Инструктаж по охране труда

Обязательно ли в организации иметь ответственного за охрану труда

Работодатель должен создать службу или ввести должность специалиста по охране труда, если одновременно выполняются два условия: численность сотрудников превышает 50 человек и компания ведет производственную деятельность (ч. первая ст. 217 ТК РФ). Если сотрудников не более 50, то работодатель решает вопрос о создании службы охраны труда или введении должности штатного специалиста с учетом специфики производственной деятельности (ч. вторая ст. 217 ТК РФ).

Многие организации, особенно небольшие, считают, что положения статьи 217 Трудового кодекса на них не распространяются, так как они оказывают различные услуги и у них нет вредного производства. Однако такая трактовка неверна и грозит работодателю привлечением к административной ответственности. Трудовой кодекс относит к производственной деятельности не только изготовление и переработку продукции, сырья, но и строительство, оказание услуг (ч. девятая ст. 209 ТК РФ). Например, банковская деятельность, связанная с кредитованием, расчетами и кассовыми операциями, хранением и перевозками ценностей, относится к сфере услуг. Поэтому положения статьи 217 Трудового кодекса распространяются на кредитные организации (письмо Центрального банка РФ от 13 марта 2007 г. № 31-3-8/562).

Если в штате компании состоит не более 50 сотрудников и характер деятельности позволяет не вводить службу или должность специалиста по охране труда, то их функции выполняют (ч. третья ст. 217 ТК РФ):

  • – руководитель организации или другой уполномоченный им сотрудник;
  • – работодатель – индивидуальный предприниматель;
  • – организация или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору.

Таким образом, любой компании необходимо определить, кто в ней отвечает за охрану труда. Если этот вопрос не решен, ответственным считается руководитель организации.

Вводим в штат должность специалиста по охране труда

Руководитель компании самостоятельно решает – создать службу охраны труда или ввести должность специалиста. Это зависит от численности сотрудников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов, влияющих на объем задач для службы охраны труда (ч. четвертая ст. 217 ТК РФ, п. 14 Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14). Исходя из этих критериев, функции по охране труда могут возлагаться (п. 3.1.1 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10, далее – Межотраслевые нормативы): Важная статья: «Мероприятия по охране труда: кто имеет право учить сотрудников и как составить программу обучения?» (№ 11, 2014)

  • – на бюро охраны труда со штатом три–пять единиц или отдел со штатом от шести единиц – в организациях с численностью более 700 человек;
  • – на отдельного специалиста по охране труда – в организациях с численностью сотрудников до 700 человек, при отсутствии рабочих, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.

Если руководитель компании решил ввести должность специалиста по охране труда, нужно внести изменения в штатное расписание. Об этом издается соответствующий приказ. К кандидату на должность штатного специалиста по охране труда предъявляются достаточно высокие квалификационные требования (таблица ниже). С лицом, принятым на должность специалиста по охране труда, заключается трудовой договор (ст. 57 ТК РФ). Обязанности работника, вытекающие из трудовой функции, следует конкретизировать в должностной инструкции (письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6).

Назначаем ответственного за охрану труда, не вводя отдельную должность

Если в штате нет службы или специалиста по охране труда, то работодатель может возложить соответствующие обязанности на другого сотрудника организации (ч. третья ст. 217 ТК РФ). Это возможно с согласия работника. Требования к необходимой компетентности (образование, опыт работы, подготовка) ответственного должен определить сам работодатель. Обязанности по соблюдению правил охраны труда можно распределить между несколькими сотрудниками, например, руководителями структурных подразделений организации.

Определившись с конкретной кандидатурой, необходимо издать приказ о назначении ответственного. Поскольку происходит увеличение объема работы сотрудника, также следует урегулировать вопрос о дополнительной оплате. В зависимости от количества новых обязанностей сотрудника их можно отразить в приказе, внести изменения в должностную инструкцию или заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Определяя обязанности ответственного за охрану труда, можно руководствоваться теми же нормативными актами, что и при разработке должностной инструкции специалиста по охране труда, с учетом специфики деятельности организации.

Выбранного работника нужно направить на обучение по охране труда (Порядок, утвержденный постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29). После учебы и проверки знаний этот сотрудник будет выполнять обязанности ответственного по охране труда наряду с основной работой.

Нормативная база

Документ Поможет вам
Статья 217 ТК РФ Узнать, кто может быть ответственным за охрану труда в организации
Статья 60.2 ТК РФ, п. 16 Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 Понять, что возложить на сотрудника дополнительные обязанности по охране труда можно только с его согласия
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 Определить численность работников службы охраны труда в организации

Ответственный за охрану труда должен пройти обучение

Иван Иванович, как определиться, кого назначить ответственным за охрану труда на небольшом предприятии? Должен ли директор или другой специалист, отвечающий за охрану труда, пройти дополнительное обучение?

И.И. Шкловец: Выбор зависит от специфики деятельности компании. Определиться помогут Рекомендации Минтруда. В течение месяца после назначения на должность специалист по охране труда должен пройти подготовку в обучающей организации по специальной программе. Но если у него есть профильное образование по специальности «охрана труда» или «безопасность технологических процессов и производств» либо не менее 5 лет непрерывного стажа в области охраны труда, обучение и проверку знаний можно не проходить в течение года после поступления на работу. Далее специальное обучение надо проходить по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года.

После завершения обучения и сдачи экзамена руководителям и специалистам выдается удостоверение о прохождении обучения и проверке знаний.

Есть ли при Роструде учебные заведения, где можно пройти обучение бесплатно? Можно ли пройти обучение самостоятельно и только сдать экзамен?

