Децентрализованные финансы

1. Что означает термин «финансы»?
— Деньги;
— Сделки;
— Платежи при сделках;
— Денежные отношения;
— Наличную оплату сделки.
2. Почему финансы можно рассматривать как историческую категорию?
-Они возникли на определенной стадии развития общества;
— Они возникли с появлением банков и других финансовых институтов;
— Они возникли с появлением натурального хозяйства;
— Они обусловлены международными экономическими отношениями.
3. Финансы как экономическая категория возникают:
— В процессе накопления капитала;
— В процессе выплаты заработной платы;
— В процессе распределения и перераспределения ВВП и НД;
— Только в розничной торговле.
4. В современной трактовке финансы — это:
— Деньги;
— Платежи при сделках;
— Денежные отношения;
— Наличная оплата сделки.
5. Одной из причин возникновения финансов являются:
— Натуральное хозяйство;
— Государство;
— Производительность труда;
— Разделение труда.
6. В чем состоит отличие финансов от кредита?
— Финансы опосредуют эквивалентный обмен, а кредит неэквивалентный;
— Финансы исторически появились раньше кредита;
— Финансы – это обязательства государства, а кредит – обязательства банков;
— Финансы – характеризуются безвозмездностью, а кредит платностью.
7. Что предшествовало появлению финансов?
— Возникновение домашних хозяйств;
— Возникновение государственных расходов;
— Возникновение предприятий и организаций;
— Возникновение денег и государства.
8. Что включают в себя децентрализованные финансовые ресурсы?
— ресурсы предприятий;
— ресурсы бюджетной системы;
— ресурсы пенсионного фонда;
— ресурсы фонда социального страхования.
9. Функцией финансов является:
— Обслуживание товарного обмена;
— Распределение ВВП и НД;
— Средство накопления;
— Средство платежа.
10. Какие денежные отношения относятся к финансовым?
— Продажа товаров в магазинах;
— Получение банковского кредита;
— Отношения между отдельными звеньями бюджетной системы;
— Оплата коммунальных услуг населением.
11. Что такое финансовые ресурсы общества?
— Денежные средства предприятия;
— Денежные доходы и фонды предприятия, государства и домашнего хозяйства;
— Доходы государства;
— Доходы домашнего хозяйства.
12. Выберите элемент децентрализованных финансовых ресурсов:
— Прибыль;
— Государственные заимствования;
— Доходы государства;
— Налоги.
13. Выберите элемент централизованных финансовых ресурсов:
— Налоги;
— Амортизационные фонды коммерческих предприятий;
— Денежные доходы физических лиц;
— Проценты по ценным бумагам, выпускаемым предприятиями.
14. Выберите черту, характеризующую финансы:
— Финансы предполагают экспорт капиталов;
— Финансы – распределительная категория;
— Финансы – кредитная категория;
— Финансы – товарная категория.
15. В чем сходство кредита и финансов?
— Кредит и финансы реализуют эквивалентное распределение ВВП и НД;
— Кредит и финансы опосредуют товарные отношения;
— Кредит и финансы возникли в обществе одновременно;
— Кредит и финансы являются денежными отношениями.
16. Какие денежные отношения относятся к финансовым?
— Продажа товаров в магазинах;
— Получение банковского кредита;
— Отношения между отдельными звеньями бюджетной системы;
— Оплата коммунальных услуг населением.
17. Финансовые ресурсы общества – это:
— Деньги, на которые обмениваются товары на рынке;
— Денежные доходы и фонды предприятий, государства и домашних хозяйств;
— Государственный кредит;
— Проценты по коммерческому кредиту.
18. Выберите элемент децентрализованных финансовых ресурсов:
— Прибыль;
— Государственные гарантии;
— Государственные заимствования;
— Доходы государства;
— Налоги.
19. Выберите черту, наиболее полно характеризующую финансы:
— Финансы – обменная категория;
— Финансы – распределительная категория;
— Финансы – банковская категория;
— Финансы – товарная категория.
20. В чем заключается специфическая особенность финансовых потоков?
— их материальном характере;
— их опосредовании потоками товаров;
— их эквивалентном характере;
— их неэквивалентном характере.
21. Финансы –это …:
— экономические (денежные ) отношения;
— денежные фонды;
— бюджет, внебюджетные фонды и фонды предприятий;
— денежные ресурсы;
— товарные отношения.
22. Финансы предполагают:
— движение денежных потоков только при обслуживании движения товаров;
— движение денежных потоков только при уплате налогов;
— самостоятельное движение денежных потоков;
— обязательное движение товарно – материальных ресурсов;
— обязательное движение кредитных ресурсов.
23. Материальным носителем финансов являются:
— товарные потоки;
— денежные потоки;
— рабочая сила;
— товарные запасы;
— кредитные ресурсы.
24. В результате функционирования финансов создаются …:
— денежные фонды;
— товарные запасы;
— кредитные ресурсы;
— оборотный капитал предприятия.
25. Что включают в себя общественные (централизованные) финансовые ресурсы?
— ресурсы предприятий;
— ресурсы бюджетной системы;
— ресурсы населения;
— ресурсы кредитной системы;
— все выше перечисленные.
26. Что включают в себя децентрализованные финансовые ресурсы?
— ресурсы предприятий;
— ресурсы бюджетной системы;
— ресурсы пенсионного фонда;
— ресурсы фонда социального страхования.
27. Роль финансов определяется их воздействием на производство. В чем именно она заключается?
— в формировании финансовых ресурсов организаций;
— исключительно в формировании уставного капитала организаций;
— только в формировании оборотных средств организаций;
— только в формировании основного капитала организаций.
28. Какая из функций финансов получила максимальное ( по сравнению с другими функциями) развитие в условиях централизованной экономики?
— распределительная;
— контрольная;
— регулирующая;
— стимулирующая.
29. Если финансы страны с рыночной экономикой выполняют функцию «х», то можно ли утверждать, что финансы другой страны с рыночной экономикой выполняют аналогичную функцию?
— нельзя, поскольку функции финансов определяются национальными особенностями построения системы управления государством;
— нельзя, поскольку функции финансов складывались под воздействием факторов исторического развития;
— безоговорочно можно;
— ничего определенного сказать нельзя, зависит от очень большого числа факторов.

