Нарушения закона о рекламе

Наказание за объявление на столбах и асфальте

Порядок размещения наружной рекламы представлен в ст. 19 Закона.

Наказание за размещение объявлений на столбах зависит от вида правонарушения.

Так, ч. 3 ст. 19 Закона прямо запрещает клеить рекламные листовки на знаки автомобильного движения и их опоры, а также на любые другие приспособления, предназначенные для регулирования транспортного движения.

За нарушение данного требования ответственность наступит по ч. 1 ст. 14.38. КоАП (далее – АК (Административный Кодекс)):

Лицо, привлекаемое к ответственности Размер штрафного взыскания
Гражданин От 2000 до 2500
Должностное лицо От 10000 до 15000
Юридическое лицо От 100000 до 200000

В иных случаях ответственность наступит только, если столб будет признан рекламной конструкцией. Перечень таких конструкций указан в ч. 1 ст. 19 Закона – это щиты, стенды, электронные табло и прочие средства постоянного территориального размещения.

Скорее всего, столб будет признан как рекламная конструкция, и, соответственно, ответственность за нарушение правил эксплуатации рекламной конструкции наступит по ст. 14.37. АК:

Субъект правонарушения Штраф за рекламу
Гражданин От 1000 до 1500
Должностное лицо От 3000 до 5000
Юридическое лицо От 500000 до 1000000

Что касается рекламы на асфальтовом покрытии, то в Законе ничего по этому поводу не сказано. Равно, как и в АКе отсутствует статья, указывающая на меры наказания за рекламу на асфальте. Однако санкции за данное нарушение могут быть установлены на региональном уровне.

Незаконная реклама алкоголя

В отношении рекламирования алкогольной продукции в Законе есть отдельная статья – 21.

Помимо общих требований к рекламированию алкоголя, в частности, о том, что такая реклама не должна осуждать воздержание от алкоголя или обращаться к несовершеннолетним.

Полный запрет на размещение рекламы алкоголя установлен:

  • на радио и телевидении (штрафа за пиво не будет, при трансляции такой рекламы в прямом эфире или записи спорт. соревнований);
  • в печатных СМИ (кроме рекламирования пива);
  • в кинотеатрах;
  • в общественном транспорте;
  • на автовокзалах и ж/д вокзалах;
  • в детских или медицинских учреждениях, в концертных залах, цирках, музеях и др.

Также п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона вносит полный запрет на рекламу в сети “Интернет”.

Поскольку в АКе не предусмотрено отдельной статьи, предусматривающей ответственность за рекламирование алкоголя, субъект правонарушения будет нести санкции, предусмотренные общей нормой – ч. 1 ст. 14.3. АК:

Субъект правонарушения Размер штрафного взыскания за рекламу алкоголя в интернете, в общественном транспорте, на вокзале и др.
Гражданин От 2000 до 2500
Должностное От 4000 до 20000
Юрлицо От 100000 до 500000

На транспорте

Нормативное регулирование порядка размещения рекламы на ТС осуществляется ст. 20 Закона.

Так, в ч. 1 ст. 20 Закона сказано, что рекламу на ТС разрешено размещать собственникам ТС или лицам, заключившим договор с собственниками на оказание услуг рекламного характера.

А вот в случае, если:

  • кузов ТС будет раскрашен какой-либо рекламной надписью;
  • либо же ТС будет переоборудовано таким образом, что вообще перестанет быть ТС и выполнять свои прямые функции.

То наступит ответственность, определенная в ч. 2 ст. 14.38. АК:

Субъект правонарушения Какой штраф
Гражданин От 3000 до 5000
Должностное От 30000 до 50000
Юрлицо От 500000 до 1000000

Также ч. 3 ст. 20 Закона вносит запрет на размещение рекламы на ТС, которые:

  • принадлежат оперативным службам и имеют специальные цветограф. схемы, нанесенные на наружные поверхности кузова;
  • принадлежат ФГУП “Почта России”;
  • предназначены для осуществления транспортировки небезопасных грузов.

В таком случае, санкции будут по ч. 3 ст. 14.38. АК:

Субъект нарушения Наказание в виде штрафа в размере
Гражданин От 2000 до 2500
Должностное От 5000 до 10000
Юрлицо От 50000 до 200000

Также нельзя:

  • размещать звуковую рекламу на ТС (например, с использованием громкоговорителей или иных средств громкой связи);
  • размещать рекламу таким образом, что другим участникам транспортного движения будут создаваться помехи.

