Эмоциональный стресс

Эмоционально- психологический климат

Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом. Понятия «психологический климат», «социально-психологический климат» или «микроклимат» — эти понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, «расцвести» в личностном и профессиональном отношении.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки. Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Неслучайно поэтому А.С.Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании «эмоциональных потенциалов» коллектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е.С.Кузьмин, А.Г.Ковалев и др.). В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом — выделяются наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности. К таким характеристикам относятся:

удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;

признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;

мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;

высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;

сплоченность и организованность членов коллектива;

сознательная дисциплина;

продуктивность работы;

практическое отсутствие текучести кадров.

Данные признаки положительного социально-психологического климата вполне применимы к оценке педагогического коллектива.

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении. Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.

Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый учитель испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители, родители. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Таким образом, одним из путей влияния социально-психологического климата коллектива на личность является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. Это означает, что отношения в педагогическом коллективе должны быть взаимоуважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными.

Механизм влияния социально-психологического климата на личность состоит в подражании — непосредственном заимствовании личностью мыслей, эмоций других людей. В условиях педагогической деятельности одни учителя способны отражать и переживать эмоциональное состояние своих коллег, другие — склонны к анализу психических состояний и сопоставлению со своими убеждениями, желаниями, и в зависимости от степени соответствия они принимают или не принимают их. Длительная совместная деятельность, симпатии, общность интересов существенно ускоряют процесс позитивного подражания.

Наряду с мотивированным подражанием влияние социально-психологического климата коллектива на личность может осуществляться и на интуитивном уровне восприятия психических состояний других людей. Это относится к области эмпатической способности личности, которая определяется жизненным опытом человека, его настроенностью на эмоционально-психологическую волну своих коллег. При этом педагог не только понимает и чувствует состояние другого, но и сам способен испытать подобное состояние, найти оптимальное решение в создавшейся ситуации.

Другая сторона взаимного воздействия состоит во влиянии личности на климат коллектива. Оно определяется социально-психологическими свойствами личности, особенностями ее психологических процессов, эмоционально-волевыми качествами. Педагоги, обладающие чувством долга, принципиальностью, ответственным отношением к делу, дисциплинированностью, общительностью, добротой, тактичностью и др., оказывают сильное влияние на формирование позитивного климата в коллективе. И наоборот, эгоистичные, бестактные, непоследовательные в поведении члены коллектива отрицательно влияют на утверждение положительного климата.

Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Познавательная активность, чувство нового, изобретательность отдельных педагогов стимулируют педагогический коллектив к инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей. Педагог — руководитель учительского коллектива с сильной волей способен повести за собой остальных. И если интеллект, эмоциональность, воля членов коллектива воплощены в педагогическую деятельность, успех ее обеспечен.

Основными способами воздействия отдельного человека на коллектив и его социально-психологический климат являются убеждение, внушение, личный пример. Убеждение направлено на изменение мнений, оценок людей, утверждение норм и правил поведения в соответствии с теми представлениями, которые имеет отдельный конкретный человек — убеждающая личность. При этом убеждающий, используя силу фактов, логику и аргументацию, воздействует не только на разум, но и на чувства своих собеседников. Убеждение достигает своей цели в том случае, если собеседник становится соучастником принятия задуманного решения и формулировки выводов, если он при этом испытывает удовлетворение от найденного пути решения, создавая, таким образом, общий благоприятный климат взаимодействия. В процессе внушения происходит произвольное или непроизвольное воздействие одного человека на другого или коллектив в целом. При помощи внушения в педагогическом коллективе создается настроение, утверждаются идеи, ценности педагогической культуры. Оно может быть прямым и косвенным, произвольным и непроизвольным. При прямом и произвольном внушении цели, содержание, способы педагогической деятельности должны быть безоговорочно приняты. При косвенном и непроизвольном внушении те же цели и содержание принимаются опосредованно, через дополнительную информацию, анализ аналогичных ситуаций и др.* Эффективным способом влияния личности на формирование положительного социально-психологического климата в коллективе является пример. Это может быть пример отношения к своему труду, к коллегам, к коллективному мнению, к самому себе. Пример всегда конкретен, дает образец деятельности и поведения, позволяет соотнести реальное и идеальное

Источник: https://studwood.ru/650262/psihologiya/emotsionalno_psihologicheskiy_klimat

Социально-психологический климат и конфликты в педагогическом коллективе

Особое значение для функционирования педагогического коллектива играет социально-психологический климат в нем. Он представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. К основным функциям социально-педагогического климата в педагогическом коллективе относят: консолидирующая, стимулирующая, стабилизирующая, регулирующая. Консолидирующая функция заключается в сплочении членов коллектива, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании эмоциональных потенциалов коллектива, его энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

К оценке социально-психологического климата существуют различные подходы. В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом выделяются наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности. К таким характеристикам относятся: удовлетворение членов коллектива своим пребыванием в нем, процессом и результатом труда; признании авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров; жизнеутверждающее настроение в коллективе; высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении им; сплоченность и организованность членов коллектива; сознательная дисциплина; продуктивность работы; практическое отсутствие текучести кадров (Сластенин В.А.).

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. Выполняя широкий круг профессиональных обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей (например, руководителей, коллег и др.). Таким образом, одним из путей влияния социально­психологического климата коллектива на педагога является объективная оценка его личностных, профессиональных качеств, личного вклада педагога в коллективное дело. Это означает, что отношения в педагогическом коллективе должны быть взаимоуважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными.

Механизм влияния социально-психологического климата на педагога состоит в подражании — непосредственном заимствовании личностью мыслей, эмоций других людей. Влияние социально-психологического климата коллектива не педагога может осуществляться и на интуитивном уровне восприятия психических состояний других людей. Это относится к области эмпатической способности личности, которая определяется жизненным опытом человека, его настроенностью на эмоционально­психологическую волну своих коллег. Другая сторона взаимного воздействия состоит во влиянии личности на климат коллектива. Оно определяется социально-психологическими свойствами личности, состоянием её психических процессов, состояний и свойств. Общий климат в коллективе зависит от личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт его членов.