Источник: https://finansistochka.ucoz.ru/load/finansy/testy/sushhnost_i_funkcii_finansov/8-1-0-70

Структура финансовой системы

Определение и понятие финансовой системы.

План.

Структура финансовой системы по функциональному признаку.

Существует две концепции происхождения денег

Первая — происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные посредники.

Вторая — деньги появились в результате эволюционного процесса, который независимо от воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место посредника в акте обмена.

Продолжая тему истории возникновения и эволюции денег рассмотрим развитие товарно-денежных отношений.

Деньги — результат развития процесса обмена товарами.

Товар — это вещь, произведенная для обмена.

Товарно-денежный обмен — объективная закономерность развития отношений обмена.

Появление товарного обмена, сначала случайного, а затем систематического, выделило в отдельный сектор социально-экономических отношений отношения, связанные с оцениванием вещей-товаров. Как только вещь начинают производить для обмена (купли-продажи), а не для личного потребления, возникают отношения товарного обмена, простого или опосредованного деньгами. Первый вариант обмена представляет собой простые обменные отношения, а второй — товарно-денежные обменные отношения (рис. 1).

Понятие » система» применительно к финансам

Лекция3 Понятие » система» применительно к финансам.

1. Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Термин «система» означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих определенную целостность, единство.

Таким образом, финансоваясистема — это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и предприятий.

При этом основополагающими элементами финансовой системы являются финансовые отношения и фонды денежных средств.

Финансовая система – это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Термин «система» означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих определенную целостность, единство. Финансовая система состоит из трех частей:
совокупность финансовых отношений;
совокупность фондов денежных средств;
финансовый аппарат управления.

Финансовая система характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства.

В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля.

Помимо функционального критерия классификации финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.
Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат.

2 Структура финансовой системы — это совокупность её элементов и связей между ними.

Исходя из структуры финансовой системы, выделяют четыре группы объектов:

-государственные финансы;

-финансы юридических лиц;

-финансы домашних хозяйств;

-страховые отношения.

Структура финансовой системы — это совокупность её элементов и связей между ними.

Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

1. совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

2. совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3. система финансовых органов — финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Первая сфера, где необходимы финансы — государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства, называется государственные финансы.

Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

Третья сфера — прочие финансы (в том числе финансы страхования).

Звенья первой сферы:

1. Государственный бюджет;

2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):

· Пенсионный фонд;

· Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);

· Фонд обязательного медицинского страхования.

Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.

3. Государственный кредит.

Звенья второй сферы (финансы предприятий):

1. Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

2. Финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;

3. Финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов).

Страхование — специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

1. Социальное страхование;

2. Личное страхование;

3. Имущественное страхование;

4. Страхование ответственности;

5. Страхование предпринимательских рисков.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Источник: https://studopedia.su/3_32725_struktura-finansovoy-sistemi.html

Структура финансовой системы государства

Структура финансовой системы — это совокупность ее элементов и связей между ними. Финансовую систему можно рассматривать по внутреннему строению и по организационной структуре.

Организационная структура финансовой системы государства — это комплекс финансовых институтов, которые управляют и контролируют денежные потоки в стране.

По внутреннему строению финансовая система представляет собой совокупность относительно обособленных взаимосвязанных сфер и звенья финансовых отношений, отображающих специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Выделение составных элементов внутреннего строения финансовой системы производится по признаку каналов движения денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов производится в соответствующих денежных фондах, которые могут выступать признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.

Внутренняя сторона финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она складывается из сфер и звеньев. Сфера характеризует обобщенную по определенным признакам совокупность финансовых отношений. В основу выделения сфер обычно кладется уровень экономической системы. Выделяется четыре сферы: уровень микроэкономики — финансы субъектов хозяйствования; уровень макроэкономики — государственные финансы; уровень мирового хозяйства — международные финансы; обобщающий уровень — финансовый рынок. Звенья показывает обособленную часть финансовых отношений. Ее выделение производится по признаку наличия или обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансов субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, поскольку они имеют общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Существуют определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основании выделять отдельные звенья. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: бюджет государства, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынке и включает три направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций, международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов.

Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

Организационная структура финансовой системы характеризуется совокупностью финансовых органов и институтов, отображающих систему управления финансами. Необходимость распределения и перераспределения валовой национальный продукт является объективным явлением, формы и методы финансовых отношений отображают установленную в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. Вместе с тем, движение денежных потоков осуществляется не само собою, а ведется определенными управленческими структурами, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая с определенными закономерностями отображает условия конкретной страны.

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит ее внутренняя структура. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране составляют органы государственной власти и управления.

Финансовая система состоит из финансовых институтов, инструментов, методов и организаций, которые обеспечивают предприятия и физических лиц средствами для приобретения товаров и услуг, инвестиционным капиталом и организуют торговлю ценными бумагами, драгоценными металлами.

Финансовая система страны состоит из основных и обеспечивающих элементов. К основным относят финансовые активы государства, предприятий, населения; к обеспечивающим — банки, биржи, внебиржевой рынок и технические коммуникации.

Управление финансами в стране осуществляют:

ь федеральное собрание;

ь президент Российской Федерации;

ь правительство Российской Федерации;

ь счетная палата;

ь министерство экономики;

ь министерство финансов;

ь федеральное казначейство;

ь министерство по налогам и сборам;

ь министерство государственного имущества;

ь федеральная комиссия по ценным бумагам;

ь центральный банк.

Государственные финансы — это совокупность денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. — СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. — 95 с. Государственные финансы представляют сложную систему, которая включает четыре основных звена:

  • 1) государственный бюджет;
  • 2) местные бюджеты;
  • 3) финансы государственных предприятий;
  • 4) внебюджетные фонды.

Главным звеном этой системы является государственный бюджет (чемодан, мешок с деньгами). Вторым по значению звеном являются местные бюджеты, на их долю приходится от 30% до 50% всех ресурсов финансовой системы. Необходимо отметить, что эти бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Финансы государственных предприятий — это закрепленные за предприятиями основные и оборотные фонды. Предприятия несут затраты на производство и реализацию продукции, получают прибыль, финансируют капитальные вложения. Четвертое звено государственной финансовой системы — внебюджетные специальные фонды, подразделяющиеся на два вида: социальные и экономические.

По признаку формирования доходов экономических субъектов в финансовой системе выделяют:

ь централизованные или публичные финансы;

ь децентрализованные финансы;

ь финансы домохозяйств.

Централизованные финансы — это государственная система, специальные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. То есть это финансы государства и органов местного самоуправления (муниципальные финансы).

Децентрализованные финансы — финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов.

