Контрольная функция финансов

Контрольная функция финансов предприятий

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

План

1. Сущность и функции финансов предприятий

2. Основы финансов предприятий

3. Финансовые ресурсы предприятий

Сущность и функции финансов предприятий

Финансы предприятий – основа финансовой системы государства. Это обусловлено тем, что они обслуживают сферы материального производства, где создается валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство.

Наличие финансов предприятий обусловлено:

существованием товарно-денежных отношений действием закона стоимости

Финансы предприятий – это совокупность экономических, денежных отношений, которые возникают в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства, связанные с созданием и использованием фонда денежных ресурсов предприятия.

Объект финансов предприятий

Экономические отношения, связанные с

— движением средств, формированием и

использованием денежных фондов

предприятия и организации, банковские

Субъект финансов предприятий

— учреждения и страховые компании,

внебюджетные фонды, бюджетная система
другие субъекты хозяйствования, и т.п.

Денежные отношения

1. Между предприятиями и бюджетной системой:

— с бюджетами разных уровней;

— с государственными централизованными фондами;

— с внебюджетными фондами.

2. Между предприятиями и другими субъектами хозяйствования:

— с поставщиками;

— с покупателями;

— со строительными, транспортными и другими предприятиями;

— с иностранными предприятиями и фирмами.

3. Между предприятием и финансово-кредитной системой:

-с банками;

— со страховыми организациями;

— с фондовым рынкам;

— с инвестиционными фондами

4. Внутри объединений, предприятий:

— с вышестоящей организацией;

— внутри объединения;

— внутри финансово-промышленных групп.

5. Внутри предприятия:

— с рабочими предприятия;

— между филиалами, цехами, отделами;

— с акционерами;

— с инвесторами;

— с основателями.

Функции финансов предприятий

распределительная

контрольная

Функция финансов предприятий- выявление сути финансов предприятий, специфические средства выражения их свойств и реализация определения финансов предприятий как экономической категории.

Распределительная функция финансов предприятий

Объект – стоимость ВВП (выручка от реализации продукции) и часть национального богатства (в денежной форме).

Субъекты –государство, юридические и физические лица, которые принимают участие в воспроизведенном процессе, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Распределительная функция финансов предприятия охватывает:

— распределение национального дохода (НД) на уровне предприятий;

— перераспределение национального дохода на уровне предприятий.

Распределение НД, связано с выполнением обязательств предприятий перед финансово-кредитной системой.

Схема распределения доходов и накоплений,

Получаемых предприятиями

Выручка

Валовой доход

Стоимость потребленных в производстве средств производства (основных и оборотных)

Чистый доход

ФОТ Работников материального производства

налоги платежи в бюджет Чистый доход, остающийся у предприятия
Создание резервного фонда Пополнение уставного фонда На выплату дивидендов На другие цели

Контрольная функция финансов предприятий

Эта функция проявляется в контроле над формированием и использованием финансовых ресурсов предприятий.

Под контрольной функцией финансов предприятий понимают внутренне присущую им способность объективно отображать и тем самым контролировать состояние экономики предприятия, отрасли и активно влияя на их деятельность.

Финансы предприятий влияют через свои финансовые категории на:

— прибыль;

— рентабельность.

Реализуют присущую им контрольную функцию:

Источник: https://studopedia.ru/19_289432_kontrolnaya-funktsiya-finansov-predpriyatiy.html

Контрольная функция финансов.

  • •Раздел II Финансы. Финансовая система. Бюджет государства.
  • •Тема 2 Финансы и финансовая система
  • •Сущность и функции финансов.
  • •Распределительная функция финансов.
  • •Контрольная функция финансов.
  • •Регулирующая функция финансов
  • •Финансовые ресурсы.
  • •Собственные средства:
  • •Средства, поступившие в порядке перераспределения:
  • •Финансовая система, ее звенья и форма организации.
  • •Тема 3. Финансовая политика и управление финансами.
  • •Финансовая политика. Финансовая политика в рф.
  • •Задачи финансовой политики:
  • •Направления и приоритеты финансовой политики.
  • •Финансовый механизм.
  • •Типы финансовой политики.
  • •Классическая финансовая политика.
  • •Регулирующая финансовая политика.
  • •Планово-директивная финансовая политика.
  • •Финансовая политика рф на современном этапе.
  • •Возможными путями выхода из сложившейся ситуации являются:
  • •2. Управление финансами и финансовый контроль.
  • •Основными органами управления финансами являются:
  • •Министерство финансов рф.
  • •Важнейшими департаментами Минфина рф являются следующие:
  • •Министерство рф по налогам и сборам (налоговые инспекции на местах).
  • •Федеральная служба налоговой полиции.
  • •Государственный таможенный комитет рф.
  • •Государственный финансовый контроль
  • •По времени проведения:
  • •В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль.
  • •По сфере финансовой деятельности.
  • •По форме проведения.
  • •По методам проведения.
  • •Тема 4. Бюджет государства.
  • •Социально-экономическая сущность и роль бюджета.
  • •Бюджетное устройство и бюджетная система.
  • •Принципы бюджетного устройства рф.
  • •Структура бюджета.
  • •Консолидированный бюджет рф.
  • •Чрезвычайный бюджет рф.
  • •Федеральный бюджет рф. Доходы и расходы федерального бюджета рф.
  • •Налоговые доходы бюджета рф
  • •Налоги как экономическая категория имеют существенные признаки:
  • •Неналоговые доходы бюджета рф.
  • •Расходы федерального бюджета.
  • •Формы расходов бюджетов.
  • •Разновидности бюджетного дефицита
  • •Социально-экономические последствия бюджетного дефицита.
  • •Способы покрытия бюджетного дефицита.
  • •1.Эмиссия денежных средств ( монетизация).
  • •2.Внешнее долговое финансирование
  • •3.Внутреннее долговое финансирование
  • •4.Увеличение налогообложения
  • •Тема 5. Бюджетная классификация и бюджетный процесс.
  • •Бюджетная классификация и ее значение.
  • •Бюджетная классификация расходов
  • •Бюджетный процесс
  • •Основные стадии бюджетной деятельности.
  • •Участники бюджетного процесса:
  • •Продолжительность бюджетного процесса.
  • •Последовательность разработки проектов бюджетов:
  • •Утверждение бюджетов.
  • •Исполнение бюджетов.
  • •Бюджетная роспись.
  • •Тема 6. Территориальные финансы.
  • •Региональные финансы.
  • •Состав региональных финансовых ресурсов:
  • •Доходы и расходы региональных бюджетов.
  • •Расходы региональных бюджетов.
  • •Муниципальные (местные) финансы.
  • •Расходная часть местных бюджетов включает:
  • •Бюджетный процесс муниципального образования.
  • •Тема 7. Государственный кредит
  • •Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.
  • •Отличия государственного кредита от банковского
  • •Управление государственным кредитом.
  • •Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и как кредитор.
  • •Доля государственного долга в валовом внутреннем продукте и денежной массе в 1997 году.
  • •Внешний долг на душу населения , долл. Сша
  • •Заемная деятельность государства на внешних рынках.
  • •Соотношение расходов по обслуживанию государственного долга и общей суммы расходов федерального бюджета России
  • •Кредиты мвф России и условия их предоставления
  • •Государство как кредитор. Бюджетные кредиты и ссуды.
  • •Тема 9. Внебюджетные специальные фонды.
  • •Социально-экономическая сущность целевых внебюджетных фондов.
  • •Особенности и преимущества внебюджетных целевых фондов:
  • •Источники внебюджетных фондов.
  • •2. Социальные внебюджетные фонды.
  • •Пенсионный фонд рф.
  • •Источники образования средств Пенсионного фонда рф:
  • •Концентрируемые в Пенсионном фонде средства расходуются на:
  • •Источники образования Фонда социального страхования:
  • •Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
  • •Источники образования Государственного фонда занятости населения:

