Налоговый кодекс ст 59

— в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

— в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

Кроме того, организация может быть ликвидирована по иску учредителей (участников) в случае невозможности достижения целей, ради которых она создана, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

Перечень оснований для принудительной ликвидации не является закрытым, возможны иные предусмотренные законом случаи.

Ликвидация начинается с того, что участники юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, незамедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации налоговому органу, который осуществляет государственную регистрацию юридических лиц. Указанное сообщение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Лица, выступившие с инициативой ликвидации юридического лица, сами же назначают ликвидационную комиссию или наделяют ее функциями единоличного ликвидатора. Персональный состав ликвидационной комиссии, а также порядок и сроки проведения ликвидации должны быть согласованы с налоговым органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В случаях, когда ликвидация производится по судебному решению, им может быть предусмотрено возложение соответствующих обязанностей на самих участников либо на тех, кто уполномочен на проведение ликвидации учредительными документами.

На протяжении всего хода ликвидации юридическое лицо продолжает существовать в качестве субъекта гражданского оборота и налогообложения, которым управляет ликвидационная комиссия, и в этой связи, в частности, выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица и производит погашение его кредиторской задолженности, в том числе по налогам и сборам.

Работа комиссии начинается с извещения о предстоящей ликвидации, которое должно включать информацию о порядке и сроках обращения кредиторов со своими требованиями. Извещение необходимо поместить в том печатном органе, который обычно публикует сообщения о государственной регистрации юридических лиц. Задача комиссии состоит в том, чтобы собрать долги юридического лица и рассчитаться с его кредиторами. В этой связи, не ограничиваясь общим извещением, комиссия должна направить персональное уведомление всем выявленным ею кредиторам, включая и тех, у кого срок требования не наступил.

После истечения указанного в извещении срока, который не может быть менее двух месяцев, ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс, утверждаемый участниками или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с налоговым органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Промежуточный баланс должен содержать данные о том, что представляет собой имущество юридического лица, какие именно требования кредиторов удалось выявить и каков результат их рассмотрения.

Требования кредиторов удовлетворяются за счет имеющихся у юридического лица денежных средств, а при недостаточности этих средств — из сумм, вырученных от реализации принадлежащего ему имущества. Погашение кредиторской задолженности начинается со дня утверждения и согласования промежуточного баланса. После исполнения обязательств юридического лица ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, которым завершает расчеты с кредиторами. Баланс должен быть утвержден собственником имущества или органом, принявшим решение о ликвидации, и, кроме того, согласован с налоговым органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. После утверждения ликвидационного баланса в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации юридического лица. Именно с этого момента юридическое лицо признается прекратившим свое существование в качестве субъекта гражданского оборота и налогообложения, а налоговая задолженность может быть признана безнадежной к взысканию.

Признание банкротом происходит в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). Законодательство о несостоятельности (банкротстве) включает в себя принятый в соответствии со ст. 65 ГК РФ Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в случае проведения в отношении должника процедур, предусмотренных данным Законом, может быть введен мораторий, то есть приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, к числу которых относятся налоги и сборы. Согласно ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», гражданин считается неспособным исполнить обязанность по уплате обязательных платежей по истечении трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Также и юридическое лицо считается неспособным исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если такая обязанность не исполнена им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не является частью законодательства о налогах и сборах и непосредственно не регулирует отношения по прекращению налоговой задолженности. Со стороны налоговых органов в ходе процедуры банкротства принимаются меры к взысканию задолженности по налогам и сборам, которая относится, в соответствии со ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», к третьей очереди, вслед за выплатами компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью граждан, расчетами по выплате выходных пособий и оплате труда.

Очередность исполнения денежных требований при недостаточности средств на счете организации установлена ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», задолженность по платежам в бюджет (по требованиям налоговых органов) относится к третьей группе очередности, вслед за выплатами компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью граждан, расчетами по выплате выходных пособий и оплате труда. НК РФ в приведенных выше статьях обращается только к очередности, установленной гражданским законодательством.

Согласно ст. 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Таким органом является Федеральная налоговая служба, для которой указанное определение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника и признания задолженности безнадежной к взысканию.

Смерть гражданина прекращает его обязанность по уплате налога, что предусмотрено ст. 44 НК РФ. Согласно ст. 17 ГК РФ, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Аналогичные последствия имеет объявление судом гражданина умершим (юридическая смерть), если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев, согласно ст. 45 ГК РФ. Следует отметить, что в соответствии с комментируемой статьей задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества.

