Декларация 3 НДФЛ 2012

Установка СПО Справки БК на компьютер

Вы можете скачать методические рекомендации по заполнению Справки БК 2019 и описание программы по ссылкам ниже. Но лучше читайте статью дальше, там подробная инструкция с картинками и видео.

СПО «Справки БК» — это программа, которую разработал Минтруд по поручению Президента РФ. Её основное предназначение: упростить процесс оформления электронных деклараций для государственных служащих и оптимизировать документооборот.

Для корректной работы программы требуется:

  • Операционная система Windows XP/Windows 7 или более современная (Windows 10 подходит).
  • Не менее 1 Гб свободного места на жёстком диске.
  • Принтер, способный распечатывать документы формата А4 (если нет принтера, справку можно распечатать на другом компьютере — как это с делать написано ниже).

Если компьютер или ноутбук соответствуют заявленным требования, нужно скачать архив с установочным файлом по ссылке выше и распаковать его на жёсткий диск компьютера. Далее нужно запустить инсталлятор и дождаться установки программы на ПК.

После завершения процедуры, на рабочем столе появляется ярлык «Справки БК». Для запуска приложения достаточно кликнуть по иконке двойным щелчком мышки.

Как заполнить справку БК: образец заполнения и пошаговая инструкция

Учитывая, что речь идёт об официальном документообороте, декларации заполняются строго по установленному законом образцу. Ниже вы найдете методические рекомендации по заполнению справки бк 2018 года и три образца: на госслужащего, на супруга или супругу и на ребенка.

Преимущество подачи сведений о доходах в электронном виде обусловлено тем, что программа БК автоматически находит ошибки и указывает на обнаруженные неточности пользователю. Кроме этого, в окне приложения достаточно изменить один или несколько разделов, а бумажный документ придётся переписывать полностью.

При запуске программы, стартовое окно предлагает выбрать одно из доступных действий:

  • Новый документ – здесь можно создавать файлы на любое физическое лицо, например, заполнить декларацию о доходах супруги или сделать справку на ребёнка.
  • Открыть пакет документации – здесь подразумевается набор справок, оформленных одним человеком за отчётный период. Выбирая этот раздел, пользователь переходит в раздел ранее созданных документов, где можно продолжить работу над декларацией или вносить правки и изменения.

Для всех форм электронной отчётности существуют определённые требования к заполнению. Методические рекомендации по заполнению справки БК 2018 по разделам тоже есть.

Информация о заявителе. В этом разделе указывается полное наименование инстанции, для которой создаётся справка вк, паспортные данные заявителя, категория документа, цель предоставления сведений и период отчётности.

Сведения о доходах. Здесь отмечается размер прибыли, который был получен за отчётный период, независимо от формы и источника.

Сведения о расходах. Указываются все виды финансовых затрат, которые были осуществлены в течение подотчётного периода. Например, пользователь приобрёл недвижимость или решил вложить средства в ценные бумаги и акции. Если затрат не было, поле оставляется незаполненным.

Сведения об имуществе. Этот раздел разделяется на две категории: недвижимость и транспортные средства.

Сведения о счетах в банках. Нужно указать все имеющиеся.

Сведения о вкладах и ценных бумагах. Сюда вносится информация об открытых банковских счетах и иных способах капиталовложений. Например, если пользователь владеет акциями предприятий или ценными бумагами, эти данные вносятся в данный раздел.

Сведения об используемой недвижимости. Отмечаются формы владения, например, гражданин имеет в собственности квартиру или владеет ей на основании договора аренды, у него есть гараж, земельный участок, дача или иное недвижимое имущество.

Сведения об обязательствах. Вводится информация об имеющихся кредитах, ссудах, займах и других видах обязательств госслужащего.

Безвозмездные сделки. Если в течение года были получены или подарены подарки, их нужно указать в этом разделе.

Ниже есть видео-образец справки БК с наглядным пояснением каждого пункта. Эта видео-инструкция призвана максимально упростить заполнение справки о доходах для госслужбы и показывает пошаговое заполнение справки БК.

После заполнения обязательных полей, нужно отметить галочкой подтверждение полноты и достоверности указанных сведений.

