Кто осуществляет страховой надзор

Для чего нужен страховой надзор

Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась.

Это обусловлено двумя основными причинами:

  • развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу;
  • граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества.

Страховой надзор – одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности и т.д.

Страховой надзор необходим для контроля деятельности страховых компаний, чтобы исключить мошенничество в сфере страховых услуг, отследить соблюдение страхового законодательства страховщиками, осуществлять лицензирование и аккредитацию профессиональных участников страхового рынка.

Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации

  1. Разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности.
  2. Официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования.
  3. Контроль за соблюдением законодательства по страхованию.
  4. Применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства.
  5. Осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования.
  6. Проведение единой государственной политики в сфере страхования.
  7. Лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг.
  8. Представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору.
  9. Защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования.
  10. Контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций.

Что такое актуарные расчеты в страховании, кто их производит и на что они влияют.

Читайте об истории возникновения страхования во времена царской России и развитии страхования в СССР и наши дни .

Лицензирование и профессиональная аккредитация

Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги.

Лицензия – официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией.

Лицензия выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок. Но может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.

Профессиональная аккредитация участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества.

Когда банк и страховая компания создают банкостраховую группу, они могут предложить своим клиентам сделки на более выгодных условиях, а также первоклассный сервис. Банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит.

Страховой надзор – важный элемент государственного регулирования деятельности страховых организаций в РФ.

Рынок страховых услуг нестатичен, он расширяется, появляются новые страховые продукты и услуги, фонды страховых компаний аккумулируют огромные средства страхователей.

Очень важно искоренить мошенничество, коррупционную составляющую на рынке страховых услуг, чтобы государство могло гарантировать гражданам-страхователям надежность вложенных средств.

Следите за обновлениями вконтакте, одноклассниках, facebook, google plus или twitter. Читайте еще:

Источник: https://StrahovkuNado.ru/insur/i-info/strahovoy-nadzor.html

Организация страхового надзора в России до 2004 года

Первый орган страхового надзора появился в Российской империи в 1894 году, когда в структуре Министерства внутренних дел в составе хозяйственного департамента был учреждён особый страховой отдел и при нём — страховой комитет.

Сразу после Октябрьской революции 1917 года советская власть взяла под свой контроль отдельные виды страхования, главным образом социального и медицинского, которые проводились до революции через страховые больничные кассы. 29 ноября 1917 года Народный комиссариат труда утвердил «Положение о страховом совете» — коллегиальном органе для «заведыванiя всеми делами, относящимися къ страхованiю рабочихъ», который становился прообразом органа страхового регулирования. А 16 декабря 1917 года выходит новое «Положение о страховых присутствиях», которым оформлялась децентрализованная (региональная) система страхового надзора за деятельностью рабочих больничных (страховых) касс. Однако попытки обеспечить определённую преемственность предпринимались только в этих социальных видах страхования, которые себя очень хорошо зарекомендовали до революции и в которых за счёт отчислений рабочих-пролетариев были накоплены значительные средства.

Одновременно советская власть ввела контроль за прочими (коммерческими) страховыми операциями, а в 1918 году и вовсе запретила страхование, национализировав все страховые компании. В 1925 году, помимо Госстраха, страховые операции были разрешены для обществ взаимного страхования, при этом функции страхового надзора осуществляло Главное управление Госстраха. В 1928 году операции по личному страхованию начали проводить предшественники Сбербанка — Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, надзор за их страховой деятельностью также осуществлял Госстрах.

В 1989—1992 годах создаются первые первые негосударственные страховые компании («АСКО», «Россия», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия» и другие), лицензии им выдавало Министерство финансов РСФСР на основании временного положения о лицензировании,, одновременно возникла задача организации контроля их деятельности со стороны государства.

Госстрахнадзор

10 февраля 1992 года был издан Указ Президента РФ «О государственном страховом надзоре Российской Федерации» (сокращенное название нового органа исполнительной власти — Госстрахнадзор России), в июле 1992 года было утвеждено положение о Госстрахнадзоре. Главной задачей Госстрахнадзора провозглашалось обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений страхового законодательства для эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства . Функции Госстрахнахдзора включали:

  • ведение Государственного реестра страховых организаций;
  • выдача лицензии на проведение страховой деятельности;
  • установление правил формирования и размещения страховых резервов, форм учёта и показатели отчётности по страховым операциям;
  • контроль за тарифами по имущественному и личному страхованию,
  • обобщение страховой практики, разработка предложений по развитию страхового дела в Российской Федерации;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.

Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)

В сентябре 1992 года, в рамках реструктуризации органов исполнительной власти, очередным указом президента Государственный страховой надзор реорганизован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) . В апреле 1993 года, после принятия Закона об организации страхового дела, выходит очередной указ — о преобразовании Федеральной инспекции по надзору за страховой деятельностью в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (сокращенное название сохранилось при этом прежнее — Росстрахнадзор). Одновременно Правительство РФ утвердило новое положение о Росстрахнадзоре, измененное позже одноименным постановлением Правительства в октябре 1994 года. У Росстрахнадзора появляются территориальные органы, а список его функций заметно расширен. Было установлено, что Росстрахнадзор:

  • выдаёт страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • осуществляет лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • организует проведение аттестации на право аудита страховщиков;
  • ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;
  • осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платёжеспособности страховщиков;
  • устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности о страховой деятельности;
  • устанавливает нормативные размеры соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика;
  • разрабатывает и утверждает по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Росстрахнадзора:
    • нормативные документы, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования;
    • методические документы, в том числе методику расчёта соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика, методику расчёта ставок страховых взносов и типовые правила страхования;
  • обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании;
  • устанавливает — по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике — план счетов и правила бухгалтерского учёта, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности страховщиков, а также сроки публикаций страховщиками годовых балансов, счетов прибылей и убытков;
  • рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.

Был введен перечень мер воздействия (санкций) к страховщикам — нарушителям : выдача предписания, приостановка лицензии на право страхования, отзыв лицензии, обращение в суд с иском о ликвидации страховой организации.

Департамент страхового надзора Минфина РФ

В августе 1996 года проходит очередное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и функции органа страхового надзора передаётся Департаменту страхового надзора Минфина РФ. К этому моменту выдано уже почти 3000 лицензий страховым компаниям и медицинским страховым организациям. Спустя почти два года Минфин утвердил Положение о Департаменте страхового надзора. Такая продолжительная пауза в большой степени была вызвана тем, что назначенный в 1996 году начальник Департамента Валерий Сухов (ранее несколько лет проработавший заместителем руководителя Росстрахнадзора) в мае 1998 года перешел на должность генерального директора «Росгосстраха» (и годом позже трагически погиб в авиакатастрофе в Абхазии) и руководство было поручено Илье Ломакину-Румянцеву, ранее в системе страхового надзора не работавшему.

Руководители Госстрахнадзора, Росстрахнадзора и Департамента страхового надзора Минфина РФ

  • Бугаев, Юрий Степанович (рукодитель Госстрахнадзора, затем — Росстрахнадзора, 1992—1996 годы);
  • Сухов, Валерий Алексеевич (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 1996—1998 годы);
  • Ломакин-Румянцев, Илья Вадимович (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 1998—2000 годы);
  • Пылов, Константин Иванович (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 2000—2004 годы).

Банк России (ЦБ РФ, 2013 год — по настоящее время)

Основная статья: Банк России

В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ. Проект создания финансового мегарегулятора был запущен ещё 4 марта 2011 года, когда президент Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка»,. 24 июля 2013 года президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору была передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова. По состоянию на май 2017 года различными вопросами страхового надзора и регулирования занимались не менее 6 различных департаментов Банка России. За четыре года (с июня 2013 по июнь 2017 года) была отозвана 191 лицензия, число субъектов страхового дела сократилось с 618 до 324.