За указанные нарушения наказания будут, соответственно, по ч. 5 и ч. 4 ст. 14.38. АК:

Субъект правонарушения Звуковое рекламирование Создание помех другим участникам движения
Гражданин От 2000 до 2500 От 2000 до 2500
Должностное лицо От 4000 до 7000 От 10000 до 20000
Юридическое лицо От 40000 до 100000 От 200000 до 500000

Как видно из указанных выше положений, на заднем стекле автомобиля размещать рекламные надписи можно.

Характеристика

ФАС — это сочетание врождённых психических и физических дефектов, которые впервые проявляются при рождении ребёнка и остаются у него на всю жизнь. Это пожизненное нарушение, которое не проходит с возрастом. ФАС является главной причиной нарушений умственного развития, которые можно предотвратить. ФАС включает аномалии в трёх различных областях:

  1. Мозговые аномалии и расстройства, связанные с деятельностью центральной нервной системы, включая неврологические аномалии, умственную отсталость, нарушения поведения, нарушения интеллекта и/или аномалии структуры мозга;
  2. Пренатальный и/или постнатальный дефицит роста и веса.
  3. Специфические особенности строения лица и черепа:
    • короткая и узкая глазная щель,
    • широкая плоская переносица,
    • сглаженный губной желобок,
    • тонкая верхняя губа (кайма верхней губы),
    • микроцефалия,
    • эпикантус,
    • гипоплазия верхней или нижней челюсти,
    • расщепление нёба,
    • микрогнатия.

Наблюдаются также аномалии суставов, изменения рисунка ладонных складок, врожденные пороки сердца, аномалии наружных половых органов, капиллярные гемангиомы, нарушения тонкой моторики. Степень выраженности коррелирует с тяжестью алкоголизма матери.

Дети с ФАС:

  • отстают в росте и весе
  • имеют характерные особенности лица — лицевые аномалии
  • могут иметь проблемы со слухом и зрением
  • хуже обучаются элементарным вещам
  • имеют проблемы с памятью и вниманием и трудности в обучении в школе
  • хуже контролируют свои эмоции и своё поведение
  • могут нуждаться в специальных педагогах и обучении в специальных школах
  • часто недостаточно осознают последствия своих поступков
  • могут совершать асоциальные поступки и вступать в конфликт с законом
  • всю жизнь нуждаются в социальной защите и медицинском сопровождении

Неизвестно, что влияет в большей степени на нарушение: количество, частота или время употребления алкоголя. Даже если дородовое воздействие алкоголя не приведёт к ФАС, врачи рекомендуют полностью воздержаться от спиртных напитков во время беременности. При меньших дозах алкоголя ребёнок может не проявлять все симптомы ФАС, но, тем не менее, страдать от нарушений фетального алкогольного спектра (ФАСН).

Эпидемиология

Распространённость ФАС составляет от 0,2 до 2 на 1000 живорождённых в США, менее выраженные фетальные алкогольные эффекты встречаются гораздо чаще: 10 на 1000 живорождённых. В некоторых группах населения в США, где распространены традиции употребления алкоголя, распространённость ФАС составляет от 3,0 до 5,6 на 1000 живорождённых. В семьях, где есть один ребёнок с ФАС, у последующих детей заболевание встречается в 771 случаев на 1000 живорождённых . Если мать страдает алкоголизмом и продолжает употреблять во время беременности, то вероятность рождения ребёнка с ФАС у неё примерно 25-45 %

При активном выявлении детей, страдающих ФАС при обследовании детей в школах, ФАС был диагностирован в 3,1 на 1000 учащихся. В странах с большим потреблением алкоголя и ограниченными знаниями о влиянии алкоголя на плод процент детей с ФАС может быть существенно выше. При исследовании детей в школах в Италии ФАС был выявлен в 3,7 до 7,4 случаях на 1000 детей и ФАСН в 23-41 случаях на 1000. Наиболее высокая распространённость в настоящее время была выявлена при исследовании детей в школах в Южной Африке. От 40,5 до 46,4 на 1000 детей 5-9 лет страдали ФАС.

