Финансовая деятельность

Метод финансового права

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется не только с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов). Способ — это конкретный путь, метод целей финансовой деятельности государства и муниципальных.

Все способы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований подразделяются на Общие и Особенные способы используются при осуществлении практически всех функций деятельности государства и муниципальных образований. Это — командно-волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы.

Основным способом, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, является командно-волевой (императивный) способ.

Его суть состоит в том, что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т. д.) действуют по принципу «команда — исполнение».

Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.

Рекомендательный способ все чаще используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

К примеру, в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ.

Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Способ согласования используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа.

Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности.

Функция образования денежных фондов сопровождается применением таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях появился еще штрафной метод и метод финансовых изъятий.

Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и фонды. Метод добровольных платежей проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства и т. д.

Метод финансовых изъятий проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия. Для казенных предприятий государство устанавливает финансовые нормативы деятельности, а все, что остается сверх этого, изымает.

В отличие от этого при использовании метода обязательных платежей государство (и муниципальные образования) не устанавливают субъекту никаких финансовых нормативов, а лишь устанавливают налог или сбор, должны быть уплачены независимо от результатов субъекта. Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в установлении и применении штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово-правовых норм.

В процессе осуществления функции использования денежных средств применяются методы финансирования и публичного кредитования. Метод финансирования как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государственных и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности.

Метод финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а с образованием государственных внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться при выделении финансовых ресурсов из этих фондов. Однако в современных условиях метод финансирования стал проявляться в двух формах: в форме прямого финансирования и в форме зачетного финансирования. Метод публичного кредитования стал использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лишь в последние годы.

Примером такого кредитования является ежегодное выделение Правительством РФ из федерального бюджета средств определенным субъектам на условиях возвратности и платности в соответствии с законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год.

Метод процентных отчислений от регулирующих доходов состоит в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей.

Метод субвенций основан на выделении сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели.

Этот метод дотаций использовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас.

Он заключается в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назначения.

Источник: https://vuzlit.ru/151177/metod_finansovogo_prava

Понятие финансового права

Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответственность за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности).

В-четвертых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношений и местного самоуправления. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положения о местных налогах и сборах).

И, наконец, в-пятых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают принцип разделения властей.

Вместе с тем отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления и упрочения. Важно при этом, чтобы развитие финансового права в целом соответствовало нормам международного права, положениям Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и способствовало созданию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется не только с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов). Способ — это конкретный путь, метод целей финансовой деятельности государства и муниципальных. Все способы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований подразделяются на Общие, и Особенные способы используются при осуществлении практически всех функций деятельности государства и муниципальных образований. Это — командно-волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы. Основным способом, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, является командно-волевой (императивный) способ. Его суть состоит в том, что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т.д.) действуют по принципу «команда — исполнение»8. Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.

Рекомендательный способ все чаще используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. К примеру, в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ. Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Способ согласования используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа9. Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности. Функция образования денежных фондов сопровождается применением таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях появился еще штрафной метод и метод финансовых изъятий. Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и фонды. Метод добровольных платежей проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства и т.д. Метод финансовых изъятий проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия. Для казенных предприятий государство устанавливает финансовые нормативы деятельности, а все, что остается сверх этого, изымает. В отличие от этого при использовании метода обязательных платежей государство (и муниципальные образования) не устанавливают субъекту никаких финансовых нормативов, а лишь устанавливают налог или сбор, должны быть уплачены независимо от результатов субъекта. Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в установлении и применении штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово-правовых норм.

В процессе осуществления функции использования денежных средств применяются методы финансирования и публичного кредитования. Метод финансирования как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государственных и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности. Метод финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а с образованием государственных внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться при выделении финансовых ресурсов из этих фондов. Однако в современных условиях метод финансирования стал проявляться в двух формах: в форме прямого финансирования и в форме зачетного финансирования. Метод публичного кредитования стал использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лишь в последние годы. Примером такого кредитования является ежегодное выделение Правительством РФ из федерального бюджета средств определенным субъектам на условиях возвратности и платности в соответствии с законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год10.

Специальные методы финансовой деятельности используются государством и при осуществлении функции распределения финансовых ресурсов. К ним относятся: метод выделения трансфертов, метод субвенций, метод дотаций, субсидий, метод процентных отчислений от регулирующих доходов. Метод процентных отчислений от регулирующих доходов состоит в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей. Метод субвенций основан на выделении сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели11. Этот метод финансовой деятельности государства не использовался в условиях административно-командной системы управления экономикой и активно использоваться с начала 90-х гг. Метод дотаций использовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас. Он заключается в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назначения.

