Контроль затрат

Бюджетирование и контроль затрат

Под бюджетированиемв бухгалтерском управленческом учете по­нимается процесс планирования. Соответственно бюджет (или смета) — это план.

Структура бюджета — это бюджетный классификатор, позволя­ющий задать желаемую иерархию бюджетных статей доходной и рас­ходной частей бюджета и сгруппировать по этим статьям бюджетные элементы. Структура бюджета зависит от структуры и системы управ­ления организацией, специфики организации, принятой в организации учетной политики, пожеланий руководства по удобной для анализа степени детализации статей и т.д.

Для разработки структуры бюджета конкретной организации и основных бюджетных форм необходимо провести диагностику бизнес-системы организации по следующим направлениям.

Анализ особенностей реализации продукции организации. В рамках этого направления следует выяснить, какие виды деятельно­сти организации относятся к основной, а какие – к прочей реализации.

Анализ доходов от основной деятельности. Необходимо выяс­нить, каковы структура и формы планирования доходов от основной деятельности: внутренний рынок и экспорт, рубли и валюта, в целом по организации или по основным ассортиментным группам и т.д.

Оценка доходов от прочих видов деятельности. Требуется опре­делить структуру доходов от прочей реализации. К ним могут относить­ся доходы от реализации услуг вспомогательных цехов на сторону, доходы от реализации путевок в собственные детские оздоровитель­ные лагеря, дома отдыха и т.п., доходы от сдачи имущества в аренду, реализация отходов производства, доходы от коммерческой деятель­ности, не связанной с основной деятельностью, доходы от реализации основных фондов, материалов и т.д.

Определение внереализационных доходов. Это могут быть доходы от участия в деятельности других организаций, курсовые разницы, дохо­ды от операций с ценными бумагами и т.д.

Определение специфики производственного процесса органи­зации. На этом направлении выявляется необходимость раздельного планирования основного и вспомогательного производства; нормиру­емых запасов.

Анализ организационной структуры для разработки бюд­жетов структурных подразде-лений организации.

Определение структуры расходов организации и определе­ние наиболее значимых статей для более глубокой детализации в процессе бюджетирования. Необходимо определить состав и структуру условно-переменных, условно-постоянных расходов, налоговых платежей, инвестиций, расходов на социальную сферу, затрат из при­были и т.д.

Основными функциями системы бюджетирования являются: планирование деятельности организации, информирование, просчет различных вариантов бюджетов, мониторинг и анализ исполнения бюджетов.

Планирование деятельности организации. Эта функция сводит­ся к формированию основного бюджета организации, отражающего снабженческие, производственные, сбытовые, финансовые и инвести­ционные процессы ее деятельности в их взаимосвязи и взаимообуслов­ленности, на базе принятых учетных концепций. Хотя эту функцию системы можно реализовать на разных уровнях агрегирования инфор­мации, в любом случае она предназначена для координации различ­ных операций (действий) по достижению целей организации.

Благодаря реализации этой функции увязываются различные аспекты деятельности организации, согласуются объемы материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для осуществления пла­нируемой программы, координируются различные операции и осуще­ствляется контроль. При этом вертикальная и горизонтальная детали­зация бюджетов позволяет получить информацию по направлениям деятельности, центрам финансовой ответственности и другим аналити­ческим признакам, а также координировать действия структурных под­разделений организации.

Реализация функций планирования дает возможность также формировать в соответствии с информационными потребностями менеджеров любые количественные показатели достижения целей орга­низации (целевые показатели), оценивать степень достижения целей планируемой программой, проводить предварительный анализ деятель­ности и будущего финансового положения организации.

Завершающий этап осуществления данной функции — составле­ние предварительных отчетов, с тем чтобы убедиться в обеспечении планируемой производственной программой удовлетворительной структуры баланса и высокого финансового результата.

Информирование. Эта функция системы бюджетирования заключается в доведении (с помощью бюджетов) до каждого из менед­жеров сведений о роли управляемого им подразделения в планируемой программе и распределении ответственности за достижение целевых показателей.

Просчет различных вариантов бюджетов. Данная функция тесно связана с принятием управленческих решений и выбором лучшей производственной программы деятельности организации. Она позво­ляет ясно представить взаимосвязь принимаемых решений ицелевых показателей, оценить их совокупное влияние и вклад каждого реше­ния в конечный результат, выявить решения, нарушающие гармонию производственно-хозяйственной деятельности.

Мониторинг исполнения бюджетов. Эта функция состоит в выявлении отклонений фактических результатов деятельности от запланированных и оценке их влияния на целевые показатели (как правило, на финансовый результат). Поэтому полные системы бюджетирования — это информационные системы, включающие прогнозную, плановую и фактическую информацию о различных аспектах деятель­ности организации, представленную в сопоставимом виде. Механизм установления причин и величин отклонений зависит от способа аккуму­лирования этой информации и формирования информационных отчетов.

Анализ исполнения бюджетов. Выявленные отклонения важно изучить и соотнести с центрами финансовой ответственности (ЦФО). Анализ исполнения бюджета также может осуществляться на разных уровнях в зависимости от сроков и решаемых на каждом уровне раз­ных задач, что определяет степень сложности реализации. От уровня его проведения зависят полнота, глубина и способ осуществления таких функций управления, как оценка деятельности организации в целом и вклада каждого ЦФО, выявление факторов (причин), вызвавших отклонения, мотивация деятельности, оценка вклада каждого сотруд­ника в выполнение программы, регулирование деятельности. Таким образом, анализ исполнения бюджета способствует принятию обосно­ванных корректирующих (регулирующих) решений.

При определении сущности функций системы бюджетирования необходимо учитывать, что возможны различные способы реализации каждой из перечисленных функций. Выбор той или иной технологии зависит от перечня управленческих функций, которые руководство надеется реализовать с использованием системы бюджетирования.

Планирование — особый тип процесса принятия решений, который касается не одного события, а деятельности всего предприятия. Про­цесс планирования неразрывно связан с процессом контроля. Без кон­троля планирование становится бессмысленным. Планирование наряду с контролем является одной из функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполне­ны в будущем. Любое предприятие, достигшее среднего размера и, как следствие, имеющее такую организационную структуру, при которой службы предприятия обладают определенным уровнем самостоятель­ности, нуждается в планировании и контроле.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансо­вой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необхо­димая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета.

