Налоговая проверка

Содержание

Выездная налоговая проверка в 2018 году: список особенностей

Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2018 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:

  • выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
  • главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
  • основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
  • проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);

Когда налоговая проверка может охватывать период, превышающий 3 года, читайте в материалах «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет» и «Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?».

  • налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
  • выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС в срок до 28.02.2019 об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.

Право ИФНС на выездную проверку

Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.

Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.

Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).

Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?

Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: «Выездная проверка обычного «физика» на дому — это законно?».

Какова продолжительность выездной налоговой проверки?

Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.

О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».

Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.

См. материал «Продление выездной проверки нельзя оспорить?».

Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.

Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).

Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:

  • начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
  • процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
  • завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).

Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Итоги

Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_vyezdnoj_nalogovoj_proverki_nyuansy/

Что делать, если выездная налоговая проверка все же назначена

Владимир Стариков: Если выездная налоговая проверка назначена, то это значит, что налоговый орган на основании анализа представленной отчетности и имеющейся у него информации, обнаружил у вас признаки занижения налогооблагаемой базы, получения необоснованной налоговой выгоды и признал необходимым проведение выездной налоговой проверки.

В этом случае вы вправе самостоятельно проанализировать финансово-экономическую деятельность за проверяемый период, в том числе: правильность расчета и уплаты налогов, реальность и деловую направленность совершенных хозяйственных сделок, наличие или отсутствие у контрагентов признаков «сомнительных» или «фирм-однодневок», не дожидаясь результатов проверки, уточнить свои налоговые обязательства, представив уточненные налоговые декларации.

Если вы уверены, что оснований для уточнения налоговых обязательств нет, то на период налоговой проверки целесообразно назначить специалистов (юристов, бухгалтеров) для представления ваших интересов в ходе проверки и исключения риска нарушения прав налогоплательщика действиями проверяющих. Характер и особенности дальнейших действий будет зависеть от конкретных результатов налоговой проверки.

Как защитить свои права

Владимир Хилиманюк: Датой начала проведения выездной налоговой проверки считается день вынесения решения о ее назначении. Датой окончания — день составления справки о проведенной проверке. За этот период налоговый орган фактически проверяет финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, на предмет реальности хозяйственных операций и наличии при их совершении деловой цели. Проверка, как правило, проводится выборочным методом в соответствии с результатами допроверочных мероприятий.

К методам проверки относятся: направление налоговым органом запросов в организации, банки, индивидуальным предпринимателям; допрос свидетелей; осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов; истребование документов у проверяемого лица, у контрагента или у иных лиц; выемка документов и предметов; экспертиза, привлечение специалиста.

Способы защиты прав налогоплательщика можно условно разделить на общие и специальные. Общим способом защиты является обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Выбор специального способа защиты зависит от того, какие именно действия совершены налоговым органом. Например, при назначении экспертизы можно заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных налогоплательщиком лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта. Также действенными способами защиты (также относящимися к специальным) являются меры по обеспечению подтверждения реальности сделок и наличия при их совершении деловой цели. Например, обеспечение предоставления контрагентом документации, подтверждающей реальности сделок, определения возможного круга свидетелей и недопущения давления на них и т.п.

Стоит отметить, что правильное определение стратегии и тактики защиты именно в ходе проведения проверочных мероприятий имеет определяющее значение для количества выявленных нарушений и размеров доначисленных налогов. Поскольку данный вопрос является важным и сложным, то даже крупные организации уже на этой стадии привлекают специализированные фирмы, имеющие в штате специалистов в области налоговых правоотношений.

Жизнь после проверки

Александр Бухарин: По результатам выездной налоговой проверки в двухмесячный срок со дня составления справки оформляется акт, который в течении 5 дней, вручается налогоплательщику. К акту налоговой проверки прилагаются документы, на основании которых он составлен.

С даты получения акта у налогоплательщика имеется месячный срок на предоставление возражений и документов, подтверждающих их обоснованность. Они будут тщательно проверяться налоговым органом, в том числе путем проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому уже на данной стадии необходимо разработать полную последовательность действий по защите своих интересов, то есть что и как предоставить на стадии возражений на акт, а что в суде.

По истечении двухмесячного срока акт со всеми материалами проверки и представленными возражениями должен быть в десятидневный срок рассмотрен уполномоченным лицом налогового органа с вызовом налогоплательщика. Затем по акту должно быть принято решение. Его желательно обжаловать до вступления в силу, а именно в течение одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Обжалование производится в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы через инспекцию вынесшую решение.

Кроме того, нужно иметь ввиду, что после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, в том числе арест имущества или денежных средств, которые налоговый орган вправе и отменить или заменить одни меры обеспечения на другие.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа должна быть рассмотрена, решение по ней принимается в месячный срок.

Вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в течение одного года путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или Арбитражный суд. На время обжалования решения налогового органа по заявлению лица, подавшего жалобу, суд может принять обеспечительные меры и приостановить действие оспариваемого решения.

Возможные последствия

Александр Бухарин: После вступления в силу решения, которым доначислены налоги, пени, штрафы, налогоплательщику направляется требование об уплате налогов. Если данное требование в указанный в нем срок не исполнено, а сумма доначисленных налогов значительна (более 2 млн.рублей), то по истечении двух месяцев налоговый орган обязан направить материалы в следственные органы, уполномоченные проводить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 199 Уголовного кодекса РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Следственные органы в случае возбуждения уголовного дела могут проводить комплекс мероприятий, который, возможно, негативно отразится на хозяйственной деятельности, моральном климате в коллективе, деловом имидже организации и ее руководителя. Кроме того, в случае передаче материалов уголовного дела в суд, руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности.

