Какие налоги платит НКО

Налоговые льготы для некоммерческих организаций в 2017 году

Деятельность некоммерческой организаций (далее по тексту – НКО) не предполагает в качестве основной цели — получение прибыли. Социальная направленность НКО поддерживается государством в виде предоставления определенных налоговых льгот. Обозначим основные из них.

В соответствии с положениями ст.3 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Важно! В соответствии с п.3 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в том числе в форме предоставления таким организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Так, в частности, некоммерческим организациям предоставлено право при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать доходы, установленные ст.251 НК РФ.

НКО, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль организаций при соблюдении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

РЕГИСТРАЦИЯ НКО

Кроме того, ст.149 НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в который включены операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые некоммерческими организациями в рамках благотворительной, культурной, образовательной, научной деятельности, а также в сфере здоровья граждан, развития физической культуры и спорта.

Субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по региональным и местным налогам в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также налоговые льготы и основания для их использования (Письмо Минфина РФ от 13.01.2017 г. №03-01-15/1026).

Налоговое законодательство предусматривает существенные льготы для НКО, освобождая от налогообложения ряд операций.

АУДИТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Например, освобождены от налогообложения НДС:

  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ);
  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

В связи с данной льготой возникает вопрос: освобождены ли услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в автономной некоммерческой организации (частной школе начального образования), оказываемые на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и школой?

Пунктом 18 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту — Закон №273-ФЗ) установлено, что образовательной организацией признается НКО, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч.7 ст.66 Закона №273-ФЗ в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона №273-ФЗ).

РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ НКО

Типы образовательных организаций поименованы в ст. 23 Закона №273-ФЗ. Так, ч. 2 ст. 23 Закона №273-ФЗ установлено, что в РФ устанавливаются в том числе следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Важно! Автономная НКО (частная школа начального образования) является общеобразовательной организацией, следовательно, льгота, установленная пп.4 п.2 ст.149 НК РФ, на нее не распространяется (Письмо Минфина РФ от 06.07.2017 г. №03-07-14/42787).

  • услуги, оказываемые НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 25.08.2015 г. №ГД-3-3/3230@);
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания;
  • операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);
  • операции по реализации коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп.29 и пп.30 п.3 ст.149 НК РФ).

При этом полученные НКО целевые средства (например, вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Какими документами подтвердить льготу в части благотворительной деятельности?

Налоговые льготы в части налога на прибыль

По общему правилу НКО признаются плательщиками налога на прибыль (ст.246 НК РФ).

Важно! Налогом на прибыль у НКО облагается только прибыль (разница между полученными доходами и произведенными расходами), полученная в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведены в ст.251 НК РФ. Их перечень является исчерпывающим. При этом средства, полученные НКО на их содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ, Письма Минфина РФ от 29.02.2016 г. №03-03-06/3/11364, от 23.03.2015 г. №03-03-06/4/15749).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (пп.1 п.2 ст.251 НК РФ), средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп.4 п.2 ст.251 НК РФ).

В соответствии с п.1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение №2 к Приказу ФНС РФ от 26.11.2014 г. №ММВ-7-3/600@) при получении пожертвований, признаваемых таковыми, организациями при составлении декларации за налоговый период заполняется лист 07.

DUE DILIGENCE

Важно! Одним из условий для признания в целях гл. 25 НК РФ поступивших средств и (или) иного имущества целевыми поступлениями является то, что указанные поступления производились на содержание НКО и ведение ими уставной некоммерческой деятельности безвозмездно.

Имущество, полученное в рамках целевых поступлений и использованное не по целевому назначению, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании положений п.14 ст.250 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 г. №03-03-6/3/20413).

Важно! Пожертвования, полученные на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности и использованные не по целевому назначению (в частности, в платной деятельности), включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 14 ч. 2 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 13.11.2015 г. №03-03-06/4/65618).

