Налоговая выгода

Эволюция понимания

Впервые понятие необоснованной налоговой выгоды появилось при рассмотрении известного дела “Юкоса”. Тогда под выгодой подразумевалась минимизация налоговых обязанностей, в том числе уменьшение базы налогообложения, применение более низкой налоговой ставки, получение налоговых льгот, вычетов и возвратов (зачетов) из госбюджета.

Позднее данная трактовка была сформулирована в постановлении №53 Высшего административного суда (“Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды”). Дальнейшая судебная практика развивала первоначальные идеи и адаптировала их к конкретным ситуациям. При этом в самом законодательстве понятие необоснованной налоговой выгоды так и не появилось. Не существует и перечня действий, которые должны осуществлять налоговики для проявления данного нарушения.

На практике это означает, что фискальные органы могут считать необоснованной налоговой выгодой любое уменьшение базы налогообложения, осуществленное на законных основаниях (льготы, вычеты, пониженные ставки), а также законную оптимизацию налогообложения и возмещение излишне уплаченных сборов из госбюджета. Кроме того, предприниматели несут ответственность за действия своих контрагентов. Поэтому к их выбору они должны подходить с должной осмотрительностью.

Обоснование налоговой выгоды

И хотя в указанном выше постановлении декларируется презумпция добросовестности налогоплательщика, на практике все оказалось гораздо сложнее. Для признания обоснованности налоговой выгоды фирма должна соблюсти ряд требований:

  • вести документооборот в соответствии с действующим законодательством;
  • осуществлять учет операций в соответствии с фактическим экономическим смыслом;
  • операции должны быть экономически обоснованы;
  • налоговая выгода должна быть результатом реальной экономической или предпринимательской деятельности.

В большинстве случаев налогоплательщикам сообщают о получении необоснованной налоговой выгоды по результатам налоговой проверки. Это может стать основанием для отказа в возмещении НДС, требования вернуть в госбюджет полученную выгоду и наложения штрафных санкций (20% от суммы выгоды). Если сумма выгоды превысит установленное законодательством ограничение, возможна также уголовная ответственность (до 6 лет лишения свободы). В любом случае налогоплательщика включат в различные ”черные реестры”, что чревато репутационными потерями и проблемами с контрагентами.

Необоснованная налоговая выгода: что это такое и какие риски несет

Понятие «налоговая выгода» и концепция необоснованной налоговой выгоды были определены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53. В документе уточняется, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности в результате пяти действий:

  1. уменьшения налоговой базы,
  2. получения налогового вычета,
  3. получения налоговой льготы,
  4. применения более низкой налоговой ставки,
  5. получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Но в ряде случаев налоговая выгода может быть признана необоснованной. К ним относятся случаи, когда для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 уточняется, что налоговая выгода не может считаться обоснованной, если она получена вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Кроме того, есть целый ряд обстоятельств, свидетельствующих о необоснованной налоговой выгоде:

  • налогоплательщик не может реально осуществлять указанные операции, потому что для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг у него нет экономически необходимых условий: времени, места нахождения имущества, объема материальных ресурсов;
  • у налогоплательщика нет условий для достижения результатов экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • налогоплательщик учитывает для целей налогообложения только те хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, но для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • налогоплательщик совершает операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

В то же время Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 напоминает судам об обстоятельствах, которые сами по себе не являются основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, но в совокупности могут стать негативным сигналом:

  • создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • нарушение налогового законодательства в прошлом;
  • разовый характер операции;
  • существление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка;
  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Стоит обратить внимание на то, что в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 содержатся три важных понятия:

  1. Презумпция добросовестности налогоплательщика. Значит, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
  2. Цель делового характера. Этот термин подразумевает, что экономическая деятельность, во-первых, должна быть реальной. Во-вторых, операции должны учитываться в соответствии с их действительным экономическим смыслом. В-третьих, получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды не должно быть главной целью налогоплательщика.
  3. Обязанность налогоплательщика действовать с должной осмотрительностью (ситуации, когда налогоплательщику должно было быть известно о нарушениях контрагента — в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом)

Статья 54.1 НК РФ и «агрессивная» налоговая оптимизация

Положения Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 нашли свое продолжение в новой редакции Налогового кодекса, вступившей в силу 19 августа 2017 года. В Налоговом кодексе появилась новая ст. 54.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ), которая определила пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

ФНС выпустила Письмо от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@, в котором пояснила, что введенная Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ ст. 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. То есть в ней определены:

  • конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами;
  • условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

В ст. 54.1 НК РФ есть четыре пункта, которые требуют объяснений:

Пункт 1 ст. 54.1 НК РФ: Не допускается уменьшение налоговой базы (суммы налога) в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Согласно Письму ФНС от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@, искажение – это умышленные действия налогоплательщика, выразившиеся в

сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, объектах налогообложения, подлежащих отражению в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика и др.

Искажение сведений можно наблюдать в следующих ситуациях:

  • создание схемы дробления бизнеса ради неправомерного применения спецрежимов;
  • совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;
  • создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • нереальность исполнения сделки сторонами (отсутствие факта ее совершения);
  • неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц;
  • отражение в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Пункт 2 ст. 54.1 НК РФ: При отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, по имевшим место сделкам налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате, если основной целью совершения сделки не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога; если обязательство по сделке исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Итак, п. 2 ст. 54.1 РК РФ содержит условия, при соблюдении которых у налогоплательщика возникает право использовать расходы и вычеты.