Избежать уголовного наказания можно при условии, что преступление совершено лицом впервые и полностью будут погашены суммы недоимки, выплачены пени и штрафы. Также защититься от уголовного преследования можно путем приостановления действия требования и последующим признанием в суде оспариваемого решения инспекции, которым доначислены налоги, пени, штрафы, незаконным.

Источник: https://www.rbc.ru/tyumen/15/03/2016/56e7b70c9a79471610982b61

Выездная налоговая проверка (ВНП) – наиболее агрессивная форма налогового контроля, результатом которой являются серьезные финансовые санкции в отношении проверяемой организации, часто влекущие за собой уголовно-правовые последствия для контролирующих ее лиц. В ряде случаев, избежать этого позволяет своевременная и грамотная ликвидация юридического лица. Однако, каверзность ситуации заключается в том, что в этом случае, налоговый орган может инициировать ВНП уже непосредственно в связи с проведением ликвидации.
«Как без проверки уйти от проверки», когда, кому и как это можно сделать, где точки риска налогового контроля – этой проблематике и посвящен данный материал.
Не секрет, что фирмы создаются с одной целью – пустить через них денежный поток и приделать к нему краник для извлечения прибыли, стараясь максимально аккумулировать ее в личных резервуарах. Свои краники также приделывают всевозможные органы, бюджеты, фонды, дополнительно оснащающие этот своеобразный денежный трубопровод различными контрольными приборами, чтобы, внимательно отслеживая их отчетные показатели, обеспечить максимально возможный забор для своих целей.
Изначальное попадание денег в систему (тендеры, контракты, кредитные линии, целевое финансирование, банковские гарантии), обеспечивают уполномоченные «Иваны Ивановичи», принимающие решения и подписывающие необходимые документы. Для этого управляющие трубопроводом лица должны обеспечить их долей, как правило, в процентном соотношении. Причем сделать это они должны обязательно так, чтобы средства для «Иван Ивановичей» не попали в поле зрения прочих уполномоченных органов, т.к. действующим законодательством существующий алгоритм распределения денег, не предусмотрен.
Чем дольше существует тот или иной трубопровод, тем большим количеством краников он обрастает и тем ниже, соответственно, в нем становится давление. Чтобы он совсем не иссяк, управляющие им лица пускают его по все более витиеватым маршрутам, ведь если «Иван Иванович» не получит свое, он перекроет входной вентиль, и система иссякнет. Уполномоченные органы, в свою очередь, ставят на трубы все большее количество измерительных приборов и, в случае чрезмерно низких, по их мнению, показателей, присылают специалистов, которые забирают все, что смогут найти.
Целенаправленное сжатие общего объема денежной массы, гуляющего по стране, при том, что желающих его потреблять отнюдь не становится меньше, приводит к борьбе за источники коррупции среди уполномоченных органов и расцветату делового каннибализма среди субъектов предпринимательской деятельности, т.е. пожиранию и «слива» друг друга в надежде за счет чужих ресурсов компенсировать свои потери.
Столь суровый деловой климат, который вроде должен был свести на нет малый и средний бизнес привел к обратному эффекту — стремительной эволюции его участников. В жестких условиях, умение оперировать юридическими лицами – вставлять, менять, а, главное, своевременно изымать их из потока, чтобы тот не поглотил вместе со своим личным имуществом, стало ключевым фактором юридической безопасности бизнеса в налоговом аспекте.
Ведь как говорил известный герой Ильфа и Петрова Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей: «Таковы суровые законы жизни. Или, короче выражаясь, жизнь диктует нам свои суровые законы.»

Выездная налоговая проверка: группы риска

В соответствие со ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Пока существует юридическое лицо, оно обязано представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты). Вся отчетность, предоставляемая налогоплательщиками в Федеральную Налоговую Службу, автоматически проверяется при помощи специального программного обеспечения. В первую очередь, на полноту, своевременность, корректность заполнения, отсутствие арифметических ошибок.

  1. В отношении любой представленной декларации может быть проведена камеральная налоговая проверка, т.е. проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах без какого-либо уведомления налогоплательщика. При возникновении сомнений в достоверности данных отчетности, могут быть применены санкции или назначены дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе выездная налоговая проверка. Поэтому всего одна «кривая» сделка, «засветившаяся» в отчетности, может привести к обрушению всей конструкции.
  2. По каждому налогоплательщику рассчитывается величина его налоговой нагрузки, т.е. соотношение оборотов по текущей деятельности и сумм уплаченных налогов. В случае чрезмерно низких показателей, организации предлагается пересмотреть свои коммерческие отношения в сторону повышения рентабельности, увеличения доли налоговых платежей.
    Для оценки самостоятельных рисков налогоплательщика, ФНС России выпустило приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». На убытки и на чрезмерную долю вычетов по налогу на добавленную стоимость у фискалов обычно проявляется тяжелая форма аллергии, в связи с чем они предпочитают, как можно скорее избавится от источников раздражения.
    Более подробно с понятием налоговой нагрузки можно ознакомиться в письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722″О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»
  3. С помощью системы автоматизированного учета и контроля АСК НДС-2, дополнительно проверяется обоснованность данных, включенных в декларации по НДС – в автоматическом режиме сопоставляются показатели, представленные покупателями и продавцами и, в случае расхождения, требуют внести соответствующие корректировки. Если к налогоплательщику возникает слишком много вопросов в следствие результатов работы этой системы, это также может послужить критерием назначения выездной налоговой проверки.
  4. В отдельных регионах дополнительно могут, проверить пропорцию соотношения фонда оплаты труда и выручки организации, размеры выплачиваемой заработной платы и т.п. В случае, если директор, например, получает 1 МРОТ, а организация активно ведет коммерческую деятельность, пригласить его «на ковер», предлагая либо согласится платить заработную плату в «полном объеме» либо провести в отношении него контрольные мероприятия.
    Ведь действительно, средства на выплату «серой» заработной платы должны откуда-то браться на предприятии. Любопытство проверяющих может привести в том числе к выездной налоговой проверке.