Различают текущее (краткосрочное)планирование (разработка смет, бюджетов) — сроком до года — и перспективное (сроком более года). Обычно перспективные планы разрабатываются на 3—5 лет, а в элект­роэнергетике и добывающих отраслях промышленности — и на более длительный период (20 лет).

Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами уп­равления предприятием. При этом подуправлениемпонимается про­цесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его це­лей в соответствии с намеченными планами.

Смета (или бюджет)представляет собой финансовый документ, со­зданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет является количественным выражением планов деятельнос­ти и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления стано­вится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития. Использование бюджета создает для орга­низации следующие преимущества.

1. Планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает кон­тролировать производ-ственную ситуацию. Без наличия плана управляю­щему, как правило, остается только реагировать на обстановку, вместо того чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.

2. Бюджет, будучи составной частью управленческого контроля, со­здает объективную основу оценки результатов деятельности организа­ции в целом и ее подразделений. В отсутствие бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к оши­бочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов могут вклю­чать результаты низкопроизводи-тельной работы. Улучшение этих по­казателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей пре­дыдущих периодов не учитываются появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом.

3. Бюджет как средство координации работы различных подразде­лений организации побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.

4. Бюджет — основа для оценки выполнения плана центрами ответ­ственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджет­ным циклом, который состоит из следующих этапов:

• планирование с участием руководителей всех центров ответствен­ности, деятельности организации в целом, а также ее структурных под­разделений;

• определение показателей, которые будут использоваться при оцен­ке этой деятельности;

• обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

• корректировка планов с учетом предложенных поправок.

Источник: https://3ys.ru/informatsiya-dlya-prinyatiya-reshenij/byudzhetirovanie-i-kontrol-zatrat.html

> Бюджетирование и контроль затрат

Функции бюджетирования, планирование операций

Функции бюджетирования состоят в следующем:

  • 1. Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
  • 2. Координирование деятельности подразделений в процессе разработки бюджета планы по отдельным отделам должны составляться таким образом, чтобы все они работали бы согласованно, стремясь достичь целей организации в целом. Например, планы производственных подразделений должны строиться на основе планов отдела маркетинга.

Планы включают конкретные пункты:

  • — сколько товаров и услуг необходимо произвести;
  • — какие методы, каких людей и какое оборудование использовать;
  • — сколько сырья и материалов необходимо закупить;
  • — какие продажные цены установить;
  • — какой политики и каких ограничений следует придерживаться в будущем и т.д.
  • 3. Стимулирование. Процесс составления бюджета является также мощным средством для стимулирования руководителей к достижению целей их центров ответственности и, следовательно, целей всей организации.
  • 4. Контроль. Отклонения фактических результатов от бюджетных, которые определяются ежемесячно, служат для контроля за деятельностью центров ответственности и их руководителей. В некоторых организациях премии менеджеров рассчитываются как определенный процент от положительного отклонения по его центру ответственности (например, от суммы сэкономленных материалов, фонда оплаты труда).

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятия или организации строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы предприятия служит началом другого, и связать их без методики планирования практически невозможно. Поэтому планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это необходимое условие для своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования для изготовления конечной продукции или услуги, а также создания запасов.

В современных условиях необходимой предпосылкой для обеспечения высоких темпов развития экономики становится управление, а главным элементом управления является процесс выработки и принятия решений.

Принятие решений при этом, должно базироваться на анализе ситуаций, выявлении противоречий в развитии экономики и формулировании на этой основе проблем и целей их развития. При решении вопроса о выборе направлений развития сферы сервиса первоначально субъект планирования сталкивается с неопределенным множеством решений. Разработка прогноза уменьшает неопределенность и позволяет сформулировать ограниченное множество решений. То есть, важнейшим условием повышения эффективности управления в сфере сервиса является увеличение горизонта и оптимизация принимаемых решений с учетом их ближайших и долговременных последствий. Тесная органическая связь прогнозирования, планирования и принятия решений обеспечивает оптимальность принимаемой стратегии развития сферы сервиса, значительно ускоряет темпы развития.

Элементы управления взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый процесс, единую систему управления. Первичным элементом является планирование, определяющее цели развития сферы сервиса. Под установленные цели формируются организационные структуры и процедуры, в рамках определенных структур и процедур в интересах достижения целей осуществляется регулирование развития сферы сервиса. По мере развития производственных сил, ускорения темпов научно-технического прогресса роль управления возрастает, усложняется и совершенствуется система управления. Особое значение приобретает планирование производства, в первую очередь перспективное планирование и прогнозирование. Планирование как элемент управления является информационным процессом. Особенность этого процесса — наличие временного сдвига информации выхода по отношению к информации входа.

Основной целью планирования является достижение желаемого результата финансово-хозяйственной деятельности путем тщательного анализа и прогнозирования, основанного на внутренней и внешней информации. В зависимости от назначения результатом может быть устойчивое экономическое развитие отрасли в целом, обеспечений темпов роста и структуры отрасли, привлечение инвестиций, производство новых видов услуг, финансовое оздоровление организации, составление бизнес-плана ее реконструкции и развития и т.д. Цель составления планов должна быть четко определена, результаты, получаемые при достижении цели должны быть измеримыми, а заданные ограничения и требования должны быть реальны для их выполнения. То есть, цели должны находиться в «области допустимых решений» проекта.

Процесс планирования представляет собой разработку и корректировку совокупных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включающую предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую перспективу и отдаленный период. В технологическом отношении финансовое планирование, как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных действий.

Процесс планирования проходит в несколько взаимосвязанных этапов:

  • 1) определение целей планирования;
  • 2) анализ проблем;
  • 3) поиск альтернатив;
  • 4) определение способов достижения целей и потребностей в ресурсах;
  • 5) оценка;
  • 6) оформление плана.

Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и зависят друг от друга. В совокупности они составляют определенную систему планирования.

