Финансовые отношения

5. Понятие фин. Системы как совокупности фин. Отношений, сферы и звенья фин. Системы. Факторы, определяющие состав сфер и звеньев фин. Системы.

ФС-совокупность различных сфер, и звеньев фин. отношений, каждой из которых характеризуется особенностями формиров., распред. и использования фондов ден. средств, различной ролью в общ-нном воспроизводстве.

В соответствии с ролью в обще-нном воспроизводстве у субъектов фин. отношений имеются различия в потребностях в необходимых им фин. ресурсах, в соответствии с чем все фин. отношения подразделяются на две большие группы, называемые сферами фин. системы- фин. субъектов хозяйствования, а также гос. и муницип. финансы. Каждая сфера фин. системы в свою очередь также имеет структурные эл-ты и подразделяется на звенья.

Фин.сис-ма:1)финн.субъектов хозяйствования(финн.коммер.орг,некоммер.орг,ип) 2)гос.и муниц.фин.(внебюдж.фонды,бюджеты органов гос.власти и мест.самоупр.)

Взаимосвязь сфер и звеньев фин.отношений, в процессе которых образуются и используются фонды ден. средств, составляют фин. систему страны.

Факторы определяющие состав сфер и звеньев:

  1. уровень развития произ-ных отнош. в об-ве

  2. состояние политич. стабильности

  3. потребность в ден. ср-вах размера гос долга

степень соблюдения фин законодательства

6. Характеристика сфер и звеньев фин. Системы рф

3 сферы: 1. гос. финансы 2. фин. предприятий 3. прочие финансы (в том числе финансы страхования) Каждая сфера фин. системы в свою очередь также имеет структурные эл-ты и подразделяется на звенья.

ЗАДАЧИ 1. Бюдж. звено: 1.Обеспечение функций органов гос. власти 2.Обеспечение определенных уровней эк. и соц. развития страны

2. Кредитное звено Повышение эффективности использования ден. средств 3. Страх. звено Обеспечение непрерывности процесса пр-ва 4. Фондовое звено 1. Обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем эк. развития 2. Инвестирование расширенного производства

Гос. бюджет. Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: фед. бюджет, рег. бюджеты и местные бюджеты.Фед. бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэк. показателями, объемом налогов и задачами фин. политики государства. Бюд. субъекта РФ – это рег. бюджет, включающий республик., краевой, областной бюдж. и бюдж. крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург). Местные бюдж. охватывают бюдж. городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюдж. районного центра.

Гос. внебюдж. фонд ден. средства гос., не включаемые в гос. бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, гос. пенсионный фонд, гос. фонд соц. страхования, фонд обязательного медиц.страх.);

Государственный кредит это кред. отношения между гос., юридическими и физ. лицами, при которых гос. выступает в основном заемщиком. Гос. заем осуществляется путем продажи физ. и юр. лицам гос. ценных бумаг

Фонд страхования обеспеч. возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Фондовый рынок представляет собой особый вид фин. отношений, возникающих в результате купли-продажи специфич. фин. активов — ценных бумаг. Задача :обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Финансы предприятий различных форм собственности (гос., муницип., акционерные, частные, арендные и др.), являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и нац. дохода.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4168943/page:3/

Система финансовых отношений

Финансовые отношения предприятий в зависимости от содержания группируют по направлениям:

  • это отношения между учредителями в момент организации предприятия по поводу формирования уставного капитала;
  • отношения между предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции и возникновением вновь созданными стоимостью;
  • это отношения между поставщиками, покупателями, подрядчиками и др. субъектами экономики;
  • это отношения между подразделениями (между цехами и филиалами);
  • между предприятием и работниками. Возникают при распределении полученного дохода, при размещении ценных бумаг, при выплате дивидендов, при взыскании штрафов и компенсаций и при выплате заработной платы;
  • между предприятием и вышестоящей организацией (внутри холдинга, внутри финансово-промышленной группы, отношения с различными ассоциациями.). Эта группа отношений может возникать при формировании, распределении и использования ресурсов, получаемых для финансирования целевых программ, для проведения исследований и для инвестиционных проектов;
  • между предприятием и государством. (Уплата налогов, взносов в внебюджетные фонды, пени, штрафы. Предоставление налоговых льгот и субвенций.);
  • отношения между предприятием и банковской системой. (покупка-продажа валюты, погашение/предоставление кредитов.);
  • отношения между предприятием и страховыми компании (при заключении договора страхования);
  • отношения между предприятием и инвестиционными институтами по поводу размещения инвестиций.

В процессе экономической деятельности предприятия могут возникать специфические виды экономических отношений, которые связаны с несостоятельности организации.

Роль финансов хозяйствующих субъектов:

  • с их помощью происходит обслуживание круговорота фондов, т.е. смена форм собственности. (Денежная форма => товарная => денежная.);
  • происходит распределении выручки от реализации товаров после уплаты налогов (акцизы и НДС);
  • происходит перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет и прибыли которая остается в распоряжении предприятия;
  • происходит использование прибыли отстающего у распределении предприятии на фонды потребления, накопления, в резервный фонд и др. цели, которые предусмотрены в финансовом плане;
  • контроль за соблюдением соответствия между материальными и денежными средствами в процессе индивидуального финансового кругооборота.