Главная задача Федеральной Налоговой службы состоит в наполнении бюджета, т.е в достижении необходимых отчетных показателей – прежде всего повышению сумм и процентного соотношения собранных налогов и понижению налоговых задолженностей по отношению к прошлым периодам.
Каждый налогоплательщик, имеющий в лицевом счете задолженность перед бюджетом, ухудшает отчетные показатели.
Поэтому по отдельным предприятиям при назначении мероприятий налогового контроля, налоговики не только смотрят на то, что предприятие ведет высокорискованную деятельность с точки зрения соблюдения налогового законодательства, но и на то, чтобы оно имело возможность в дальнейшем погасить обнаруженную недоимку. Поэтому некоторым налогоплательщикам вместо карательных санкций, предлагают «уйти с миром», то есть поменять регион постановки на налоговый учет. Фискалы любят «жирного» налогоплательщика – того, кто может расплатиться по предъявленным санкциям.

Три года и ВНП

Несмотря на достаточное количество материалов, опубликованных тематическими изданиями, исчерпывающей информацией, размещенной на официальном сайте федеральной налоговой службы, у ряда субъектов предпринимательской деятельности, до сих пор бытует мнение, что как только после момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя проходит три года, они попадают в план выездных налоговых проверок. Пока этот период не прошел, ВНП можно не опасаться.
На самом деле, три года — это максимальный период, подлежащий контролю в рамках выездной налоговой проверки, который установлен п. 4 ст. 89 НК РФ. Это лишь «удобный» период для инспекции, т.к. у нее есть больше шансов, что по совокупности выявленной налоговой недоимки она потянет на уголовно-правовые последствия, наличие которых резко повышает шансы ее взыскать.
Проверить могут и вновь зарегистрированную организацию после истечения первого налогового периода и наступлению сроков предоставления налоговой отчетности, а могут и вообще не проверять и в течение хоть десяти лет – все зависит от тех цифр, которые они включают в отчетность, от характера контрагентов, с которыми они заключают сделки.
Ресурсы инспекции ограничены – она не имеет необходимое количество специалистов, отделы выездных налоговых проверок постоянно перегружены работой при том, что с них строго спрашивают за сроки. Поэтому, просто так, «для кучи», никто не будет бить по организации таким мощным оружием, как выездная налоговая проверка.
Это мини-война, экспансия ресурсов налогоплательщика в результате которой инспекции мало получить лицевой счет с отрицательным миллионным бюджетным сальдо – в этом случае она только проиграет. Ей обязательно нужно эти цифры не только нарисовать, но и взыскать, тогда это будет считаться для нее полной победой.
Задача любого налогоплательщика, соответственно – не подставится, вовремя отойти или совсем уйти.

Когда пора закрываться

Срок, когда пора ликвидировать юридическое лицо, чтобы избежать ВНП, может наступить и через квартал после создания, например, если в нем проведена какая-то операция и через полгода, и через год.
Чем больше фирма «хулиганит», по своей вине или по вине ее контрагентов – тем короче должна быть ее жизнь. Если в регионе начинаются кошмары, лучше в нем не оставаться.
Держаться за юридическое лицо без веских на то причин, при том, что пока величина уставного капитала для общества с ограниченной ответственностью составляет 10 000 рублей, а срок регистрации его вместе с открытием расчетного счета не превысит одной недели, представляется неблагоразумным.
Ведь «поздно», это не уже тогда, когда получено на руки решение о проведении выездной налоговой проверки и даже не тогда, когда это решение только набирается на подпись, «поздно» это уже тогда, когда инспектора начинают собирать детальную информацию по проверяемому субъекту, осуществляя предпроверочный анализ, который может начаться за три-четыре месяца до официального оформления решения о назначении ВНП.
Как правило, большинство юридических лиц, не имеющих на своем балансе активов, долгосрочных контрактов, дорогостоящих лицензий и т.п. держат по полтора-два года, иногда чуть больше.
Если на балансе имеются «тяжелые» активы, долгосрочные контракты, прочие обязательства, бизнес обычно дробят, работая через группы компаний, каждое юридическое лицо в которой, в зависимости от своей роли, имеет определенный срок жизни.
Российский менталитет таков, что он не хочет в должной мере финансировать организацию коммерческого потока, предпочитая получать информацию по «сарафанному радио» и попадая, в связи с этим на многие миллионы, десятки, а то и сотни миллионов штрафов.
Если деловой партнер заплатил за ликвидацию сто тысяч рублей, бизнесмен никогда не заплатит миллион, даже если этот миллион сэкономит ему пятьдесят миллионов.
Недельные хлопоты по переоформлению контрактов, переводу активов, регистрации юридических лиц кажутся ему чрезмерными.
А потом, когда в течение нескольких месяцев бухгалтера коробками носит документы в инспекцию, а копировальную технику требуется заправлять каждые два-три дня, расчетным счетом становится пользоваться опасно, приходит озарение, что та неделя могла сэкономить уйму времени и не только.
Своевременность — ключевое понятие в жизнедеятельности юридического лица.