Структуру планов предприятия классифицируют следующим образом:

  • — по степени определенности условий планирования: детерминированные и стохастические;
  • — по времени планирования: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
  • — по типу целей: стратегические, текущие, оперативные, календарные;
  • — по временной ориентации: инактивные, реактивные, упреждающие, интерактивные;
  • — по уровню управления: общецеховые, цеховые, производственные.

Организация планово-экономической работы предприятия зависит от его размера и типа. На практике обычно применяются три системы организации работ по составлению планов:

  • 1) линейная система планирования (планирование «снизу вверх»);
  • 2) иерархическая система планирования (планирование «сверху вниз»);
  • 3) система встречного планирования (круговое планирование).

В практике финансовое планирование как важнейшая функция управления выступает в форме деятельности людей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере бизнеса. Сам процесс финансового планирования состоит из поиска, анализа, синтеза, сравнения и выбора информации. В процессе планирования предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта. При этом, должны учитываться позиции предприятия на рынке, кредитная ситуация и прочие внешние условия. Планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия являются важнейшими неразрывными и взаимосвязанными процессами, непрерывно протекающими в рамках функционирования хозяйствующего субъекта.

При финансовом планировании входными являются в основном потоки информации о прошлом (ретроспективная информация), выходными — потоки информации о будущем (перспективная информация).

В общем виде процесс финансового планирования и прогнозирования представляет собой разработку и корректировку совокупных планов, включающую предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности объекта на ближайшую перспективу и отдаленный период.

Основными принципами планирования в настоящее время являются следующие:

  • — оптимальность плановых решений в соответствии с избранными критериями;
  • — сбалансированность и пропорциональность показателей в ресурсном, отраслевом, территориальном, общеотраслевом, межотраслевом, внутриотраслевом, внешнеэкономическом разрезах;
  • — выделение приоритетов, ведущих звеньев; непрерывность, то есть сочетание перспективных и текущих планов, преемственность, корректировка показателей при изменении условий;
  • — обоснование резервных вариантов планов, предназначенных для выполнения при самых неблагоприятных обстоятельствах.

Система финансового планирования приносит наибольшую отдачу и выгоду предприятию сервиса, если она отвечает следующим требованиям:

  • — строгая обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;
  • — точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;
  • — наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана;
  • — восприимчивость к изменениям внутренней и внешней среды и способность вовремя перестроить работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями (гибкость).

Методы планирования основываются на решениях об утверждении планов. Планы являются результатами управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив. Принятие управленческого решения осуществляется по ряду критериев, использование которых позволяет оценить альтернативы с точки зрения достижения целей. То есть, методы планирования — это методы подготовки плановых альтернатив, или, по меньшей мере, одного варианта плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение. Методы подготовки одного или нескольких вариантов планов различают по используемым методам составления этих планов, методам и срокам возможной реализации планов, объектам планирования.

К основным методам финансового планирования относят следующие:

  • 1) нормативный метод;
  • 2) расчетно-аналитический метод;
  • 3) балансовый метод;
  • 4) метод математического моделирования;
  • 5) метод оптимизации;
  • 6) метод прямого счета.

Основные этапы процесса финансового планирования:

  • 1) анализ финансового положения компании;
  • 2) составление прогнозных смет и бюджетов;
  • 3) определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;
  • 4) прогнозирование структуры источников финансирования;
  • 5) разработка действенной системы контроля и управления;
  • 6) разработка процедуры корректировки составленных планов.

Стратегическое финансовое планирование представляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей предприятия. Современное стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу предприятия принимать основополагающие решения. Главная задача стратегического планирования состоит в обеспечении гибкости и нововведений в деятельности предприятия, необходимых для достижения целей в изменяющейся среде. Стратегическое планирование — один из инструментов воспроизведения предприятием предпринимательского поведения В рамках стратегического финансового планирования решаются четыре основные задачи:

  • 1) распределение экономических ресурсов;
  • 2) адаптация предприятия сферы сервиса к изменяющейся внешней среде;
  • 3) внутренняя координация деятельности предприятия;
  • 4) формирование стратегической организационной культуры.

Текущее финансовое планирование осуществляется на предприятиях с целью принятия управленческих решений в рамках осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ближайшем будущем. Текущее финансовое планирование обычно осуществляется на предстоящий финансовый год. В ходе данной деятельности вырабатываются предложения по отдельным альтернативам хозяйственной деятельности, составляются бюджеты по видам деятельности, плановые балансы и отчеты по финансовым результатам, определяется перечень и количество позиций номенклатуры услуг, величина расходов ресурсов по видам деятельности.

Показатели, содержащиеся в текущих планах являются более точными и развернутыми по числу описываемых параметров, чем показатели стратегических планов. То есть, текущие планы предприятия сервиса обычно содержат более детальную разбивку и корректировку основных стратегических показателей на ближайшую перспективу.

Оперативное (оперативно-календарное) планирование на предприятиях осуществляется с целью определения последовательности принятия управленческих решений в рамках регулирования деятельности предприятия в кратчайшие промежутки времени (до месяца). В рамках оперативного планирования определяются календари необходимых платежей, налоговые календари, подетальные перечни предоставляемых услуг, нормы расходования экономических ресурсов, краткосрочные программы предоставления услуг и т.д. Оно является развернутым продолжением текущего планирования и включает:

  • — детализацию текущих планов предприятия сферы сервиса и доведение заданий до каждого структурного подразделения предприятия и его работника. При этом планы и графики составляются на месяц, декаду, неделю, сутки, смену;
  • — планирование организации обеспечения рабочих мест материалами, инструментами, необходимыми для оказания услуг или выполнения работ;
  • — обеспечение сплошного контроля за ходом процесса оказания услуг, организацию контроля за их качеством, оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.

Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием.

Процесс планирования базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе принятия оптимальных управленческих решений. Информационное обеспечение процесса планирования включает сбор, систематизацию и анализ исходных данных, служащих основой для выработки его главных положений. Состав и содержание исходной информации, источники ее получения определяются заданием на разработку плана.

