Налоговая система включает в себя

Содержание

Как делятся налоги по уровню бюджетов

Классификация налогов

Налоги могут быть классифицированы по ряду признаков.

Прежде всего налоги подразделяются по способу взимания: на прямые, которые взимаются с доходов налогоплательщика, и косвенные, когда окончательным плательщиком выступает покупатель товаров, работ, услуг. Соот­ношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кри­зисов происходит рост косвенных налогов.

Прямые налоги подразделяются на реальные, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные, взимаемые с реально получаемого дохода. К реальным относят поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги. Личные налоги включают: подоходный, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, на сверхприбыль, налог с наследства и дарения, поимущественный налог, подушный налог.

Косвенные налоги делятся на индивидуальные, универсальные, таможенные пошлины.

Налоги могут группиро­ваться в зависимости от субъекта уплаты: налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лица­ми.

По объекту обложения налоги подразделяются следующим обра­зом: налоги на имущество, налог на землю (рента), налог на капитал, налог на средства потребления и др.

Основой следующего классификаци­онного признака является источник уплаты налогов: заработная пла­та, выручка, доход или прибыль, себестоимость.

Существенным при­знаком классификации налогов является их подразделение по уров­ню бюджетов: федеральные, региональные и местные налоги. В соответствии с Налоговым кодексом РФ с учетом изменений и дополнений установлены следующие налоги по уровням бюджета.

Федеральные налоги: 1) НДС; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог.

Региональные налоги: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местные налоги: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Источник: https://7lafa.com/pageanswer.php?id=29005

Налоговые системы унитарных государств

⇐ ПредыдущаяСтр 53 из 56

Унитарные страны представляют собой цельные государст­венные образования, составляющие их административно-тер­риториальные единицы, суверенными правами не наделены, поэтому полностью подчинены центральным органам власти, в том числе и в вопросах налогообложения.

Классическим примером организации налогообложения унитарного государства может служить Великобритания. Со­временная система налогов и сборов Великобритании сформи­ровалась в результате многолетней налоговой реформы, нача­той еще в 1973 г. Она включает центральные и местные налоги.

К центральным налогам относятся: подоходный налог с на­селения, подоходный налог с корпораций, налог на доходы от нефти, налог с наследства, налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины и гербовые сборы.

На местном уровне взимаются поимущественные налоги (налоги на имущество).

Основу источников налогового права Великобритании со­ставляют Законодательный акт в отношении подоходного нало­га с населения и корпораций 1970 г., Законодательный акт о налоге на добавленную стоимость 1983 г. и Законодательный акт в отношении налога с корпораций 1996 г.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица. Резиденты уплачивают этот налог со всех доходов, полу­ченных как в Великобритании, так и за ее пределами, а нерези­денты — только с доходов из источников в этой стране. Кроме того, последние ограничены в праве использования налоговых льгот. При определении статуса налогоплательщика во внима-

656 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах

ние принимается продолжительность его пребывания и нали­чие жилища в Великобритании. Применяются и другие крите­рии. Например, резидентом признается физическое лицо, даже не имеющее места жительства в Великобритании, но посещав­шее страну на протяжении четырех лет с общим сроком пребы­вания в среднем не менее трех месяцев в год. Кроме того, для целей налогообложения все налогоплательщики подразделяют­ся также на обычных резидентов и домицилиев. Обычными ре­зидентами являются физические лица, имеющие постоянное место жительства в Великобритании и большую часть жизни проживающие на ее территории. Домицилий же имеет место в том случае, когда у физического лица на территории Велико­британии расположено его постоянное жилище.

Взимание подоходного налога основывается на так называе­мой шедулярной системе, предполагающей обложение доходов по частям (шедулам). Всего предусматривается шесть шедул, имеющих буквенное обозначение. По шедуле «А» облагаются доходы, получаемые налогоплательщиком от собственности на землю и строения, по шедуле «В» — доходы от лесных владе­ний, по шедуле «С» — доходы по государственным ценным бу­магам, по шедуле «D» — доходы от коммерческой деятельно­сти, доходы лиц свободных профессий, доходы по негосударст­венным ценным бумагам, зарубежные доходы, по шедуле «Е» — заработная плата, денежное содержание служащих и пенсии, а по шедуле «F» — дивиденды и распределенные в пользу нало­гоплательщика доходы компаний. Отнесение дохода к той или иной шедуле изменяет порядок исчисления налога. Например, доходы, включаемые в шедулу «Е», могут быть уменьшены на сумму средств, расходуемых налогоплательщиком в связи .с пе­реездами по роду службы и использованием личного автомоби­ля в служебных целях.

Подоходным налогом не облагаются пособия, выплачивае­мые инвалидам, пособия по безработице, пособия, выдаваемые в натуральной форме, стипендии, проценты по национальным сберегательным сертификатам.

Необлагаемый доход (личная скидка) по подоходному нало­гу предусмотрен в сумме 3900 ф. ст. Минимальная ставка подо­ходного налога составляет 20%, а максимальная для дохода свыше 25,5 тыс. ф. ст. — 40%.