Финансовые потоки имеют прямую и обратную направленность, т.е. имеют двусторонний характер.

Субъекты финансовых отношений

Финансовые отношения предполагают наличие групп заинтересованных лиц:

1. Кредиторы. Заинтересованные в устойчивом финансовом состоянии компании, которая позволяет своевременно погасить кредит:

  • банки,
  • поставщики компании,
  • покупатели продукции (по поводу, форм, сроков расчетов и различных обязательств),
  • участники рынка долговых ценных бумаг (банки, финансовые компании, ПИФ’ы, государственные пенсионные фонды, др. предприятии и частные лица.

2. Собственники предприятий — заинтересованы в сохранении вклада и начислении доходов. Само владение предприятием может осуществляться путем приобретения акций или выкупом паев или долей (если это не АО).

3. Работники предприятий. В некотором роде их отношения носят кредитный характер, по поводу отработанной, но не уплаченной зарплаты, налогов, взносов в пенсионный фонд и т.д. Среди работников нужно выделить менеджеров, которые лично заинтересованы в состоянии и позиции фирмы на рынке. Руководители, как правило, являются и совладельцами компании, дают им право на получении дивидендов.

4. Государство, заинтересовано в получении налогов, отношения могут быть двусторонними (например, в случае финансирования из бюджета или внебюджетных фондов).

Страница была полезной?

Еще найдено про финансовые отношения

  1. Содержание понятия финансовое состояние коммерческой организации
    Структурно она выражается в создании в стране определенной финансовой системы государственных финансовых органов и учреждений финансовых институтов и рынков а ее функционирование осуществляется путем применения к финансовым объектам различных финансовых методов и инструментов Финансовые отношения охватывают две сферы Первая сфера — это та в которой экономические денежные отношения
  2. Аудиторское заключение по новым стандартам
    Аудиторское заключение является официальным документом предназначенным для пользователей финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц составленным в соответствии со стандартом № 6 и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности во всех существенных отношениях финансовой бухгалтерской отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской
  3. Финансовый потенциал предприятия: понятие, сущность, методы измерения
    Подход к определению понятия финансового потенциала предприятия естественно должен согласовываться с понятием финансы предприятия как системы экономических финансовых отношений которые возникают в процессе формирования распределения и использования финансовых ресурсов предприятия Материальным носителем
  4. Использование методов экономического анализа в диагностике финансовой несостоятельности
    Оцениваемые финансовые индикаторы коэффициент абсолютной ликвидности — отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к текущим обязательствам коэффициент критической ликвидности — отношение суммы денежных средств краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности к текущим обязательствам коэффициент текущей ликвидности — отношение текущих активов к текущим обязательствам доля оборотных средств в активах коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами коэффициент капитализации плечо финансового рычага — отношение заемного капитала к собственному капиталу коэффициент автономии — отношение собственного капитала
  5. Управление финансовыми отношениями в реальном секторе экономики
    Чтобы определить стратегические направления регулирования финансового механизма предприятий региона следует изучить особенности и проблемы организации финансовых отношений возникающих между субъектами хозяйствования Нами предпринята попытка составить расчет объема финансовых ресурсов предприятий
  6. Финансовая система
    Финансовая система предприятия — это совокупность финансовых отношений функционирующих в рамках предприятия как субъекта хозяйствования и направленных на удовлетворение его потребностей
  7. Понятие и соотношение аудита и сопутствующих аудиту услуг
    В настоящее время действуют федеральные правила стандарты аудиторской деятельности в отношении следующих сопутствующих аудиту услуг 1 выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации Фе деральное правило стандарт аудиторской деятельности № 30 Выполнение согласо ванных процедур
  8. Отражение информации о финансовых активах в бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО
    В отношении операций по покупке и продаже финансовых активов имеющих регулярный характер МСФО IAS 39 предусматривает
  9. Проблемы спецификации финансов в сложных корпоративных структурах
    Это влияние проявляется в следующем теории агентских отношений финансовой стратегии метакорпорации способе аккумуляции финансовых ресурсов метакорпорации финансово-инвестиционной мощности метакорпорации Инвестиционная мощность компании
  10. Комплексный анализ финансовой устойчивости компании: коэффициентный, экспертный, факторный и индикативный
    Увеличение значения показателя в динамике благоприятно влияет на взаимоотношения с поставщиками заемного капитала коэффициент обеспеченности финансовых расходов К — это отношение прибыли до вычета процентов и налогов к сумме процентов
  11. Перераспределение собственного капитала vs финансовые ограничения
    Перераспределение собственного капитала в условиях финансовых ограничений позволяет аккумулировать прибыль регулируя в последующем свой целевой уровень задолженности проводя превентивные меры в отношении ситуации финансовой неустойчивости Наличие низкой информационной асимметрии в отношении имущественного обеспечения дает возможность решать
  12. Анализ финансового состояния гражданина в процедурах банкротства
    Проведение финансового анализа экономических субъектов является необходимым элементом принятия обоснованных управленческих решений в отношении этих субъектов Результаты финансового анализа применяются как внутренними пользователями собственниками менеджерами в целях разработки
  13. Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций — часть 8
    К<0,5 4,4 К<0,44 1 финансовой независимости в отношении формирования запасов и затрат К> 1 13,5 0,9< К<1 11 0,8<
  14. Управление финансовым результатом: эмпирическое исследование в России
    Причем для операций 2а 26, 7а и 76 в отличие от респондентов других стран отношение к манипуляциям финансовым результатом является более терпимым Если посмотреть на содержание ситуаций 7а и
  15. Финансовый результат: трансформация понятия
    Произошедшие изменения безусловно повлияют на вектор теоретических взглядов в отношении финансового результата Учитывая это предлагаем следующее определение Финансовый результат это результат сравнения признанных доходов
  16. Особенности аудита финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО
    Аудитор должен запросить письменное заявление руководства о том полагает ли оно влияние неисправленных искажений по отдельности или в совокупности несущественным по отношению к финансовой отчетности в целом перечень таких искажений следует включить или приложить к запросу
  17. К проблеме выбора критериев анализа состоятельности организации
    Показатели оценки стоимости бизнеса в частности добавленной стоимости экономической рыночной акционерной и др рекомендуется принимать во внимание при формирований решений в управлении текущей деятельностью финансовыми отношениями инвестициями реорганизацией бизнеса и другими аспектами деятельности организации для оценки бизнеса в долгосрочной
  18. Анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий Алтайского края и пути их финансового оздоровления
    Финансовое состояние является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия которое определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов отражающих возможности предприятия погашать свои долги эффективно
  19. Финансовая диагностика российских предприятий с применением модели Альтмана для развитых и формирующихся рынков
    X3 — отношение операционной прибыли к активам — более традиционный показатель рентабельности активов характеризующий эффективность их использования без учета факторов налогообложения и финансового риска X4 — отношение рыночной капитализации к учетной стоимости долга — показатель позволяющий судить
  20. Концепция финансово-экономического мониторинга
    Здесь происходят структурные изменения ранее единых хозяйственных комплексов формирование новых финансовых отношений выражающееся в изменении соотношений управляющей и управляемой финансовых систем Объектами управления становятся денежные