Финансовое планирование основывается на информации, которая может быть получена с использованием первичных и вторичных данных, или первичной и вторичной информации. Первичные данные получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, измерений, опросов, экспериментальных исследований. Вторичные данные, применяемые при проведении исследований, включают данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования. Вторичная информация из внешней среды обширна, и, как правило, рассеяна во множестве источников, которые полностью невозможно перечислить. Многие международные и российские организации регулярно публикуют экономические данные, полезные при анализе и прогнозировании.

Разработка плановых документов осуществляется на основе системы технико-экономических показателей, норм и нормативов. Показатель — это качественно определенная переменная величина, которой может соответствовать множество количественных значений. Он состоит из одного или нескольких признаков, отражающих сущность и качественную сторону явлений или процессов одного основания, то есть количественной характеристики: размера, относительной или абсолютной величины. Основания применяются для расчета необходимых величин, а признаки — для поиска нужных единиц выборки и т.п.

Используемые в планировании показатели должны обладать:

  • — достоверностью;
  • — свойствами меры;
  • — достаточностью;
  • — однозначностью;
  • — сопоставимостью;
  • — гибкостью, адаптивностью;
  • — оперативностью;
  • — информативностью;
  • — экономичностью.

Важное значение в планировании имеют технико-экономические нормы и нормативы. Норма — это мера затрат ресурса в абсолютном измерении на производство единицы продукции (услуги) при заданных нормальных средних условиях. Норматив — это относительный показатель степени использования ресурсов при современной технике, прогрессивной организации труда и высокой квалификации кадров.

В практике финансового планирования применяются следующие основные группы норм и нормативов:

  • 1) удельные нормы материальных затрат;
  • 2) нормативы использования машин и оборудования;
  • 3) организационные нормы и нормативы;
  • 4) нормы качества продукции (услуги);
  • 5) нормы труда;
  • 6) нормы окупаемости затрат и прибыльности работы предприятия.

Применяемые нормы и нормативы должны быть обоснованы технически и экономически. Техническая обоснованность норм состоит в учете влияния различных факторов на продолжительность выполнения работ при среднем уровне умения работника и интенсивности труда. Экономическая обоснованность состоит в обеспечении равной и оптимальной напряженности норм.

Источник: https://vuzlit.ru/73334/byudzhetirovanie_kontrol_zatrat

3.3. Корректировка показателей деятельности фирмы в условиях финансовой нестабильности

Анализ финансовой деятельности даже в условиях развитой рыночной экономики обязательно производится с учетом поправок на инфляцию. В условиях же переходной экономики без этого не обойтись вовсе, так как «финансовые отчеты предприятий о результатах хозяйственной деятельности, финансовом состоянии и использовании прибыли могут оказаться источником необъективной информации».

Инфляцию определяют как процесс, характеризующийся общим повышением уровня цен, чаще проявляющийся вследствие чрезмерного выпуска денежной массы.

В относительно стабильной рыночной экономике может наблюдаться колебания цен в ту или иную сторону на некоторые группы товаров, что не обязательно должно расцениваться как проявление инфляции. О существовании последней речь может идти лишь в том случае, если «происходит устойчивое и массовое повышение цен на товары, т.е. снижается покупательская способность денежной единицы».

«Инфляция обесценивает все доходы и поступления предприятия», при этом существенное негативное влияние на размеры дохода оказывают также неплатежи; высокая же инфляция «затрудняет процесс не только расширенного, но и простого воспроизводства капитала предприятия». «Объективно оценить финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия без коррекции на инфляцию данных отчетности невозможно».

Помимо обычной инфляции в экономической сфере существует такое понятие, как гиперинфляция, которое может определяться по различным критериям, но в большинстве случаев говорят о ее существовании, если годовой рост цен составляет 100%. Гиперинфляция характерна для стран с неразвитой производственной сферой, с переходной экономикой, и присуща современной российской ситуации.

Для этих условий разработаны специальные международные стандарты составления отчетности – «Финансовая отчетность в гиперинфляционной среде» (стандарт № 29), позволяющий осуществлять экономическую деятельность и ее контролировать. Основными моментами при проведении расчетов могут считаться: ориентация на установление цен в так называемой твердой валюте – с относительно стабильным курсом, и пересчет всех финансовых операций осуществляется с соответствующей индексацией.

Понимая под индексом цен показатель, характеризующий их изменение, в этих условиях может быть более эффективным использование «агрегатного» индекса цен, выраженного через товарообороты:

Iц = е Ц1 · V1 / е Ц0 · V1 ; где (21)

Ц0 – фактическая цена товара в базисном периоде;

Ц1 – цена в отчетном периоде (или прогнозируемая);

V1 – объем реализованной продукции в натуральном

выражении.

Данная формула позволяет проанализировать влияние цен на изменение товарооборота. Определенным недостатком этого способа расчета может считаться тот факт, что товарооборот, указанный в числителе, выражается в ценах отчетного (или прогнозируемого) периода, а в знаменателе – в ценах базисного. И вместе с тем, таким образом становится возможным вычислять величину инфляционного влияния как положительную разность между числителем и знаменателем. Сопоставимый же товарооборот (Тс) может определяться делением фактического товарооборота (Тф) за отчетный период на индекс цен:

Тс = Тф / Iц . (22)

Инфляция по-разному влияет на так называемые монетарные и немонетарные активы предприятия, причем первые могут обесцениваться. Поэтому сторонниками концепции финансовой природы капитала предложена методика расчетов баланса с использованием динамики общего индекса цен. Общую оценку активов в сопоставимых ценах предлагается рассчитывать следующим образом:

Цобщ = е Ц i · Iцт / Iц i ; где (23)

i=1

Цобщ – оценка всех объектов в денежных единицах одинаковой покупательской способности;

Ц i – цена объекта, приобретенного в i-том году;

Iцт – индекс цен текущего года;

Iц i – общий индекс цен i-того года.

Содержание данной методики состоит в количественном выражении общего прироста авансированного капитала, складывающегося под влиянием инфляции, в общем индексе цен.

