Что побудило раскольникова к этим размышлениям

Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского на тему:

Мотивы преступления Родиона Раскольникова.

Роман “Преступление и наказание” – это произведение об убийстве, о муках главного героя, о грехе и раскаянии. Это своего рода детектив, где мы изначально уже знаем убийцу.

Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу Алену Ивановну, был бедным студентом, жил в крошечной каморке, денег у него было очень мало. Его комната выражает его состояние на тот момент: “Это была крошечная клетушка, шагов с шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…”. Обои в комнате желтого цвета, этот цвет в романе символизирует болезнь и уныние, часто его можно встретить в описании других людей, что создает напрягающую атмосферу в романе.

Раскольников страдает. Он получает письмо от матери, которое “добивает” его. К преступлению, во-первых, его толкает нищета, во-вторых, желание снять с себя ответственность за мать и сестру Дуню, которые тоже жили очень бедно. Третья и самая главная причина – проверка Раскольниковым своей собственной теории, которая заключается в разделении людей на два типа – “твари дрожащие” и “право имеющие”. Он затрудняется отнести себя к тем или иным, но постоянно желает это выяснить. Раскольников становится одержимым этой идеей, остальные причины убийства меркнут на фоне главной – понять, кто же он такой. Для этого он и совершает преступление – осознать, имеет ли он право распоряжаться судьбой незначительного, по его мнению, и мелкого человека, исчезновение которого никак не отразится на жизни общества. Он говорит Соне: “я захотел осмыслиться и убил… я только осмыслиться захотел, Соня, вот и вся причина!”.

Раскольников часто задается такими вопросами, как: “вошь ли человек?”, “пошел бы Наполеон или нет?”. Наполеон является кучером для Раскольникова и он часто думает, что тот сделал бы, оказавшись на его месте. В душе Родиона Раскольникова идет борьба между злой его стороной и доброй. Отсюда и происхождение фамилии: она символизирует раскол его души на две половины – невинную и бескорыстную и эгоистичную и холодную.

После совершения преступления Раскольников поначалу не чувствует своей вины и не раскаивается, считает, что не причинил вреда никому, кроме себя самого. “Для себя убил, для себя одного…” – говорит он.

Он признается Соне, что “тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства”. В конце романа Родион смог раскаяться в содеянном, в этом ему помогла Соня, которая приняла его таким, какой он есть, и помогла ему встать на путь истинный. Следовательно, хорошая и чистая сторона личности Родиона Раскольникова победила плохую и ему удалось оставить в прошлом свои навязчивые идеи и бредовые теории и начать новую жизнь.

