Финансовый омбудсмен

Содержание

Кто такой омбудсмен и что входит в его функции


Новости и общество 3 мая 2014

Людям, которые далеки от законодательства и политики, неизвестно, кто такой омбудсмен и каковы его функции. Большинство граждан по своей неосведомленности даже не подозревают, что, обратившись к этому чиновнику, можно решить ряд вопросов, которые сложно урегулировать с другими органами (прокуратурой, судом, прочее).

Кто такой омбудсмен

Омбудсмен – это чиновник или должностное лицо, назначенное на эту должность для совершения контроля над деятельностью министерств, ведомств и других правительственных органов. Он действует как по жалобам граждан, так и по собственной инициативе и руководствуется не только законодательством, но и справедливостью.

Например, омбудсмен в России – это Уполномоченный по правам человека. В принципе, в любой стране, где предусмотрена такая должность, омбудсмен может решать вопросы, касающиеся невыполнения своих обязанностей или злоупотребления своими полномочиями должностными лицами, в результате чего возникают споры между гражданином и властями.

История возникновения должности «омбудсмен»

Согласно истории, впервые значение “омбудсмен” (слова) было расшифровано еще в XVI веке в Швеции. Чиновник, занимающий эту должность, контролировал работу суда: прозрачность проведения судебных заседаний, справедливость вынесения приговоров.

После разгрома шведов под Полтавой компетенция омбудсмена была значительно расширена. Ввиду того, что король Швеции Карл Xll долгое время пребывал в Турции, система управления пришла в упадок и требовала капитального наведения порядков.

На пост омбудсмена был назначен чиновник (Королевский омбудсмен юстиции), который контролировал деятельность правительственных чиновников. Второй омбудсмен, роль которого заключалась в контроле королевской администрации и органов правосудия, получил звание канцлера юстиции.

В 1809 году в Швеции появился институт омбудсмена юстиции, который был отделен от того, что был подчинен королю.

Таким образом, канцлер стоял на защите короля, а парламентский омбудсмен – на защите интересов крестьян и рабочих. На сегодняшний день значение слова “омбудсмен” не понаслышке знает население таких стран, как Дания, Россия, Украина, Швеция, Норвегия, Италия, Польша, Португалия, Великобритания, Франция, ЮАР и т. д.

Кто может обращаться к омбудсмену?

Омбудсмен по правам человека рассматривает жалобы от частных лиц, которые являются гражданами страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые имеют разрешение на жительство или просто находятся на территории государства. Принимаются жалобы людей, которые до этого обращались суд или административные органы, но не согласны с вынесением решения или же заметили какие-либо нарушения, подвергались дискриминации, недовольны полным бездействием.

Основные задачи уполномоченного по правам человека

Основные задачи омбудсмена, независимо от страны, в которой он занимает свою должность:

  • Восстановление справедливости и прав, которые были нарушены.
  • Ведение деятельности, направленной на развитие международных отношений в области прав человека.
  • Просвещение граждан относительно их прав.
  • Совершенствование правового законодательства страны относительно граждан.
  • Контроль над работой государственных структур.

Институт омбудсмена в России

Впервые должность уполномоченного по правам человека в России появилась в 1994 году. Первый омбудсмен РФ – Сергей Ковалев – был назначен Государственной Думой. В 1998-2004 годах эту должность занимал О. Миронов, а с 2004 года – В. Лукин. В России существует закон «Об Уполномоченном по правам человекам в РФ», на основе которого и выполняют свои обязанности эти специалисты.

Что означает омбудсмен у россиян? Если говорить коротко, то это посредник между пострадавшей стороной (гражданином) и должностными лицами, который защищает права и интересы граждан.

Но его деятельность не ограничивается одним лишь рассмотрением жалоб или заявлений.

Омбудсмен по своей инициативе проводит расследование, собирая информацию о грубых нарушениях или полном бездействии каких-либо органов.

Полномочия омбудсмена по правам человека в России

Омбудсмен в России, который занимается защитой прав граждан, обладает рядом полномочий:

  • Защищает права граждан, а также следит за их соблюдением государственными органами и должностными лицами.
  • Выступает с докладом перед Государственной Думой с просьбой организовать парламентскую комиссию для расследования фактов массового нарушения прав граждан.
  • При выявлении фактов нарушения обращается с ходатайством о возбуждении уголовного дела или административного производства относительно должностного(ых) лица (лиц).
  • Обращается с ходатайством о проверке правильности принятого судом решения (постановления или приговора), вступившего в силу.
  • Обращается в суд с просьбой о защите прав и свобод граждан, которые были нарушены неправомерными действиями или бездействием госорганов или должностного лица.
  • Обращается в Конституционный Суд относительно нарушений конституционных прав граждан.

Кто такой омбудсмен финансовый? Это чиновник, который помогает урегулировать ряд спорных вопросов, возникших между гражданином и банком.

Это может быть вопрос о возврате денег на кредитные карты, необоснованно завышенные пени и штрафы по долгосрочным кредитам, переоформление кредита из иностранной валюты в национальную.

Также финансовые омбудсмены решают вопросы относительно неправомерных действий коллекторских контор и их сотрудников.

Но наиболее частыми являются жалобы относительно отказа банков в реструктуризации кредита.

Это связано с увеличением суммы задолженности вместе со штрафами и пеней, которую в результате практически невозможно выплатить.

Задача омбудсмена – провести переговоры с банком и убедить его пойти на уступки в виде частичного снятия санкций при условии выплаты оставшейся суммы по согласованному графику.

Страховой омбудсмен

Не менее востребовано вмешательство омбудсмена (кто такой омбудсмен, мы рассмотрели выше) в сфере страхования. Некоторые страховые компании нарушают условия договора, если сумма страховки незначительная, надеясь, что клиент не начнет судебную волокиту.

Страховые омбудсмены работают практически во всех странах, где предусмотрена эта должность. Например, европейские страховые компании относятся к ним уважительно, так как полномочия этих чиновников довольно широки, и они имеют достаточно прав.

Более того, европейским компаниям невыгодно экономить на невыплатах страховок, так как услуги омбудсмена оплачивают они же, а не страхователи.

Также хорошо развит институт омбудсмена в Германии. Единственным минусом системы является то, что пользоваться услугами чиновников могут только члены профсоюзов страховых организаций, и при передаче дела в прокуратуру влияние омбудсмена на исход дела завершается.

Омбудсмен для предпринимателей

Омбудсмен предпринимателей как отдельная самостоятельная должность появился не так давно. В перечень его обязанностей входит:

  • Подача исковых заявлений, направленных на защиту прав предпринимателей.
  • Выполнение функций защитника в суде по делам предпринимателей.
  • Оформление и подача запросов в органы власти на государственном и местном уровне по делам предпринимателей.
  • Посещение и консультации подозреваемых или осужденных граждан, дела которых связаны с предпринимательской деятельностью.

Особенности института омбудсменов по защите прав населения

Исходя из опыта европейских стран, становится ясно, что, прибегая к помощи омбудсмена, можно решить ряд мелких конфликтов. Но существуют и минусы в этой системе. Например, решение, которое принял омбудсмен Украины, в течение двух лет носит добровольный характер для страховых и кредитных организаций.

И только по истечении этого времени оно становится обязательным для исполнения. Также омбудсмен не может рассматривать спорные вопросы, которые были переданы в суд или по которым уже вынесено решение арбитража.

Плюсами системы является то, что потребителям больше не потребуется обращаться в суды и тратить свое время (и деньги на адвокатов).

Детский омбудсмен

Детские омбудсмены стоят на защите прав несовершеннолетних граждан страны. В их обязанности входит:

  • Защита и восстановление прав ребенка.
  • Консультации, просвещение, обучение детей относительно их прав.
  • Работа с федеральными органами, органами местной и государственной власти по запросам и получению необходимых сведений или документов.
  • Посещение организаций и органов власти для получения разъяснений, проверки их деятельности, связанной с правами и свободами детей.
  • Подготовка и направление в соответствующие органы рекомендации по улучшению их работы относительно соблюдения прав ребенка.
  • Привлечение специалистов для проведения аналитических работ, которые касаются защиты прав детей.

В некоторых странах предусмотрена должность школьного омбудсмена. Он оказывает помощь всем участникам образовательного процесса: детям, преподавателям и родителям. К нему могут обращаться все, кто считает, что происходят нарушения прав учеников в процессе обучения.