Ликвидация юридического лица без долгов

Единственный легитимный способ закрытия фирмы без долгов, предусмотренный действующим законодательством – официальная ликвидация фирмы по решению ее участников.
Необходимые условия для ликвидации – отсутствие долгов и не отвеченных вопросов со стороны уполномоченных органов.
Существует поверье, что при ликвидации юридического лица обязательно назначается ВНП.
Однако, при ликвидации организации выездная налоговая проверка является не обязанностью, а правом налоговой инспекции (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Универсального мерила здесь нет – могут назначить, а могут и не назначить. Если фирма не вела чрезмерно активной коммерческой деятельности, не относится к группе риска, то можно осуществлять процедуру ликвидации, без каких-либо подготовительных мероприятий.
Если организация находится где-то около группы риска ВНП, то проверка, возможно будет.
Но, несмотря на идентичность названий, «стандартная» выездная налоговая проверка и выездная налоговая проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица – это разные мероприятия.
При проведении «обычной» ВНП, на момент ее официального начала, инспектора уже знают о нарушениях налогоплательщика, т.к. информация собрана в результате предпроверочного анализа.
При проведении ВНП, связанного с ликвидацией юридического лица, предпроверочный анализ не проводится и готовой информации о нарушениях у них нет. Пройти такую проверку с формальными начислениями кратно легче, чем полноценную ВНП.
Если юридическое лицо относится к группе риска, то, конечно, заявление о ликвидации, зарегистрированное в установленном порядке, будет красной тряпкой, на которую бросятся инспектора. Станут ли они растягивать сроки проверки, будут ли компенсировать нехватку и недостаток информации – в любом случае, рисковать здесь не стоит.
Перед ликвидацией, ее нужно плавно вывести их этой самой группы.
Делается это следующим образом – договора постепенно переводятся на другие юридические лица, обороты начинают падать вплоть до нуля.
Расчеты постепенно прекращаются, в организацию заводится технический директор, желательно с юридическим образованием (не номинал!) – то есть с целью управления, а именно ликвидации.
В какой-то промежуток, в течение этих мероприятий, организация, возможно, меняет регион постановки на налоговый учет.
После этого, в зависимости от портфолио фирмы, отношений с налоговиками, она либо сразу заводится в процедуру добровольной ликвидации, либо какое-то время сдает нулевую отчетность, вплоть до трехлетнего периода.
Главное – плавность, отсутствие резких движений, постепенность и последовательность. Это самый дорогой, однако самый эффективный (и единственный легитимный) способ ликвидации юридического лица без долгов.

Ликвидация юридического лица с долгами

Если у организации имеется кредиторская задолженность, то остается только банкротство – единственный легитимный способ ликвидации фирмы с долгами.
Срок проведения процедуры банкротства составляет от 9-10 месяцев и дольше.
Налоговики любят банкротить по собственной инициативе, но не любят проводить мероприятия налогового контроля в отношении банкротящейся организации. Поэтому данный способ позволяет ликвидировать юридическое лицо практически всегда без ВНП.
Сложность в другом. Если задолженность организации не бумажная, а реальная, то провести банкротство без последствий для контролирующих предприятие лиц, скорее всего, не удастся. Еще пять лет назад ликвидация через банкротство отлично работала.
Три года назад она просто работала. Год назад процедура «почти работала».
Сегодня шанс закрыть свою фирму, имеющую в пуле не бумажную, а реальную кредиторскую задолженность, размер которой начинается от семи нулей и выше, со списанием всех долгов, без привлечения к ответственности контролирующих лиц, равен примерно 40/60.
Где 60% — негативный исход в виде привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
Если в портфеле кредиторской задолженности имеются «агрессивные кредиторы» — банки, уполномоченные органы, то шанс падет примерно 20/80, где 80 % — негативный исход.
Любая процедура банкротства, даже та, которая проводится «лояльным» арбитражным управляющим, карманы которого туго набиты деньгами собственников ликвидируемого юридического лица, подразумевает конфликт трех групп интересов – должника, кредиторов и арбитражного управляющего. Первый заинтересован в списании всех обязательств, вторые во взыскании, в том числе за счет личного имущества контролирующих должника лиц, третий в том, чтобы получить свое вознаграждение и избежать привлечения к ответственности.
Сделки банкрота, совершенные им в трехлетний период, предшествующий дате подаче соответствующего заявления, могут быть оспорены с возвратом выведенного имущества в конкурсную массу. В любой процедуре долги не могут быть списаны «в никуда» — кто-то все равно должен будет оплатить банкет. Либо это должник, либо кредиторы, либо арбитражный управляющий.
Да, конечно, институт только развивается, сплошь и рядом еще проскакивают процедуры вообще без подачи заявления на привлечение к субсидиарной ответственности арбитражным управляющим, но происходит это лишь потому, что кредиторы должника не знают своих прав в деле о банкротстве и (или) не умеют ими пользоваться.
Использовать процедуру банкротства по собственной инициативе можно в двух случаях — либо если обязанность подать заявление на банкротство уже наступила (ст. 9 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), либо тщательно подготовив организацию.
Отдать свое предприятие — свою подноготную, незнакомым людям в надежде, что они пойдут на халатное исполнение действующего законодательства для того, чтобы списать чужие долги, по меньшей мере, наивно.
А тем людям, которые видят в банкротстве «дули» и «фиги», показываемые кредиторам, так и другим, кто рисует для них «дули» и «фиги» можно посочувствовать — ведь жизнь, как бумеранг и «грузя» очередного «лоха» возможностью показать всем дулю за несколько десятков или сотен тысяч рублей есть шанс в недалеком будущем увидеть свою фамилию в исполнительном листе с требованием погасить убытки, причиненные кредитору в деле о банкротстве.

