Контролируемые иностранные компании

Иностранная структура без образования юридического лица

В соответствии с налоговым кодексом РФ иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

В определении содержится перечисление примеров подобных структур, в частности, фонд, партнерство, траст. При этом, законодатель оставил перечень таких структур открытым, указав, что положения закона применяются также и в отношении иных форм осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления. Следовательно, можно выделить два ключевых признаков таких структур:

  • это структура, в соответствии со своим личным законом, не является юридическим лицом;

  • это структура, в соответствии со своим личным законом, ведёт деятельность, направленную на извлечение дохода в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц).

Из данного в законе определения следует, что иностранной структуре необходимо удовлетворять одновременно двум вышеперечисленным критериям. Таким образом, если иностранный фонд является, в соответствии со своим личным законом, юридическим лицом, он не попадает под указанное в законе определение структуры без образования юридического лица.

Вероятно, под фондами законодатель имел ввиду, прежде всего, инвестиционные фонды, которые согласно законодательству некоторых государств (Каймановы острова, Британские Виргинские острова) могут принимать форму не только компании с ответственностью, ограниченной акциями, но и форму партнёрства и даже траста.

Пример: Траст на Кипре — иностранная структура без образования юридического лица.

Кто признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признаются:

а) учредитель (основатель) такой структуры. При этом контролирующим лицом признаются следующие лица:

  1. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

  2. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов;

б) иное лицо, не являющееся учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

  • такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

  • такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

Учредитель (основатель) структуры не признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если в отношении этого учредителя одновременно соблюдаются все следующие условия:

  • такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

  • такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

  • такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности). Данное условие признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

  • такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль.

Что понимается под осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица

Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание (возможность оказывать) определяющего влияния на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

Уведомление в ИФНС

Организации и физические лица — налоговые резиденты РФ должны сообщать в налоговую инспекцию:

  • об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица;

  • о контроле над иностранной структуре без образования юридического лица или фактическом праве на доход, получаемый ею.

Уведомить налоговую инспекцию нужно не позднее 1 месяца с даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица (возникновения контроля над ней или фактического права на доход).

Участие в иностранной структуре без образования юридического лица может повлечь необходимость направлять в ИФНС и второе уведомление — о контролируемой иностранной компании (КИК).

Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

  • являются контролирующими лицами КИК;

  • обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

При этом предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.:

  • за непредставление уведомления;

  • представление с опозданием;

  • указание неверных сведений в уведомлении.

Если иностранные структуры без образования юридического лица имеют недвижимое имущество

Иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации.

Сведения раскрываются по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода.

В случае невыполнения иностранной структурой без образования юридического лица вышеуказанной обязанности, вводится ответственность в форме штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество в отношении объекта недвижимости, принадлежащего структуре.

При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участника организации, сведения о котором не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия – пропорционально количеству участников.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/inostrannaya_struktura_bez_obrazovaniya_yuridicheskogo_litsa.html

  • Статья 88 НК РФ Камеральная налоговая проверка В случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком — контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 НК РФ, или иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев (в течение шести месяцев для иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ) со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах. Открыть статью
  • Статья 214.1 НК РФ Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами 13.1. При реализации ценных бумаг, приобретенных непосредственно у контролируемой иностранной компании, если доходы такой контролируемой иностранной компании от реализации указанных ценных бумаг и расходы в виде цены приобретения ценных бумаг исключаются из прибыли (убытка) такой иностранной компании на основании пункта 10 статьи 309.1 НК РФ, налогоплательщиком, признаваемым контролирующим лицом такой контролируемой иностранной компании в соответствии с положениями главы 3.4 НК РФ или являющимся российским взаимозависимым лицом такого контролирующего лица, сумма фактически произведенных расходов в виде стоимости указанных ценных бумаг определяется исходя из меньшей из следующих стоимостей: Открыть статью
  • Статья 309.1 НК РФ Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний 10. Доходы, полученные контролируемой иностранной компанией от реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) в пользу физического или юридического лица, признаваемого контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 3.4 НК РФ, либо его российского взаимозависимого лица, а также расходы контролируемой иностранной компании в виде цены приобретения ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) исключаются из прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании при условии, что цена реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав (в том числе долей, паев) определена исходя из их документально подтвержденной стоимости по данным учета контролируемой иностранной … Открыть статью