К числу факторов, препятствующих формированию положительного социально-психологического климата в коллективе, относятся конфликты. В педагогическом коллективе они являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения. Причины межличностных конфликтов в педагогическом коллективе в основном связаны с нарушением взаимосвязей, установленных в процессе совместной деятельности. Это могут быть связи делового характера, возникающие между педагогами, руководителями по поводу самой педагогической деятельности. Взаимосвязи «ролевого» характера возникают при необходимости соблюдения правил, норм, соответствующих профессиональной этике. Взаимосвязи личного характера устанавливаются между педагогами в процессе совместной деятельности и определяются их индивидуально-типологическими особенностями.

В педагогическом коллективе можно выделить три группы конфликтов:

— профессиональные конфликты;

— конфликты ожиданий;

— конфликты личностной несовместимости.

Конфликты профессиональные, ролевого ожидания устраняются путем изменения условий труда, организации педагогического процесса, внесения корректив в режим работы образовательного учреждения и др. Сложно разрешаются конфликты личной несовместимости. В таких случаях руководители избирают также пути разрешения конфликтов, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать факт существования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальных особенностей.

Практикум

Ниже представлены задания и тесты, выполнив которые, Вы лучше поймете свои особенности в плане конфликтности и способов разрешения конфликтов.

Тест «Конфликтная личность»

Тест позволяет определить степень вашей конфликтности или тактичности. Выберите один из трех предложенных вариантов ответа: «а», «б», «в».

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете:

А) избегаете вмешиваться в спор;

Б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;

В) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения?

2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

А) нет;

Б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;

В) всегда критикуете за ошибки.

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

А) если другие вас поддержат, то да;

Б) разумеется вы будете поддерживать свой план;

В) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных?

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

А) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;

Б) да, но только по принципиально важным вопросам;

В) вы спорите со всеми и по любому поводу.

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

А) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;

Б) возмущаетесь, но про себя;

В) открыто высказываете свое негодование.

6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

А) выскажетесь и о положительных и об отрицательных сторонах этого проекта;

Б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;

В) станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки?

7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:

А) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;

Б) говорите, что эта вещь безвкусна;

В) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого?

8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете:

А) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих плохо воспитанных детей?»;

Б) делаете им замечание;

В) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали?

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

А) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;

Б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

В) это будет поводом для скандала?

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:

А) да, но если вы даже и выскажите ему какие-нибудь претензии, это вряд ли что-то изменит;

Б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

В) вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантах?

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:

А) нет;

Б) разумеется, признаете;

В) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были не правы?

Ключ к тесту

Каждый вариант ответа получает определенное количество баллов: ответ «А» — 4 балла; ответ «Б» — 2 балла; ответ «В» — 0 баллов. Подсчитайте сумму набранных очков.

От 30 до 44 баллов. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладите, легко избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 баллов. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.

От 0 до 14 баллов. Вы ищете поводов для споров, в большей части которые излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?

Источник: https://lektsia.com/9x5bc8.html

Влечение – переходное состояние, переживаемое как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Волевое усилие

14. Эмоционально-волевая сфера личности

  1. Влечение – переходное состояние, переживаемое как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности.

  1. Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующая внутренние ресурсы человека и создающая дополнительные мотивы к действию по достижению цели.

  1. Волевые действия – простой или сложный волевой акт, который имеет структуру и особенности.

  1. Волевые характеристики личности – отражают социализированную сферу человеческой психики, входят в структуру характера человека, к ведущим характеристикам следует отнести: в пространственном аспекте – самостоятельность, во временном – настойчивость, в энергетическом – решительность и самообладание, в информационном – принципиальность.

  1. Воля – способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля человека проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

  1. Воля – это форма психического отражения, в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели.

  1. Вдохновение – психические состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление.

  1. Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности

  1. Депрессия – подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

  1. Желание – существующее идеально содержание потребности.

  1. Информационные характеристики воли – основные компоненты, указывающие на качественные отличия одного волевого акта от другого. К ним относятся мотив, цель, способ действия, достигнутый результат.

  1. Классификация по критерию интенсивности: различают чувственный тон, собственно эмоции, настроение, стресс, фрустрацию и аффект.

  1. Классификация чувств — подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются: это интеллектуальные, нравственные, эстетические и практические чувства (стенические и астенические).

  1. Классификация эмоций — К. Изард разделил все эмоции на фундаментальные и производные.

  1. Коммуникативная функция эмоций – заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к предметам.

  1. Концепции первопричины эмоциональных состояний включают теории:
  • Дарвин Ч. предложил эволюционный принцип в изучении психических и поведенческих реакций у человека, развитие которого аналогично развитию животных. Эти идеи легли в основу эволюционной теории эмоций.
  • Кэннон У. разработал психоорганическую теорию эмоций, основанную на экспериментальных исследованиях процессов головного мозга.
  • Симонов П. В. является автором информационной теории, раскрывающей природу эмоций через потребности и уровень знаний.
  • Шехтер С. предложил когнитивно-физиологическую концепцию эмоций, в которой раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах.

  1. Намерение – внутренняя подготовка отсроченного действия, представляющая собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.

  1. Настойчивость – умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями

  1. Настроение – это более или менее устойчивое эмоциональное состояние человека умеренной или слабой интенсивности, окрашивающее в течение длительного времени все его переживания. Настроения имеют следующие особенности: слабая интенсивность; значительная длительность; неясность причин; своеобразный диффузный характер –настроение откладывает отпечаток на все действия, отношения, мысли человека..

  1. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетли во осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

  1. Нравственные чувства – чувства, в которых, отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями.

  1. Общая структура волевого процесса: принципиальными моментами любого волевого процесса являются 1) побуждение; 2) постановка предварительной цели; 3) борьба мотивов; 4) принятие решения; 5) исполнение решения через действие.

  1. Особенности волевых действий: сознательная целеустремленность; связь с мышлением; связь с движениями.

  1. Отражательная функция эмоций – связана с тем, что чувства, охватывая весь организм, позволяют дать обобщенную оценку событий, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов.

  1. Переключательная функция эмоций – обнаруживается при конкуренции мотивов, когда возникает противоречие между инстинктом самосохранения и социальными мотивами, когда привлекательность мотива направляет деятельность человека в ту или иную сторону.

  1. Приспособительная функция эмоций – помогает устанавливать значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей.