Помимо особенностей заполнения, к документам строгой подотчётности предъявляются и иные требования обязательные к соблюдению. Сюда относятся такие моменты:

  • Заполняя справки на родственников вначале указываются паспортные данные пользователя.
  • Если нужная информация отсутствует в меню приведённых значений, выбирается пункт «Иное» и данные вводятся в текстовом режиме.
  • Любые количественные значения и суммы указываются с десятичной точностью.
  • Поля, для заполнения которых отсутствуют необходимые данные оставляются пустыми или отмечаются лаконичными пояснениями в формате: имею/не имею. Использование других символов и обозначений, в том числе прочерка считаются недопустимыми.
  • Не допускается подавать справки, на которых присутствуют дефекты печати, например, пятна или цветовые полосы, вызванные некачественным картриджем.
  • Запрещается вносить исправления в распечатанный документ при помощи ручки или корректора. Если на бумажном формате справки обнаружены неточности, документ создаётся заново.
  • Листы не скрепляются: скоросшиватели, скрепки и другие элементы фиксации не используются.

Если при сохранении или отправки декларации в печать система выявляет пустые обязательные поля или иные неточности заполнения, некорректный раздел выделяется красным цветом и на экран выводится соответствующее уведомление с указанием причин.

Как сохранить справку БК

При работе с программой Справки БК необходимость самостоятельного сохранения отсутствует: в приложении есть функция автосохранения, которая сохраняет изменения с интервалом 60 секунд. Поэтому вероятность потерять введённую в режиме онлайн информацию при внезапном отключении электроэнергии сведена к минимуму.

Для самостоятельного сохранения справки предлагается два варианта действий:

  • Нажатие стилизованной под жёсткий диск иконки в верхнем левом углу рабочего окна программы.
  • Выбор в разделах системного меню пункта «Файл» в левом верхнем углу окна программы, далее – «Сохранить».

Не рекомендуется сохранять данные за разные отчётные периоды под одинаковыми названиями: это приводит к потере информации предыдущих пакетов.

Если необходимо сохранить новую справку, которая основывается на сведениях за предыдущий период отчётности, выбираются пункты:

  • Файл.
  • Сохранить как (здесь можно сохранить справку БК в pdf).
  • Название.

В последней графе созданному документу присваивается уникальное наименование, отличное от предыдущих загруженных файлов. Пример заполнения:

  • Было: декларация о доходах за 2017 год.
  • Стало: декларация о доходах госслужащих 2018.

В результате в архиве сохраняются два документа за указанные периоды отчётности.

Как распечатать справку БК

Для этого нужно выбрать иконку, стилизованную под изображение принтера, и документ отправится в очередь на печать. Если пользователь пропустил поля, обязательные для заполнения, программа БК выводит на экран соответствующее предупреждение и предлагает вывести список незаполненных разделов. После внесения исправлений, документ отправляется на печать повторно.

Важный момент, о котором нужно знать при распечатке документов – проверка указанных адресов. Приложение сверяет актуальность указанных сведений с данными справочников.

Если программа БК не находит нужных адресов, на экране появляется контекстное окно, сообщающее об обнаруженных неточностях и предлагающее отобразить некорректную информацию. Выбрав «Да» в этом окне, пользователь получает возможность внести исправления. В большинстве случаев, требуется подкорректировать название улица или убрать нечитаемые для программы сокращения.

Помимо этого, приложение выводит на экран разовое сообщение, которое предлагает пользователю проверить правильность подключения принтера. Это не ошибка, а скорее формальное напоминание о том, что действие возможно только на лазерных принтерах, настроенных на формат односторонней печати А4.

При распечатке документов через «Справки БК» нужно помнить о таких особенностях:

  • На штрих-кодах не допускается делать рукописных пометок: нумерация страниц, подписи и т. д.
  • Распечатанные листы подписываются в правом нижнем углу за исключением последнего: здесь для этого отводится соответствующая графа.
  • Страницы справок, подготовленных для разных подотчётных периодов, не являются взаимозаменяемыми даже если указанные в них сведения носят идентичный характер (например, нельзя поменять страницы за 2017 и 2018 год).

Кроме этого, отсутствие галочки в пункте подтверждения достоверности сведений приводит к блокировке очереди печати.

Чтобы распечатать справку БК с флешки на другом компьютере (это может понадобится, если нет принтера), необходимо сохранить ее в формате .pdf и записать на флешку. Для этого нужно установить программу PDF-Reader или её аналог. После этого на этапе выбора принтера появится пункт печати в PDF. После это вставляете флеш-карту в компьютер с подключенным принтером, открываете файл PDF и выбираете «Печать». Также с флешки можно распечатать одну страницу в справке БК.

