ЕСХН это какой налог

Кто имеет право применять ЕСХН в 2019 году

Применять ЕСХН могут ИП и организации, у которых доход от ведения сельскохозяйственной деятельности составляет больше 70% от всего дохода.

Рыбохозяйственные организации и предприниматели также имеют право применять ЕСХН, но при этом доход от реализации рыбной продукции у них должен быть больше 70%, а количество сотрудников не должно превышать 300 человек.

Примечание: с 1 января 2017 года применять ЕСХН могут ООО и ИП, которые оказывают услуги сельскохозяйственным производителям в области животноводства и растениеводства (Федеральный Закон от 23.06.2016 г. № 216). Более подробно об этом .

Кто не может применять ЕСХН

  • Организации и ИП, производящие подакцизные товары (например, спиртосодержащая и алкогольная продукция, табак и т.п.).
  • Организации, занимающиеся проведением азартных игр.
  • Бюджетные и казенные учреждения.
  • ИП и организации, которые не являются производителями сельхозпродукции, а только занимаются её первичной и последующей переработкой.
  • ИП и организации, у которых доход от ведения сельскохозяйственной деятельности составляет менее 70% от всего дохода.

Сроки уплаты налога

Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год. Отчетным – полугодие.

Организации и ИП в течение года должны уплатить авансовый платеж по итогам отчетного периода.

Срок уплаты аванса – не позднее 25 дней с окончания отчетного периода (полугодия).

В 2019 году организации и ИП должны уплатить авансовый платеж за полугодие в срок с 1-25 июля.

В 2019 году необходимо рассчитать и уплатить налог по итогам 2018 года (за вычетом ранее уплаченного аванса).

Крайний срок уплаты налога по ЕСХН за 2018 год – до 1 апреля 2019 года.

Крайний срок уплаты налога по ЕСХН за 2019 год – до 1 апреля 2020 года.

Пример расчёта и оплаты ЕСХН

Авансовый платеж

ИП Петров И.М. за первые 6 месяцев 2019 года получил доход в размере 500 000 рублей. Расходы составили 420 000 рублей.

Авансовый платёж будет равен: 4 800 руб. ((500 000 руб. – 420 000 руб.) x 6%). Его необходимо заплатить до 25 июля 2019 года.

Налог по итогам года

В последующие 6 месяцев (с июля по декабрь) ИП Котов И.Н. получил доход в размере 600 000 рублей, а его расходы при этом составили 530 000 рублей.

В этом случае налог по итогам года будет равен: 4 200 руб. ((1 100 000 руб. – 950 000 руб.) x 6% – 4 800 руб.). ЕСХН за 2019 год необходимо будет заплатить не позднее 1 апреля 2020 года.

Анализ режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей

Действующая в настоящее время система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет ряд недостатков, которые препятствуют широкому распространению данной системы налогообложения: необходимость ведения особого учета доходов и расходов, более сложный расчет налогооблагаемой базы. Кроме того, созданы предпосылки для сокрытия налогоплательщиками получаемых доходов, занижения налогооблагаемой базы, а потому и недопоступления доходов в бюджет.

В настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» осуществляется комплекс мер по поддержке сельского хозяйства, среди них — внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, регулирующих налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Указанной категории налогоплательщиков предоставлено право выбора системы налогообложения — в виде упрощенной системы налогообложения, в виде единого сельскохозяйственного налога или в виде общей системы налогообложения. При этом каждая из этих систем налогообложения предусматривает ряд налоговых послаблений.

Однако соответствие критериям, установленным для признания предпринимателя сельскохозяйственным товаропроизводителем недостаточно для получения ими статуса плательщика ЕСХН.

Элементы налогов, которые платят сельхозпредприятия, в некоторой степени отличаются от элементов системы налогообложения несельскохозяйственных товаропроизводителей (рисунок 1) .

Сельхозтоваропроизводители как налогоплательщики могут осуществлять свою деятельность, находясь как на общем, так и на специальных режимах налогообложения.

При общем режиме налогообложения сельскохозяйственные налогоплательщики уплачивают федеральные, региональные и местные налоги, отличающиеся друг от друга по объекту налогообложения, ставке, льготам, налоговым периодам и т д.

Рис. 1. Режимы налогообложения используемые сельхозпредприятиями

Сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие свою деятельность при специальных режимах налогообложения, могут платить единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход или использовать упрощенную систему налогообложения .

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты сельхозпредприятиями налогов, относимых к специальным режимам налогообложения.

Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой уплату четырех налогов.

Первый заменяемый налог — налог на прибыль. Сельскохозяйственные товаропроизводители освобождены от уплаты налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности. Но здесь важно помнить, что налогообложению подлежит прибыль от прочей деятельности предприятия, не являющейся сельскохозяйственной .

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН, на ближайшие годы установлены льготные ставки налога на прибыль «по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции»:

Действие нулевой ставки налога на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое заканчивалось в 2008 г., законом было продлено до 2012 г. В 2013 — 2015 гг. налог на прибыль будет уплачивается ими по ставке 18%, а начиная с 2016 г. — как и было установлено ранее, по общей ставке 24%.