Это может быть непонимание между преподавателем (администрацией школы, классным руководителем) и школьником, а также необходимость в консультации относительно прав ребенка в рамках школы, разъяснение организационных вопросов, гигиенических норм, нормативов, прочего.

Также, обратившись к омбудсмену, можно вносить свои предложения относительно усовершенствования учебного процесса и заведения. Уполномоченный по правам в школе работает в таких направлениях:

  • Активное участие в Школьном совете, целью которого является улучшение работы органов управления.
  • Работа, направленная на профилактику вредных привычек школьников.
  • Контроль за соблюдением всех прав и свобод учеников.
  • Работа с родителями и родительским комитетом, направленная на улучшение отношений в семье.
  • Психологическая и правовая поддержка школьных сотрудников, направленная на профилактику эмоционального выгорания.

Как работает эта система

Независимо от направления, в котором работает омбудсмен, схема его действий практически стандартная. Как уже упоминалось выше, работает он на основании полученной от частного лица жалобы или же по своей инициативе. Уполномоченный не может разбирать дело, которое передано в суд. На период рассмотрения спорного вопроса омбудсменом заявитель обязуется не передавать дело в суд.

Перед обращением к данному специалисту гражданин должен в письменном виде направить жалобу в банк или страховую компанию и подождать ответа в течение 30 дней.

Жалоба, направляемая омбудсмену, должна быть оформлена в виде заявления с прикрепленными к нему копиями документов (договоры, переписка, квитанции, прочее).

Специалистом рассматриваются споры относительно финансовых учреждений, присоединившихся к институту. При этом решение, вынесенное им, не обжалуется.

А вот кредитным организациям омбудсмен может направлять предложения об урегулировании споров или же послать обращение в суд. Результатом рассмотрения споров является примирительное соглашение, подписанное сторонами, или же постановление, разрешающее их.

Кто такой финансовый омбудсмен

Очень часто между финансовыми организациями и их клиентами возникают различного рода споры и недопонимания.

Например, банк требует от вас досрочного погашения кредита без всяких на то законных оснований, а вы не знаете, куда жаловаться, да и обращение в суд представляется для вас весьма дорогостоящей процедурой, или вам начислили комиссию за какую-то дополнительную услугу, и вы с этим не согласны, тогда вам на помощь придет финансовый омбудсмен.

Финансовый омбудсмен (в переводе со шведского ombudsman – представитель чьих-либо интересов) – это общественный примиритель на финансовом рынке, независимый эксперт, защищающий интересы граждан, у которых возникли проблемы с финансовыми учреждениями. Финансовый омбудсмен разрешает споры между сторонами конфликта во внесудебном порядке.

Из истории

Считается, что впервые институт омбудсмена был основан в Швеции.

Омбудсмен – это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств.

В 1809 году в Швеции была впервые учреждена должность особого парламентского комиссара для надзора за соблюдением законодательных актов парламента судами и другими органами власти – Шведский Парламентский Омбудсмен. Много позже, в 1919 году, омбудсмены появились в Финляндии.

Между тем, широкое распространение данный институт получил только после второй мировой войны, когда всему миру стало ясно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии: в 1952 году институт омбудсмена был основан в Норвегии, в 1953-ем – в Дании. Первым неевропейским государством, в котором освободили место для защитника прав человека, стала Новая Зеландия (1962 год), первым социалистическим — Польша (1987 год).

В России должность омбудсмена появилась уже после 1990-х годов, после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ 22 ноября 1991 года. Сам институт ввели в 1993 году.

Между тем история возникновения института финансового омбудсмена несколько короче. Полагают, что началась она только в 1981 году – отсчет ведется с того момента, когда в Великобритании была официально введена должность страхового омбудсмена. И только через 11 лет притупил к работе в Германии первый универсальный финансовый омбудсмен.

В России данный институт был введен Ассоциацией российских банков (АРБ) 1 октября 2010 года с утверждением Советом АБР «Положения об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)» и «Регламента Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена)».

На должность финансового омбудсмена в России был назначен депутат Госдумы Павел Медведев, который и сейчас занимается этой деятельностью.

С какими вопросами можно обратиться к финансовому омбудсмену

Если вы попали в трудную ситуацию, но не знаете, можно ли в Вашем случае обращаться к примирителю на финансовом рынке, то можете воспользоваться нашей подсказкой. К омбудсмену Вы можете обращаться в следующих случаях:

  • с вашей банковской карты были похищены денежные средства;
  • кредитная организация взимает с вас комиссии по ведению ссудного счёта;
  • вы взяли кредит, а после банк требует вернуть его досрочно;
  • вам нужно реструктурировать долг по кредитному договору;
  • вам незаконно начислили проценты по кредиту;
  • вы хотите пожаловаться на действия коллекторов.

Порядок обращения за помощью к финансовому омбудсмену

Сам принцип работы структуры финансового омбудсмена прост:

– во-первых, к ней на добровольной основе могут присоединяться банки и другие финансовые учреждения, которые дают «примирителю» согласие на передачу своих споров с клиентами (после этого организации обязаны согласиться с решением, которое будет вынесено омбудсменом) или могут не присоединяться – тогда кредитные организации, хоть и будут получать рекомендации об урегулировании конфликта от защищающего интересы граждан эксперта, но могут их не исполнять;

– во-вторых, финансовый омбудсмен принимает жалобы от граждан и обеспечивает доступную и справедливую внесудебную процедуру разрешения гражданско-правовых споров между банками и их клиентами на сумму до 300 тысяч рублей.

Если вы захотели обратиться к финансовому «арбитру», то должны действовать следующим образом:

  1. Перед тем, как подать обращение омбудсмену вы обязаны написать жалобу в банк и подождать 30 дней – именно в этот срок кредитная организация вам ответить по существу.
  2. После этого вы можете уже обращаться к финансовому примирителю за консультацией по своему вопросу. Сделать это можно
  • по телефону: +7 (495) 957-81-81.
  • по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • в письменном виде по адресу: 107016, г.Москва, ул. Неглинная, д.12 (Для Финансового омбудсмена).

Между тем, поскольку омбудсмен рассматривает только письменные жалобы, лучше сразу составить письменный запрос по форме, которую вы можете скачать на сайте АРБ. Для скорейшего решения вашего вопроса лучше сразу приложить к жалобе копии всех необходимых документов в 2-ух экземплярах (кредитного договора, страховки, переписки с банком по возникшему спору и прочего).

  1. После этого вам будут разъяснены ваши права и обязанности в связи с предъявляемыми вами претензиям, а также вы получите рекомендации о форме разрешения спора. Слушание вашего дела может проходить как очно, так и заочно.
  2. Вы не можете обращаться в суд на период рассмотрения жалобы омбудсменом.
  3. По результатам рассмотрения вашего спора омбудсмен утверждает подписанное сторонами примирительное соглашение, выносит постановление, разрешающее спор по существу, либо постановление о прекращении разбирательства спора. Примирительное соглашение может быть передано по согласию сторон на утверждение суду или третейскому суду в качестве мирового соглашения.

Разумеется, финансовый омбудсмен не волшебник, а значит, не в его силах полностью избавить какого-нибудь горе-заемщика от необходимости выплачивать обременительный кредит, однако он может выступить грамотным посредником в уже возникшем споре финансовой организации и физическим лицом и значительно смягчить негативные последствия для гражданина.

Кто такой омбудсмен?

Омбудсмен — это уполномоченный представитель по правам человека, или как ещё называют, представитель по правам человека. В обязанности входит контроль соблюдения законных интересов и справедливости по отношению к людям со стороны должностных лиц.

История происхождения должности

Должность представителя по правам человека была учреждена в Швеции. Здесь же и произошло первое в мире назначение парламентом представителя в том же 1809 году, в соответствии с действующей конституцией. Должность получила свое название от древнескандинавского слова, означающего «поручение» или «полномочие».

Однако такие же представители в других странах появились значительно позднее. Лишь в 1919 году в Финляндии также появился свой омбудсмен, а в начале 50-х годов 20 века в Норвегии и Дании. В настоящее время уже около 100 стран мира имеют своего выборного представителя.

Появление в России

Самый первый омбудсмен появился в России в 1994 году, которого Госдума выбрала согласно законодательству, действующему в то время. Сейчас в нашей стране действуют несколько уполномоченных:

  • по правам человека;
  • по правам ребёнка;
  • по защите прав предпринимателей.