Финансы домохозяйств — это личные финансы, то есть финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.

Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, специфические функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему, и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения.

По признаку механизма формирования и использования денежных потоков в финансовой системе выделяют четыре основных уровня или финансовые сферы:

  • · государственные финансы — уровень макроэкономики;
  • · финансы хозяйствующих субъектов — уровень микроэкономики;
  • · финансовый рынок, страхование — обеспечивающая сфера;
  • · международные финансы — уровень мирового хозяйства.

Источник: https://studwood.ru/1457515/finansy/struktura_finansovoy_sistemy_gosudarstva

Централизованные финансы. Характеристика элементов

Централизованные финансы представляют собой финансовые государства, исполняющие для регуляции национальной экономики. С их помощью, денежные средства хозяйствующих субъектов и население аккумулируется в бюджетные фонды государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Сфера централизованных финансов включает в себя экономические отношения и финансовые ресурсы, возникающие и государственные органов власти и органов местного самоуправления.

Публичные (централизованные) финансы — система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.

Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального).

Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации — это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.

В состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:

— бюджетная система;

— система внебюджетных фондов;

— система государственного и муниципального кредитования.

Главным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет, который представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Финансовая система РФ =централизованные финансы:

§ Государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды

§ Территориальные финансы

§ Государственные и муниципальные кредиты

Государственный бюджет — основной денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций правительства РФ.

Внебюджетные фонды– это фонды денежных средства, предназначенных для реализации конституционных прав гражданства:

Ø Пенсионное обеспечение (ПФ РФ)

Ø Социальное обеспечение (ФСС)

Ø Бесплатное медицинское обслуживание (фонд ОМС)

Территориальные финансы – экономические отношения, возникающие на уровне регионов и муниципальных образований по поводу формирования, распределения, использования денежных фондов, принадлежащих органном государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.

Региональные финансы – представляют преимущество бюджетным субъектам РФ, предназначен для финансового обеспечения задач РФ федеральный органам государственной власти субъектов РФ.

Местные финансы – это экономические отношения, возникающие по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, принадлежащих органам местного самоуправления.

Государственный кредит – это экономические отношения, возникающие у органов государственной власти РФ (в лице правительства РФ) и органов государственной власти субъектов РФ (например, правительство НСО) по поводу привлечения свободных денежных средств хозяйственных субъектов или населения с целью финансирования дефицита соответствующих бюджетов, но в результате этих отношений формируется внутренней иди внешний долг.

Муниципальный кредит – это экономические отношения, возникающие у органов местного самоуправления с хозяйственными субъектами или населением, по поводу привлечения денежных средств с целью финансирования дефицита местных бюджетов.

Источник: https://lektsii.org/3-69329.html

Финансы как стоимостная категория

Укрупненные элементы (подсистемы) системы финансов современной России – государственные и муниципальные финансы (централизованные (публичные) финансы), финансы хозяйствующих субъектов и финансы домохозяйств (децентрализованные финансы) – в зависимости от конкретных методов формирования доходов и денежных фондов делятся на частные подсистемы (звенья). В каждой из этих подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, каждая из них имеет соответствующий финансовый механизм.

Системообразующие элементы финансов РФ делятся на частные подсистемы (звенья). В сферу централизованных финансов входят:

а) бюджетная система, состоящая из бюджетов трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов);

б) государственные внебюджетные фонды;

в) государственный и муниципальный кредит.

Основу системы финансов России составляют децентрализованные финансы. В этой сфере формируется преобладающая часть финансовых ресурсов государства. Сфера децентрализованных финансов включает в себя:

а) финансы коммерческих предприятий, организаций и корпораций;

б) финансы некоммерческих организаций;

в) финансы финансовых посредников;

г) финансы домохозяйств.

Ключевое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам коммерческих организаций (предприятий),здесь создаются материальные блага, производятся товары и формируется прибыль – главный источник производственного и социального развития общества.

Коммерческая деятельность официально представлена в национальной экономике юридическими лицами (предприятиями) и физическими лицами (субъектами хозяйствования без образования юридического лица – индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, простыми товариществами) и охватывает два рыночных сектора: нефинансовый и финансовый. В нефинансовый сектор – самый большой сектор рыночной экономики – входят реальный сектор, производящий товары, и сектор оказания рыночных финансовых услуг (торговля, услуги транспорта, связи). Финансовый рыночный сектор включает в себя только организации, оказывающие финансово- кредитные услуги на коммерческой основе. Ввиду особой значимости в системе децентрализованных финансов организации этого сектора выделяются в отдельное звено системы финансов РФ – финансы финансовых посредников.