Источник: https://StudFiles.net/preview/926816/page:3/

Контрольная функция финансов

Будучи ин­струментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного про­цесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распреде­лением валового внутреннего продукта по соответствующим фон­дам и расходованием их по целевому назначению. В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития обще­ственного и частного производства, ускорение научно-техническо­го прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звень­ях народного хозяйства.

Он охватывает производственную и не­производственную сферы и нацелен на повышение экономическо­го стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных бо­гатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресе­чение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопро­сам, своевременности и полноты выполнения финансовых обя­зательств перед бюджетной системой, налоговой службой, бан­ками, а также взаимных обязательств предприятий и организа­ций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют фи­нансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной сис­темы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются. Помимо распределительной и контрольной функций, финан­сы выполняют также регулирующую функцию.

Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства. В целях регулирования экономики и социальных отноше­ний используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.

Фи­нансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансо­вый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Источник: https://www.kalitva.ru/146285-kontrolnaya-funkciya-finansov.html

Задачи и охват

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы. Он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Их контрольная функция проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

Контрольная функция финансов действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Государственный финансовый контроль в РФ

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти – Федеральное Собрание и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации.

Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов.

Задачей финансового контроля является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.

Источник: https://fingramm.ru/kontrol-fynkziya.html

Распределительная функция финансов

Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национального богатства (принявшая денежную форму). Именно с помощью этой функции осуществляются:

  • o первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов (прибыли, начислений на социальное страхование);
  • o распределение части фонда возмещения (в виде амортизационного фонда);

oраспределение части национального богатства (при распределении ранее созданной стоимости, восполнении ущерба от стихийных бедствий).

Субъектами распределительной функции финансов являются юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса (государство, предприятия, организации, учреждения, граждане), в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, протекает от первичного распределения стоимости общественного продукта до перераспределения. Распределительный процесс осуществляется во всех сферах общественной жизни (в материальном производстве, сферах обращения и потребления) и па всех уровнях управления экономикой: федеральном, территориальном (на уровне субъектов РФ), местном. Кроме того, финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля.

С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция финансов присуща всей системе отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой се форм. Контрольная функция финансов осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода, она проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль ведется за производственными и внепроизводственными затратами, за соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует па всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, осуществляющие проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют общественные неправительственные организации, отдельные физические лица на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов, подлежащих аудиту.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления. Существует президентский финансовый контроль, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления (на федеральном уровне — контроль Государственной Думы и Совета Федерации), исполнительных органов власти, финансово-кредитных органов.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в конституциях (Уставах) субъектов РФ, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны президента и органов представительной (законодательной) власти. Такой контроль осуществляется при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

Счетной палате РФ принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов власти. Это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями. Сфера полномочий Счетной палаты — контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица — государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды и Банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные некоммерческие организации — в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Счетная палата решает следующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

Счетная палата обязана также контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, деятельность Банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность Контрольно-счетной палаты Московской городской Думы.

Деятельность Счетной палаты по закону является гласной, ее результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Банка России.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделение Администрации президента оно подчиняется непосредственно президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций — контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации президента, органов исполнительной власти субъектов РФ; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового копт-роля.

Важную роль в осуществления финансового контроля играют Минфин России и его органы на местах.

В структуре аппарата Минфина России функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора. Минфином России и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином России методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина России распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина России осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложен на органы Федерального казначейства Минфина России. Главной задачей Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Ему вменяются в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и о состоянии бюджетной системы.

Органы Федерального казначейства имеют право: производить проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, включая совместные предприятия, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

ГНС России проводит государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, песет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей.

Налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля. Они наделяются широкими правами. Так, налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, в различных министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с разными формами собственности. Одновременно налоговые инспекции могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках (за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну), обследовать любые помещения предприятий (производственные, складские, торговые), используемые для извлечения доходов.

При непредставлении (или отказа представить) бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей, налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; применять финансовые санкции и штрафы; предъявлять в суде и арбитраже иски о ликвидации предприятия, признании сделок недействительными.

В случае несогласия предприятий или граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций могут быть обжалованы в арбитраже или в судебном порядке.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков: проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации Банк России в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу, выдвижению требований по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и на открытие; назначению временной администрации банка, и, как крайней мере, — отзыву лицензии и ликвидация банка.

С конца 1980-х гг., т.е. после появления в Российской Федерации различных коммерческих структур (коммерческих банков, страховых обществ, корпораций и т.д.), в целях защиты граждан как потенциальных инвесторов и вкладчиков появился новый вид финансового контроля — аудит.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Правительством РФ. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование се проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе иностранные.