Установленное право НКО не учитывать для целей налогообложения прибыли полученные доходы в виде пожертвования, которые использованы по их целевому назначению, является льготой по налогу на прибыль. А поэтому налоговики вправе в ходе камеральной проверки затребовать первичные документы, подтверждающие суммы полученных пожертвований, рассматривая их в качестве льготы (п.6 ст. 88 НК РФ).

Некоторые НКО имеют право применять 0 ставку по налогу на прибыль. Так, медицинские и образовательные учреждения, могут применять ставку 0 ставку по налогу на прибыль в части видов медицинской и образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917. Для этого должны быть выполнены условия, установленные ст.284.1 НК РФ.

А учреждения, оказывающие социальные услуги населению, с 1 января 2015 года имеют право на применение 0 ставки при соблюдении ряда условий (ст.284.5 НК РФ).

Для правомерности применения 0 ставки медицинскими и образовательными учреждениями необходимо выполнение условий:

  • организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности;
  • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов;

При расчете за налоговый период процентного соотношения доходов, дающего организации право на применение 0 ставки, учитываются только доходы, полученные от реализации медицинских и (или) образовательных услуг, входящих в Перечень, а также доходы от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

Именно это требование чаще всего становится камнем преткновения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Большинство арбитражных споров по данной тематике связано с правильностью определения доли доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности.

  • в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %;
  • в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

Для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

  • организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Налоговая ставка 0 процентов применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п. 2 ст. 284.1 НК РФ).

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ НКО

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НКО)

Например

Освобождаются от уплаты налога на имущество автономные, бюджетные и казенные учреждения г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве (ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество»).

При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст.387 НК РФ).

Так, пп.12 п.1 ст.3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 г. №74 «О земельном налоге» установлено, что от уплаты земельного налога освобождаются негосударственные некоммерческие организации — в отношении земельных участков, предоставленных и используемых, в частности, для размещения объектов культуры. То есть частные музеи освобождены от уплаты земельного налога (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-05-06-02/47904).

Субъекты РФ могут устанавливать льготы в части уплаты транспортного налога. Так, ст.7 Закона Московской области от 24.11.2004 г. №151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» предусмотрено, что общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств. Под общественными организациями инвалидов понимаются организации, зарегистрированные в соответствии с федеральным законодательством в качестве общественных организаций инвалидов, в которых число инвалидов составляет не менее 90 % от общей численности членов. При этом налоговые льготы не предоставляются общественным организациям инвалидов в случае осуществления ими следующих видов предпринимательской деятельности: приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав.

РЕГИСТРАЦИЯ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (АНО)

АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ФОРМЫ НКО (II ЧАСТЬ)

АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ФОРМЫ НКО (I ЧАСТЬ)

Источник: https://rosco.su/press/nalogovye-lgoty-dlya-nekommercheskikh-organizatsiy/

>Зарплата в НКО

Особенности оплаты труда в НКО

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 16, п. 3) накладывает определенные ограничения на оплату труда административно-управленческого персонала некоммерческих организаций. НКО должна выделять на выплату зарплаты не более 20% от общего объема финансовых средств, расходуемых за год. Следует отметить, что данное ограничение не касается оплаты труда работников, которые непосредственно заняты в реализации благотворительных программ.

В некоммерческих организациях применяется повременная схема оплаты труда работников. То есть сотрудники получают твердый оклад безо всяких надбавок и премий. В тех НКО, которые имеют дело с грантами в долларах или евро, используется привязка размера окладов к курсу соответствующей валюты. Если сотрудник НКО отработал месяц не полностью, то он получает лишь часть оклада, пропорциональную отработанным дням.

В некоммерческих организациях сотрудники получают твердый оклад безо всяких надбавок и премий.

Заработная плата в НКО целиком и полностью зависит от штатного расписания. Качество работы сотрудника напрямую не влияет на ее размер. Лица, которые осуществляют фандрайзинг (сбор средств на благотворительные программы), как правило, получают сдельную оплату за свой труд. Например, процент от общей суммы привлеченных средств.

