, включаемый в стоимость товаров, работ, услуг»;
  • сч. 19 субсчет «НДС, подлежащий распределению».

В аналогичном порядке ведут раздельный учет сумм налога налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

На практике были случаи, когда налоговая служба пыталась диктовать свои условия принятия к вычету НДС и даже ставила вопрос об отсутствии раздельного учета, притом что организация фактически вела раздельный учет, но учетной политикой не был установлен порядок его ведения.

Внимание! При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается7.

Налогоплательщик имеет право не распределять входной НДС между облагаемой и необлагаемой деятельностью и в полном объеме принимать его к вычету в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство8.

Налоговый кодекс прямо не устанавливает обязанность налогоплательщиков определять в учетной политике возможность применения права не вести раздельный учет. Однако нередко налоговые органы ставят под сомнение правомерность применения данной нормы, если организация не предусмотрела такую возможность в учетной политике, и делают вывод об отсутствии раздельного учета в принципе9.

Поэтому в учетной политике организации лучше все же оговорить один из вариантов: — использовать свое право на вычет НДС в полном объеме при выполнении условий, установленных абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ; — независимо от доли расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав в общей сумме расходов на производство распределять входной НДС в соответствующей доле.

При выборе первого варианта в учетной политике необходимо предусмотреть, как будет определяться совокупная величина расходов на производство:

  • к совокупным расходам относятся только прямые расходы на производство, которые определяются по данным бухгалтерского учета;
  • к совокупным расходам относятся прямые и косвенные расходы на производство, которые определяются по данным бухгалтерского учета;
  • иным способом.

Нормой, позволяющей не вести раздельный учет входного НДС, формально могут воспользоваться только производственные организации, так как у торговых организаций расходов на производство, которые являются критерием для расчета права на ее применение, нет. Прежде в п. 43 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость»10 разъяснялось, что это положение НК РФ распространяется и на торговую деятельность.

Однако указанные рекомендации отменены, а официальной точки зрения по данному вопросу нет. Представляется, что и в настоящее время налогоплательщики, не осуществляющие производственную деятельность, вправе воспользоваться этой нормой, иначе будет нарушен принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ.

Хотелось бы также обратить внимание, что, по мнению Минфина РФ и налоговой службы, норма, предусмотренная абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ, применяется только налогоплательщиками НДС. Организации, являющиеся в отношении отдельных видов деятельности налогоплательщиками ЕНВД, не вправе принимать к вычету НДС в полном объеме11.

Мнения арбитражных судей по рассматриваемому вопросу разделились12.

Раздельный учет операций, облагаемых по ставке 0%

Порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке, является обязательным элементом учетной политики, если организация осуществляет такие операции13. Налоговый кодекс РФ не устанавливает каких-либо вариантов ведения раздельного учета. Налогоплательщикам необходимо разработать их самостоятельно.

Критериями для распределения сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), предъявляемых к вычету в порядке, предусмотренном для товаров, реализуемых на внутреннем рынке и на экспорт, могут быть:

  • стоимость реализуемых товаров;
  • фактические расходы;
  • себестоимости готовой продукции;
  • иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности14.

Необходимо также обеспечить раздельный учет налоговой базы, поскольку по операциям, облагаемым по ставке 0%, она определяется в особом порядке15 и исчисляется отдельно по каждой такой операции16.

Способы ведения раздельного учета: — аналитический; — на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов к счетам 19, 90, 62, 68 и т. д., например:

  • сч. 19 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ, используемым для производства и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%»;
  • сч. 19 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ, используемым для производства и реализации товаров (работ, услуг), реализуемых на внутреннем рынке»;
  • сч. 19 субсчет «НДС по реализованным на экспорт товарам, применение нулевой ставки по которым не подтверждено»;
  • сч. 90?1 субсчет «Выручка от реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав) на внутреннем рынке»;
  • сч. 90?1 субсчет «Выручка от реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав), облагаемая по ставке 0%»;
  • сч. 62?1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Оплата в счет предстоящих поставок товаров на внутренний рынок»;
  • сч. 62?3 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Оплата в счет предстоящих поставок товаров, реализация которых облагается по ставке 0%».

Длительный цикл производства

Согласно п. 13 ст. 167 НК РФ налогоплательщик — изготовитель товаров (работ, услуг) может не исчислять НДС при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации17). В этом случае налогоплательщик обязан вести раздельный учет осуществляемых операций и сумм входного НДС, в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.

Организациям — изготовителям товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом, входящим в перечень, установленный Правительством РФ, в учетной политике необходимо определить один из вариантов исчисления НДС при получении оплаты (авансов) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг):

  • НДС не исчисляется;
  • НДС исчисляется.