Как назначают в РФ, и каковы его права?

Согласно российскому законодательству, должность омбудсмена является выборной. Это должен быть обязательно человек не моложе 35 лет и родившийся в России. Кандидат назначается на эту должность и снимается с неё Государственной думой РФ путём тайного ания. Две трети Госдумы Р Ф должны проать «за», чтобы уполномоченный мог вступить в эту почётную и очень сложную должность.

Смотрите видео о том, кто такой омбудсмен.

Назначение на должность уполномоченного представителя сопровождается торжественной присягой на заседании Госдумы сразу после своего избрания. По словам присяги, он клянется защищать права граждан, а также добросовестно выполнять свои обязанности не в разрез Конституции Российской Федерации и законодательству.

Согласно нашим законам, уполномоченного представителя не вправе привлечь ни к уголовной ответственности, ни даже к административной. Никто во всем государстве не уполномочен арестовать представителя прав человека.

Кроме, конечно, ситуаций, когда застали на самом месте преступления. Омбудсмена нельзя задержать или обыскать место работы, собственный дом или другую личную собственность, например гараж или машину.

Никто не имеет права прослушивать телефон, читать переписку или его документы.

По российским законам срок полномочий не может превышать более 5 лет. Конечно, при необходимости кандидата могут и переизбрать.

Обязанности в РФ

Функции омбудсмена в РФ определяются его присягой, в которые входит необходимость рассматривания жалоб на государственные или местные официальные органы от граждан РФ, если их не устраивают решения, принятые после судебных разбирательств. Его полномочия распространяются на все госорганы любых субъектов РФ за исключением действий Федерального собрания и законодательных органов России.

Читайте о правовых последствиях незаконного увольнения.
А также об уполномоченном по правам человека.

Каждый гражданин России имеет право подать жалобу, чтобы она была рассмотрена, необходимо соблюсти следующие условия:

  • должна быть подана в течение года со дня нарушения;
  • в содержании нужно указать:
  1. Фамилию, имя и отчество заявителя.
  2. Адрес заявителя, по которому с ним можно связаться.
  3. Основную суть нарушений прав заявителя с указанием, какой из государственных органов его совершил.
  4. Необходимо приложить к жалобе копии судебных решений, в законности которых заявитель сомневается.
    ​Согласно российскому законодательству подать жалобу уполномоченному можно бесплатно.
  • жалобу может подать не только свободный гражданин, но и тот, кто находится в тюрьме. Такие документы должны быть направлены уполномоченному в течение суток и их никто не должен читать;
  • повторно подавать одну и ту же жалобу заявитель не может, такова просто не будет рассмотрена.

После того как жалоба подана, омбудсмен обязан в течение 10 дней:

  • принять или не принять документ к рассмотрению. Если решил не рассматривать жалобу заявителя — обязан это обосновать;
  • объяснить заявителю его права, а также сообщить о средствах, которые можно использовать для защиты;
  • если омбудсмен осознает, что заявитель не сможет самостоятельно восстановить свои свободы, то может воспользоваться соответствующими мерами по собственной инициативе;
  • может передать полученную жалобу соответствующим государственным или местным органам власти в России, если для этого есть основания;
  • если были выявлены нарушения интересов или свобод заявителя, уполномоченный орган в обязательном порядке должен незамедлительно принять меры по их восстановлению согласно своим компетенциям;
  • запрещено передавать кому-либо сведения, полученные в ходе расследований, пока процесс не завершен;
  • о своих действиях омбудсмен обязан уведомить заявителя.

Омбудсмен обладает широчайшими полномочиями:

  • имеет право на запрашивание дополнительной информации по всем вопросам, которые считает относящимися к жалобе заявителя или инициировать дополнительные проверки, проведение экспертных исследований;
  • полномочия таковы, что у него есть безотлагательная возможность встречаться с любыми руководителями, как государственных органов, военных организаций, так и коммерческих предприятий. Для него открыты любые двери;
  • имеет полномочия отказаться давать какие-либо свидетельские показания, как по административным, так и по уголовным делам.

Во всех развитых странах институт омбудсмена стоит на защите прав и свобод граждан своей страны. Появление такого уполномоченного представителя защищает простого человека от произвола власть предержащих.

Источник: https://businessizakon.ru/ombudsmen-kto-eto-ombudsmen-v-rossii.html

Омбудсмен

У этого термина существуют и другие значения, см. Омбудсмен (значения).

Омбудсмен (от древнескандинавского umboð «полномочие», «поручение») — гражданское или в некоторых государствах должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости и интересов определённых гражданских групп в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются.

Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом Швеции в 1809 году согласно принятой в этом году конституции (Форме правления).

Долгое время идея создания должности омбудсмена не принималась в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введён по шведскому образцу и в других странах Северной Европы — в 1919 году в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году, первым социалистическим — Польша (1987). В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены занимают свои должности.

Омбудсмены

Абхазия

Уполномоченный по правам человека.

2018г.-нв. Асида Шакрыл.

Австралия

В настоящее время — профессор Джон Макмиллан.

Азербайджан

2 июля 2002 года — настоящее время — Эльмира Сулейманова, Комиссар по правам человека, избрана парламентом.

Албания

16 февраля 2000 года — настоящее время — Эмир Добъяни (алб. Emir Dobjani), Народный защитник (алб. Avokati i Popullit), переизбран 17 февраля 2005 года.

Армения

  • 19 февраля 2004 года — 2006 год — Алавердян, Лариса Асатуровна, Защитник прав человека, была назначена указом президента.
  • 20 февраля 2006 года — 2011 год — Арутюнян, Армен Шураевич.
  • С 2011 года — Андреасян Карен.

Болгария

Национальный омбудсмен Республики Болгария является болгарским государственным учреждением, основанным на примере других стран Европы.

  • с 2015 года — Мая Манолова

Грузия

  • 16 сентября 2004 года — 2009 год — Созар Субари, Народный защитник Грузии, утверждён парламентом страны.
  • С 2008 года — Георгий Тугуши.
  • С 7 декабря 2012 года — Уча Нануашвили.

Казахстан

  • 2002—2007 — Болат Кенжекешевич Байкадамов (родился в 1946 году, в городе Алматы — умер 10 сентября 2018 года)
  • С 2007 года — Шакиров Аскар Оразалиевич (родился в 1956 году, кандидат юридических наук, бывший дипломат)

Кыргызская Республика

  • 2002 — февраль 2008 года — Турсунбай Бакир, первый омбудсмен (кирг. Акыйкатчы).
  • 2008−2013 — Турсунбек Акун.
  • С 2013 года — Аманбаев Бактыбек Абдилашимович
  • С 30 Декабря 2015 года до 25 сентября 2018 года — Кубат Табылдиевич, Оторбаев
  • С 26сентября 2018года- Мамытов Токон Болотбекович

Латвия

  • 2007—2011 — Романс Апситис.
  • С 2011 года — Юрис Янсонс

Омбудсмен (латыш. Tiesībsargs, буквально «правоохранитель») назначается Сеймом на пять лет (изначально — на четыре). С 1995 до начала 2007 года действовало Государственное бюро по правам человека.

Республика Молдова

Омбудсмен (Парламентский адвокат) в Молдавии назначается распоряжением Парламента Молдовы на основании статьи 4, частей 1 и 2 статьи 5, части ) статьи 6 и пунктов d) и е) части 1 статьи 9 Закона о парламентских адвокатах № 1349-XIII от 17 октября 1997 года.

С 2008 года обязанности омбудсменов в Республике Молдова выполняют:

  • Аурелия Григориу;
  • Тудор Лазэр;
  • Анатолий Мунтяну;
  • Тамара Плэмэдялэ.

Польша

Омбудсмен Польши (Уполномоченный по гражданским правам в Польше). Должности занимали:

  • Эва Лентовская (19 ноября 1987 — 12 февраля 1992)
  • Тадеуш Зелиньский (13 февраля 1992 — 7 мая 1996)
  • Адам Зелиньский (8 мая 1996 — 29 июня 2000)
  • Анджей Золл (30 июня 2000 — 27 января 2006)
  • Януш Кохановский (27 января 2006 — 10 апреля 2010, погиб в авиакатастрофе под Смоленском)
  • Ирена Липович (21 июля 2010 — июль 2015)
  • Адам Боднар (с 9 сентября 2015)

Российская Федерация

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, назначается Государственной думой:

  • 1994—1995 — Ковалёв Сергей Адамович, первый Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
  • 1998—2004 — Миронов Олег Орестович.
  • С 13 февраля 2004 года — Лукин Владимир Петрович.
  • С 18 марта 2014 года — Элла Александровна Памфилова.
  • С 22 апреля 2016 года — Татьяна Николаевна Москалькова.