Второе — сельскохозяйственные предприятия не уплачивают налог на имущество, следовательно, фактически экономят на своих налоговых платежах. Для многих организаций это является существенным улучшением их положения, так как снижается сумма налога.

Третий налог, от уплаты которого освобождает ЕСХН, — единый социальный налог. На этот налог приходится наибольшая экономия при переходе на уплату ЕСХН, так как при общем режиме налогообложения это составляет 26,1 процента от фонда заработной платы, а при переходе на уплату ЕСХН — 10,3 процента в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Четвертый заменяемый налог — НДС. При переходе на специальный режим налогообложения прекращаются обязательства по уплате НДС. Исключение составляет НДС, который должен быть уплачен фирмами при ввозе товаров через таможенную границу РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Таможенным кодексом РФ.

Эффект от освобождения от обязанности по исчислению и уплате НДС не является столь однозначным. Более того, в ряде случаев такое освобождение означает потерю своих контрагентов в силу невозможности для последних принять к зачету НДС, уплаченный при приобретении сельскохозяйственной продукции.

Индивидуальные предприниматели также освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и от налога на имущество физических лиц, используемое для осуществления предпринимательской деятельности.

Единый социальный налог в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, также не платится. С налогом на добавленную стоимость ситуация аналогичная — предприниматель освобожден от обязанности уплаты этого налога, кроме случаев ввоза товаров через таможенную границу РФ.

Индивидуальные предприниматели при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога несут обязанность по уплате взносов на пенсионное страхование.

Иные налоги и сборы должны уплачиваться организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Налоги и сборы, от уплаты которых не освобождает переход на специальный налоговый режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога представлены в таблице 1 .

На основании таблицы 1 можно сделать следующий общий вывод: взимание единого сельскохозяйственного налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограниченного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продукции, служащей основанием для перевода на специальный налоговый режим, а также в силу особой значимости, специфики и строго целевой направленности налогов.

Таблица 1 — Налоги и сборы, от уплаты которых не освобождает переход на специальный налоговый режим в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога

Виды налогов

Налоги и сборы

Кто уплачивает

1. Федеральные налоги и сборы

Пенсионный фонд РФ

Налог на добавленную стоимость (взимаемый в составе таможенных платежей)

Государственная пошлина

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Налог на доходы физических лиц

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Организации и индивидуальные предприниматели

Организации и индивидуальные предприниматели

Организации и индивидуальные предприниматели

Организации и индивидуальные предприниматели

Организации и индивидуальные предприниматели

Индивидуальные предприниматели, заключившие гражданские и трудовые договоры с различными работодателями

Организации и индивидуальные предприниматели

2. Региональные налоги

Транспортный налог

Организации и индивидуальные предприниматели

3. Местные налоги

Земельный налог

Организации и индивидуальные предприниматели

К таким налоговым платежам следует отнести:

— налоги, взимаемые субъектами в качестве налоговых агентов у источника выплат;

— государственную пошлину;

— взносы на обязательное государственное пенсионное страхование .

Переход на уплату единого налога не влияет на выполнение плательщиками их обязанностей как налоговых агентов. Сохраняется обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщиков и перечислять в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налоги .

Соответственно, на организации возлагаются следующие обязанности:

— правильно и своевременно исчислять соответствующие налоги, удерживать их из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды);

— в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика, если таковая имеется;

— вести учет выплаченных налогоплательщикам средств, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

— представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Однако не все организации, занятые аграрным бизнесом, могут перейти на уплату ЕСХН. Для этого фирма должна соответствовать критериям сельскохозяйственного производителя :

1. Организации и предприниматели вправе перейти на ЕСХН, если они производят сельскохозяйственную продукцию, а также осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку.

2. Доход от реализации произведенной ими сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки) должен составлять не менее 70 процентов.

3. Предприятия на ЕСХН не должны заниматься производством подакцизных товаров, иметь филиалы и представительства, заниматься предпринимательством в сфере игорного бизнеса. ЕСХН также недоступен для бюджетных учреждений .

Таким образом, фирма, не производящая сельхозпродукцию, а только закупающая и перерабатывающая ее, не является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Соответственно, не имеет права перейти на ЕСХН.

Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, перешедшие на данный налоговый режим и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

При переходе на ЕСХН организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим общий режим налогообложения, необходимо определить долю дохода от реализации сельхозпродукции собственного производства, полученного по итогам года, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН.

В общем объеме выручки доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, должна составлять не менее 70 процентов.

Если же доля выручки составляет менее 70 процентов, то они не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и соответственно плательщиками единого сельскохозяйственного налога. Плательщиками данного налога не признаются также сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.), определяемые по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Существенным для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей стало положение, согласно которому перевод на уплату единого сельскохозяйственного налога осуществляется этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями независимо от численности работников .

Вновь созданная в текущем году организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем, вправе перейти с начала следующего года на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам последнего отчетного периода по налогу на прибыль организаций в текущем году в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такой организации доля дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов.