Эпидемиологических данных о частоте ФАС и ФАСН у России нет. Обследование педиатрами 2352 детей в специальных сиротских приютах г. Москвы (83 % от числа детей, находящихся в этих учреждениях) было выявлено 186 (7,9 %) детей с ФАС. В специализированном неонатологическом стационаре в 2005 году грудные дети с ФАС составили 3,5 %. Исследование, проведённое в домах ребёнка в Мурманске, показало, что 13 % детей имели ФАС и у 45 % детей отмечались нарушения фетального алкогольного спектра. Исследование распространённости ФАС в условиях обсервационного родильного дома показали, что частота диагностирования ФАС на 1000 живорождённых составила в этом учреждении: в 2003 году — 2,7, в 2004 году — 1,17; в 2005 году — 3,62. Изучение динамики заболеваемости в домах ребёнка г. Санкт-Петербурга показало, что ФАС составлял в 2000 г. — 9,3 %; в 2001 г. — 8,7 %; , в 2002 г. — 9,0 %; , в 2003 г. — 7,0 %; в 2004 г. — 7,3 %.

Профилактика

Основой предотвращения Фетального алкогольного синдрома является скрининг всех женщин детородного возраста, направленный на выявление риска воздействия алкоголя на плод. Скрининг позволяет выявить тех, кто находится в группе риска, а затем использовать соответствующие методы консультирования для уменьшения или прекращения употребления алкоголя до зачатия.

Скрининг женщин, направленный на выявление алкогольных проблем, может быть включен в обычную работу врача или среднего медицинского персонала и проводиться с помощью анкетирования или опросов.

Женщинам, зависимым от алкоголя, следует рекомендовать специализированное лечение. Для женщин, находящихся в зоне риска, целесообразно использовать краткосрочные вмешательства.

Врачи, как правило, не считают, что они должны каким-либо образом затрагивать в беседе с пациентками вопрос употребления алкоголя. Однако, многие специалисты встречаются в своей практике со значительным числом женщин детородного возраста, и вопросы здоровья женщины и её ребёнка занимают значительное место в их работе.

Результаты исследования, проведённого в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде (опрос более 700 женщин детородного возраста) , показали, что врачи (особенно врачи-гинекологи) являются для женщин наиболее значимым источником информации о здоровье и беременности: женщины склонны следовать их советам и в большей степени доверяют врачу по сравнению с такими источниками информации, как СМИ, специальная литература, реклама, близкие и друзья.

Исследования, проведённые в ряде стран, также выявили, что даже краткое вмешательство врача уменьшает употребление алкоголя пациентками и существенно снижает заболеваемость ФАС и ФАСН. Выяснилось, что даже пятиминутное вмешательство (совет врача) по поводу употребления алкоголя оказалось не менее эффективно, чем длительная беседа.

Исследования показывают также, что эффективность врача в работе с алкогольной проблемой зависит от времени, приоритетов в работе, понимания своей ответственности за здоровье пациента, представлений о влиянии алкоголя, а также от навыков и уверенности в возможностях своего влияния на пациента.

Проводя краткосрочное вмешательство по поводу употребления алкоголя женщиной, врач может предотвратить необратимые врождённые нарушения и инвалидность ребёнка.

ФАС в России

Исследования, проведённые в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, показали, что беременные женщины и небеременные женщины детородного возраста не обладают необходимой информацией о негативном влиянии алкоголя на плод, а также не имеют жёстких (запрещающих) установок в отношении употребления алкоголя во время беременности. Многие женщины полагают, что употребление небольшого количества качественного алкоголя (в частности, сухого красного вина) при нормальном течении беременности после 12 недель «не нанесет вреда, а может быть даже и полезным». Результаты исследования также показали, что врачи не уделяют должного внимания проблеме употребления алкоголя женщинами детородного возраста и беременными женщинами и практически не затрагивают эту тему на приеме, ограничиваясь, как правило, лишь самым общим формальным вопросом о вредных привычках. В большинстве своем гинекологи, педиатры и врачи других специальностей, не связанные прямо с лечением алкоголизма, не имеют навыков корректного обсуждения с женщинами темы употребления алкоголя, не владеют методами скрининга группы риска, а также не имеют четких представлений о критериях выделения этих групп.