В Письме ФНС от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ уточняется, что основная цель сделки должна заключается не в налоговой экономии, а в конкретной разумной деловой цели. В пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ ограничивается право учесть расходы и вычеты по сделке при исполнении ее контрагентом, не указанным в первичных документах. В этом случае налоговикам придется доказывать, что налогоплательщик использовал формальный документооборот с целью незаконного учета расходов либо заявления налоговых вычетов.

Признаки формального документооборота:

  • факты обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым лицом;
  • факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц;
  • использование одних IP-адресов;
  • обнаружение печатей и документации контрагента на территории проверяемого налогоплательщика;
  • нетипичность документооборота, несоответствие обычаю делового оборота поведения участников сделки, должностных лиц при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок.

Пункт 3 ст. 54.1 содержит в себе несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления претензий к налогоплательщику. Эти критерии: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок.

Что изменилось для налогоплательщиков

В новшествах есть как плюсы, так и минусы для бизнеса.

Если говорить о плюсах, то:

  • Сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика как один из важнейших элементов конституционно-правового режима регулирования налоговых отношений.
  • Теперь не ошибки, а реальность сделки стали приоритетными. Ранее именно на ошибки ФНС обращала довольно пристальное внимание. Одним словом, ушел в прошлое формальный подход к выявлению необоснованной налоговой выгоды — налоговый орган должен четко понимать целесообразность проведения каждого мероприятия налогового контроля. Кроме того, нарушение контрагентом налогового законодательства не является самостоятельным основанием для предъявления налоговых претензий. П. 2 ст. 54.1 НК РФ не предполагает негативных последствий для налогоплательщиков за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев.
  • Исполнения сделки контрагентом становится достаточно для того, чтобы налоговая выгода считалась обоснованной. При этом налогоплательщики должны быть готовы представить налоговикам доказательства реальности сделки в результате исполнения ее контрагентом. Поэтому бизнес по-прежнему должен знать, как проверить контрагента, и пользоваться необходимыми для этого инструментами, например, сервисом Контур.Фокус.
  • Вводится концепция деловой цели, а это значит, что действия налогоплательщика не ставятся под сомнения, если у него есть разумная экономическая цель помимо собственно оптимизации налогов.

Из минусов можно отметить следующие:

  • Появились термины с расплывчатой, как считают эксперты, формулировками, одно из которых — искажением сведений.
  • Новые нормы распространяются на страховые взносы и на плательщиков страховых взносов.
  • В ходе налоговой проверки у компании могут запросить копии договоров с посредниками.

Источник: https://kontur.ru/articles/5180

Налоговая выгода

Под налоговой выгодой понимается снижение налоговой нагрузки на организацию (индивидуального предпринимателя) путем получения фирмой или индивидуальным предпринимателем льгот, вычетов, иных послаблений по налогам.

Налоговая выгода уменьшает размер налоговых платежей и является следствием осуществления экономически оправданных и законных действий добросовестного налогоплательщика.

Таким образом, налоговая выгода — это сокращение налоговых платежей фирмы за счет получения дополнительных вычетов и льгот, уменьшения налоговой базы, а также получения права на возврат (зачет) или возмещения уплаченных сумм из бюджета.

Отметим, что данное понятие затрагивает интересы плательщиков налога на добавленную стоимость в первую очередь.

Ведь порядок исчисления и уплаты именно этого налога, в частности правомерность применения нулевой ставки при отгрузке товаров на экспорт, право на возмещение налога из бюджета, возможность использования налогового вычета, чаще других является предметом судебных разбирательств.

Обоснованная и необоснованная налоговая выгода

Главным документом, в котором раскрывается понятие обоснованной и необоснованной налоговой выгоды, служит постановление пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, в котором указано два определения обоснованной и необоснованной налоговой выгоды.

Так

  • под обоснованной налоговой выгоды понимается уменьшение налоговых платежей в результате экономически оправданных и законных действий компании, которые направлены на сокращение налогов путем применения установленных налоговым законодательством способов (применение налоговых льгот, налоговых вычетов, пониженных налоговых ставок, целесообразность затрат);

  • под необоснованной налоговой выгоды понимается снижение налоговых платежей с использованием не законных запрещенных способов или экономически неоправданных действий (такими обстоятельствами является нереальность осуществленных операций, подмена их содержания, неоправданность произведенных затрат, взаимоотношения с сомнительными контрагентами).

Таким образом, применяя для оптимизации законные методы, налогоплательщик получает обоснованную налоговую выгоду.

Выгода, полученная в результате неправомерного снижения налоговой нагрузки, является необоснованной.

Факты получения необоснованной налоговой выгоды

Отметим, что необоснованность налоговой выгоды устанавливается по совокупности всех обстоятельств, сопровождающих факты получения необоснованной налоговой выгоды.

При этом факт получения необоснованной налоговой выгоды обязательно должен быть доказан соответствующими документами.

Например, налоговыми органами могут быть установлены факты нарушения налогового законодательства, например, такие как:

  • сокрытие выручки, повлекшее занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и как следствие недоплату налога на прибыль;

  • искусственное завышение затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, повлекшее занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и как следствие недоплату налога на прибыль;

  • выплата заработной платы сотрудникам фирмы в конвертах).

Или налоговыми органами могут быть установлены, что компании были известны следующие факты:

  • о сомнительности контрагента (письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84);

  • отсутствии связи осуществленных операций с реальной экономической целью деятельности (пп. 3 и 4 постановления № 53, постановление президиума ВАС РФ от 14.02.2012 № 12093/11);

  • фиктивности документов, оформленных на несуществующую сделку или сделку, подменяющую собой реально осуществленную (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2010 № А28-18725/2009, Северо-Западного округа от 16.08.2013 № А81-3642/2012);

  • невозможности выполнения контрагентом операций, отраженных в документах (постановление ФАС Московского округа от 16.04.2010 № КА-А40/3371-10);

  • наличии в цепочке поставщиков фирм-однодневок (письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).