1 сентября 2009 года учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка:

  • 1 сентября 2009 года — 29 декабря 2009 года — Алексей Иванович Головань.
  • С 30 декабря 2009 года — 9 сентября 2016 года — Павел Алексеевич Астахов.
  • С 9 сентября 2016 года — Анна Юрьевна Кузнецова.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России:

  • с 21 июня 2012 года — Борис Юрьевич Титов.

Уполномоченный по правам студентов в России:

  • 24-27 декабря 2012 года интернет голосование на сайте http://vote.stud-forum.ru на должность Уполномоченный при Министре образования и науки Российской Федерации по правам студентов:
  • С 24 января 2013 года — Артём Михайлович Хромов.

Узбекистан

С 15 мая 2015 года — Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман) Мухаммадиев Улугбек Насриддинович.

С декабря 1995 года до 2015 года — Рашидова Сайера Шарафовна

Также, учреждена должность Уполномоченного по защите прав и интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (Бизнес Омбудсман) — Касимов Дилмурод (с 28 июля 2017 года)

Украина

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека

  • 1998—2012 — Карпачёва, Нина Ивановна.
  • С апреля 2012 года — Лутковская, Валерия Владимировна.
  • C 15 марта 2018 года — Денисова Людмила Леонтьевна

Уполномоченный Президента Украины по правам ребёнка

С 11 августа 2011 года на Украине введена должность Уполномоченного Президента Украины по правам ребёнка.

  • С 11 августа 2011 года по 24 февраля 2014 — Павленко, Юрий Алексеевич
  • С 18 декабря 2014 года — Кулеба, Николай Михайлович (и. о. с 24 февраля)

Бизнес-омбудсмен, с декабря 2014 года — Альгирдас Шемета

Таджикистан

С 2008 года — Зариф Ализода. Первый Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан. На момент избрания возглавлял пост председателя Конституционного суда Республики Таджикистан.

Финляндия

С 2010 года — Петри Яаскеляйнен.

По правам ребёнка

  • Мария Аула (2005—2014)
  • Туомас Курттила (с 2014)

Эстония

Должность омбудсмена по правам ребёнка в Эстонии была учреждена 19 марта 2011 года и на общегосударственном уровне возложена на канцлера юстиции, на посту которого с марта 2008 года находится юрист и адвокат Индрек Тедер (эст. Indrek Teder). В столице Эстонии, Таллине, в 2012 году была также учреждена должность муниципального омбудсмена. С 1 июня 2012 года её занимает Юри Кальювеэ (эст. Jüri Kaljuvee). Оппозиция в Городском собрании Таллина подвергла это решение критике ввиду того, что должность муниципального омбудсмена «не нужна и будет высасывать деньги из карманов налогоплательщиков».

Другие государства

  • Приднестровская Молдавская Республика — В. Калько (с 2006 по 2017 год), В. Косинский (с 2017 года).
  • Южная Осетия — И. Тасоев (с 2012 года).

> См. также

  • Европейский омбудсмен

Немного истории

Институт финансового омбудсмена появился относительно недавно. Считается, что он возник в 1981 году в Великобритании, когда там впервые в истории появилась должность страхового защитника. Но стремительно развиваться этот институт начал только с 1992 года.

Именно тогда в Германии была введена должность финансового омбудсмена, главной задачей которого было урегулирование споров между гражданами и финансовыми учреждения. Инициатором создания этой профессии выступил Союз немецких банков. И уже очень скоро подобные институты начали появляться в других странах: Франции, Дании, Польша, Швеции, Великобритании.

В России же подобная должность была введена только в сентябре 2010 году, когда Ассоциация российских банков утвердила основные правила и положения общественного примирителя.

Первым человеком, который занял этот пост, стал доктор экономических наук Павел Алексеевич Медведев. Выбор Ассоциации в пользу последнего был сделан обосновано, полагаясь на его большой опыт работы в банковской сфере.

Павел Медведев принимал активное участие в разработке законопроектов призванных укрепить финансовую систему государства, в том числе законов о банкротстве, гарантировании вкладов, а также был соавтором таких основополагающих нормативных актов, как ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О Центробанке РФ».

К выполнению своих задач Павел Алексеевич приступил с 1 октября 2010 года. И кстати, несмотря на свой солидный возраст, он и сегодня продолжает занимать свою должность.

В августе 2017 года Сбербанк ввел новое подразделение — Службу Омбудсмена. Омбудсмен в Сбербанке должен стремиться урегулировать спор и конфликты между клиентом и банком в досудебном порядке.

Обязанности защитника по финансовым вопросам

Финансовый омбудсмен нужен для решения следующих проблем:

  • с платежной карточки пропали деньги, и банк не признает своей ошибки;
  • при списании банком комиссии за обслуживание кредитного счета;
  • при требовании кредитора досрочно погасить кредит без видимых причин (условия договора не были нарушены);
  • при необходимости реструктуризировать долг, когда банк отказывается идти на встречу;
  • в случае неправильного расчета и списания процентов по кредиту;
  • незаконных и неправомерных действий коллекторских служб;
  • при возникновении любых других конфликтных ситуаций связанных с финансовыми учреждениями.

Стоит отметить, что примиритель может рассматривать проблемные финансовые вопросы, если они соответствуют следующим критериям:

  • инициатором обращения должно быть только физическое лицо;
  • сумма спора не может превышать 300 тысяч рублей;
  • спор должен быть связан с выполнением условий банковских договоров, но при этом никак не касаться предпринимательской деятельности.

Стоит учесть, что защитник не принимает заявление, если по нему уже было принято судебное решение. И кстати на период рассмотрения спора стороны не имеют права обращаться в суд.

Принцип работы финансового защитника

Столкнувшись с одной из вышеуказанных проблем и не найдя поддержки у кредитора физическое лицо с целью справедливого решения вопроса может обратиться к финансовому омбудсмену или в его секретариат.

Однако сначала клиенту необходимо попытаться самостоятельно договориться с банком. С этой целью он должен написать жалобу на финансовое учреждение и в течение 30 дней подождать ее рассмотрения.

Если за это время физическое лицо не получит ответ или же он будет не удовлетворительным, тогда уже можно писать заявление на имя финансового омбудсмена.

Скачать шаблон жалобы можно с официального сайта в разделе Документы.

Общественный примиритель принимается за работу только при наличии письменного заявления, устные просьбы и прошения он не выполняет. Кроме заявления физические лица должны подать:

  • декларацию;
  • согласие финансового учреждения;
  • документы, подтверждающие нарушение прав физического лица (кредитные, страховые договора, квитанции об уплате комиссии, выписки со счета и т.п.);
  • жалобу на финансовое учреждение.

Все документы стоит направлять в двух экземплярах, один для защитника, а второй для банка.
Стоит отметить, что омбудсмен рассматривает письменные декларации, подписанные финансовым учреждением, но только при условии, что подобные действия предусмотрены кредитным или другим договором.

Заявления рассматриваются при условии, что они были поданы в течение 3 дней с того момента, когда гражданин узнал или обязан был узнать о нарушении своих прав.

Примиритель стремится решать конфликтные ситуации в самые короткие сроки, но при этом есть установленные временные рамки на рассмотрение спора между сторонами, которые находятся в:

• Москве и Московском округе – не менее 1 месяца;
• других регионах РФ – не менее 3 месяцев;
• за пределами России – не менее полугода.

Не все банки принимают решения финансового омбудсмена к исполнению, а только те кто подписал соответствующую декларацию участника, остальные же финансовые учреждения будут только получать рекомендации об урегулировании конфликтной ситуации. Однако выполнять ее или действовать на свое усмотрение уже зависит от решения их руководства.

Финансовый защитник

Финансовый омбудсмен необходимая должность на теперешнее время, когда активно рекламируется доступность кредитов, а физические лица не всегда понимают, за что списывается комиссия, и как насчитываются проценты.

Нередко банки и микрофинансовые организации пользуются отсутствием финансовой грамотности у людей и подсовывают им невыгодные договора, которые выполнить очень сложно.