Услуги аудиторских организаций являются платными. Как правило, отношения аудитора (аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором на оказание услуг и оплачиваются по договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности -за счет средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.

В зависимости от целей и задач выделяют два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит. Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно, с тем чтобы активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, устранять недостатки в работе. Аудит должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, т.е. осуществляется в процессе планирования. Он предшествует осуществлению бюджетных расходов, хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба государству и предприятиям. Целью предварительного контроля является предупреждение нецелесообразного расходования материальных ресурсов и денежных средств.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых операций, в ходе исполнения бюджетов и финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Цель — соблюдение правильности, законности произведенных расходов, полученных доходов, полноты перечисления средств из бюджета и в бюджет, а также внебюджетные фонды, эффективного использования банковских ссуд. Контроль ведется финансовыми службами повседневно с тем, чтобы своевременно обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль осуществляется в форме проверок и ревизий правильности, законности, целесообразности уже произведенных финансовых операций. Его цель — разработать систему мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков в расходовании государственных средств, собственных и привлеченных средств предприятий, пресечение в дальнейшем нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового контроля постоянно развивается, что способствует оздоровлению финансов и совершенствованию финансовых отношений в стране.

Источник: https://studme.org/1417012011807/finansy/funktsii_finansov

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Контроль рублем – контроль рынка над производителем товаров и услуг, где рынок выступает как эффективный покупательский спрос, т.е.

это прежде всего люди, у которых есть что? Деньги.

Финансовый контроль – контроль со стороны государства за формированием и использованием денежных средств

Финансовый контроль – форма государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения, предприятий, относящихся к различным организационно — правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Функции финансового контроля:

1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы;

3) проверка соблюдения правил учета и отчетности.

В финансовом контроля важное значение имеет бюджетный контроль, который охватывает прежде всего государственный бюджет и внебюджетные фонды (неправительственные). Бюджетному контролю подвластны местные финансы и финансы предприятий, принадлежавших государству.

Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства, государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.

Органы финансового контроля:

I. Парламент (федеральное собрание, а в нем счетная плата, контрольное управление при Президенте РФ).

В РФ в ведении Контрольно — счетной палаты находятся такие вопросы, как контроль за:

1) источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием как правительством, так и законодательными органами; пресечение расточительства;

2) эффективностью использования государственной собственности, работы государственных предприятий, разгосударствлением и приватизацией государственной собственности;

3) использованием средств специальных фондов, например, пенсионного, занятости, социального страхования; «Чернобыля» и т.д.;

4) источниками денежных доходов общественных организаций включая различные партии, за использованием этих средств соответственно уставным целям.

II. Специальные ведомства государственного финансового контроля.

III. Специальное контрольное ревизионное управление.

Оно подчиняется непосредственно Минфину. Органы КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Весь этот аппарат содержится за счет средств федерального бюджета. КРУ – это единственная сисгосударственного финансового контроля. Она осуществляет следующие виды деятельности:

· документирование ревизии на государственный предприятиях, организациях и учреждениях;

· проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.

Главная проблема в работе этой структуры — законодательная база для финансового контроля.

IV. Органы финансового контроля в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль, как правило, наименее эффективен).

Финансовые органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называется бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработке оптимальной финансовой политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики. В составе аппарата Минфина функционируют контрольно — ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера — ревизора. Контрольно — ревизионные управления и аппараты контролеров — ревизоров проводят все виды ревизий производственно — финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, Госкомитеты, министерства и ведомства проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом.

Налоговые инспекции — это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Государственная налоговая служба Российской Федерации. Налоговые инспекции на местах подчиняются только своему вышестоящему органу. Задачами налоговых служб являются

а). контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей.

б). осуществляют проверку финансового состояния предприятий и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно — правовой формы;

в). проводят контроль за правильностью определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения;

г). ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения.

д). обеспечивают учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего государству, кладов.

Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях различных форм собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать все операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд иди арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций. Развитие товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет направления дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств финансового контроля.

Формы и методы государственного контроля.

Формы (критерий – сроки и методы)

По срокам:

· предварительный (осуществляется до расходования и применяется как профилактическая мера);

· текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или сметой);

· последующий (после проведения расходов на основе отчетных материалов. Делаются определенные выводы для предварительного и текущего контроля).

Методы (способ проведения):

а). ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам. Это очень дорогостоящий и редкий метод);

б). инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте);

в).

обследование (изучение недостатков);

г). наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии).

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово — кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия.

Следовательно, одни и те же объекты могут подвергаться не только финансовому контролю, но и другим видам контроля (при кредитовании, расчетах, ценообразовании и т.д.). Но даже при совпадении конкретного предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая направленность в оценке состояния этих объектов, соответствующая его назначению. Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Организация финансового контроля, пути повышения его действенности.

Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного управления, что предъявляет определенные требования к его организации

В зависимости от субъектов, финансовый контроль бывает:

I. Государственный финансовый контроль:

а). общегосударственный финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности).

б). ведомственный финансовый контроль (производят контрольно — ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений).

II. Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений).

III. Общественный финансовый контроль (выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы).

IV. Независимый (аудиторский) контроль

Аудиторство – новая в нашей стране организационная форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы — это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Аудитор – независимыий бухгалтер — ревизор, высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля. Они объединены в Ассоциацию аудиторов, которая призвана способствовать подготовке и переподготовке кадров, а также контролировать высокое качество знаний и профессиональных навыков аудиторов.

Выделяются два вида аудита — внешний и внутрифирменный.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности, надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы и филиала и т.п.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми к другими органами, предприятиями, другими пользователями — банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных санкций; консультирование по вопросам организации учета и управления, составления отчетности; проверку правильности и эффективности внутрифирменного финансового контроля и аудита.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также: постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании совместных предприятий или акционерных обществ; разъяснение вопросов финансово — банковского, налогового, страхового и других видов законодательства и т.д. Из перечня услуг четко прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово — хозяйственных нарушений и неудач.

этапы аудиторской проверки:

– начальный, или подготовительный этап (включает действия аудитора, обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и систематизацию материалов, проверку сопоставимости и взаимно связи различных показателей отчетности);

– на втором этапе выполняется большое количество различных аналитических расчетов;

– третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно — аудиторской оценки.