Альтернативная ликвидация юридического лица

Альтернативная ликвидация — это комплекс действий с юридическим лицом, направленных в конечном итоге на его исключение из ЕГРЮЛ «обходными путями» и снятию ответственности с уполномоченных лиц.
Альтернативная ликвидация позиционируется авторами многочисленных предложений «Жать!» «Звонить!» «Заказывать!» (дословно взято из текстовок рекламных объявлений «Яндекс-Директа» по запросу «ликвидация фирмы») как «наиболее надежный способ ликвидации юридического лица без налоговой проверки».
Создатели рекламных материалов «юридических» сайтов предлагают через улыбающихся выбеленными зубами англосаксонских физиономий «закрыть свою фирму через продажу» или «закрыть свою фирму через реорганизацию».
Учитывая массовость предложений, необходимо сказать два слова об указанных «юридических» способах «ликвидации».
Примерно до июня 2016 года в стране широко практиковались реорганизации юридических лиц присоединением «в группе» (ст. 57 ГК РФ), т.е. процедуры, в результате которых к одной организации-правопреемнику присоединялось 3-5-7-10 и более компаний, таким образом прекращая свою деятельность.
И, надо сказать, в 8 случаев из 10 им это удавалось, даже несмотря на след в виде правопреемника, о котором все старались больше не вспоминать. Главное, что компании исключались без ВНП. Конечно, кое-какие реорганизации блокировались и отменялись заинтересованными лицами, но, в целом, процесс проходил удачно.
2016 год внес существенные коррективы, вступлением в силу Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и изданием приказа ФНС от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ «о проверке юридических лиц». После того, как приказ был озвучен и разжеван на всевозможных совещаниях, начался «крестовый поход» против всех организаций, которые налоговики посчитали «однодневками».
В ЕГРЮЛ появились графы о недостоверности сведений, налоговые органы получили право приостанавливать любое регистрационное действие до 30 дней для получения пояснений. Учитывая, что правопреемниками в 95% реорганизаций были именно однодневки, использование которых обеспечивало дешевизну процедур, процесс встал. И ЕГРЮЛ пополнился десятками тысяч организаций со статусом “находится в стадии реорганизации».
Из «альтернативной ликвидации» сегодня еще можно переписать компанию на физических лиц, в том числе нерезидентов РФ.
Можно переоформить свое юридическое лицо на управляющую компанию и офшор.
Что это даст? Снимет ответственность за дальнейшую сдачу отчетности.
При закрытом расчетном счете, возможно, регистрирующий орган через 12-14 месяцев ликвидирует юридическое лицо, как недействующее.
А, возможно, уже в ближайшее время внесет в ЕГРЮЛ сведения о том, что реквизиты данного юридического лица, отраженные в ЕГРЮЛ недостоверны. Стоит ли «пачкать» свой бизнес?
Стоит добавить, что с выездной налоговой проверкой данный способ никак не связан — захотят проверить, проверят и с новым «директором» и «участником». А, в случае обнаружения существенных нарушений — привлекут действительно ответственных за них лиц.

Грамотная и своевременная ликвидация «лечит» юридическое лицо от возможных мероприятий налогового контроля. Полуграмотная или несвоевременная только покалечит.

юрист Фищук Александр Алексеевич
Источник: Праворуб

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/450651/

На сегодняшний день наиболее эффективной формой налогового контроля признаются налоговые проверки. Целью налогового контроля является проверка «чистоты» и сроков уплаты налогов и сборов. Такой контроль осуществляется посредством сравнения данных в декларации, поданной налогоплательщиком, с фактическими данными, которые выявляются налоговыми инспекторами. Теперь налоговики начали по-новому «мотивировать» налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС и уплачивать другие налоги.

С этой целью ФНС России все чаще применяет выездные налоговые проверки для детального и глубоко изучения данных о деятельности российских компаний, для выявления возможных нарушений налогоплательщиками по уплате налогов и сборов. Выездные налоговые проверки требуют больших временных и денежных затрат. Поэтому ФНС России был разработан так называемый новый вид выездных налоговых проверок по НДС, которые получили определение «тематических налоговых проверок». В данной статье рассмотрено понятие, законодательное регламентирование, сроки и порядок проведения тематических налоговых проверок.

Понятие тематической налоговой проверки

Согласно действующего налогового законодательства РФ налоговые проверки делятся на два вида: камеральная (когда компания представляет в налоговый орган документы с подробным отчетом о своей финансово-хозяйственной деятельности) и выездная (когда налоговый орган осуществляет самостоятельный выезд в офис компании с проверкой). Однако, выездные налоговые проверки требуют больших временных и денежных затрат. Поэтому ФНС России был разработан так называемый новый вид выездных налоговых проверок по НДС, которые получили определение «тематических налоговых проверок». Налоговый кодекс РФ термина «тематической налоговой проверки» не содержит. Понятие тематической налоговой проверки раскрывается в Письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.). Так, тематическая налоговая проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности компании, то есть отдельного вида налога (например, проверка правильности исчисления и уплаты НДС). В указанном письме ФНС дает рекомендации территориальным налоговым инспекциям всех регионов страны в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок, но по отдельным видам налогов – тематических налоговых проверок. Таким образом, тематическая налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, только более сокращенная.