Согласно ст. 47 ГК РФ смерть гражданина является обстоятельством, отнесенным к числу актов гражданского состояния и, следовательно, подлежащим государственной регистрации. Такая регистрация представляет собой юридический акт признания и удостоверения смерти гражданина со стороны государства. Она осуществляется органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с выдачей соответствующих свидетельств.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее — Закон об актах гражданского состояния) государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Закона об актах гражданского состояния, сведения о государственной регистрации смерти передаются органом записи актов гражданского состояния в территориальные налоговые органы. Основанием для регистрации смерти, согласно ст. 64 Закона об актах гражданского состояния, является:

— документ о смерти, выданный медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, или в случае, предусмотренном Федеральным законом от 5 июня 2012 года N 50-ФЗ «О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике», другим уполномоченным лицом;

— решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу;

— документ, выданный компетентными органами, о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона о реабилитации жертв политических репрессий.

Согласно ст. 65 указанного Закона, государственная регистрация смерти производится органом записи актов гражданского состояния по последнему месту жительства умершего, месту наступления смерти, месту обнаружения тела умершего, месту нахождения организации, выдавшей документ о смерти, месту жительства родителей (одного из родителей), детей, пережившего супруга или по месту нахождения суда, вынесшего решение об установлении факта смерти или объявлении лица умершим. В случае если смерть наступила на судне, в поезде, в самолете или в другом транспортном средстве во время его следования, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния, расположенным на территории, в пределах которой умерший был снят с транспортного средства. В случае если смерть наступила в экспедиции, на полярной станции или в отдаленной местности, в которой нет органов записи актов гражданского состояния, государственная регистрация смерти может быть произведена в ближайшем к фактическому месту смерти органе записи актов гражданского состояния.

Заявить о смерти устно или в письменной форме в орган записи актов гражданского состояния обязаны:

— супруг (супруга), другие члены семьи умершего, а также любое другое лицо, присутствовавшее в момент смерти или иным образом информированное о наступлении смерти;

— медицинская организация или учреждение социальной защиты населения в случае, если смерть наступила в период пребывания лица в данных организации или учреждении;

— учреждение, исполняющее наказание, в случае, если смерть осужденного наступила в период отбывания им наказания в местах лишения свободы;

— орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила вследствие приведения в исполнение исключительной меры наказания (смертной казни);

— орган дознания или следствия в случае, если проводится расследование в связи со смертью лица или по факту смерти, когда личность умершего не установлена;

— командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы.

Заявление о смерти должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня наступления смерти или со дня обнаружения тела умершего.

Государственная регистрация смерти гражданина предполагает совершение записи акта о смерти, а также выдачу свидетельства о смерти.

Свидетельство о смерти содержит следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, дата и место смерти умершего;

— дата составления и номер записи акта о смерти;

— место государственной регистрации смерти (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация смерти);

— дата выдачи свидетельства о смерти.

Комментируемая статья содержит отсылку на гражданское процессуальное законодательство, которое должно содержать порядок объявления должника умершим. Данный порядок содержится в главе 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), которая посвящена вопросам признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим.

Согласно ст. 276 — 277 ГПК РФ, заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица. В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Вынесение судом акта, согласно которому налоговый орган утрачивает право взыскания недоимки по налогу, происходит, как правило, в случае применения к рассматриваемому судом спору срока исковой давности, который согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года. Например, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае, если обязанность по уплате налога возникла у организации или индивидуального предпринимателя по результатам проверки Федеральной налоговой службой полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, взыскание налога осуществляется исключительно в судебном порядке. В этом случае, если с момента установления налоговым органом задолженности либо с момента неисполнения налоговой обязанности прошло более трех лет, судом может быть по заявлению стороны спора или самостоятельно применена исковая давность.

Согласно арбитражной практике, без установления факта истечения срока взыскания судом невозможно списание задолженности, сроки взыскания которой пропущены, поскольку иного порядка списания или других действий с такой задолженностью не установлено.

Иными словами, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм (Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней и штрафов в связи с истечением срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе в мотивировочной части акта (Постановление ВАС РФ от 15.01.2013 N 10534/12).

Аналогично в Постановлении ФАС Московского округа от 1 октября 2012 г. по делу N А40-12109/12-99-58 указано, что поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и Приказ ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ требуют для вынесения решения о признании недоимки, пеней и штрафов безнадежными к взысканию и списанию обязательное наличие судебного акта (решения), в котором в резолютивной или мотивировочной части было бы указано на утрату возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, то в отсутствие такого судебного акта, но при наличии фактической утраты налоговым органом возможности взыскания задолженности налогоплательщик для реализации своих прав, предусмотренных статьей 59 НК РФ, вправе обратиться в суд с требованием о признании недоимки, пеней, штрафов не подлежащими взысканию в связи с истечением установленных статьями 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке.