Выполняя аудиторские процедуры, аудиторы проверяют полноту отражения важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности; своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и расчетов; сохранность в течение установленного срока первичных учетных и другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерских записях.

На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период. При этом они, как правило, берут обязательство проведенные проверки оформлять аудиторским заключением, к которому прилагаются документальные результаты проведенных исследований, анализов, экспертиз, в совокупности дающие ясное представление о том, на основании каких данных сформулировано мнение аудиторов.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, а сами фирмы функционируют как хозрасчетные организации со статусом юридического лица. Это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля — его полную, в том числе экономическую, независимость от государственный и ведомственных управленческих структур.

Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет их очень активно бороться за качество своих услуг, щепетильно относиться к имиджу фирмы. Возлагаемая юридическая ответственность за результаты проверок не позволяет аудиторам выдавать необъективную информацию, предопределяет необходимость страхования аудиторов и аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы работают на основе разработанных и принятых ими уставов. Вместе с тем их деятельность, как правило, координируется и направляется централизованной аудиторской администрацией. В 1991 г. в нашей стране была создана Аудиторская палата. Деятельность ее направлена на более активное, упорядоченное становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и посредством адаптации к международным правилам и требованиям.

Источник: https://economics.studio/finansistam/finansovyiy-kontrol-66385.html

Учебник: Финансовый менеджмент

7.2. финансовый контроль в системе планирования

Функции контроля тесно связаны с распределением созданного продукта и формированием фондов денежных средств.

Контрольная функция — это контроль рублем в процессе денежных отношений.

Главное назначение контроля состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию денежных средств с целью повышения эффективности производства товаров, оказываемых услуг.

Финансовый контроль должен действовать на всех стадиях кругооборота средств: финансирования, кредитования, взаимоотношения с бюджетом, при выполнении договоров поставок, при расчетах прибыли, рентабельности и т.д.

Особенность контроля рублем заключается в том, что он происходит непрерывно в процессе поступления и расходования средств, а также дополняется специальными проверками и обследованиями.

Объект контрольной функции — финансовые показатели деятельности предприятия, организации. Снижение показателей фондоотдачи, ликвидности, рентабельности свидетельствуют о неблагосостоянии предприятия.

Финансовый контроль производится особыми органами. Он имеет следующие виды:

общегосударственный;

ведомственный;

внутрихозяйственный;

общественный;

независимый (аудиторский).

На рис. 7.1 представлена классификация видов, форм и методов финансового контроля.

Финансовый контроль

Типы контроля

Формы финансового контроля

Методы финансового контроля

Госуда рстве и н ый

Предварительны й

Ревизия

П редста вительной власти

Текущий

Проверка

Испод нител ьной власти

Последующий

Обследование

Судебной власти

Счетная проверка

Не государстве н и ы й

До кум ентал ьн ы й

Фактический

Рис 7.1. Классификация видов, форм и методов финансового контроля

Нет ни одной экономически развитой страны, которая не имеет государственных контрольных органов в финансовой сфере. К общим выработанным мировой практикой принципам финансового контроля относятся: законность, объективность, независимость, гласность.

В современной России необходимость усиления контроля государства в финансовой сфере определяется недостаточным уровнем финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленными факторами нецелевого использования средств федерального бюджета.

Институт финансового контроля представляет собой часть общей структуры контрольных органов государства и выступает как важнейший составной элемент финансового механизма, сущность которого отражена в его задачах и функциях. В число задач финансового контроля входят: обеспечение правильности составления и исполнения бюджета, соблюдение налогового и бюджетного законодательства; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов.

К функциям финансового контроля относится контроль:

за расходованием средств федерального бюджета;

за использованием государственной и муниципальной собственности;

за проведением приватизации;

за предоставлением льгот по налогообложению.

Основу контрольной функции финансов составляет движение фи-нансовьгх ресурсов, происходящее как в фондовой, так и не в фондовой формах. Поскольку финансы обслуживают все общественное производство, они и выступают универсальным орудием со стороны государства за рациональным распределением совокупного общественного продукта. Контрольная функция действует не изолированно, а в единстве с распределительной.

Поскольку «сигналы», посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные параметры соответствующих финансовых показателей, объектом контроля являются последние. Контроль рублем — это контроль реального денежного оборота: при финансировании и кредитовании; осуществлении безналичных расчетов; уплате налогов, заработной платы и т.д.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное Собрание РФ и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным и полным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и иных финансово-кредитных учреждений РФ.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономическим использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Главные задачи Казначейства — организация за исполнением бюджета и контроль за ним.

Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.

Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения роли государства в системе управления экономикой.

В настоящее время можно назвать следующие недостатки существующей системы финансового контроля:

возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов не по целевому назначению;

разобщенность действий контрольных органов, отсутствие единого плана контрольных мероприятий;

отсутствие теоретически проработанной концепции общегосударственного финансового контроля.

Различаются такие формы финансового контроля, как предварительная, текущая, последующая.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет, создания фондов денежных средств, инвестиций программ и т.д. Его цель — предупредить нарушения законов, поставить заслоны неэффективному использованию, снизить риски при финансовых операциях.

Текущий контроль проводится в процессе текущей финансово-хозяйственной деятельности при открытии кредитов, организации расчетов, использовании кассовых операций, начислении налоговых платежей.

Последующий контроль проводится после завершения отчетного периода (квартала, года). Его цель — проверка выполнения заложенной эффективности, целесообразности, правильности оформления и т.д.

По методике контроля различают проверки, обследования, анализ и ревизии.

Проверки касаются достаточно специфичных и конкретных вопросов финансово-хозяйствеиной деятельности предприятия. Чаще всего это связывается с расчетами и выплатой заработной платы персоналу, обоснованием и размерами премиальных выплат, проверкой расчета и уплаты отдельных налогов, правильностью выплаты командировочных расходов и др.

Обследования охватывают более широкие сферы деятельности фирмы или учреждения. Например, обследуются: материалы по обоснованности штатного расписания, списочному и явочному составу сотрудников; состояния учета и контроля за выплатой по фонду социального страхования; своевременность и точность выплат страховых сумм по пенсионному страхованию.