Таким образом, избежать подозрений в получении необоснованной налоговой выгоды фирмы должна проявлять осмотрительность и осторожность (п. 10 постановления № 53).

Итак, налоговая выгода может быть признана необоснованной, если хозяйственные операции учтены организацией не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или не были связаны с разумными экономическими причинами и иными целями делового характера.

Получается, что необоснованной признается выгода, получаемая от операций, произведенных для того, чтобы сэкономить на налогах и которую налогоплательщик не может подтвердить «разумными экономическими или иными причинами».

В этом случае нарушителей ждет взыскание сэкономленного налога, но только уже в виде пени и штрафа.

Факторы и признаки получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды

Есть ряд факторов, свидетельствующих о том, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду.

И эти факторы будут учтены налоговыми органами при проверке налогоплательщика.

Часть из таких факторов содержится в пункте 6 постановления № 53:

  • маленький срок самого существования компании, то есть создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;

  • наличие признака взаимозависимости с контрагентом при совершении сделки;

  • разные условия между совершаемой сделкой и обычными сделками, которые осуществляются фирмой;

  • привлечение посредников при осуществлении хозяйственных операций;

  • наличие нестандартных операций по расчетному счету компании;

  • наличие правонарушений в налоговой сфере.

Другие признаки недобросовестности можно посмотреть в действующей редакции приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, который содержит перечень критериев для осуществления самостоятельной оценки компаниями рисков проведения у них выездных налоговых проверок.

К таким критериям относятся:

  • наличие низкого уровня налоговой нагрузки и рентабельности;

  • отражение в налоговой декларации по налогу на прибыль убытков за счет необоснованного завышения расходов;

  • низкая заработная плата по сравнению со средними показателями по отрасли;

  • существование риска выхода за пределы ограничений, рассчитанных для возможности применения специальных режимов;

  • неоправданное взаимоотношение с контрагентами через цепочку промежуточных лиц;

  • частая смена места постановки на налоговый учет;

  • непредставление документов и пояснений по запросам ИФНС, нарушение сроков хранения документов;

  • наличие высокого налогового риска при осуществлении отдельных операций.

Есть еще группа подозрительных признаков, однако сами по себе они не опасны для налогоплательщика, но во взаимосвязи привлекут внимание налоговых органов:

  • неритмичный характер хозяйственных операций;

  • нарушение налогового законодательства в прошлые периоды;

  • разовый характер операции;

  • осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

  • осуществление расчетов с использованием одного банка;

  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

Отметим, что перечень подозрительных признаков не является закрытым.

На необоснованность налоговой выгоды могут указывать и другие обстоятельства.

Важно, чтобы они были подтверждены доказательствами.

Количественные показатели ряда этих критериев, на которые следует ориентироваться компании, указаны в приложениях 2–4 к приказу № ММ-3-06/333@.

Отдельно в этом документе рассмотрены показатели высокого налогового риска (п. 12 приложения 2) и описан ряд схем получения необоснованной налоговой выгоды (приложение б/н).

О высоком налоговом риске говорят такие факторы:

  • личный интерес руководителя фирмы в заключении договоров с определенным контрагентом;

  • не достоверная или неполная информация о регистрации в ЕГРЮЛ, месте нахождения контрагента, его руководящих работников;

  • отсутствие общедоступных сведений о деятельности контрагента (отсутствует реклама на свои услуги, нет сайта, нет информации в СМИ);

  • более выгодные предложения по стоимости от других компаний по такой же продукции (работам, услугам);

  • использование в операциях сомнительного контрагента в качестве посредника и участие посредника в операциях по покупке товара, который производится (заготавливается) физическим лицом;

  • особые льготные условия оплаты в договоре и отсутствие проведения работы по взысканию дебиторской задолженности по такому контрагенту;

  • отсутствие подтверждений реальности осуществления деятельности сомнительного контрагента (не представлена информация о наличии лицензий, трудовых ресурсов, имущества, необходимого для ведения предпринимательской деятельности);

  • наличие нереальных условий исполнения договора (указываются нереальные сроки и объемы выполняемых работ);

  • операции по выдаче беспроцентных займов, займов, не обеспеченных залогом;

  • операции с ценными бумагами с сомнительной ликвидностью;

  • неэффективность осуществленной сделки с сомнительным контрагентом при наличии высокой доли расходов по такой сделке.

Таким образом, для снижения риска проведения выездной налоговой проверки компаниям рекомендуется не осуществлять сомнительные операции и не учитывать такие операции при расчете налоговой базы.

Если компания не будет стремиться выполнять вышеприведенные критерии, то такие действия фирмы будут расценены как неосмотрительность и неосторожность организации.

Однако претензии к фирме могут быть предъявлены только в том случае, если компания знала о нарушениях, допущенных контрагентом (письма ФНС России от 24.05.2011 № СА-4-9/8250, от 17.10.2012 № АС-4-2/17710).

На ком лежит обязанность доказывать получение необоснованной налоговой выгоды

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что при совершении хозяйственных операций налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, которые допустил контрагент.

Налоговая выгода также может быть признана необоснованной, если налоговый орган сможет доказать, что деятельность компании, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с получением налоговой выгоды, преимущественно с контрагентами, не исполняющими свои налоговые обязанности.