Уплата подоходного налога осуществляется посредством еженедельного удержания его у источника выплаты, а также на основе декларации. В последнем случае сумма налога, подлежа­щая уплате, рассчитывается налоговым инспектором на основе представленных налогоплательщиком данных. Физические ли­ца, не имеющие других доходов кроме заработной платы, псЩа-ют налоговую декларацию один раз в пять лет. Впервые декла­рация подается при поступлении физического лица на постоян­ную работу. На основе содержащихся в ней данных налоговые органы заполняют специальное уведомление, которое затем вместе с кодированным номером формы налоговой декларации направляется самому налогоплательщику и его работодателю.

Физические лица также являются плательщиками налога с наследства. Им облагаются передачи имущества в виде дарений и наследств. Освобождаются от налогообложения прижизнен­ные дары, совершенные владельцами имущества, в том случае если даритель остается после этого живым в течение последую­щих семи лет. Ставка налога для имущества стоимостью более 200 тыс. ф. ст. составляет 40%.

Налог на прибыль корпораций уплачивают компании. Этот налог взимается по так называемой импутационной системе. Она предполагает обложение всей суммы полученной прибыли, однако если прибыль распределяется среди акционеров, то со­ответствующая часть уплаченного компанией налога засчиты­вается при уплате ими подоходного налога. Валовой доход мо­жет быть уменьшен на сумму различных вычетов, например расходов по аренде помещений и ремонту, налоговых штрафов, заработной платы, компенсаций работникам, представитель­ских расходов, лицензионных сборов и пр. Расчетный период соответствует одному году. Общая ставка налога составляет 33%, а для субъектов малого бизнеса — 24%. Уплата налога осу­ществляется спустя девять месяцев по окончании расчетного периода1.

Налог на прирост капитала уплачивается физическими ли­цами и компаниями соответственно по ставкам от 20 до 40% и от 25 до 33%.

1 Подробнее об этом см.: Налоги и налогообложение: Учеб. посо­бие / Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. М., 1998. С. 242—252.

658 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость уплачивается предприни­мателями, оборот которых превышает 45 тыс. ф. ст. в год. Став­ка налога составляет 17,5%. Для оборота по реализации продо­вольственных товаров, печатных изданий, лекарств, детской одежды и обуви, услуг по энерго- и водоснабжению для быто­вых нужд, по перевозке пассажиров ставка налога составля­ет 0%.

Акцизы взимаются с нефтепродуктов, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, а также игорного биз­неса. Так, ставки акцизов составляют: на бензин — от 0,2832 до 0,3314 ф. ст. за 1 л, на сигареты — 20% от розничной цены плюс 52,33 ф. ст. за 1 тыс. штук, на спиртные напитки — 19,81 ф. ст. за 1 л чистого спирта.

Гербовый сбор взимается при оформлении юридических и коммерческих документов. Ставки сбора различаются в зависи­мости от характера документа. Так, при оформлении купли-продажи ценных бумаг налог взимается по ставке от 0,5 до 1,5%.

Налог на регистрацию автомобилей взимается ежегодно в размере 130 ф. ст.

К числу основных местных налогов относится налог на иму­щество. Плательщиками этого налога являются собственники и арендаторы недвижимости. Не подлежат налогообложению сельскохозяйственные земли и постройки на них, а также церк­ви. Ставка налога различается по городам и графствам.

Современная система налогов и сборов Японии действует с 1989 г. и имеет свои отличительные признаки. Она включает государственные налоги, налоги префектур и местные налоги.

Государственные налоги, которых насчитывается 25, дают 64% всех налоговых доходов государства. К их числу относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налоги на имущество, налог на регистрацию лицензий, гербовый сбор, налог на наследство, налог на ирригацию и улучшение земель, налог с продаж, налоги на владельцев автомобилей, акцизы1.

Префектурами взимается около 30 налогов, включая различ­ные подоходные, поимущественные налоги и налоги на потреб­ление.

1 См.: Глухое В. В., Дольдэ В. В. Налоги: теория и практика: Учеб. пособие. СПб., 1996. С. 45-46.

Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах

Компании уплачивают государственный подоходный налог с прибыли по ставке 33,48%, префектурный подоходный налог по ставке 5% от государственного налога, а налог в пользу го­родов и районов — 12,3%. В общей сложности юридическим лицам приходится платить в бюджет около 40% прибыли.

Налог на имущество уплачивается физическими лицами л, организациями по единой ставке 1,4%. Акцизы взимаются со спиртных напитков, табачных изделий, нефти и бензина, а так­же с услуг гостиниц, ресторанов и купален. Налог с продаж (косвенный потребительский налог) составляет 3%.

Налогообложение физических лиц предусматривает прежде всего уплату государственного подоходного налога, префектур-ного подоходного налога и местных подоходных налогов.

Государственный подоходный налог уплачивают физические лица и организации. Физические лица облагаются на основе прогрессивной шкалы налогообложения, предусматривающей ставки в 10, 20, 30, 40 и 50%, а префектурный подоходный на­лог — по ставкам 5, 10 и 15%. Кроме того, каждый житель стра­ны независимо от дохода уплачивает ежегодно налог в сумме 3,2 тыс. иен. Плательщики освобождаются от уплаты налога со средств, затраченных на лечение, а также пользуются иными льготами.