. Анализ экономических показателей осуществляется на всех этапах финансового контроля. Именно аналитические данные позволяют судить о доходах и расходах предприятия, отрасли, территории. Методика анализа бюджетных подразделений во многом зависит отстоящих перед ним задач и определяется его предметом и содержанием.

Важнейшие требования, предъявляемые к анализу финансовых показателей при проведении контрольно-аналитической работы на любом уровне бюджетной системы страны, — это комплексность, действенность, оперативность, конкретность. Анализ, основанный на изучении широкого круга показателей, позволяет выявить факторы, оказывающие влияние на эффективность управления финансовыми ресурсами, как по конкретному объекту контроля, так и в целом по субъектам РФ. На рис. 7.2 представлены результаты финансового анализа деятельности предприятия.

Ухудшение финансового состояния предприятия

Рис. 7.2. Основные недостатки, выявленные в результате финансового анализа деятельности предприятия

Ревизии — комплексные и обширные мероприятия, охватывающие всю финансово-хозяйственную деятельность за обширный период. Современная ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности роста дебиторской задолженности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций.

Самое же парадоксальное состоит в том, что понятие ревизии ни в каком правовом документе не определено. Однако и ревизии, и проверки проводятся и широко используются органами финансового контроля. За последние годы численность аппаратов контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ увеличилась на 70 \%.

Ревизоры сравнивают свою работу с работой сапера: нельзя ошибаться, так как это опасно. Особенно серьезны ревизии по указанию правоохранительных органов, которые производятся с вооруженной охраной и изъятием документов.

Контрольно-ревизорская работа в новых условиях хозяйствования нуждается в существенной реорганизации, надежных ревизорах с большими правами. Видимо, требуется специальный орган государственного контрольно-ревизионного управления (службы).

Ревизоров в настоящее время не хватает. При опасной и трудной работе оплата их труда низкая, льгот нет. Ревизоры Министерства финансов РФ пользуются Инструкцией о порядке проведения ревизий и проверок, утвержденной Министерством финансов СССР в 1975 г. Инструкция устарела, но новой нет. Также регулирует отношения Указ Президента РФ от 25 июня 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Если смотреть с позиции государственных интересов всего российского общества, то главная задача финансового контроля — обеспечение грамотного составления и безусловного исполнения госбюджетов.

Главным государственным контролером в использовании бюджета выступает Федеральное казначейство Министерства финансов РФ. Главные задачи Казначейства — получить все положенные доходы и распределить все выделенные расходы, т.е. обеспечить единство кассы.

Наличие в центре информации данных о состоянии и движении бюджетных средств на каждой из фаз предоставляет Министерству финансов РФ широкие возможности для гибкого маневрирования ресурсами и стабильности финансирования.

Аудиторские проверки вошли в систему контроля России и сразу завоевали уважение и спрос. Для предприятий особенно актуальными стали вопросы подтверждения достоверности финансово-бухгалтерской отчетности и ее соответствия действующим нормативным актам. Кроме контрольной проверки, аудиторские фирмы оказывают консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета, по оптимизации налогообложения. В результате такой деятельности становится меньше погрешностей, ошибок, недоплаты налоговых платежей.

До сих пор отсутствует четкое разграничение задач и полномочий. Отсутствует координация деятельности контролирующих органов, единая информационная и методологическая база.

Такая структура сложилась многие десятилетия назад в конкретных исторических условиях и заметно отличается от контролирующих структур других государств.

В США контролирующий орган — Главное контрольно-финансовое управление. Оно имеет доступ практически ко всем финансовым документам министерств и ведомств. Второй важнейший контрольный орган — Административно-бюджетное управление, которое входит в состав исполнительного управления Президента США. К числу ключевых функций относятся: выработка рекомендаций Президенту по вопросам финансовой и экономической политики, подготовка проекта бюджета, контроль за исполнением федеральных программ, обзор законодательства и т.д.

Во Франции контролирующие функции возложены на Счетную палату, осуществляющую общий контроль за государственными финансами. Контроль такого же рода осуществляяют в коммунах, департаментах и регионах за местными финансами региональные Счетные палаты. Другими органами государственного контроля во Франции выступают Генеральная инспекция финансов и генеральная инспекция администрации, осуществляющие высший контроль за персоналом, находящимся в подчинении Министерства внутренних дел или под контролем префектов.

В Великобритании функции контролирующего бюджетно-финансового органа, действующего от лица Парламента, выполняет Национальное контрольно-ревизионное управление.

Строго говоря, в России из большого количества контролирующих органов только Счетная палата РФ выполняет функцию государственного финансового контроля, а основная масса контрольных функций носит ведомственный характер.

За годы перестройки Россия лишилась системы действенного финансового контроля. Это подтверждается массой факторов: утечкой средств, пропажей выставленных бюджетных субсидий, невозможностью проконтролировать расходы и т.д.

Закон о финансовом контроле еще не утвержден, но попытка была сделана в первой части Налогового кодекса РФ, например установлен принцип адресности и целевого использования бюджетных средств, восстановлены сметное финансирование, обязательный ведомственный и внутренний контроль. Тем не менее в целях повышения эффективности контрольно-ревизионной работы необходима федеральная целевая программа перспективного развития контрольно-ревизионных органов РФ.

г

За счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются расходы социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры и искусства, социальной зашиты и др. Свыше 36 \% средств консолидированного бюджета направляется на финансирование этих расходов. Очень важно знать насколько эффективно и рационально будут использованы эти средства, поэтому значимость финансового контроля особенно велика на этих уровнях бюджетных расходов. Чтобы суметь решить эти задачи, необходим повседневный, кропотливый эксперт-анализ. Анализ результатов контрольных мероприятий, работ в системе здравоохранения на всех уровнях показал, что из-за неполной занятости мест в больницах и поликлиниках финансирование государства составляет порядка 700 млн руб. ежегодно. Проведенная Счетной палатой РФ проверка полноты поступления бюджетных и внебюджетных на организацию летнего отдыха детей и молодежи показали, что принятые Правительством РФ планы по улучшению оздоровления детей и молодежи не выполняются, а нормативы на содержание одного учащегося в оздоровительных лагерях не пересматривались 10 лет.

