Что такое партнерство

Социальное партнерство в образовании

Термин «социальное партнерство в образовании» — как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Я хочу вас познакомить с опытом работы центра детского творчества города Сердобска в решении задач социального партнерства, а это сегодня, пожалуй, один из немногих путей сохранения системы дополнительного образования, да и непосредственно каждого взятого УДОД, в их социальной и исторической миссии, занятой нише на рынке образовательных услуг, социальной значимости во всей структуре сложившихся взаимодействий.
Оценка опыта взаимодействия показало, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы на развитие совместной деятельности любых образовательных учреждений, их общественной самоорганизации и самоуправления независимо от их типа и вида. Оно привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы. Оно помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг. Социальное партнерство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности. Такая деятельность позволяет оказывать наиболее эффективно и экономно помощь нуждающимся членам сообщества, участвующим в партнерстве, добиваться того, чтобы, оставаясь непохожими на других, признавать различия отдельных людей и организаций.
Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества; возможность для местных жителей, общественно-активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.
МОУДОД ЦДТ – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений города, области, общественными учреждениями, семьями воспитанников. Рынок дополнительных образовательных услуг в г.Сердобске достаточно насыщен и конкуренция между учреждениями высока. В городе успешно работают в данной области учреждения культуры (детские художественная и музыкальные школы, Городской дом искусств, дома культуры), спорта (3 детские спортивные школы), образования (центр дополнительного образования детей, станция юных натуралистов). Все они в той или иной степени осуществляют вариативное разноуровневое образование.
В настоящее время педагогический коллектив центра детского творчества сотрудничает более чем с 40 различными организациями нашего города.
Привлечение общественности к управлению развитием образования – задача, обозначенная президентской программой «Наша новая школа», одна из целей которой – создание качественно нового уровня отношений, взаимодействия по решению проблем развития образования кругом заинтересованных субъектов, способных к достижению конструктивного соглашения и выработке единой образовательной политики.
Перемены в социально-экономической жизни, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям в системе образования и институте семьи. Расширилась сфера дополнительного образования. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида образовательного учреждения и набора предоставляемых им образовательных услуг.
Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и образовательного учреждения на уровне социального партнерства. Это – образовательные услуги, соответствующие социальному заказу на образование детей. В течение года мы проводим мониторинг среди родителей. Анализируем состав и структуру семей обучающихся детей. Выясняется, что подавляющее число заинтересовано в том, чтобы дети получили качественное дополнительное образование, воспитание и развитие, в дальнейшем продолжили свое обучение в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования.
В связи с этим в центре детского творчества были открыты новые объединения: «Школа юных предпринимателей», где подростки получают знания по юриспруденции, бухучету, экономике; «Правовед», «Юный программист»; объединения журналистов «Пробуем перо» и «Легкое перо».
Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями на основе интеграции общего и дополнительного образования позволяет создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений, координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействий, делая его более мобильным и личностно-ориентированным. Значение такого сотрудничества в условиях реализации новой образовательной концепции с современными задачами профильного, развивающего обучения и социализации при переходе на компетентностный подход в организации образовательного процесса трудно переоценить! В школах района это сотрудничество позволяет не только содержательно на более высоком уровне организовать досуг и занятость на селе, но и позволяет организовать предпрофильную подготовку, реализовать профессионально-ориентированные программы. Из 1600 учащихся МОУДОД ЦДТ только на базе 9 школ Сердобска и Сердобского района сейчас занимается 700 учащихся.
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонически развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением была создана программа «Мир семьи», которая нацелена на создание условий для сотрудничества детей и взрослых.
Педагогический коллектив сегодня ищет любые возможности и средства для того, чтобы помочь семье, оказать психолого-педагогическую помощь, научить воспитывать ребенка. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым инстинктом – значит рисковать будущим растущего человека. Поэтому педагоги учатся сами и несут свои знания родителям. Ведь чем бы ни занимались родители, кем бы они не были по специальности, они всегда – воспитатели своих детей.
Для нас важно добиться активной жизненной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним. И мы используем немало форм и путей, проверенных практикой и временем. Это родительские собрания, но проходят они в форме сборов-разговоров «Подумаем вместе», «ЦДТ, семья, социум»; родительско-педагогических консилиумов; тренингов, дискуссий, «круглых столов». Родители дискутируют на занятиях лектория «Содружество», участвуют вместе с детьми в общественно-значимых делах по благоустройству здания, сбору поискового материала и т.д.
Родители надеются, что в центре ребенка научат не только танцевать, петь и конструировать. Им хочется, чтобы у их детей сформировались устойчивые, творческие интересы, что поможет им в будущем в выборе профессии.
Совместный отдых, семейные праздники восторженно принимаются детьми и их родителями. Партнерский характер отношений сближает взрослых и детей, делает их союзниками в творческой работе.
Главный итог взаимодействия этой цепочки «Ребенок-семья-педагог» заключается в конечном результате. Родители финансируют и отправляются с детьми в поездки на областные и Всероссийские смотры-конкурсы, выставки, соревнования. Приобретают танцевальные костюмы, видеотехнику, оказывают финансовую помощь при ремонте комнат для занятий.
Велика роль учреждения дополнительного образования в упорядочивании информации, которая обрушивается на ребенка из средств массовой информации: радио, телевидения, интернета. Организуя работу по формированию устремлений и интересов детей, взаимодействуя с местными органами печати, местным телевидением, мы эффективно решаем задачи воспитания общей культуры юных граждан, их отношения к миру, к самим себе, результатам своей творческой деятельности.
Наши педагоги и воспитанники активно используют тематические полосы газет «Сердобские новости», «Альянс», «Любимой газеты». Но самыми неутомимыми корреспондентами являются активисты объединений журналистов (на базе МОУ СОШ №10 и МОУ лицея № 2). Их материалы о жизни детских объединений постоянно публикуются на страницах школьных изданий «Десятка» и «Лицеист». Помимо сбора и распространения информации, публикаций материалов о событиях в МОУДОД ЦДТ, юные корреспонденты участвуют в социально значимых проектах. Например, был представлен на областной этап Всероссийской акции «Я – Гражданин России» проект «Жар-птица» по созданию районной детско-юношеской газеты. В качестве положительной тенденции можно отметить то, что сами педагоги начали активно пропагандировать свой опыт работы с детьми, искать новые формы сотрудничества со СМИ. Тем самым в городе формируется эффективная система информирования горожан о проблемах в детской и молодежной среде. Это позволяет не только решать задачи образования и социализации обучающихся, но и активно продвигать свой «продукт» на рынке образовательных услуг, решать имиджевые задачи УДОД .
Наиболее активно и продуктивно развивается сотрудничество с образовательными и общественными учреждениями в период подготовки к массовым мероприятиям: «Возьмемся за руки, семья!», «Успешная семья»; общественно-значимым делам: акциям в поддержку детей с ОВЗ «Доброе сердце» и «Протяни руку другу» (такая акция прошла в течение октября, где педагогический коллектив привлекает к участию социальные службы, администрацию Сердобского района, индивидуальных предпринимателей); научно-практическим конференциям «Экономическое воспитание подростков», проводимым совместно с педагогами Сердобского многопрофильного и сельскохозяйственного техникумов.
Центр детского творчества много лет сотрудничает с Кирсановским колледжем гражданской авиации. Это образовательное партнерство мы понимаем, как сотрудничество абсолютно равноправных учреждений-партнеров и как конструктивное объединение педагогов вокруг одного большого дела – создания условий для получения молодым человеком профессии, делающим при этом осознанный выбор с чувством осознанной ответственности, реально оценивая свой потенциал и перспективы социальной и профессиональной интеграции в современном обществе.. Все стороны взаимодействия оговорены в договорах о совместной деятельности. Это дает право преимущества нашим выпускникам при поступлении по профилирующим специальностям в данное учебное заведение.
Много лет наши педагоги ведут работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Разрабатывают и внедряют новые программы по социальной адаптации детей посредством их занятий творчеством. Сейчас 6 педагогов Центра занимаются с такими детьми на дому, сотрудничая с психологом, социальной службой – Центром социальной защиты, родителями.
Результатом этой большой кропотливой работы является выступление и победа детей с ОВЗ на областных конкурсах, фестивалях «Под парусом Надежды», Всероссийском конкурсе детского творчества «Открытое сердце». И самое главное, у детей появляется стремление к жизни, уверенность в себе, в самореализации, в том, что они не одиноки. Высокие результаты социализации таких детей удается достичь, когда они, занимаясь в одной группе со здоровыми детьми (в ряде случаев обозначая лидерские позиции) добиваются успеха в фестивалях и конкурсах без «скидки» на уровень здоровья.
Безусловно, введение новых государственных образовательных стандартов (ФГОС) в общеобразовательной школе внесет существенные коррективы во всю систему взаимодействий на российском рынке образовательных услуг. И в этой связи мы надеемся, что существующий опыт социального партнерства позволит учреждениям дополнительного образования не только выжить, но и развиваться на современном рынке образовательных услуг в соответствии с ожиданиями общества и государства.