Руководитель НКО обладает полным спектром полномочий, позволяющих ему самостоятельно определять систему оплаты труда, размер тарифных ставок и окладов, а также соотношение размеров выплат между сотрудниками, занимающими различные должности. Надзор за деятельностью некоммерческой организации ведется членами попечительского совета, согласно п. 3 ст. 7 ФЗ № 135.

Когда финансы поют романсы

Иногда в работе НКО случаются непредвиденные ситуации, связанные с нехваткой денег на выплату заработной платы сотрудникам. В таком случае, чтобы не идти в разрез с законом, у некоммерческой организации есть несколько путей решения данной проблемы:

  1. Начисление работникам «минималки», размер которой строго регламентирован текущим законодательством. При этом необходимо грамотно объяснить сотрудникам причины такого решения, чтобы свести к нулю конфликтные ситуации.
  2. Перевод сотрудников на неполный рабочий день. Этот шаг существенно сократит расходы на заработную плату и позволит относительно безболезненно преодолеть финансовый кризис.
  3. Отправление части работников в неоплачиваемый отпуск. Их решение должно быть добровольным, так что руководителю придется постараться и подобрать нужные слова, чтобы обиженные работники не сделали свой отпуск бессрочным.

В заключение важный нюанс: в НКО, финансируемых средствами грантов, не предусмотрена выплата отпускных пособий. Это является прямым нарушением трудового законодательства. В связи с этим некоммерческая организация обязана найти дополнительные источники дохода для выплаты работникам отпускных.

Источник: https://zhazhda.biz/base/zarplata-v-nko

Задумываясь о регистрации юридического лица, предприниматели выбирают организационно-правовые формы и думают, что им выгоднее – ООО, ОАО или ЗАО. Однако, может быть стоит обратить внимание и на некоммерческие организации? Ведь плюсов у них не меньше, а может даже больше, нежели у коммерческих организаций.

В форме некоммерческих организаций могут создаваться религиозные, благотворительные или просветительские фонды, организации и союзы, получающие деньги за счет вкладов и пожертвований других лиц. Некоммерческие организации могут создаваться только для исполнения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей, направленных на достижение общественных благ. В эти цели не входит предпринимательская деятельность.

Именно поэтому принято считать, что общественные организации совершенно бессмысленны для тех, кто хочет зарабатывать деньги, так как их целью не может быть извлечение и, самое главное, — распределение прибыли между ее участниками.

На самом же деле закон не отрицает возможность ведения коммерческой деятельности и извлечения прибыли, необходимой для реализации некоммерческих целей.

К примеру, общественная туристическая организация создается для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта. Реализуя данные цели, члены данной организации водят детей в походы и организуют различные культурные мероприятия, учат детей основам безопасности жизнедеятельности, воспитывают в них патриотизм.

Однако наравне с этими мероприятиями, общественная организация может устраивать коммерческие туристические походы и платные курсы. Общественная организация может получать взносы от ее членов, а также пожертвования от других лиц. И, что немаловажно, некоммерческая организация может получать гранты от отечественных и зарубежных спонсоров, а также субсидии из государственного и муниципального бюджета.

Таким образом выходит, что в ряде случаев возможностей у участников некоммерческих организаций может быть не меньше, а даже больше, чем у учредителей коммерческих юридических лиц.

Несмотря на то, что по закону прибыль между участниками некоммерческой организации распределять нельзя (за исключением потребительского общества, где определенная доля прибыли может распределяться между пайщиками), на практике есть возможность фактического использования данной прибыли.

Например, участники некоммерческой организации могут состоять с ней в трудовых отношениях и получать заработную плату. Размер заработной платы устанавливается по их усмотрению. Кроме того, участники могут пользоваться производимыми организацией услугами и иными благами.

Вот и получается, что несмотря на провозглашаемые принципы, некоммерческие организации могут служить вполне коммерческим целям и приносить своим учредителям не только моральную, но и материальную выгоду.