Планирование в условиях инфляции — задача сложная, и в современной экономической литературе можно отыскать множество методик проведения финансовых расчетов в зависимости от специфики деятельности конкретного предприятия. Однако в качестве основополагающих принципов, применимых для каждого предпринимателя, может быть рекомендовано руководствоваться следующими:

— отдавать предпочтение краткосрочным проектам;

— применять так называемый модифицированный коэффициент дисконтирования, в котором должна содержаться поправка на прогнозируемый уровень инфляции.

Метод дисконтирования денежных поступлений используется для расчетов рентабельности инвестиционных вложений, где учитывается фактор времени, принимается в расчет изменение стоимости денег во времени. Говоря о дисконтировании денежных потоков, имеют в виду «метод оценки программ капиталовложений», который предусматривает оплату основных средств в начале программы и «позволяет определить, будут ли данные программы давать удовлетворительный доход».

Коэффициент дисконтирования используется в процедуре расчета сложных процентов и позволяет определить стоимость инвестиций через некоторое количество лет:

S = P ( 1 + r ) ; где (24)

P — начальная сумма инвестиции;

S — стоимость инвестиций через n лет;

r — ставка процента, указанная в виде десятичной дроби.

Снизить воздействие инфляции на результаты финансовой деятельности позволит также контроль над уровнем рентабельности, закладываемой в расчетную цену продукции. Ее величина (р) рассчитывается как результат деления получаемой прибыли (П) на произведенные затраты (З), и для выражения ее в процентах следует результат умножить на 100%:

р = П х 100% / З (25)

При вычислении рентабельности в условиях изменения экономических факторов (цены, удельных затрат, объема реализации) может анализироваться «чувствительность» планов, что также необходимо и актуально для переходной экономики.

Анализ чувствительности обычно применяется, если с помощью расчетов, проводимых другими элементарными или интегральными методами, получается результат, свидетельствующий о неэффективности плана, и требуется отыскать некоторое оптимальное решение, изменяя показатели экономической деятельности в допустимых пределах. Осуществление же этого анализа возможно на базе данных финансовой отчетности и с использованием компьютерной техники, специально разработанных программ.

В результате проведенного здесь анализа предложено использовать формы и методы финансового планирования, повышающие устойчивость деятельности предприятий в условиях высокой инфляции и общей экономической нестабильности. Предлагаемые методы и расчетные показатели классифицированы в соответствии с тремя основными документами финансового плана: баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. Даны рекомендации по корректировке финансовой деятельности в условиях гиперинфляции и практические советы ориентироваться на вложение в новое дело собственных средств.

В качестве примера предлагаем структуру бизнес-плана ООО «Технология» — частного предприятия, специализирующегося на выращивании монокристаллического кремния для нужд электронной промышленности и солнечной энергии.

Раздел 1. Цели и задачи предпринимательской сделки

Раздел 2. Обобщенное резюме. Основные параметры и показатели

2.1. Цель проекта

2.2. Анализ рынка

2.3. Предлагаемый продукт

2.4. Маркетинг и сбыт

2.5. Финансовые данные

Раздел 3. Характеристика товаров и услуг, предоставляемых потребителю

З.1. Описание продукта

3.2. Цена реализации продукта

3.3. Рынки сбыта

3.4. Стратегия продвижения товара на рынок и реклама.

Раздел 4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж

4.1. Описание и обзор отрасли

4.2. Рынки сбыта. Их размер

4.3. Результаты тестирования рынка

4.4. Сроки поставок

4.5. Конкурентоспособность

4.6. Слабости позиции и трудности выхода на рынок

Раздел 5. План действий и организационные меры

5.1. Производственные мощности. Поставщики сырья

5.2. Место производства. Схема производственных потоков

5.3. Контроль качества и упаковка

5.4. Утилизация отходов

5.5. Новый персонал для производства пластин

5.6. Потребность в сырье и материалах на производство одной пластины

5.7. Сведения об основных фондах

5.8. Организационно-правовая форма

5.9. Структура органов управления и кадровая политика

5.10. Характер бизнеса, Расположение предприятия

5.11. Персонал

Раздел 6. Ресурсное обеспечение сделки

6.1. Расчет потребности в оборотных средствах

6.2. Привлечение средств в виде ссуды

6.3. Учет фактора времени. Начисление сложных процентов

6.4. Расчет себестоимости производства единицы продукции

6.5. Прогноз объемов реализации и производства продукции

6.6. План доходов и расходов

6.7. Расчет выплат налогов из прибыли

6.8. Баланс денежных поступлений и выплат

6.9. План по источникам и использованию средств

6.10. Плановый баланс активов и пассивов на 1998 г.

6.11. Анализ безубыточности

Раздел 7. Эффективность проекта

7.1. Основные показатели за первый год работы

7.2. Оценка рисков проекта

Бизнес-план инвестиционного проекта, предложенного той же фирмой, оформлен так:

Раздел 1. Краткое резюме

Раздел 2. Описание проекта

2.1. Краткая характеристика предприятия

2.2. Обеспечение производства

2.3. Стоимость проекта

Раздел 3. Характеристика заемщика

Раздел 4. Анализ рынка

Раздел 5. Финансовый анализ

5.1. Проект (структура его себестоимости и расчет внутренней нормы доходности инвестиций)

5.2. Заемщик (анализ финансового состояния предприятия, планируемые денежные потоки, отчеты о прибылях и убытках, прогнозные балансовые отчеты и финансовые показатели предприятия)

Раздел 6. Финансовый план

6.1. Проект (капитальные затраты)

6.2. Заемщик (затраты)

Раздел 7. Процедуры закупок оборудования (производитель оборудования, система заказа)

Раздел 8. Управление проектом (обеспеченность квалифицированными кадрами, налаживание контактов с фирмой-производителем оборудования)

Раздел 9. Экологические аспекты

Раздел 10. Рекомендации по кредитованию

Заключение

Таким образом, первый проект предназначен для внутрифирменного использования, второй — для внешнего инвестирования. Как видно из приведенных примеров, каждый из представленных бизнес-планов имеет свою специфику.

Источник: https://finlit.online/biznes-planirovanie-kniga/korrektirovka-pokazateley-deyatelnosti-firmyi-45586.html

Понятие финансового контроля

Финансовый контроль, будучи составной частью контроля в деятельности хозяйствующего субъекта, является одной из функций управления. Он представляет собой систему действий уполномоченных лиц по проверке соблюдения управляемым субъектом:

  • норм финансового права и решений, принятых управляющим субъектом,
  • интересов управляющего субъекта.