Если вариант выше не работает, воспользуйтесь этой инструкцией по сохранению пдф в картинках:

Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4

Что делать если не открывается справка БК

Такие проблемы возникают исключительно в результате несоответствия программного обеспечения ПК заявленным требованиям или при отсутствии дополнительных фалов, обязательных для работы приложения. В частности:

  • Отсутствие у пользователя прав администратора.
  • Нет прав на внесение изменений в исходные файлы программы.
  • На компьютере не установлена программа NetFramework версии 3.5 — ее можно скачать с сайта Microsoft здесь https://www.microsoft.com/ru-ru/Download/confirmation.aspx?id=22 .

Чтобы исправить несоответствия, можно попробовать запустить приложение на другом компьютере или выполнить обновление системы и драйверов.

Несколько иная ситуация, когда программа БК запускается корректно, но в полях, предназначенных для заполнения, пропечатываются непонятные иероглифы. Эта ошибка характерна для раздела сведений о заявителе. Проблема кроется в BDE Administrator, который установлен на компьютере.

Для исправления ошибки, необходимо запустить указанный файл на правах администратора, и перейти в раздел конфигурации. Здесь последовательно выбираются подкатегории Drivers-Native-DBase-LangDriver. В графе последнего раздела вносится изменение формата dBase RUS cp866.

Сроки предоставления справок о доходах госслужащих

В начале статьи упоминалось, что государственные служащие обязаны подавать декларацию о доходах, однако, это условие распространяется не на всех. В частности, отчитываться должны:

  • Чиновники: федерального и регионального уровня.
  • Сотрудники МВД России: следственный комитет, служба исполнения наказаний, прокуратура, другие структурные подразделения и подведомственные организации.
  • Сотрудники аппарата Президента РФ.
  • Члены Федерального и Правительственного собраний.

Помимо этого, декларации составляются на каждого члена семьи госслужащего, включая несовершеннолетних детей. Здесь нужно уточнить, что если податель декларации развёлся с женой после истечения расчётного периода, справка о доходах Минобороны экс-супруги предоставляется в обязательном порядке.

В остальном, декларации государственных служащих принимаются на общих основаниях для налогоплательщиков. В частности, отчитаться о доходах нужно не позднее 30 апреля каждого года, который следует за подотчётным периодом. Если указанная дата выпадает на нерабочий день, сроки сдвигаются на первый рабочий день. Учитывая, что за 30 апреля следуют праздничные дни, декларации подаются не позднее 3 мая.

Исключение составляют госслужащие, занятые в Административном аппарате Президента. Для них финальный срок подачи декларации установлен на 1 апреля каждого года, следующего за подотчётным периодом.

Источник: https://xn—-7sbafc2cd7aji.xn--p1ai/

Порядок заполнения 3-НДФЛ. Общие требования.

I. Общие требования к заполнению формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ).

1.1. Форма налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (декларация 3-НДФЛ) на бумаге заполняется от руки или можно распечатать уже заполненный вариант (чернила должны быть черного либо синего цвета). Листы должны быть с односторонней печатью.

При распечатке заполненного варианта декларации 3-НДФЛ обязательно должен сохраниться двумерный штрих-код на страницах.

1.2. Декларация 3-НДФЛ должна быть заполнена без ошибок и исправлений.

1.3. Скрепляя листы Декларации 3-НДФЛ, нельзя допускать деформации штрих-кодов и утраты информации на листах.

1.4. Заполняя «формы» Декларации 3-НДФЛ показатели необходимо брать из справок о доходах и выплаченных налогов, которые были получены у налоговых агентов по запросу налогоплательщика, расчетных, платежных и других документов, которые есть у налогоплательщика, а также из произведенных, основываясь на показаниях в документах, расчетов.

1.5. Всем показателям соответствует 1 поле в форме Декларации 3-НДФЛ, которое состоит из заданного числа ячеек. Все показатели записываются в одном поле.

В качестве исключений принимаются записи показателей, значениями которых являются дата, правильная/десятичная дробь, и показатели, единицей измерения которых являются денежные единицы.

Для правильной/десятичной дроби отведены 2 поля, которые разделены знаком «/» («косая черта»), либо точкой «.». Первое поле отведено для числителя правильной дроби (целой части десятичной дроби), второе — знаменателя правильной дроби (дробной части десятичной дроби).