Проводятся тематические налоговые проверки по мере необходимости, которую самостоятельно определяет руководитель налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете и осуществляется либо как элемент комплексной налоговой проверки, либо в качестве отдельной проверки по конкретным установленным фактам нарушения налогового законодательства. Результаты тематической налоговой проверки оформляются также как и выездные, либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если на основе тематической проверки необходимо провести комплексную налоговую проверку налогоплательщика, должно быть принято дополнительное решение о проведении более широкого круга комплексно проверяемых вопросов.

Как мы уже отмечали ранее, тематическая проверка проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее трех лет (например, 1,5 года). Тематические налоговые проверки имеют такие же последствия для налогоплательщика, как и выездные. Налоговики часто грозят руководителям компаний проведением тематических налоговых проверок, если те добровольно не откажутся от вычетов пор НДС по спорным контрагентам. Мы уже отмечали, что тематическая налоговая проверка инициируется территориальной налоговой инспекцией, где компания состоит на налоговом учете. Однако тематическая налоговая проверка может быть инициирована и иным способом. К примеру, если контрагенты налогоплательщика находятся в разных регионах, и налоговая инспекция какого-либо из регионов заподозрила, что эти контрагенты умышленно создали схему ухода от уплаты налогов, то одна из территориальным инспекций передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги.

Законодательное регламентирование, сроки и порядок проведения тематических налоговых проверок

Право налоговых органов на проведение налоговых проверок закреплено в пункте 2 статьи 31 Налогового Кодекса РФ. Статья 82 Налогового кодекса РФ содержит определение термина «налоговая проверка», а также права и обязанности налоговых органов по осуществлению налогового контроля. Права и обязанности налоговых органов и порядок проведения выездных налоговых проверок закреплены в статьях 89 и 89.1 Налогового кодекса РФ, а также регулируются Регламентом ФНС России по планированию и подготовке выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 05.10.2009г. № ММ-8-2/41дсп@, Регламентом проведения выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 05.09.2008г. № ММ-4-2/34дсп@. Налоговым кодексом РФ регламентируется и сроки проведения налоговых проверок. В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса РФ ФНС России установила основания и порядок продления срока проведения налоговой проверки до четырех месяцев, а также перечислила исключительные основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки до шести месяцев. Также порядок проведения налоговых проверок регламентируется Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».

Понятие «тематическая налоговая проверка» закреплено в Письме ФНС России № АС-4-2/13622 от 25 июля 2013 года «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». В указанном письме высший налоговый орган рекомендует территориальным налоговым инспекциям ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по всем видам налогов и сборам, то есть проводить комплексные выездные налоговые проверки. При этом проведение тематических выездных налоговых проверок (то есть по отдельным налогам) ФНС России рекомендует осуществлять в исключительных случаях. Результатом такой проверки может быть требование налогового органа к компании налогоплательщику отказаться от вычета по НДС, связанного со спорными контрагентами, что, по мнению ФНС, позволит предотвратить неуплату налога в связи с нарушениями налогового законодательства РФ. Срок проведения тематической налоговой проверки по НДС не может превышать двух месяцев. При тематической налоговой проверке, в отличие от комплексной выездной проверки, исследуется не вся деятельность компании, а какой-то отдельный налог (например, налог на прибыль). При этом срок проведения тематической налоговой проверки при необходимости может быть увеличен по решению руководителя налогового органа, например, при необходимости проведения контрольных мероприятий и иных видов проверок, как при выездных проверках. Период проверки организации по отдельным налогам также равен трем годам. Чтобы данный вид налогового контроля прошел для проверяемой компании максимально безболезненно, желательно знать некоторые особенности его проведения. Приведем несколько юридических особенностей:

  • проверить могут только последние три года деятельности компании;
  • основанием для допуска налогового инспектора к проведению налоговой проверки является только решение руководителя налогового органа, осуществляющего проверку;
  • не допускается повторная проверка начисления одного и того же налога;
  • срок проведения проверки не может превышать двух месяцев (в крайних случаях он продлевается еще на один месяц).

Тематическая налоговая проверка грозит налогоплательщику тогда, когда сроки на камеральную проверку истекли, но подозрения у налоговиков на нарушения налогоплательщиком налогового законодательства все же есть. Как и любой другой тип налогового контроля, тематическая проверка грозит налогоплательщику доначислением.

Роль работы отдела предпроверочного и контрольно-аналитического анализа в подготовке к проведению тематической налоговой проверки

Развитие работы отделов предпроверочного и контрольно-аналитического анализа в ФНС России в подготовке к проведению налоговых проверок является в настоящее время не столько потребностью, сколько настоятельной необходимостью. Это связано с принятием 30 мая 2007 года ФНС России «Концепции планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (см. Приложение № 1), на основании которой, налоговые органы, в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок с разбивкой по кварталам. В статье: «Как снизить риски включения компании в план выездной налоговой проверки» рассказывалось о системе управления рисками (СУР) АСК НДС-2. Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Программа АСК НДС-2 позволяет выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывалось статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?». Налоговиков будут привлекать те компании, у которых занижены показатели налоговой нагрузки и рентабельности. С помощью программы АСК НДС-2 налоговики выявят, на каких этапах и по каким операциям компания занизила налог. В цепочках контрагентов по таким сделкам налоговики выявляют налоговый разрыв, а значит, будет найден тот, кто из этой цепочки не заплатил НДС.