т

Приложение

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x54cd.html

Налоговые системы федеративных и унитарных государств: распределение налоговых полномочий

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению налоговых систем стран с различными типами государственного устройства необходимо четко сформулировать основные черты сходства и различия государств с федеративным типом государственного устройства, унитарных государств и конфедераций. Основные черты, иллюстрирующие сходства и различия этих трех типов государственных образований, приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Основные черты трех типов государственных образований

Элементы

Унитарное

государство

Федеративное

государство

Конфедерация

Территориальная организация

Единое государство, имеет административное деление, возможна территориальная автономия

Единое государство состоит из нескольких государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности

Союз суверенных государств

Конституция

Единая конституция

Единая конституция, но субъекты федерации принимают свои конституционные акты, действующие в границах их юрисдикции

Имеется как общая конституция, так и конституции суверенных государств

Система

права

Единая система права

Наряду с общенациональной правовой системой (в части отраслей права, отнесенных к ведению Федерации) каждый субъект федерации может иметь свою правовую систему (в пределах установленной компетенции)

В каждом государстве действует своя правовая система

Гражданство

Единое гражданство

Два гражданства — национальное и субъекта федерации

Одно гражданство — суверенного государства, члена конфедерации

Примат законодательства

Не рассматривается — законодательство единое

Примат федерального права

Примат права субъекта конфедерации

Сецессия (право свободного выхода из состава)

Отсутствует

Отсутствует

Есть право сецессии

Нуллификация (право не признавать акты вышестоящих органов)

Невозможна

Невозможна

Есть право нуллификации

Адресат закона, принимаемого законодательным органом

Все граждане государства

Все граждане государства

Суверенные государства — члены конфедерации

Источник формирования государственного бюджета

Налоги, уплачиваемые налогоплательщиками

Налоги, уплачиваемые налогоплательщиками

Взносы государств — членов конфедерации

В табл. 1.2 приведены далеко не все характеристики трех рассматриваемых типов государственных образований, а лишь те из них, которые понадобятся нам для понимания различных аспектов формирования налоговых систем зарубежных стран.

Существенным элементом построения налоговых систем всех государств являются налоговые полномочия.

Построение налоговой системы любого государства основывается на распределении налоговых полномочий между составляющими этого государства: центральным правительством и местными органами власти в унитарных государствах; федерацией, ее субъектами (регионами) и местным уровнем — в федеративных государствах.

Налоговые полномочия — законодательно оформленные права того или иного уровня бюджетной системы вводить налоги, получать налоговые доходы и администрировать налоги.

В соответствии с этими тремя позициями могут быть выделены и три аспекта или три составляющих налоговых полномочий:

  • o законодательные полномочия — вводить те или иные налоги, устанавливать налоговые ставки, уточнять налоговую базу и корректировать иные элементы законов о налогах;
  • o доходные полномочия — формировать доходы бюджета за счет тех или иных налогов. Причем не обязательно в бюджет

какого-то уровня будут поступать только те налоги, в отношении которых этот уровень власти имеет установленные законодательные полномочия;

o административные полномочия — полномочия администрировать и собирать налоги.

Характер распределения налоговых полномочий предопределяется характером государственного устройства — является ли та или иная страна федеративным государством или унитарным.

К числу федеративных государств, в частности, относятся США, Канада, Германия, Австрия, Швейцария, Россия, Австралия, Нигерия, Бельгия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Индия и некоторые другие.

Унитарные государства — это государства, которые не имеют в своем составе субнациональных государственных образований, а только административно-территориальные единицы. Это не исключает того, что в состав унитарного государства могут входить автономные образования (например, в Испании). В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единая конституция, единые для всей страны высшие органы власти, единое гражданство, единая правовая система и т.д.

Таким образом, в государствах с федеративным характером государственного устройства налоговая система имеет три основных уровня — федеральный (федеральные налоги), региональный (налоги субъектов федерации — налоги штатов, провинций, федеральных земель и т.д.) и местные налоги. В государствах с унитарным характером государственного устройства налоговая система имеет два уровня — это национальные налоги (общегосударственные) и местные налоги. При этом группа местных налогов может быть не вполне однородна и включать в себя налоги различных «подуровней» местного уровня.

Федеральные налоги — это налоги, которые вводятся органами законодательной власти федерации, действуют на территории всей страны и администрируются федеральными налоговыми службами (хотя в отношении администрирования возможны некоторые отклонения от традиций). Аналогично национальные (государственные) налоги в унитарных государствах вводятся органами законодательной власти государства, действуют на территории всей страны и администрируются национальной налоговой службой. Большая часть федеральных налогов (и государственных налогов в унитарных государствах) поступает в доход федерального (государственного — в унитарных государствах) бюджета.

Налоги субъектов федерации (налоги штатов, провинций и др.) устанавливаются и вводятся в действие, как правило, законодательными актами соответствующих субъектов федерации (иногда также и федеральным законодательством) и действуют на территории всего субъекта федерации (штата, провинции, земли). Налоги субъекта федерации могут администрироваться как собственной субфедеральной налоговой службой, так и федеральной налоговой службой. Ситуация с налоговым администрированием существенно варьируется по странам. Налоги субъектов федерации поступают в доход бюджетов субъектов федерации, а иногда зачисляются полностью или частично и в доход местных бюджетов.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие, как правило, национальными (или федеральными) или субфедеральными властями и местными органами представительной власти. Действуют на территории соответствующих муниципальных образований. Администрируются эти налоги национальной (федеральной), региональной или местной налоговой службой (зависит от установленной модели налогового администрирования). Поступления от местных налогов зачисляются в доход местных бюджетов.