Таким образом, обязанность по доказательству получения компанией необоснованной налоговой выгоды лежит на налоговых органах.

Собранные доказательства должны основываться на фактах, установленных в ходе мероприятий налогового контроля, а также базироваться на основании полученной информации по этим фактам.

Таким образом, каждое обстоятельство получения фирмой необоснованной налоговой выгоды носит строго индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе проведения налоговой проверки соответствующими доказательствами.

Выводы

С учетом вышеизложенных обстоятельств, можно сделать следующие выводы:

1) Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что компания действовала без должной осмотрительности и осторожности и фирме должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

2) Обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы.

3) Необоснованной признается выгода по следующим основаниям:

Во-первых, налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Во-вторых, налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Здесь нужно учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для ее признания необоснованной.

В-третьих, о необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

  • учет для целей налогообложения только хозяйственных операций, непосредственно связанных с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovaya_vygoda.html

Налоговая инспекция обвиняет фирму в необоснованной выгоде. Чья возьмет?

НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ…

При заключении договора многие фирмы стремятся не только учесть свои коммерческие интересы, но и минимизировать налоги. Однако нередко полученная налоговая выгода выходит им «боком». Инспекторы могут обвинить компанию в уклонении от уплаты налогов. К таким нападкам нужно быть готовым всегда. И, в случае чего, суметь грамотно дать отпор.

Налоговый кодекс не содержит понятия налоговой выгоды. Однако какое-то время назад этот «пробел» заполнили высшие арбитры (*1). Они указали, что такая выгода возникает, если фирма снижает свои налоговые обязанности вследствие:

  • уменьшения налоговой базы;
  • получения налогового вычета;
  • льготы по налогу;
  • применения более низкой налоговой ставки;
  • получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета и т. п.

По мнению судей, налоговая выгода может быть обоснованной и необоснованной. Получается, что само понятие «налоговой выгоды» не несет в себе негативного содержания.

К сожалению, простого и четкого критерия «на все случаи жизни», который позволял бы различать обоснованную и необоснованную налоговую выгоду, нет. А значит, нельзя исключить и злоупотребления чиновников. Как же отстоять правомерную налоговую оптимизацию?

Прежде всего, нужно помнить, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика (*2).

Следовательно, для достижения своих целей компания может выбрать тот или иной вариант построения хозяйственных операций. В том числе и такой, который позволит ей заплатить меньше налогов.

Подчеркнем, что право на получение налоговой выгоды (например, на вычет НДС) возникает у фирмы в силу закона, а не решения налоговой инспекции. Чиновники выполняют лишь функции контроля законности и обоснованности действий компаний.

Налоговая выгода признается обоснованной до тех пор, пока не будет доказано обратное. Доказывать же это обратное должны налоговики (*3) в судебном порядке.

Вычеты по НДС производят на основании документов, указанных в статьях 171 и 172 Налогового кодекса. И там ничего не сказано по поводу необходимости получения от поставщиков копий их учредительных документов, выписок из ЕГРЮЛ и т. п.

При проведении камеральной налоговой проверки инспекторы не вправе истребовать у организации дополнительные сведения и документы, кроме предусмотренных Налоговым кодексом. Так сказано в пункте 7 статьи 88 этого нормативного акта. Соответственно, контролеры не вправе требовать от налогоплательщика каких-либо «досье» на его поставщиков.

Однако необходимо учитывать, что Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.2006 N 53 сделал вывод, что налоговая выгода (к которой относится и вычет по НДС) может быть признана необоснованной, если компания не проявила должной осмотрительности и осторожности. Получение же организаций вышеуказанных документов от поставщика вполне может свидетельствовать о проявленной им осмотрительности и осторожности. Именно так считают многие судьи (см. постановления ФАС Уральского округа от 18.09.2007 N Ф09-7559/07-С2, ФАС Поволжского округа от 6.09.2007 N А12-1085/07).

Что должны доказывать инспекторы

Арбитражные судьи оценивают обоснованность налоговой выгоды, исходя из следующих основных принципов:

  • приоритета содержания над формой (то есть инспекторы должны доказать, что выбранная компанией форма учета операции не соответствует ее экономической сущности);
  • деловой цели хозяйственной операции, проведенной компанией;
  • должной осмотрительности и осторож-ности.

Цель не простая, а деловая

Критерий «деловой цели» сводится к следующему. Любая сделка, в результате которой получены определенные налоговые преимущества, может быть признана недействительной, если она не имеет «деловой цели».

Зачем суду нужно устанавливать наличие или отсутствие деловой цели операции? Делается это для выявления искусственных схем, формально соответствующих требованиям закона, но фактически направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.

Отправной точкой при выявлении отсутствия деловой цели хозяйственной операции является доказательство ее «нехарактерности». Чиновники представляют суду подтверждения того, что на практике в аналогичной ситуации применяют другие более простые и экономичные способы получения такого же хозяйственного результата.

Следующий шаг — непосредственное доказательство отсутствия деловой цели. Чтобы это установить, суд рассматривает экономический, финансовый и правовой аспект сделки (то есть ее направленность на достижение производственных задач; оценку прибыльности операции и порядка ее финансирования и т. д.).

Отметим, что для наличия деловой цели операции достаточно подтвердить хотя бы один из перечисленных аспектов. К примеру, из-за ошибки при составлении бизнес-плана сделка оказалось убыточной. Однако ее производственная направленность была доказана. Следовательно, оснований не признавать деловую цель сделки нет.

Критерий деловой цели применяют в случаях пробелов в законодательстве, злоупотребления правом. Также этот критерий используют, если формулировки законодательства неоднозначны.

