Как рассчитать коэффициент эластичности

Как построить график спроса и предложения в Excel

Спрос – это желание обладать товаром или услугой, подкрепленное возможностью. То есть «хочу и могу». Не просто потребность, а платежеспособность в отношении определенного продукта в существующих рыночных условиях.

Величина спроса – число товаров и услуг, которое человек готов купить в данный момент, в данном месте, за данную цену.

На величину объема сбыта влияют прямо и косвенно множество факторов:

  1. активность рекламной кампании;
  2. мода;
  3. вкус покупателя, ожидания;
  4. размер дохода потребителя;
  5. полезность товара;
  6. доступность;
  7. стоимость схожих категорий товаров и т.д.

Зависимость между величиной спроса и факторами – это функция спроса. В экономической практике принято рассматривать функцию спроса от цены. В данном случае все определяющие величину спроса факторы считаются неизменными.

Графическая иллюстрация функции спроса от цены – кривая спроса. Основное свойство данного экономического параметра: уменьшение цены ведет к возрастанию сбыта продукта. И, напротив, высокая стоимость продукта ограничивает спрос на него.

Обратная зависимость имеет фундаментальный характер. Потому ее считают законом спроса. Изобразим его наглядно с помощью графика.

  1. Внесем данные по ценам на товар и по количеству проданных единиц в шкалу спроса:
  2. Переходим на вкладку «Вставка», инструмент «Диаграммы» — выбираем тип графика.
  3. Для настройки делаем график активным, чтобы появилось дополнительная группа закладок под названием «Работа с диаграмами». Выбераем закладку «Конструктор», а в ней инструмент «Выбрать данные».
  4. В окне «Выбор источника данных» из левой колонки «Элементы легенды (ряды)» удаляем данные «Продано».
  5. В этом же окне в правой колонке «Подписи горизонтальной оси (категории)» жмем «Изменить».
  6. Выделяем диапазон ячеек B2:B6 чтобы автоматически заполнить параметрами поле в появившимся окне «Подписи оси».

Обратите внимание! Количество продукции – ось абсцисс (горизонтальная). Цена – ось ординат (вертикальная).

Полноценный анализ ситуации на рынке невозможен без рассмотрения предложения. Это совокупность продуктов и услуг, которые присутствуют на рынке и предлагаются продавцом покупателю за определенную цену.

У данной экономической категории есть величина (число товаров и услуг, предлагаемых в конкретный временной промежуток, в конкретном месте, по определенной цене).

Цена предложения – прогнозируемый показатель. Это минимальная сумма, за которую продавец согласен предложить потребителю свой товар.

Объем предложения зависит, соответственно, от цены. Только в данном случае наблюдается обратная зависимость (ср.: объем): чем ниже цена, тем меньше предлагаемой продукции. Продавец лучше придержит часть товара на складе, чем отдаст за бесценок. Хотя на объем предложения влияет не только стоимость.

Функция предложения от цены показывает зависимость величины предложения от его денежной оценки.

Добавим в демонстрационную табличку еще один столбец. Условно назовем его «Предложено»:

Теперь отобразим на графике сразу 2 показателя: «Спрос» и «Предложение». В одной области. Для этой цели подойдет точечная диаграмма.

Выделяем таблицу с исходными данными и выберем инструмент: «Вставка»-«Точечная»-«Точечная с гладкими кривыми и маркерами».

Снова выбираем «Конструктор»-«Выбрать данные» и задаем параметры в окне «Изменение ряда» для графиков:
спрос: предложение:

Следим, чтобы горизонталь показывала количество, а вертикаль – цену. Получаем результат:

Интерпретируем. Пересечение графиков иллюстрирует становление равновесной цены (50 рублей) и равновесного количества продаж (300 единиц). Область выше равновесной цены – избыток продукции. Производитель вынужден постепенно уменьшать стоимость. Область ниже равновесной цены – дефицит. Цены будут повышаться.



Понятие эластичности спроса и виды

Определение 1

Эластичность спроса – это степень интенсивности изменения количества покупательского спроса в ответ на изменение ряда факторов: цены, дохода потребителя, влияние товаров-конкурентов.

Изучение эластичности спроса имеет сугубо практическое значение. Каждый производитель хочет знать реакцию потребителя на свои действия, заключающиеся в изменении цены и ассортимента продукции. В целях прогнозирования объема продаж и выручки необходимо предугадывать изменение в поведении покупателя.

В зависимости от эластичности спроса на них различают 2 гуппы товаров:

  1. Эластичным спросом обладают следующий виды товаров:

    • бытовая техника, мебель и цифровая техника, предметы одежды (нормальные товары);
    • драгоценности и ювелирные изделия (предметы роскоши);
  2. Неэластичным спросом обладают следующие категории товаров:

    • лекарства, предметы еды (товары первой необходимости);
    • товары, которые представляются в стоимостном плане незначительными для потребительского бюджета (мелкие товары: канцелярские принадлежности, предметы личной гигиены и т.д.).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Расчет коэффициентов эластичности спроса

Эластичность спроса на товар измеряется при помощи коэффициента эластичности.