В Постановлении ВАС РФ от 1 сентября 2009 г. N 4381/09 изложена позиция о том, что в справке о задолженности по налогам и сборам должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

В отличие от пропуска срока исковой давности, истечение срока предъявления к исполнению исполнительного документа, установленного ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не влечет за собой утраты права налогового органа на взыскание и не может служить основанием для признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию. Данная позиция подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 декабря 2012 г. N А63-2711/2012.

Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление судебного пристава-исполнителя служит основанием для прекращения исполнительного производства в том случае, если данное исполнительное производство было возбуждено на основании исполнительного документа, выданного налоговым органом на основании п. 5 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Указанный исполнительный документ представляет собой акт налогового органа о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Необходимость выдачи такого исполнительного документа судебному приставу-исполнителю может наступить, например, в случае, предусмотренном пунктом 7 ст. 46 и ст. 47 НК РФ, при обращении налоговым органом взыскания на наличные средства или иное имущество должника, что возможно при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств. В этом случае взыскание налога производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав — исполнитель, при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательство об исполнительном производстве, вправе прекратить исполнительное производстве, после чего налоговый орган получает право прекратить взыскание недоимки, что одновременно прекращает обязанность по уплате налога или сбора.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со ст. 59 НК РФ, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@.

Признание безнадежной к взысканию и списание задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов урегулированы ст. 160 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Согласно данной статье, безнадежной к взысканию признается задолженность по уплате таможенных платежей (недоимка), пеней, процентов, числящаяся за отдельными плательщиками таможенных пошлин, налогов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в случаях:

1) ликвидации организации — плательщика таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации в той части задолженности, которая осталась непогашенной после принятия таможенным органом всех мер взыскания;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в той части задолженности, которая осталась непогашенной после принятия таможенным органом всех мер взыскания, по причине недостаточности имущества должника;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в отношении той части задолженности, которая является непогашенной на дату смерти физического лица или объявления его умершим;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым таможенные органы утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки и задолженности по пеням, процентам.

Порядок списания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов, признанной безнадежной к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов безнадежной к взысканию, утверждены Приказом Федеральной таможенной службы от 27 мая 2011 г. N 1071.

Данным Порядком установлены аналогичные основания для списания задолженности по уплате таможенных платежей (недоимки), пеней, процентов, числящейся за отдельными плательщиками таможенных пошлин. Дополнительным, в сравнении со ст. 160 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», основанием для списания задолженности по таможенным платежам является наличие сумм налогов, сборов, пеней, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (применяется в отношении задолженности, возникшей до 01.07.2010), списанных со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списания соответствующие банки ликвидированы.