Вновь зарегистрированный в текущем году индивидуальный предприниматель, являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем, вправе перейти с начала следующего года на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев текущего года в общем доходе от предпринимательской деятельности такого индивидуального предпринимателя доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Установлены Налоговым кодексом и иные ограничения при переходе на уплату ЕСХН. Не обладают правом перехода на данный режим налогоплательщики:

— занимающиеся производством подакцизных товаров;

— имеющие филиалы и (или) представительства (данный пункт относится к организациям);

— переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН не могут до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, так как налоговым периодом признается календарный год . Сделать это можно в начале календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Если по итогам налогового периода доход налогоплательщика от реализации произведенной сельхозпродукции составит менее 70 процентов или же в течение отчетного периода будет допущено нарушение требований, установленных п. 6 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ, то он теряет право на применение ЕСХН. Такие налогоплательщики обязаны пересчитать налоговые обязательства исходя из общего режима налогообложения за весь указанный налоговый период. Заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим необходимо подать в течение 30 календарных дней по окончании налогового периода, в котором доход налогоплательщика от реализации сельхозпродукции собственного производства составил менее 70 процентов. Сроком уплаты причитающихся налогов является 1 февраля года, следующего за налоговым периодом, в течение которого налогоплательщик уплачивал ЕСХН.

При переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога у организаций заметно сокращается количество исчисляемых и уплачиваемых налогов и, как следствие, упрощается ведение бухгалтерского учета и отчетности. Вместе с тем для предприятий с высоким уровнем производства теряется сумма возмещаемого НДС, что приводит к росту себестоимости производимой ими продукции, увеличению цен на нее и потере привлекательности для потенциальных покупателей.

Сельхозтоваропроизводители, занимающиеся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, находясь на общем режиме налогообложения, могут применять также единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности .

С переходом на уплату единого налога на вмененный доход отменяется уплата налога на прибыль (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Также налогоплательщики данного налога не платят налог на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если сельскохозяйственные организации осуществляют наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, то они исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении этих видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут применять спецрежим налогообложения в виде единого сельхозналога при осуществлении отдельных видов деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход.

При этом порядок совмещения этих режимов (в части бухгалтерского и налогового учетов) аналогичен совмещению ЕНВД и упрощенной системы налогообложения.

ЕНВД не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 6 — 9 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, в случае если они осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими в соответствии с гл. 26.1 настоящего Кодекса на уплату единого сельскохозяйственного налога. И при этом и указанные организации, и индивидуальные предприниматели реализуют через свои объекты организации торговли и (или) общественного питания произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства .

Единый налог на вмененный доход не применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

— розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

— розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

— оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

— оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей .

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, а налоговая база определяется как величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Ставка по единому налогу на вмененный доход предусмотрена в размере 15%.

Кроме перечисленных выше специальных режимов налогообложения сельхозпредприятия могут применять упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему, доход от реализации сельхозпродукции не превысил 15 млн. руб. .

Объектом налогообложения в этом случае являются доходы налогоплательщика, к которым относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, или доходы, уменьшенные на величину расходов (материальных, на приобретение, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и ремонт основных средств, на оплату труда, командировочных и др.). Объект налогообложения выбирается самим налогоплательщиком и не может меняться им в течение трех лет.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6%, если доходы, уменьшенные на величину расходов — 15%. Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают также взносы на обязательное пенсионное страхование, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров через таможенную границу, земельный, водный и транспортный налоги.

Чтобы применять упрощенную систему налогообложения или ЕСХН, налогоплательщику необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган. Без такого заявления, с одной стороны, налогоплательщик не вправе будет уплачивать налоги в специальном режиме, а с другой — никто, в т.ч. и налоговая инспекция, не вправе будет обязать его применять спецрежим.

В отличие от ЕНВД, УСН и ЕСХН применяются в отношении налогоплательщика в целом, а не в отношении отдельных видов деятельности. То есть совмещение упрощенной системы налогообложения и общего режима налогообложения для организации просто невозможно.

А вот совмещение упрощенной системы налогообложения или сельхозналога с единым налогом на вмененный доход допускается по той же схеме, по которой совмещается с единым налогом на вмененный доход общий режим налогообложения. То есть если налогоплательщик, перешедший на применение упрощенной системы налогообложения (или единого сельскохозяйственного налога), начнет осуществлять вид деятельности, подпадающий под единый налог на вмененный доход (при условии, что единый налог на вмененный доход введен в месте деятельности налогоплательщика), то ему придется совмещать применяемый режим с ЕНВД. Совмещать упрощенную систему налогообложения с единым сельскохозяйственным налогом нельзя .

Сельхозтоваропроизводитель, соответствующий требованиям может сменить упрощенную систему налогообложения на более близкую ему систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, для чего ему необходимо в общем порядке подать в налоговый орган заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог.

Глава 26.2 НК РФ устанавливает для налогоплательщиков, переходящих с упрощенной системы налогообложения на единый сельскохозяйственный налог, единственное «переходное» правило. Оно касается учета основных средств и нематериальных активов.

Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, переходящие на единый сельскохозяйственный налог, руководствуются общим правилом, которое позволяет учесть в рамках нового налогового режима ту часть стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных до перехода на единый сельскохозяйственный налог, которая к моменту перехода не была еще учтена в целях налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения.

Это правило является единым для перехода от упрощенной системы налогообложения к иным налоговым режимам (кроме ЕНВД). Поэтому при переходе на единый сельскохозяйственный налог (принимая во внимание тот факт, что при едином сельскохозяйственном налоге доходы и расходы учитываются кассовым методом) учет основных средств и нематериальных активов ведется по тем же правилам, что и при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим с уплатой налога на прибыль кассовым методом. Сумма неучтенного убытка, полученного при применении упрощенной системы налогообложения, не может быть учтена при переходе на единый сельскохозяйственный налог.

Налоговые платежи в разной степени влияют на работу сельхозпредприятия, и прежде всего на конечные финансовые результаты. Поэтому для обеспечения эффективной финансово-экономической деятельности необходим налоговый анализ, определение уровня налогообложения предприятия. Это позволяет оценить уровень налогообложения предприятия и при необходимости осуществить его оптимизацию.

Источник: https://studbooks.net/1611930/finansy/analiz_rezhima_nalogooblozheniya_selskohozyaystvennyh_tovaroproizvoditeley

ЕСХН. ТОП-10 ошибок учета доходов и расходов

Аудиторская практика выявляет множество ошибок при исчислении авансовых платежей по ЕСХН. Рассмотрим наиболее часто возникающие проблемы при расчете суммы ЕСХН на примерах.

Напомним, что…

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые в силу пункта 3 статьи 346.5 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (ст. 346.4 НК РФ). Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, содержится в статье 270 НК РФ. Сумму ЕСХН (сумму авансового платежа по ЕСХН) рассчитывают по формуле:

Доходы, полученные за год (полугодие) — Расходы, понесенные за год (полугодие) х 6%

Ошибка № 1: Неучет предоплаты

Сумма предоплаты не включается в состав доходов на дату получения денежных средств – это ошибка. В целях исчисления ЕСХН сумму предоплаты необходимо включить в состав доходов на дату получения денежных средств (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ, письмо Минфина России от 02.02.10 № 03-11-06/1/03).

Ошибка № 2: неуменьшение доходов при возврате аванса

Еще одна распространенная ошибка: на сумму возврата сумм, полученных ранее в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, не уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат (пп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

Ошибка № 3: неверный учет вклада собственника

Средства, полученные от собственника в виде вклада в имущество общества с целью

увеличения чистых активов, неправомерно учитываются как внереализационные доходы и участвуют при расчете доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции. С учетом положения пункта 2 статьи 346.2 НК РФ, при применении ЕСХН сельскохозяйственными товаропроизводителями являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Согласно разъяснениям Минфина (см. письмо от 11.11.13 № 03-11-11/47979), указанные доходы не включаются как в общий доход от реализации товаров (работ, услуг), так и в доход от реализации произведенной налогоплательщиками ЕСХН сельскохозяйственной продукции для расчета доли дохода, предусмотренной пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения по ЕСХН учитываются следующие доходы:

  • доходы от реализации (определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы (определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ).

При этом доходы, указанные в статье 251 НК РФ, при определении объекта налогообложения не учитываются.

Доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которые переданы обществу в целях увеличения чистых активов, в т. ч. путем формирования добавочного капитала, не учитываются при налогообложении прибыли (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ, письма Минфина от 17.06.11 № 03-03-06/1/356, от 20.04.11 № 03-03-06/1/257, от 21.03.11 № 03-03-06/1/160).

Таким образом, полученные от собственника денежные средства не признаются внереализационными доходами, и не учитываются при расчете доли дохода от реализации произведенной организацией сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) организации.

Ошибка № 4: неучет выручки от реализации ОС

Часто выручка от реализации ОС не учитывается при определении доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции для целей ЕСХН.

Между тем, плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 НК РФ (п. 1 ст. 346.2 НК РФ).

В целях главы 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию:

  • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и
  • реализующие эту продукцию,

при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.

В целях применения ЕСХН доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном статьями 248 и 249 НК РФ, а доходы, указанные в статье 251 НК РФ, не учитываются (п. 5 ст. 346.2 НК РФ).

Статьей 249 НК РФ определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Таким образом, в целях применения ЕСХН выручка от реализации основных средств должна быть включена в полном размере в общий объем доходов от реализации товаров (работ, услуг) для расчета вышеуказанной доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции.

При этом в состав доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции сумма выручки от реализации основных средств не включается (см. письмо Минфина России от 28.11.14 № 03-11-06/1/60868).

Следует отметить, что суды часто не соглашаются с такой точкой зрения. Так, суд признал, что доходы от реализации основных средств не учитываются при исчислении размера дохода, позволяющего применять ЕСХН. Дело вот в чем.

При исчислении общего дохода в него не включаются внереализационные доходы, к которым относятся доходы от реализации основных средств (п. 13 ст. 250 НК РФ, ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н).