2. Финансовое право в системе российского права

В систему российского права входит ряд отраслей — наиболее крупных ее подразделений. Каждая из них распространяется на особый вид общественных отношений, требующих соответствующих методов правового регулирования (подчинение одних субъектов другим или закрепление равенства сторон и др.).

В литературе высказывались сомнения по поводу самостоятельности финансового права как отрасли в системе права. Утверждалось, к примеру, что это часть государственного и административного права, или даже только административного. В дискуссии по этому вопросу были высказаны убедительные доводы, опровергнувшие упомянутые сомнения, и главный аргумент — наличие у финансового права специфики в предмете и методе правового регулирования, что требуется для выделения совокупности юридических норм в отрасль права12.

Прошло более двух десятилетий с тех пор, как положительный ответ на этот вопрос обоснованно утвердился, а дискуссия безболезненно и незаметно прекратилась. Ее бесперспективность и бесплодность особенно очевидны в современных условиях. Экономические преобразования, усиливая роль финансового механизма, вызывают необходимость более глубокой правовой регламентации его функционирования, обусловливают развитие финансового права Российской Федерации в качестве особой отрасли права.

Итак, являясь в системе права Российской Федерации одной из его отраслей, финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права, а именно финансовые общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявления. Для отношений, которые входят в предмет этой отрасли права, характерна обязательная связь с функциями по образованию, распределению или использованию государственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами. Такое содержание предмета финансового права обусловливает и особенности его методов регулирования, т.е. приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними.

Основной метод финансово-правового регулирования — императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и ряду других отраслей права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Такой метод способствует своевременному и в полном объеме поступлению средств в распоряжение государства (или муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии. При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким методом, например, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено соглашением сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения. Особенности основного метода финансового права заметно проявляются и в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний реализуется финансово-кредитными органами государства, созданными специально для осуществления финансовой деятельности. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе создавать муниципальную налоговую службу и муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обеспечения поступления в нее местных налогов’. Однако они могут действовать в этом направлении и через государственные налоговые органы и федеральное казначейство. Участники финансовых отношений, которым адресованы данные предписания (различные органы государственного управления, организации и т.д.), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них лишь по линии функций финансовой деятельности. У них нет подчинения по всем направлениям, как при отраслевом управлении «по вертикали» (министерство — «вверху» и подведомственные ему организации — «внизу»).

Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения «вертикального» подчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами.

Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение (это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений). Так, федеральное законодательство содержит рекомендации субъектам РФ о преобразовании их внебюджетных целевых фондов в бюджетные, устанавливает отдельные налоги, о введении которых принимают решения представительные органы государственной власти субъектов РФ. По вопросам, касающимся общих принципов налогообложения, в Федеральном Собрании РФ должны быть рассмотрены предложения субъектов Федерации. Финансовые органы могут предоставлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит (отсрочку платежа на основе соглашения между ними). Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования — методом властных предписаний.

Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.13 В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, охватывающими своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Имеется сходство и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. А административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Конституционное право — ведущая отрасль в системе права. Оно закрепляет правовое положение личности, основы общественного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах. Например, федеративное государственное устройство России обусловило наличие бюджетных прав у республик, краев, областей, автономных образований как субъектов Федерации, возможности их участия в решении финансовых вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов. Финансово-правовые нормы, регулирующие состав и порядок образования государственных доходов, основаны на конституционных положениях об экономической системе Российской Федерации, о разнообразии форм собственности как ее основе. Конституционное право содержит также нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. В качестве примера можно указать нормы, устанавливающие компетенцию Государственной Думы по принятию законов о федеральном бюджете, налогах и сборах и по другим вопросам финансовой деятельности государства, полномочия Правительства РФ по обеспечению единой финансовой, кредитной и денежной политики, права органов местного самоуправления по утверждению местного бюджета и установлению местных налогов. Эти нормы конкретизируются в финансовом праве. Исходя из них, оно устанавливает подробные правила, касающиеся деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов. Так, существует большая группа финансово-правовых норм, которые детально регулируют порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней, порядок реализации утвержденных бюджетов, определяют перечень бюджетных доходов и т. д. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института.

Источник: http://freepapers.ru/60/ponyatie-finansovogo-prava/230467.1592742.list2.html

1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия

Финансовая деятельность предприятия связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде предприятия. Финансовая деятельность включает следующие виды:

-отношения, связанные с формированием уставного капитала и его распределением между собственниками;

-отношения, связанные с авансированием капитала во вне оборотные и оборотные активы;

-деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;

-деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной системой;

-деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате им доходов;

-деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения активов;

-деятельность, связанная с формированием различных резервов предприятия;

-отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;

-деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;

-деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги.