Та же схема работает для записи показателей, выраженных в денежных единицах. Первое поле для значения показателя, которое состоит из целых денежных единиц, второе — для денежной единицы.

Для записи даты используются по порядку 3 поля: день (две ячейки), месяц (две ячейки) и год (четыре ячейки), поля разделяются точкой.

1.6. Данные о стоимости вносятся в Декларацию 3-НДФЛ в рублях и копейках, кроме сумм доходов от источников вне РФ, до их пересчета в валюту РФ.

Сумма НДФЛ рассчитывается и записывается в полных рублях. Сумма налога, полученная с копейками: менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

1.7. Доход и расход налогоплательщика, которые принимаются к вычету и которые выражены в зарубежной валюте, необходимо пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов/осуществления расходов.

1.8. Текст и числа в форме Декларации 3-НДФЛ необходимо начинать писать слева направо, начиная с крайней левой ячейки, или с левого края поля, которое отведено для записи показателей.

1.9. В поле показателя «Код по ОКТМО» указывается код муниципального образования. Код ОКТМО указывается согласно Общероссийского «классификатора» территорий муниципальных образований ОК 033-2013 (далее — код по ОКТМО).

Заполняя «Код по ОКТМО, под который отводится 11 знакомест, свободные знакоместа справа от кода в случае, когда код «ОКТМО» состоит из 8 цифр, должны быть заполнены прочерками. (п. 1.9 в ред. «Приказа» ФНС России от 14.11.2013 N ММВ-7-3/)

1.10. На каждой заполняемой странице формы Декларации 3-НДФЛ в верхней части необходимо проставлять идентификационный номер (ИНН), фамилию и инициалы заглавными буквами налогоплательщика.

Налогоплательщик, которые не является ИП, может не указывать ИНН в Декларации 3-НДФЛ, если только он на Титульном листе Декларации 3-НДФЛ укажет свои данные, предусмотренные подпунктами 4 и 7 пункта 3.2 настоящего Порядка.

1.11. На каждой заполняемой странице формы Декларации 3-НДФЛ, кроме «страницы 001» Титульного листа, в поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» ставится подпись налогоплательщика (либо его представителя) и дата подписания.

1.12. Заполняя форму Декларации 3-НДФЛ вручную, необходимо учитывать нижеуказанные требования.

1.12.1. Текстовые поля формы Декларации 3-НДФЛ необходимо заполнять заглавными печатными буквами слева направо.

1.12.2. Если какого-либо показателя нет, то во всех ячейках соответствующих полей ставится прочерк.

Если для указания показателя не нужно заполнять все ячейки соответствующего поля, в незаполненных ячейках в правой части поля ставится прочерк.

1.12.3. По аналогии с заполнением целых данных, вносятся и дробные показатели. Если ячеек для дробной части больше, чем чисел, тогда в пустых ячейках ставятся прочерки.

1.12.4. В случае внесения слишком большого количества показателей, превышающее количество полей на странице, то заполнять нужно необходимое число страниц соответствующего Листа Декларации 3-НДФЛ. Итоговые результаты в таком случае подводятся лишь на последнем из добавленных листов.

1.13. Заполняя форму Декларации 3-НДФЛ на компьютере, необходимо учитывать нижеуказанные требования.

1.13.1. Вводимые данные выравниваются по правому (последнему) знакоместу.

1.13.2. Допустимо при распечатке отсутствие обрамления ячеек и прочерков для незаполненных ячеек. Шрифт для заполнения Декларации 3-НДФЛ должен быть Courier New размером 16 — 18 пунктов.

1.14. Заполнив и сформировав формы Декларации 3-НДФЛ, налогоплательщик должен проставить сквозную нумерацию заполненных страниц в поле «Стр.».

Номера страницы (поле «Стр.»), который имеет 3 ячейки, заполняется так:

К примеру, для страницы первой — «001»; для пятнадцатой — «015».

1.15. К подаваемой Декларации 3-НДФЛ должна прилагаться копия документа, который подтверждает полномочия законного либо уполномоченного представителя налогоплательщика на ее подписание.

1.16. Налогоплательщик или его представитель могут составить реестр документов, подтверждающих сведения, которые указаны в Декларации, и приложить его к Декларации 3-НДФЛ.

Источник: https://www.calc.ru/Poryadok-Zapolneniya-3ndfl-Obshchiye-Trebovaniya.html

Предоставление налоговым органом плательщику информации о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций, призвано способствовать своевременному исполнению последним налогового обязательства.