Кроме того, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. постановлением Госкомстата России от 06.11.01 № 454-ст), не относит продажу основных средств, используемых при осуществлении основной деятельности, к самостоятельным видам деятельности.

Поэтому расчет доли дохода от реализации сельхозпродукции в общем объеме доходов от всех осуществляемых видов деятельности определяется независимо от сумм дохода, полученных от реализации основных средств (см. постановление ФАС Московского округа от 29.12.08 № КА-А41/12530-08).

Рассматривая другой случай, суд пришел к выводу о том, что поскольку не осуществлялась продажа основных средств на систематической основе — реализация носила разовый характер, то при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции полученные денежные средства не должны учитываться в общем доходе от реализации упомянутого имущества (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.05.11 № А19-14352/10).

Ошибка № 5: нарушение порядка учета ГСМ

Еще одна распространенная ошибка: неправомерный учет расходов на ГСМ в отсутствие документального подтверждения их дальнейшего использования. Необходимо документально подтвердить не только факт приобретения ГСМ, но и факт их дальнейшего использования с целью получения дохода от предпринимательской деятельности. Этот подход разделяют и судьи.

Со ссылкой на пункт 3 статьи 346.5 НК РФ судьи указали, что расходы, указанные в пункте 2 статьи 346.5 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, т. е. должны быть обоснованны и документально подтверждены. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, суды обратили внимание на то, что в соответствии с нормами налогового законодательства в подтверждение произведенных расходов налогоплательщик должен был документально подтвердить не только факт приобретения ГСМ, но и факт их использования в дальнейшем с целью получения дохода от предпринимательской деятельности (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.06.11 по делу № А27-12757/2010).

Ошибка № 6: неучет «аукционных» затрат

Затраты на приобретение в рамках аукциона права на заключение договора о закреплении долей квот на вылов водных биологических ресурсов учитываются в целях ЕСХН.

В ходе выездной проверки рыбопромышленной компании налоговики пришли к выводу о неправомерном учете в целях ЕСХН расходов, связанных с участием налогоплательщика в аукционах по приобретению права на заключение договора о закреплении долей квот вылова водных биологических ресурсов, и, соответственно, доначислили ЕСХН, пени и штраф. Обоснование: такие затраты не поименованы в пункте 2 статьи 346.5 НК РФ. Налогоплательщик обратился в суд, где и нашел правду.

Суды трех инстанций поддержали налогоплательщика, указав на следующее. По общему правилу расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве (подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Плательщики ЕСХН при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на материальные расходы (подп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций (в соответствии со ст. 254 НК РФ). Материальные затраты (определяемые в соответствии с подп. 1, 4 п. 1 ст. 254 НК РФ), могут быть отнесены к прямым расходам.

Арбитры указали, что приобретение на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот вылова водных биологических ресурсов является необходимым условием для их добычи и приобретения права собственности на выловленные ресурсы. Поэтому данные расходы прямо связаны с приобретением права собственности на водные биологические ресурсы и соответствуют определению материальных расходов, данному в статье 254 НК РФ. А материальные расходы (согласно подп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ) относятся на уменьшение объекта налогообложения ЕСХН.

Следовательно, компания правомерно учла спорные расходы при определении налоговой базы по ЕСХН.

Ошибка № 7: неправомерный учет командировочных

Часто налогоплательщики неправомерно учитывают расходы на командировку в налогооблагаемых затратах на дату выдачи работнику денежных средств под отчет.

Отметим, что плательщик ЕСХН определяет даты получения доходов и осуществления расходов по кассовому методу (подп. 1, 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Однако расходами признаются только документально подтвержденные затраты (абз. 1 п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Следовательно, организация не может учесть расходы на командировку на дату выдачи работнику денежных средств под отчет, так как документальным подтверждением командировочных расходов является утвержденный руководителем авансовый отчет работника.

Таким образом, командировочные расходы в сумме выданных работнику под отчет денежных средств будут включаться в налогооблагаемые затраты на дату утверждения авансового отчета работника.

Ошибка № 8: неправомерный учет аванса

Еще одна ошибка: неправомерный учет налогоплательщиком в составе расходов суммы авансового платежа по сельхозналогу. Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые в силу п. 3 ст. 346.5 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (ст. 346.4 НК РФ).

Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, содержится в статье 270 НК РФ. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что расходы в виде суммы налога не учитываются в целях налогообложения, т. е. не уменьшают налогооблагаемую базу.

Судьи указали, что у налогоплательщика нет оснований для учета в расходах при формировании налогооблагаемой базы по ЕСХН суммы авансового платежа по данному налогу, уплачиваемому по итогам отчетного периода.

Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода (п. 3 ст. 346.9 НК РФ).

Организация не учла, что глава 26.1, а также статья 252 НК РФ не содержат норм, устанавливающих возможность учета при формировании налогооблагаемой базы по конкретному налогу за конкретный налоговый период суммы налога, исчисленной за этот же период (в т. ч. и авансовых платежей) (см. постановление АС Дальневосточного округа от 21.01.15 № Ф03-6049/2014).