Также часто клиенты становятся жертвами технических ошибок, низкой компетенции или осознанных действий сотрудников финансового учреждения, в результате которых со счетов списываются деньги или насчитываются больше процентов и комиссий, чем обусловлено в договоре.

Защищать людей от подобных действий банков и МФО — вот главная задача общественного защитника. К нему также стоит обращаться, когда с финансовым учреждением не получается договориться о реструктуризации задолженности, а обслуживать долг своевременно уже заемщик не может.

Финансовый омбудсмен не берет плату с физических лиц, что обусловливает большой поток заявлений от людей с просьбами урегулировать проблемную ситуацию. Так за август 2017 года им было решено 104 спора. А это еще раз подтверждает важность и необходимость этой должности на сегодняшний день.

Александр Бабин

Источник: https://finansoviyblog.ru/banki/finansovyiy-ombudsmen.html

Как обратиться к финансовому омбудсмену? Как найти финансового омбудсмена?

Российская банковская система развивается достаточно быстро и динамично. Однако до последнего времени в отношениях между банком и клиентом чуть ли ни единственным способом решения спорных вопросов было судебное разбирательство. С 1 октября 2010 года ситуация изменилась – в России появился институт финансового омбудсмена.

Кто такой омбудсмен?

Финансового омбудсмен – посредник между банком и клиентом, способный решить спорные вопросы без судебного разбирательства. Проще говоря, это орган внесудебного рассмотрения конфликтов, возникающих между любыми финансовыми организациями и их клиентами. Инициатором обращения к омбудсмену, по закону, может быть только физическое лицо. Рассмотрение дел финансовым омбудсменом является бесплатным. И что важно, обращение к нему не препятствует последующему обращению физического лица в суд.

Список вопросов, которые может решить финансовый омбудсмен, достаточно обширен. Например, изменение условий по вкладам или кредитам в одностороннем порядке, неисполнение финансовой организацией своих обязательств, споры по подсчету кредитных платежей, выпуск на имя клиента без его согласия кредитной карты. Так же омбудсмен может помочь в вопросах реструктуризации долгов и в вопросах связанных с получением кредитных каникул.

Создание института финансового омбудсмена было инициировано и поддержано Ассоциацией российских банков (АРБ). Первым финансовым омбудсменом был Павел Медведев – заслуженный экономист Российской Федерации, депутат Государственной думы пяти созывов, а так же участник разработки нескольких десятков законопроектов, направленных на укрепление банковской системы и защиту интересов потребителей финансовых услуг.

Как обратиться за помощью?

Обратиться к омбудсмену можно только в случае, если ваше дело не рассматривается в суде, а также вы обязуетесь не передавать его туда на период рассмотрения спора. Причем, инициатором обращения к омбудсмену может быть только физическое лицо. Как уже было сказано выше, рассмотрение споров является бесплатным. Очень важно, что до подачи заявления омбудсмену, клиент обязан направить жалобу в адрес банка или другой финансовой организации и подождать 30 дней, в течение которых должен получить ответ. И лишь после этого, вне зависимости от того, пришел ответ или нет, человек может обратиться финансовому омбудсмену.

Обратиться в офис омбудсмена за консультацией можно:

— по телефонам: 8(495) 691-64-19; 8(916) 226-41-48; 8 (916)226-41-43;

— по электронной почте: finomb@arb.ru;

— в письменном виде по адресу: 121069, г.Москва, Скатертный пер., д.20, стр.1 (для Финансового омбудсмена).

Однако для официального рассмотрения дела, жалобу нужно подавать в письменном виде. Форму заявления Финансовому омбудсмену можно получить здесь. К заявлению нужно приложить копии документов в 2-х экземплярах, подтверждающих позицию заявителя и освещающих предмет спора. Это может быть: договор, платежные квитанции, переписка с банком и прочее.

Результат

Слушание дела может проходить, как очно, так и заочно. Место рассмотрения спора омбудсмен вправе определять в зависимости от обстоятельств конкретного спора. Важно отметить, что подавая заявление омбудсмену, человек автоматически соглашается на обработку своих персональных данных третьими лицами, а так же возможную публикацию информации о своем деле в различных специализированных изданиях (информационных бюллетенях, отчетах и т.д.).

Как правило, для решения вопроса приглашаются обе стороны. Заявителю разъясняются его права и обязанности дают рекомендации о форме разрешения спора. Идеальным итогом работы считается утверждение подписанного обеими сторонами примирительного соглашения.

Источник: https://www.Sravni.ru/novost/2011/7/14/kak-obratitsya-k-finansovomu-ombudsmenu/

Официальный сайт финансового уполномоченного

Порядок подачи обращений

Прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному, проверьте, входит ли финансовая организация в перечень финансовых организаций, взаимодействующих с финансовым уполномоченным.

Если финансовая организация включена в перечень, вам необходимо проверить, подлежит ли ваше обращение рассмотрению финансовым уполномоченным.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовой организации, включенной в перечень, если размер имущественных требований к финансовой организации не превышает 500 000 рублей. Исключение составляют случаи, когда ваши требования вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В этом случае ограничение по размеру заявляемых имущественных требований отсутствует.

До направления обращения финансовому уполномоченному вам необходимо обратиться с заявлением в финансовую организацию, к которой вы имеете претензии.

Заявление может быть направлено в электронной или письменной форме. Финансовая организация обязана рассмотреть заявление и направить в ваш адрес мотивированный ответ об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в удовлетворении предъявленного требования в следующие сроки:

  • в течение 15 рабочих дней со дня получения вашего заявления, направленного в электронном виде по стандартной форме, утвержденной Советом службы финансового уполномоченного, если со дня нарушения ваших прав прошло не более 180 дней;
  • не позднее 30 дней со дня получения заявления в иных случаях.

Финансовая организация обязана направить ответ на заявление по адресу электронной почты, а при его отсутствии по почтовому адресу.

Если в установленные сроки финансовая организация не направила ответ на заявление или ответ получен, но он вас не устраивает, вы вправе направить обращение финансовому уполномоченному.

Принятие и рассмотрение обращений финансовым уполномоченным осуществляются бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Обращение финансовому уполномоченному может быть направлено одним из следующих способов:

  1. В электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного.
  2. В письменной форме на бумажном носителе в адрес финансового уполномоченного.

Требования к содержанию обращения установлены в ст. 17 Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон).

К обращению должны быть приложены копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу вашего требования.

Если обращение не соответствует требованиям к его оформлению, установленным законом, или направлено с нарушением порядка направления, работники службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного обязаны разъяснить порядок направления обращения. В случае необходимости вы можете обратиться в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного, где вам окажут содействие в оформлении обращения.

В течение 3-х рабочих дней со дня поступления обращения финансовому уполномоченному вам будет направлено уведомление о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению.

Если финансовая организация, в отношении которой вы намерены направить обращение, не включена в перечень, вам необходимо обратиться в суд без направления обращения финансовому уполномоченному.

Порядок рассмотрения обращений

В случае принятия обращения к рассмотрению финансовый уполномоченный обязан рассмотреть и принять по нему решение в следующие сроки:

  • 15 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, если вы сами являетесь потребителем финансовых услуг, т.е. физическим лицом, являющимся стороной договора (либо лицом, в пользу которого заключен договор), которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,

    или

  • 30 рабочих дней со дня, следующего за днем передачи ему обращения, если обращение поступило от лица, которому уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации.

Если по предмету спора нужно произвести независимую экспертизу, рассмотрение приостанавливается на время экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.

В случае принятия решения об очном рассмотрении обращения финансовый уполномоченный уведомляет об этом потребителя и финансовую организацию и рассмотрение приостанавливается до получения обеими сторонами такого уведомления. Неявка на очное рассмотрение какой-либо стороны в случае наличия подтверждения факта получения ею уведомления не препятствует рассмотрению обращения по существу.

После принятия обращения к рассмотрению вы вправе:

  • cледить за ходом рассмотрения вашего обращения в личном кабинете (уведомления о ходе рассмотрения обращения могут также приходить на мобильный телефон и электронную почту);
  • ходатайствовать об очном рассмотрении вашего обращения;
  • отказаться от своего обращения, если вы решили не предъявлять требований к финансовой организации, достигли соглашения с финансовой организацией или финансовая организация добровольно исполнила ваши требования.

По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.

Решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня со дня его принятия будет направлено вам одним из следующих способов:

  • в форме электронного документа, подписанного финансовым уполномоченным усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • на бумажном носителе (может быть вручено нарочно или направлено на почтовый адрес, указанный в обращении).