В настоящее время норма потребления алкоголя в России является одной из самых высоких в мире и существенно превышает тот уровень потребления абсолютного алкоголя в год, выше которого употребление алкоголя представляет серьёзный риск для здоровья. Уровень употребления алкоголя женщинами детородного возраста также является высоким. Результаты исследования, проведённого в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, показали, что большинство небеременных женщин употребляют алкоголь (86 % женщин в Санкт-Петербурге и 93 % в Нижнем Новгороде и области) и 20 % беременных женщин также сообщили об употреблении ими алкоголя во время беременности

> Примечания

М. А. Спиридонова

 Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе», 2008 г.

1. Ст. 2 Закона «О рекламе» определяет сферу его действия, под которой понимается круг общественных отношений, которые попадают под регулирование данным правовым актом. Такими в настоящем смысле являются отношения, складывающиеся между субъектами рекламной деятельности в процессе ее создания, распространения, потребления, осуществления контроля уполномоченными органами за соблюдением рекламного законодательства и привлечения к ответственности виновных лиц. При этом в Законе «О рекламе» содержатся нормы как материального (определяющие права, обязанности субъектов), так и процессуального права (регламентирующие порядок согласования размещения наружной рекламы).
2. Главным критерием отнесения отношений к рекламным отношениям является сущность рекламы, которая раскрыта в ст. 3.
• В связи с отсутствием ключевых признаков рекламы действие настоящего Закона не охватывает, во-первых, политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.
Как и коммерческая реклама, политическая характеризуется публичностью (с использованием средств массовой информации она адресуется неопределенному кругу лиц, обладающих избирательными правами), разнообразием форм проявления (устные выступления, радиоролики, телереклама, интервью, газетные полосы, плакаты, листовки) эмоциональным подтекстом и способностью влиять воздействия на сознание человека.
Однако политика – одно из главных направлений деятельности государства, вытекающее из отношений между субъектами по формированию и осуществлению власти. Поэтому политическая реклама, как форма коммуникации представляет собой сообщения, информацию, призывающие граждан совершить действия, выгодные политику, партии государству. Основные ее функции – информационная и идеологическая. Путем предоставления ситуативно-важных сведений она формирует массовое сознание, психологическую установку на голосование, создает представление политических силах
Задача же политической рекламы: создание приглядного для народа имиджа политической структуры, позиционирование или поддержание кандидата, партии, объединения, идеи, которые не могут отождествляться с товаром, который является предметом коммерческой рекламы. Это главная особенность политической рекламы. Человек не предназначен для купли-продажи, соответственно стандартный лозунг «реклама – двигатель торговли» – не подходит к политическим призывам.
Другое отличие. Политическая реклама не направлена на непосредственное извлечение прибыли. Это самое дорогое мероприятие в предвыборной кампании, глобальные затраты ради достижения иной, не материальной цели. И финансируется политическая реклама специальными субъектами: кандидатом, или другими лицами, действующим в его интересах (партии, объединения, инициативные группы).
Кроме сказанного, политическая реклама ограничена во времени. Если актуальность коммерческой рекламы определяется рекламодателем, то сроки проведения политической агитации ограничены законом.
Ст. 3 Закона «О рекламе» относит к числу политической рекламы предвыборную агитацию – одно из основных средств демократической и законной политической борьбы, основанной на состязательности и гласности, с целью прихода к власти. Суть ее в убеждении избирателей о необходимости сделать выбор в пользу определенной кандидатуры.
Агитация же по вопросам референдума – это активность граждан, их групп, общественных объединений, направленная на побуждение к проведению референдума или отказу от него, голосованию на референдуме или проявлению пассивности, даче положительного или отрицательного ответа на вопрос референдума. Круг вопросов государственной важности, которые могут быть вынесены на референдум, определен частью 5 ст. 6 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ.
Таким образом, специфика затрагиваемых вопросов, отсутствие товара или услуги в прямом смысле этих слов и наличие признака политической цели вместо коммерческой исключают политическую рекламу из сферы действия Закона «О рекламе». Производство, размещение политической рекламы и проведение предвыборной агитации урегулированы Федеральным законом от 21 июня 1995 года № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», Федеральным законом от 17 мая 1995 № 76-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», иными Федеральными законами и региональными нормативными актами.