Источник: http://1-fin.ru/?id=281&t=1302

Финансовые отношения

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание № 1

Приведите примеры финансовых отношений и сгруппируйте их по сферам и звеньям в соответствии со следующими критериями:

а) по роли в общественном производстве;

б) по отраслевому признаку;

в) исходя из финансовых различий на предприятиях разных организационно-правовых форм

Ответ на задание №1

Финансы — это совокупность денежных отношений, организованных государством, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Не все денежные отношения могут быть отношениями финансовыми.

Критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения — вторая стадия воспроизводственного процесса

Примерами финансовых отношений являются:

отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально — культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам.

По определению, финансовая система — это совокупность финансовых отношений. Как было сказано выше, финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии могут быть выделены три крупные сферы финансовых отношений:

1) государственные финансы;

2) финансы организаций;

3) финансы населения.

Ведущая роль принадлежит государственным финансам.

Государственные финансы — система денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных нужд.

Укрупнённая подсистема государственных финансов, в свою очередь, делится на более частные подсистемы (звенья):

государственный бюджет;

внебюджетные фонды;

государственный кредит.

Государственная бюджетная система России включает в себя три автономных звена:

федеральный бюджет Российской Федерации;

бюджеты административно-территориальных образований;

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Федеральный бюджет является главным звеном государственных финансов в РФ. Он связан с финансами организаций, денежными доходам и расходами населения.

Другим крупным звеном государственных финансов являются внебюджетные фонды, необходимые для аккумуляции в них денежных средств, расходуемых строго по целевому назначению. К их числу относятся:

Пенсионный фонд;

Фонд социального страхования;

Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

С помощью государственного кредита осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов за счёт мобилизации временно свободных денежных средств населения, организаций и иностранный государств.

Другой крупной сферой являются финансы предприятий. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов.

В зависимости от роли в общественном производстве сфера финансов предприятий делится на две взаимосвязанные подсферы:

финансы предприятий материального производства;

финансы организаций непроизводственной сферы.

Финансы предприятий материального производства непосредственно связаны со всеми фазами воспроизводственного процесса (производством, распределением, обменом, потреблением), что обуславливает их высокую потенциальную активность и возможность всесторонне воздействовать на экономику.

Финансы непроизводственной сферы — это финансы необходимые для предоставления услуг. Так как услуг нематериальны, то они не могут ни накапливаться, ни отчуждаться по мере создания, а значит, отсутствует фаза обмена. Это объясняет отсутствие производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ организации делятся на коммерческие и некоммерческие, что также обуславливает деление финансов предприятий на отдельные звенья.

Финансы некоммерческих организаций представляют собой доходы и расходы предприятий, которые не ставят целью получение прибыли. Состав и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно зависит от ее формы. Различают, например, потребительские кооперативы, учреждения культуры, образования и здравоохранения, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, осуществляющие свою деятельность за счёт сбора взносов и других добровольных вложений.