Финансовые посредники – организации, действующие на финансовых рынках, оказывающие финансово-кредитные услуги на коммерческой основе. Финансовые посредники аккумулируют временно свободные финансовые ресурсы экономических субъектов и размещают их как от своего имени, так и по поручению клиентов в различные активы: ценные бумаги, ссуды, недвижимость. Финансовые посредники призваны снизить транзакционные издержки в кредитно-финансовой системе.

Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием капитала, доходов, порядком их использования, владением и распоряжением имуществом.

Некоммерческие организации создаются ради достижения конкретных целей, связанных с решением задач социального характера. Они не имеют в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяют прибыль между своими участниками. Отличие коммерческой от некоммерческой организации в следующем:

а) некоммерческие организации имеют целевую (специальную) правоспособность, т.е. имеют только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в учредительных документах и соответствуют целям деятельности;

б) некоммерческие организации могут использовать имеющееся имущество только для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. В этой связи закон не предусматривает минимального размера уставного фонда, а также возможности применения к ним процедур банкротства (за исключением потребительских кооперативов, благотворительных фондов и т.д.);

в) гражданское законодательство разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если эта деятельность служит достижению целей, поставленных перед организацией и закрепленных в учредительных документах.

В некоторых случаях закон прямо запрещает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью (ассоциациям коммерческих организаций).

Гражданский кодекс РФ предусматривает следующие формы некоммерческих организаций: потребительский кооператив, общественная и религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд, учреждение, объединения юридических лиц. Федеральные законы предусматривают возможность создания некоммерческих организаций в форме некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, государственной корпорации, торгово-промышленных палат, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Финансы домохозяйствиграют значительную роль в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей и в формировании совокупного спроса. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные блага, что в конечном итоге определяет возможности для развития экономики, социальной сферы.

Основу системы финансов России составляют финансы организаций (корпораций). Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. В институциональном плане основу сферы финансов организаций (предприятий) составляют финансы хозяйствующих субъектов (юридических лиц). Согласно ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Помимо перечисленных признаков, юридическое лицо обязано иметь самостоятельный баланс или смету.

Теоретическую основу корпоративных финансов в значительной мере определяет само понятие корпорация как широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.

В ГК РФ термин «предприятие» употребляется в двух значениях. Во-первых, он используется в гражданском законодательстве для обозначения некоторых видов юридических лиц (субъектов права). Имеются в виду государственные и муниципальные предприятия. Во-вторых, термином «предприятие» обозначается имущественный комплекс, который в ст.132 ГК РФ рассматривается как объект права.

Как объект гражданского оборота, предприятие – имущественный комплекс, в состав которого входит не только недвижимое (земельные участки, здания, сооружения), но и движимое имущество (оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция), а также обязательственные требования, долги и некоторые исключительные права (на фирменное наименование, товарный знак, изобретение, промышленный образец). Предприятием признается только имущественный комплекс, который используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Под финансами предприятий следует понимать относительно самостоятельную сферу системы финансов страны (государства), охватывающую круг экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками.

В основе финансов предприятий лежат экономические, а не финансовые или денежные отношения. С научной точки зрения, сведение финансов к денежным или финансовым отношениям неправомерно, так как под последними подразумеваются определенные операции с денежными средствами и их движением. Любая финансовая операция имеет в виду перемещение денежных средств между хозяйствующими субъектами, пользователями денежных средств в те или иные денежные фонды. В процессе этого перемещения возникают экономические отношения. Потенциально финансовые ресурсы формируются на стадии производства, реально – на стадии распределения.

Источник: https://studopedia.org/10-136976.html

Виды финансов: общие понятия

В процессе своей деятельности государство использует различные виды финансов: наличные и безналичные средства (банкноты, кредиты, банковские счета), ценные бумаги представлены в виде акций государственных компаний и облигации. Деятельность финансовых институтов, доходы и расходы граждан и юрлиц контролируются государством через органы исполнительной и законодательной власти.