При выборе первого варианта организации нужно определить порядок распределения входного НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для производства с длительным производственным циклом и другого вида деятельности. Поскольку в НК РФ не указан критерий для распределения НДС, относящегося к таким расходам, налогоплательщику необходимо установить его самостоятельно: — НДС может распределяться пропорционально сумме прямых расходов на производство на основании данных бухгалтерского учета; — организация выбирает иные показатели с учетом особенностей своей деятельности, например, пропорционально выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Раздельный учет ведется:

  • аналитически;
  • на основании данных бухгалтерского учета посредством введения дополнительных субсчетов к счетам 90, 19, 10, 20, 26 и др.,

например:

  • сч. 90?1 субсчет «Выручка от реализации товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства»;
  • сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства»;
  • сч. 19 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ, используемым в производстве товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства»;
  • сч. 10 субсчет «Сырье и материалы, используемые для производства товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства»;
  • сч. 20 субсчет «Основное производство товаров (работ, услуг) с длительным циклом производства» и др.

Документооборот

В учетной политике можно отразить порядок документооборота в целях исчисления НДС. Например, принцип нумерации счетов-фактур: — начиная с 1-го числа каждого календарного года (квартала, месяца) в порядке возрастания номеров; — с присвоением составных номеров счетам-фактурам и т. д.; — иным способом.

Если у организации есть обособленные подразделения, то, по мнению налоговой службы, в учетной политике необходимо оговорить порядок ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж (например, в виде разделов), а также определить сроки представления документов в головную организацию для оформления единых книг покупок и продаж налогоплательщика и составления деклараций по налогу на добавленную стоимость18.

Учетная политика в целях налогообложения не должна быть простой формальностью. Это один из способов создания оптимальной системы налогового учета, минимизации налоговых рисков и защиты интересов налогоплательщиков в случае разногласий с налоговыми органами.

1) п. 12 ст. 167 НК РФ

2) п. 2, 4 ст. 170 НК РФ

3) п. 4 ст. 170 НК РФ

4) Письмо Минфина РФ от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133

5) Постановления ФАС Московского округа от 11.03.2004 № КА-А40/1583-04, Западно-Сибирского округа от 02.08.2004 № Ф04-5288/2004(А45-3291-25), от 13.01.2005 № Ф04-9499/2004(7826-А70-18)

6) Письма Минфина РФ от 29.10.2004 № 03-04-11/185, МНС РФ от 13.05.2004 № 03-1-08/1191/15@

7) п. 4 ст. 170 НК РФ

8) абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ

9) Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2006 по делу № А42-6203/2005

10) утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447

11) Письма Минфина РФ от 08.07.2005 № 03-04-11/143, УФНС РФ по г. Москве от 30.04.2005 № 19-11/31596

12) Постановления ФАС Поволжского округа от 23.09.2004 по делу № А55-15174/03-22, Северо-Западного округа от 04.12.2003 по делу № А13-9460/02-15

13) п. 10 ст. 165 НК РФ

14) Письма Минфина РФ от 17.03.2005 № 03-04-08/51, от 14.03.2005 № 03-04-08/48

15) п. 1, 9 ст. 167, п. 9 ст. 154, п. 1 ст. 164 НК РФ

16) п. 6 ст. 166 НК РФ

17) Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 «Об утверждении перечней товаров…»

18) Письма ФНС РФ от 19.10.2005 № ММ-6-03/886@, МНС РФ от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/65363/

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику

Если вы ознакомились с приведенной выше информацией, значит, вы, скорее всего, нуждаетесь в создании приказа о внесении изменений в учетную политику. Ниже приведен его пример – на его основе вы без проблем сделаете собственное распоряжение.

Первым делом внесите в бланк:

  • название своей компании;
  • номер документа (по внутреннему документообороту), локацию формирования приказа (место) и дату;
  • основание для создания распоряжения – поставьте ссылку на нужную статью закона РФ.

После этого идет основной блок. Сюда по порядку включите:

  • собственно указание на внесение изменений в учетную политику и дату, с которой это необходимо сделать;
  • ранее действующий пункт учетной политики, подлежащий правкам и его новую редакцию;
  • ответственного за исполнение приказа сотрудника (обычно это бухгалтер или главный бухгалтер).

Если надо, эту часть можно дополнить и другими нужными вам сведениями. В заключение отдайте распоряжение на подпись всем лицам, в нем указанным.

Источник: https://assistentus.ru/forma/prikaz-o-vnesenii-izmenenij-v-uchetnuyu-politiku/