• Действие комментируемого Закона не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Доступная информация играет очень важную роль для правильного выбора потребителя. Купить товар с требуемыми качествами можно только в том случае, если сведения о товаре предоставлены в полном объеме, они соответствуют действительности и объясняют потребителю, для чего нужен товар, как его эксплуатировать, хранить и чего делать не рекомендуется, где, у кого и как его приобрести.
Введение требований об обязательном указании производителем или продавцом каких-либо сведений о товаре может быть связано также с особенностью деятельности предпринимателя – поставщика услуг, товара, с отдельными свойствами продукта. Например, употребление лицом, не знающим о наличии в продукте противопоказаний для него, этого продукта, может неблагоприятно сказаться на здоровье человека. Поэтому потребителю необходимо знать информацию о составе продукта или о его производителе (для некоторых организаций характерно добавление определенных компонентов, которые не все приемлют).
Разобраться, чем эта информация отличается от рекламы, помогают информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» и письмо Федеральной антимонопольной службы «О разграничении рекламы и иной информации» от 16 марта 2006 г. № АК/3512. Перечень же обязательной информации можно найти, например, в Законе «О защите прав потребителей».
Из этих актов следует, что к обязательной информации относится та, которая направлена на защиту потребителя от недобросовестных действий продавца: соответствие государственным стандартам, техническим условиям, наличие у организации лицензии, информации о сертификатах и их номерах, о сроке годности товара.
Обязательной является также информация о режиме работы организации-продавца и об адресе производителя. Часто отсутствие таких данных затрудняет поиски ответчика при возникновении споров и препятствует оперативному разрешению проблем.
По мнению Федеральной антимонопольной службы реклам к информации, на которую распространяется комментируемое положение закона, относятся и средства, индивидуализирующие организацию. Но только если они расположены в месте ее нахождения. В отношении этой информации существует еще одна оговорка. Должен соблюдаться разумный количественный предел ее размещения в одном месте. Как правило, дублирующие таблички с изображением товарного знака, расположенные в месте расположения продавца (производителя), рассматриваются как рекламный материал. Здесь учитывается влияние на сознание потребителя фактора повторения информации, который обладает свойством навязывания ее необходимости. В каждом отдельном спорном случае внимание уделяется числу информационных носителей, их размер, взаимное месторасположение, видимость/ незаметность потребителем с одной точки и манера исполнения.
Наглядным примером в таком случае будет разбирательство Челябинской УФАС, признавшей плакат ООО «Лабиринт-С» ненадлежащей рекламой. На фасаде здания ООО «Лабиринт-С» разместило рекламу с названием магазина «Алкомаркет „Красное Белое“, изображением бокалов с напитками. Утверждение о том, что эта вывеска не является рекламой, так как содержит обязательную информацию о названии магазина не нашла подтверждения, так как у входа в магазин находилась еще одна вывеска, на которой указаны и наименование организации, и режим работы (не наружная реклама, а обязательные сведения). Размещение же плаката с наименованием магазина „Алкомаркет «Красное Белое“ не является обязательным в силу закона и направлено на привлечение внимания потребителей (реклама). Поэтому на эту информацию распространяется законодательство о рекламе и, соответственно, ограничения наружной рекламы спиртного.
Еще пример. В соответствии с гражданским законодательством, законодательством о коммерческих организациях хозяйственное общество должно иметь фирменное наименование. Иногда – фирменное наименование на иностранном языке. Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного) в качестве обязательного реквизита на табличке в месте нахождения рекламой не является. Поэтому организация, написавшая в месте нахождения свое наименование на английском, не может привлекаться к ответственности за использование иностранных слов и символов при размещении рекламы.
Обязанность отдельных субъектов по опубликованию информации может быть предусмотрена и другими федеральными законами. Например, Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено, что при каждом выходе радио– или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы (п. 8 ст. 27); Законом Российской Федерации № 138-ФЗ от 11 ноября 2003 года «О лотереях», предусмотрена обязанность по размещению информации результатов розыгрышей тиражной лотереи (часть 6 ст. 13).
• Подпункт 3 п. 2 ст. 2 говорит о том, что рекламой не являются справочно-информационные и аналитические материалы, которые не имеют в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Справочно-информационные материалы представляются в большинстве случаев в виде печатных или электронных документов, публикаций, статей и содержат анкетно-реквизитные, статистические, сводные или регулярно видоизменяющие полезные данные, основанные на количественных и качественных показателях отдельных явлений, объектов.
Аналитический материал – информационный блок, состоящий из описания исследования какого-то факта, процесса, явления путем логических приемов, обоснованных выводов и прогнозов.