  1. Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

  1. Психологическая структура волевого акта включает: побуждение к совершению волевого действия; представление и осмысление цели действия; представление средств, необходимых для достижения намеченной цели; намерение осуществить данное действие; решение осуществить действие; волевое усилие; выполнение принятого решения.

  1. Психологическая структура чувств включает эмоции и понятия.

  1. Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения

  1. Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений

  1. Собственно эмоции – обычная форма выраженности эмоциональных состояний, непосредственное переживание чувств.

  1. Стадии простого волевого действия. В простых волевых действиях, совершая которые человек без колебаний идет к намеченной цели, ему вполне ясно, чего и каким путем он будет добиваться, и решение непосредственно переходит в исполнение, можно выделить стадии волевого действия:
    1. подготовительная («мысленное действие»), заканчивающуюся принятием решения;
    2. завершающая («фактическое действие»), заключающуюся в исполнении принятого решения.

  1. Стадии сложного волевого действия. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
    1. осознание цели и стремление достичь ее;
    2. осознание ряда возможностей достижения цели;
    3. появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
    4. борьба мотивов и выбор;
    5. принятие одной из возможностей в качестве решения;
    6. осуществление принятого решения;
    7. преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

  1. Стенические переживания — переживания, которые повышают жизнедеятельность и активность, способствуют стимулированию, оптимизации деятельности, вызывают энергию, подъем. Это, например, «спортивная злость», гнев и т. п.

  1. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной и воображаемой опасности

  1. Стресс – состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности и экстремальных условиях.

  1. Структура волевого действия включает несколько компонентов: желание, влечение, намерение, волевое усилие

  1. Стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении

  1. Трагизм – эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

  1. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства

  1. Фрустрация – состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути достижения цели. Это психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями к желанной цели. Фрустрация – внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми она не согласна.

  1. Фундаментальные эмоции интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вину. Производные эмоции – все остальные. Например, тревожность – это страх + гнев + вина + интерес + возбуждение.

  1. Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности

  1. Чувства – это социальные переживания человеком своего отношения ко всему, что он познает и делает, к тому что его окружает, это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности.

  1. Чувственный тон (или эмоциональный тон ощущений) – простейшая форма эмоций, врожденные гедонические (от греч. hedone – наслаждение) переживания, своеобразный фон протекания психических процессов.

  1. Эмоции – непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства.

  1. Эмоции – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.).

  1. Эстетические чувства – возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей (чувство прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т.д.)

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://www.psihdocs.ru/vlechenie—perehodnoe-sostoyanie-perejivaemoe-kak-specifichesk.html

Психология и педагогика вариант1

ЗАДАНИЕ N 8Тема: Эмоционально-волевая сфера личности

Установите соответствие между основными компонентами волевого действия и их характеристикой. 1. Желание 2. Влечение 3. Намерение 4. Волевое усилие

существующее идеально содержание потребности

переходное состояние, переживаемое как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности

внутренняя подготовка отсроченного действия, представляющая собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели

форма эмоционального стресса, мобилизующая внутренние ресурсы человека и создающая дополнительные мотивы к действию по достижению цели

выбор цели и способа деятельности

Решение:Волевые действия развиваются на основе непроизвольных действий. Структуру волевого действия составляют несколько компонентов. Желание – существующее идеально содержание потребности. Влечение – переходное состояние, переживаемое как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Намерение – внутренняя подготовка отсроченного действия, представляющая собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Волевое усилие – форма эмоционального стресса, мобилизующая внутренние ресурсы человека и создающая дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Маклаков, А. Г. Общая психология. / А. Г. Маклаков. – М., СПб. : Питер, 2003. – 592 с.

ЗАДАНИЕ N 9Тема: Психология личности

Ведущим компонентом в структуре личности является …

направленность

опыт

индивидуальные особенности психических процессов

биопсихические свойства

ЗАДАНИЕ N 10Тема: Психология общения

Распределите в нужной последовательности компоненты коммуникативного процесса от начала до его завершения.

замысел сообщения

кодификация сообщения

собственно сообщение

декодификация сообщения

ЗАДАНИЕ N 11Тема: Образование как общественное явление и педагогический процесс

Образование как общественное явление – это …

целенаправленно организованный процесс управления социализацией

средство развития личности

движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания

стихийный процесс освоения социального опыта

ЗАДАНИЕ N 12Тема: Целеполагание в педагогике

Актуальными целями воспитания в современном российском обществе являются …

+

развитие личности с высокой социальной активностью, способной быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни

+

дать каждому школьнику базовое образование и культуру

+

формировать национальное сознание российского гражданина

воспитание богобоязненной личности, формирование христианских добродетелей

формирование «управляемого индивида»

ЗАДАНИЕ N 13Тема: Основные категории педагогики

Установите соответствие между понятиями и их определениями. 1. Обучение 2. Воспитание 3. Образование 4. Социализация

специфический процесс познания, управляемый педагогом

целенаправленное управление процессом развития личности

процесс (или результат) освоения уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития

процесс стихийного влияния на личность, в результате которого происходит овладение личностью ролевыми функциями в обществе

процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание»

ЗАДАНИЕ N 14Тема: Педагогический процесс

Социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания отражает _____ компонент педагогического процесса.

ресурсный

деятельностный

содержательный

целевой

ЗАДАНИЕ N 15Тема: Педагогика как наука

Прогностическая функция педагогики состоит в(во) …

обоснованном предвидении развития педагогической реальности

теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса

теоретическом изучении передового педагогического опыта

внедрении достижений педагогической науки в образовательную практику

ЗАДАНИЕ N 16Тема: Методы педагогических исследований

Анкеты бывают …

+

открытые

+

закрытые

включенные

невключенные

ЗАДАНИЕ N 17Тема: Цели, содержание и структура непрерывного образования

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в …

+

учебниках

+

учебных пособиях

энциклопедиях

справочниках

ЗАДАНИЕ N 18Тема: Основные принципы обучения

Впервые в научный оборот принцип обучения на высоком уровне трудности ввел …

Занков Л. В.

Давыдов В. В.

Коменский Я. А.

Бабанский Ю. К.