Источник: https://otvetto.ru/notes/3972

Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

“Преступление и наказание” — одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Между тем трудно найти другое столь давно и единодушно признанное классическое произведение, оценки которого были бы столь разноречивы и далее противоположны, причем расхождения эти связаны именно с вопросом о мотивах преступления Раскольникова и об отношении к ним Ф. М. Достоевского.
По мнению многих исследователей, доминирует все-таки концепция двойственности мотивов. Первый представляет собой теорию “права сильного”, которая отражала дух времени и была порождением общественной теории нигилизма: “Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”. Второй — полная противоположность первому: желание добра людям, стремление спасти сестру от гибели, а себе дать возможность добрыми делами всей последующей жизни загладить преступление. Некоторые исследователи находят три, четыре и даже больше мотивов, но все они тяготеют к двум вышеперечисленным полюсам.
Вообще, приступая к работе над романом, Достоевский писал: “…уничтожить неопределенность, то есть так или этак объяснить все убийство…”. Есть литературоведы, которые считают, что сделать это Достоевскому не удалось: он так и не пришел к выводу, как именно мотивировать преступление, и остались две, “не согласованные между собой” мотивировки, осталась неопределенность. Вторая, более распространенная точка зрения заключается в том, что вначале у Достоевского были колебания, но он их решил “диалектически”, то есть — сочетав обе. Выходит, что Раскольникову хочется, или ему это только кажется, быть “добрым Наполеоном”. В этом словосочетании совмещено несовместимое, но в этом-то и кроется зерно, суть вопроса. Все, что послужило мотивами преступления Родиона Раскольникова, построено на глубоких, запутанных противоречиях, в которых нам и предстоит разобраться.
Прежде всего их следует искать во внутренних противоречиях самой натуры Раскольникова. Не случайно автор дал ему такую фамилию, которая постоянно напоминала бы читателю о внутреннем расколе героя. Но этот раскол вовсе не следует понимать как борьбу между “плохими” и “хорошими” мотивами преступления. Так кажется самому Раскольникову, но это лишь его самообман, и мы не должны ему поддаваться.
То, что на самом деле происходит в душе Р. Раскольникова, верно определил современный литературовед Ю. Ф. Ка-рякин: “борьба мотивов за преступление против него”, “правых и неправых целей, определяющих и свои средства”. Подтверждением противоречивости характера Раскольникова являются и слова Разумихина, который знает Родиона немногим, но лучше других: “великодушен и добр” и в то же время “холоден и бесчувственен до бесчеловечия”. И сам Достоевский пишет: “…уже в следующую минуту это становился не тот человек, что был в предыдущую”. И, как опять-таки верно подметил Карякин, “даже сны его — тоже разные, противоположные”: один сон — “предостережение от убийства”, второй — его “повторение”. Каждое слово героя “расколото” и в сущности уже заключает в себя реалы: “проклятая мечта”, “мрачный восторг”, “кровь по совести”. Скорее, эти словосочетания следовало бы разбить на два ряда слов: “проклятая, мрачный, кровь” и “мечта, восторг, совесть”. Такой порядок характерен для сознания обычного человека. Но в сложнейшей системе самосознания Раскольникова порядок нарушается, и между несовместимыми понятиями происходит борьба.
Родион Раскольников постоянно ощущает борьбу, но он неправильно ее понимает, словом, поддается самообману, выдавая борьбу за противостояние правых целей неправым средствам.
Нередко мотив убийства объясняют роковым влиянием города. Действительно, душная атмосфера узких и пыльных улиц, гробообразная каморка Раскольникова — все это, можно сказать без преувеличения, погубило его: “редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”. Погубило, но отнюдь не как героя, вступившего в схватку с чуждым ему миром во имя правых целей. Раскольников пытался встать на этот путь, но вскоре разочаровался в нем и смирился с существующим порядком. Изменить что-то в этом мире кажется Родиону Раскольникову невозможным, равно как остановить скрипящую, но все же действующую машину. Над теорией “всеобщего счастья” герой смеется: “несу, дескать, кирпичик на всеобщее счастье… Ха-ха!” И совершается трагедия — внутреннее поражение Раскольникова, его порабощение этими замкнутыми стенами и грязными улицами. Переворачивается вся система ценностей героя — он уже заражен “влияниями” Петербурга, и его душевное состояние действительно принимает форму болезни. И, как отметил Ю. Ф. Карякин, “не скверную пьесу хочет он отменить, а пытается (безнадежно) сыграть в ней другую роль, роль главного героя”. Следующий шаг больного ума — извращенная арифметика — “одна смерть и сто жизней взамен”, “куча” обстоятельств, навалившихся разом на героя, которые тот счел за роковые. Полное отчаяние в его настоящем положении, невозможность спасти сестру, помочь сломленному жизнью Мармеладову и его семье, загубленной навсегда девочке, вышедшей на панель, наводят нас на мысль о, так сказать, “нетрадиционном средстве”… Вопрос в том, сможет ли он им воспользоваться?
Уже все его муки до совершения преступления дают Р. Раскольникову почувствовать, что он не способен на такое. Но в тот решающий момент, когда герой уже почти освободился от власти этой идеи и просил Бога указать ему правильный путь, дорога приводит его к месту, где он слышит свой приговор: завтра и в определенном часу. Все предрешено, Раскольников уже почти сознательно жертвует собой ради спасения других. Кто он — новый Христос, Мессия? Избрав роль спасителя человечества, Родион Раскольников стремится “встать” над глупою толпой и силою своей власти сделать то, что он хочет. Но осуществляется его миссия по-другому: его пример показывает оторвавшейся от народа и помешанной на “наполеоновской идее” интеллигенции всю ее бесчеловечность и никчемность. Но как бы то ни было, такого предназначения сам Раскольников угадать, разумеется, не мог бы, в этом он целиком подчинился авторской воле. И, поэтому “добро” никак нельзя считать мотивом преступления. И опять ссылаясь на Ю. Ф. Каря-кина, можно сказать, что если “добро” поначалу и противостояло преступлению, то потом оно капитулировало перед злом, а еще позже — стало незаметно прикрывать собою горькую правду: “Я просто убил, для себя убил…”
Таким образом, нам удалось чуть ближе рассмотреть тот сложный и запутанный клубок, тот узел, в котором сплетены мотивы преступления Родиона Раскольникова. Сложность эта — гнетущая, тяжелая, словно бремя, так что как бы в отместку ей хочется сказать: все гениальное просто, подтверждая тем самым противоестественность подобной усложненности, граничащей с неразберихой, хаосом. Отсюда вытекает увиденная Ю. Ф. Карякиным главная мысль Ф. М. Достоевского: “не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо его обосновывать как бы то ни было”.