При распределении налоговых полномочий в отношении каждого из налогов действующей налоговой системы государства необходимо определить, за каким именно уровнем государственной власти целесообразно закрепить тот или иной доходный источник и соответствующий налог. Здесь действуют следующие критерии или принципы.

Первый критерий — степень мобильности облагаемой базы. Принято считать, что чем менее мобильна налоговая база, тем на более низком уровне (государственной власти) она может облагаться, так как относительное повышение уровня налогообложения такой базы не может повлечь за собой ее миграцию за пределы данной субнациональной юрисдикции. Этим обстоятельством предопределяется предпочтительность закрепления такого налогового источника, как имущество (или недвижимость) или земля (если таковая рассматривается как самостоятельный объект налогообложения) за субнациональным уровнем — бюджетами субъектов федерации и далее за местными бюджетами. Чем более мобильна налоговая база (например, доходы от капитала), тем на более высоком уровне ее необходимо облагать налогами.

Традиционно считается, что достаточно высокой степенью активности и мобильности обладают труд и капитал (в денежной форме в первую очередь), а самой низкой — имущество в виде недвижимости и природные ресурсы, которые практически вообще не мобильны. С учетом этого более целесообразно закрепление таких объектов налогообложения, как доходы юридических и физических лиц за общенациональным уровнем (федеральным), а имущество и природные ресурсы — за субнациональным.

Однако на практике степень мобильности и труда, и капитала может существенно варьироваться, по разным категориям — половозрастным, профессиональным и национальным группам населения, отраслевой принадлежности капитала и его форме. Например, очевидно, что капитал, пребывающий в форме основных средств производственного характера, существенно менее мобилен, чем собственно финансовый капитал в высоколиквидной форме.

Второй критерий — степень равномерности распределения налоговой базы по территории государства или межрегиональной дифференциации налоговой базы.

Чем неравномернее распределен налоговый источник или налоговая база по территории страны, тем на более высоком уровне государственной власти должно осуществляться его налогообложение. Это требование в значительной мере связано с необходимостью выравнивания финансовой базы разных субнациональных образований (регионов) в рамках федеративного государства. Налогообложение неравномерно распределенных по территории объектов на общенациональном уровне не приводит к усилению дифференциации субнациональных бюджетов по уровню доходов в расчете на душу населения. Напротив, те виды налоговых баз, которые размещаются относительно равномерно по территории страны, могут облагаться на региональном уровне (например, розничная торговля).

Однако реализация данного принципа часто сталкивается с существенными препятствиями. Так, наибольшей неравномерностью характеризуется размещение по территории природных ресурсов, поскольку оно вообще не поддается экономическому регулированию, являясь исключительно географическим или геологическим фактором, а значит, экзогенным для экономики в целом. Кроме того, неравномерность размещения природных ресурсов увеличивается по мере возрастания редкости того или иного ресурса.

Казалось бы, целесообразно подвергать налогообложению природные ресурсы на общенациональном уровне за исключением наиболее равномерно размещенных объектов (например, песчаников). Применение этого критерия в известной степени может противоречить первому, который требует облагать немобильную налоговую базу (каковой являются природные ресурсы) на региональном уровне.

Кроме того, в федеративных государствах зачастую достаточно остро стоит вопрос о собственности федерации и ее субъектов на те или иные объекты природных ресурсов и, соответственно, о праве на их налогообложение и получение доходов. Таким образом, в решение этого вопроса может вмешиваться еще и политический фактор.

Третий критерий — экономической эффективности, в соответствии с которым отдельные виды активов или облагаемой базы более целесообразно облагать на общенациональном или региональном уровне. При определенных условиях здесь могут возникнуть такие явления, как повышение эффективности вследствие масштаба мероприятий или напротив, экономия на приближении уровня обложения к объекту обложения (эффект масштаба). При прочих равных условиях, чем масштабнее налоговая база, тем на более высоком уровне государственной власти она должна облагаться. В этом случае существенно понижаются прямые и косвенные удельные административные издержки налогообложения. Чем «мельче» и чем более раздроблена налоговая база, тем на более низком административно-государственном уровне она должна облагаться. Это связано с тем, что развертывание общенационального учета объектов налогообложения, количество которых единично или же существует множество различных типов и видов объектов, существенно повышает прямые административные издержки обложения. Эти издержки в ряде случаев могут превысить полученные по данной статье суммы налоговых платежей.

Считается, что наиболее трудоемкой для учета является такая налоговая база, как имущество населения, размеры и качество земельных угодий. Из этого следует целесообразность ее обложения на региональном или даже на местном уровне. Учет же такого вида налоговой базы, как доходы юридических лиц, может быть налажен в общенациональном масштабе: здесь нет столь значительной местной или региональной специфики. Соответственно, и облагать эти объекты можно на общенациональном уровне.

Четвертый критерий — необходимость макроэкономического регулирования, которая объективно требует закрепления за федеральным (общенациональным) уровнем основных налогов, через которые осуществляется государственное регулирование экономики. Это касается в первую очередь всех категорий подоходных налогов: на прибыль, с доходов физических лиц или личных подоходных, а также исчисляемых в зависимости от размера заработной платы и имеющих целевой социально-пенсионный характер.