Перемещение средств, в том числе из одной категории в другую, создает финансовые потоки, делящиеся на одно-, дву- и многосторонние.

Однако, несмотря на свою структуру, все они требуют четкого контроля и формируют единую систему. Примером двустороннего потока является перечисление средств из бюджета в Пенсионный фонд. В данной ситуации в движении участвуют только две структуры или сектора экономики.

К этой категории относятся и отношения между бизнесом и налоговыми органами. При этом финансы могут двигаться в обоих направлениях: сначала организация перечисляет деньги, выполняя налоговые обязательства, а позже получает часть обратно, но уже в качестве кредитов или субсидий.

В многосторонних потоках участвуют три и более стороны, и средства двигаются во всех сферах.

Например, сотруднику компании выплачивают заработную плату – из бюджета направляются трансфертные платежи, а также происходит и отчисление налогов.

Формирование децентрализованных финансов

Данная форма денежных отношений состоит из перемещения финансов некоммерческими учреждениями и компаниями, задействованными в образовании фондов внутри страны. Состояние децентрализованных финансов отражается на платежеспособности государства и проведении социальных и экономических программ.

Ресурсами для их создания является распределение ВВП и иных видов резервов.

Финансовая структура включает:

  • Собственные средства. К данной категории относятся прибыли компаний и другие накопления. К ним также приравнивается минимальный долг перед контрагентом, выполняющим работы согласно договору о сотрудничестве, перед сотрудниками, а также налоговые и прочие обязательные отчисления.
  • Заемные средства. Состоят из бюджетных и банковских ссуд, непогашенных кредитов перед коммерческими финансовыми организациями.
  • Привлеченные средства, к которым относятся инвестиции и взносы.

Кроме того, вышестоящие организации за счет своих отчислений из бюджетов на финансовом рынке и секторе страхования, создают отдельный поток финансирования.

Некоммерческие организации и средства населения

К первой категории относятся фонды, объединения, союзы и благотворительные учреждения, деятельность которых не подразумевает извлечение прибыли. Их капитал формируется благодаря добровольным пожертвованиям и взносам участников или внешних спонсорских организаций.

Вторая категория формируется благодаря собственным средствам граждан, которые занимают отдельную нишу в децентрализованных финансах.

Они играют важную роль при формировании национального дохода и ВВП.

Кроме того, финансы выполняют важную функцию в регулировании уровня спроса.

Дело в том, что частично ВВП, в виде проданных товаров и оказанных услуг, проходит через бюджеты граждан, соответственно, от уровня доходов населения будет зависеть спрос, что отражается и на денежных потоках производителей.

Централизованные финансы находятся под полным контролем правительства. Именно государство работает над вопросами, связанными с их формированием и распределением. С целью обеспечения стабильной работы института, на законодательном уровне был утвержден список источников и ограничены направления расходов.

Над децентрализованными финансами контроль установлен менее жесткий. Предприятия обладают свободой действий относительно вопросов распределения собственной прибыли. Однако данные решения не должны противоречить нормам, описанным в действующем законодательстве.

Источник: http://denjist.ru/likbez/tsentralizovannye-i-detsentralizovannye-finansy.html

Централизованные финансы представляют собой финансы государства и используются для регулирования национальной экономики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджетных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей.

Децентрализованные финансы — это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроизводства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансовых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с образованием первичных доходов и накоплений, их распределением и использованием. Финансы предприятий выполняют две функции:

1. Формирование и использование денежных доходов и фондов;

2. Функцию контроля.

На организацию децентрализованных финансов существенное влияние оказывают отраслевые особенности и особенности организационно-правовой формы предприятий.

По отраслевой принадлежности финансы предприятий можно разделить на финансы: промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта, строительства и т.д.

Исходя из организационно-правовых форм децентрализованные финансы делятся на финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли. Они функционируют как хозяйственные товарищества, общества, в том числе и как акционерные общества. Цель некоммерческих организаций и их основная деятельность не сводятся к получению прибыли и её распределению между участниками. Они функционируют в форме финансируемых собственником учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных фондов и т.п.

В качестве особого звена децентрализованных фондов выступает страхование, которое представляет собой совокупность перераспределительных отношений, возникающих по поводу защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных средств страхового фонда, формируемого из страховых взносов.

Источник: https://economics.studio/finansistam/tsentralizovannyie-detsentralizovannyie-finansy-91094.html