Источник: https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=2012

>Социальные причины бунта раскольникова

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова (по роману Ф

Одна из основных тем творчества Ф.

Причины преступления неоднозначны. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам лужиным. М. Достоевского — тема взаимоотношений человека и идеи. В большинстве его романов есть персонажи, одержимые какой-либо идеей, живущие только ею, подчиняющие ей все действия и в результате разрушающие и свою жизнь, и жизнь других людей. Роман «Преступление и наказание» был задуман автором еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа изменялся. И новый роман «Преступление и наказание» стал «психологическим отчетом об одном преступлении». Но речь идет не об обычном убийстве, а об идеологическом, выполненном преступником-мыслителем.

Но разве Родион Раскольников, бедный студент, — злодей, убийца? Что привело его к преступлению?

Бедственное положение на грани нищеты, болезнь или изобретенная им самим теория об «избранных» и «обыкновенных» людях?

Социальные причины бунта раскольникова

Главная причина преступления Раскольникова На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи.

Что было раньше? Умный, гордый, полный сознания собственного достоинства молодой человек, Родион Раскольников, исключен из университета, ибо ему нечем было платить за свое обучение. Суть теории Раскольникова заключается в том, люди делятся на два вида:

  1. люди гениальные, особенные, великие
  2. люди обычные, то есть «материал» для великих

Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является «тварью дрожащей».

Да, Раскольников беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий. Но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства. Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях.

Раскольников определенно считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить.

Роман «Преступление и наказание» принадлежит к тем великим произведени­ям мировой литературы, значение которых возрастает для каждого последующего поколения. Образ Родиона Раскольникова стал вечным спутником человечества, ибо на его примере Достоевский поставил вопрос о путях развития человеческой лич­ности в переломных исторических условиях. А поскольку каждая эпоха является по-своему переломной, причины морального бунта героя Достоевского вызывают все новый интерес у читателей.

Сердцевину романа составляет психологическая история преступления и его нравственных последствий. Но главный герой «Преступления и наказания» — не обычный преступник.

Убийство старухи-ростовщицы Алены Ивановны Родион Раскольников совершает под влиянием выстраданной идеи, он рассматривает свое преступление как некий эксперимент, который должен подтвердить правильность его теории.

Бунт раскольникова

Идея романа «Преступление и наказание» зародилась в эпоху больших перемен, когда в обществе произошёл социальный перелом и возникли новые мировоззрения.

Многие люди оказались перед выбором: новая ситуация требовала существенных изменений в духовных ориентирах, так как героем времени становился человек деловой, а не духовно богатый. Главный герой романа, бывший студент Родион Раскольников, находится в поиске ответа на философско-нравственный вопрос о свободе личности, о ее «суверенности» и, в то же время, о внутренних границах этой свободы.

Движущей силой поиска становится взращённая им идея о сильной личности, обладающей правом вершить историю по своему усмотрению.