Источник: https://www.proza.ru/2011/01/21/398

Статья «Социальное партнёрство в образовании».

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №68»

Статья.

Тема «Социальное партнёрство в образовании».

Подготовила:

Учитель иностранного языка

БОУг.Омска «СОШ№68»

Талалаева Юлия Рихартовна

1.Основные характеристики и принципы социального партнерства.

2.Социальное партнерство как средство повышения качества образования.

3.Подходы к развитию социального партнерства в сфере образования.

Социальное партнёрство — это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства — учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к интересам друг друга, разрешение споров и конфликтных ситуаций (1).

Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственно-экономической деятельности — от организации (а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) до государственного уровня. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли местных и локальных актов являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход от директивного регулирования к договорному, к поиску взаимовыгодных условий совместной работы, к социальному партнерству.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации». Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Результат социального партнёрства — создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания. Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков.

Социальное партнерство в школах осуществляется в целях:

— обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития школы;

— организации мониторинга деятельности школы по комплексу вопросов (пожарная безопасность, Роспотребнадзор, выполнение государственного стандарта и др.);

— обеспечения скоординированной деятельности по реализации городских и школьных комплексных программ;

— взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;

— повышения квалификации педагогов школы;

— формирования эффективных решений, направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечения инвестиций, спонсорских средств;

— организации медицинского, психологического, информационно-аналитического, инженерно-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Задачи социального партнёрства:

1. привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

2. помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

3. помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

4. способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

5. позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

Основные принципы социального партнёрства:

1. Уважение и учет интересов участников соглашения.

2.заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях.

3. соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов.

4. наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей.

5. равноправие и доверие сторон.

6. невмешательство во внутренние дела друг друга.

7. добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования.

8. регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства.

9. обязательность исполнения достигнутых договоренностей.

10. систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений.

11. ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

Социальное партнерство выстраивается школой на принципах:

— координации деятельности всех субъектов образовательного процесса;

— кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов населения;

— взаимодействия с общественными организациями;

— экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда, перспектив его развития;

— учета исторически сложившихся культурных связей и традиций населения.

Условия, необходимые для реализации успешного социального партнёрства:

1. развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

2. эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

3. широкое информационное обеспечение деятельности

4. .функционирование механизма саморазвития партнерских организаций

5. сформированная стратегия организаций, предполагающая именно партнерские взаимоотношения

К субъектам социального партнерства относят:

— образовательные учреждения различного типа;

— органы управления образованием;

— общественные, коммерческие, государственные организации;

— обучающихся;

— родителей (2).

Родители — один из самых важных социальных партнеров школы. Партнерские отношения между школой с семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка. Отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, скоординировать просвещение родителей с содержанием образования школьников, включить в содержание образования совместную деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт взрослых в образование учащихся. Современная родительская общественность готова сотрудничать и взаимодействовать со школой, т.к. озабочена средой проживания детей, каждого конкретного ребенка.

Образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, своевременно реагируют на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации учащихся.

Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.

Проводит работу по выявлению:

— учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении;

— несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном учреждении;

— учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности;

— принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;

— участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении;

— принимает участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

— проводит совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;

— участвует в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

— вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями.

В своей работе педагогическому коллективу следует учитывать особенности социальной среды и выступать как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.

Составляющие компоненты стратегии социального партнёрства:

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях — достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

Социальное партнерство в профессиональном образовании — это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.

На основе охвата субъектов (по масштабности):

— Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.

— Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления.

— Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.

На основе развития отношений:

— Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.

— Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.

— Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру, в которую входят взаимодействия партнеров.

Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.

Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры.

Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.

На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.

Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны.

Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями.

Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон.

Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.

Подходы к развитию социального партнёрства в сфере образования:

1.Партнёрство как система определённых взаимоотношений между семьёй и образовательным учреждением –партнёрство школы с семьёй.

2. Партнёрство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами.

3. Партнёрство в тред- юнионистском смысле- как определённые нормативно-правовые и экономические отношения между работодателями, профсоюзами и работниками.

Формы социального партнёрства в сфере образования:

  1. Попечительский совет.

  2. Совет партнёров образовательного учреждения.

  3. Ресурсный центр социального партнёрства на базе общеобразовательного учреждения.

  4. Территориальный межведомственный координационный совет.

  5. Рефлексивный семинар и др.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

Литература:

  1. Лексикон социальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. — Вологда: Русь, 2005. — 540 с.

  2. Шнейдер О.В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. — 2008. — № 4 (79). — С.

  3. Сафонова О.Д. Антикризисные меры российского законодательства в сфере социально-трудового партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. — 2010. — N 3. — С. 69-76.

  4. Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. Практическое пособие / Под ред. А.Е. Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России — М.: Агентство социальной информации, 2008. — 488 с.

Источник: https://infourok.ru/statya-socialnoe-partnyorstvo-v-obrazovanii-534551.html

Социальное партнерство: сущность, функции, особенности развития в России Текст научной статьи по специальности «Социология»

А. В. Тиховодова

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Работа представлена кафедрой философии и социальных наук Волжской государственной академии водного транспорта. Научный руководитель — доктор философских наук, профессор А. А. Владимиров

В статье рассматриваются смысл социального партнерства, его функции, принципы, условия установления. Также раскрываются возможности и роль сторон в рамках социального партнерства, особенности и перспективы формирования межсекторного взаимодействия в России.

Масштаб и сложность социальных проблем в современной России требуют поиска новых эффективных путей их решения. Все более актуальной становится необходимость налаживания социального партнерства, т. е. системы, которая бы отвечала ведущим тенденциям общемирового развития социальной сферы. Существует множество концептуальных подходов к исследованию взаимодействия социальных структур общества. В целом общество рассматривается как сложная система, характеризующаяся социальными по своей природе системными качествами и свойствами, такими как структурированность, самоорганизация, регулируемость, устойчивость, динамичность. Структура общества складывается вследствие того, что каждый человек, удовлетворяя свои потребности и реализуя свои интересы, вступает в общественные отношения и занимает определенное место в системе этих отношений. Происходящая социальная дифференциация и формирует социальную структуру. Структурные элементы общества могут развиваться, распадаться и возникать вновь, одни сегменты могут укреплять систему, другие — дестабилизировать ее, однако не-

обходимым остается устойчивость и в то же время динамичность развития.

Настоящее развитие России в значительной степени характеризуется активным и часто противоречивым процессом формирования трех секторов, свойственных любому обществу с развитой институциональной структурой: государственного, коммерческого и некоммерческого. Особенно актуальными вопросы управления государством, экономикой и общественной жизнью становятся в периоды, когда старые нормы, ценности, установки по тем или иным причинам отбрасываются, а новые еще только формируются. В этой связи ключевой задачей, стоящей перед современной Россией, является обеспечение устойчивого и безопасного социально-экономического развития в контексте взаимодействия структурных элементов общества.

Исторически лозунг социального партнерства возник как антитеза классовым конфликтам и революциям, как способ разрешения противоречия между трудом и капиталом. Но в конце XX в. этот термин наполнился новым смыслом. Кризис трех ведущих концепций — социализма, государства благосостояния и модернизации в

странах так называемого третьего мира -потребовал поиска иных подходов. В фокусе общественного и политического внимания сегодня инициативы граждан, которые объединяются в сообщество некоммерческих организаций и общественных движений. Смысл социального партнерства состоит в конструктивном взаимодействии между государственными структурами, органами местного самоуправления, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Термин «партнерство» предполагает вполне определенную форму отношений, возникающих в процессе деятельности социальных субъектов по достижению общих целей. Если цели этих субъектов не совпадают, ставится вопрос о компромиссе, достижении консенсуса. В основе названных отношений, бесспорно, лежит социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие выполняет в обществе различные функции: стабилизирующую, консолидирующую, деструктивную. Именно стабилизирующая функция -механизм, который обеспечивает развитие демократического общества в целом и его отдельных сфер. Эту функцию может успешно выполнять социальное партнерство как одна из форм проявления социального взаимодействия. Хотя социальное взаимодействие на определенном этапе развития демократического государства порождает социальное партнерство, последнее может осуществляться не только через данный механизм, но и формировать собственный. Социальное партнерство уже социального взаимодействия как одна из форм существования последнего, воплощающая его стабилизирующую и гармонизирующую функции. И. М. Модель, Б. С. Модель предлагают рассматривать «социальное партнерство и как способ сотрудничества в сфере федеративных отношений, форму органичного взаимодействия многообразных субъектов этих отношений, которые позволяют им свободно выра-жать свои интересы в контексте поиска так

называемых цивилизованных средств их гармонизации»1 .

Узловой элемент, вокруг которого или на базе которого формируется социальное партнерство, — это социальная проблема. Такое взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые негативные социальные явления (бедность, бездомность, сиротство, насилие в семье, загрязнение окружающей среды и др.). Установление партнерских отношений способствует снижению социальной напряженности, ликвидирует элементы противостояния, конфликтности и закладывает основы стабильности, общественного порядка.

Представители различных секторов обычно по-разному осознают собственную ответственность за решение этих соци-альных проблем. Но, несмотря на различия и противоречия, сотрудничество необходимо. Что именно могут предложить каждый из партнеров, каковы его интересы? В чем особенности располагаемых ими ресурсов? Государство может выступать катализатором перемен в социально-экономической жизни, финансово и институционально поддерживать общественные инициативы, на которых основано партнерство. Государство создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности. Оно формулирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы. Используя разные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ, для осуществления целевых программ, государство привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации (НКО) и бизнес. Местное самоуправление — явление общественной жизни, а не государственной власти. Оно действует наравне с другими формами общественной и частной самоорганизации, общественным самоуправлением, общественными объединениями, корпорациями и др.