Так при разрывах по НДС в декларациях налоговики будут назначать тематические налоговые проверки. Также налоговики сообщают, что со второго квартала 2018 года тематические проверки приобретут массовый характер. А это значит, что теперь налоговики никому ничего прощать не будут. Тематическую проверку могут назначить из-за недобросовестных контрагентов второго и последующих звеньев. Полностью проверить всю цепочку контрагентов компания вряд ли сможет, поэтому, чтобы защитить себя от налоговой проверки вполне достаточно заручиться доказательствами добросовестности своих прямых поставщиков. Для этого необходимо запросить у них документы, подтверждающие отражение и оплату ими НДС по сделке в бюджет. И даже если Вашу компанию захотят проверить, у Вас будет больше шансов оспорить выводы налоговых инспекторов. Если по данным АСК НДС прямой контрагент (поставщик) задекларировал сделку, шансов добиться отказа налоговому органу в иске намного больше (см. Решение Арбитражного суда Белгородской области от 13 декабря 2017 года по делу № А08-10984/2017).

Источник: http://apgmag.com/tematicheskaia-nalogovaya-proverka-nds/

Тематические налоговые проверки и чем они опасны для бизнеса

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
— автоматизированная обработка персональных данных — обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
— блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
— обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
— персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
— предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
— трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
— уничтожение персональных данных — действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
— законности и справедливой основы;
— ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
— недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
— недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
— обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
— соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
— недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
— обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
— уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
— обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
— обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
— обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
— осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — общедоступные персональные данные);
— осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
— субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
— персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
— обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
— обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
— обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
— обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность — биометрические персональные данные — могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
— обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
— обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);
— обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
— обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
— наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
— исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
— назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
— ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
— ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
— организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
— определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
— разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
— использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
— проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
— разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
— регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
— использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
— применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
— организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

Источник: https://nalog-advocat.ru/tematicheskie-nalogovye-proverki/

1. Лишние проверяющие

Если налоговики приехали к вам с проверкой, посмотрите состав контролеров. Список допущенных лиц указывают в решении о проведении выездной налоговой проверки (ст. 91 НК). Бывает, что сотрудники ФНС приводят с собой людей, которых не было в списке. В таком случае вы имеете право не пускать на территорию «неучтенных» инспекторов.

Кроме того, даже указанные в решении инспекторы не имеют права осматривать территорию и помещения вашей компании, проводить принудительную выемку документов или опрашивать сотрудников без специальных постановлений.

Налоговики имеют право требовать только те документы, которые связаны с предметом и периодом проверки. Такие документы вы обязаны предоставить.

Учтите, что в составе проверяющих могут находиться люди не из налоговой службы, — это законно. Например, налоговики могут привлечь к проверке сотрудников полиции (ст. 36 НК). ФНС часто пользуется этим правом, потому что оперативники могут проводить досмотр помещений, беседовать с сотрудниками и изымать документы без постановлений (Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Однако при досмотрах и опросах должны присутствовать понятые. Также желательно присутствие юриста вашей компании.
Помните, что контролирующие органы могут проводить внеплановые проверки «без объявления войны» – и у вас просто не будет времени на подготовку. Подстрахуйтесь заранее с помощью сервиса Главбух Ассистент.

2. Лишние подлинники документов

Представим ситуацию: проверку проводят за 2017 год, а инспекция требует первичку за 2016-й. Чтобы понять, предоставлять ли документы контролерам, загляните в решение о проведении проверки. Если указанные предмет и период проверки не соответствуют требованиям проверяющих, то вы можете отказать.

Передавайте налоговой документы только после того, как ваши сотрудники проверят их корректность. Поручите повторный осмотр бумаг сотрудникам смежных отделов, чтобы не пропустить ошибки. Например, бухгалтеры, которые занимались кассой, проверят счета-фактуры, и наоборот.

Налоговики пользуются помощью полиции, чтобы ускорить выемку документов, лишив компанию возможности их проверить. Для защиты можно заключить договор со сторонней аудиторской фирмой на проверку документов.

В договоре укажите пункт, что будете ежемесячно или ежеквартально передавать всю документацию консультантам. Это обоснует отсутствие документов даже при внезапной проверке с полицейскими. У вас появится запас времени, пока проверяющие выставят требование предоставить документы.

Если инспектор допускает нарушения при выемке, то возражать этим действиям нужно только по окончании в протоколе выемки.

Когда передаете документы на проверку, всегда составляйте подробные описи, где указывайте каждый отдельный документ. Не отдавайте документацию коробкой или папкой. Недобросовестный инспектор может подложить лишние бумаги или, наоборот, изъять часть реальных документов.

3. Доступ к компьютеру

На проверке инспекторы требуют предоставить доступ к компьютеру с бухгалтерской программой. Они мотивируют требование тем, что так проверка пойдет быстрее. Однако организация обязана предоставить проверяющим документы, связанные с налогами, а не электронные базы. Поэтому в таком требовании инспекторам можно отказать.

Придется оперативно распечатывать регистры налогового, бухгалтерского учета и другие необходимые проверяющим документы. Если это затянется, инспектор сможет принять решение о выемке по статьям 31 и 94 НК. А в рамках выемки у вас заберут и компьютер.

Избежать проблем поможет такая схема. Выделите компьютер для проверок. В нем держите резервную копию бухгалтерской программы, но никаких других отчетов, переписок или докладов. При любых проверках предоставляйте инспекторам доступ именно к этому компьютеру.

Сотрудники ФНС проверяют не только рабочие документы, но и личные файлы сотрудников, электронную переписку — все, что смогут найти. Выделенный чистый компьютер защитит от этого.

Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга. Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки организация оплатит ваши штрафы.

Читайте также: Выездная налоговая проверка в 2018 году: как пройти с минимальными потерями

4. Допрос сотрудников

Ограничьте число людей, которые будут контактировать с проверяющими. Генеральный директор и главбух могут предоставить ФНС всю нужную для работы информацию.