Необходимости в его применении не возникает в следующих ситуациях.

  1. Если налоговое законодательство содержит специальные нормы, направленные против конкретных проявлений необоснованного получения налоговой выгоды. Примером такой специальной нормы может служить правило так называемой «недостаточной капитализации». Его цель — предотвратить уклонение от уплаты налогов путем выплаты материнской компании процентов по займам вместо дивидендов (*4).
  2. Также нет оснований для проверки деловой цели операции, когда Налоговый кодекс прямо устанавливает возможность получения налоговой выгоды. Например, в случае безвозмездной передачи имущества между материнской и дочерними компаниями (при условии, что доля участия «мамы» превышает 50 процентов) (*5).
  3. Не может быть поставлено под сомнение право компании на переход с общей системы налогообложения на «упрощенку». Правда, основной причиной такого выбора является уменьшение налоговой нагрузки. Однако это действие предусмотрено законодательством (*6)!

Критерий деловой цели не применяется, когда налоговым законодательством предусмотрены:

специальные нормы против конкретных случаев необоснованной налоговой выгоды

конкретные ситуации, для которых прямо установлена возможность получения налоговой выгоды

специальные действия налогоплательщиков в качестве основания для получения выгоды

И, наконец, суд должен установить: существует ли связь между получением налоговой выгоды и неправомерными действиями фирмы, которые инспекторы считают направленными на обход налога. При этом размер налоговой выгоды определяют как разницу между минимальной суммой налога, которую уплатила бы фирма, не прибегая к построению искусственных конструкций, и фактически уплаченной суммой. Контролеры должны представить суду обоснования фактической цели операции, а также соответствующий расчет налогов.

Будьте осмотрительны!

Третий критерий используют при доказа-тельстве обстоятельств возникновения налоговой выгоды, если контрагент не исполняет свои налоговые обязанности. Таким образом представители Высшего Арбитражного Суда отреагировали на проблему незаконного отказа в возмещении НДС, уплаченного поставщику. Речь идет о ситуации, когда в цепочке поставок кем-то не выполнены обязанности по уплате дан-ного налога. Как отметили судьи ВАС РФ, неуплата налога контрагентом сама по себе не может служить доказательством необоснованной налоговой выгоды.

Другое дело, если инспекторы докажут, что организация действовала без должной осмотрительности и осторожности. И, главное, ей было известно о нарушениях партнера. Например, в силу взаимозависимости организации и контрагента. Налоговая выгода в виде возмещения налога на добавленную стоимость в таких случаях будет признана необоснованной (*7).

Притворные сделки до добра не доведут

Необоснованной налоговая выгода может быть признана и в том случае, если она «не связана с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельностью». В частности, если она возникла в результате и на основании совершения фиктивных (мнимых, притворных) сделок. Здесь речь идет уже не о злоупотреблении правом, а о нарушении закона. Ведь получение дохода за счет бюджета не может рассматриваться как законная предпринимательская деятельность.

Возьмем, к примеру, случай уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость. Для получения налоговой выгоды по этому налогу необходимо реализовывать товары (работы, услуги). Фирме могут отказать в зачете НДС, если будет установлено отсутствие реальной реализации.

Судейские оценки

Судьи оценивают доказательства, представленные налоговиками. При этом арбитры обязаны принимать во внимание перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможности возникновения необоснованной выгоды. Они условно разделены на две группы (см. таблицу).

Обстоятельства, которые судьи должны принять во внимание
Обстоятельства, определяющие конкретные признаки получения необоснованной налоговой выгоды Обстоятельства, которые сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной
— фирма не могла реально провести операцию с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг);
— у фирмы отсутствуют необходимые для ведения экономической деятельности управленческий или технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспорт;
— для целей налогообложения учитываются только операции, непосредственно связанные с возникновением налоговой выгоды. Но для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
— совершены операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном фирмой в бухгалтерских документах;
— сделка предусматривает особые формы расчетов и сроки платежей, свидетельствующие о групповой согласованности операций.
— создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
— взаимозависимость участников сделок;
— неритмичный характер хозяйственных операций;
— нарушение налогового законодательства в прошлом;
— разовый характер операции;
— осуществление операции не по месту нахождения компании;
— ведение расчетов с использованием одного банка;
— транзитные платежи проводятся между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
— фирма использует посредников.

Любой из названных признаков сам по себе не может привести к обвинению фирмы в получении необоснованной налоговой выгоды. Суды делают выводы по «совокупности обстоятельств», свидетельствующих о фиктивном характере сделок или искусственном характере ситуации, при которой фирма формально и необоснованно получает налоговые выгоды.

Арбитры могут признать сделку недействительной и (или) переквалифицировать ее. В обоих случаях сумма не уплаченного налога (в том числе и сумма налоговой выгоды) должна быть взыскана в судебном порядке.

Подведем итоги…

Мы ознакомили вас с признаками необоснованной выгоды, а также критериями, которыми будут руководствоваться судьи. Можно посоветовать компаниям при заключении сделок быть максимально осторожными. При работе с контрагентами фирме желательно иметь копии его учредительных документов, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ. При заключении сделки лучше заранее отказаться от действий, приводящих к возникновению признаков необоснованной налоговой выгоды. Правда, это не всегда возможно.

Но если дело дошло до суда, фирме не стоит занимать пассивную позицию.

Как уже отмечалось, доказывать необоснованность налоговой выгоды должны контролеры. Кстати, вы имеете право ознакомиться с доказательствами инспекции до того, как они будут переданы в суд. Фирма же, в свою очередь, обязана и вправе представить материалы для опровержения выдвинутых обвинений.