Кроме того, нельзя забывать и об определенных финансовых, налоговых и отчетных льготах, установленных для некоммерческих организаций.

  • 1. Для некоммерческих организаций не предусмотрен уставный капитал, так как, в отличие от коммерческих юридических лиц, они могут не иметь вообще никакого имущества.
  • 2. Участники некоммерческих организаций не несут никакой ответственности по обязательствам организации, в отличие от учредителей коммерческих фирм, отвечающих по обязательствам организации своим вкладом в уставной капитал (стоимостью акций).
  • 3. С введением в действие гл. 26.2 Налогового Кодекса РФ некоммерческие организации могут перейти на упрощенную систему налогообложения.
  • 4. В отличие от коммерческих организаций, НКО имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности «отчет о движении денежных средств», а при отсутствии соответствующих данных не представлять «отчет об изменениях капитала» и «приложение к бухгалтерскому балансу».
  • 5. Общественные объединения могут представлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке — один раз в год в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о целевом использовании полученных средств.
  • 6. Денежные средства и имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности, не облагаются налогом на прибыль.
  • 7. Суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций, не облагаются налогом на прибыль.
  • 8. Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не облагается НДС.
  • 9. При определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческой организации не учитывается имущество, полученное в рамках целевого финансирования, в том числе в виде полученных грантов.
  • 10. Пожертвования не облагаются налогом на прибыль.
  • 11. Членские и вступительные взносы не облагаются налогом на прибыль.
  • 12. Паевые вклады не облагаются налогом на прибыль.
  • 13. Имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования не облагается налогом на прибыль.

Разумеется, помимо вышеперечисленных преимуществ, у некоммерческих организаций есть и недостатки. Однако, недостатки и достоинства есть и у коммерческих организаций. Каждая организационно-правовая форма имеет свои плюсы и минусы, и только от конкретных людей, от их потребностей, планов и видов деятельности зависит, что им выгоднее — зарегистрировать Общественную организацию, Общество с ограниченной ответственностью или вообще оформиться в качестве индивидуального предпринимателя.

Поэтому, задумываясь о регистрации юридического лица, не стоит обходить своим вниманием некоммерческие организации. Возможно, они могут быть очень полезны и выгодны.

Источник: http://www.uristexpert.ru/useful/articles/law/37438/

Классификация расходов некоммерческой организации

Все расходы некоммерческих организаций можно классифицировать по определенным критериям. Классификация расходов зависит, как и классификация доходов, от вида деятельности организации. С точки зрения этого критерия можно разделить расходы на две основные группы:

  • – расходы на организацию (осуществление) уставной деятельности;
  • – расходы на организацию деятельности, приносящей доходы.

Такое деление условно по материально-вещественному составу, так

как часто расходы, необходимые и для основной уставной деятельности и для деятельности, приносящей доходы, по структуре мало чем отличаются.

Пример

Для университетов основные статьи расходов но уставной деятельности: заработная плата преподавателей, расходы на оплату помещений, ЖКХ, административного персонала. Если будет идти речь о платных образовательных услугах, то основными направлениями использования полученных доходов будут заработная плата преподавателей, расходы на оплату помещений, ЖКХ, административного персонала и пр. Таким образом, по структуре расходы по уставной деятельности и деятельности, приносящей доходы, могут совпадать.

Некоторые НКО для расширения уставной деятельности принимают участие в реализации социальных, благотворительных и иных программ, финансируемых за счет внебюджетных источников, а также и в бюджетных программах, финансируемых за счет средств бюджетов публично правовых образований и государственных внебюджетных фондов. В этом случае расходы на уставную деятельность можно подразделить на программные и общие расходы, а именно:

  • – расходы па организацию основной уставной деятельности, финансируемой за счет средств учредителей, участников и членов;
  • – расходы на организацию уставной деятельности, реализуемой за счет участия в различных программах.