Однако преобладающая часть финансовых ресурсов в условиях рыночных отношений сконцентрирована у коммерческих организаций, т.е. организаций, главной целью деятельности которых является получение прибыли. Поэтому от устойчивости финансового положения коммерческих предприятий во многом зависит и финансовая стабильность всей страны в целом. финансы бюджетный коммерческий хозяйственный

На организацию финансов предприятия, оказывает влияние такие факторы как организационно-правовая форма и отраслевые технико-экономические особенности. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источником формирования его финансовых ресурсов могут быть:

бюджетные средства (государственные и муниципальные унитарные предприятия);

долевые средства учредителей (полные товарищества и товарищества на вере; общества с ограниченной и дополнительной ответственностью);

паевые взносы членов кооперативов (производственные и потребительские кооперативы);

средства акционеров (закрытые и открытые акционерные общества).

В зависимости от отраслевой принадлежности в подсистеме финансов материального производства выделяют такие подзвенья, как:

финансы промышленных предприятий,

финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленности,

финансы транспортных предприятий и т.д.

Отраслевая принадлежность предприятий определяет специфику финансов материального производства. Они зависят от характера производства, технологии отрасли, длительности производственного цикла, природно-климатических и других условий производства.

Среди финансов предприятий непроизводственной сферы по отраслевой принадлежности различают такие подзвенья, как:

финансы образования,

финансы культуры и искусства,

финансы здравоохранения и физической культуры,

финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.

Совсем новая для нашей страны сфера, обособившаяся в самостоятельный блок финансовых отношений — это финансы населения. Они связаны с формированием и использованием денежных доходов населения. Финансовые ресурсы населения формируются за счёт предпринимательской деятельности, кредитно-финансовых операций, выплат работодателем заработной платы, премии, надбавок, государственных выплат пенсий, пособий, стипендий и других социальных платежей.

Финансы населения тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами предприятий — через систему финансово-кредитных отношений.

Таким образом, обобщая вышесказанное все финансы или финансовые отношения можно сгруппировать по следующим критериям:

а) по роли в общественном производстве:

финансы предприятий материального производства;

финансы организаций непроизводственной сферы.

б) по отраслевому признаку:

Финансы материального производства:

финансы промышленных предприятий,

финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленности,

финансы транспортных предприятий;

Финансы непроизводственной сферы:

финансы образования,

финансы культуры и искусства,

финансы здравоохранения и физической культуры,

финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.

в) исходя из финансовых различий на предприятиях разных организационно-правовых форм. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источником формирования его финансовых ресурсов могут быть:

бюджетные средства (государственные и муниципальные унитарные предприятия);

долевые средства учредителей (полные товарищества и товарищества на вере; общества с ограниченной и дополнительной ответственностью);

паевые взносы членов кооперативов (производственные и потребительские кооперативы);

средства акционеров (закрытые и открытые акционерные общества).

Задание № 2

Государство обязало ООО «Уют», занимающееся производством мебели, выпускать в год 200 единиц продукции. Является ли законным подобное требование государства? Ответ пояснить

Ответ на задание №2

Подобное требование государства является незаконным, то есть государство не вправе обязывать ООО «Уют» выпускать 200 единиц продукции в год, так как это не предусмотрено Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 г. №14-ФЗ, регулирующим деятельность ООО. Кроме того, одним из принципов осуществления хозяйственной деятельности коммерческих предприятий является принцип хозяйственной самостоятельности, который говорит о невмешательстве государства в деятельность предприятий, при условии, что она не противоречит действующему законодательству. Организации могут самостоятельно выбирать организационно — правовую форму, вид деятельность, разрабатывать учётную политику, распоряжаться финансовыми ресурсами после уплаты налогов, а также самостоятельно определять объемы производства.

Тестовое задание № 3

1. Централизованные денежные фонды:

А. страховые фонды компаний

Б. негосударственные пенсионные фонды

В. резервные фонды предприятий

Г. стабилизационный фонд государства

Д. В и Г

2. Специфические особенности финансов материального производства:

А. нормативный характер отношений

Б. безэквивалентность

В. связаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса

Г. не влияют на формирование доходов звеньев финансовой системы

Д. А и В

3. Формами финансового обеспечения выступают:

А. кредитование

Б. государственное финансирование

В. стимулирование

Г. А и Б

Д. Б и В

4. К числу основных полномочий Федерального Казначейства РФ относится:

А. составление проекта федерального бюджета

Б. управление средствами Стабилизационного фонда РФ

В. ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета

Г. управление операциями на едином счете федерального бюджета

Д. А и Б

Е. В и Г

5. Финансовый контроль за соблюдением норм и требований финансового законодательства называется:

А. анализ

Б. надзор

В. ревизия

Г. обследование

6. В состав бюджетной системы РФ включается:

А. федеральный бюджет

Б. бюджеты государственных внебюджетных фондов

В. государственный кредит

Г. А и Б

Д. А, Б, В

7. Федеральными налогами являются:

А. налог на доходы физических лиц

Б. налог на игорный бизнес

В. транспортный налог

Г. А и Б

Д. Б и В

8. Источником формирования территориального фонда обязательного медицинского страхования являются:

А. часть единого социального налога

Б. средства пенсионного фонда

В. средства бюджетов субъектов РФ

Г. А и В

Д. А, Б, В

9. Установление твердого соотношения между денежными единицами страны-заемщика и страны-кредитора на момент выпуска займа, называется:

А. валютной оговоркой

Б. валютной политикой

В. валютным паритетом

10. Как улучшить коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

А. увеличить выручку

Б. увеличить величину оборотных средств

В. уменьшить величину оборотных средств

Г. А и Б

Д. А и В

Список литературы

1. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

2. Финансы, финансовая система Российской федерации http://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/FK/FIN_D_KR/METOD/USH_POSF/frame/1.htm

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/finance/00151269_0.html

Субъекты финансовых отношений

Финансовые отношения — это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.

Характерными признаками финансовых отношений являются:

— Финансовые отношения выступают формой экономического базиса, имеют обменно-распределительный, т.е. производный характер по отношению к ВВП;

— Денежная форма отношений — функционирования финансов определяется движением денежных потоков, в результате чего у субъектов возникают входящие и исходящие потоки, опосредующие движение стоимости от одного субъекта к другому;

— Формирование централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов, получения доходов и осуществления расходов. В широком смысле под доходами понимают все поступления, которые обеспечивают рост экономических выгод субъектов, финансирования их расходов. В узком — только та часть поступлений, отражающий прирост стоимости.

— Эквивалентность отношений обмена и распределения и неэквивалентность отношений перераспределения.

При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса.

Экономическое сотрудничество между государствами предполагает наличие международных финансовых отношений. За последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные, расчетные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности. Учет этих особенностей позволяет объединить указанные отношения в одну группу международных финансовых отношений. Динамичное развитие международных финансовых отношений привело к созданию международных финансовых организаций и образованию мировых финансовых центров.

Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:

1) с другими предприятиями и организациями;

2) внутри предприятий;

3) внутри объединений, которые включают в себя отношения:

— с вышестоящей организацией;

— внутри финансово-промышленных групп;

— внутри холдинга;

4) с финансово-кредитной системой:

— бюджетом;

— внебюджетными фондами;

— биржами;

— различными фондами.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают в себя отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и иностранными фирмами.

Финансовые отношения внутри предприятия включают в себя отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями включают в себя отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе маркетинговых.

Отношения с финансово-кредитной системой. Прежде всего, к ним относятся отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений.

С точки зрения обязательности все финансовые отношения организации следует классифицировать на:

· добровольные;

· добровольно-принудительные;

· принудительные.

К добровольным относятся финансовые отношения между учредителями в момент создания организации, между организациями в процессе производства и реализации продукции, между организацией и персоналом по поводу потребления трудовых ресурсов, при распределении ресурсов внутри организации, между организацией и участниками фондового рынка.

К добровольно-принудительным финансовым отношениям — отношения, в которые организации вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также относятся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия которых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного своими действиями материального ущерба.

Принудительные финансовые отношения организации возникают при выполнении налоговых обязательств, проведении безналичных расчетов (расчеты между юридическими лицами наличными средствами ограничены), обязательном страховании профессиональной ответственности (например, при аудиторской и строительной деятельности), обязательном страховании некоторых категорий работников или имущества, определенных государственными правовыми актами. Открытые акционерные общества обязаны вступать в отношения с участниками и организаторами фондового рынка.

Каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой являются доходы организации.

При функционировании финансов хозяйствующих субъектов устанавливаются соответствующие экономические отношения и взаимосвязи. Характеристика финансовых отношений на предприятии связана с выделением их объектов и субъектов.

Объектом финансовых отношений на предприятии является стоимость изготовленной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг, которые формируют выручку, а в процессе распределения фонды потребления, возмещения затрат и прибыль.

Субъектами финансовых отношений традиционно выделяют три основных субъекта: домашние хозяйства, организации и государство. При определении основных субъектов экономики применяются разные термины, синонимы, их называют по-разному. Такое многообразие терминов объясняется многими причинами: спецификой национального законодательства, различным государственным устройством той или иной страны. Организации могут называться «фирмами», «предприятиями», «корпорациями».

Домохозяйства — это отдельные люди и целые семьи. Домашние хозяйства выполняют очень важную роль в экономике — для осуществления воспроизводственного процесса они предоставляют принадлежащие им ресурсы — труд, землю, капитал; на полученные в результате этого финансовые ресурсы покупают товары и услуги для личного потребления; часть ресурсов домохозяйств принимает форму сбережений; эти сбережения являются важным инвестиционным ресурсом. Некоторые граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, они включаются в воспроизводственный процесс, производят товары, работы, услуги. Это позволяет домохозяйствам получить дополнительный предпринимательский доход.