С учетом этого циклически устойчивые налоги (налоги с циклически устойчивой налоговой базы) более целесообразно использовать на субнациональном уровне (налоги на имущество, налоги на природные ресурсы, в меньшей степени — разнообразные косвенные налоги, в частности с продаж). Циклически неустойчивые объекты, которые к тому же могут выступать в качестве базы для построения «встроенных стабилизаторов», целесообразно облагать на общенациональном уровне. Тем самым за общенациональным уровнем теоретически остается возможность воздействия на экономический цикл.

Пятый критерий — необходимость корректировки через налоговую систему объективно возникающих финансовых дисбалансов в бюджетной системе.

Финансовый дисбаланс является следствием объективного несовпадения функций, в соответствии с которыми формируются, с одной стороны, доходы бюджетной системы, а с другой — потребности в расходах в части предоставления государственных услуг. Если потребность в расходах на стандартный объем государственных услуг в значительной мере является функцией такой переменной, как население (численность, плотность населения, характер расселения, доля населения, проживающего в городах, взаимная удаленность населенных пунктов, половозрастной состав населения и т.д.), то объем доходов соответствующих бюджетов имеет более сложную зависимость. При прочих равных условиях чем большую долю в доходах бюджетной системы составляют поступления налогов с населения, тем меньше будет размер указанного дисбаланса. В этом случае относительно меньшими окажутся расходы федерального бюджета на финансовую помощь регионам.

Шестой критерий — соблюдение границ юрисдикции — предполагает, что при решении вопроса о закреплении того или иного налогового источника за национальным и субнациональным уровнем необходимо учитывать факт возможного переноса налогового бремени за пределы соответствующей юрисдикции. Необходимо иметь в виду, что каждый уровень государственной власти обладает правом (в отношении субнациональных образований здесь могут быть определенные модификации) вводить налоги только в пределах собственной юрисдикции. Субъекты федерации могут вводить налоги только в отношении физических и юридических лиц, имеющих имущество, проживающих, осуществляющих хозяйственную деятельность и т.д. на территории этих регионов. В то же самое время национальное правительство обладает правом вводить налоги на территории собственной юрисдикции, т.е. всего государства как единого целого.

Так, если допустить введение НДС (или иной формы налога с оборота) на уровне субнациональных образований, это приведет к частичному переносу налогового бремени за пределы этого образования. Такой НДС реально будут платить не только жители этого региона, но и связанные с ним «по технологической цепочке». Аналогичные проблемы возникают при использовании налога на наследства и дарения в качестве регионального налога. Если он используется как налог субъекта федерации, то его плательщиком может оказаться житель другого региона, т.е. произойдет перенос налогового бремени за пределы юрисдикции субъекта федерации.

Седьмой критерий. Закрепление налоговых полномочий должно быть таким, чтобы ни при каких обстоятельствах не могли возникнуть налоговые барьеры на пути движения товаров, труда, капитала и финансовых ресурсов между различными субнациональными образованиями в пределах государства. В соответствии с данным критерием субъекты федерации (регионы) не должны наделяться правом введения ввозных и вывозных пошлин и аналогичных им дополнительных налогов, поскольку это нарушает единство экономического пространства страны.

В мировой практике широко применяются три основные модели взаимодействия центра и субъектов федерации в области реализации налоговых полномочий:

  • o распределение налоговых источников и их раздельное использование (разделение налоговых баз);
  • o последующее разделение (расщепление) части полученных федеральным бюджетом от раздельного использования этих источников доходов (разделение доходов);
  • o совместное использование одной и той же налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз).

В разных странах используются различные модели или их комбинации. Так, в германской модели бюджетного федерализма доминирует разделение получаемых налоговых доходов между бюджетом федерации и бюджетами земель, в то время как в США разделение налоговых доходов не применяется, а в Канаде — имеет место только по одному налогу и только в некоторых провинциях. Эти страны строят налоговые системы федерации и субнациональных образований независимо друг от друга и используют модели распределения налоговых источников (т.е. раздельного использования налоговых баз) и совместного (параллельного) использования налоговых баз. В табл. 1.3 приведены некоторые модели распределения налоговых полномочий по основным категориям налоговых платежей, применяемые в различных странах.

Таблица 1.3. Модели реализации налоговых полномочий

Виды налоговых платежей

Раздельное использование налоговых источников

Совместное (параллельное) использование налоговых баз

Разделение

полученных

налоговых

доходов

Налог на прибыль

Канада

США

Швейцария

Германия

Личный подоходный налог (налог на доходы физических лиц)

Канада

США

Швейцария

Германия

НДС

Канада

Швейцария

Германия Канада (гармонизированный налог с продаж)

Налог с продаж

Канада

США

Акцизы

Германия

Канада

США

Налоги на имущество

Германия

Канада

США

Источник: https://studme.org/105611279875/ekonomika/nalogovye_sistemy_federativnyh_unitarnyh_gosudarstv_raspredelenie_nalogovyh_polnomochiy

Практическая работа к теме: Налоговая система РФ

Цель работы:Закрепление по определению основных понятий и положений Налогового кодекса РФ

Ход практического задания:

Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.