С точки зрения источников финансирования расходы делятся:

  • – на расходы, финансируемые за счет взносов учредителей или участников;
  • – расходы, финансируемые за счет грантов физических лиц;
  • – расходы, финансируемые за счет бюджетных программ;
  • – расходы, финансируемые за счет различных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих).

Классифицируют расходы некоммерческой организации также с точки зрения их общего или специфичного характера. Какие бы цели ни ставила перед собой некоммерческая организация, она должна расходовать полученные средства на выплату заработной платы сотрудникам, организующим ее деятельность, обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, служебные командировки сотрудников, содержание помещений, автотранспорта, компьютерной техники и другого имущества. Такие расходы можно назвать общими, или административными расходами.

К общим (административным расходам) некоммерческой организации относятся:

  • – заработная плата административно-хозяйственного персонала, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;
  • – расходы но аренде и хозяйственному содержанию помещений, в которых находится административно-хозяйственный персонал;
  • – абонентская плата за стационарный телефон, мобильную связь и Интернет;
  • – почтово-телеграфные расходы;
  • – командировочные и представительские расходы;
  • – расходы на проведение обязательного аудита;
  • – амортизационные отчисления;
  • – плата за коммунальные услуги, расходы на ремонт и др.

В Российской Федерации негосударственные некоммерческие организации могут самостоятельно устанавливать объемы административных расходов, поэтому очень велик их размах от 5 до 85% от общего объема расходов.

В то же время некоммерческая организация должна осуществлять расходы, связанные с реализацией ее уставной деятельности. Такими расходами для некоммерческой организации, например, в области социального обеспечения, являются расходы па приготовление и доставку бесплатных обедов или расходы на содержание приютов для бездомных. Если некоммерческая организация занимается предоставлением различной социальной помощи, то к таким расходам будут относиться расходы на выплату денежных пособий, расходы на предоставление услуг в натуральной форме, например, обеспечение детей из многодетных или малообеспеченных семей одеждой или продуктами питания, или канцелярскими товарами, предоставление консультаций семьям, переживающим кризис, и т.д. Такие расходы назовем целевыми. Есть еще одно деление таких расходов. Целевые расходы можно отнести к прямым, а административные – к косвенным (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Общие и целевые расходы некоммерческой организации

Общие (административные) расходы

Целевые расходы

  • – Расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации;
  • – арендные платежи;
  • – платежи на содержание помещений;
  • – оплата коммунальных услуг;
  • – заработная плата руководителей некоммерческой организации, технического персонала
  • – Расходы на производство предлагаемой услуги;
  • – расходы на оплату труда работников, непосредственно участвующих в производстве общественного блага

В качестве примера приведенной классификации рассмотрим деление расходов для некоммерческой организации «Милосердие», которая занимается приготовлением и раздачей бесплатных обедов для особо нуждающихся граждан (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Общие и административные расходы НКО «Милосердие»

Общие (административные) расходы

Целевые расходы

  • – Оплата электроэнергии, холодной и горячей воды;
  • – аренда помещения для размещения сотрудников некоммерческой организации;
  • – оплата услуг связи, Интернета;
  • – заработная плата директора и его замов;
  • – заработная плата технических работников, например, секретаря
  • – Расходы на приготовление обеда;
  • – расходы на оплату труда повара;
  • – расходы на оплату труда раздатчиков обеда;
  • – расходы на оплату труда консультантов;
  • – расходы на оплату труда психологов;
  • – расходы на приобретение посуды;
  • – арендная плата за снятое помещение для приготовления обеда;
  • – аренда автомобилей для подвоза обедов к пунктам их раздачи

Наиболее проблематичным является определение объема административных расходов. Эта проблема актуальна и для российских, и для иностранных некоммерческих организаций. С одной стороны, эти расходы необходимы для любой некоммерческой организации, но, с другой стороны, непосредственно на произведенный результат се деятельности влияния не имеют. В то же время правильный учет этих затрат дает представление о реальной стоимости произведенной услуги и помогает определить более оптимальный размер грантов или бюджетных субсидий. Пропорциональность распределения внутри общих (административных) расходов выбирается, как уже говорилось, самой организацией, но существуют ограничения, вводимые законодательством.