Такие права плательщик может реализовать путем подачи заявления в налоговый орган по месту постановки на учет. При этом информация о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций, подлежит представлению плательщику в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления (подп. 1.17 п. 1 ст. 82 НК). Срок представления плательщику копии представленной им ранее налоговой декларации (расчета) НК не установлен. Полагаем, что к такой ситуации подлежит применению срок, определенный Законом РБ от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (п. 3 ст. 17), – продолжительностью 15 дней.

Также закреплено право плательщика не выполнять неправомерные решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не соответствующие положениям НК. Кроме того, плательщик имеет право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков (подп. 1.8 п. 1 ст. 21 НК). Эти права плательщика корреспондируют с обязанностью налогового органа и его должностных лиц действовать в строгом соответствии с законодательством (ст. 82 НК).

Неправомерными являются решения налоговых органов и требования их должностных лиц, не основанные на нормах НК.

Например, неправомерными решениями могут быть решения:

– по акту проверки, о приостановлении операций по счетам в банке, об аресте имущества, взыскании налога.

Справочно: с 1 января 2013 г. установлен срок, в течение которого решение о приостановлении операций либо об окончании приостановления операций плательщика по его счетам в банке должно быть доведено до банка и плательщика на бумажном носителе или в виде электронного документа, – не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 5 ст. 53 НК).

Если такое решение доводится до плательщика на бумажном носителе, то он (его представитель) должен получить его под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении);

– о досрочной уплате налогов; передаче налоговому органу или должностному лицу какого-либо имущества, принадлежащего плательщику; об обеспечении транспортом; предоставлении средств связи; представлении налоговой отчетности по формам, не соответствующим требованиям законодательства; представлении документов, не предусмотренных НК; включении в налоговую декларацию (расчет) сведений, не указанных в п. 7 ст. 63 НК.

От редакции:
Налоговые органы не вправе требовать от плательщика (иного обязанного лица) включения в налоговую декларацию (расчет) данных, не связанных с исчислением и уплатой налога, сбора (пошлины), за исключением следующих данных (п. 7 ст. 63 НК), а именно:

тип декларации (расчета): ежемесячная, квартальная, с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

наименование и код налогового органа;

место нахождения (место жительства) плательщика (иного обязанного лица);

полное наименование (фамилия, имя, отчество) плательщика (иного обязанного лица);

номер контактного телефона;

среднесписочная численность работников за отчетный период;

фонд заработной платы;

код вида экономической деятельности;

чистая прибыль (убыток), остающаяся в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов (пошлин), отраженная в установленном порядке на счетах бухгалтерского учета;

общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определяемая плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, предусмотренном подп. 3.13.1 и 3.13.3 п. 3 ст. 286 НК;

общая площадь земельных участков, определяемая плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, определенном подп. 3.14.1 п. 3 ст. 286 НК.

Каким же образом может быть реализована указанная норма?

На практике невыполнение плательщиком неправомерных решений налогового органа и требований их должностных лиц влечет привлечение плательщика к ответственности, поскольку критерии неправомерности решения или требования у плательщиков и налоговых органов различны. В силу презумпции законности решений налоговых органов (требований их должностных лиц) до их признания незаконными по установленной процедуре они будут считаться законными, соответствующие решения (требования) должны исполняться. Законодательство не устанавливает каких-либо правовых последствий, если плательщик только сочтет решение налогового органа (требование его должностных лиц) незаконным. Хотя плательщик может инициировать в уполномоченных органах процедуры по признанию этих решений таковыми. Смысл нормативного положения подп. 1.81 п. 1 ст. 21 НК, как представляется, заключен в том, что плательщик не может нести отрицательных последствий неисполнения им решений налоговых органов (требований их должностных лиц), если впоследствии в надлежащем порядке будет установлена незаконность данного решения (требования). Наиболее эффективным в большинстве случаев является инициативный способ защиты прав путем обращения плательщика к уполномоченному органу. Так, например, если налоговый орган в нарушение ст. 75 НК при проведении проверки будет требовать представления документов и (или) информации, не имеющих отношения к деятельности и (или) имуществу проверяемого плательщика (например, статистических отчетов), либо представления документов и (или) информации в отношении плательщика, в отношении которого не проводится проверка, для плательщика, не представившего такие документы и (или) информацию, имеет смысл активно защищать свои права через обращение к вышестоящему налоговому органу о признании незаконным требования о представлении документов и (или) информации.