Источник: http://kodeks.systecs.ru/nk_rf/nk_glava3_4/

В российской налоговой практике уже не первый год используется термин «КИК» – контролируемые иностранные компании. Большинству предпринимателей он ничего особого не говорит. И на практике нередко возникают сложности, когда в попытке оптимизировать налоговые платежи путем вывода бизнеса в зарубежные юрисдикции, владелец бизнеса узнает о нарушении им требований законодательства о таких компаниях.

Контролируемые иностранные компании: что это?

Согласно закона № 376-ФЗ от 24.11.2014 (ред. от 12.11.2018), который внес ряд поправок в Налоговый кодекс РФ и получившего неофициальное название «закон о контролируемых иностранных компаниях», под этим термином в ст. 25.13 НК РФ понимаются юридические лица, а также иные субъекты предпринимательской деятельности, не образующие юрлица, и отвечающие одновременно двум признакам:

  • иностранный субъект предпринимательства — нерезидент РФ;

  • контролирующее лицо этого субъекта – российский налоговый резидент.

Таким образом, КИК – это любая иностранная компания, которая находится под контролем налогоплательщика, зарегистрированного на территории России.

Контролирующим признается лицо (физическое, юридическое), которое:

  • владеет более чем четвертью уставного капитала;

  • имеет более десяти процентов уставного капитала в организации, где доля российских собственников — более половины капитала.

Физлицо может осуществлять официально контроль за деятельностью компании в своих интересах, или интересах своего супруга, детей младше 18-ти лет.

Признание в отношении резидента статуса лица, контролирующего иностранную компанию, влечет за собой ряд обязанностей.

Обязанности контролирующего лица

Лицо, отвечающее указанным выше признакам, обязано:

  • Направить уведомление в налоговый орган по месту регистрации об участии в иностранном юридическом лице, либо об учреждении иного иностранного субъекта без образования юридического лица. Срок направления такого уведомления – 1 месяц с момента возникновения доли;

  • Ежегодно направлять уведомление, в котором указаны все контролируемые иностранные компании с указанием доли участия в них. Уведомление должно быть подано до 20 марта года, следующего за отчетным (форма утверждена Приказом ФНС от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679);

  • При прекращении участия в КИК следует также уведомить налоговую службу России об этом факте. Уведомление направляется в месячный срок с момента прекращения.

При несоблюдении данных требований налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности, предусмотренной соответствующими положениями НК РФ.

ИФНС вправе направить контролирующему лицу требование о предоставлении уведомления, а также даче объяснений по несвоевременному исполнению данной обязанности. У налогоплательщика есть возможность по данному требованию предоставить документальные доказательства, что он не является контролирующим лицом. Если в результате рассмотрения данных доказательств налоговые службы не признают их достаточными, то налогоплательщик получает уведомление о признании его контролирующим лицом, с приложением списка компаний, в отношении которого он таковым признан. В такой ситуации у налогоплательщика есть три месяца на оспаривание данного решения. В противном случае он признается контролирующим лицом с возложением всех предусмотренных для него обязанностей.

Читайте также: Что такое КИО организации

Налоги контролируемых иностранных компаний

Ранее было уже упомянуто, что поправки в НК РФ о контролируемых иностранных компаниях, призваны пресечь варианты ухода от обязанности платить налоги, поэтому вопрос о налогах с таких компаний достаточно актуален.

