Финансы и государство

Государственные и муниципальные финансы

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления. Государственные финансы способствуют реализации социальной политики, поддерживают отдельные отрасли народного хозяйства, обеспечивают обороноспособность и безопасность государства. Управляя государственными финансовыми потоками, руководство страны способно решать самые разнообразные задачи, такие как поддержание темпов экономического роста, регулирование уровня ссудного процента, недопущение падения национальной валюты, сглаживание конъюнктурных колебаний рынков.

Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которые в определенном размере сосредоточиваются в органах государственной власти и местного самоуправления для обеспечения покрытия расходов, необходимых для реализации государством и местными органами власти своих функций.

Государственные и муниципальные финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств, с целью выполнения государством своих функций.

В состав государственных и муниципальных финансов входят системы: государственного и муниципального кредитования, бюджетных, внебюджетных фондов (рис. 1.2).

В Российской Федерации государственные финансы включают в себя: финансы федеральных органов власти, финансы органов власти субъектов РФ, местные финансы. Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

Рис. 1.2. Состав государственных и муниципальных финансов

В структуре государственных и муниципальных финансов основной составляющей выступает взаимосвязь бюджетов трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного, а также возможность получить финансовую помощь из бюджета вышестоящего уровня. Данные взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для сбалансированности бюджетов была создана система перераспределения средств между бюджетами разных уровней в рамках помощи, оказываемой бюджетам нижестоящих уровней вышестоящими.

Функции государственных финансов

Сущность государственных и муниципальных финансов как экономической категории находит свое отражение в реализуемых ими функциях, исследование которых необходимо для осуществления государственной финансовой политики. Наиболее важными являются следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

Планирование подразумевает формулировку целей и выбор путей их достижения на основании имеющихся финансовых ресурсов, учитывая разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. С помощью этой функции органы государственной и муниципальной власти производят распределение ограниченного объема финансовых ресурсов с учетом приоритетов и сложившейся экономической ситуации. Реализуется эта функция путем составления прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов па следующий финансовый год и трехлетний период, проектов адресных инвестиционных программ, других необходимых документов и расчетов.

Функция организации предусматривает необходимость организации порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбора уполномоченных кредитных учреждений, разграничения полномочий между различными уровнями власти, а также прав и обязанностей законодательных и исполнительных органов власти в ходе бюджетного процесса. Она затрагивает как бюджетное устройство, так и бюджетную классификацию.

Функция стимулирования предполагает оказание государственной поддержки и содействие отдельным отраслям народного хозяйства и регионам. Реализуя данную функцию путем осуществления бюджетных расходов, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

Функция контроля позволяет выяснить, своевременно ли и полностью ли финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, в каких пропорциях распределяются бюджетные средства, насколько эффективно они используются. Контроль над исполнением бюджета возложен на законодательные и исполнительные органы власти. Существуют следующие формы контроля:

  • – предварительный, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов;
  • – текущий, производимый в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных органов власти);
  • – последующий, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Важнейшими проблемами в сфере государственных и муниципальных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, совершенствование налоговой системы, повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности и др.

Источник: https://studme.org/39810/finansy/gosudarstvennye_munitsipalnye_finansy

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В. В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. — М.: «Альпина Паблишер», 2010. — 552 с. — ISBN 978-5-9614-1062-4.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%8B

>Государственные финансы

Государственные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов.

Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:

Перераспределения функция – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

2) содержание за счет бюджета учреждений непроизводственной сферы;

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Источник: https://fingramm.ru/goc-financi.html

Состав и звенья государственных финансов

Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).

Рисунок 3. Звенья государственных финансов

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.

По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :

  • 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
  • 2)местные (муниципальные).

Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении — от государства предприятиям, организациям, населению.

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов — финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .

Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.

Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

  • 1) средства республиканского бюджета;
  • 2) золотовалютные запасы государства;
  • 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
  • 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству — в казну — становящееся казенным.

Местная казна включает:

  • — средства местного бюджета;
  • — необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.

В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.

Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.

2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.

В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Источник: https://studwood.ru/1293569/finansy/sostav_zvenya_gosudarstvennyh_finansov

>Виды государственных финансов

Понятие государственных финансов

Государственные финансы относятся к одной из наиболее важных сфер финансовых отношений, функционирующих на уровне национальной экономики страны в целом.

Определение 1

В общем смысле под ними принято понимать отношения денежного характера, которые формируются и реализуются в сфере финансовых ресурсов, которыми распоряжается государство и использует их для материального обеспечения процессов обороны и управления.