ЗАДАНИЕ N 19Тема: Методы и формы организации учебной деятельности

Если усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств, то речь идет о ________ методах обучения.

наглядных

ЗАДАНИЕ N 20Тема: Сущность, структура и функции процесса обучения

Учебная деятельность включает в себя …

+

овладение системой знаний и оперирование ими

+

развитие мотивов учения

передачу информации

оказание помощи другим обучаемым при затруднении в процессе обучения

ЗАДАНИЕ N 21Тема: Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность

Установите соответствие между видами внеурочной деятельности и их характеристиками. 1. Познавательная 2. Общественная 3. Досуговая

служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей

предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных ученических объединениях

обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение

развивает художественные вкусы, интересы, культуру, способности детей

ЗАДАНИЕ N 22Тема: Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе

К задачам физического воспитания относится …

развитие потребности, интереса, эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду

выработка нравственных привычек

ЗАДАНИЕ N 23Тема: Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

Установите соответствие между основными функциями семьи и их характеристиками. 1. Генеративная функция 2. Функция первичной социализации 3. Рекреационная и психотерапевтическая функция

обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода

обусловлена тем, что постепенное вхождение ребенка в общество возможно только через общение и деятельность в семье как первичной социальной единице

объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения

является функцией здоровых сексуальных отношений, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности

ЗАДАНИЕ N 24Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания.

Сплачивающим ядром детского коллектива, его организующим центром является(-ются) …

актив

собрание воспитанников

староста

временные коллективные органы

ЗАДАНИЕ N 25Тема: Психика и организм

К закономерностям протекания процессов возбуждения и торможения относятся ______ нервных процессов.

иррадиация

интерференция

интроверсия

интроспекция

ЗАДАНИЕ N 26Тема: Психика, поведение и деятельность

Установите соответствие между особенностями деятельности и их описанием. 1. Общественный характер 2. Целенаправленность 3. Плановость 4. Систематичность

в деятельности человек выполняет действия, открытые и усовершенствованные обществом в процессе исторического развития

любая деятельность состоит из отдельных действий, объединенных определенной целью

в любом виде деятельности действия строятся по определенному плану

в любом виде деятельности действия представляют определенную систему

обусловленность деятельности прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями, мотивами

ЗАДАНИЕ N 27Тема: Предмет и методы психологии

Психика является(-лась) предметом изучения психологии …

на современном этапе

в античное время

в средние века

в XVII веке

ЗАДАНИЕ N 28Тема: Сознание человека

Бессознательное начало проявляется в …

+

психических процессах

+

мотивации

убеждениях

мировоззрении

ЗАДАНИЕ N 29Тема: История развития научной психологии

Анализом детских неврозов занимался …

З. Фрейд

Д. Уотсон

В. Келер

К. Роджерс

Источник: https://StudFiles.net/preview/1840232/page:53/

Эмоциональный стресс

Для процесса регуляции наиболее значимым является психический стресс, потому что человек является существом социальным и ведущую роль в деятельности его интегральных систем играет психическая сфера.

Ряд авторов делят факторы, которые вызывают психический стресс, на две группы – информационный и эмоциональный стресс. В принципе, деление психического стресса на эти два вида, весьма условно.

Очень редко на практике, получается, разделить информационные и эмоциональные стрессоры и выяснить, какие из них являются ведущими. В стрессовой ситуации они неразделимы. Информационный стресс всегда сопровождается эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Чувства, возникающие при этом, могут встречаться и в других ситуациях, совершенно не связанных с переработкой информации. Психический и эмоциональный виды стресса в большинстве работ специалистов отождествляются.

В ситуациях значительных информационных перегрузок, человек может не справиться с задачей переработки поступающей информации, может не успеть принять правильное решение, особенно при высокой ответственности, а это приводит к возникновению информационного стресса.

Значительная часть авторов возникновение эмоционального стресса связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и др. Если эмоциональный стресс рассматривать с этой точки зрения, то надо выделить три его формы:

  1. Импульсивный стресс;
  2. Тормозной стресс;
  3. Генерализованный стресс.

Эмоциональный стресс, естественно, дает определенные изменения в психической сфере, включая изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформацию мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения. Он вызывает такие же изменения в организме, как физиологический стресс. Например, в момент дозаправки самолета в воздухе пульс у летчиков возрастает до 186 ударов в минуту.

Реакции тревоги

Вероятность возникновения стресса может обусловить такое свойство личности, как тревожность. Она в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях. Они известны как реакции тревоги.

Тревога – это ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания. Это чувство неопределенного беспокойства, которое служит сигналом о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов. Тревога часто рассматривается как форма адаптации при остром или хроническом стрессе, но имеет и свою личностную обусловленность. По направленности проявления она может выполнять как охранительные, мобилизующие функции, так и функции дезорганизующие.

Перенапряжение регуляторных механизмов происходит тогда, когда уровень тревоги неадекватен ситуации и в результате идет нарушение поведенческой регуляции. Поведение человека не соответствует ситуации.

Работы по изучению тревоги разграничивают её на нормальную и патологическую, что привело к выделению многочисленных аспектов и разновидностей – нормальной, ситуативной, невротической, психотической и др.

Тем не менее, большинство авторов расценивают тревогу как единое, по сути, явление, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления приобретает патологический характер. Тревога ответственна за большую часть расстройств, об этом свидетельствует анализ патогенной её роли при психопатологических явлениях.

При исследовании механизмов эмоционального стресса была обнаружена тесная взаимосвязь между тревогой и некоторыми физиологическими показателями. Отмечается её связь с эрготропным синдромом, который выражается в повышении активности симпатоадреналовой системы и сопровождается сдвигами в вегетативном и моторном регулировании.

Совершенно очевидно, что в адаптационном процессе, роль тревоги может существенно изменяться в зависимости от её интенсивности и требований, которые предъявляются к адаптационным механизмам индивидуума.

Если уровень тревоги не превышает средних значений, когда рассогласование в системе «человек – среда» не достигает значительной степени, то на первый план выступает её мотивационная роль и тревога обусловливает активизацию целенаправленного поведения. А если сбалансированность в системе «человек – среда» явно нарушена и происходит перенапряжение механизмов регуляции, тревога возрастает. В этом случае она отражает формирование состояния эмоционального стресса, который может приобрести хронический характер и снизить эффективность психической адаптации. Это, в свою очередь, будет одной из предпосылок к развитию болезни.