Благотворительные фонды в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-Φ3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Не существует единого правила отнесения административных расходов но программам. Возможно, отнесение общего объема затрат по программам в зависимости от времени, которое затрачивают, например, работники некоммерческой организации на участие в одной программе. Но этот способ достаточно трудоемкий и применим только к оплате труда административно-управленческого персонала. Более реальным является отнесение административных расходов по программам в зависимости от количества потребителей услуги по каждой программе. Определяется удельный вес потребителей по каждой программе и в зависимости от него удельный вес относимых на эту программу административных расходов. Например, удельный вес потребителей по программе «Игрушки для детей-сирот» составляет 15% от общего количества потребителей по всем программам, в которых участвует некоммерческая организация «Милосердие для всех», соответственно, на эту программу будет отнесено 15% всех административных расходов данной организации. В некоторых случаях предлагается разделить административные расходы в одинаковом объеме по всем программам.

Помимо этого, некоммерческая организация должна согласовывать структуру расходов с донорами, особенно частными лицами или негосударственными организациями. В этом случае на величину общих, административных расходов влияет согласие донора на их финансирование.

Общие расходы нуждаются в оптимизации, каждая некоммерческая организация выбирает свой способ их сокращения и распределения по программам.

Проблема соотнесения затрат и программ является актуальной нс только для российских некоммерческих организаций, но и для зарубежных.

В практике зарубежных некоммерческих организаций выделяют несколько видов расходов. Особенно важными являются расходы, связанные с оплатой труда персонала, затем расходы, которые непосредственно не связаны с оплатой персонала (аналог наших накладных расходов); расходы, связанные с клиентами, и неденежные расходы (в натуральной форме).

В расходы, не связанные с оплатой персонала, включаются некоторые материальные расходы, например, расходы на техническую поддержку помещений, коммунальные услуги и пр. Расходы, связанные с клиентами, предполагают расходы, непосредственно связанные с идеей создания данной некоммерческой организации, например, приобретение продуктов питания для нуждающихся или игрушек для детей, или одежды для членов малообеспеченных семей. Неденежные расходы (в натуральной форме) включают передачу на баланс некоммерческой организации различных пожертвований в материальной форме, например, автомобиля, помещений, компьютерной техники, ксерокса, принтера и пр.

Так же, как и оценка доходов, оценка расходов некоммерческих организаций определяется в целях бухгалтерского учета и налогообложения.

Понятие «расходы» определяется в нескольких нормативных правовых документах, например, в положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, в ПК РФ и др.

В Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). В таком контексте понятие «расходы» применительно только к коммерческой организации, так как целью деятельности некоммерческой организации нс является получение экономических выгод.

В ст. 252 НК РФ понятие «расходы» рассматривается с точки зрения налогообложения прибыли.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией-налогоплатель- щиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Такое определение расходов применимо для некоммерческой организации в части деятельности, приносящей доходы только в целях налогообложения прибыли и определения финансового результата.

При организации бухгалтерского учета учитывается тип деятельности некоммерческой организации. В отличие от коммерческой организации структурирование расходов по уставной деятельности будет происходить не по экономическим элементам, а по статьям сметы (бюджета). По экономическим элементам будут структурироваться расходы, связанные с предпринимательской деятельностью организации. В соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, расходы некоммерческой организации, связанные с предпринимательской деятельностью, будут классифицироваться по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, амортизация, прочие затраты.

Если некоммерческая организация осуществляет деятельность, приносящую доходы, расходы будут делиться на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. К расходам по обычным видам деятельности будут относиться расходы на производство и реализацию товаров, работ и услуг, в том числе материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. В прочие расходы включаются операционные, внереализационные и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами.