Идея Раскольникова вырастает из глубины исторического разочарования, пережитого молодым поколением после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий.

В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова.

Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную. смотреть целиком Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного.

смотреть целиком «В чем я виноват перед ними. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала.

Источник: http://pravo-38.ru/socialnye-prichiny-bunta-raskolnikova-76633/

Cочинение «Причины бунта Раскольникова: – бедность и бесправие героя»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки. Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны.
Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам лужиным. Достоевский беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость собственнического общества, преступного в своей основе.
Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.
Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.
Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».
Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам. Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством».
Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры, через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.
Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, — сцена его признания Соне. Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества, в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах, так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.
Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться: «— Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. — Это человек-то вошь! — Да ведь я знаю, что не вошь, — ответил он, странно смотря на нее. — А впрочем, я вру, Соня, — прибавил он, — давно уже вру…» Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.
Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом. Не в церковь, а на перекресток — то есть на самое людное место — посылает его Соня.
Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло. Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью — «призвать Русь к топору». Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

Похожие сочинения

  1. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков…смотреть целиком
  2. Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”. Трагедия Раскольникова В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную,…смотреть целиком
  3. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников – главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников очень одинок. Он бедный студент, живущий в маленькой комнатке, больше похожей на гроб. Ежедневно Раскольников видит «темную сторону» жизни, Петербурга: окраины…смотреть целиком
  4. Правда Сони Мармеладовой «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности…смотреть целиком
  5. Образ Лужина Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Достоевский в…смотреть целиком
  6. Свидригайлов и Дуня в романе «Преступление и наказание» Свидригайлов довольно скоро убедился в том, что Дуня для него роковая и недоступная девушка,- девушка неслыханных душевных сил, способная спасти и повести за собой того, кого она полюбит. Свидригайлов понял, как и Раскольников, что Дуня может пойти на…смотреть целиком
  7. Характеристика образа Никодима Фомича Никодим Фомич — квартальный надзиратель. Видный офицер, с открытым свежим лицом и превосходными густейшими белокурыми бакенами. Появляется при разгорающемся конфликте своего помощника Ильи Петровича и Раскольникова, пришедшего в полицейскую контору по…смотреть целиком

Источник: http://MySoch.ru/sochineniya/dostoevskii/_story/prestuplenie_i_nakazanie/prichini_bunta_raskolnikova_bednost_i_bespravie_geroia/

Замысел и мотив убийства

Вынашивая свою теорию, Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны. Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”, не “материал” и не “вошь”.

Ошибка Раскольникова в том, что человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек – злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы. Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы, становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну, встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу своей сестры.

Роковой день

Нельзя сказать, что Раскольников готовился к убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым, которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым. Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы, который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе герой.

Душевные терзания, сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы и причины, останавливающего его по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Основным содержанием романа «Преступление и наказание» является психологическая история преступления, описание его нравственных последствий и рассмотрение вопроса о возможности социального оправдания этому поступку.

Раскольников совершил страшное преступление – он убил старуху-процентщицу и сестру ее, как случайного свидетеля, но он вовсе не является обычным преступником. Родион Раскольников – человек мыслящий, он разработал собственную философскую концепцию, ради проверки которой и отважился на этот чудовищный эксперимент, на «убийство по совести». В романе интересным образом сочетается глубокий психологический анализ его душевного состояния с резкой критикой его бесчеловечной теории.

По своей натуре Раскольников добрый и отзывчивый человек, он мучительно воспринимает чужую боль, как свою.

Рискуя собственной жизнью, Родион спасает детей из огня, своими скудными грошами делится с отцом недавно умершего товарища, последние деньги отдает семье Мармеладовых. Это честный и одаренный юноша, наделенный пытливым, острым умом. Однако, вместе с этим, он горд, не слишком общителен и крайне одинок, возможно, потому, что уверен в своей исключительности. Обстоятельства складываются таким образом, что гордость Раскольникова постоянно уязвляется: он вынужден прятаться от хозяйки квартиры, которой задолжал, питается объедками, на улице появляется в рубище, вызывая насмешки прохожих.