В качестве примеров Закон «О рекламе» приводит обзор внутреннего и внешнего рынков (оценка экономического состояния ресурсов страны, промышленного производства, услуг, сельского хозяйства, финансовых институтов, места российских производителей на мировой арене, их опыт, уроки и перспективы развития национального бизнеса), результаты научных исследований и испытаний.
Научное исследование – процесс изучения, экспериментирования, выдвижения гипотез и подтверждение теорий, направленный на извлечение знаний.
Испытание – операция технического плана и установленной процедуры, имеющая целью подтверждение или опровержение соответствие продукции, процесса или услуги предполагаемым требованиям или характеристикам. Например: «Результаты научно-исследовательских и производственных испытаний средств защиты растений и агрохимикатов на различных культурах. Результатами опытов, проводимых в племсовхозе „Чистюньский“ Топчихинского района и ЗАО „Колос“ Смоленского района достоверно установлено, что использование органо-минерального удобрения „Свекловичное“ в качестве основного внесения при посеве и водорастворимого комплексного удобрения „Акварин-5“ в различных дозах характеризуется высокой эффективностью. Так, в зависимости от дозы внесения „Акварин-5“ в виде некорневой подкормки в фазу смыкания листьев прибавка урожая составила от 9,6 до 16,7 т/га, на фоне внесения ОМУ „Свекловичное“ в дозе 70 кг/га от 20,1 до 26,2 т/га. Сбор сахара по всем вариантам в 1,55-2,06 раза больше контроля. Окупаемость 1 руб. затрат в зависимости от варианта составляет 95,9-И 3,2 руб. и 50,7-75,6 руб.»
Такую информацию нельзя считать рекламной в силу определенных обстоятельств. Самое главное из них – отсутствие цели продвижения или продажи описываемого товара, услуги и цели привлечения внимания человечества к актуальным глобальным проблемам. Материал же носит научно-просветительский, повествовательный характер.
Такая оговорка касается и остальных случаев, указанных в данной статье. Преследование же коммерческого интереса при использовании подобных форм преподнесения информации говорит о наличии признака рекламы. Так обращающие внимания потребителя в справочно-информационных материалах, на свойства и качества одного субъекта или объекта на фоне незначительных сведений о других субъектах и объектах, могут расцениваться как реклама, которая будет регламентироваться настоящим законом.
• Под действие законодательства о рекламе не попадают и сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления. Но при условии, что они не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой. Это положение является нововведением Закона «О рекламе» 2006 года.
Вообще обозначенным субъектам закон строго запрещает вести деятельность хозяйствующих организаций, основанную на соперничестве и преследующую извлечение прибыли. Абзац 2 части 3 ст. 7 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» гласит: «Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации». Поэтому рекламный характер информации, для которой коммерческий интерес превыше всего, недопустим для сообщений государственных и муниципальных структур. Однако социальная реклама в силу прямого допущения настоящего закона является прерогативой именно государства и муниципалитета (п. 1 ст. 10).
• В подпункте 5 речь идет о материальных носителях информации нерекламного характера. Это вывески (надписи) и указатели. Основная их задача – обеспечить быстрый оперативный поиск потребителем нужного ему объекта, адресовать, направить, подсказать, не формируя интерес к лицу, товару, идеям и начинаниям и не способствуя реализации товаров, идей и начинаний. Так указание на профиль организации («нотариальная контора», «дом культуры», «парикмахерская», «игровой центр») или товар, на продаже которого она специализируется («Рыба», «Одежда») является обычаем делового оборота, а не рекламой заведения или учреждения. Чтоб отличить рекламу от просто указателя, необходимо помнить следующее. Во-первых, рекламный материал может размещаться где угодно: на соседней улице, в другом городе, а вывеска или указатель располагаются на объекте, о котором информируют, или в непосредственной близости от него. Например, если в офисном центре находится множество организаций, а интересующая нас, например, багетная мастерская арендует маленькую комнату в глубине здания. Указателем для нее может считаться табличка, расположенная у общего входа с указанием объекта, этажа и номера помещения, дублирующая ее – перед разветвлением коридора и размещенная на двери кабинета, в котором находится организация. Рекламой же могут признать вывеску этой мастерской, которая находится на общем козырьке здания и не дает ответа на вопрос, где именно в этом здании можно заказать багету, а привлекает внимание к самому факту наличия по данному адресу багетной мастерской.
Во-вторых, реклама распространяется для того, чтобы, воздействуя на сознание потребителя, убедить его в необходимости приобретения именно этого товара или услуги. Вывески и указатели в смысле комментируемого положения закона не должны нести эмоциональной окраски и оценочной информации, а нейтрально отвечать на вопрос «что?» и «где?» Например, вывеска «Куры гриль» по этому признаку отличается от рекламы «Самые крупные куры гриль – здесь!»