Ошибка № 9: неправомерное уменьшение базы

Налоговая база по ЕСХН нельзя уменьшать на сумму убытка, полученного плательщиком ЕСХН при применении иных режимов налогообложения. На основании пункта 5 статьи 346.6 НК РФ налоговую базу по ЕСХН можно уменьшить только на сумму убытка, полученного в период применения ЕСХН.

Ошибка № 10: неучет расходов на оплату труда руоводителю

Расходы на оплату труда руководителя организации, являющегося ее единственным учредителем и членом, учитываются для целей ЕСХН. Налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Согласно статьям 57, 129 и 135 ТК РФ, под заработной платой (оплатой труда работников) понимается вознаграждение за труд, которое выплачивается работнику в соответствии с заключенным трудовым договором.

Статьей 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор предполагает две стороны: работника и работодателя.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ). В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

При отсутствии одной из сторон трудового договора он не может быть заключен.

Следовательно, руководитель организации, являющийся ее единственным учредителем и членом организации, не может сам себе начислять и выплачивать зарплату.

Исходя из этого, руководитель организации не вправе учесть в составе расходов при определении объекта налогообложения по ЕСХН в качестве расходов на оплату труда произведенные расходы в виде оплаты самому себе заработной платы. Исчисление страховых взносов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц в данном случае также не производится (см. письмо Минфина России от 17.10.14 № 03-11-11/52558).

Отдел Аудита ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Источник: http://www.praktik-rw.ru/uchet-po-otraslyam/273-eskhn-top-10-oshibok-ucheta-dokhodov-i-raskhodov

Лиха беда начало. В Думе предложили ввести на рыбалку налог

Законотворцам предложили ввести на рыбалку налог. Суточных норм, смешных размеров вылавливаемых рыб, драконовских штрафов уже мало. На очереди налог с каждого рыболова на сумму в 2000 рублей.

И что интересно, это предложил сделать рыболов и даже Чемпион мира по рыбной ловле Константин Кузьмин.

Так вот, этот человек на полном серьезе предлагает собирать с рыболовов-любителей по две тысячи рублей ежегодно. Обосновал свое предложение К. Кузьмин следующим образом: «На собранные таким образом средства государство сможет наконец-то разрешить вопрос с «зарыблением» и охраной водных биологических ресурсов страны».

Герой дня — Константин Кузьмин

Согласно предложенной Кузьмином инициативе, должны также быть предусмотрены региональные льготы. Как пример, налог по сниженной ставке на рыбалку в домашнем регионе.

На данный момент в России, по статистическим данным, насчитывается от 15 до 25 млн рыболовов-любителей. Более того, в некоторых регионах их активность невероятно высока, и власти сравнивают их уловы с коммерческим промыслом.

А потому, исполнительный директор Федерации рыболовного спорта Игорь Чиняков уверен, что рыболовы существенным образом влияют на зарыбленность отечественных водоемов и должны за это платить. О чем он и рассказал в своем интервью радио «МоскваФМ».

Налог на рыбную ловлю в РФ предложено внести законопроект «О любительской рыбной ловле», который был принят в ноябре 2018 года.

Власти никогда не волновало мнение простого народа

Д сих пор рыболовы возмущены поправками принятыми в этом законе, а теперь еще и налог с каждого человека с удочкой. Но, как показывает практика, недовольство простых граждан никогда не волновало властьимущих в стране.

А потому, скорее всего, поправка будет внесена, и рыболовов Обяжут платить за рыбалку. Вот такая она – бесплатная рыбалка в России.

Источник: https://master-fisher.ru/2019/04/23/liha-beda-nachalo-v-dume-predlozhili-vvesti-na-rybalku-nalog/

Общая система налогообложения КФХ

Не все сельскохозяйственные предприятия могут применять ЕСХН. (А может быть, и не хотят.) Однако и тут государство не оставило сельское хозяйство без льготы.

В соответствии с п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0%.

Однако применение нулевой ставки, разумеется, ограничено рядом условий и обстоятельств.

В п. 2 ст. 346.2 НК РФ установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую промышленную переработку, в том числе на арендованных основных средствах, и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг таких организаций и предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% (примечательно, что это определение содержится в главе об ЕСХН).

Организации, самостоятельно не производящие сельхозпродукцию, не являются сельхозпроизводителями и не вправе применять налоговую ставку в размере 0%.

Напомним, что с 1 января 2017 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями также считаются организации и предприниматели, оказывающие услуги:

  • в области растениеводства в части подготовки полей, посева сельскохозяйственных культур, возделывания и выращивания сельскохозяйственных культур, опрыскивания сельскохозяйственных культур, обрезки фруктовых деревьев и виноградной лозы, пересаживания риса, рассаживания свеклы, уборки урожая, обработки семян до посева (посадки);
  • в области животноводства в части обследования состояния стада, перегонки скота, выпаса скота, выбраковки сельскохозяйственной птицы, содержания сельскохозяйственных животных и ухода за ними,

но при условии, что в общем доходе от реализации товаров, работ, услуг таких компаний и предпринимателей доля дохода от реализации перечисленных выше услуг составляет не менее 70%.