Определение 2

Коэффициент эластичности спроса на товар отражает количественную величину изменения спроса в ответ на изменение величины определенных факторов: цены, дохода, цен других товаров).

Исчисляется коэффициент эластичности спроса в процентах и указывает на процентное изменение спроса на товар в зависимости от изменения указанных выше факторов.

Замечание 1

Ценовая эластичность спроса отражает зависимость изменения количества приобретаемой покупателем продукции от изменения цены на нее.

Коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле: $Edp = ∆Q(P) / ∆P$, где:

  • $Q$ – количество приобретаемой продукции (объем спроса);
  • $P$ – цена продукции.

Исходя из значения коэффициента эластичности, различают:

  • абсолютную эластичность – даже незначительное изменение факторов, воздействующих на спрос, приводит к неограниченному изменению величины спроса (вплоть до бесконечности) — $Edp = │-∞│$
  • эластичный спрос – при котором темпы изменения факторов, влияющих на спрос, ниже, чем темпы изменения спроса — $Edp ≥ │(-1)│$;
  • неэластичный спрос – при котором темпы изменения факторов, влияющих на спрос, выше, чем темпы изменения спроса — $-1 ≤ Edp ≤ 0 $;
  • единичную эластичность – темп роста факторов, влияющих на спрос аналогичен темпу роста спроса -$ Edp = │(-1)│$ ;
  • абсолютную неэластичность – как бы не менялись факторы, влияющие на спрос, его величина остается неизменной — $Edp = 0$.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса:

  • Доля расходов на искомый товар в бюджете семьи;
  • Потребительская значимость искомого товара;
  • Невозможность (наличие возможности) замены искомого товара;
  • Фактор времени: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период.

Эластичность спроса по доходу отражает изменение количества приобретаемой покупателем продукции от изменения уровня дохода. Рассчитывается коэффициент эластичности спроса по доходу по следующей формуле: $Edp = ∆Q(I) / ∆I$, где:

  • $Q$ – количество приобретаемой продукции (объем спроса);
  • $I$ – доход потребителя.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по доходу:

  • Категория товара: товар роскоши, товар первой необходимости, нормальный товар или некачественный товар;
  • Доля товара в бюджете семьи (иерархия)
  • Вкусовые предпочтения.

Измеряя эластичность спроса по доходу, определяют принадлежность товара к той или иной категории. При изменении дохода меняется спрос на различные категории товара.

Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение количества приобретаемого продукта $A$ в зависимости от изменения цены на товар $B$. Рассчитывается коэффициент перекрестной эластичности по следующей формуле: $Edp = ∆Q(Pa) / ∆Pb$, где:

  • $QPa$– количество приобретаемой продукции одного товара (товар $A$);
  • $Pb$ – цена другого товара (заменителя или дополнителя).

При этом различают:

  • Взаимозаменямые товары – например, свинина и говядина: рост цены на свинину вызовет рост спроса на говядину.
  • Взаимодополняемые товары – например, автотранспортное средство и бензин: рост цен на бензин может привести к сокращению потребления автомобилей (транспортных услуг).
  • Нейтральные товары – изменение цены одного товара не приведет ни к какому изменению спроса на другой товар. Например: одежда и автомобиль.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/rynok/raschet_elastichnosti_sprosa/

>Формула коэффициента эластичности

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Вычислить показатель эластичности спроса по цене, если известно, что цена выросла на 5%, а спрос при этом уменьшился на 2%. Какой вид эластичности характерен для данной ситуации?
Решение Формула эластичности спроса по цене для решения данной задачи выглядит так:

Е = ∆Q / ∆P (%)

Е = -2%/5% = -0,4

Вывод. Мы видим, что значение эластичности меньше единицы, поэтому спрос можно определить как неэластичный. Отрицательное значение показателя не принимается во внимание, так как показатель определяется по модулю.

Ответ Е = — 0,4, спрос неэластичный

ПРИМЕР 2

Задание Рассчитать коэффициент эластичности предложения, если цена продукции составляет 85 рублей, при этом предложение – 200 штук. При росте цены до 105 рублей, предложение увеличилось на 100 штук.
Решение Простыми расчетами мы определим, что во втором случае предложение составит 300 штук.

Формула коэффициента эластичности предложения по цене для данной задачи:

Es = (Q2-Q1)/(Q2 + Q1) ^ (P2-P1)/(P2+P1)

Es = (300-200)/(300+200) ^ (105 – 85)/(105+85) = 100/500 : 20/190 = 1,9

Вывод. Мы видим, что эластичность предложения больше единицы, что говорит о том, что предложение эластично.

Ответ Е = 1,9

Источник: http://ru.solverbook.com/spravochnik/formuly-po-ekonomike/formula-koefficienta-elastichnosti/