Поскольку налоговая выгода — это, по сути, уменьшение размера налоговой обязанности на законных основаниях, нужно убедить суд, что действия фирмы соответствовали закону. Основанием для получения налоговой выгоды является передача в налоговый орган всех документов, представление которых обязательно в силу прямого указания закона либо правомерного требования налогового органа (например, пакета документов, подтверждающих нулевую ставку по НДС). Вы также вправе предоставить и те документы, которые не были переданы налоговикам в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (или в составе возражений на акт проверки).

В качестве доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды могут быть также приведены следующие причины:

  • условия конкуренции, сложившиеся на рынке;
  • сохранение или улучшение условий хозяйственной деятельности фирмы;
  • достижение прозрачности и усиление внутреннего контроля за финансовыми или товарными потоками в компании;
  • упрощение учета совершаемых организацией операций;
  • наличие обстоятельств, способствующих получению фирмой экономической выгоды (прибыли, дохода) в долгосрочной перспективе;
  • сезонные колебания спроса на рынке;
  • особенности производства и реализации отдельных видов товаров, работ или услуг;
  • невозможность использования компанией более оптимальных способов передачи продукции потребителю с учетом конкретных обстоятельств;
  • обоснованная маркетинговая политика организации;
  • бизнес-план фирмы, раскрывающий преимущества или целесообразность осуществления операций на рынке способом, приводящим к возникновению налоговой выгоды.

И в конце хотим обратить ваше внимание на одно грядущее новшество, связанное с судебными разбирательствами. С 2009 года компании смогут обжаловать в судебном порядке решение налоговой о привлечении к ответственности не сразу. А только после обращения по этому поводу в вышестоящий налоговый орган.

Ирина Костюкова,
эксперт журнала

За рубежом

Важным аргументом обоснованной налоговой выгоды является доктрина деловой цели, широко известная и часто применяемая в судебной практике по налоговым спорам в развитых странах. Особенно в США, где «операции, которые мотивированы исключительно налоговыми соображениями, должны игнорироваться». Требование существования предпринимательской цели является установившимся принципом налогового права. Он закреплен в нескольких нормах нормативных актов министерства финансов. В европейских странах доктрина деловой цели прописана на иерархически значительно более высоком уровне, в частности, на уровне директив Совета ЕС.

*1) пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53

*2) п. 7 ст. 3 НК РФ

*3) ч. 1 ст. 65 АПК РФ, ч. 5 ст. 200 АПК РФ

*4) п.п. 2-4 ст. 269 НК РФ

*5) подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ

*6) гл. 26.2 НК РФ

*7) пост. Президиума ВАС РФ от 23.01.2007 N 8300/06

Журнал «Актуальная бухгалтерия» N 11/2007, Ирина Костюкова, эксперт журнала

Источник: https://www.garant.ru/article/6662/

О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды

Действующее налоговое законодательство не содержит понятий налоговой выгоды или необоснованной налоговой выгоды.

Можно обратиться к Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 (п. 1), где дается следующее определение налоговой выгоды. Это уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности:

  • уменьшения налоговой базы;
  • получения налогового вычета;
  • получения налоговой льготы;
  • применения более низкой налоговой ставки;
  • получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

При этом сам факт получения налоговой выгоды сам по себе еще не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Ведь именно исходя из презумпции добросовестности налогоплательщика его действия, направленные на получение налоговой выгоды, априори являются экономически оправданными.

В то же время вывести понятие необоснованной налоговой выгоды из Постановления № 53 можно на основе сделанных судом умозаключений. Поэтому для необоснованной налоговой выгоды понятие может быть сведено к следующему. Необоснованной налоговой выгодой считается налоговая выгода, которая получена налогоплательщиком необоснованно, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера) (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Также налоговая выгода может признана необоснованной, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).

Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 является ключевым с точки зрения определения сути необоснованной налоговой выгоды. И Письма ФНС по необоснованной налоговой выгоде в 2017 и в более ранние периоды содержат отсылки на позицию ВАС РФ (Письма ФНС от 29.03.2017 № СД-4-3/5744@, от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@, от 24.12.2012 № СА-4-7/22020@, от 24.05.2011 № СА-4-9/8250).

Вопросы выявления обстоятельств необоснованной налоговой выгоды поднимаются также в Письмах ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, от 31.10.2013 № СА-4-9/19592, от 24.05.2011 № СА-4-9/8250.

Получение необоснованной налоговой выгоды 2017

По необоснованной налоговой выгоде судебная практика 2016-2017 подтверждает, что признание судами получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возможно, к примеру, в следующих случаях:

  • налогоплательщик не мог реально произвести конкретные операции с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • у налогоплательщика отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • налогоплательщик учитывает для целей налогообложения только те хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, хотя для данного вида деятельности требуется также совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • налогоплательщик совершает операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, отраженном в бухгалтерском учете;
  • деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Так, например, Постановлением АС МО от 15.05.2017 № Ф05-5962/2017 по делу № А40-74889/2016 подтверждено получение организацией необоснованной налоговой выгоды по операциям с контрагентом в связи с невозможностью осуществления последним реальной хозяйственной деятельности (отсутствие по месту нахождения, отсутствие основных средств, производственных активов, транспортных средств, складских помещений). Аналогично, в частности, Постановлением АС СЗО от 07.07.2016 № Ф07-4996/2016 по делу № А13-3338/2014 получение необоснованной налоговой выгоды было доказано в связи с тем, что не была подтверждена реальность хозяйственных операций с контрагентами (товарные накладные и счета-фактуры составлены ранее регистрации поставщика в качестве юридического лица).