1. Законодательство по налогам и сборам РФ включает в себя:

а) только Налоговый кодекс РФ;

б) Налоговый кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

в) Налоговый кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, постановления Правительства РФ и письма министерств и ведомств, в том числе органа, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Выберите наиболее полное определение налоговой системы:

а) совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей;

б) совокупность установленных государством условий налогообложения;

в)совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, совокупность принципов, форм и методов организации налогообложения, осуществления налогового контроля, а также система ответственности за нарушение налогового законодательства.

3. Налог – это:

а) обязательный, индивидуальный, возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в качестве компенсации за услуги государства;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц.

4.Закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов предусматривает:

а) согласованное введение каких-либо налогов; б) формирование единого экономического пространства РФ;

в) запрет на установление каких-либо налогов, не входящих в это перечень.

5. Применяется ли законодательство о налогах и сборах к отношению по установлению, введению и взиманию таможенных и платежей:

а) да;

б) нет;

в) нет, если иное не предусмотрено Налоговым и Таможенным кодексами РФ.

6. Разграничивая сферы применения налогового и таможенного законодательств. Налоговый кодекс РФ устанавливает особые правила в отношении:

а) налога на добавленную стоимость при импорте товаров;

б) акцизов при экспорте товаров;

в) налога на добавленную стоимость и акцизов при экспорте и импорте товаров.


7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:

а) в соответствии с письмами Федеральной налоговой службы РФ;

б) в пользу налогоплательщика; в) по решению органов власти в каждом конкретном случае;

г) строго в пользу доначисления налогов и сборов (увеличения собираемости налогов).

8. Если международным договором, касающимся вопросов налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены Налоговым кодексом РФ, то:

а) принимаются положения Налогового кодекса РФ;

б) принимаются правила и нормы международных договоров;

в) в зависимости от конкретной ситуации решение принимают уполномоченные налоговые органы.

9. Налоговые резиденты – это:

а) организации, зарегистрированные в РФ;

б) физические лица, находящиеся в РФ в течение не менее 183 дней кряду;

в) граждане РФ.

10. Налоговый кодекс РФ состоит:

а) из двух частей (общая часть и часть, посвященная конкретным налогам и сборам);

б) трех частей (первая — общая часть, вторая – часть, посвященная налогам и сборам, третья – специальным налоговым режимам); в) пяти частей (общая часть и часть, посвященная конкретным налогам и сборам);

б) трех частей (первая — общая часть, вторая – часть, посвященная федеральным налогам, третья – региональным налогам, четвертая – местным налогам, пятая — специальным налоговым режимам). Задание 2. Контрольные вопросы: 1. Что такое Налоговый кодекс РФ? 2. Что определяет Налоговый кодекс РФ?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА К РАЗДЕЛУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ»

Цель работы:Закрепление по определению основных понятий доходов и расходов государственных финансов:

Ход практического задания:

Источник: https://cyberpedia.su/12x6b18.html

Основные понятия налоговой системы

Экономическая мысль не выработала до настоящего времени единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства. Приводимое в большинстве учебников по финансам и налогообложению определение налога, которое в обобщенном виде выглядит как «обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государством», экономически верное, но недостаточно полное.

Наиболее полное определение налога дано в первой части Налогового кодекса Российской Федерации, ст.8 Кодекса определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоговый Кодекс Российской Федерации: по состоянию на 1 октября 2013 г. — Новосибирск: Норматика, 2013. — с. 27

В налоговую систему России кроме налогов как таковых входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговая система — это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем, для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в тоже время в их числе можно выделить наиболее важные:

  • · принцип равенства и справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
  • · принцип эффективности налогообложения. Он вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
    • 1) налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, или, по крайне мере, это влияние должно быть минимальным;
    • 2) налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;
    • 3) не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
    • 4) налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Федерации или муниципальных образований;
    • 5) налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налоговым чиновником;
    • 6) максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения.

  • · принцип одновременности означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
  • · принцип стабильности налоговых ставок. Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без этого принципа. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.
  • · принцип дифференциации ставок не является обязательным. Вместе с тем, при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок налогообложения так же, как и введение максимальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.
  • · принцип четкого разделения налогов по уровням государственногоуправления обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т.д. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете.
  • · принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика. Исходя из этого принципа, каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Иными словами при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.
  • · принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения.

Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.И.Г. Русакова, В.А. Кашин и др. Налоги и налогообложение. Уч. пособие. М.: ЮНИТИ, 2000г. -с. 174 — 201

Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:

  • 1) федеральные налоги и сборы;
  • 2) региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
  • 3) местные налоги и сборы.

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Под федеральными налогами и сборами понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:

  • 1) устанавливаются Налоговым кодексом РФ;
  • 2) обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги и сборы:

  • 1) устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;
  • 2) вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • 3) обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);
  • 4) представительные органы местного самоуправления при установлении местного налога определяют:
    • а) налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;
    • б) порядок и сроки уплаты налога;
    • в) формы отчетности по местному налогу;
    • г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.Налоговый Кодекс Российской Федерации. Комментарии к последним изменениям/ Под ред.Г.Ю. Касьянова (5-е изд., перераб. И доп.). — М.: АБАК, 2010 с. 56-57

Таком образом, мы узнали, что основные понятия налоговой системы складывались на протяжений нескольких столетий. И мы рассмотрели общие принципы, позволяющие создать оптимальные налоговые системы.