Источник: http://TheLib.ru/books/m_a_spiridonova/kommentariy_k_federalnomu_zakonu_ot_13_marta_2006_goda_38_fz_o_reklame_2008_g-read.html

Не нравится реклама – жалуйтесь!

Заседания Правительства Российской Федерации, на которых затрагиваются те или иные вопросы, касающиеся рекламы, можно назвать регулярными. Это неотъемлемая часть жизни современного мира, поэтому данную сферу необходимо регулировать и постоянно контролировать. Без правительственного контроля и действующего законодательства реклама вырвется наружу, как злой джин из бутылки.

Не так давно (например, в начале 2000-х) все мы могли наблюдать полный беспредел в рекламном бизнесе, сегодня он взят под строгий контроль. Правительство постоянно принимает все новые и новые распоряжения, действие которых направлено на усиление контроля за нарушениями рекламного законодательства.

Если вы столкнулись с неправдивой, некачественной рекламой или той, которая в какой-то мере оскорбляет вас или ущемляет ваши права, то на правах гражданина Российской Федерации имеете возможность написать жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Обращение будет не только рассмотрено в положенные сроки, но по факту будет проведена проверка сотрудниками соответствующего ведомства. Жалоба в Федеральной антимонопольной службе рассматривается не более 1 месяца, т.е. за это время чиновник должны не только отреагировать на жалобу, но и провести необходимую проверку.

Мне не совсем понятно, что именно и в какой рекламе вас оскорбляет или унижает ваше достоинство, но хочу сообщить, что пожаловаться вы можете на любую рекламу. Наиболее частыми обращения в Федеральную антимонопольную службу являются те, которые указывают на:

  • наличие баннеров, рекламирующих табачные или алкогольные товары, возле детских учебных заведений;
  • неправдивые рекламные обещания (похудеть, помолодеть, стать красивее или счастливее);
  • рассылку СМС или почтовых рекламных сообщений ( так называемый «спам»);
  • слишком длинные рекламные ролики, транслирующиеся по телевидению (кстати, реклама должна занимать не более 1/6 эфирного времени).

Вполне возможно, ни один из перечисленных выше случаев не имеет к вам отношения, но вы можете обратиться в Федеральную антимонопольную службу со своим личным заявлением. В жалобе обязательно указывается ваши фамилия, имя, отчество и домашний адрес. Также необходимо будет приложить к жалобе документальные подтверждения, которыми могут быть фото- или видеоматериалы, доказывающие факт оскорбления личности или ущемления интересов.

Ведомство должно не только провести тщательную проверку по вашему обращению, но и в положенные сроки сообщить о ее результатах. Проверка должна быть проведена даже в том случае, когда фирма-рекламодатель неизвестна (например, при рассылке спама рекламодатель в 99% случаев неизвестен, т.к. такая рассылка является прямым нарушением рекламного законодательства). Если в течение месяца не будут выявлены существенные сведения о нарушителях или факты, подтверждающие суть вашей жалобы, проверка будет приостановлена.

С уважением, Наталья.

Источник: http://www.domotvetov.ru/grazhdanskoe-pravo/-kak-i-kuda-pozhalovatsya-na-re.html

Запрещенные к рекламированию товары и услуги

На сегодняшний день рекламирование некоторых товаров и услуг запрещено законодательством, а реклама других товаров и услуг ограничена строгими правилами, которые, впрочем, не всегда соблюдаются. Контролем за всеми видами ненадлежащей рекламы занимается Федеральная Антимонопольная служба РФ (ФАС). А правила рекламы и список ограничений на рекламу в России закреплены в Федеральном законе о рекламе.