Представляя интересы местного сообщества, местное самоуправление в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов. Оно действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества. Некоммерческий сектор в настоящее время анализируются учеными как важнейшая составная часть гражданского общества, с одной стороны, и как система создания и доставки потребителю общественных благ -с другой. Особо отмечается демократический, добровольный характер некоммерческого сектора, основанного на непринудительном характере осознанной гражданской инициативы. Именно это отличает третий сектор от государства и сближает его со структурами рыночной экономики. В отношении НКО появилось такое определение: «бизнес, имеющий общественную миссию». НКО, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры предлагают новые идеи, решения, социальные технологии, обеспечивают гражданский контроль за действиями власти, привлекают к работе волонтеров. Общественные объединения выражают интересы определенных групп населения и выдвигают новые ценностные ориентиры. Бизнес и ассоциации предпринимателей предоставляют благотворительные пожертвования, а также возможность использовать опыт и профессионализм компетентных менеджеров в решении общественно значимых проблем.

Безусловно, возможности и роль сторон в рамках социального партнерства неодинаковы. Если роль коммерческих организаций заключается главным образом в возможностях финансирования, а роль государственных структур — еще и в использовании властных рычагов, то общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс: социальные иници-

ативы граждан. И дело не только в том, что организации третьего сектора «ближе» к населению и при оказании услуг могут действовать более гибко, эффективно и «человечно», чем государственные учреждения. В своей деятельности они воплощают новые (альтернативные) ценности и приоритеты. Прежде всего это ценности и приоритеты групп с неравными возможностями, которые лишены доступа к власти и информации. Общественные организации «озвучивают» потребности этих людей, обычно первыми формулируя социальную проблему.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом. Социальное партнерство зиждется: на заинтересованности каждой из взаимодействующей сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединении усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивном сотрудничестве между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремлении к поиску реалистических решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализации решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемом контроле и учете интересов каждого из партнеров; правовой обоснованности «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия. Решающими здесь выступают взаимная полезность, обоюдная заинтересованность сторон, самоограничение, уважение и учет интересов партнеров. Они равноправны в выборе путей и средств достижения общей цели, сохраняя при этом самостоятельность и следуя принципу невмешательства в дела другой стороны. Указанные отношения

строятся на началах доверия, уважения, доброжелательности, равенства, свободы выбора, обязательности исполнения достигнутых договоренностей. Формальные моменты в этих отношениях явно перевешивают неформальные, что в определенной степени облегчает взаимодействие, нивелируя личные симпатии. Еще один принцип построения и успешного функционирования социального партнерства — соблюдение норм федерального и регионального законодательства.

Можно выделить объективные и субъективные условия для установления социального партнерства. К объективным относятся: демократия и гражданское общество, потребность в социальном партнерстве, сформированность и институциональная оформленность групповых интересов, организационно-правовые и политические установления государства в части регулирования интересов участников рассматриваемых отношений. Но все эти условия так и останутся потенциальными при отсутствии субъективного фактора. Необходимы воля и осознание общности целей участников социального партнерства, их готовность следовать нормам, зафиксированным в соответствующих документах, наличие системы эффективных санкций за нарушение норм социального партнерства, развитие традиций гражданского участия. Успешное развитие каждого из секторов невозможно без взаимодействия с другими секторами. В этой связи принято говорить о межсекторном взаимодействии как необходимом элементе общегосударственной управленческой эффективности.

Возникновение социального партнерства в России было связано с общественными движениями и местным самоуправлением (земским движением). При поддержке земств (а в отдельных случаях и государственной власти) возник первый опыт решения общественно значимых проблем «творческим союзом разного толка интеллигентских направлений с

широким размахом молодого, меценатствующего капитала»2.

В России впервые возникли новые силы, обратившиеся к решению социальных вопросов. Это местное выборное самоуправление, общественные движения (научные и культурные общества, движение трудовой помощи), благотворительность промышленников и финансистов.

Становление социального партнерства в России было очень ограниченно, а его успехи несоизмеримы с масштабом имевшихся социальных конфликтов. Благотворительность не смогла ликвидировать бедность и сгладить остроту противоречий между предпринимателями и рабочими, помещиками и крестьянами. Социальный конфликт привел к революции 1917 г.

Исторический опыт свидетельствует, что взаимодействие различных сил на общественной арене является условием успешности проведения реформ.

Что же касается специфики формирования секторов в современной России, то к настоящему моменту возник заново основанный на деловой гражданской инициативе частный бизнес — сектор, а государственный сектор претерпел существенные изменения, связанные с сокращением монопольного воздействия на производственную и социальную сферы. В то же время стал формироваться и негосударственный некоммерческий сектор, базирующийся на гражданских инициативах в непроизводственной сфере. За последние годы в России накоплен значительный опыт межсекторного взаимодействия, обобщая который можно выделить несколько моделей сотрудничества: информационный обмен; проведение совместных благотворительных акций и других мероприятий разного характера; систематическая поддержка социальных инициатив, в том числе за счет предоставления помещения, оказания консультационных услуг, оплаты расходов и т. п.; развитие государственно-общественных форм управления, в том числе за счет создания постоянно действующих круглых

столов, объединяющих представителей трех секторов, на уровне муниципальных обра -зований или субъектов РФ; финансирование социальной сферы на конкурсной основе.

Вместе с тем существует целый ряд проблем, связанных с межсекторным взаимодействием. Е. М. Осипов делит их на два блока: профильные внутрисекторные проблемы и проблемы непосредственно самого межсекторного взаимодействия3. К первому блоку относятся следующие: недостаточный профессионализм участников, информационный голод и отсутствие общего информационного пространства, слабость ассоциативных связей и закрытость неправительственных организаций, непонимание тем или иным сектором проблем партнеров. Проблемы второго блока: недостаточность правового обеспечения взаимодействия, отсутствие механизмов взаимодействия, основанных не только на личных контактах.

Выстраивание отношений государства с организациями гражданского общества и бизнесом осуществляется не в рамках трех -стороннего сотрудничества, а по сепаратным, не связанным друг с другом каналам. Применительно к бизнесу таким каналом выступает Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве, а применительно к НКО — общественные палаты (общефедеральная и региональные). Утверждение подобной модели взаимодействия ставит организации гражданского общества вне поля публичной политики, и, не имея возможности участвовать на равных в механизмах прямой и обратной связи с государством, они лишаются стимулов к наращиванию активности.

Нынешнюю систему взаимоотношений общества, государства и бизнеса нужно

либо сломать и на ее месте создать современную систему трехстороннего партнерства, либо коренным образом перестроить ее с тем, чтобы она оказалась в состоянии сделать такого рода партнерство фактом. К такой системе нужно идти постепенно, чтобы, выходя на новые рубежи и осваивая их, двигаться дальше.