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания.

Порядок исполнения решений финансового уполномоченного

Решение финансового уполномоченного подлежит исполнению финансовой организацией не позднее срока, указанного в данном решении.

В случае неисполнения финансовой организацией вступившего в силу решения финансового уполномоченного в установленный срок, финансовый уполномоченный на основании вашего заявления выдаст вам удостоверение. Вы вправе обратиться с заявлением о выдаче такого удостоверения в течение 3 месяцев с даты, когда должно было быть исполнено решение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение финансового уполномоченного в исполнение в принудительном порядке.

После рассмотрения финансовым уполномоченным вашего обращения вы вправе обратиться в суд, если:

  • не согласны с вступившим в силу решением финансового уполномоченного;
  • финансовый уполномоченный отказался рассматривать ваше обращение или не принял решение в установленный законом срок;
  • рассмотрение обращения прекращено по основаниям, установленным статьей 27 Закона.

В случае несогласия с вступившим в силу решением финансового уполномоченного вы вправе в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения обратиться в суд и заявить требования к финансовой организации по предмету, содержащемуся в обращении, в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Копия обращения в суд должна быть направлена финансовому уполномоченному.

Источник: https://finombudsman.ru/

В Германии омбудсмены следят за соблюдением научной этики

Труднопроизносимое слово «омбудсмен», еще недавно мало кому знакомое в странах бывшего Советского Союза, постепенно получает все более широкое распространение. Однако в сознании большинства это понятие ассоциируется, как правило, с политикой или даже конкретно с уполномоченным по правам человека. Да и словарь иностранных слов толкует понятие «омбудсмен» как «должностное лицо в парламенте, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан».

Однако во многих других странах это слово трактуется более широко: как независимое лицо, выполняющее функцию высшей инстанции в какой-то определенной сфере, необязательно политической. В Германии, например, есть омбудсмены и в сфере банковских услуг, и в страховой отрасли, и в области здравоохранения. Они выступают третейскими судьями, независимыми арбитрами в конфликтах между банками, страховыми компаниями, врачами — с одной стороны, — и их клиентами — с другой, однако не подменяют собой обычные суды: вердикт омбудсмена обязателен к исполнению лишь для одной стороны конфликта – предпринимателя, если недоволен клиент, ничто не мешает ему попытаться разрешить спор в свою пользу юридическим путем.

Фальсификация или недоразумение?

Но есть в Германии и омбудсмены особого рода, задача которых — следить за соблюдением этических норм в области научных исследований. Причем эта инстанция учреждена не только в отдельных университетах и исследовательских центрах, но и при Немецком научно-исследовательском сообществе (Deutsche Forschungsgemeinschaft — DFG). Неделю назад в Гамбурге были подведены итоги первых десяти лет деятельности омбудсменов в сфере науки.

Без дела они, надо сказать, не сидят. Типичный пример: у аспиранта возникает подозрение, что его научный руководитель фальсифицирует экспериментальные данные и таким образом приукрашивает результаты исследования. Что делать, с кем поделиться своими сомнениями? Обратиться к руководству института — это риск: ректор не захочет скандала и постарается замять это дело, а возмутитель спокойствия, того и гляди, лишится работы. «Другое дело — совершенно независимый омбудсмен, — говорит Ульрика Байзигель (Ulrike Beisiegel), профессор медицины в Институте биохимии и молекулярной биологии при Гамбургском университете. — Омбудсмен работает строго конфиденциально, именно к нему в подобной ситуации и следует обратиться. Вместе с аспирантом он проверит, насколько обоснованы его подозрения, действительно ли тут имеет место фальсификация, подлог, манипуляция или же речь идет о недоразумении».

Борьба за правду всегда связана с риском

Ульрика Байзигель хорошо знает, о чем говорит: она сама омбудсмен (вернее, омбудсвумен), одна из троих авторитетных и уважаемых ученых, выполняющих эту ответственную функцию в Немецком научно-исследовательском сообществе. Впрочем, омбудсменам приходится разбираться не только с подозрениями в фальсификации, но и с обвинениями в плагиате, конфликтами вокруг авторства и прочими случаями нарушения научной этики.

За минувшие десять лет таких случаев, потребовавших вмешательства омбудсменов, набралось более четырех сотен, добрая половина которых приходится на долю медицины и биологии. По мнению Ульрики Байзигель, хотя в целом введение института омбудсменов себя безусловно оправдало, в их деятельности есть и недостатки.

Прежде всего, они касаются защиты тех, кто «выносит сор из избы» с риском для своей карьеры, вроде нашего аспиранта из приведенного ранее примера: «Защитить этих молодых людей — впрочем, это могут быть и люди не такие уж молодые, — задача чрезвычайно важная. Это недопустимо, чтобы обращение к нам влекло за собой какие-то негативные последствия для обратившегося. Тем не менее, такое еще, к сожалению, случается. Очевидно, именно этим объясняется тот факт, что многие исследователи приходят к нам лишь после того, как защитят свою диссертацию, и рассказывают о том, что видели, задним числом».

Преступление без наказания?

Есть и еще одна проблема: по словам Ульрики Байзигель, многие исследователи и не догадываются, что в их собственном учреждении имеется омбудсмен: «Нам следует приложить максимум усилий, чтобы омбудсмены у себя в университетах и на факультетах получили известность. Чтобы люди знали, что им есть к кому обратиться в случае конфликта. Тут предстоит нам еще немало поработать, хотя часть пути уже успешно пройдена».

Но, пожалуй, самая большая проблема состоит в том, что омбудсмены в области науки — в отличие от своих коллег в финансово-кредитной или страховой сферах — не вправе наказывать провинившихся. Они могут лишь указать на проступок, но решение о санкциях принимает руководство соответствующего научного учреждения или Немецкое научно-исследовательское сообщество, — говорит Ульрика Байзигель: «Мы как омбудсмены хотели бы, чтобы университеты более серьезно подходили к этой проблеме и чтобы наказания стали чувствительнее. Я не настаиваю на чрезмерной строгости, но каждый исследователь должен знать: за нарушение норм научной этики ему дадут по рукам».

Ульрика Байзигель ратует за введение во всех вузах Германии обязательной для студентов двухчасовой лекции, посвященной изложению основ научной этики. А для аспирантов это должен быть двухнедельный курс: в США такой курс уже давно стал нормой.

Владимир Фрадкин
Редактор: Дарья Брянцева

Источник: https://www.dw.com/ru/%D0%B2-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%81%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%8F%D1%82-%D0%B7%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8/a-4827414

Институт омбудсмена в федеративной республике Германия

Середа Михаил Юрьевич, преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», кандидат юридических наук.

В статье исследованы особенности организации правозащитных парламентских институтов в ФРГ. Выявлен положительный опыт отдельных земель в сфере организации и деятельности службы омбудсмена.

Ключевые слова: уполномоченные по правам человека, Федеративная Республика Германия, региональное законодательство, комитеты по петициям, защита прав граждан.

Ombudsman institutions in Federal Republic of Germany

M.Yu. Sereda

Механизм защиты прав и свобод человека во многих современных демократических государствах предполагает наличие специализированного независимого должностного лица или органа. В течение XX в. институт уполномоченного по правам человека стремительно распространился по миру. В федеративных и ряде унитарных государств Европы должности уполномоченного по правам человека либо аналогичные им созданы в субъектах федерации и автономных территориальных образованиях. К ним относятся омбудсмены в землях Тироль и Форарльберг в Австрии <1>, омбудсмены Валлонского и Фламандского регионов в Бельгии <2>, комитеты по петициям и уполномоченные по правам человека в землях Федеративной Республики Германия и т.п. Аналогичная тенденция характерна для Российской Федерации — институт уполномоченного по правам человека введен уже в 66 субъектах <3>. В научной литературе отмечаются трудности в становлении данного института <4>. С учетом изложенного исследование вопросов организации деятельности правозащитных органов ФРГ является актуальным.