Последствия получения необоснованной налоговой выгоды

В том случае, когда суд приходит к выводу о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, объем прав и обязанностей налогоплательщика будет определяться исходя из подлинного экономического содержания соответствующих операций. Следовательно, налоговую выгоду необходимо будет скорректировать и при необходимости доплатить соответствующие налоги, пени и штрафы.

Источник: https://glavkniga.ru/situations/k503979

Проблема налоговой выгоды не случайно находится в центре интересов профессионального сообщества. Говоря о существовании налоговой выгоды, в большинстве случаев речь идет о налоговой оптимизации, с которой любой налогоплательщик сталкивается ежедневно. Законодательство о налогах и сборах РФ не содержит понятия налоговой выгоды. Налоговому законодательству известны такие понятия, как экономическая выгода, материальная выгода.

Поскольку суть предпринимательской деятельности состоит в получении наибольшей экономической выгоды, ее наличие по общему правилу обусловливает присутствие объекта налогообложения. Экономическая выгода — это реальное приращение имущества в результате хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

В силу ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются также доходы в виде материальной выгоды. У физического лица материальная выгода может возникнуть в трех случаях: в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (исключение — операции с кредитными картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении кредитной карты); при приобретении в рамках гражданско-правового договора товаров (работ, услуг) у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, которые являются взаимозависимыми по отношению к физическому лицу, а также при покупке ценных бумаг.

Как правило, заемные средства выдаются работникам под более низкий, чем установлен в банках, процент либо совсем без процентов. Для предприятия такие выплаты являются одним из видов материального стимулирования персонала, а для работников — залогом стабильности и защищенности, ведь предоставляемые займы позволяют решать различные бытовые проблемы, в том числе самую главную — жилищную. Если денежные средства были получены по договору беспроцентного займа, заемщик экономит на выплате процентов, а значит, получает доход, с которого удерживается налог на доходы физических лиц. Материальная выгода от экономии на процентах возникает и в том случае, когда условия договора займа или кредитный договор подразумевают уплату процентов, но их величина меньше, чем 9% (по валютному займу), или 3/4 ставки рефинансирования Банка России, установленной на дату получения заемных средств (по рублевому займу). Исключением из этого правила являются доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, которые налогоплательщик фактически израсходовал на строительство или приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или долей в них.

Материальная выгода возникает также, если сделки купли-продажи совершаются между взаимозависимыми лицами, перечень которых установлен ст. 20 НК РФ. К ним, в частности, относятся организация и ее сотрудники. Возникновения материальной выгоды не избежать, если организация продает своему сотруднику товары по цене, которая ниже рыночной. Доход в виде материальной выгоды определяется как разница между ценой, по которой товар (работа, услуга) был реализован налогоплательщику, и рыночной ценой идентичного товара (работы, услуги).

Физические лица могут получить в собственность ценные бумаги различными способами, но материальная выгода образуется только когда ценные бумаги получены безвозмездно либо приобретены по ценам ниже рыночных.

Понятие налоговой выгоды введено в оборот Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»: «Под налоговой выгодой для целей понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».

Что же понимается под нарушением налоговых обязанностей? Напомним, что обязанности налогоплательщиков перечислены в ст. 23 НК РФ. Исходя из ее положений, можно сделать вывод, что нарушение налоговых обязанностей состоит в следующем:

— непостановка на налоговый учет (то есть отсутствие контрагента в Едином государственном реестре налогоплательщиков);

— неуплата законно установленных налогов;

— непредставление налоговых деклараций (расчетов).

В терминах Постановления № 53 речь идет главным образом об уменьшении налоговых обязанностей (уплата налога в меньшем размере). На основании определения налоговой выгоды можно говорить о следующих способах ее получения:

  • уменьшение налоговой базы,
  • неправомерное применение налогового вычета,
  • неправомерное использование налоговых льгот,
  • применение пониженной налоговой ставки.

В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью для российских организаций являются полученные ими доходы, уменьшенные на понесенные расходы.

После обложения прибыли налогом можно сказать, что образуется «чистая экономическая выгода», которая остается в распоряжении компании. Таким образом, размер экономической выгоды меняется в результате учета расходов и обложения налогом.

Стремясь к получению наибольшей экономической выгоды, налогоплательщики не всегда уменьшают налоговую базу исключительно законными методами. Следствием таких действий выступает неправомерное уменьшение экономической выгоды — прибыли, подлежащей обложению налогом.

Таким образом, экономическая выгода — это доход, прибыль, которая подлежит обложению налогом. Налоговая выгода — это средства, которые были дополнительно получены налогоплательщиком, в том числе после уплаты налога с дохода, прибыли, вследствие использования различных способов по снижению налоговой обязанности. Другими словами, налоговая выгода — это экономия на налогах.

Экономическая выгода и налоговая выгода соотносятся между собой следующим образом: налоговая выгода может появиться только после обложения налогом экономической выгоды. Размер налоговой выгоды определяется как разница между суммой налога, которую следовало уплатить, и фактически уплаченной в результате использования налогоплательщиком способов минимизации налогов суммой налога.

Постановление N 53 указывает, что налоговая выгода возникает у налогоплательщика в случае уменьшения налоговой обязанности посредством различных действий, перечень которых не является исчерпывающим. Между совершенными налогоплательщиком действиями и налоговой выгодой должна существовать причинно-следственная связь.