Фактически, выше названы две основные цели финансового контроля, которые можно назвать тактическими. При этом стратегические цели финансового контроля, как и любого другого, перечислены в статье Контроль.

Несмотря на множество видов контроля в деятельности организации, ряд специалистов высказывает мысль, что финансовый контроль является контролем более высокого порядка по отношению к другим видам контроля. Это объясняется тем, что многие процедуры финансового контроля невозможно осуществить только как контроль финансовых потоков, без рассмотрения сущности финансируемых операций, а следовательно, без привлечения других видов контроля.

Приведём примеры:

  1. Контроль использования бюджетных средств, выделенных на борьбу с эпидемией — требует привлечения не только финансовых экспертов, но и специалистов в области эпидемиологии, санитарии, медицинской статистики, поскольку необходимы ответы на вопросы:
    • существовала ли в действительности эпидемическая угроза?
    • каковы могли быть последствия эпидемии?
    • как соотносятся бюджетные расходы и потенциальный вред?
    • были ли профинансированные меры наиболее эффективными?
    • существует ли очевидная связь между профинансированными мероприятиями и улучшением эпидемической обстановки?
  2. Контроль расходования средств при строительстве здания требует участия специалистов-строителей, которые в состоянии определить, например :
    • правильно ли определены объёмы строительных работ?
    • все ли заявленные работы выполнены фактически?
    • соответствуют ли использованные материалы проектно-сметной документации?
    • достигнута ли эксплуатационная готовность объекта?
  3. Контроль ценообразования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы требует участия не только учёных в соответствующей области, но также инженеров, технологов, материаловедов и других технических специалистов.

Задачи финансового контроля

Задачи финансового контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта. При этом надо понимать, что под понятием «финансовый» здесь подразумевается относящийся не только к деньгам, но и к любому имуществу, а также обязательствам.

Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня

  1. Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.
  2. Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.
  3. Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства.
  4. Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.
  5. Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.
  6. Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.
  7. Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
  8. Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.
  9. Контроль ценообразования в областях, где оно регулируется государством.
  10. Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.

Задачи по обеспечению интересов собственника

Первый и основной интерес собственника — получение прибыли, то есть прирост вложенного капитала (рост курса акций, получение дивидендов). Однако, возможны и другие локальные задачи, например :

  • сокращение активов,
  • наращивание кредиторской задолженности,
  • увеличение средней заработной платы.

Если подобные цели поставлены в виде локального нормативного акта, мы возвращаемся к задачам первой группы. Но в большинстве случаев, финансовый интерес собственника (выступающего одновременно субъектом контроля) принимается по умолчанию в виде наиболее эффективного управления капиталом. Названная цель финансового контроля достигается путём решения следующих задач:

  1. Контроль сохранности имущества (в том числе, финансовых ресурсов), выявление случаев недостач, хищений, порчи; контроль мер по обеспечению сохранности.
  2. Оценка эффективности использования материальных ресурсов (например, полноты загрузки оборудования, использования земельных участков, оптимальности оборачиваемости материалов и т. д.); выявление внутрихозяйственных резервов.
  3. Оценка использования трудового потенциала организации, анализ кадровой политики.
  4. Оценка наличия и степени разработанности бюджетов, собственного контроля за их исполнением, анализ отклонений и принятых мер.
  5. Анализ принятой процедуры принятия управленческих решений и проверка её соблюдения на практике.
  6. Оценка ценовой политики, анализ системы ценообразования и маркетинговых мероприятий.
  7. Анализ эффективности привлечения заёмных средств.
  8. Анализ мер по оптимизации налогового бремени.

Классификация финансового контроля

По субъекту контроля

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.
  1. Государственный контроль
    1. Парламентский контроль — Счётная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
    2. Бюджетный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство — контроль целевого использования бюджетных средств.
    3. Налоговый и таможенный контроль — Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба — контроль формирования государственных доходов.
    4. Валютный контроль — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Правительство, Центральный банк, агенты валютного контроля — контроль соответствия законодательству операций с иностранной валютой.
    5. Денежно-кредитный контроль:
      1. Центральный банк Российской Федерации — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
      2. Коммерческие банки — контроль порядка осуществления хозяйствующими субъектами кассовых операций.
    6. Страховой контроль (страховой надзор) — Центральный банк Российской Федерации.
    7. Правоохранительный контроль — Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу.
      • Общее нормативно-правовое регулирование государственного финансового контроля осуществляет Министерство финансов Российской Федерации в лице Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и аудита.
  2. Вышестоящий контроль
    1. Ведомственный контроль — контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.
    2. Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети магазинов).
  3. Внутрихозяйственный контроль
    1. Контроль со стороны ревизионных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами.
    2. Внутренний контроль — финансовый контроль, осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.
  4. Независимый (коммерческий) контроль — аудит.
    1. Инициативный аудит — назначаемый по решению собственников или руководства хозяйствующего субъекта.
    2. Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчётности ряда организаций, перечень которых установлен законодательно.
  5. Общественный контроль — реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.

По времени проведения

  1. Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.
  2. Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).
  3. Последующий контроль — проводится путём анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является документальная ревизия.

По направлению

(см. Задачи финансового контроля)

  1. Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).
  2. Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.
  3. Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.

По срокам выполнения

  1. Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).
  2. Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.
  3. Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.

По источнику финансирования контроля

  1. Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.
  2. Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.
  3. Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.

Методы финансового контроля

Основная статья: Методы финансового контроля

Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

При этом выбор методов контроля, применяемых в том или ином случае, зависит от полномочий контрольно-ревизионного органа или службы. Например, аудитор в ходе проверки может применять только документальные методы; в ходе налоговой проверки могут проверяться только те документы, которые касаются начисления и перечисления в бюджет налогов. Наиболее широкие полномочия, как правило, реализуется при вышестоящем или внутрихозяйственном контроле, так как полномочия служб внутреннего контроля ограничиваются только локальными нормативными актами.