Расходы, связанные с деятельностью, приносящей доходы, в Российской Федерации регламентируются НК РФ и рассматриваются с точки зрения выделения налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль. Согласно этому документу, все расходы, произведенные некоммерческой организацией в целях организации деятельности, приносящей доходы, подразделяют на две группы: расходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ и услуг, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают:

  • – расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  • – расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
  • – расходы на освоение природных ресурсов;
  • – расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
  • – расходы па обязательное и добровольное страхование;
  • – прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются:

  • – на материальные расходы;
  • – расходы па оплату труда;
  • – суммы начисленной амортизации;
  • – прочие расходы.

К внереализационным расходам относятся расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией. В целях налогообложения полученной прибыли внереализационные расходы включают расходы, связанные с обслуживанием приобретенных налогоплательщиком ценных бумаг, расходы на формирование резервов предстоящих расходов, убытки прошлых лет, выявленные в текущем отчетном периоде, расходы в виде отрицательной курсовой разницы, штрафы, пени, неустойки, уплачиваемые организацией, и т.д.

Источник: https://studme.org/44270/finansy/klassifikatsiya_rashodov_nekommercheskoy_organizatsii

Состав расходов некоммерческой организации.

Функционирование некоммерческой организации связано с осуществлением определенных расходов. Их можно подразделить на следующие виды:

  • расходы по выполнению основной уставной деятельности (административно-хозяйственные расходы и расходы по выполнению программ и мероприятий, на которые получены средства целевых поступлений);

  • расходы, связанные с предпринимательской деятельностью;

  • средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов;

  • потери и списания.

Административно-хозяйственные расходы, связанные с выполнением основной уставной деятельности. К ним относятся: содержание штатного персонала (заработная плата, различного рода выплаты), отчисления в фонд социального страхования, затраты по аренде помещений, их содержанию, оплата услуг связи, охраны, командировочные и представительские расходы, затраты на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, оплата коммунальных услуг, расходы на ремонт и т. д.

Целевые расходы на выполнение программ и мероприятий, связанных с уставной деятельностью. Включают затраты на выполнение конкретных программ, на которые выделены целевые средства. Эти программы, мероприятия должны быть связаны с основной, уставной деятельностью некоммерческой организации. В этой группе расходов предусматриваются средства на доплату административно-хозяйственному персоналу, включая отчисления в фонды социального страхования и обеспечения. Проводятся доплаты и по другим общехозяйственным расходам. В эту группу расходов могут быть включены командировочные расходы, расходы на оплату услуг связи, покупку канцелярских принадлежностей, затраты на ксерокопирование материалов, покупку оргтехники, транспортные услуги, аренду помещений и др. Распределение этой группы расходов зависит от вида выполняемой программы, мероприятия (конференция, издание книги; радиопередача).

Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Состав затрат, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, регулируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 с последующими изменениями и дополнениями, и иными методическими рекомендациями.

Средства, переданные в результате внутрихозяйственных расчетов. Они включают затраты, связанные с созданием продукции (работ, услуг), предназначенной для других подразделений некоммерческой организации (расходы типографии, ремонт и обслуживание компьютеров и т. д.).

Потери и списания включают средства ликвидируемых, пришедших в негодность машин, оборудования, транспортных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Статьи расходов утверждаются лицом, уполномоченным высшим органом управления некоммерческой организации.

Распределение расходов некоммерческой организации зависит от формы собственности, ведения предпринимательской деятельности, целевых программ и мероприятий.

Некоммерческие организации в зависимости от целей функционирования, особенностей финансирования и затрат в мировой практике подразделяются на рыночных и нерыночных производителей.

К рыночным некоммерческим организациям относятся:

  • некоммерческие организации, занятые рыночным производством;

  • некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия.

К некоммерческим организациям, занятым рыночным производством, относятся организации, реализующие свою продукцию по рыночным ценам. Рыночными некоммерческими организациями являются многие школы, колледжи, университеты, клиники, больницы и т. д. Все они представляют продукцию потребителям, как правило, по достаточно высоким ценам. В их основе находятся производственные затраты.