При рассмотрении взаимозависимости тревоги с рядом физиологических показателей, надо учитывать тот факт, что тревога является субъективным явлением. Характер и уровень его проявления зависит от личностных особенностей индивида.

В настоящее время всем хорошо известно, что особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организма на воздействие окружающей среды. Индивидуальность людей проявляется в том, что каждый из них по-разному реагирует на внешний стрессор, а это значит, что личностные особенности связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/adaptaciya_cheloveka/emocionalnyy_stress/

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС (французский emotion волнение, возбуждение; английский stress напряжение; синоним эмоциональное перенапряжение) — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.

Эмоциональный стресс лежит в основе адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конфликтные ситуации. Однако при определенных условиях эмоциональный стресс может явиться причиной возникновения неврозов, гормональных дисфункций, а также развития патологии сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем (см. Кортико-висцералъная патология, Психосоматика).

Понятие «эмоциональный стресс» было введено Г. Селъе и О. Леви при исследовании так называемого дистресса (см. Стресс). В отличие от «классического» стресса, развивающегося на основе изменений гипофизарно-надпочечниковых отношений (см. Адаптационный синдром), в основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности индивида.

Физиологические эксперименты показывают, что отрицательные эмоциональные возбуждения (отрицательные эмоции) характеризуются длительным последействием и суммацией, извращением хим. чувствительности нейронов головного мозга, в частности к нейромедиаторам (см. Медиаторы) и нейропептидам (см. Нейрохимия). Такие свойства отрицательных эмоций при длительных или часто повторяющихся конфликтных ситуациях определяют возможность перехода негативного эмоционального возбуждения в форму так наз. застойного стационарного эмоционального возбуждения, которое может сохраняться в центральной нервной системе даже после устранения соответствующей конфликтной ситуации. Устойчивое эмоциональное возбуждение приобретает способность к постоянной активации мозговых структур и различных соматовегетативных процессов, и при наличии соответствующего слабого звена в организме оно может оказать патогенное влияние как на функции головного мозга, так и на реализацию отдельных соматических или вегетативных функций.

Конфликтные ситуации, вызывающие эмоциональный стресс у человека, в основном строятся на социальной основе (социальные конфликты). В условиях научно-технического прогресса, при нарастании темпа жизни, информационных перегрузках, гиподинамии человек все больше подвергается психоэмоциональным перегрузкам. Поэтому необходимо разрабатывать меры социального и медицинского характера с целью предупреждения нарушений физиологических функций человека в этих условиях. Решению этой задачи помогает экспериментальное моделирование и исследование природы эмоционального стресса на животных.

В 1956 году Д. И. Миминошвили впервые продемонстрировал значение конфликтной ситуации в развитии артериальной гипертензии и инфаркта миокарда у обезьян при искусственном нарушении их стадной иерархии.

В исследованиях на животных выяснены некоторые общебиологические закономерности развития эмоционального стресса. В однотипных конфликтных ситуациях (насильственная иммобилизация животного, ограничение удовлетворения биологических потребностей и т. д.) выявлены, с одной стороны, устойчивые особи, с другой — неустойчивые, предрасположенные к нарушениям различных физиологических функций. В условиях эмоционального стресса у отдельных животных происходит развитие неврозов (см. Неврозы), возникают нарушения деятельности сердца, наблюдаются формирование устойчивой артериальной гипертензии, атеросклероза, нефросклероза, язвенных поражений желудка, изменения в свертывающей системе крови, выявлены расстройства иммунной системы. Характер изменения АД в результате последовательного повторного раздражения отрицательных эмоциогенных центров вентромеди-альных отделов гипоталамуса у иммобилизованных животных отражает их устойчивость к эмоциональному стрессу. Устойчивые к эмоциональному стрессу животные в ответ на повторяющиеся электрические раздражения гипоталамуса отвечают преимущественно прессорно-депрессорными сосудистыми реакциями. Неустойчивые к эмоциональномустрессу животные проявляют в этом случае преимущественно прессорные реакции. Снижение или возрастание общего уровня кровяного давления в условиях эмоционального стресса является неблагоприятным прогностическим признаком. Характер поведения животных в незнакомой обстановке также может отражать их устойчивость к эмоциональному стрессу. В частности, у крыс, наиболее чувствительных к развитию эмоционального стресса, в новой обстановке наблюдается повышение двигательной активности.

В генезе эмоционального стресса, как показывают физиологические эксперименты, ведущая роль принадлежит первичным изменениям деятельности ряда структур головного мозга. Так, гипертензивная сосудистая реакция при стимуляции отрицательных эмоциогенных центров вентромедиального отдела гипоталамуса у иммобилизованных животных может усиливаться при разрушении или функциональном выключении базолатеральной области миндалины и ослабляться при разрушении области перегородки и ретикулярной формации (см.) среднего мозга. Экспериментальное двустороннее разрушение ретикулярной формации среднего мозга на уровне передних бугров четверохолмия препятствует развитию у животных при хроническом эмоциональном стрессе артериальной гипертензии и нарастанию в крови содержания кортизола.

Повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям может быть достигнуто не только физическими и фармакологическими средствами, но и так называемыми поведенческими мероприятиями. В научной литературе широкое распространение получил термин «поведенческая медицина». Сторонники «поведенческой медицины» пытаются применить, особенно к психосоматическим заболеваниям, нелекарственные методы лечения, связанные со специальными процедурами: аутогенная тренировка, дыхательные упражнения, гипноз, расслабление и т. д. Теоретические основы «поведенческой медицины» заложены еще И. П. Павловым, который на основе метода условных рефлексов (см.), не только показал возможность получения экспериментальных неврозов у животных (см. Неврозы экспериментальные), но и продемонстрировал пути их «поведенческого» устранения.