Финансовый механизм предприятия ( корпорации) представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.

Финансовая деятельность предприятия реализуется посредством финансового механизма.

2. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение финансового механизма

Правовая среда:

основные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, например, Гражданский Кодекс РФ и.т.д.

законодательные акты, связанные с налоговым регулированием;

законодательные акты по охране окружающей среды, безопасности жизнедеятельности и охране труда;

законодательные акты, касающиеся социального страхования и обеспечения;

законодательные акты, связанные с внешнеэкономической деятельностью предприятий;

законодательные акты, регулирующие безналичные и наличные расчеты предприятия.

Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемых предприятием.

Информационная среда включает: ( публичная и не публичная)

информация внешнего характера :

информация, формируемая на финансовых рынках;

информация налогового характера;

информация о стоимости ресурсов на различных рынках;

информация о конкурентах;

информационное обеспечение о внешнеэкономической деятельности предприятия

информация внутреннего характера:

финансовая отчетность;

статистическая отчетность;

внутренняя отчетность;

данные первичного бухгалтерского учета.

3. Сферы финансового менеджмента

Финансовый анализ и планирование, а также финансовое прогнозирование:

оценка и анализ активов и источников их формирования;

оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала компании и расширения ее деятельности;

оценка источников дополнительного финансирования;

формирование системы контроля и контроллинга привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов.

Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами:

оценка объема требуемых финансовых ресурсов;

выбор форм их получения;

оценка степени доступности и времени получения этих ресурсов;

оценка стоимости обладания данным видом ресурсов (%, дисконт и др.);

оценка риска, ассоциируемого с данным источником финансирования.

Распределение и использование финансовых ресурсов:

анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера;

оптимальность времени трансформирования финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);

целесообразность и эффективность вложений в ОФ, НМА и формирование их рациональной структуры;

оптимальное использование оборотных средств;

обеспечение эффективности финансовых вложений.

Тема: Методологические основы принятия финансовых решений

1. Понятие левериджа и его виды

2. Финансовый леверидж и концепции его расчета

3. Операционный леверидж и его эффект

4. Оценка совокупного риска, связанного с предприятием

5. Стоимость капитала и расчет средневзвешенной стоимости капитала

Источник: https://StudFiles.net/preview/3571808/page:4/

Финансовая деятельность

Смотреть что такое «Финансовая деятельность» в других словарях:

  • Финансовая деятельность — (financial activity) операции по привлечению средств от акционеров и кредиторов и выплатам им, т. е. операции, связанные с долгосрочными обязательствами и собственным капиталом компании … Экономико-математический словарь

  • финансовая деятельность — Операции по привлечению средств от акционеров и кредиторов и выплатам им, т. е. операции, связанные с долгосрочными обязательствами и собственным капиталом компании. Тематики экономика EN financial activity … Справочник технического переводчика

  • ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность по обеспечению денежных потоков в экономике на всех уровнях хозяйствования и организации бесперебойных расчетов между всеми участниками. На уровне компании (предприятия) Ф.д. призвана своевременно осуществлять расчеты по заработной… … Внешнеэкономический толковый словарь

  • Финансовая деятельность — Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями… … Официальная терминология

  • Финансовая деятельность — (FINANCING ACTIVITIES) Деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе капитала и заемных средств компании … Финансы и биржа: словарь терминов

  • Финансовая деятельность государства — Финансовая деятельность государства реализация финансовой политики государства, является составной частью механизма социального управления и представляет собой разновидность государственной и юридической деятельности, носящей публичный… … Википедия

  • Финансовая деятельность государства — осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов ( финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Словарь… … Словарь бизнес-терминов

  • Финансовая деятельность Церкви сайентологии — Церковь саентологии платит своим членам 10 % комиссии за каждого привлеченного человека, проходящего обучение или консультирование. Кроме того, зарубежные отделения Церкви саентологии платят ЦС около 10 % от своих доходов. Плата за… … Википедия

  • Финансовая деятельность Церкви Саентологии — Церковь саентологии платит своим членам 10 % комиссии за каждого привлеченного человека, проходящего обучение или консультирование. Кроме того, зарубежные отделения Церкви саентологии платят ЦС около 10 % от своих доходов. Плата за… … Википедия

  • Финансовая деятельность Церкви саентологии — Эта статья является предметом процедуры посредничества. В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из за чего начата процедура посредничества. Просьба вносить свои правки в соответствии с принятыми решениями… … Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1408402