Если налоговикам удастся доказать, что производством сельхозпродукции полностью занималась привлеченная сторонняя фирма и компания не вела сельскохозяйственное производство в кооперации с иными лицами, то доход от реализации такой сельхозпродукции облагается по ставке 20% (см., например, письма Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12715 и ФНС России от 06.06.2013 N ЕД-4-3/10416@).

Спорить с этим бесполезно — суды на стороне чиновников (см., например, Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.08.2014 N А67-2932/2013, Президиума ВАС РФ от 22.01.2013 N 9790/12).

Однако не все так печально! Если отдельные этапы сельхозпроизводства выполняют иные лица по договорам подряда, а основную деятельность ведет сам налогоплательщик и при этом не менее 70% его дохода составляет производство сельхозпродукции, то он все равно имеет право на применение нулевой ставки по налогу на прибыль.

В подтверждение этой позиции можно привести Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.06.2014 N А25-1360/2013, ФАС Поволжского округа от 17.05.2011 N А12-17337/2010, Президиума ВАС РФ от 28.12.2010.

Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (т.е. 20%), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

В связи с этим возникает вопрос: как распределить в целях исчисления налога на прибыль внереализационные расходы между сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельностью, как, например:

  • — расходы в виде процентов по долговым обязательствам;
  • — расходы по созданию резерва предстоящих расходов, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов;
  • — убытки от реализации прав требования долга, относящиеся к внереализационным расходам текущего отчетного или налогового периода;
  • — расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, охрану недр и другие аналогичные работы;
  • — штрафы, пени и иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, возмещение причиненного ущерба;
  • — убытки, приравненные к внереализационным расходам?

Есть письмо Минфина России от 03.11.2011 N 03-03-06/1/710, практически полностью посвященное ответу на этот вопрос.

Компании, признаваемой сельскохозяйственным товаропроизводителем, необходимо обеспечить раздельный учет доходов и расходов по деятельности, связанной с реализацией произведенной ею сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ею собственной сельскохозяйственной продукции, облагаемой по ставке 0%, и по иным видам деятельности.

Согласно п. 2 и 3 ст. 252 НК РФ расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Внереализационные расходы, которые непосредственно связаны с деятельностью сельскохозяйственного товаропроизводителя, облагаемой налогом на прибыль по ставке 0%, учитываются при определении налоговой базы по данному виду деятельности.

В случае если не представляется возможным определить принадлежность внереализационных расходов к конкретному виду деятельности, такие расходы подлежат распределению между ними пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

В письме Минфина России от 23.11.2012 N 03-03-06/1/612 финансисты напомнили, что под нулевую ставку подпадают доходы только от собственно сельскохозяйственной деятельности и переработки, а вот доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей от иных видов деятельности подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общем порядке. К иным доходам относятся, например, внереализационные доходы.

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям. Следовательно, такой доход нужно облагать налогом на прибыль по ставке в размере 20%.

В частности, чиновники споткнулись на таком виде внереализационных доходов, как суммы компенсации ущерба, нанесенного засухой или эпидемией.

В письме Минфина России от 10.11.2014 N 03-03-06/1/56444 было сказано так.

Согласно п. 2 ст. 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

На основании п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

2) внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой по иной ставке, чем 20%, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные доходы.

Таким образом, в отношении внереализационных доходов, напрямую связанных с основной сельскохозяйственной деятельностью (в том числе в отношении возмещения ущерба от эпидемии), может быть применена ставка 0% на основании п. 2 ст. 274 НК РФ.

По поводу получения сельхозкомпаниями (в том числе КФХ) субсидий на ведение производства стоит иметь в виду следующее.

В письме Минфина России от 01.11.2013 N 03-03-06/1/46682 чиновники указали, что субсидии, полученные сельхозпроизводителем на возмещение части затрат, связанных с производством или реализацией сельхозпродукции, связаны с сельскохозяйственной деятельностью, по которой установлена ставка налога на прибыль 0%.

Субсидии, полученные сельхозпроизводителем, не связанные с сельскохозяйственной деятельностью, учитываются в составе внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль в обычном порядке согласно п. 8 ст. 250 НК РФ (см. также письма Минфина России от 03.08.2010 N 03-03-06/1/515, от 27.05.2011 N 03-03-06/1/313 и от 15.10.2012 N 03-03-06/1/550).

Итак, что мы имеем? Получается, что каждый конкретный доход (прямой или внереализационный) и каждый конкретный расход (прямой или внереализационный) нужно рассматривать отдельно исходя из фактических условий деятельности хозяйства.

Так, например, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 28.08.2014 N А48-3219/2013 судьи указали, что положительная курсовая разница для сельскохозяйственной компании подпадает под нулевую ставку по налогу на прибыль. Причина была в том, что эта разница возникала при выплате лизинговых платежей за импортную сельхозтехнику, которая прямо участвовала в сельскохозяйственном производстве.

Даже продажа сельхозтехники подпадает под льготную ставку — так решил ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 26.05.2009 N А33-10475/08-Ф02-2324/09. Суд, выяснив, что кроме сельскохозяйственной деятельности налогоплательщик более ничем не занимался, указал следующее.