Специальные физиологические эксперименты подтверждают значение положительных эмоций как мощного анти-стрессорного фактора. Когда отрицательные эмоциональные состояния, вызванные у животных стимуляцией негативных эмоциогенных центров головного мозга, сочетают с раздражением положительных эмоциогенных центров, нарушений физиологических функций не наблюдается. Применение ряда физиотерапевтических воздействий, в частности полей УВЧ, а также некоторых эндогенных факторов (олигопептиды) способствует повышению устойчивости животных к развитию эмоционального стресса. Например, после введения субстанции Р (см. Нейрохимия) у предрасположенных к эмоциональному стрессу животных обнаружена нормализация содержания в структурах мозга норадреналина и дофамина. Повышение устойчивости крыс к острому эмоциональному стрессу обнаружено также и после введения пептида, вызывающего дельта-сон (см. Сон).

Профилактика и лечение патологических последствий эмоционального стресса должны проводиться с учетом так называемого «золотого правила нормы» — периоды наивысшего эмоционального напряжения у человека, даже в самых острых конфликтных ситуациях, не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождающимися положительными эмоциональными ощущениями. Это правило соответствует отработанной эволюцией живых организмов схеме их поведения: любая доминирующая потребность должна быть удовлетворена. Удовлетворение потребности, в свою очередь, сопровождается санкционирующими успех поисковой деятельности положительными эмоциями.

Библиогр.: Анохин П. К., Эмоциональные напряжения как предпосылка к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, Вестн. АМН СССР, № 6, с. 10, 1965; Вальд-ман А. В., Козловская М. М., и Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса, М., 1979, библиогр.; Ведяев Ф. П. и Воробьева Т. М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов, Киев, 1983, библиогр.; Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы, М., 1980, библиогр.; Смык JI. А., Психология стресса, М., 1983, библиогр.; Косиц кий Г. И., Цивилизация и сердце, М., 1977; Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения, М., 1980, библиогр.; Основы космической биологии и медицины, под ред. О. Г. Газенко и М. Кальвина, т. 2, кн. 2, с. 153, М., 1975; Соколов Е. И., Подачин В. П. и Белова Е. В. Эмоциональное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы, М., 1980, библиогр.; Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса, М., 1981, библиогр.; он же, Опыт применения теории функциональных систем для оценки состояния здоровья человека в реальных производственных условиях, Вестн. АМН СССР, Ка 1, с. 10, 1984; Федоров Б. М. Эмоции и сердечная деятельность, М., 1977, библиогр.; X о м у л о П. С. Эмоциональное напряжение и атеросклероз, Л., 1982; Чазов Е. И. Эмоциональные стрессы и сердечно-сосудистые заболевания, Вестн. АМН СССР, № 8, с. 3, 1975; Эмоциональный стресс, под ред. JI. Леви, пер. с англ., Л., 1970; Biological mediators of behavior and disease neoplasia, ed. by S. M. Levy, N. Y. a. o., 1982; Corson S. A. a. Corson E O., Interaction of genetic and psychosocial factors in stress-reaction patterns, a systems approach to the investigation of stress-co-ping mechanisms, Psychother. Psychosom., v. 31, p. 161, 1979; Encyclopaedia of occupational health and safety, v. 2, Geneva, 1983; Henry J., P. a. Stephens P. M. Stress, health and the social environment, N. Y. a. o., 1977; Stress and distress in response to psychosocial stimuli, ed. by L. Levi, Stockholm, 1972.

К. В. Судаков.

Источник: https://xn--90aw5c.xn--c1avg/index.php/%D0%AD%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%AB%D0%99_%D0%A1%D0%A2%D0%A0%D0%95%D0%A1%D0%A1

Стрессы и управление эмоциональными состояниями

Слово “стресс” происходит от английского “stress” (напряжение, нажим, давление). Канадский исследователь-физиолог Ганс Селье первым определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование. Традиционно под стрессом понимают совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров). По Г. Селье, стресс ведет к повышению артериального давления, утрате мотивации движений, потере аппетита, мышечной слабости.

Стресс – очень распространенное явление. При его исследовании обращают особое внимание на три важных момента:

1. импульс, вызывающий стресс;

2. стресс;

3. адаптацию организма к стрессу.

Стрессовое состояние в организме длится некоторое время, а потом идет на убыль. Однако не всегда механизм адаптации к стрессу может быстро активизироваться, реакция на стресс у людей различна.

Совокупность психических и соматических реакций в организме при стрессе Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом». Последний имеет три стадии: а) реакция тревоги («фаза шока», при которой снижается сопротивление организма и активизируются защитные механизмы); б) сопротивления; в) истощения.

Нельзя утверждать, что стресс исключительно вредное для организма явление. Определенный уровень стресса – мощный стимулятор внутренних потенциалов организма, повышающий его сопротивляемость болезням. Когда этот уровень становится более высоким, то стресс сам стимулирует болезни и быстрое старение организма.

Стресс бывает физиологическим и психологическим. Психологический стресс, в свою очередь, может быть информационным (в виду информационных перегрузок психики) и эмоциональным (имеет импульсивную, тормозную и диффузную разновидности).

Помимо этого выделяют еще два вида стресса. Австресс – это мобилизующая организм, положительная психическая встряска (например, при неожиданном выигрыше большой суммы денег). Дистресс – это негативное, демобилизирующее воздействие на психику (например, при неожиданном крупном скандале с близким человеком).


Среди признаков стрессов выделяют: обострение чувства тревоги, снижение работоспособности, возникновение усталости, ухудшение памяти, раздражительность, возрастание невнимательности, серьезные затруднения при сосредоточении, ускорение или замедление речи, возникновение болей (в голове, в желудке, мышцах, спине), снижение аппетита или наоборот резкое возрастание потребности в пище и др.

Стрессоры делятся по длительности действия на кратковременные и с длительным действием. К первым относятся вызывающие неприятные физические ощущения (например, боль), страх, стрессоры темпа и скорости (например, информационная перегрузка), стрессоры неудачи (например, допущение ошибки при выполнении важной работы), стрессоры отвлечения внимания (например, ситуация, когда при выполнении какой-либо неотложной работы человек неожиданно должен отвлекаться для другого дела). Стрессоры длительного действия – ситуации постоянного риска, борьбы, изоляции, неприятные для человека факторы, продолжительно воздействующие на психику и др.

Немалому числу людей присущ стрессовый стиль жизни, когда они находятся в состоянии хронического стресса.

В. Непопалов особо подчеркивает при анализе стресса ряд важных моментов:

1. Организм человека функционирует в режиме приспособления;

2. Приспособление реализуется посредством физических, химических и биологических реакций;

3. Реакции составляют лишь материал, из которого строится поведение.