Источник: https://vuzlit.ru/826898/osnovnye_ponyatiya_nalogovoy_sistemy

Налоговая система общества: принципы построения, функции, разновидность налогов

Сущность, функции налогов. Принципы построения налоговой системы

Налог — это одно из основных понятий финансовой науки. Исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоги — более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Однако формирование постоянно действующих государственных органов, создание армий требовали больших средств и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов.

Налог имеет одновременно экономическую и правовую природу. Первопричина существования налоговых отношений выражается в необходимости перераспределения части доходов для удовлетворения общенациональных потребностей.

Налогообложение — это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

В Налоговом кодексе РФ содержатся определения налога и сбора (ст. 8).

Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Как следует из вышеприведенных определений, важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Установление налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.

Экономическая сущность налогов и сборов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основныефункции:

  • 1) фискальную (от лат. слова fiscus — государственная казна) — являются основным источником формирования государственных финансовых ресурсов — бюджетов и внебюджетных фондов;
  • 2) экономическую (регулирующую) — позволяют стимулировать или иным образом воздействовать на экономические интересы хозяйствующих субъектов с целью регулирования качественных и количественных параметров воспроизводства.

Соотношение названных функций при взимании налогов зависит от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества.

Налоговая система определяется не только совокупностью налогов и сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения. Налоговая система — это порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами различных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых отношений.

Принципы построения налоговой системы:

  • — сочетание прямых и косвенных налогов;
  • — универсальность налогообложения;
  • — равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;
  • — однократность налогообложения;
  • — использование системы налоговых льгот;
  • — стремление к стабильности условий налогообложения;
  • — запрет обратной силы налоговых законов.

Классификация налогов

Налоги могут быть классифицированы по различным признакам (табл. 1.).

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности. Исторически прямые налоги являются наиболее ранней формой налогообложения. Первыми возникли такие формы прямых налогов, как поземельный, подушный, подомовый, позднее — налог на ценные бумаги. До начала ХХ в. прямые налоги имели небольшой удельный вес в доходах государственных бюджетов, которые в большинстве стран базировались на обложении косвенными налогами товаров массового потребления. С 30-х годов ХХ в. прямые налоги в большинстве развитых капиталистических стран стали играть определяющую роль.

В России к прямым налогам могут быть отнесены все виды подоходных налогов (налог на доход или прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц), отчисления во внебюджетные фонды социального характера, имущественные налоги (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, налог на наследования и дарения), ряд других налогов.

предложение ценовой налог

Таблица 1

№ п/п

Признак классификации

Классификационные группы налогов

Способ изъятия

Прямые налоги,

Косвенные налоги

Характер ставок

Пропорциональные налоги,

Прогрессивные налоги,

Дегрессивные налоги,

Назначение

Общие налоги,

Специальные налоги

Принадлежность к уровню власти и управления

Федеральные налоги,

Региональные налоги,

Местные налоги

Субъект уплаты

Налоги, взимаемые с физических лиц,

Налоги, взимаемые с юридических лиц

Источник уплаты

Налоги, относимые на индивидуальный доход,

Налоги, относимые на издержки производства и обращения,

Налоги относимые на финансовые результаты,

Налоги, взимаемые с выручки от продаж

Полнота прав пользования налоговыми поступлениями

Собственные (закрепленные) налоги,

Регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами)

Объект налогообложения (налогооблагаемая база)

Имущественные налоги,

Ресурсные налоги (в том числе рентные платежи),

Взимаемые от выручки или дохода,

Налоги на потребление

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или услуги.

Косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, подлежащие обложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. по существу является — сборщиком налога. Конечным плательщиком, носителем косвенных налогов — выступает потребитель, который приобретает товары по ценам, включающим косвенные налоги.

Исторически косвенные налоги возникли в рабовладельческом государстве. Их развитие обусловлено расширением деятельности государства и товарно-денежных отношений. Вначале появились привратные пошлины, уплачиваемые владельцем товара при въезде в город, где совершались сделки. В период феодальной раздробленности государств получили распространение внутренние таможенные пошлины, взимаемые феодалом с товаров, которые ввозились или перевозились через его территорию. С образованием централизованного государства и национального рынка на смену им пришли внешние таможенные пошлины, акцизы, государственная фискальная монополия (монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления, устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет; государство получает предпринимательский доход и высокие налоги).

В отечественной практике косвенными налогами являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию горюче-смазочных материалов.

Пропорциональные налоги. Ставки таких налогов устанавливаются в определенной фиксированной доле (проценте) к доходу или стоимости имущества плательщика (налогооблагаемой базе) независимо от их величины.

Прогрессивные налоги. Ставки таких налогов увеличиваются с ростом стоимости объекта обложения.

Дегрессивные (регрессивные) налоги. Величина налогового изъятия обратно пропорциональна стоимости объекта обложения. Дегрессивное обложение в зарубежной практике характерно, как правило, для косвенных налогов. В отечественной практике такая форма налогообложения не нашла применения.