В настоящее время координации действий в области финансово-бюджетного контроля между финансовыми органами и органами финансового контроля субъектов РФ отсутствует. Проверка на всех уровнях расходов бюджетных средств показывает, что имеет место нецелевой характер использования бюджетных средств, но мер ответственности к должностным лицам в Уголовном кодексе РФ не предусмотрено.

До настоящего времени на федеральном уровне не определены основные права и обязанности контрольно-счетных органов субъектов РФ. Несовершенство федерального законодательства в области местного самоуправления позволяет местным администрациям препятствовать проведению органами финансового контроля субъектов РФ контрольных мероприятий. Практически в ходе каждого контрольного мероприятия, проводимого Счетной палатой РФ, устанавливаются факты нецелевого использования бюджетных средств. В 2002 г. было проведено около 50 тыс. проверок и выявлено нарушений на сумму около 80 млрд руб. Необходимо также совершенствовать общероссийскую нормативно-методологическую базу финансово-бюджетного контроля. В настоящее время этим усиленно занимается Счетная палата РФ, создавая методические указания для проведения контрольных мероприятий. Поскольку бюджетная система нашей страны объединяет бюджеты всех уровней власти, постольку это означает единство правовой базы, единый порядок бюджетного финансирования, ведения бухгалтерского учета доходов и расходов бюджета, единство санкций за нарушения бюджетного законодательства.

На рис. 7.3 представлена схема совершенствования финансового контроля на стадии предварительного и текущего контроля.

Разработка нормативов расходов

Разработка новой формы сметы доходов и расходов с учетом всего перечня планируемых кодов

Совершенствование организации п редварите льного контроля

Установление сроков рассмотрения, утверждения и доведения до бюджетных учреждений лимитов бюджетных обязательств

Установление ограничений в использовании импортного оборудования при наличии отечественных аналогов

Открытие лицевых бюджетных счетов государственным учреждением

Включение в состав бюджета всех внебюджетных фондов

Обеспечение контроля за соблюдением плановых бюджетных назначений

Недопущение нецелевого использования бюджетных средств

Соверше нствование организации текущего контроля

Обеспечение своевременного поступления регулирующих доходов в городской бюджет

Установление помесячных лимитов бюджетных обязательств

Открытие лицевых счетов для бюджетных учреждений по учету средств от предпринимательской деятельности

Создание казначейского отделения на базе окружных финансовых управлений

Рис. 7.3. Предложения по совершенствованию организации государственного финансового контроля

Определенный порядок за исполнением бюджета внес Бюджетный кодекс РФ. Теперь бюджетное финансирование учреждений социальной сферы будет осуществляться только на основе смет доходов и рас-

г

холов. Смета — документ, обязательный для исполнения. Принципиально важное положение Бюджетного кодекса РФ — в том, что помощь из бюджета обусловливается предварительной проверкой финансового состояния юридических и физических лиц, претендующих на такую помощь. Имеются наработки и пожелания по усовершенствованию контроля за бюджентыми средствами.

Изучение состояния финансового контроля в российских условиях позволяет видеть, что необходимо срочно улучшать систему общегосударственного финансового контроля. Прежде всего должны быть сформулированы единые принципы контроля:

стандартизация, сближение систем и механизмов финансового контроля и перехода на международный стандарт учета, отчетности, аудита;

независимость контрольных органов;

целостность систем и исключение дублирующих функций;

введение системы встроенных механизмов, перепроверки, достоверности данных, полученных контрольными органами;

прозрачность методов проведения проверки;

финансовый контроль должен быть концентрированным и решать одну задачу — предотвращение нарушений законодательства;

комплексность действий на всех уровнях системы контроля;

выделение решающего звена, т.е. при контрольной работе надо выделять первоочередные и важные мероприятия. Современные национальные финансово-контрольные системы большинства стран мира претерпевают значительные изменения, связанные с влиянием внешних факторов:

а) усиления процессов глобализации и необходимостью приведения национальных систем бухгалтерского учета и отчетности

в соответствие с международными стандартами;

б) необходимости финансового контроля и мониторинга финансовых потоков;

в) усиления влияния гражданского общества и его вовлеченность

в механизмы контроля за деятельностью правительственных

структур.

В этой связи наиболее целесообразно осуществлять реорганизацию нынешней системы финансового контроля России поэтапно, начиная сболее простых, с постепенным наращиванием более масштабных преобразований. Такой подход позволит ослабить противодействие существующей системы органов финансового контроля и ускорить переход на реорганизованную систему контроля. Следует отметить, что эффект от реорганизации бывает лишь в том случае, если известна

специфика функционирования таких сложных систем, и тогда можно с минимальными затратами воздействовать на то, что для них характерно.

За последние годы в стране достигнуто сбалансирование бюджета, но до сих пор не получается равномерных получения доходов и осуществления расходов. Это приводит к значительному недобору средств в государственную казну, а значит, и к пробелам в расходовании бюджетных средств.

Контрольные вопросы и задания

Какова роль финансового планирования на предприятии?

Назовите и охарактеризуйте виды финансового планирования.

Какие методы финансового планирования применяются в России?

Для чего нужно бюджетирование в системе финансовых планов?

Каковы значение финансового контроля и его цели?

Перечислите виды финансового контроля.

Какие функции контроля у Счетной палаты РФ?

Что такое ревизия, и каковы ее основные этапы?

Как осуществляется финансовый контроль за бюджетными средствами?

Источник: http://uchebnik.biz/book/737-finansovyj-menedzhment/24-72-finansovyj-kontrol-v-sisteme-planirovaniya.html

Виды финансового контроля, осуществляемого соответствующими органами:

1. Виды финансового контроля, осуществляемого соответствующими органами: 2. Внутрифирменный финансовый контроль имеет целью… 3. Контрольная функция финансов позволяет судить… 4. Контроль, осуществляемых исполнительными органами власти субъекта РФ, относится к:5. Контроль, осуществляемый территориальными органами Департамента государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ: 6. Объект финансового контроля … 7. Объект финансового контроля … 8. Основные вопросы финансового контроля, осуществляемого счетной палатой РФ: 9. Предварительный финансовый контроль осуществляют: 10. Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролирует:11. Сумма налога, уплачиваемая субъектом – это … 12. Совокупность налогов, действующих на территории страны – это …13. Формы финансового контроля (исходя из времени его осуществления): Финансы орг-ций, осущ-их некоммерч. Деят-ть.1. Верны утверждения: Страхование как финансовая категория, ее специфика.1. Взнос страхователя с совокупной страховой суммы – это страховой… 2. Взнос страхователя с единицы страховой суммы – это страховой…3. Причитающаяся к выплате часть или полная сумма ущерба при наступлении страхового случая – это… 4. Собственными финн. ресурсами страх. компаний явл-ся: 5. Статьи доходов страх. Комп., имеющей лицензию на проведение страх-я имущества и перестрах-е: 6. Сумма денежных средств, на кот. фактически застрах-ны здоровье, или имущество – это…7. Финансы страх. компании относятся к сфере финансов: Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское и др.) и формы страхования. Их особенности.1. Введение обязательного страхования банковских депозитов влияет на инвестиционную деятельность предприятий: 2. Источник уплаты взносов на медицинское страхование неработающих граждан:3. Общее управление фондом социального страхования РФ осуществляет: 4. Отличия пенсии от пособия по социальному страхованию: 5. Фонд обязательного медицинского страхования РФ относится к сфере финансов…:Финансовая система страны.1. Источниками формирования финансовых ресурсов открытого акционерного общества могут выступать: 2. Источником финансовых ресурсов общества, если исключить дублирование, являются: 3. Источником финансовых ресурсов предприятия является…4. Налоги, взимаемые с доходов субъектов хозяйствования без образования юридического лица: 5. Основой развития внешней торговли является различие в … 6. Слагаемые финансового механизма, если исходить из сфер функционирования финансов: 7. Соотношение понятий «финансы» и «финансовая система»: 8. Функции, выполняемые налоговой полицией:9. Функции Контрольно-счетной палаты г. Москвы: 10. Функции, выполняемые налоговой полицией:11. Функции Министерства финансов РФ:12. Функции Президента РФ:13. Функции Совета Федерации и Федерального Собрания: Влияние на организацию гос. и муниц. Финансов функциональных особенностей и уровней управления.1. Виды распределения, осуществляемые посредством бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления: 2. Виды ценных бумаг, разрешенных к эмиссии органам местного самоуправления – это… Государственные и муниципальные финансы.1. Бюджетным кодексом РФ источником финансирования дефицита местного бюджета определены кредиты… 2. В состав муниципальных финансовых ресурсов включаются: 3. Государственные финансы в России включают: 4. Государственные финансовые ресурсы Российской Федерации включают: 5. Государственными финансовыми ресурсами являются… 6. Государственными финансовыми ресурсами являются:7. Государственными финансовыми ресурсами являются денежные… 8. Группировка финансов в сфере государственных и муниципальных финансов осуществляется по:9. Местные финансы организованы согласно закону «О финансовых основах местного самоуправления» на принципах… 10. Муниципальные финансы состоят из … 11. Муниципальный заказ – это… 12. Основные цели размещения муниципальных облигаций – это …13. Состав гос финансов России по функциональному назначению: 14. Состав муницип-х финансовых ресурсов включает средства…15. Сфера фин системы страны – 16. Уровни управления в сфере гос и муницип финансов: 17. Функциональные звенья сферы гос и муницип финансов:Сферы и звенья финансовой системы страны.1. Расположите звенья финансовой системы в иерархическом порядке:2. Звенья финансовой системы в сфере финансов экономических субъектов (при группировке финансовых отношений по методам хозяйствования) – финансы: 3. Соответствие органов и их функций:4. Финансовыми ресурсами экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах выступают:5. Финансовые ресурсы экономических субъектов используются на: 6. Финансовые ресурсы – это … Основы функц-я финансов коммерч-х предпр-й.1. Верны утверждения: 2. Источниками финн. ресурсов экон. субъекта, функц-го на коммерческих началах явл-ся:3. Направления исп-я чистой прибыли экон. субъектов, функц-их на коммерческих началах:4. Направления использ-я финн. ресурсов экон. субъектов, функц-их на коммерческих началах: 5. Платежеспособность предприятия означает его способность вовремя… 6. Самофинансирование характерно для: 7. Своевременное зачисление налоговых платежей предпр-й и орг-й на бюджет. счета контролируют:8. Собственные фин ресурсы предприятий… 9. Факторы, влияющие на величину амортизационных отчислений предприятия:10. Факторы, влияющие на финансовую устойчивость экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах: Бюджетная система страны, модели ее построения в федеративных и унитарных государствах.1. Количество уровней бюджетной системы зависит от:2. Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют функции:3. Полномочиям Министерства финансов РФ соответствуют функции: 4. Полномочиям Совета Федерации РФ соответствуют функции: 5. Появление государственного бюджета как экономической категории обусловлено:6. Собственные доходы местных бюджетов:7. Совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных и региональных органов – это … 8. Средства бюджетных резервов используются для:9. Степень бюджетной самостоятельности субъектов РФ делит их на… 10. Совокупность мероприятий, проводимых государством в области формирования и использования бюджетов всех уровней, называется: 11. Финансовой базой деятельности органов публичной власти является: Принципы организации финансов экономических субъектов в развитых сферах деятельности.1. Вид дохода, выделяемый при первичном распред-ии выручки субъектов хозяйств-я без образования юр лица: 2. Виды денежных отнош-й, включ-е в состав финансов субъекта хозяйствов-я без образования юр лица: денежные отношения предпринимателя с: 3. Внешние источники финансирования капитальных вложений экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах: 4. Внешние источники финансирования капитальных вложений экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах… 5. Внутр. источники финансир-я капитальных вложений у экон субъектов, функц-их на коммерческих началах: 6. Внутр. источники финансир-я прироста оборот-х ср-в: 7. Денежные отношения, входящие в состав финансов общественной орг-ции – отношения между орг-цией и: 8. Для фин отношений, возникающих между экон субъектами и бюджетной системы страны характерны: 9. Доход, по отнош-ю к кот. примен-ся налог. ставка… 10. Затраты, чаще всего отсутствующие с субъекта хозяйствования без образования юридического лица:11. Источники финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ в соотв. с действующим законод-вом: 12. Источники финансир-я дефицита местного бюджета: 13. Источником прибыли ЦБ РФ могут быть %-ты по: 14. Наиб. развитым сегментом фондового рынка России в период до финн. кризиса августа 1998 г. был рынок…15. Налоговые «гавани» (как центры отмывания «грязных денег») чаще возникают в таких странах, где: 16. Новые формы финансир-я и стимулирования НТП: 17. Организ.