При этом:

1. Само поведение социально;

2. Обусловлено культурно-исторической ситуацией и возникающей задачей;

3. Чтобы раздражитель любой интенсивности вызвал поведение, направленное на приспособление и изменение, он с необходимостью должен иметь значение (Леонтьев А.Н.) или «валентность» (К. Левин);

4. Повышая или понижая уровень значимости можно управлять влиянием стрессов.

Стресс нельзя примитивно рассматривать как «стимул-реакция», так как он разворачивается в системе «социум-человек», где различные структуры действуют гетерохронно.

Управление эмоциональными состояниями является важным фактором для преодоления негативных последствий стрессов, оптимальной реакции человека на стрессовые ситуации и предотвращения стрессов.

Психологи рекомендуют для преодоления последствий стрессов использовать: сон, прием ванны, резкое изменение направления мыслей, пребывание на свежем воздухе, массаж, занятие спортом, прослушивание понравившейся музыки, общение с приятными людьми, физическую работу, релаксацию и др.

Эмоциональное напряжение выражается и в мышечном напряжении, поэтому полезно для снятия последствий стресса либо осуществить расслабление мышц (рекомендуют для этого использовать и специальные дыхательные упражнения), либо выбрать такую работу для мышц, при которой будет снято напряжение в “пострадавших” от стресса мышцах. Особо рекомендуется аутогенная регуляция дыхания. Современные методики борьбы с последствиями стрессов, зачастую, интегрируют релаксацию, концентрацию, дыхательные и физические упражнения.

Л.И. Иванкина акцентирует, что «самопомощь» в критических, стрессовых ситуациях состоит в овладении своим эмоциональным состоянием и последующем осмыслении причин произошедшего. Для создания у себя оптимального эмоционального состояния прежде всего необходима правильная оценка вызвавшей стресс ситуации. Если произошедшее негативное событие рассматривается человеком как чрезвычайное, то даже малая его интенсивность может вызвать дезадаптацию организма в очень короткий срок и человек переживет сильнейший стресс. Оптимисты, живущие с надеждой на будущее, лучше переносят стрессы и страдания.

Список литературы.

1. Аверченко Л.К. Управление общением: теория и практика для социального работника: Учебное пособие. Москва, Новосибирск: Инфра-М, 1999. – 216с.

2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. – 246с.

3. Ашимихин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. М.: Изд-во Московского горного ун-та, 1995.

4. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Райш П. Управление персоналом: Учебное пособие. Минск: Экоперспектива, 2000. – 320с.

5. Ботаршев А.В. Организаторские и коммуникативные качества личности (Для деловых людей). Таллин, 1998.

6. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб: Питер Пресс, 1996. – 288с.

7. Вересов Н.Н. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. М.: Московский психолого-социологический инс-т: Флинта, 1998. – 112с.

8. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. М.: Юристъ, 1998. – 495с.

9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарики, 2000. – 296с.

10. Дизель П.М., Мак-Кинли Р.У. Поведение человека в организации: пер. с англ. М., 1993. – 272с.

11. Друкер П. Эффективный управляющий. М., 1994.

12. Дятлов И. Управление персоналом. М., 1998.

13. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера. М., 1997. 288с.

14. Каверин С.Б. Мотивация труда. М., 1998. – 224с.

15. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. – 584с.

16. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. М.: Владос, 1999. – 176с.

17. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993. –352с.

18. Литвак Б.Г Управленческие решения. М., 1998.

19. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие для вузов. М.: Наука, 1995. – 74с.

20. Макаренко М.В., Махалина С.М. Производственный менеджмент: Учебное пособие. М.: ПРИОР, 1998. – 384с.

21. Маслов В.Е. Управление персоналом предприятия. Москва, Новосибирск, 1999.

22. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие./ Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: Инфра-М, 1997. – 429с.

23. Менеджмент: конспект лекций./ М. Колесник. М.: ПРИОР, 2000. – 189с.

24. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1992. – 702с.

25. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

26. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2001.

27. Социальный менеджмент: Учебник для вузов./ Под ред. Д.В. Валового. М.: Интел-Синтез, 2000. – 392с.

28. Социальный менеджмент: Учебник для вузов./ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1998. – 271с.

29. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Дело, 1996. – 386с.

30. Тренев Н.Н. Управление конфликтами: Учебно-практическое пособие для вузов. М.: ПРИОР, 1999. – 96с.

31. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. – 351с.

32. Управление организацией: Учебник./ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: Инфра-М, 2000. – 669с.

33. Управление персоналом организации: Практикум./ Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 1999. – 296с.

34. Управление персоналом: Учебник для вузов./ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2000. – 423с.

35. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов и факультетов./ Под ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. М.: ПРИОР, 1999. – 352с.

36. Управление социальной сферой: Учебник для вузов./ Под ред. В.Э. Гордина. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. – 289с.

37. Холл Р.Х. Организация: структуры, процессы, результаты. СПб: Питер, 2001. – 512с.

38. Э.А. Уткин. Основы мотивационного менеджмента. М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. – 352с.

39. Ясюнас В.И. Основы местного самоуправления. М, 1998. –244с.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/47654.html

Стрессы и управление эмоциональным состоянием

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого»

Инженерно-экономический институт

Международная высшая школа управления

Реферат на тему:

«Стрессы и управление эмоциональным состоянием»

Студент гр. 43715/1

Серова В.А.

Санкт-Петербург

2016

1. Введение

2. Понятие «стресс»

3. Виды стрессов

4. Причины стрессов

5. Методы управления эмоциональным состоянием

6. Пути выхода из стрессовых ситуаций

Заключение

1. Введение

Для каждого человека знаком термин стресс и каждый с ним сталкивался, даже ребенок. Но мало кто пытался разобраться в его происхождении и правильных методах борьбы.

Практически неизбежное последствие любого конфликта — стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, а затем чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны невооруженным глазом.

При более детальном рассмотрении оказывается, что стресс просто необходим — поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Автор теории стресса — Ганс Селье (H. Sеlуе) считал, что стресс- это “неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. Стресс это универсальная реакция нашего мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, решающая подача в теннисном матче или важное деловое интервью. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают две возможности для человека: 1) адаптации к новым условиям жизни; 2) Потенциально опасным для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации. Перечень стрессоров разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др., до сложных психологических и социальных факторов: риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности.