Общие налоги. Предназначаются для финансового обеспечения текущих и капитальных расходов государства. Средства, поступающие от сбора общих налогов, не закреплены за отдельными направлениями расходов государства. Примерами таких налогов являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, ряд других.

Специальные налоги. Имеют целевое назначение и закреплены за отдельными расходами государства или специальными бюджетными и внебюджетными фондами. К специальным налогам относятся: отчисления в федеральные внебюджетные фонды социального характера, налоги, поступающие в дорожные фонды, земельный налог, платежи за природные ресурсы и т.д.

Федеральные налоги. К ним относятся налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые Налоговым кодексом (НК) и обязательные к уплате на всей территории РФ. Перечень федеральных налогов определен ст. 13 НК.

Однако в соответствии с Федеральным законом РФ от 31 июля 1998 г. № 147 — ФЗ «О введении в действие части первой НК РФ» данная статья вводится в действие со дня введения части второй НК РФ.

До этого момента действует ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы РФ». Представим сравнительный перечень федеральных налогов (табл. 2.).

Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. Вместе с тем высший представительный орган государства может предусматривать особый порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов и сборов, между бюджетами различных уровней.

Региональные налоги. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК (ст. 14) и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку (в пределах, установленных НК), порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК. Сравнительный перечень региональных налогов и сборов представлен в табл. 3.

Местные налоги. Устанавливаются и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и являются обязательными к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку (в пределах, установленных НК), порядок и сроки уплаты налога. Определяется форма отчетности по местным налогам и сборам. Перечень местных налогов и сборов представлен в табл. 4.

Таблица 2

Федеральные налоги и сборы

Налоговый кодекс РФ (ст. 13)

Федеральный закон «Об основах налоговой системы РФ» (ст. 19)

  • 1) налог на добавленную стоимость;
  • 2) акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;
  • 3) налог на прибыль (доход) организаций;
  • 4) налог на доходы от капитала;
  • 5) подоходный налог с физических лиц;
  • 6) взносы в государственные внебюджетные фонды социального характера;
  • 7) государственная пошлина;
  • 8) таможенная пошлина, таможенные сборы;
  • 9) налог на пользование недрами;
  • 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • 11) лесной налог;
  • 12) водный налог;
  • 13) экологический налог;
  • 14) федеральные лицензионные сборы;
  • 15) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  • 16) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  • 1) налог на добавленную стоимость;
  • 2) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • 3) налог с биржевой деятельности;
  • 4) налог на операции с ценными бумагами;
  • 5) таможенная пошлина;
  • 6) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • 7) платежи за пользование природными ресурсами;
  • 8) налог на прибыль предприятий;
  • 9) подоходный налог с физических лиц;
  • 10) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
  • 11) гербовый сбор;
  • 12) государственная пошлина;
  • 13) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
  • 14) сбор за использование наименования «Россия»

Таблица 3

Региональные налоги и сборы

Налоговый кодекс РФ (ст. 14)

Федеральный закон «Об основах налоговой системы РФ» (ст. 20)

  • 1) налог на имущество организаций;
  • 2) налог на недвижимость;
  • 3) дорожный налог;
  • 4) транспортный налог;
  • 5) налог с продаж;
  • 6) налог на игорный бизнес;
  • 7) региональные лицензионные сборы
  • 1) налог на имущество предприятий;
  • 2) лесной доход;
  • 3) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

Таблица 4

Местные налоги и сборы

Налоговый кодекс РФ (ст. 15)

Федеральный закон «Об основах налоговой системы РФ» (ст. 21)

  • 1) земельный налог;
  • 2) налог на имущество физических лиц;
  • 3) налог на рекламу;
  • 4) налог на наследование или дарение;
  • 5) местные лицензионные сборы
  • 1) земельный налог;
  • 2) налог на имущество физических лиц;
  • 3) регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • 4) сбор на содержание муниципальной милиции, благоустройство территорий и на нужды образовательных учреждений;
  • 5) сбор на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурных учреждений;
  • 6) ряд других налогов и сборов (всего 23)

Источник: https://studwood.ru/1568966/ekonomika/nalogovaya_sistema_obschestva_printsipy_postroeniya_funktsii_raznovidnost_nalogov

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Налоговый кодекс РФ

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критерии качества налоговой системы:

  • сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Основные тенденции развития налоговой системы:

  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги;
  • местные налоги;

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

Сбор и

управление

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Ф

Ф

Ф

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Ф

Ф,Р

Ф

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Ф

Ф

Ф

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Акцизы

Ф,Р,М

Ф,Р,М

Ф,Р,М

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Р

м

М

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

Вид налога

Введение

Определение

Поступление платежей

Налоговой базы

Налоговой ставки

НДС

Ф

Ф

Ф

Ф

Акцизы

Ф

Ф

Ф

Ф,Р

Налог на прибыль организаций

Ф

Ф

Ф,Р

Ф,Р

Налог на доходы физических лиц

Ф

Ф

Ф

Р,М

Налог на имущество организаций

Р

Ф

Ф,Р

Р

Налог на имущество физических лиц

М

Ф

Ф,М

м

Земельный налог

М

Ф

Ф,М

м

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).

Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:

  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:

  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВВП остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.


Источник: http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovaya-sistema.html