И.И. Шкловец: Роструд не располагает подведомственными учебными заведениями. Пройти обучение можно в учреждениях профессионального образования и учебных центрах, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности. Либо в самой организации, если у нее есть такая лицензия, необходимый преподавательский состав и материально-техническая база. Обучение ведется платно. Не следует пытаться обучиться самостоятельно.

Ответственный за охрану труда директор или специалист должен провести инструктаж по охране труда и технике безопасности со всеми работниками. Достаточно ли сделать это один раз или работников, в том числе офисных, надо инструктировать регулярно?

И.И. Шкловец: Со всеми принимаемыми на работу лицами надо провести вводный инструктаж по утвержденной работодателем программе: ознакомить с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, рассказать о требованиях охраны труда, ознакомить с инструкцией по охране труда, обучить безопасным приемам работы. Вводный инструктаж проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом возложены эти обязанности.

Кроме вводного инструктажа по охране труда, каждый работник должен пройти первичный инструктаж на рабочем месте. Первичный инструктаж надо проводить и с работниками, переведенными из другого структурного подразделения, с работниками, которым поручается выполнение новой для них работы, а также с командированными работниками сторонних организаций. Первичный инструктаж на рабочем месте проводит непосредственный руководитель работ (мастер, прораб, преподаватель), прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Повторный инструктаж по этой же программе проводится со всеми работниками, в том числе офисными, не реже одного раза в 6 месяцев.

В каких случаях надо проводить внеплановый инструктаж?

И.И. Шкловец: Внеплановый инструктаж проводится, например, при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда. Также необходимо провести внеплановый инструктаж, если из-за нарушения работниками требований охраны труда возникла угроза несчастного случая.

Надо ли проводить внеплановый инструктаж, если работникам поставили новые компьютеры?

И.И. Шкловец: Замена компьютеров, как правило, не влияет на безопасность труда, поэтому внеплановый инструктаж проводить не требуется.

Какими документами надо оформить проведенный инструктаж?

И.И. Шкловец: Любой инструктаж (вводный, первичный, повторный, внеплановый) завершается устной проверкой приобретенных работниками знаний и навыков безопасных приемов работы. Проверку проводит тот же сотрудник, который вел инструктаж.

Проведение каждого инструктажа надо зарегистрировать в специальном журнале, инструктирующий и инструктируемый должны поставить свои подписи.

Как правильно составить инструкцию по охране труда и технике безопасности?

И.И. Шкловец: Правила и инструкции по охране труда для работников работодатель должен составлять с учетом мнения профсоюза или иного уполномоченного работниками органа. При разработке инструкций по охране труда можно воспользоваться Методическими рекомендациями.

Инструкция по охране труда разрабатывается исходя из должности работника, его профессии или вида выполняемой работы на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда. Если типовой инструкции по такой профессии нет — на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда.

Надо ли составлять отдельную инструкцию на каждого работника или на каждую должность?

И.И. Шкловец: Как правило, инструкции разрабатываются для группы работников по одноименной должности или профессии. Но можно разработать отдельную инструкцию и для каждого конкретного работника.

Если сотрудник, ответственный за охрану труда, уволился, а новый еще не назначен, может ли организация быть оштрафована?

И.И. Шкловец: При увольнении специалиста обязанность по выполнению требований в области охраны труда возлагается на руководителя. Когда специалист по охране труда увольняется, надо заблаговременно позаботиться о замене.

Результаты проведения спецоценки условий труда должны передаваться в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Для чего создана эта система? Заработала ли она с 1 января?

И.И. Шкловец: Государственная информационная система учета результатов проведения спецоценки работала и раньше, только называлась она Автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда (АС АКОТ). Решением Минтруда ее название приведено в соответствие с названием, предусмотренным Законом № 426-ФЗ. Сведения о результатах спецоценки, которые передаются в Роструд, заносятся в эту систему.

Создана она для того, чтобы ее могли использовать федеральные и региональные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды. Например, информация используется для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда, для расчета скидок или надбавок к страховому тарифу по взносам в ФСС на обязательное социальное страхование от несчастных случаев, для обоснования финансирования за счет средств ФСС мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Информация из системы также нужна для определения связи заболеваний работника с вредными и опасными производственными факторами на его рабочем месте, для расследования несчастных случаев на производстве.

А смогут ли использовать данные этой системы работодатели и работники?

И.И. Шкловец: Непосредственные пользователи системы — органы власти и внебюджетные фонды. Ограниченный доступ к системе связан с соображениями безопасности.
А работодатели и работники смогут получать необходимую им информацию, обращаясь за такой услугой в Роструд. Например, если работнику нужно подтвердить, что у него было рабочее место с вредными факторами. А работодателю могут понадобиться данные о результатах проведенной спецоценки, если он, например, потерял свою отчетность. Или если нашел в документах о спецоценке, полученных от оценивающей организации, исправления или подчистки, на которые сразу не обратил внимания. Также работодатель может сделать запрос и уточнить данные, если при проверке инспектор по труду обнаруживает разночтения в документах, имеющихся у работодателя и в информационной системе.

Услуга оказывается бесплатно. Для этого надо направить в Роструд заявление в электронном виде.

Если организация, проводившая спецоценку, не передаст информацию в систему учета, какие будут последствия для нее и для работодателя?

И.И. Шкловец: Организация, проводившая спецоценку условий труда, должна передать сведения в информационную систему в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах спецоценки. За невыполнение этого требования ей грозит штраф: для должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб., для организации — от 70 000 до 100 000 руб.

Если работодателю станет известно, что организация, проводившая спецоценку, не передала в установленный срок сведения в информационную систему, он вправе сделать это сам. Но никакая ответственность ему не грозит.

Источник: https://glavkniga.ru/news/4046