2. Понятие «стресс»

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье, разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Необыкновенная популярность как самой концепции, так и самого понятия «стресс» возникла благодаря тому, что они помогают легко объяснить многие явления нашей повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события.

По классическому определению Селье, стресс — это неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

3. Виды стрессов

Внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире сами с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.

Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий — загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

· Дистресс физиологического характера

Физиологический дистресс, возникает при воздействии на организм различных внешних воздействий — жары, холода, жажды, голода, диеты и других. Если человек подвергает свой организм любому из перечисленных воздействий, то он должен осознавать причиняемый вред. При выходе из вынужденного состояния, организму вновь необходимо адаптироваться и это происходит исключительно через стресс.

· Дистресс психологического или эмоционального характера

Психологический дистресс, связан с появлением ситуаций, в которых особо сильно переживаются различные эмоции. Причём, не имеет значения их причина, она может быть как положительной, так и отрицательной. В данном случае, организм выдаст одинаковую реакцию — психологический дистресс.

Причины фантазийного, иллюзорного характера, не имеющие реального основания вызывают абсолютно реальный, с точки зрения организма и всех последствий, психологический дистресс.

· Дистресс кратковременного характера

Кратковременный дистресс — стресс, который имеет под собой естественную основу, связанную с инстинктом самосохранения. Возникает, кратковременный дистресс, внезапно и мгновенно проходит все стадии развития стресса. Как правило, данный вид стресса короткого периода действия и не представляет опасности для человека.

· Дистресс хронического характера

Хронический дистресс является одним из самых опасных видов стресса. Человек, подверженный ему каждодневно, привыкает к напряжению настолько, что перестаёт обращать внимание на симптомы и их последствия. Как правило, данный вид стресса, приводит к нервному срыву, депрессии и суициду. Может сопровождаться различного рода фобиями и страхами.

· Дистресс нервного характера

Нервный дистресс, как правило, следствие воздействия на организм чрезмерного стресса. Может произойти у кого угодно, но с большей вероятностью у людей, имеющих в анамнезе тревожный невроз. В данном случае, важную роль играет индивидуальное состояние нервной системы.

4. Причины стрессов

стресс конфликт эмоциональный рабочий

Внешние причины стресса

* Резкие изменения в жизни человека

* Работа

* Затруднения в отношениях с людьми

* Материальные проблемы

* Высокая занятость

* Личная жизнь (семья и дети)

Внутренние причины стресса

* Невозможность принять неопределенность

* Пессимизм

* Негативный диалог с самим собой

* Нереалистичные ожидания

* Отсутствие усердия и настойчивости

* Перфекционизм

Существуют десять наиболее распространенных стресс-факторов:

* Смерть супруга

* Развод с супругом

* Расставание с партнером

* Тюремное заключение

* Болезнь либо смерть близкого человека

* Болезнь или травма

* Увольнение с работы

* Заключение брака

* Примирение супругов в браке

* Уход на пенсию

5. Методы управления эмоциональным состоянием

Три способа управления эмоциональным состоянием:

1. Психическая регуляция.

Это способность вызывать из своей памяти определенное эмоциональное состояние. Если мы когда то испытали определенную эмоцию один раз, то можем ее испытать вновь. Эмоциональная память ничего не забывает. Подобно ярлыкам в компьютере, мы можем обращаться к ней, раз за разом.

2. Умственная регуляция.

Это целый набор подходов к управлению своим сознанием. Среди них можно выделить:

· Отключение (отвлечение). Это сознательное (волевое) отключении от ситуации, вызывающей нежелательные эмоции.

· Переключение. Переключение своего внимания на другой вид деятельности, отношений, и направление своих эмоций в другое русло.

· Снижение значимости предстоящей деятельности. Придание событию, которое вызывает нежелательные эмоции, меньшей значимости и ценности.

· Позитивная интерпретация. Способность находить в ситуации позитивный смысл для себя или окружающих. Способность позитивно интерпретировать любые получаемые результаты.

· Расстановка. Способность выбирать благоприятную эмоцию для данной ситуации. Осознавая уместность различных эмоций, вы можете совершать эмоциональный выбор в зависимости от своих целей и ценностей.

· Распределение эмоций. Сознательное распределение своей эмоциональной энергии в различные сферы жизни. Чем больше концентрации эмоций в конкретной жизненной сфере, тем больше ее мощность, а, соответственно, и вероятность для эмоциональных срывов. И наоборот, чем больше эмоциогенных ситуаций в жизни, тем меньше мощность в каждой, а следовательно, и легкость в управлении.

3. Телесная регуляция.

Наше тело — самый доступный инструмент для управления своим эмоциональным состоянием. За свою историю, человечество накопило тысячи способов эмоциональной регуляции. В диапазоне от психотропных средств до телесноориентированной психотерапии и современных экспериментов с вживлением электродов в различные участки головного мозга.

6. Пути выхода из стрессовых ситуаций

Рассмотрим возможные способы борьбы со стрессом:

— релаксацию;

— концентрацию;

— ауторегуляцию дыхания.

Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье): — импульс; — стресс; — адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль — человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Неумение сосредоточиться — фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Заключение

стресс конфликт эмоциональный рабочий

Обширная статистика неумолимо констатирует довольно печальное положение — около половины всех случаев смерти в экономически развитых странах вызваны заболеваниями сердца и кровеносных сосудов. Заболевания эти развиваются отнюдь не в связи с физическими перегрузками, а главным образом от хронического нервно-психического перенапряжения. Оно же в первую очередь бьет по сердечно-сосудистой Системе, которая очень остро реагирует на все, что происходит в мире наших мыслей и чувств. И когда мы долгое время чем-то недовольны, чего-то боимся, страдаем или оказываемся во влиянии других отрицательных, вредных эмоций, все это подобно коварным стрелам, впивается в наше сердце и ранит его. Каждый человек должен научиться управлять собой, своим психическим и физическим состоянием. Лишь при этом условии можно выстоять в стрессовых ситуациях. Другими словами, необходимо каждому владеть теми возможностями, которые заложены в психической регуляции и саморегуляции.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00680036_0.html