Домашние хозяйства является главным поставщиком рабочей силы на все объекты бизнеса и в государственные предприятия, организации, учреждения. Данные субъекты могут создавать кредитные, валютные и другие финансовые отношения с субъектами бизнеса и государства. За осуществления трудовой деятельности данные субъекты получают заработную плату и с выходом из трудоспособного возраста — пенсию. Кроме этого домашние хозяйства создают условия для модернизации существующих элементов в структуре финансов страны и финансовых отношений (развития общества, выборы, референдумы и т.п.).

Организации являются непосредственными участниками общественного воспроизводства, они производят товары, занимаются оказанием различного рода услуг. Для осуществления свой деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства необходимой суммой денежных средств. Для организаций будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг: осуществление капитальных вложений, начисление амортизационных отчислений, восполнение недостатка оборотных средств и др.

Предприятия как один из субъектов финансов создает большую часть ВВП страны и Национального богатства, повышает уровень занятости населения (з/п домохозяйствам). Предприятия различных форм собственности и отраслей народного хозяйства формируют промышленный и финансовый «костяк» всей финансовой системы страны и одного из составных элементов финансовой системы мира, так как множество предприятий осуществляют ВЭД. Для эффективной работы предприятия, управленческому составу данного объекта бизнеса необходимо иметь финансовые отношения с множеством субъектов финансового рынка страны. К примеру, предприятия должно иметь банковский расчетный счет, осуществлять отчисления в Пенсионный фонд, другие социальные фонды, выплачивать налоговые отчисления в местные бюджеты и государственный бюджет, при различных условиях контракта заключать договоры страхования и т.п.

Акционерные общества при использовании ЦБ как элемента Фондового рынка осуществлять взаимосвязи через систему эмиссии и продажи ЦБ на рынке с другими субъектами. Предприятия взаимодействуют с помощи финансовых механизмом друг с другом, так как могут существовать в виде поставщиков, посредников, конечных потребителей и других контрагентов. Малый бизнес может принимать активное участие в финансовых взаимоотношениях с множеством предприятий страны и другими субъектами хозяйствования и бизнеса.

Государство — многогранное понятие. В широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества; поскольку государство строится по территориальному принципу, этот термин иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, выполняет свои функции через органы власти.

Государство как субъект финансовых взаимоотношений исполняет роль по созданию нормативно-правой базы финансовых отношений, а так же государственные предприятия, учреждения и организации осуществляет функции финансов наравне с другими участниками финансовой системы страны.

Государство создает условия для формирования финансовых отношений со всеми субъектами финансовой системы страны (з/п государственных служащих, налоговые поступления, государственные заказы предприятиям и т.п.). Субъекты финансов страны, в частности государство создают условия для оптимизации финансовой системы под текущие тенденции на финансовых рынках (валютном рынке, Фондовом рынке, рынке ЦБ и т.д.).

Государству финансовые ресурсы необходимы для выполнения возложенных на него функций — финансирования конституционных прав граждан, поддержке важнейших отраслей экономики и др. И для этой группы финансовых отношений, которые обеспечивают финансовыми ресурсами выполнение функций государства, будут характерны другие формы и методы организации их финансов.

При этом все финансовые отношения предприятия можно сгруппировать на внешние и внутренние.

Сфера внешних финансовых отношений предприятия включает отношения:

· между предприятием и государством по поводу перераспределения собственных финансовых ресурсов в рамках законодательства о налогообложении, социального страхования, формирование общегосударственных целевых и внебюджетных фондов; по поводу использования предоставленных государственных фондов денежного средства, выполнение государственных инвестиционных программ;

· между предприятием и его акционерами — по поводу использования полученной прибыли, начисление и выплаты дивидендов, реинвестирование прибыли, направлений вложения капитала

· между предприятием и его поставщиками и покупателями по поводу выполнения хозяйственных договоров, получения выручки, осуществления платежных расчетов и т.п.;

· между предприятием и финансово-кредитными учреждениями по поводу обслуживания своих платежей, получения и возвращения кредитов, уплаты процентов за пользование ими, депозитарной деятельности, страховых платежей

Система внутренних отношений предприятия включает следующие отношения:

· между предприятием и его основателями (собственниками) по поводу формирования уставного капитала, его использования, получения части прибыли на вложенный капитал, направлений производственных вложений финансовых ресурсов;

· между предприятием и его структурными подразделами по поводу распределения финансовых ресурсов;

· внутри самого предприятия — по поводу распределения прибыли, которая остается в его распоряжении, направлений ее использования;

· между предприятием и его работниками по поводу формирования фонда оплаты труда, материального поощрения и стимулирования, использование части финансовых ресурсов на выплату материальной помощи, финансирование социально-культурных мероприятий и т.п.

Предпринимательская деятельность, по своему содержанию, включает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, операции на фондовом рынке. В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи с контрагентами: поставщиками, покупателями, партнерами, в результате которых и возникают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств.

Источник: https://studbooks.net/1586988/finansy/subekty_finansovyh_otnosheniy

Назовите субъекты финансовых отношений?

Контрольная работа по дисциплине

«Финансы»

ВОПРОС № 1 Назовите субъекты финансовых отношений?

По определению, финансовая система — это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.
Главный признак структуры финансов – субъектный. В современной рыночной экономике, в качестве субъектов финансовых отношений выступают:

1) физические лица;

2) социальный коллектив (семья);

3) организации (юридические лица);

4) государство;

5) межгосударственные юридические лица (транснациональные и международные организации);

6) объединения государств;

7) неформальные объединения.