Наиболее подходящими участниками обновленной системы со стороны гражданского общества могли бы стать общественные палаты, а точнее, делегированные ими полномочные представители. В составе палат широко представлены представители абсолютно разных сфер деятельности, знающие как о конкретных, так и более общих социально-экономических проблемах, от решения которых зависит наше ближайшее и более отдаленное будущее. Эти люди могли бы внести в существующую систему не только свои знания и свой опыт, но и сделать ее по-настоящему работоспособной и эффективной. Положить начало совершенствованию системы социального партнерства в России может инициатива либо от авторитетных кругов политической власти, либо от Общественной палаты и ее комитетов, либо от тех и других одновременно. Возможны и иные варианты, учитывая потенциал экспертного сообщества.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Диалоговый тип отношений общества с властью является гарантом достижения гражданского согласия. Принципы социального партнерства — при условии их осознания и принятия политическими и экономическими элитами федерального Центра и субъектов РФ — могут стать действенным инструментом гуманитарной реконструкции основных сфер жизнедеятельности в России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Модель И. М., Модель Б. С. Социальное партнерство при федерализме: в порядке обсуждения проблемы // Полис. 2000. № 2. С. 174.

2 Либоракина М. И., Никонова Л. С. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами. Опыт проведения учебной программы. М.: Фонд «Институт экономики города», 2001. С. 49.

3 Осипов Е. М. Социальные технологии в межсекторном взаимодействии // Вестник МГУ. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2005. № 4. С. 97.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-suschnost-funktsii-osobennosti-razvitiya-v-rossii

Система социального партнерства

Социальное партнерство и его роль в регулировании социально-трудовых отношений

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей — бипартизм), так и трехстороннее взаимодействие ( трипартизм) с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п. ( ст. 35 ТК).

К основным принципам социального партнерства относятся:

1) равноправие сторон: проявляется как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их исполнением;

2) соблюдение норм трудового права: все стороны и их представители должны соблюдать не только ТК РБ, но и другие нормы трудового законодательства;

3) полномочность принятия обязательств определяется наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения;

4) добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, которое предлагает другая сторона;

5) учет реальных возможностей принятия реальных обязательств: сторона должна брать на себя обязательства по договору или соглашению не декларативные, а которые она реально способна исполнить;

6) обязанность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;

8) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Система социального партнерства

Система социального партнерства включает следующие уровни:
1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На федеральном уровне могут заключаться: генеральные и отраслевые соглашения;
2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации. На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональные и отраслевые соглашения;
3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение;
5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Следует отметить, что экономическое и правовое положение социальных партнеров различно.

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению. Коллективные переговоры и заключение коллективных договоров и соглашений являются главной формой социального партнерства. Это реализация работниками (в лице их представителей) и работодателями права на коллективно-договорное регулирование;
2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Взаимные консультации осуществляются, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (ст. 35 ТК).
Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (ст. 53 ТК);
3) участие работников, их представителей в управлении организацией (ст. 53 ТК);
4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров. При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров (ст. ст. 384-389 ТК). При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура: по соглашению сторон из их представителей создается комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража и др.

являются начальной стадией процедуры разработки и заключения и изменения коллективных договоров, соглашений.

На переговорах рассматриваются вопросы: 1) установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников; 2) заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Сторонами коллективных переговоров являются представительные органы работников и нанимателей. В коллективных переговорах могут участвовать и другие лица, кроме представителей сторон: специалисты, эксперты, которые консультируют. Но не принимают участие в голосовании.

Порядок ведения коллективных переговоров:

Каждая из сторон имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, другая сторона обязана начать переговоры в семидневный срок. По соглашению сторон коллективные переговоры могут быть начаты в другой срок. Для ведения переговоров стороны создают комиссию на равноправной основе (из нечетного количества) уполномоченных представителей. Представители должны иметь документ, подтверждающий их полномочия. Наниматели обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Представители сторон коллективных переговоров, разглашающие сведения, являющиеся государственной или коммерческой тайной, несут ответственность.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами. Стороны не имеют права прекратить коллективные переговоры в одностороннем порядке.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора.

Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Это всегда двухсторонний акт. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее обособленных подразделениях.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

В качестве представительного органа работников, как правило, выступает профсоюзный комитет. Если интересы работников представляют несколько профсоюзов, стороной коллективного договора могут быть: 1) каждый из них от имени объединенных в нем работников; 2) профсоюз, объединяющий большинство работников у данного нанимателя или имеющий наибольшее число членов, которому это право добровольно предоставлено остальными профсоюзами; 3) совместный орган, добровольно созданный этими профсоюзами. Если в организации более 50% работников не являются членами профсоюзов, они могут создавать свой орган в качестве стороны коллективного договора.

Второй стороной коллективного договора является наниматель или уполномоченный им представитель. Представителями со стороны нанимателя могут выступать должностные лица, обладающие информацией, необходимой для ведения коллективных переговоров, соответствующей квалификацией и опытом (например, руководители структурных подразделений, юрисконсульт, главный бухгалтер и т.п.). По усмотрению нанимателя его представителями могут выступать и лица, не работающие в данной организации, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров (например, эксперты объединения нанимателей).

Коллективный договор заключается в письменной форме в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений). Проекты коллективного договора обсуждаются на общем собрании коллектива организации. Подписывается коллективный договор на каждой странице уполномоченными представителями сторон. Подписанный коллективный договор регистрируется в местном исполнительном или распорядительном органе по месту нахождения (регистрации) нанимателя. Для этого наниматель представляет в соответствующий орган: 1) заявление с просьбой о регистрации; 2) подписанный на каждой странице коллективный договор; 3) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного договора. Регистрация осуществляется в течение двух недель с момента подачи заявления с соответствующей записью в специальном журнале, а на первой странице представленного коллективного договора ставится штамп о регистрации.

Коллективный договор заключается на срок, который определен сторонами, но не менее чем на один год и не более чем на три года. Вступает в силу с момента подписания, или со дня который устанавливают стороны, и действует, как правило, до заключения нового договора. При реорганизации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срока, на который он заключен, если сторонами не принято иное решение. При смене собственника имущества организации он действует в течение трех месяцев.

Соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, тарифное и местное.