Закон № 376-ФЗ предусматривает два варианта расчета налогов с прибыли контролируемой иностранной компании. Во-первых, налоговой базой может признаваться прибыль до удержания налогов, которая определена по национальным стандартам страны регистрации такой компании. Важно, чтобы данное государство имело с РФ соглашение в сфере налогообложения. Также контролирующее лицо должно предоставить свидетельство достоверности представленных данных, например, заключение независимого аудитора.

Во-вторых, расчет может производиться по российским правилам налогообложения. Если выбран данный вариант, то он должен использоваться на протяжении не менее пяти налоговых периодов (ст. 309.1 НК РФ).

Выбор варианта исчисления налогов всегда за налогоплательщиком, но он должен учитывать все существующие ограничения в этой сфере. Сама же прибыль учитывается в объеме прибыли резидента при расчете соответствующего налога, например, в отношении граждан – это налог на доходы физических лиц.

Контролируемые иностранные компании в 2019 году не ожидают серьезных изменений в отношении к ним со стороны российских налоговых органов. Но тенденция последнего времени показывает, что налоговики все активней будут работать над выявлением таких компаний и признания налогоплательщиков контролирующими лицами. На это направлена и ст. 105.2 НК РФ, предусматривающая возможность учета российских резидентов в иностранных компаниях как в виде прямого, так и косвенного участия, что дает возможность усилить фискальный контроль.

Читайте также: Налогообложение контролируемых иностранных компаний

Источник: https://spmag.ru/articles/kontroliruemye-inostrannye-kompanii-2019

Контролируемые иностранные компании: кто, за что и как платит?

24.01.2017 # Налоги Нефтегазовая отрасль Информационные технологии Светлана Дорн

Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.

С 2015 года часть первая Налогового Кодекса РФ дополнена главой 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица», состоящая из четырех статей.

В настоящей статье разберемся, какие иностранные компании признаются контролируемыми, каким образом осуществляется налогообложение, в чем состоят налоговые риски.

Какая иностранная компания признается контролируемой (КИК)

Согласно п. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной организацией (далее – «КИК») признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно двум условиям:

  • Контролирующим лицом является налоговый резидент РФ.
  • Сама иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ.

Контролирующим лицом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Контроль определяется по доле участия: если большая часть всех участников является налоговыми резидентами РФ, то для признания налогоплательщика контролирующим лицом достаточно 10%, иначе критерий повышается и составляет 25% (п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (п. 9 ст. 25.13 НК РФ).

Кто должен платить налоги с прибыли КИК и декларировать ее

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом пропорционально доле его участия при определении налоговой базы (п. 2 ст. 25.15 НК РФ):

  • по НДФЛ (если контролирующим лицом является физическое лицо);
  • по налогу на прибыль (если контролирующим лицом является организация).

Следует подчеркнуть, что даже если контролирующее лицо – организация, или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, применяет УСН, то в отношении прибыли КИК применение УСН не допускается (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

Соответственно, декларирует прибыль КИК также контролирующее лицо. При этом к декларации (по НДФЛ или налогу на прибыль) должны быть приложены следующие документы:

  1. Финансовая отчетность КИК (составленная за декларируемый период)
    В случае отсутствия финансовой отчетности предоставляются иные документы, подтверждающие величину прибыли КИК. Перечень таких документов в настоящее время не установлен и не разъяснен.
  2. Аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК – при необходимости
    Аудиторское заключение предоставляется вместе с финансовой отчетностью в случае проведения обязательного аудита (в соответствии с личным законом или учредительными документами). Также аудиторское заключение может быть предоставлено, если аудит проводился добровольно.

Все документы должны быть переведены на русский язык.

Когда можно не платить налог с прибыли КИК

Освобождение прибыли в пределах лимита

Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ предусмотрено освобождение прибыли КИК от налогообложения в пределах следующих лимитов (п. 2 ст. 3):

  • прибыль КИК, полученная за 2015 год — 50 миллионов рублей;
  • прибыль КИК, полученная за 2016 год — 30 миллионов рублей.