ВОПРОС № 2 Назовите звенья финансовой системы общества?

— граждан или физических лиц;

— организаций страны;

— государства;

— международных организаций;

— межгосударственные;

— неформальных объединений.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов — соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Финансовые отношения могут возникать между:
государством и юридическими, физическими лицами (уплата налогов);
между физическими и юридическими лицами (оплата студента за обучение);
между юридическими лицами (аренда одного предприятия здания, принадлежащему другому предприятию);
между отдельными государствами (международные финансовые отношения).
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности — финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

ВОПРОС № 3 Как Вы понимаете термин «политика»?

В современной практике политика трактуется двояко: в широком и узком смысле. В широком смысле – это концепция отношений, системы принципов по защите и реализации интересов одних субъектов в противовес идентичным интересам других; в узком – совокупность действий субъекта по достижению определенных целей. Это по существу мало чем отличается от менеджмента, а поэтому представляется неправомерным в научном обороте. В дальнейшем под деятельностью и мероприятиями субъекта (государства, юридического лица, физического лица) будем понимать менеджмент, задачей которого является реализация политики того или иного субъекта.

Любая политика обусловлена не сугубо личными соображениями, а двумя объективными условиями: ограниченностью жизненных ценностей и делением человечества на множество различных субъектов.

Иными словами, не только материальные ресурсы, как отмечается в экономической литературе, но и все другие нематериальные ценности, и прежде всего власть, слава, чувства, знания, ограничены, т.е. их недостаточно для полного удовлетворения всевозможных потребностей и запросов всех членов общества. С другой стороны, человечество представляет собой не однообразную живую разумную массу, а состоит из множества различных социально и экономически обособленных субъектов (граждан, юридических лиц региона, административно-политического образования одной страны, группы стран, международных объединений и т.д.). В результате возникает объективное социальное явление политики как отношения между минимум двумя субъектами относительно какого-либо объекта (материальных, социальных, духовных, сенсорных и других жизненных ценностей), заключающееся в системе принципов зашиты и реализации интересов одного субъекта в противовес аналогичным интересам другого. Любая политика предполагает сильного, победителя, обладателя объекта (жизненных ценностей) и слабого, проигравшего субъекта.

В политике участвуют все субъекты общества: граждане, различные организации, регионы, а не только государство. Другое дело, что одни занимают активную позицию, играют главную роль, а другие – пассивную.

ВОПРОС № 4 Перечислите базовые блоки финансового менеджмента?

Финансовый менеджмент представляет собой научно обоснованную систему управления финансовыми отношениями, стоимостными (денежными) потоками и фондами субъектов общества. Следует различать менеджмент финансов граждан, организаций, институциональных государственных структур и международных структур.

Базой для выработки решений служит комплекс опорных (базовых) элементов, включающий информацию от управляемого объекта и внешней деловой среды в виде основных пяти блоков:

— экономических законов и категорий,

— экономических методов и инструментов,

— правового обеспечения,

— нормативного обеспечения,

— информационного обеспечения.

Разработка и принятие решений осуществляются в рамках важнейших управленских функций.

ВОПРОС № 5 Чем отличается планирование от прогнозирования?

Прогнозирование и планирование – это виды субъективной деятельности человека, направленные на реализацию целей финансовой политики экономических субъектов.

Прогнозирование – это субъективная деятельность людей по созданию прогнозов. Прогноз (от греч., prognosis – предвидение, предсказание) – предсказание о состоянии какого-либо явления в будущем. Применительно к финансам – это механизм предвидения состояния финансов конкретного экономического субъекта в будущем на ту или иную перспективу. Цель финансового прогнозирования – разработка и обоснование основных параметров (прогнозов) финансового развития. Прогнозы бывают краткосрочными (до года), среднесрочными (1–5 лет), долгосрочными или перспективными (свыше 5 лет, 10, 15, 20 лет) и сверхдолгосрочными (50–100 лет) и охватывают как всю финансовую систему, так и ее отдельные (территориальные, структурные и др.) сферы.

Составлением прогнозов могут заниматься граждане, организации, государственные и международные структуры. Объектами прогнозирования служат финансовые потоки, фонды и финансовые отношения. Задача финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Финансовое прогнозирование представляет собой предугадывание конкретной направленности финансовых изменений. Оно может быть научным и ненаучным. Научное прогнозирование образует сложную систему разработки прогнозов. Ненаучное прогнозирование носит интуитивный, эмоциональный, упрощенный характер.

При прогнозировании на основе существующей базы разрабатываются предполагаемые сценарии. Наибольшее распространение на практике получили два типа сценария: оптимистический и пессимистический. Суть пессимистического сценария условно сводится к тому, что «ситуация ухудшается», оптимистического – «ситуация точно не ухудшится».