Примечания

  1. Страховой надзор // Страховой бизнес: Словарь-справочник / Сост. Р.Т.Юлдашев. — Москва: Анкил, 2005. — С. 349. — 832 с. — ISBN 5-86476-159-1.
  2. А. И. Райлян. Обзор нормативно-правового регулирования страхового дела в Российской империи. «Адвокатская практика» (20 мая 2005). Дата обращения 22 февраля 2014.
  3. «Положенiе о Страховомъ Совете» (утв. НКТ РСФСР 29.11.1917)
  4. «Положенiе о страховыхъ присутствiяхъ»
  5. Орцомадзе, Маргарита. Страховое чутье. Как нестандартные решения сделали Александра Сосиса самым известным страховщиком страны. «Форбс Украина» (14 января 2014). Дата обращения 14 января 2014.
  6. Министерство Финансов РСФСР. Временное положение от 10 июня 1991 года «О порядке лицензирования страховой деятельности на территории РСФСР»
  7. Реестр страховых компаний, получивших лицензии в Минфине РСФСР в 1991-92 годах
  8. Указ Президента РФ от 10.02.92 № 133 «О государственном страховом надзоре Российской Федерации»
  9. Указ Президента РФ от 30.07.1992 № 808 «Об утверждении положения о Государственном страховом надзоре Российской Федерации»
  10. Рынок страховых услуг в России. «Обозреватель», №4-6/1993 (3 ноября 1993). — Ситуация на рынке страховых услуг в России характеризуется разрушением монополии государства на этот вид деятельности и активным образованием новых коммерческих структур. По данным Росстрахнадзора, к концу 1992 года в России действовало 686 зарегистрированных страховых организаций, и ещё 460 организаций подали заявки на лицензирование. Дата обращения 4 февраля 2014.
  11. Указ Президента РФ от 30.09.1992 № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти»
  12. Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации „О страховании“»
  13. Постановление Правительства РФ от 19.04.1993 № 353 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью»
  14. Постановление Правительства РФ от 24.10.1994 № 1196 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью»
  15. Указ Президента РФ от 14.08.1996 № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
  16. Департамент страхового надзора Министерства Финансов Российской Федерации // Страховой бизнес: Словарь-справочник / Р.Т.Юлдашев. — Москва: Анкил, 2005. — С. 140. — 832 с. — ISBN 5-86476-159-1.
  17. Реестр страховых организаций, март 1996 года
  18. Приказ Минфина РФ от 13.07.1998 № 124 «Об утверждении Положения о Департаменте страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации»
  19. Миледин, Павел, Малкова, Ирина. Как рос «Госстрах». «Forbes» (2012-01-11 11.01.2012). Дата обращения 25 января 2014.
  20. Бугаев Юрий Степанович, публикации в СМИ
  21. Сухов Валерий Алексеевич, публикации в СМИ
  22. Ломакин-Румянцев Илья Вадимович, публикации в СМИ
  23. Пылов Константин Иванович , публикации в СМИ
  24. 1 2 3 Динамика отзыва лицензий – по годам, кварталам и месяцам
  25. Общее число субъектов страхового дела, включенных в реестр ФССН/ФСФР (на дату публикации реестра)
  26. Указ Президента Российской Федерации N 270 от 4 марта 2011 года «О мерах по совершенствованию государственного регулирвания в сфере финансового рынка Российской Федерации»
  27. Страховой надзор передаётся в ведение ФСФР. «Финмаркет» (4 марта 2001). — Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка. Дата обращения 18 апреля 2014.
  28. Голикова, Елизавета; Мазунин, Александр; Смородская Полина. Владимир Миловидов выслужился. «Коммерсантъ» (30 марта 2011). — Регулирование финансового рынка будет делегировано выходцу из Минфина — глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов подал в отставку, а кресло руководителя ведомства, которому недавно были переданы функции страхового надзора, может занять замминистра финансов Дмитрий Панкин. Дата обращения 18 апреля 2014.
  29. Путин назначил 3 новых замглавы ФСФР и переназначил Синенко. «РИА Новости» (4 августа 2011). — Председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжения о назначении четырех заместителей руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России — на эти должности назначены замглавы упраздняемого Росстрахнадзора Олег Пилипец, вице-президент «Росгосстраха» Игорь Жук и руководитель департамента по контролю за финансовыми рынками ФАС Юлия Бондарева, а также действующий заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко. Дата обращения 18 апреля 2014.
  30. Дорожкина, Дарья. Виктор Лисин: Страховой надзор в России практически уничтожен. «Самарское обозрение» (20 мая 2013). — В конце мая пост заместителя главы РО ФСФР по ЮВР покинет Виктор Лисин, более 15 лет являвшийся ключевой фигурой страхового надзора в регионе. На прошлой неделе чиновник сообщил, что принял решение об отставке и с 1 июля по собственному желанию покинет ведомство. Почему чиновник принял решение покинуть свой пост? Что изменилось в инспекции после присоединения к службе по финансовым рынкам? На эти и другие вопросы ответил «СО» сам Виктор Лисин. Дата обращения 21 апреля 2014.
  31. Жук, Игорь Николаевич — пресс-портрет, биография
  32. Пилипец, Олег Олегович — пресс-портрет, биография
  33. Бондарева, Юлия Эдуардовна — пресс-портрет, биография
  34. Как создавался финансовый мегарегулятор. «Коммерсантъ» (23 мая 2013). — Планы по созданию единого ведомства для надзора за финансовыми рынками появились в первой половине 2000-х. В ноябре 2003 года создание мегарегулятора обсуждалось на заседании правительства, по итогам которого Минфину, Минэкономразвития и другим ведомствам было поручено «представить свои предложения» по этому вопросу. Дата обращения 22 августа 2017.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»
  36. Владимир Путин подписал закон о мегарегуляторе. «ТАСС» (24 июля 2013). — Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Дата обращения 21 августа 2017.
  37. Швецов будет курировать семь департаментов ЦБ РФ до конца января 2017 года, Банки.ру. Дата обращения 22 августа 2017.

> Литература

  • Фогельсон, Юрий Борисович. Надзор за страховой деятельностью // Введение в страховое право. — Москва: БИК, 2001. — 237 с. — ISBN 5-7975-0435-9.