Литература

  • М. В. Мельник, А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин. Ревизия и контроль : учебник. — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 11—91. — 640 с. — ISBN 978-5-85971-641-8.
  • Малолетко А. Н. Контроль и ревизия : учеб. пособие. — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 30—75. — 312 с. — ISBN 5-85971-433-5.
  • Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия : учеб. пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — С. 11—32. — 346 с. — ISBN 978-5-16-003022-7.
  • Контроль и ревизия : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Мельник. — Москва: Экономистъ, 2007. — С. 15—62. — 254 с. — ISBN 5-98118-196-6.
  • Соколов Б. Н., Рукин В. В. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика). — Москва: Экономика, 2007. — С. 5—9. — 442 с. — ISBN 978-5-282-02725-9.
  • Судебная бухгалтерия: Учебник / С. П. Голубятников. — Москва: Юридическая литература, 1998. — С. 266—271. — 368 с. — ISBN 5-7260-0903-7.
  • Бюджетная система России / Г. Б. Поляк. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — С. 663—672. — 703 с. — ISBN 5-238-01110-5.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C

Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул
Организация предпринимательской деятельности
Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.

Предыдущая

ГЛАВА 6. ЗАТРАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.2. Контроль и анализ затрат

Эффективный контроль возможен только при сравнении общих фактических затрат с нормативными за определенный период по каждому центру ответственности. Однако установить, на каком этапе производства были допущены отклонения затруднительно. Поэтому, более точным будет учет затрат и анализ отклонений по каждой операции.

Можно поспорить о том, есть ли смысл сравнивать фактические затраты с нормативными. Однако, если человек заранее знает, что результат его работы будет сравниваться с нормативными показателями, он будет работать лучше, чем когда он уверен, что его работа не будет оцениваться вовсе. Даже если менеджер не может повлиять на результаты работы после окончания операции, он по крайней мере сообразит, как поправить положение и добиться лучших результатов в будущем.

В производственной практике наличие отклонений неизбежно, поэтому возникает необходимость выявить и соответствующим образом учесть не только сами отклонения и их влияние на себестоимость продукции, работ или услуг, но и причины их появления.

Напомним основные слагаемые принципа управления по отклонениям:
· предварительное составление нормативных калькуляций на основе технически обоснованных действующих нормативов по основным статьям затрат производства;
· учет действующих нормативов и определение их влияния на уровень себестоимости продукции или выполняемых работ;
· учет фактических затрат на производство с делением их на затраты по нормативам и с отклонениями от нормативов;
· учет отклонений фактических расходов от нормативных по местам их возникновения, причинам и виновникам.

Нормативный учет затрат дает возможность детально проанализировать отклонения (рис. 6.5). К примеру, отклонения для каждого центра ответственности можно выявить по элементам затрат (материалы, рабочая сила, накладные расходы), а затем каждый элемент проанализировать с позиции нормативного расходования ресурсов и нормативных цен на них.

Бухгалтер помогает менеджерам, указывая на возникающие отклонения, а менеджер может принять необходимые меры для выявления их причин. Например, бухгалтер указывает на отклонение от норматива материальных затрат обусловленное избыточным потреблением материала при выполнении определенной операции, а менеджер подразделения должен исследовать весь процесс и выявить причины, вызвавшие этот перерасход. Результатом такого исследования будут корректирующие мероприятия. Если обнаружится, что причиной отклонения является постоянное изменение внешней среды, то норматив следует пересмотреть.

Изменения норм оформляются извещением, форма которого определяется видом затрат (табл. 6.3 – 6.5).



Существенной частью процесса контроля затрат в предприятия является принятие решения по результатам анализа. Приведем примерный перечень причин и виновников отклонений.

Причины отклонений:
1. Изменение технологии.
2. Изменение нормативов.
3. Переделка некачественно выполненных работ.
4. Брак (неисправимый).
5. Отсутствие материалов, топлива, ГСМ.
6. Отсутствие электроэнергии.
7. Отсутствие автотранспорта.
8. Поломки оборудования и механизмов.
9. Аварийные и внеплановые ремонты механизмов и оборудования.
10. Отсутствие фронта работ.
11. Простои по атмосферным условиям (внутрисменные и цело-сменные).
12. Замена материалов на более дорогостоящие.
13. Перерасход материалов (количественный).
14. Исправления конструкций, полученных от поставщиков.
15. Перерасход количества машино — смен механизмов.
16. Излишние (против норм) автомобильные перевозки.
17. Нарушения трудовой дисциплины.
18. Метеорологические условия и т.д.

Виновниками отклонений от норм могут быть:
1. Производитель работ, мастер, механик, менеджер.
2. Рабочие бригады (звена).
3. Отдел снабжения.
4. Отдел главного механика.

Отклонения оформляются путем выписки специальных сигнальных документов (табл. 6.6 – 6.8).

Для анализа причин и выявления в последующем виновников отклонений фактических затрат от нормативных, а также оперативного их контроля на каждое место возникновения затрат открывают учетную карточку (табл. 6.9). Так, на пример в управлении механизации такую карточку заводит механик. В карточку заносят: количество машинистов, обслуживающих машину, их почасовая оплата труда, потребляемые материалы (ГСМ, запчасти и т.п.), на основе которых исчисляется нормативная себестоимость 1 часа работы строительной машины (1 маш.-ч.) по прямым переменным затратам.

Учетные данные по центрам ответственности отражают в отчетах об исполнении сметы, составляемых через короткие промежутки времени. Из этих отчетов руководители центров ответственности получают информацию об отклонениях от сметы, детализированную информацию о затратах производства по местам возникновения, центрам ответственности и предприятию в целом. Пример такого отчета приведен в табл. 6.10.

На более высоких уровнях управления отчет менее детализирован. Как видно из табл. 6.11, информация директора по производству о контроле деятельности содержит данные анализа значительных отклонений от сметы затрат для каждого начальника участка, т.е. центра ответственности (функциональной зоны) и объяснения соответствующих руководителей. Учет по центрам ответственности основан на том принципе, что лучше относить на центр те затраты, на которые в силах воздействовать руководитель этого центра. Часто ответственность за определенную статью расходов может быть разделена. Например, ответственность за количество используемого сырья несет начальник производственного цеха, но служащий отдела снабжения отвечает за цену этого сырья. Иногда бывает трудно точно определить ответственное лицо. Чрезмерные потери могут возникать из-за небрежной транспортировки и разгрузки материалов транспортным участком или из-за закупки материалов низкого качества служащим отдела снабжения.