Выбор сценария зависит от личностных качеств менеджеров соответствующего экономического субъекта, их профессиональной подготовки, уровня логического мышления, профессионального опыта, предсказуемости действий субъектов, состояния и перспектив развития финансовой политики. Сценарный механизм широко используется физическими и юридическими лицами, государственными и межгосударственными структурами. В России оптимистический и пессимистический сценарии на государственном уровне стали применять лишь в последние годы.

Финансовое прогнозирование осуществляется посредством системы различных методов и инструментов. Наиболее широко используются метод экстраполяции, моделирования, метод экспертных оценок, ситуационного анализа, экономико-математические методы и др.

В жизни составлением прогнозов могут заниматься любые субъекты. Однако практическая значимость и роль отдельных прогнозов в рыночной экономике неодинаковы. Одни составляются для реализации своей финансовой политики, для собственного финансового планирования. К ним относятся предугадывание состава и структуры доходов и расходов, объемов и динамики инвестиций в недвижимость и т.д. Другие прогнозы выполняются для нужд потребителей и могут быть бесплатными и платными. В последнем варианте прогнозы становятся товаром и реализуются по соответствующей цене. Они бывают как позитивные, так и негативные для дезинформации экономических субъектов. Наибольшее значение для большинства экономических субъектов имеют прогнозы инвестиционного рейтинга, валютного курса, цен на новую продукцию и др.

На базе прогнозирования строится финансовое планирование – важнейшая сфера финансового менеджмента. Оно представляет собой субъективный процесс разработки и принятия целевых установок финансовой деятельности. Объектом финансового планирования служат денежные потоки, фонды и отношения экономических объектов.

Непосредственный предмет планирования складывается из предполагаемого результата и механизма (процедуры) его достижения. Свое выражение они получают в системе различных финансовых планов, балансов, смет, графиков и т.д. Центральное место среди них принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение, формы и методы образования и использования доходов и расходов экономических субъектов.

Исходным и первичным звеном планирования финансов общества с рыночной экономикой служит планирование финансов граждан. В его задачи входит:

— планирование расходов денежных ресурсов для реализации личных потребностей;

— планирование доходов путем продажи рабочей силы;

— планирование инвестиционной деятельности для получения доходов;

— составление личного (семейного) бюджета.

На базе учета планов платежеспособного спроса и инвестиций граждан строится планирование финансов организаций, главная целевая установка которого – обеспечение максимизации доходов собственников.

Планирование финансовое государства – производное звено от финансовой деятельности граждан и организаций. В его задачи входит составление планов движения денежных потоков для финансирования общенародных функций общества.

В деятельности общества финансовое планирование играет огромную роль. Без него любая разумная экономическая деятельность не представляется возможной. В результате экономические субъекты составляют планы, представляющие:

— руководство к реальным практическим действиям;

— основу для постановки конкретных задач;

— программу действия;

— базу для финансового контроля.

ВОПРОС № 6 Назовите виды и формы финансового контроля?

Эффективная организация финансового контроля невозможна без учета его классификации. Финансовый контроль классифицируется по следующим признакам.

1. В зависимости от времени проведения различают три основные формы финансового контроля: предварительный, текущий (оперативный) и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется в основном на стадиях прогнозирования и планирования денежных потоков, до реального движения (поступления и использования) финансовых средств. Его проводят при разработке финансовых планов, составлении бюджетов, разработки программ и т.д. Это позволяет заранее предупредить неправильное и нерациональное расходование средств, выявить резервы, возможные нарушения финансовой дисциплины. Предварительный контроль осуществляют граждане и специальные структурные подразделения субъектов финансов.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд, субсидий и т.д. Он ведется, как правило, на рабочем месте и сводится к контролю деятельности и результатов труда. Цель контроля – предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Его исполнители – граждане и специальные структуры экономических субъектов. Основной принцип текущего контроля – поддержание системы обратной связи.

Заключительный контроль проводится после осуществления доходов и расходов фондов на основе учетной и отчетной документации. Его цель – проверка правильности и целесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов. Механизм – открытая обратная связь. Контроль осуществляют в основном граждане и специальные структуры.

Все три типа контроля органически взаимосвязаны, дополняют и зависят друг от друга.

2. В зависимости от экономических субъектов проводится:

— индивидуальный, частный (гражданский) контроль, осуществляемый каждым гражданином общества. Цель – проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов;

Источник: http://yaneuch.ru/cat_75/nazovite-subekty-finansovyh-otnoshenij/159282.1941941.page1.html

Сферы и типы финансовых отношений.

⇐ Предыдущая12

Финансовые отношения — это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.

Финансовые отношения охватывают две сферы:

1) Экономические денежные отношения по формированию, распределению и использова­нию централизованных фондов государства — бюджет, государственные соци­альные внебюджетные фонды;
2. Экономические денежные отношения по формированию, распределению и использова­нию децентрализованных фондов предприятий и организаций.

Финансовые отношения включают денежные отношения, возникающие в процессе расширенного воспроизводства между предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, ресурсными, товарными и финансовыми рынками в государстве и иностранными экономическими системами.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:
— государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;
-государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
-предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;
-предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;
-предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках;
-предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;
-предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;
-предприятиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), а также при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм собственности (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.
Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

Источник: https://lektsii.org/11-49292.html