Государственный надзор за деятельностью страховщиков

Замечание 1

Надзор государства за деятельностью страховщиков касательно соблюдения ими законодательных требований России по страхованию, реализуется с целью эффективного развития рынка страховых услуг, защиты интересов и прав страхователей, страховщиков, других заинтересованных субъектов, а также самого государства.

Система госнадзора за деятельностью в сфере страхования подразумевает:

  • организацию базы страхового надзора в России посредством образования специализированных органов по надзору за деятельностью в сфере страхования на уровне субъектов и федеральном уровне РФ;
  • разработку и принятие нормативно-правовых актов, разработку единых методологических принципов осуществления и организации страхового дела;
  • выделение специализированных требований к страховым компаниям, учреждение лицензирования и сертификации деятельности в сфере страхования;
  • учреждение единых для всех квалификационных требований к специалистам и руководителям страховых организаций, аварийными комиссарам, сюрвейерам и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Федеральный орган исполнительной ветви власти в сфере надзора за страховой деятельностью

Надзор государства за страховой деятельностью на российской территории реализуется федеральным органом исполнительной власти, который действует на основании Положения, утвержденного Правительством.

Федеральная служба РФ в сфере надзора за страховой деятельностью образовалась для реализации государственного надзора за соблюдением законодательной базы России о страховании, регулирования единого рынка страхования в РФ на основании учреждения общих требований ко всем субъектам, ведения госреестра страховых компаний и их лицензирования, контроля финансовой устойчивости страховщиков, их отчетности и учета, разработки страховой методологии, межрегиональной и межотраслевой координации в сфере страхования.

Федеральная служба страхового надзора являлась федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства финансов.

Федеральная служба страхового надзора действовала в период с 2004 по 2011 год и была федеральным органом исполнительной власти, который осуществлял контрольные и надзорные функции в сфере страхового дела.

04.03.2011 года Указом Президента РФ за номером 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) и все ее функции были переданы ФСФР (п. 2 Указа).

Банк России

После упразднения ФСФР в 2013 году, и передачи практически всего её функционала Банку России, который стал мегарегулятором всех российских финансовых рынков, страховой надзор и значимая доля страхового регулирования переданы были Центральному Банку РФ. Проект формирования финансового мегарегулятора стартовал ещё 04.03.2011 года, когда президент Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ «О мерах усовершенствования регулирования государства в сфере финансового рынка». 24.07.2013 года президент Владимир Владимирович Путин подписал ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, надзору и контролю в сфере финансовых рынков».

В новой структурной организации ЦБ РФ существенная часть полномочий по регулированию страхового рынка и страховому надзору была отдана департаментам.

Замечание 2

В мае 2017 года разнообразными вопросами в области страхового надзора и регулирования занимались не меньше шести департаментов центрального Банка. За четырехлетний период (июнь 2013 — июнь 2017) отзыву подверглась сто девяносто одна лицензия, численность субъектов в сфере страхового дела сократилась с 618 до 324.

Функции государственного надзора за деятельностью страховщиков

Главными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере страховой деятельности являются:

  • выдача страховщикам лицензий на реализацию страховой деятельности;
  • ведение государственного единого реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра брокеров в страховании;
  • контроль обоснованности тарифов в страховании и платежеспособности страховщиков:
  • учреждение правил размещения и формирования резервов страхования, форм учета и показателей операций по страхованию и отчетности по страховой деятельности:
  • выработка методических и нормативных документов по всем вопросам страховой деятельности, которые законодательно отнесены к компетенции федерального органа в сфере надзора за страховой деятельностью;
  • обобщение практики деятельности в сфере страхования, выработка и предоставление в учрежденном порядке предложений по развитию и усовершенствованию российского законодательства в области страхования.

Центральный Банк РФ для исполнения возложенных на него функций вправе:

  1. требовать и получить от страховщиков учрежденную отчетность по страховой деятельности, данные об их финансовом положении;
  2. проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения страховщиками норм российского законодательства по страхованию, а также достоверности всей предоставляемой ими отчетности и документации;
  3. в случае выявления нарушений страховщиками законодательных требований выдавать им предписания по их устранению, а в случае неисполнения предписаний ограничивать или приостанавливать действие лицензионных документов этих страховщиков до устранения найденных нарушений или же принимать решение об отзыве лицензии;
  4. обратиться в арбитражный суд с требованием ликвидировать страховщика, если он допускал неоднократное нарушение законодательства РФ, а также ликвидировать компании, которые осуществляли деятельность по страхованию без лицензий.

Источник: https://spravochnick.ru/strahovanie/gosudarstvennyy_nadzor_za_deyatelnostyu_strahovschikov/