Уменьшение размера налоговой обязанности будет означать уменьшение размера налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет. Следовательно, налоговая выгода во многом определяется действиями налогоплательщика по оптимизации налогообложения, поскольку цель последней и состоит в снижении суммы уплачиваемых налогов. В зависимости от оценки непосредственных действий налогоплательщика, которые стали причиной снижения налога, налоговая выгода может быть признана обоснованной или необоснованной.

При этом получение налоговой выгоды само по себе не является противоправным явлением, свидетельствующим о недобросовестности налогоплательщика. ВАС РФ прямо допускает получение налогоплательщиком налоговой выгоды, если тот документально обосновал свое право на получение налоговой выгоды, а налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в представленных документах, неполны, недостоверны и противоречивы.

Таким образом, концепция налоговой выгоды строится на презумпции добросовестности налогоплательщика. Налоговый же орган вправе опровергнуть презумпцию добросовестности, представив убедительные доказательства.

Концепция налоговой выгоды, предусмотренная Постановлением № 53, в целом отвечает общим принципам мировой практики:

1. Налоговая переквалификация сделки, отвечающая экономическим (деловым) целям организации

2.Действительность сделки в гражданско-правовом смысле.

В Германии к подобным случаям применяется параграф 42 Закона ФРГ о налогах и сборах. В соответствии с ним «налоговое законодательство не может быть обойдено посредством злоупотреблений с использованием различных правовых конструкций. В случае злоупотребления возникает то налоговое последствие, которое возникло бы при совершении сделки, отвечающей экономическим (деловым) целям сторон» .Сам факт злоупотребления правовой конструкцией исключительно в налоговых целях не влечет недействительности соответствующей сделки.

Во Франции гражданско-правовая действительность сделок не колеблется только на том основании, что целью выбора сделки была налоговая выгода. В частности, этот вывод подтверждает то, что последствием квалификации сделки в качестве сделки, заключенной с целью избежать или смягчить налоговые обязательства, является лишь ее переквалификация для целей налогообложения, без затрагивания ее гражданско-правовой действительности.

Финансовые органы Италии вправе переквалифицировать сделку в соответствии с целями, для достижения которых она была совершена, и освободить ее от всех «аномалий», использованных контрагентами и направленных на обход закона. Данная переквалификация, впрочем, ограничивается исключительно целями налогообложения: контракт сохраняет свою юридическую силу в отношении участвующих сторон и применительно к третьим лицам согласно нормам гражданского права и в соответствии с правовой формой, избранной сторонами.

В Испании речь идет лишь о непризнании соответствующих сделок для целей налогообложения (для целей применения обходимой нормы), но не о недействительности самой сделки.

В Постановлении N 53 разъясняются вопросы оценки арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика. Основными из них являются:

1. Действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, — достоверны.

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

2. Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на причину своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган. Таким образом, при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды.

3. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, например, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими либо иными причинами (целями делового характера).

4. Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

5. О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

· невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

· отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

· учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

· совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, зафиксированном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

6. Обстоятельства, которые не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:

· создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;

· взаимозависимость участников сделок;

· неритмичный характер хозяйственных операций;

· нарушение налогового законодательства в прошлом;

· разовый характер операции;

· проведение операции не по месту нахождения налогоплательщика;

· осуществление расчетов с использованием одного банка;

· транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

· использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

7. Если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не по их действительному экономическому смыслу, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания рассматриваемой операции.

8. При изменении юридической квалификации гражданско-правовых сделок (п. 1 ст. 45 НК РФ) следует учитывать, что сделки, не отвечающие закону или иным правовым актам (ст. 168 Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ), мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК РФ) являются недействительными независимо от признания их таковыми судом (ст. 166 ГК РФ).

9. Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

10. Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

К числу основных признаков налоговой выгоды, по мнению автора, следует отнести:

  • отсутствие экономической обоснованности расходов
  • отсутствие документального подтверждения расходов
  • несоответствие экономической сущности сделки ее юридической форме, и как следствие, налоговая переквалификация
  • отсутствие деловой цели заключения сделки о
  • тсутствие физической возможности осуществления сделки
  • отсутствие должной осмотрительности при заключении сделок с контрагентами

Вышеназванные базовые признаки необоснованной налоговой выгоды преломляются на практике в следующие наиболее типичные модели арбитражных споров налоговых органов и налогоплательщика, предметом рассмотрения которых являются:

  • создание схемы из поставщиков
  • отказ в вычете вследствие неуплаты поставщиком налога в бюджет
  • отсутствие ответов по результатам встречных проверок
  • отсутствие контрагентов по юридическим адресам
  • отсутствие у поставщика соответствующей складской инфраструктуры
  • экспорт товаров по цене ниже цены приобретения
  • малая штатная численность и плохое финансовое состояние
  • расчеты по сделкам внутри одного банка
  • организация не зарегистрирована в ЕГРЮЛ
  • низкая рентабельность сделки
  • расчеты с бюджетом через проблемные банки
  • отсутствие необходимого кадрового состава и оборудования
  • сведения, представляемые лицом, указанным в качестве первоначального производителя, об отсутствии производства данного товара в проверяемый период

Ниже приведены судебные решения, сгруппированные по признаку поддержки судами позиции налоговых органов и налогоплательщиков соответственно.

таблица прилагается

Приведенная судебно-арбитражная практика свидетельствует, что наличие одного из формальных обстоятельств необоснованной налоговой выгоды, вне взаимосвязи с другими обстоятельствами, не доказывает наличия необоснованной налоговой выгоды.

Из вышеизложенного следует, что в судебно-арбитражной практике начинает складываться определенная системность, что, безусловно, оценивается как положительная тенденция.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/129482/