Остальных сотрудников проинструктируйте отвечать в таком ключе: «Меня зовут Сергей Сергеев, работаю в компании кладовщиком, получаю зарплату строго по ведомости — 20 тыс. руб. Всем доволен». На любые другие вопросы ответ должен звучать так: «Обратитесь, пожалуйста, к моему руководству».

Попросите сотрудников на время проверки оставаться в своих кабинетах, не общаться в коридорах и курилках. Если налоговики пришли с полицией и опрашивают работников фирмы, потребуйте присутствия своего юриста. Он знает, что проверяющие могут спрашивать, а что — нет.

Реальный опыт: Как инспекторы заставляют подписывать чистые листы

Генеральный директор торговой и строительной компаний, Москва

(на условиях анонимности)

В апреле 2017 года я зарегистрировала две фирмы: одну под оптовую торговлю стройматериалами, вторую под выполнение строительных работ. В июле подали декларации по НДС и прибыли. В декларациях цифры к уплате были небольшие, но и не убытки. Компании проработали до начала осени.

Я единственный учредитель и директор в этих фирмах. Мне 43 года, одна воспитываю несовершеннолетнего сына. Мужа, родителей или других родственников нет. После смерти единственной тети мне достались по наследству ее сбережения, которые я решила вложить в дело и начать зарабатывать. Друзья помогли определиться с направлением, познакомили с поставщиками и заказчиками. Я наняла в команду опытного строителя на пенсии и бухгалтера-экономиста. Мы начали работать. При необходимости временно нанимали других рабочих, но официально не трудоустраивали. Платили зарплату, а в фонды – нет.

В сентябре ко мне пришел участковый инспектор. Сказал, что нужно срочно явиться в опорный пункт полиции. Подробностей инспектор не объяснял, только требовал, чтобы я незамедлительно туда пришла. Опорный пункт находился недалеко от моего дома, поэтому я сразу туда и направилась. Внутри меня встретили за столами две женщины и участковый. Женщины представились сотрудниками местной налоговой. Мне сразу объявили, что за моими фирмами числится долг больше 3 млн руб.

Я пыталась объяснить, что это ошибка, и позвонить бухгалтеру, но позвонить мне не дали. Потребовали убрать телефон и начали оформлять протокол допроса. Задавали вопросы о том, кто регистрировал предприятия, кто ведет дела, подписывает документы и т. д. Я отвечала честно. Например, что документы для регистрации готовила юрист. Дальше инспектор спросила про мою квартиру: в собственности ли она и с кем я проживаю. Мне начали угрожать, что квартиру заберут за долги, а меня с сыном-школьником выкинут на улицу.

Допрашивали меня больше часа, запугали, заставили подписать чистые листы. Сейчас я сама понимаю, какой это было ошибкой. Но тогда мне сказали, что теперь все будет хорошо.

После допроса в реестре появилась запись о недостоверности сведений об учредителе и директоре. Я наняла юриста, и мы стали писать жалобы на действия сотрудников инспекции в управление налоговой службы.

Через 10 дней в реестре появилась новая запись о том, что я представила корректировочную декларацию за II квартал 2017 года с нулевыми показателями. Мое заявление с требованием разъяснить, откуда появилась декларация, проигнорировали. Случайно проговорилась сотрудница в окне приема заявлений. Так я узнала, что сама сдала декларацию через уполномоченную бухгалтерию. Я нашла эту «уполномочку», где мне показали доверенность от моего имени. Оказалось, что доверенность и файлы с декларацией им принесли из налоговой.

Из-за этой «нулевки» у всех моих покупателей не приняли НДС к вычету. Все претензии в итоге предъявляли мне. Дальше налоговики написали в банки с требованием заблокировать мои счета. На одном из расчетных счетов заблокировали больше 800 тыс. руб. Получить их нет никакой возможности.

Я написала в управление налоговой службы четыре заявления и две жалобы, но результатов это никаких не принесло. Сейчас в арбитражном суде рассматривают мой иск на действия сотрудников инспекции, но надежды на положительный исход нет.

По материалам ЮК «Туров и партнеры»

5. Проверки не по правилам

Инспекторы ФНС должны следовать определенным правилам. Если налоговики нарушают процедуру проверки, это дает вам шанс отменить итоговое решение. Самая распространенная причина — нарушение сроков проведения проверки.

На камеральную проверку по закону отводят три месяца с момента представления декларации без возможности продления. На практике такие проверки иногда затягиваются на 10 месяцев и более. Суд не расценивает превышение срока на два-три месяца как серьезное нарушение. Но если проверка длится больше семи месяцев, то вы можете потребовать отменить итоговое решение как незаконное.

Вторая причина для отмены решения налоговой — проверка по одним и тем же основаниям. Например, у вас уже проводили проверку, и вы предоставили все необходимые документы. Если инспекторы решат позже найти другие нарушения по тем же налогам и за тот же проверенный период, это будет незаконно. В таком случае суд отменит решение по результатам повторной проверки.

К другим нарушениям правил проверки, которые нужно пресекать, относятся:

  • попытка провести осмотр территории компании без понятых;
  • выемка документов в ночное время;
  • требование нотариально заверенных копий всех документов.

Главная рекомендация — пусть штатный юрист присутствует на проверке, это оградит вас от возможных негативных последствий.

Алексей Капустин, cтарший юрист CAF Group, Москва

Источник: журнал Генеральный директор

Источник: https://www.business.ru/article/1040-vyezdnye-proverki-pyat-nezakonnyh-trebovaniy-nalogovikov