<1> В иных землях в качестве структуры, осуществляющей функции омбудсмена, выступает в силу ст. 148i Конституции Австрии и земельных законов Коллегия народной правозащиты. См.: Федеральный Конституционный Закон Австрийской Республики от 10 нояб. 1920 г. // Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. и со вступит. ст. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. Т. 1. С. 110.
<2> Официальный сайт омбудсмена Валлонского региона Бельгии. URL: http://mediateur.wallonie.be/ (дата обращения: 12.03.2013); официальный сайт омбудсмена Фламандского региона Бельгии. URL: http://www.vlaamseombudsdienst.be/ombs/index.html (дата обращения: 12.03.2013).
<3> Согласно информации официального сайта Уполномоченного по правам человека в РФ. URL: http://ombudsmanrf.org/2009-11-03-08-54-03/21-2009-11-03-08-42-44.html (дата обращения: 12.03.2013).
<4> См., например: Буянкина Е.С. Становление и развитие института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.

Германии свойственна своеобразная традиция деятельности парламентских правозащитных институтов. Ее особенность состоит в том, что функции омбудсмена выполняют коллективные органы — т.н. комитеты по петициям <5>. Создание Комитета по петициям Бундестага ФРГ предусмотрено ст. 45-c Основного Закона ФРГ 1949 г. <6>. Просьбы и жалобы, поступающие в Бундестаг, направляются его председателем в этот Комитет, который рассматривает их в соответствии с положениями Регламента Бундестага ФРГ (§ 108 — 111 Регламента). Жалобы и предложения поступают также в специальные комитеты и к Уполномоченному по обороне. Комитет представляет Бундестагу ежегодный отчет, а также ежемесячные доклады в виде обзора рекомендуемых решений (§ 112 Регламента). Обсуждения его докладов проводятся по требованию одной фракции или 5% присутствующих депутатов <7>.

<5> Kempf U. Complaint-handling systems in Germany // Righting wrongs / Eds R. Gregory, Ph.J. Giddings. Amsterdam: IOS Press, 2000. P. 189. Англ. яз.
<6> Конституции государств Европы. Т. 1. С. 595.
<7> Государственное право Германии: В 2 т. М.: Ин-т государства и права РАН, 1994. Т 1. С. 197 — 198.

Данный подход, первоначально примененный на федеральном уровне, воспринят многими землями (например, § 38 Регламента Ландтага Земли Гессен) <8>. В то же время в землях Рейнланд-Пфальц, Тюрингия и Мекленбург-Передняя Померания созданы службы региональных омбудсменов (именуемых Buergerbeauftragter; буквальный перевод — «гражданский уполномоченный»), организационно обособленные от комитетов по петициям. В земле Шлезвиг-Гольштейн действует специализированный Уполномоченный по социальным вопросам <9>. Общим является то, что во всех названных землях Уполномоченные осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с комитетами по петициям региональных парламентов (ландтагов).

<8> des Hessischen Landtags vom 5. Apr. 2003. URL: http:// www.gesetze-rechtsprechung.sh.juris.de/jportal?quelle=jlink&query=B%C3%BCrgBG+SH&psml=bsshoprod.psml&max=true&aiz=true (дата обращения: 12.03.2013).
<9> Gesetz oder den soziale Angelegenheiten des Landes Schleswig-Holstein vom 15. Jan. 1992. URL: http://www.gesetze-rechtsprechung.sh.juris.de/jportal/?quelle=jlink&query=B%C3%BCrgBG+SH&psml=bsshoprod.psml&max=true&aiz=true (дата обращения: 12.03.2013).

В Земле Рейнланд-Пфальц должность омбудсмена (Buergerbeauftragter des Landes Rheinland-Pfalz) была учреждена 3 мая 1974 г. Организация данного института создана с учетом опыта федерального Уполномоченного по делам обороны <10>. Особенностью рассматриваемой модели является наличие двух взаимодействующих институтов парламентского контроля: собственно Уполномоченного по защите граждан и парламентской комиссии по петициям. Правовая основа деятельности омбудсмена — ст. 11 Конституции земли Рейнланд-Пфальц <11>, закрепляющая право каждого направлять петиции в органы публичной власти, в т.ч. в Ландтаг (законодательный и представительный орган в землях ФРГ). В соответствии с ней принят Закон земли Рейнланд-Пфальц «Об уполномоченном по правам человека земли Рейнланд-Пфальц» от 3 мая 1974 г. <12>.

<10> Kucsko-Stadlmayer G. European Ombudsman-institutions. Wien: Springer, 2008. P. 208 — 209/Англ. яз.
<11> Verfassung Rheinland-Pfalz vom 18. Mai 1947. URL: http://wwwverfassungen.de/de/rlp/rlp47-index.htm (дата обращения: 12.03.2013).
<12> Landesgesetz ueber den Buergerbeauftragten des Landes Rheinland Pfalz vom 3. Mai 1974. URL: http://www.derbuergerbeauftragte.rlp.de/icc/assisto/med/0c2/0c21c14a-450f-a21c-cea9-7c6fcb2c4510,11111111-1111-1111-1111-111111111111.pdf (дата обращения: 12.03.2013).

Предмет контроля земельного омбудсмена охватывает все учреждения, на которые распространяется контроль земельного парламента. К ним относятся правительство земли, региональные органы публичной власти, а также юридические лица публичного права, подведомственные земельным властям. Деятельность судов и прокуратуры выведена из-под контроля омбудсмена. Но в отношении данных органов возможно подать жалобу в случае затягивания разбирательства (§ 1, 3 Закона).

Процедура проверки может быть инициирована как физическими, так и юридическими лицами, а также омбудсменом самостоятельно (ex officio). Уполномоченный имеет право безотлагательного приема всеми должностными лицами земельных органов власти. Уполномоченный принимает к рассмотрению все жалобы. Они не облагаются государственной пошлиной. Жалоба может быть возвращена в случае, если ее содержание неясно, если подана с целью злоупотребления правом либо ранее соответствующий вопрос был предметом проверки и жалоба не содержит новой информации. В этом случае омбудсмен информирует заявителя и комитет по петициям. Закон не устанавливает требования к форме жалобы, а равно сроки ее подачи. Следует отметить, что даже после истечения срока полномочий за омбудсменом сохраняется обязанность не разглашать сведения, ставшие ему известными в ходе своей деятельности (§ 8 Закона).

Уполномоченный по правам человека земли Рейнланд-Пфальц избирается большинством голосов Ландтага по представлению одной либо нескольких фракций. Он имеет одного заместителя и аппарат численностью 15 человек. Специальные требования к квалификации уполномоченного отсутствуют, установлен лишь возрастной ценз — 35 лет. Срок полномочий составляет 8 лет, допускается переизбрание (§ 9 Закона). При этом закон не устанавливает предельное количество сроков, на которые может быть избран омбудсмен.

Правовой основой деятельности комитета по петициям выступает ст. 90a Конституции земли Рейнланд-Пфальц. Он создается в целях реализации гражданами права на подачу петиций в соответствии с упомянутой выше ст. 11 земельной Конституции. При этом Ландтаг наделен правом отменять решения комитета. Члены комитета наделены правом беспрепятственного посещения органов государственной власти земли, иных учреждений, юридических лиц публичного права, правом требовать предоставления сведений и ознакомления с документами по исследуемым вопросам. Аналогичными полномочиями члены комитета обладают по отношению к юридическим и физическим лицам в том случае, если они осуществляют публичные функции (выполняют государственные контракты, действуют в качестве нештатных сотрудников полиции и т.п.).

Институт омбудсмена в земле Мекленбург-Передняя Померания был создан в 1995 г. В соответствии со ст. 36 Конституции земли <13> омбудсмен (Buerger beauftragter) избирается Ландтагом земли на шестилетний срок с возможностью однократного переизбрания. Его цели — защита прав граждан от нарушений со стороны органов публичной власти, а также консультирование и содействие гражданам в решении вопросов социального обеспечения. Часть 2 ст. 36 наделяет омбудсмена полномочиями по рассмотрению жалоб граждан, а также запросов Ландтага, комитета Ландтага по петициям, правительства земли и иных региональных органов власти. Детально правовой статус омбудсмена в земле регламентирован Законом от 5 апреля 1995 г. «О рассмотрении предложений, запросов и жалоб граждан и об омбудсмене земли Мекленбург-Передняя Померания» <14>.

<13> Verfassung des Landes Mecklenburg-Vorpommem vom 23. Mai 1993. URL: http://www.verfassungen.de/de/mv/mv93-index.htm (дата обращения: 12.03.2013).
<14> Gesetz zur Behandlung von Vorschlaegen, Bitten und Beschwerden der Buerger sowie ueber den Buergerbeauftragten des Landes Mecklenburg-Vorpommern vom 5 Apr. 1995 // GVOBl. M-V, 1995. S. 190. Нем. яз.