Пунктом 11 ст. 21 НК установлено общее право плательщиков взаимодействовать с налоговым органом в электронном виде. До 1 января 2013 г. такое взаимодействие ограничивалось представлением в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов), сообщений, заявлений, уведомлений в виде электронного документа и получением от налогового органа соответствующих подтверждений, решений. С 1 января 2013 г. плательщик вправе создавать первичные учетные документы в виде электронного документа, например, производить налоговые вычеты на основании первичных учетных документов, составленных в виде электронных документов (п. 5 ст. 107 НК).

Документы, подтверждающие право на налоговые льготы, плательщик обязан представлять только по требованию налогового или иного государственного органа

С этого года плательщик обязан представлять документы, подтверждающие право на налоговые льготы, не только в налоговый орган по месту постановки на учет, но и иным государственным органам (иным организациям, должностным лицам) (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК), например при обращении в суд, нотариальные конторы, прокуратуру – при использовании льгот по государственной пошлине.

Кроме того, документы, подтверждающие право на налоговые льготы, плательщик обязан представлять по требованию налогового или иного государственного органа (иной организации, должностного лица). При отсутствии такого требования представление документов, подтверждающих право на налоговые льготы, – право, а не обязанность плательщика.

Установлена обязанность плательщика представлять в налоговый орган по месту постановки на учет промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы.

Это обусловлено необходимостью осуществления налоговыми органами контроля за уплатой налогов плательщиками, находящимися в процессе ликвидации. Ведь после проведения налоговым органом проверки такого плательщика в связи с его ликвидацией и представления в регистрирующий орган справки об отсутствии задолженности перед бюджетом у него может возникнуть налоговое обязательство, например, в связи с реализацией имущества для расчетов с кредиторами при недостаточности денежных средств. Однако налоговый орган не вправе после проведенной проверки вновь проводить проверку плательщика.

Поэтому указанная обязанность должна быть исполнена в течение 2 рабочих дней со дня утверждения балансов в соответствии с законодательством.

Не все предоставляемые плательщиком сведения имеют статус налоговой тайны

С 1 января 2013 г. установлено, что сведения, предоставляемые не только налоговым или правоохранительным, но и иным органам других государств в соответствии с международными договорами РБ, не составляют налоговую тайну (подп. 1.6 п. 1 ст. 79 НК). В частности, Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008 (далее – Соглашение) установлена обязанность органов государственной власти (управления) Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан предоставлять по соответствующим запросам органу, проводящему расследования, необходимую для целей проведения расследования информацию, предусмотренную Соглашением (п. 6 ст. 35). Орган, проводящий расследования, определяется Комиссией Таможенного союза (п. 4 ст. 3 Соглашения).

Кроме того, установлено, что к сведениям, не составляющим налоговую тайну, относятся информация о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности) и дата решения регистрирующего органа об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (подп. 1.33 п. 1 ст. 79 НК).

Налоговые органы вправе проводить мониторинги

Право налоговых органов на проведение мониторинга закреплено в подп. 1.81 п. 1 ст. 81 НК.

Мониторинг – это новая форма контроля (надзора). Она заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

По результатам мониторинга должностное лицо налогового органа должно оформить аналитическую (информационную) записку. На основании этой записки руководитель (его заместитель) налогового органа вправе принять одно из следующих решений:

– учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности плательщика;

– направить в адрес плательщика рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;

– применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении плательщика и (или) его должностных лиц в случае невыполнения им рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.

Справочно: порядок проведения мониторинга определен Положением, утвержденным Указом Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Из НК исключена норма, согласно которой на время проведения внеплановой тематической оперативной проверки налоговый орган мог приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (выполнение работ, оказание услуг) плательщиков для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассового оборудования (подп. 1.131 п. 1 ст. 81 НК). Данное изменение осуществлено с целью приведения норм НК в соответствие с нормами Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

В целях содействия исполнению плательщиками налогового обязательства с 2013 г. налоговый орган обязан представлять по заявлению плательщика информацию о реквизитах, необходимых для заполнения платежных инструкций для уплаты налогов, сборов, пеней, в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления (подп. 1.17 п. 1 ст. 82 НК).

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/pri-utere-nalogovoi-deklaratsii-platelsh