Деятельность такого рода некоммерческих организаций может приносить либо прибыль и приравненные к ней доходы, либо убытки.

В то же время дополнительные источники финансирования (целевые взносы, добровольные пожертвования) позволяют организациям создавать значительные активы, приносящие достаточно большие доходы от собственности и прав, в дополнение к своей выручке от платной реализации. В ряде случаев это позволяет некоммерческим организациям немного снизить плату за свою продукцию.

Некоммерческие организации рыночного типа не являются благотворительными организациями, так как их основной целью является предоставление экономических благ высокого качества в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Дополнительные источники финансирования, связанные со статусом некоммерческой организации, используются в основном для того, чтобы несколько снизить высокую плату, которую они вынуждены устанавливать на основе соответствующего уровня затрат.

Некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия, создаются ассоциациями предпринимателей, интересам которых они призваны содействовать. К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные или торговые ассоциации, организации предпринимателей, исследовательские или испыта­тельные лаборатории и т. д. Все они ведут деятельность, представляющую взаимный интерес или приносящую пользу для определенной группы коммерческих предприятий. Некоммерческие организации, обслуживающие коммерческие предприятия, часто занимаются рекламной деятельностью от имени какой-либо группы предприятий.

Такого рода некоммерческие организации оказывают консультативные услуги или помощь отдельным членам ассоциации, оказавшимся по той или иной причине в затруднительном положении.

Рассматриваемые некоммерческие организации обычно финансируются за счет взносов и отчислений со стороны соответствующей группы коммерческих предприятий.

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, — организации, предоставляющие продукцию другим институционным единицам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными. Такого рода некоммерческие организации не в состоянии получать финансовую выручку. Поэтому основным источником их финансирования являются регулярные взносы учредителей, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, трансферты и др.

Некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, могут быть разделены на две основные группы:

  • некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством;

  • некоммерческие организации, представляющие нерыночные блага домашним хозяйствам, финансируемые в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов

Некоммерческие организации, контролируемые и в основном финансируемые правительством, характеризуются следующими признаками:

  • должны быть законно учрежденными юридическими субъектами;

  • существовать независимо от правительства.

Под контролем правительства понимается возможность определять общую стратегию развития некоммерческой организации. Некоммерческие организации такого вида могут функционировать в сфере науки, здравоохранения, обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, бухгалтерского учета, финансов, образования и др. Их деятельность связана с разработкой и поддержанием стандартов в указанных областях экономики. Эти некоммерческие организации необходимы как предприятиям, так и домашним хозяйствам. Правительства многих стран предпочитают создавать в этих целях некоммерческие организации вместо правительственных учреждений. Их выбор объясняется тем, что некоммерческие организации — это независимые организации, не находящиеся под политическим давлением и в то же время отвечающие общественным стандартам.

Некоммерческие организации, контролируемые и финансируемые правительством, относятся к сектору общего государственного управления независимо от того, какого рода институционные единицы извлекают пользу из их деятельности.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хозяйства, относятся организации, предоставляющие блага домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, которые не являются экономически важными.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, подразделяются на два вида:

1. Некоммерческие организации, которые создаются ассоциациями лиц для обеспечения услугами (реже товарами) самих участников. Услуги оказываются им бесплатно и финансируются за счет регулярных членских отчислений или взносов. Это профессиональные или научные общества, политические партии, профсоюзы, ассоциации потребителей, религиозные общества, общественные и культурные учреждения, спортивные клубы, а также клубы, создаваемые для целей отдыха и развлечения.

2. Некоммерческие организации, образованные для оказания помощи домашним хозяйствам. К ним относятся, прежде всего, благотворительные организации. Такие некоммерческие организации бесплатно предоставляют блага домашним хозяйствам, в том числе тем, которые пострадали в результате стихийных бедствий, военных действий.

Ресурсы таких некоммерческих организаций создаются в основном за счет денежных средств и материальных ценностей, поступающих от населения, предприятий, правительства, а также аналогичных зарубежных организаций.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5675873/page:94/