Источник: https://www.zakonrf.info/nk/59/

Статья 59 НК РФ. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Раздел I. Общие положения
      • Глава 1. Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
        • Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах
        • Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах
        • Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах
        • Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления
        • Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
        • Статья 6. Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу
        • Статья 6.1. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
        • Статья 7. Международные договоры по вопросам налогообложения
        • Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
        • Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах
        • Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе
        • Статья 11.1. Понятия и термины, используемые при налогообложении добычи углеводородного сырья
        • Статья 11.2. Личный кабинет налогоплательщика
      • Глава 2. Система налогов и сборов в Российской Федерации
        • Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
        • Статья 13. Федеральные налоги и сборы
        • Статья 14. Региональные налоги
        • Статья 15. Местные налоги и сборы
        • Статья 16. Информация о налогах
        • Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов
        • Статья 18. Специальные налоговые режимы
      • Глава 2.1. Страховые взносы в Российской Федерации
        • Статья 18.1. Страховые взносы
        • Статья 18.2. Общие условия установления страховых взносов
    • Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях
      • Глава 3. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты
        • Статья 19. Налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов
        • Статья 20. Взаимозависимые лица
        • Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
        • Статья 22. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
        • Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)
        • Статья 24. Налоговые агенты
        • Статья 24.1. Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества
        • Статья 24.2. Международные компании и международные холдинговые компании
        • Статья 25. Утратила силу
      • Глава 3.1. Консолидированная группа налогоплательщиков
        • Статья 25.1. Общие положения о консолидированной группе налогоплательщиков
        • Статья 25.2. Условия создания консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 25.3. Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 25.4. Изменение договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и продление срока его действия
        • Статья 25.5. Права и обязанности ответственного участника и других участников консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 25.6. Прекращение действия консолидированной группы налогоплательщиков
      • Глава 3.2. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
        • Статья 25.7. Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
      • Глава 3.3. Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
        • Статья 25.8. Общие положения о региональных инвестиционных проектах
        • Статья 25.9. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов
        • Статья 25.10. Реестр участников региональных инвестиционных проектов
        • Статья 25.11. Порядок включения организации в реестр
        • Статья 25.12. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в реестре, и прекращение статуса участника регионального инвестиционного проекта
        • Статья 25.12-1. Применение и прекращение применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр
      • Глава 3.4. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
        • Статья 25.13. Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица
        • Статья 25.13-1. Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании
        • Статья 25.14. Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами
        • Статья 25.15. Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении
      • Глава 4. Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
        • Статья 26. Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
        • Статья 27. Законный представитель налогоплательщика
        • Статья 28. Действия (бездействие) законных представителей организации
        • Статья 29. Уполномоченный представитель налогоплательщика
    • Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
      • Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
        • Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации
        • Статья 31. Права налоговых органов
        • Статья 32. Обязанности налоговых органов
        • Статья 33. Обязанности должностных лиц налоговых органов
        • Статья 34. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов
        • Статья 34.1. Утратила силу
        • Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц
      • Глава 6. Органы внутренних дел. Следственные органы
        • Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов
        • Статья 37. Ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц
    • Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 7. Объекты налогообложения
        • Статья 38. Объект налогообложения
        • Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг
        • Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения
        • Статья 41. Принципы определения доходов
        • Статья 42. Доходы от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации
        • Статья 43. Дивиденды и проценты
      • Глава 8. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица
        • Статья 46. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств
        • Статья 47. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя
        • Статья 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
        • Статья 49. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации
        • Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
        • Статья 51. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица
        • Статья 52. Порядок исчисления налога, страховых взносов
        • Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов
        • Статья 54. Общие вопросы исчисления налоговой базы
        • Статья 54.1. Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 55. Налоговый период
        • Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
        • Статья 57. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание
        • Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов
      • Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
        • Статья 61. Общие условия изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа
        • Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 64.1. Утратила силу
        • Статья 65. Утратила силу
        • Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит
        • Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
        • Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
      • Глава 10. Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 70. Сроки направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов
        • Статья 71. Последствия изменения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
      • Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
        • Статья 73. Залог имущества
        • Статья 74. Поручительство
        • Статья 74.1. Банковская гарантия
        • Статья 75. Пеня
        • Статья 76. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
        • Статья 77. Арест имущества
      • Глава 12. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
        • Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
        • Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа
    • Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль
      • Глава 13. Налоговая декларация
        • Статья 80. Налоговая декларация, расчеты
        • Статья 81. Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты
      • Глава 14. Налоговый контроль
        • Статья 82. Общие положения о налоговом контроле
        • Статья 83. Учет организаций и физических лиц
        • Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
        • Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц
        • Статья 85.1. Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков
        • Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
        • Статья 86.1, статья 86.2, статья 86.3. Утратили силу
        • Статья 87. Налоговые проверки
        • Статья 87.1. Утратила силу
        • Статья 88. Камеральная налоговая проверка
        • Статья 89. Выездная налоговая проверка
        • Статья 89.1. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
        • Статья 89.2. Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта
        • Статья 90. Участие свидетеля
        • Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
        • Статья 92. Осмотр
        • Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
        • Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
        • Статья 93.2. Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)
        • Статья 94. Выемка документов и предметов
        • Статья 95. Экспертиза
        • Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
        • Статья 97. Участие переводчика
        • Статья 98. Участие понятых
        • Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
        • Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки
        • Статья 100.1. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
        • Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
        • Статья 101.1. Утратила силу
        • Статья 101.2. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке
        • Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
        • Статья 102. Налоговая тайна
        • Статья 103. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
        • Статья 103.1. Утратила силу
        • Статья 104. Заявление о взыскании налоговой санкции
        • Статья 105. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций
    • Раздел V.1. Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний
      • Глава 14.1. Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации
        • Статья 105.1. Взаимозависимые лица
        • Статья 105.2. Порядок определения доли участия лица в организации
      • Глава 14.2. Общие Положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
        • Статья 105.3. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
        • Статья 105.4. Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен
        • Статья 105.5. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ
        • Статья 105.6. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
      • Глава 14.3. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
        • Статья 105.7. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
        • Статья 105.8. Финансовые показатели и интервал рентабельности
        • Статья 105.9. Метод сопоставимых рыночных цен
        • Статья 105.10. Метод цены последующей реализации
        • Статья 105.11. Затратный метод
        • Статья 105.12. Метод сопоставимой рентабельности
        • Статья 105.13. Метод распределения прибыли
      • Глава 14.4. Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках
        • Статья 105.14. Контролируемые сделки
        • Статья 105.15. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля
        • Статья 105.16. Уведомление о контролируемых сделках
      • Глава 14.4-1. Представление документации по международным группам компаний
        • Статья 105.16-1. Общие положения о документации по международным группам компаний
        • Статья 105.16-2. Представление уведомлений об участии в международной группе компаний
        • Статья 105.16-3. Общие положения о представлении страновых сведений
        • Статья 105.16-4. Глобальная документация
        • Статья 105.16-5. Национальная документация
        • Статья 105.16-6. Страновой отчет
      • Глава 14.5. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
        • Статья 105.17. Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
        • Статья 105.18. Симметричные корректировки
      • Глава 14.6. Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
        • Статья 105.19. Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения
        • Статья 105.20. Стороны соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.21. Срок действия соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.22. Порядок заключения соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.23. Проверка исполнения соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.24. Порядок прекращения соглашения о ценообразовании
        • Статья 105.25. Стабильность условий соглашения о ценообразовании
    • Раздел V.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга
      • Глава 14.7. Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия
        • Статья 105.26. Общие положения о налоговом мониторинге
        • Статья 105.27. Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
        • Статья 105.28. Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
      • Глава 14.8. Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа
        • Статья 105.29. Порядок проведения налогового мониторинга
        • Статья 105.30. Мотивированное мнение налогового органа
        • Статья 105.31. Взаимосогласительная процедура
    • Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Глава 15. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
        • Статья 106. Понятие налогового правонарушения
        • Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
        • Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 110. Формы вины при совершении налогового правонарушения
        • Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
        • Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
        • Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
        • Статья 114. Налоговые санкции
        • Статья 115. Срок давности взыскания штрафов
      • Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
        • Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
        • Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. — Утратила силу
        • Статья 118. Утратила силу
        • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
        • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
        • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
        • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)
        • Статья 121. Исключена
        • Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)
        • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
        • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
        • Статья 124. Утратила силу
        • Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
        • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
        • Статья 126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
        • Статья 127. Исключена
        • Статья 128. Ответственность свидетеля
        • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
        • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
        • Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
        • Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
        • Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках
        • Статья 129.5. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
        • Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях
        • Статья 129.7. Ненаправление (невключение) организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях и (или) лицах, их контролирующих
        • Статья 129.8. Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих
        • Статья 129.9. Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения
        • Статья 129.10. Непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения
        • Статья 129.11. Непредставление документации по международной группе компаний
        • Статья 129.12. Нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг
        • Статья 129.13. Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)
        • Статья 129.14. Нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями
      • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
        • Статья 130. Утратила силу
        • Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым
      • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
        • Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета
        • Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа
        • Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества
        • Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа
        • Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган
        • Статья 135.2. Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами
        • Статья 136. Порядок взыскания с банков штрафов и пеней
    • Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
      • Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
        • Статья 137. Право на обжалование
        • Статья 138. Порядок обжалования
        • Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы
        • Статья 139.1. Порядок и сроки подачи апелляционной жалобы
        • Статья 139.2. Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)
        • Статья 139.3. Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
      • Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
        • Статья 140. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)
        • Статья 141. Утратила силу
        • Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд
    • Раздел VII.1. Выполнение международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам
      • Глава 20.1. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)
        • Статья 142.1. Понятия и термины, используемые при осуществлении автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)
        • Статья 142.2. Обязанности организации финансового рынка по представлению информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
        • Статья 142.3. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
        • Статья 142.4. Обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с автоматическим обменом финансовой информацией
      • Глава 20.2. Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации
        • Статья 142.5. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении автоматического обмена страновыми отчетами
        • Статья 142.6. Ограничения использования информации, содержащейся в страновых отчетах

Источник: https://sudact.ru/law/nk-rf-chast1/razdel-iv_1/glava-8_1/statia-59/

1. Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

1.1. В случае постановки иностранной организации на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса после снятия ее с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию на основании подпункта 4.2 пункта 1 настоящей статьи, восстанавливаются и подлежат уплате в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:

1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) — при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 1 настоящей статьи;

2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) — при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи;

3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, — по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 59 НК РФ

В соответствии со ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Напомним, что в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях;

признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника. Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, — по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, — в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, если через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам, относящимся к этой недоимке, не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения дела о банкротстве;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 5 ст. 59 НК РФ установлено, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих вышеперечисленные обстоятельства, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

На основании п. 5 ст. 59 НК РФ Приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. N ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам» утверждены:

а) Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию;

б) Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Отметим, что с 5 декабря 2014 г. согласно положениями пп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Источник: http://stNKRF.ru/59