Генеральное(республиканское) соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на республиканском уровне.

Тарифное (отраслевое) соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.

Местное соглашение устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.

Порядок, сроки разработки и заключения соглашений определяются комиссией, формируемой сторонами на равноправной основе из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Соглашения заключаются в письменной форме, на срок не мене чем на один год и не более чем на три года. Подписывается соглашение на каждой странице уполномоченными представителями.

Подписанные генеральное, тарифное (отраслевое) и местное соглашения подлежат обязательной регистрации.

Источник: https://lektsii.org/11-1572.html

Социальное партнерство.

Социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Формы, в которых осуществляется социальное партнерство:

· коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;

· взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

· участия работников, их представителей в управлении организацией;

· участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Под органами социального партнерства понимаются органы, которые:

· обеспечивают регулирование социально — трудовых отношений;

· ведение коллективных переговоров;

· обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;

· организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально — трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. При составлении коллективного договора его содержание и структура определяются сторонами. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Законодательством закреплено право работников на участие в управлении организацией. Причем такое право могут быть ими реализовано как непосредственно, так и через представительные органы. Существуют определенные формы участия работников в управлении организацией:

· учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

· проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

· получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

· обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

· участие в разработке и принятии коллективных договоров;

· иные формы, определенные ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Ответственности сторон социального партнерства:

· ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах;

· непредставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;

· за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.

Источник: https://mylektsii.ru/14-13657.html

Социальное партнерство в образовании: сущность и содержание понятия Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Н. А. Дроздов

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

В статье представлены определения, раскрывающие сущность и содержание социального партнерства применительно к сфере образования. Указаны компоненты системы социального партнерства школы и основные принципы, реализация которых приводит к развитию организационного менеджмента образовательного учреждения и повышению его воспитательного потенциала. Приведены типы социального партнерства школы в воспитании учащихся и рассмотрены составляющие качества помощи социальных партнеров.

Ключевые слова. социальное партнерство, образовательное учреждение, школа, компоненты системы, принципы, типы, качество помощи.

N. Drozdov

SOCIAL PARTNERSHIP IN EDUCATION: ESSENCE AND CONTENT OF CONCEPT

Социальное партнерство в педагогической деятельности в образовательных учреждениях характеризуется появлением и развитием новых форм, связей, получаемых эффектов и результатов. Существует множество определений социального партнерства. Юристы, педагоги, представители бизнес-сектора определяют данное явление, исходя из специфики профессиональной деятельности. Социальное партнерство в системе российского образования основано на привлечении дополнительных ресурсов для развития образовательного процесса учреждения . Если рассматривать школу и особенности построения партнерских отношений с представителями общественности, профессиональных организаций, то вполне возможно выявить

то основное, что свойственно данным отношениям. Мы рассмотрим содержание социального партнерства и определения, раскрывающие его сущность в современных изменяющихся условиях образования, используя методы анализа, синтеза и классификации.

Социальное партнерство понимается И. М. Реморенко как «совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемыми всеми участниками данной деятельности эффектам» . Существует три базовых модуса феномена социального партнерства, в котором оно выступает как социальное действие, взаимодействие социальных субъектов и социокультурный

феномен . Субъект-объектное социальное действие как модус данного феномена, исходя из работы С. А. Иванова, выделяет четыре базовых элемента:

— субъект действия (индивид, социальная группа);

— объект действия (Иванов трактует это как «поведение и мышление социальных партнеров: их установки, интересы, ценности, нормы» );

— процесс социального действия;

— ситуационные условия .

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Также нужно определить основные принципы социального партнерства. И. А. Левицкая в статье, посвященной социальному партнерству, пишет: «Основные принципы социального партнерства предполагают:

— уважение и учет интересов участников соглашения;

— заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;

— равноправие и доверие сторон, вступающих в отношения социального партнерства;

— свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;

— добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;

— систематичность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;

— наличие определенных соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей при ведении переговоров и во время подписания соглашения о партнерстве;

— реальность обеспечения принятых партнерами обязательств, то есть объектом соглашения о партнерстве должны стать только обеспеченные своими средствами и ресурсами мероприятия;

— обязательность исполнения достигнутых договоренностей;

— систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений каждой из сторон, подписавших соглашение» .

Б. В. Авво под социальным партнерством в сфере образования подразумевает следующее:

— партнерство между социальными группами в системе образования определенной профессиональной общности;

— партнерство работников системы образования и установление контактов с представителями «иных сфер общественного воспроизводства» ;

— партнерство в системе образования как сфера социальной жизни, связанная со становлением гражданского общества .

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Основное в понимании социального партнерства школы связано с планомерным направлением ресурсов, ведущее к развитию совместной деятельности с учреждениями-партнерами и усовершенствованию образовательного процесса в школе, самоорганизации и самоуправления .

В сфере образования О. Н. Олейниковой, А. А. Муравьевой выделяются четыре основные направления европейского социального диалога: непрерывное обучение, профессиональная ориентация молодежи и взрослых, профессиональная квалификация и беспристрастное взаимное признание квалификаций, ресурсы и финансирование . Форма социального партнерства определяется главенствующей моделью профессионального образования и обучения конкретной страны и «формируется в зависимости от типа производственных отношений» .

Социальное партнерство приводит участников процесса к созданию, разработке моделей эффективного решения посредством сотрудничества появляющихся, в том числе и комплексных, проблем .

Школы как общеобразовательные учреждения обладают собственными специфичными проблемами и социальное партнерство выступает в качестве некоторой поддержки и тем, что указывает на способ в устранении появляющихся проблем. Если рассматривать проблемы школы в сфере воспитания учащихся, то необходимо определить следующие компоненты системы социального партнерства школы, усовершенствование работы с которыми приводит к повышению воспитательного потенциала школы:

— участники партнерства (индивидуальные, групповые);

— цель партнерства (добровольные и взаимовыгодные отношения и взаимная поддержка субъектов партнерства);

— принципы партнерства (добровольность; принятие решений на основе переговоров, соглашений, компромиссов; ответственность субъектов; открытость, «прозрачность» отношений);

— содержание деятельности (взаимное обучение; соуправление воспитательным процессом; разработка и осуществление совместных проектов, носящих воспитательный характер; профессиональные консультации);

— формы организации партнерства (советы, комиссии, коллективы, группы и т. д.);

— механизм партнерства и его реализация (включает методы и технологии, в основном связанные с менеджментом как с наукой об управлении организацией, ведущие к развитию партнерских отношений) .