Начиная с 2017 года, прибыль КИК будет облагаться налогом при превышении 10 миллионов рублей (п. 7 ст. 25.15 НК РФ).

Если прибыль КИК освобождается от налогообложения, то у контролирующего лица отсутствует обязанность по предоставлению декларации. Вместе с тем, обязанность по представлению уведомления, предусмотренная пп. 3 п. 3.1 ст. 23 НК РФ, остается.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 31.03.2016 N 03-10-10/18312, 16.06.2016 № 03-04-05/35146, от 05.08.2016 № 03-04-06/46173, от 27.12.2016 № 03-12-12/2/78293.

Освобождение по иным основаниям

Иные основания для освобождения прибыли КИК от налогообложения предусмотрены ст. 25-13.1 НК РФ, в частности, следующие:

  • Эффективная налоговая ставка

Эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной компании составляет не менее 75% средневзвешенной ставки по налогу на прибыль (пп. 3 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ).

Важно заметить, что освобождение от налога на прибыль, подлежащего уплате в российский бюджет, применяется при наличии международного договора по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией (п. 7 ст. 25.13-1 НК РФ).

  • Иностранная компания является активной

Иностранная компания признается активной, если доля пассивных доходов, полученных за период составления финансовой отчетности, составляет не более 20% (пп. 4 п. 1, п. 3 НК РФ).

Перечень доходов от пассивной деятельности представлен в п. 4 ст. 309.1 НК РФ. Это такие доходы, как дивиденды, проценты, роялти, арендная плата и др.

Для реализации своего права на освобождение т налогообложения контролирующее лицо обязано предоставить в налоговый орган документы, подтверждающие соблюдение условий для освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ).

В Письме ФНС России от 04.04.2016 N ЕД-3-13/1427@ приведен возможный перечень таких документов:

  1. Налоговая отчетность КИК за соответствующий период;
  2. Расчет эффективной ставки и средневзвешенной ставки по налогу на прибыль;
  3. Сертификат налогового резидентства.

Документы предоставляются в срок, установленный для подачи уведомления о КИК — до 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

По нашему мнению, целесообразно представлять подтверждающие документы одновременно с уведомление о КИК, что будет являться основанием для не подачи декларации по налогу на прибыль (декларации по НДФЛ) в случае освобождения.

В Письме Минфина России от 05.08.2016 N 03-04-05/46055 подтверждается, что обязанности по представлению декларации не возникает, если прибыль КИК освобождается от налогообложения на основании ст. 25.13-1 НК РФ.

Способы расчета прибыли КИК

Статьей 309.1 НК РФ предусмотрены два способа расчета налогооблагаемой прибыли КИК.

Способ №1. Прибыль определяется по данным финансовой отчетности.

Этот способ допустим к применению при выполнении хотя бы одного из условий:

  • КИК имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым имеется международный договор по вопросам налогообложения (за исключением государств, не обеспечивающих обмена информацией)
  • Имеется аудиторское заключение (которое не содержит отрицательного мнения или отказа от выражения мнения)

Если условия не выполняются или по выбору налогоплательщика расчет производится вторым способом.

Способ №2. Прибыль определяется по правилам гл. 25 НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций

Приказом ФНС России от 30.09.2016 N ММВ-7-17/527@ утвержден перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. На момент написания настоящей статьи в перечне числится 109 государств и 9 территорий, в том числе Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Маршалловы острова, Сент-Китс и Невис, Белиз, Доминика, Лихтенштейн, ОАЭ и др.

Следовательно, если КИК имеет постоянное местонахождение в таких государствах (территориях), определение налогооблагаемой прибыли осуществляется по правилам 25 главы НК РФ, установленным для налогоплательщиков российских организаций. Однако, если контролирующее лицо располагает аудиторским заключением в отношении финансовой отчетности КИК, то допускается рассчитывать прибыль на основании данных финансовой отчетности. Важно заметить, что аудиторское заключение в данном случае должно быть составлено в соответствии с международными стандартами аудита (пп. 2 п. 1.2 ст. 309.1 НК РФ).