Согласно ч. 2 § 6 Закона, он вправе начать расследование по запросу гражданина, парламента земли, комитета по петициям, земельного правительства, а также ex officio. Данные мероприятия осуществляются в тесном сотрудничестве с Ландтагом, в особенности — с комитетом по петициям. Предмет контроля — деятельность земельных органов исполнительной власти, а также организаций, выполняющих публичные функции (п. «a» ч. 1 § 2 Закона). Закрепляется возможность контроля за судебной властью в части организации работы аппарата судов (п. п. «b» — «d» ч. 1 § 2 Закона). Подконтрольные организации обязаны по требованию омбудсмена предоставлять доступ в помещения, информацию о своей деятельности и осуществлять иное содействие в ходе проводимого расследования. В случае необходимости омбудсмен вправе привлекать экспертов для дачи заключения (ч. ч. 2, 3 § 4 Закона).

В процессе расследования уполномоченный может предложить органу власти предоставить пояснения, а также попытаться достичь мирного разрешения спора. Он также вправе напрямую обратиться с рекомендацией непосредственно в орган, действия которого расследуются. Последний обязан в течение месяца направить информацию о ходе разрешения спора, а в случае несогласия с рекомендацией — уведомить уполномоченного о причинах (§ 7 Закона). Рекомендация может быть направлена непосредственно в адрес правительства земли.

В земле Тюрингия институт уполномоченного по правам человека введен в 2000 г. Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Тюрингии» от 25 мая 2000 г. <15>. В настоящее время действуют Законы земли Тюрингия «Об Уполномоченном по правам человека» и «О петициях» от 15 мая 2007 г. <16>. Как и в ранее упомянутых землях, данное должностное лицо осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с комитетом Ландтага по петициям, в т.ч. посредством ежемесячных отчетов перед комитетом (ч. 4 § 1 Закона «Об Уполномоченном по правам человека»). Омбудсмен избирается большинством голосов членов Ландтага на шестилетний срок, допускается однократное переизбрание (§ 7 Закона). Структура аппарата уполномоченного и его состав подлежат согласованию с председателем Ландтага (§ 9).

<15> Buergerbeauftragtengesetz vom 25. Mai 2000. URL: http://www.thueringen.de/de/bueb/gesetz/ (дата обращения: 12.03.2013).
<16> Gesetz vom 15. Mai 2007. URL: http://www.thueringen.de/de/bueb/info/recht/ (дата обращения: 12.03.2013); Gesetz das Petitionswesen vom 15. Mai 2007. URL: http://www.thueringen.de/de/bueb/info/recht/ (дата обращения: 12.03.2013).

Сфера деятельности охватывает как органы исполнительной власти, так и юридические и физические лица, если последние содействуют выполнению публичных задач (ч. 3 § 4). В соответствии с п. 3 ч. 2 § 4 Закона данные субъекты обязаны безотлагательно реагировать на его ходатайства. Как и в земле Рейнланд-Пфальц, отдельно оговорена обязанность сохранения в тайне фактов, касающихся граждан, ставших ему известными в ходе исполнения обязанностей. По данным вопросам он не может быть допрошен в суде в качестве свидетеля без разрешения председателя Ландтага, в т.ч. и по окончании срока своих полномочий (§ 6 Закона).

Изучение законодательства земель Федеративной Республики Германия показывает, что региональные омбудсмены наделены главным образом совещательными и рекомендательными полномочиями. В то же время к преимуществам этого института можно отнести доступность данной формы защиты прав для граждан, «мягкий» контроль публичной администрации со стороны лица, обладающего высоким авторитетом, независимость от исполнительной власти. Основное назначение института уполномоченного по правам человека — усилить позицию гражданина в его отношениях с органами публичной власти. Это достигается посредством как проведения расследований по существу спора, так и консультативной помощи. Интересным представляется направленность деятельности региональных омбудсменов в ФРГ на мирное разрешение спора между органом государственной власти и гражданином.

Во всех исследованных землях сфера деятельности омбудсмена не ограничивается органами публичной власти и охватывает юридические лица, содействующие осуществлению публичных функций. Особое значение имеет тесное сотрудничество земельных уполномоченных по правам человека со специализированными комитетами Ландтагов по петициям. В рамках такого взаимодействия появляется возможность инициировать парламентский контроль в отношении органов исполнительной власти, которые подотчетны региональным представительным органам. С правом уполномоченного проводить расследование вопроса корреспондируют обязанности органов власти предоставлять ему информацию и беспрепятственный доступ в помещения, а равно реагировать на его запросы и ходатайства. Значительно расширяет возможности омбудсмена право обращаться к экспертам. Важной гарантией независимости уполномоченного служит запрет на разглашение сведений, ставших ему известными при исполнении обязанностей, а равно запрет на допрос уполномоченного в качестве свидетеля по соответствующим вопросам.

С учетом изложенного заимствование опыта земель ФРГ является оправданным при совершенствовании законодательства субъектов Российской Федерации.

Список литературы

  1. Буянкина Е.С. Становление и развитие института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.
  2. Государственное право Германии: В 2 т. Т. 1. М.: Ин-т государства и права РАН, 1994.
  3. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. и со вступит. ст. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. Т. 1.
  4. Официальный сайт омбудсмена Валлонского региона Бельгии. URL: http://mediateur.wallonie.be/ (дата обращения: 12.03.2013).
  5. Официальный сайт омбудсмена Фламандского региона Бельгии. URL: http://www.vlaamseombudsdienst.be/ombs/index.html (дата обращения: 12.03.2013).
  6. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в РФ. URL: http://ombudsmanrf.org/2009-11-03-08-54-03/21-2009-11-03-08-42-44.html (дата обращения: 12.03.2013).
  7. des Hessischen Landtags vom 5. Apr. 2003. URL: http://www.gesetze-rechtsprechung.sh.juris.de/jportal/?quelle=jlink&query=B%C3%BCrgBG+SH&psml=bsshoprod.psml&max=true&aiz=true (дата обращения: 12.03.2013).
  8. Gesetz oder den soziale Angelegenheiten des Landes Schleswig-Holstein vom 15. Jan. 1992. URL: http://www.gesetze-rechtsprechung.sh.juris.de/jportal/?quelle=jlink&query=B%C3%BCrgBG+SH&psml=bsshoprod.psml&max=true&aiz=true (дата обращения: 12.03.2013).
  9. Gesetz zur Behandlung von Vorschlaegen, Bitten und Beschwerden der Buerger sowie ueber den Buergerbeauftragten des Landes Mecklenburg-Vorpommern vom 5 Apr. 1995 // Gesetz- und Verordnungsblatt. Mecklenburg-Vorpommern, 1995. Нем. яз.
  10. Kempf U. Complaint-handling systems in Germany // Righting wrongs / eds R. Gregory, Ph.J. Giddings. Amsterdam: IOS Press, 2000. Англ. яз.
  11. Kucsko-Stadlmayer G. European Ombudsman-institutions. Wien: Springer, 2008. Англ. яз.
  12. Landesgesetz ueber den Buergerbeauftragten des Landes Rheinland Pfalz vom 3. Mai 1974. URL: http://www.derbuergerbeauftragte.rlp.de/icc/assisto/med/0c2/0c21c14a-450f-a21c-cea9-7c6fcb2c4510,11111111-1111-1111-1111-111111111111.pdf (дата обращения: 12.03.2013).
  13. Buergerbeauftragtengesetz vom 25. Mai 2000. URL: http://www.thueringen.de/de/bueb/gesetz/ (дата обращения: 12.03.2013).
  14. Gesetz das Petitionswesen vom 15. Mai 2007. URL: http://www.thueringen.de/de/bueb/info/recht/ (дата обращения: 12.03.2013).
  15. Gesetz vom 15. Mai 2007. URL: http://www.thueringen.de/de/bueb/info/recht/ (дата обращения: 12.03.2013).
  16. Verfassung des Landes Mecklenburg-Vorpommern vom 23. Mai 1993. URL: http://www.verfassungen.de/de/mv/mv93-index.htm (дата обращения: 12.03.2013).
  17. Verfassung Rheinland-Pfalz vom 18. Mai 1947. URL: http://www.verfassungen.de/de/rlp/rlp47-index.htm (дата обращения: 12.03.2013).

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/64178-institut-ombudsmena-federativnoj-respublike-germaniya