Социальное партнерство выступает как путь к содружеству, способ разрешения противоречий между интересами организаций и повышения образовательного воспитательного потенциала субъектов партнерской деятельности. Заинтересованность сторон социального партнерства

и формирование имиджа престижности социального партнерства с разными организациями, где партнер помогает другому в решении организационных, также материально-технических проблем, тем самым становится значимым для представителей общественности. В связи с этим ставится вопрос о качестве помощи. Качество помощи предполагает:

— полученный результат равен ожидаемому; более высокое качество — превосходство полученного результата над ожидаемым результатом помощи;

— средства и действия, привносящие позитивные изменения в организационную структуру учреждения (в данном случае — школа);

— средства и действия, привносящие позитивные изменения в управление профессиональной деятельностью учреждения, миссии и цели организации;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— средства и действия, привносящие позитивные изменения в организационную культуру, формы отношений внутри организации.

Качество помощи заключается в соотношении возможностей и их полноценной реализации, готовности к партнерской деятельности, понимании целей, функций партнерства. Цель социального партнерства формируется исходя из социальной проблемы . Функции связаны с характером партнерской деятельности, становясь при этом функциями-механизмами данной деятельности .

Среди типов социального партнерства школы в воспитании учащихся выделяются следующие:

— коммуникативно-дидактический (взаимное обучении через общение педагогов и социальных партнеров);

— управленческий (совместное управление педагогами и социальными партнерами воспитательным процессом школы);

— экспертный (оценка работников ОУ и социальных партнеров воспитательного процесса школы);

— проектно-деятельностный (разработка и осуществление совместных проектов, акций и пр.);

— консультативный (профессиональное консультирование педагогами, работников ОУ и социальных партнеров) .

Стандарт современной отечественной школы, в котором значимым становится «гибкость» школьного образования, реализуется за счет определенных условий. Условия нового стандарта предоставляют «возможность взаимодействия с социальными партнерами, использования ресурсов социума» . Становится необходимым открытость образовательного учреждения социуму. Приобретение обучающимися социального опыта и социальной компетентности, благодаря установлению партнерских отношений школы с организациями и их представителями, которые становятся субъектами образовательного процесса, ведет к формированию новой образовательной развивающей среды, которая в свою очередь соответствует требованиям и условиям реализации основной образовательной программы ОУ.

Социальное партнерство школ с разными организациями не в полной мере изученный феномен в системе российского образования, носящий стихийный самодеятельный характер, раскрывающийся внутри

организации, то есть, прежде всего, социальное партнерство ОУ как процесс зависит от организационно-педагогических условий ОУ. И. М. Реморенко писал о том, что установлению партнерских отношений необходимо учиться и «это особая образовательная область» , в которой создается смысл и основа для позитивных эффектов взаимодействия социальных групп . Понимание базовых модусов, принципов, компонентов системы социального партнерства, функций-механизмов, обоюдных возможностей со стороны субъектов партнерских отношений впоследствии приведут к установлению определенного типа или комбинаций типов социального партнерства. Процесс формирования престижа социального партнерства становится наиболее актуальным, где формируется имидж и общественное мнение о школе и социальном партнере. Социальное партнерство в воспитании учащихся реализуется в разных типах партнерства, школа и социальный партнер создают обоюдно выгодные условия друг другу, качество и престижность помощи социального партнера выступает гарантом продолжительных партнерских отношений со школой. Обзор представленных в данной статье определений данного понятия позволяет увидеть многообразие точек зрения, позиций и аспектов рассмотрения и анализа этого сложного, но востребованного явления образовательной практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авво Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. 96 c.

2. Заславская О. В., Сальникова О. Е., Кожурова О. Ю. Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-shkoly-v-sfere-vospitaniya-vektory-vzaimodeystviya (Дата обращения 17.02.2016)

3. Иванов С. А. Социальное партнерство как феномен цивилизации. URL: http://ecsocman. hse.ru/data/196/762/1219/007-Ivanov.pdf (Дата обращения: 17.02.2016)

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: Дис. … канд. пед. наук. М., 2011.

5. Левицкая И. А. Социальное-образовательное партнерство в современных социокультурных условиях // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-obrazovatelnoe-partnerstvo-v-sovremennyh-sotsiokulturnyh-usloviyah (Дата обращения: 17.02.2016)

6. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза. URL: http://edu.rspp.ru/site.xp/057052124049050049.html Дата обращения 17.02.2016)

7. Рашидова А. И. Социальное партнерство в профессиональном образовании // Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2012. С. 31-33.

8. Реморенко И. М. Разное управление для разного образования. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

9. Тарасенко Л. В., Угольницкий Г. А. Моделирование социального партнерства в системе дополнительного профессионального образования: методология исследования. URL: http://ww.ivdon.ru/uploads/ article/pdf/IVD_24_Tarasenko.pdf_2473.pdf (Дата обращения 17.02.2016)

10. Тиховодова А. В. Социальное партнерство: сущность, функции, особенности развития в России // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-suschnost-funktsii-osobennosti-razvitiya-v-rossii (Дата обращения 17.02.2016)

11. Федорова Н. М. Стандарт условий как пространство развития личности // Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2012. С. 18-21.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8. Remorenko I. M. Raznoe upravlenie dlja raznogo obrazovanija. SPb.: Agentstvo obrazovatel’nogo sotrud-nichestva, 2005.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-obrazovanii-suschnost-i-soderzhanie-ponyatiya

Социальное партнёрство как общественный феномен

Поскольку российская экономика переходит к модели, более ориентированной на социум, российское общественность переосмысливает роль бизнеса, государства и общества в экономической, политической и социальной сферах жизни. Всё большее распространение получают партнёрские взаимодействия. Такое взаимодействие требует того, чтобы, в первую очередь, каждым партнёром учитывались и уважались интересы другого партнёра. Изначально социальное партнёрство рассматривалось только в рамках трудовых отношений, однако сегодня социальное партнёрство охватило и другие сферы жизни общества. Социальное партнёрство рассматривается не только как взаимодействие работников и работодателей, но и как взаимодействие государства, бизнеса и общества, представленного некоммерческими организациями. Диалог трёх данных структур необходим для полноценного решения социальных проблем, выработки и реализации социальных общественно-значимых проектов.