Тем не менее все различия между фактическими и сметными затратами обязательно должны быть отражены в отчете, чтобы можно было выявить причины отклонений, установить ответственность и принять корректирующие меры.

Рассмотрим порядок расчетов отклонений от сметы на конкретном примере.

Строительная организация «ЛОАС» производит тротуарную плитку. Технологический процесс состоит из одной операции, а нормативные затраты для этой операции отражены в карточке по учету нормативов затрат (табл. 6.12).

«ЛОАС» планирует произвести в апреле 12000 м2 плитки. Смета, выглядит следующим образом (табл. 6.13).

Согласно годовой смете постоянные накладные расходы составляют 10500 р. и предполагается, что они возникают равномерно в течение года.

На основании фактических данных о затратах на производство продукции (тротуарной плитки) составляются отчеты (табл. 6.14).

Для контроля за эффективностью использования строительной техники начальник участка ежемесячно составляет отчет, в котором показывает объем выполненных работ, выручку от реализации, фактические прямые переменные затраты и их отклонение от нормативных (табл. 6.15). На основании отчетов начальников участков и данных бухгалтерского учета составляется отчет о результатах деятельности по каждому виду работ и в целом по управлению механизации (табл. 6.16).

Итоги работы подводятся ежемесячно: дается характеристика работы отдельных участков (центров ответственности); при этом анализируются отклонения фактических затрат от нормативных, выявляются причины этих отклонений и допустившие их лица. По результатам работы разрабатываются мероприятия, направленные на соблюдение установленных сметой затрат и на их снижение.

Такая система управления затратами позволяет оперативно выявить все излишние расходы управления механизации, вовремя принять меры по их устранению и тем самым снизить затраты на производство, что является первостепенной задачей каждой строительной фирмы в современных условиях.

Предыдущая

Источник: http://www.aup.ru/books/m72/6_2.htm

Виды контроля

В управленческой практике различают несколько видов контроля.

Общий — контроль управляемой системы в целом.

Функциональный — контроль отдельной функции или отдельного подразделения, отдельного участка.

Предварительный — контроль на начальной стадии выполнения задания. Данный вид контроля осуществляется менеджером преимущественно на стадии создания компании или на стадии начала каких-либо работ.

На стадии формирования и организации фирмы в функции менеджера входит контроль над разработкой нормативных документов, формулировкой прав и обязанностей сотрудников, а также за подготовкой и изданием документов внутреннего действия на фирме.

При осуществлении предварительного контроля менеджер должен обязательно учитывать наличие материальных, человеческих и финансовых ресурсов.

На стадии предварительного контроля возможно выявить отклонения от стандартов и норм в различные моменты. Предварительный контроль имеет две разновидности: диагностический и терапевтический. Такие названия пришли в менеджмент из медицины.

Диагностический — контроль, включающий такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п. Эти категории указывают на то, что на предприятии что-то не в порядке.

Терапевтический — контроль, позволяющий не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.

В ходе работы неизбежно возникают изменения и отклонения, требующие корректировки ранее составленных планов. Текущий контроль в данной ситуации играет роль основы системы обратной связи. Своевременный, полный и точный учет различного рода отклонений и изменений в ходе работы позволяет с помощью текущего контроля оперативно корректировать и регулировать такие отклонения, направляя протекание процесса работы в соответствии с разработанным планом и используя внешние ресурсы для внутреннего применения.

Другое название данного вида контроля — оперативный. Оно показывает одно из его основных преимуществ — оперативность.

Объектом текущего контроля чаще всего являются сотрудники, а выполняет его — их непосредственный руководитель. Такой контроль позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

Промежуточный — контроль в середине выполнения задачи или работы.

Заключительный, или финальный, — контроль, осуществляемый по окончании выполнения задания или работ.

Цель заключительного контроля — предотвращение ошибок в будущем. Такой вид контроля осуществляется после окончания какой-либо определенной работы или этапа работы. Он должен быть выполнен качественно и непременно иметь большую достоверность, так как основная суть здесь заключается в сравнении фактически полученных данных с запланированными. Такое сравнение позволяет объективно судить об эффективности производства и управлении на предприятии.

Недостатком заключительного контроля является его меньшая оперативность по сравнению с текущим контролем.

Плановый — контроль, осуществляемый в плановом порядке, например, ежемесячно, ежеквартально.

Внезапный — контроль, осуществляемый при поступлении негативных сигналов из внутренней среды предприятия. Например, поступают жалобы на систематические опоздания сотрудников или сотрудники не выполняют своих должностных обязанностей, постоянно пьют чай и устраивают перекуры.

На любом предприятии существует внутренний контроль — система мер, обеспечивающая нормальную работу предприятия. Обычно внутренний контроль осуществляется силами самого предприятия. Например, в финансовой области речь может идти о сохранности активов, достижении плановых показателей, в том числе по прибыли. Такого рода контроль осуществляется обычно администрацией предприятия. Кроме того, имеет место внутренний бухгалтерский контроль. Для текущего внутреннего контроля, проводимого руководящими органами предприятия, используются данные анализа, в том числе статистического, материалы качества выполнения планов и т.д. С точки зрения контроля со стороны бухгалтерии, здесь оценивается строгое соблюдение сотрудниками решений руководства, правил отчетности, в частности, точное отражение в ней производимых операций.

Внешний — контроль, осуществляемый специалистами со стороны или сторонними организациями, например, контроль санэпидемстанции, аудиторская проверка и т.д. проверка итогов работы предприятия аудиторской фирмой нацелена на определение уровня достоверности показателей, содержащихся в документах и отчетах. В данном случае задача контроля состоит в квалифицированном определении предела допустимых отклонений, все остальные отклонения требуется зафиксировать и устранить.

Источник: https://studwood.ru/599872/menedzhment/vidy_kontrolya