-правовая форма экон. субъекта влияет на: 18. Основной источник первоначального капитала предпринимателя без образования юридического лица –19. Основные источники финансирования науки в Российской Федерации: 20. Отраслевые особенности хозяйственной деятельности экономического субъекта отражаются на организации его финансов, влияя на:21. Принципы организации финансов государственного драматического театра:22. Факторы, влияющие на величину предпринимательского дохода субъектов хозяйствования без образования юридического лица: 23. Факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования: 24. Факторы, влияющие на организацию финансов экономических субъектов:25. Факторы, влияющие на финансовую устойчивость кредитной организации: 26. Факторы, обеспечивающие рост финансовых ресурсов кредитной организации: 27. Финансовые отношения в сфере финансов экономических субъектов можно сгруппировать по:28. Финансовые отношения в сфере финансов экономических субъектов можно сгруппировать по:29. Фин. отнош. между экон. субъектами возн. по поводу:30. Финансовые отношения в сфере финансов экономических субъектов можно сгруппировать по: 31. Финансовые отношения включают денежные отношения: 32. Финансовые ресурсы экономических субъектов включают:33. Финансы экон. субъектов – денеж. отнош-я, склад-ся:34. Формы гос. Финансир-я науки в РФ:Бюджетное устройство.1. Бюджетная классификация РФ включает: 2. Лицевые счета для осуществления операций по расходованию средств государственного бюджета открывают… 3. Методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы: 4. Несбалансированность бюджета проявляется в: 5. Объектом распределения посредством бюджета выступают: 6. Понятие государственного бюджета как экономической категории обусловлено: 7. Черты, характерные для бюджетного фонда:8. Штраф за нецелевое использование заемных средств из иных бюджетов устанавливается на основании…Бюджетный процесс.1. Бюджетное финансирование осуществляется за счет… 2. Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год… 3. Совокупность мероприятий, проводимых государством в области формирования и использования 4. Финансовые документы, принимаемые в виде закона: 5. Финансовые документы, принимаемые в виде закона: Усиление влияния финансовых рычагов и стимулов по мере развития рыночных отношений; пути повышения их эффективности.1. Финансовые рычаги государственного воздействия на экономику России: 2. Финансовые рычаги стимулирования деятельности малых предприятий: Гос. и муниципальный кредит.1. В составе государственного долга РФ с 1991 по 2001 год преобладал…2. Государственный долг является следствием:3. Дефицит бюджета муниципального образования может покрываться за счет…4. Критерий, в соответствии с которым государственный долг Российской федерации подразделяется на внутренний и внешний:5. Обязательства, включаемы в состав внутреннего долга субъекта РФ: 6. Отличие конверсии займа от консолидации состоит в том, что: 7. Расширение масштабов государственных внутренних заимствований влияет на инвестиционную деятельность предприятий: 8. Расширение масштабов государственных внутренних заимствований влияет на инвестиционную деятельность предприятий…9. Средства, полученные правительством в результате государственного кредита, предназначаются для…10. Статьи доходов кредитной организации, имеющей генеральную лицензию на проведение банковских и приравненных к ним операций:11. Текущий государственный долг – это … 12. Формы гос кредита в РФ согласно действующему законодательству – государственные:Финансы и глобализация экономики. Особенности функц-я фин систем в экон-ки развитых странах. 1. Важнейшие международные финансовые организации… 2. Доходную часть бюджета Европейского союза (ЕС) формируют поступления:3. Финансовые ресурсы, перераспределяемые между разными странами используются на: Внебюджетные фонды.1. Верны утверждения: 2. В компетенцию Пенсионного фонда РФ не входит: 3. Доходы внебюджетных фондов: 4. Пенсионный фонд – это внебюджетный фонд … 5. Пенсионный фонд РФ относится к сфере финансов … 6. Статьи доходов негосударственного пенсионного фонда:7. Черты, характерные для внебюджетных фондов:Роль финансов в развитии международного сотрудничества.1. Важнейшая Европейская межгосударственная кредитная организация – это…2. Виды денежных отношений, включаемые в международные финансы: 3. Международными финансовыми фондами, предназначенными для софинансирования и реализации конкретных проектов в области защиты окружающей среды и развития транспорта (трансевропейских линий) в отстающих государствах являются: 4. Международным является лизинг, в котором… 5. На величину взноса стран-членов ООН в доходную часть бюджета ООН влияет: 6. Основной европейский торговый партнер России — … 7. Прямыми иностранными инвестициями считаются такие, когда инвестор…8. СДР – это… 9. Формы либерализации режима допуска в страну иностранного капитала: Воздействие финансов на экон-ку и соц. сферу.1. Важнейшее соц. последствие развития предприн-ва без образования юридического лица заключается в … 2. Верны утверждения: 3. Верны утверждения: 4. Верны утверждения:5. Верны утверждения: 6. Грант – это… 7. Денежные поступления, используемые на формирование фин ресурсов муниц-го мед. учреждения:8. Источники финансовых ресурсов здравоохранения:9. Предусм. предварительную оценку нуждаемости. Финансируются непосредственно за счет бюдж. средств: 10. Предусматривают предварительную оценку нуждаемости, фин-ся непоср. за счет бюджетных средств: 11. Размер выплаты зависит от среднемесячной з/п лица, получающего данную выплату; выплата направлена на компенсацию (в том числе частичную) временно или постоянно утерянного заработка, финансируется за счет страховых взносов (единого социального налога):12. Размер выплаты зависит от среднемес. з/п лица, получ. данную выплату, выплата напр. на компенсацию (в т.ч. частичную) временно или пост. Утер-го заработка, фин-ся за счет страх-х взносов (единого соц налога):13. Размер пособия по безработице в соответствии с российским законодательством зависит от:14. Размер пособия по врем. нетрудосп-ти зависит от: 15. Фин помощь, выделяемая бюджетам субъектов Фед. из федерального бюджета может осуществляться в виде: 16. Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в форме:17. Финансовые методы смягчения дифференциации доходов разных социальных групп:18. Фин. метод воздействия на социальную сферу …

Источник: https://xstud.ru/48769/finansy/vidy_finansovogo_kontrolya_osuschestvlyaemogo_sootvetstvuyuschimi_organami