Финансы государства отражают собой экономические отношения, непосредственно связанные с процессами обеспечения аппарата государственной власти финансовыми источниками, необходимыми для выполнения его прямых функций.

Базовые функции государства, реализация которых в той или иной степени обеспечивается посредством государственных финансов, представлены на рисунке 1.


Рисунок 1. Базовые функции государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Посредством государственных финансов обеспечивается удовлетворение потребностей государства и общества в финансовых (денежных) средствах. Реализация финансов на государственном уровне способствует достижению базовых целей развития общества.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Объемы государственных финансов, равно как и их положение в национальной финансовой системе предопределяются масштабностью финансовых средств, необходимых правительству для исправного выполнения своих обязательств перед обществом.

Структурные элементы государственных финансов

Государственные финансы входят в состав общей финансовой системы страны и фактически являются ее главным звеном. Их структурными элементами выступают:

  • государственный бюджет различных уровней власти;
  • внебюджетные фонды государства;
  • государственный кредит;
  • финансы прочих госструктур.

Определение 2

Под государственным бюджетом принято понимать финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Фактически он представляет собой баланс доходной и расходной части государственных финансов за фиксированный временной промежуток.

Под доходами государства следует понимать систему денежных отношений, связанную с формированием финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и его предприятий.

Государственные расходы представляют собой денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в виду использования ранее аккумулированных доходов государства.

Внебюджетные фонды государства включают в себя фонды денежных средств, основной целью которых выступает финансовое обеспечение прав населения на получение пособий и пенсия, оказание медицинской помощи охрану здоровья. Подобные фонды формируются за пределами бюджета государства, но регулируются им.

Отличительной чертой внебюджетных фондов государства выступает их двойственная природа:

  • с одной стороны они представляют собой конкретную финансовую структуру, обладающую четко определенными целями и задачами;
  • с другой стороны они отождествляют собой экономические отношения перераспределительного характера.

Государственный кредит отождествляет собой задолженность государства перед иными субъектами государственных финансов – населением и предпринимательскими структурами. Его величина регулируется на законодательном уровне и свидетельствует о рациональности финансовой политики и эффективности ее реализации.

Помимо всего прочего, выделяют также финансы прочих государственных структур – бюджетных учреждений и организацией с долей государственного участия.

Структурный состав государственных финансов открывает широкие возможности для их типологизации.

Типология государственных финансов

Государственные финансы могут быть подвергнуты множественной классификации по различным основаниям. Как минимум они могут быть представлены в виде доходов и расходов бюджета, а также в виде финансов отдельно взятых субъектов финансовых отношений.

С точки зрения структуры государственной власти принято выделять два основных вида государственных финансов. В общем виде они представлены на рисунке 2.


Рисунок 2. Виды государственных финансов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, к первой группе относятся финансы федеральных органов государственной власти. Иначе их принято называть федеральными финансами. Ко второй группе причисляют финансы органов государственной власти отдельно взятых субъектов федерации, представленные финансами регионов и муниципалитетов.

Замечание 2

Каждый вид финансов государства обладает собственной структурой.

Государственные финансы федерального уровня власти представлены федеральным бюджетом и бюджетами внебюджетных государственных фондов, а также государственным кредитом и финансами государственных унитарных предприятий и корпораций с государственным участием.

Структурный состав региональных финансов представлен бюджетом субъекта федерации, а также территориальными фондами медицинского страхования.

Государственными финансами распоряжаются различные органы государственной власти, в зависимости от их вида и иерархии. Так, например, федеральные финансы подконтрольны государственным органам власти федерального уровня, а региональные финансы – находятся в распоряжении государственных органов власти субъекта. Управление муниципальными финансами осуществляется посредством органов местного самоуправления.

Основные виды финансов различаются и по своим сущностным характеристикам, определяющим их содержание.

Для государственных финансов федерального уровня характерен стратегический характер использования и большой территориальный охват. Фактически они обслуживают потребности страны в целом, включая все ее регионы. Особую роль здесь играет контроль целевого и эффективного использования государственных финансов.

Региональные финансы используются для обеспечения выполнения государством его функций на уровне отдельно взятых регионов. В данном случае финансовые средства аккумулируются из двух источников:

  • ресурсы, выделяемые федеральным центром;
  • доходы собственных источников.

В данном случае контроль целевого и эффективного использования финансов государства осуществляется на уровне его регионов.

Наконец, муниципальные финансы обеспечивают органы местного самоуправления финансовыми ресурсами в объемах, достаточных для самостоятельного решения ими вопросов местного значения.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/gosudarstvennye_finansy_i_ih_razvitie/vidy_gosudarstvennyh_finansov/

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др.)