Так, например, запрещено рекламировать следующие товары и услуги:
— товары, производство и продажа которых запрещены законодательством Российской Федерации (контрафактные товары; услуги регистрации по месту жительства; дипломы.
наркотические вещества, психотропные вещества);
— взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий;
— товары и услуги, подлежащие сертификации, при отсутствии необходимых сертификатов;
— распространение (продажа) дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.

Кроме того, нельзя рекламировать оружие, а также игры и пари, основанные на риске, и их организаторов.

В законе о рекламе накладываются ограничения на рекламу отдельных видов товаров и услуг, а именно:
— алкогольной продукции;
— пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
— табачных изделий и курительных принадлежностей;
— лотерей и стимулирующих мероприятий;
— лекарств, медицинской техники и медицинских услуг;
— БАДов;
— детского питания;
— финансовых услуг;
— ценных бумаг;
— товаров при дистанционном способе их продажи.

Так, например, реклама алкогольной продукции и реклама табачных изделий не должна:
1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции и курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции или курения;
3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека;
4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
5) обращаться к несовершеннолетним;
6) использовать образы несовершеннолетних.

Реклама алкогольной продукции и реклама табака (табачных изделий) в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя и табака, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10% рекламной площади (пространства).

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции или табачных изделий, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции или табачных изделий, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий и алкогольной продукции, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Помимо этого, запрещено в рекламе БАДов (биологически активных добавок) использовать слова «лечение», «лечит», «вылечивает» и тому подобные, требуется заменять их на слова «коррекция здоровья», «профилактика здоровья» и прочие синонимичные выражения.
Также в законе о рекламе говорится о том, что нельзя рекламировать запрещенную законом деятельность и вредные или опасные продукты, например, вскоре планируется запретить рекламу фаст-фуда, чипсов и других вредных для здоровья продуктов. Уже сегодня производятся попытки убрать рекламу по телевидению о сетях быстрого питания («Макдональдс» и других).

Что касается некоторых услуг, то, например, по инициативе депутатов Государственной думы РФ в Госдуму внесен законопроект, запрещающий рекламу в СМИ оккультных услуг и целителей, не имеющих соответствующего разрешения.

Однако, несмотря на эти запреты на рекламу и ограничения по рекламированию товаров и услуг, производители всевозможными способами пытаются обходить эти законы (методами скрытой рекламы и тому подобными).

Источник: http://www.infok.ru/zapreshennie_tovari_reklami

Что нельзя рекламировать?

Запрещено рекламировать психотропные, наркотические, взрывчатые вещества, товары, завезенные в страну нелегальным путем, оружие, азартные игры,

Любые услуги, требующие обязательной сертификации, должны иметь подтверждающие факт сертификации документы.

На некоторые видов товаров накладываются частичные ограничения, которые в свою очередь также должны исполняться. Так, например, разрешается реклама, но с определенными ограничениями на следующие товары: алкогольную продукцию, лекарства, табачные изделия, БАДы, финансовые услуги, ценные бумаги, лотереи т.д. Такая реклама не должна содержать информацию о пользе данных видов товаров и услуг, не должна поощрять человека покупать этот товар. Человек не должен видеть в такой рекламе стимул поправить свое здоровье с помощью данных товаров, улучшить самочувствие, пропагандировать безвредность этих товаров и нездоровый образ жизни. Помимо этого реклама этой категории товаров не должна содержать в тексте обращений к несовершеннолетним лицам до 18 лет, а также содержать в изображениях фотографии этих лиц. Рекламируя алкогольную продукцию и табачные изделия, организатор обязан указать на тот факт, что чрезмерное ее употребление вредит здоровью человека.

Внимание! В наружной рекламе алкогольная и табачная продукция запрещены полностью! Имейте это в виду при планировании бюджета на рекламу, для продвижения этих продуктов надо будет искать иные формы.

При организации рекламных акций, например, дегустации образцов алкогольной продукции, также запрещается привлекать к этому несовершеннолетних, предлагать им дегустируемый алкоголь. Такие акции можно проводить только в местах, где организована розничная продажа данных видов алкоголя и при соблюдении определенных условий.