В нашей стране социальное партнёрство в сфере социально-трудовых отношений законодательно оформлено. Социальное партнёрство в сфере трудовых отношений осуществляется между работниками и работодателями и существует с целью организовать совместную деятельность посредством обсуждения и выработки таких решений, которые являлись бы объединением интересов обеих сторон. Помимо того, что правовые акты дают определение социальному партнёрству, они также закрепляют принципы, на которых оно должно выстраиваться: стороны должны быть равноправны, каждая сторона должна быть заинтересована в том, чтобы участвовать в диалоге, стороны должны учитывать и уважать интересы друг друга, каждая сторона и её представители должны соблюдать трудовое законодательство, принимать на себя обязательства в добровольном порядке, выполнение коллективных соглашений и договоров каждой стороной должно осуществляться в обязательном порядке, за невыполнение коллективных соглашений и договоров каждая сторона несёт определённую ответственность. Сторона работников представлена профсоюзными объединениями. Работники объединяются с целью выразить работодателю свои интересы, реагировать на такие решения работодателя, которые могут ухудшить положение самих работников. Работодатель же, заключая не только индивидуальные трудовые договоры с каждым отдельным работником, но и коллективные договоры с профсоюзами, получает удобство и выгоду, поскольку отпадает необходимость решать возникающие проблемы с каждым работником по отдельности .

Именно заключение коллективных договоров в организациях является самой эффективной формой реализации социального партнёрства. Стороны коллективных переговоров сами определяют структуру такого договора. Социальное партнёрство полноценно реализуется не тогда, когда в коллективных договорах пересказываются законодательные нормы в сфере труда, а когда сами работники и работодатели определяют размеры оплаты труда, денежные компенсации и пособия, выполнение нормативных показателей работы, условия обучения и повышения квалификации, продолжительность отпусков и рабочего времени, льготы для работников, порядок контроля за выполнение коллективного договора и ответственность сторон .

Как показывает практика, незаключаемость коллективного договора рассогласовывает интересы работодателей и работников и тормозит развитие социального партнёрства. Это достаточно сложная проблема, так как интересы работодателей не всегда совпадают с интересами работников, а иногда взаимодействие и вовсе перерастает в конфликт.

Для самих работников и профсоюзов важным моментом является то, что в уставе предприятия трудовые права должны быть закреплены на правовом уровне, а сам коллективный договор должен служить гарантом данных прав. Право заключать коллективный договор предоставляет закон «О коллективных договорах и соглашениях».

В Самарском государственном медицинском университете в 2018 году был заключён коллективный договор на период с 2018 по 2021 годы, в котором определены положения по рабочему времени, времени отдыха, гарантиям в области занятости, социальным гарантиям, социальной защиты молодёжи, обеспечению нормальных условий деятельности профсоюзного комитета и ответственность за нарушения законодательства о коллективных договорах и соглашениях.

Профсоюзы заключают коллективный договор таким образом, чтобы работникам, которые находятся под угрозой сокращения, представлялись благоприятные условия по опережающему обучению. Отдельные профсоюзные организации смогли добиться того, что администрация предприятия создаёт новые рабочие места. Например, работодатель АО «Северсталь» (Вологодская область) для трудоустройства сокращаемых работников предоставляет дополнительные рабочие места. В ОАО «Самеко» (г. Самара), если не имеется возможности создать новые рабочие места, то администрация предприятия производит сокращение в первую очередь тех лиц, которые допускают брак в работе, нарушают трудовую дисциплину, имеют замечания по качеству труда и не повышают свою квалификацию .

На сегодняшний день социальное партнёрство рассматривается не только в сфере отношений между работниками и работодателем, но и в более широком смысле: как взаимодействие секторов. В качестве секторов выступают государство, бизнес и общество, которое, в свою очередь, представлено некоммерческими организациями. Такая форма социального взаимодействия осуществляется с целью прийти к достижению согласия по важнейшим направлениям политического и социально-экономического развития. Считается, что каждый сектор рассматривает возникающие в обществе социальные проблемы со своей собственной точки зрения .

Также, решая социальные проблемы, каждый сектор выполняет свои определённые функции:

1) государство разрабатывает и издаёт законодательные акты, реализует их, занимается распределением материальных ресурсов;

2) бизнес создаёт материальные блага, поставляет обществу различные товары и услуги;

3) некоммерческие сектор стремится повлиять на жизнь общества, изменить её в лучшую сторону.

Ни один сектор не должен решать социально-экономические проблемы поодиночке, эффективно они будут решаться лишь тогда, когда и государство, и некоммерческие организации, и общество объединят свои усилия, когда каждым сектором будут выполняться свои собственные функции. Лишь скоординируя свои усилия возможно разработать эффективные стратегии для решения социальных проблем.

И социальное партнёрство как взаимодействие в сфере трудовых отношений, и социальное партнёрство как межсекторное взаимодействие имеет своей сутью выразить каждым партнёром свои собственные интересы и организовать совместную деятельность. Также общим для обеих форм социального партнёрства является то, что каждая сторона такого взаимодействия играет свою определённую роль и смотрит на свою деятельность со своей точки зрения, часто отличающейся от точки зрения другой стороны. Поэтому социальное партнёрство будет эффективным тогда, когда каждая сторона, участвующая в диалоге, будет корректно объяснять свои интересы другим участникам взаимодействия, уважать интересы других сторон, объединять свои усилия для решения возникающих проблем, учитывая интересы и не ущемляя права других участников взаимодействия .

Список литературы: 1. Александрова И.А. Социальное партнёрство в системе социально-трудовых отношений Российской Федерации // Научная электронная библиотека. – 2014. – Москва: Научная электронная библиотека, 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-sisteme-sotsi… (дата обращения: 20.04.2018). 2. Волкова О. А., Гребеникова Ю. А. Система социальной защиты населения региона на основе межсекторного социального партнёрства: модели взаимодействия // Научная электронная библиотека. – 2015. – Белгород: Научная электронная библиотека, 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sistema-sotsialnoy-zaschity-naseleniya… (дата обращения: 21.04.2018). 3. Комаровский В. В. Концепция развития социального партнёрства в Российской Федерации URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxvc… (дата обращения 21.04.2018). 4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197–Ф3. – М., 2001. 5. Якимец В. Н. Социальное партнёрство в России: исследования, механизмы, опыт / В. Н. Якимец. – Всероссийская конференция «Социальное партнёрство. Российский опыт.» — Спб., 2000. – С. 3.

Источник: https://nauchforum.ru/studconf/social/5/37478