Какие особенности нужно учитывать при расчете прибыли КИК

Дивиденды

Прибыль КИК уменьшается на сумму дивидендов (в том числе промежуточных), выплаченных иностранной организацией в году, следующем за годом составления финансовой отчетности.

Пропорциональное определение прибыли

Прибыль КИК учитывается контролирующим лицом при определении налоговой базы пропорционально доле его участия (п. 3 ст. 25.13 НК РФ). Налоговая база определяется отдельно в отношении каждой контролируемой компании (п. 6 ст. 309.1 НК РФ).

Если доля участия в КИК отличается от доли прибыли, на которую контролирующее лицо имеет право, то при определении налоговой базы во внимание принимается доля в прибыли.

Увеличение уставного капитала

Если прибыль, полученная иностранной компанией, подлежит направлению на увеличение уставного капитала (и не будет распределяться между участниками), то величина данной прибыли не подлежит налогообложению (п. 8 ст. 25.15 НК РФ).

Не учитываемые доходы и расходы

При расчете прибыли КИК не учитываются некоторые доходы (расходы), в том числе (п. 3 ст. 309.1, абз. 3 п. 1 ст. 25.15 НК РФ):

  • в виде сумм от переоценки долей в уставном капитале, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости;
  • в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов;
  • дивиденды, полученные от российских организаций, если контролирующее лицо имеет фактическое право на них

Если расчет прибыли осуществляется на основании данных финансовой отчетности, прибыль, отраженная в отчетности, должна быть скорректирована путем исключения указанных статей доходов (расходов) из расчета.

Перенос убытка

Если КИК получен убыток, то он может быть перенесен на будущее без ограничений и учтен при определении налоговой базы. Вместе с тем, перенос убытка не допустим, если контролирующим лицом не было представлено уведомление о КИК за тот период, когда был получен убыток (п. 7, 7.1 ст. 309.1 НК РФ). Убыток, сформировавшийся до 01.01.2015, может быть перенесен с учетом ограничений, установленных п. 8 ст. 309.1 НК РФ.

Избежание двойного налогообложения

Налог может быть уменьшен на сумму налога, уплаченного в иностранном государстве (пропорционально доле участия). При этом необходимо представить подтверждение уплаты налога, заверенное компетентным органом иностранного государства.

Налог, уплаченный в иностранном государстве, следует пересчитать в рубли по курсу на дату его фактического перечисления (Письмо Минфина России от 26.10.2016 N 03-12-11/2/62523).

Если иностранная организация имеет постоянное представительство на территории Российской Федерации, то налог на прибыль КИК может быть уменьшен на величину налога на прибыль, уплаченного постоянным представительством (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).
Чем мы можем помочь?

Мы можем провети целый комплекс услуг при подготовке отчетности КИК с сопровождением в налоговых органах, в зависимости от ситуации мы можем подготовить следующие отчетные формы:

  • Уведомление об участии (о прекращении участия) в иностранной организации (разовое)
    Уведомление предоставляет участник иностранной организации, если доля его участия превышает 10% (пп. 1 п. 3.2 ст. 23 НК РФ).
  • Уведомление о контролируемой иностранной компании (ежегодное)
    Уведомление предоставляет контролирующее лицо. Контролирующим лицом признается физическое или юридическое лицо, которое (п. 3 ст. 25.13 НК РФ):
    • имеет долю участия более 25%;
    • имеет долю участия более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов более 50%
  • Декларация 3-НДФЛ
    Декларацию предоставляет физическое лицо, признаваемое контролирующим лицом иностранной компании.
  • Декларация по налогу на прибыль
    Декларацию предоставляет организация, признаваемая контролирующим лицом иностранной компании.

Источник: https://www.camer-ton.ru/publications/tax/controlled-foreign-company-who-for-wha-and-how-pays.html