Законодательство предусматривает применение ставки 0% по налогу на прибыль не по доходам от реализации сельскохозяйственной продукции, а по деятельности сельскохозяйственных производителей, связанной с реализацией произведенной собственной сельхозпродукции.

Таким образом, доход и расход сельскохозяйственной компании однозначно не подпадает под нулевую ставку, только если он не имеет вообще никакого отношения к сельскохозяйственному производству.

Так, например, не подлежат льготе доходы от уступки прав требования и продажи доли в уставном капитале другой компании (см. письма Минфина России от 07.02.2014 N 03-03-06/1/4922, 03-03-06/1/4919, 03-03-06/1/4916).

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.04.2012 N А27-9933/2011 судьи отказали в праве на нулевую ставку по доходам в виде процентов по выданным займам и доходам от реализации покупных товаров, предоставленных услуг, выполненных работ.

Таким образом, по каждому конкретному доходу или расходу организации нужно проверять степень его отношения к сельскохозяйственному производству.

Например, если кредит был потрачен на цели сельхозпроизводства, то расходы в виде процентов по этому кредиту целиком участвуют в формировании налоговой базы, облагаемой по ставке в размере 0%.

А вот доход от такой деятельности, как покупка и продажа ценных бумаг, никакого отношения к сельскохозяйственной деятельности не имеет, поэтому должен облагаться по ставке в размере 20%.

А что, если некий расход (как правило, общехозяйственный, реже — общепроизводственный) в равной степени относится к деятельности, облагаемой по ставке в размере 20% и по ставке в размере 0%? Как произвести распределение этого расхода между видами деятельности?

Чисто теоретически есть разные варианты распределения:

  • — по заработной плате производственных рабочих, участвующих в разных видах деятельности;
  • — по стоимости основных средств, участвующих в разных видах деятельности;
  • — по величине выручки, полученной от каждого вида деятельности.

Источник: http://urist7.ru/nalog/obshhaya-sistema-nalogooblozheniya-kfx.html

Общая характеристика ОСНО для сельскохозяйственных предприятий

Общую систему налогообложения применяют сельские налогоплательщики, которые занимаются не только производством сельскохозяйственной продукции, но и ее переработкой, а также другими видами коммерческой деятельности. Но при этом следует отметить, что применять специальный налоговый режим могут только предприятии, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализацию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации, произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, составляет не менее 70%.

Если предприятие является сельскохозяйственным товаропроизводителем и не перешло на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (на уплату единого сельскохозяйственного налога), оно вправе применять льготу по налогу на прибыль. Кроме того, сельскохозяйственные товаропроизводители могут воспользоваться льготой по транспортному налогу вне зависимости от перехода на уплату ЕСХН (см. пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ). Напомним, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога — дело добровольное. В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 346.1 НК РФ организации, являющиеся плательщиками данного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов от дивидендов, по доходу в виде процентов по государственным ценным бумагам, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. п. 3, 4 ст. 284 НК РФ) и налога на имущество. Кроме того, такие организации не признаются плательщиками НДС (за исключением налога, подлежащего уплате согласно Налоговому кодексу при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации).

В настоящее время в общем случае налоговая ставка по налогу на прибыль составляет 20%. Часть налога зачисляется в федеральный бюджет (2%), другая — в бюджеты субъектов РФ (18%) (п. 1 ст. 284 НК РФ). Однако сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на уплату ЕСХН, должны учитывать положения ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (далее — Закон N 110-ФЗ).

Итак, сельскохозяйственные товаропроизводители в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, применяют налоговую ставку по налогу на прибыль, установленную указанной статьей.

С 2004 по 2012 г. — 0%, с 2013 по 2015 — 18% (3% — в федеральный бюджет, 15% — в бюджеты субъектов РФ), с 2016 — 20% ( если ставка не изменится).

При этом налоговая ставка в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена законами субъектов РФ.

Под сельскохозяйственными товаропроизводителями в рамках применения ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ в период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2014 г. понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, а именно:

В первую очередь согласно п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть как организации, так и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при выполнении следующего условия. Доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70%.

Налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, а лишь осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)), не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями. На это, в частности, обратил и внимание ВАС (Определение от 29.01.2010 N ВАС-16377/09), а также ФАС СЗО (Постановление от 14.12.2006 N А42-1500/2006). Поэтому такие организации не вправе применять льготу по налогу на прибыль.

При определении доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доходы от продажи участником своей доли в уставном капитале другого общества не учитываются в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг). Это связано с тем, что в п. 2 ст. 346.2 НК РФ при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не поименованы доходы от реализации имущественных прав (Письмо Минфина России от 03.12.2009 N 03-11-06/1/51).

Основным негативным моментом, препятствующим принятию экономически обоснованного решения по применению упрощенной системы, является начисление к уплате в бюджет сумм НДС ранее принятых к вычету по приобретенным товарам, основным средствам и нематериальным активам для производственной деятельности, но не использованных на момент перехода от общей системы к специальному режиму .

Суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.

Источник: https://studwood.ru/798249/finansy/obschaya_harakteristika_osno_selskohozyaystvennyh_predpriyatiy