В убогой обстановке нищенской конуры с низким потолком Раскольников долгое время размышлял над несправедливым устройством мира.


Наконец, в уме голодного и больного человека сформировалась чудовищная теория преступления. Раскольников приходит к выводу о том, что все люди на земле делятся на два класса: на обыкновенных людей, которые составляют большинство и вынуждены подчиняться чужой воле; и на необыкновенных людей (таких, как Наполеон), которых очень мало, но они обладают силой и могут управлять миром. Люди необыкновенные ради поставленных целей не останавливаются ни перед чем, они навязывают большинству свои убеждения, а если нужно могут пойти и на преступление. У таких людей имеются свои особые критерии зла и добра.

Раскольникова одолевают мучительные сомнения: он не знает, к какому разряду ему отнести самого себя. Юноше хочется доказать всем вокруг и себе самому, в том числе, что он не «тварь дрожащая», а настоящий «властелин судьбы». В разговоре с Соней Мармеладовой, он уверенно заявляет, что самое главное – это власть. Ведь обладая властью, можно осуществить любые цели, помочь страдающим и спасти обездоленных.

В романе Достоевского не раз упоминается Наполеон. Этот образ в середине 60-х годов XIX века приобретает в России особое значение. В эту пору происходило бурное развитие капитализма. Многие писатели уделяли в своих произведениях значительное место обличению буржуазного индивидуализма и высмеивали распространенный тогда бонапартизм. В эти годы Толстой создал «Войну и мир», где много места посвящено этой теме. Пушкин в своих произведениях тоже затрагивал тему многочисленных «наполеонов», появляющихся в обществе.

В романе «Преступление и наказание» звучит острая критика идеи «сильной личности». Достоевский прекрасно понимал, что деление людей на обыкновенных и избранных таит в себе губительную опасность для всего человечества.

Интересно, что Достоевский сделал приверженцем бесчеловечной теории не хищного и корыстного властолюбца, а искреннего и чуткого страдальца за все несчастное человечество. Автору важно было показать, что на путь насилия может встать и добрый, честный человек, при этом он неизбежно нанесет только вред себе и другим.

Стремления Родиона Раскольникова исключительно гуманны: он мечтает помочь людям и избавить их от нищеты и страданий. А вот его теория об избранности отдельных личностей антигуманна, поскольку она может стать оправданием произвола и беззакония. Недаром ведь, убив жадную и скверную старушонку-ростовщицу, Раскольников вынужден был убить и ее добрую сестру Лизавету. Автор демонстрирует, как одно зло неизбежно влечет за собою другое.

Безусловно, Достоевский рассматривает идею преступления отвлеченно, только в нравственном плане. Он не пытается выделить особо революционное насилие, которое совершается ради избавления от гнета и унижения. Значит, главная мысль его произведения заключается в следующем: дело не в том, как обосновать преступление, его вообще нельзя никак обосновывать.

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=3702

Главная причина преступления

Родион Раскольников – главный персонаж романа. Находясь в тяжелом материальном положении, в голове героя созревает схема убийства старухи-процентщицы. Вооружившись топором он отправляется к ней домой, но все планы рушит вернувшаяся не во время сестра Лизавета. Обескураженный и не знающий как себя вести, Родион убивает и ее, так как она была нежелательным свидетелем.

Какая же основная причина, побудившая героя на такой жестокий поступок? Неужели только деньги являлись главным фактором? На самом деле автор изображает Раскольникова сложной и многогранной фигурой. Главной причиной совершения преступления стала собственная философия Раскольникова. В статье «О преступлении», написанной им для местной газеты, он выдвигает теорию, что всех людей можно разделить на две категории. Первые – обычные люди, которые не могут влиять на историю, они, так называемый «расходный материал», которым можно пожертвовать ради великой цели. Вторая категория людей – люди необыкновенные, так называемые «Наполеоны». Этим людям, следуя теории Родиона, позволено намного больше, чем всем остальным. Они могут совершать преступления и причинять страдания другим.

Раскольников явно относил себя ко второму типу людей, считая, что совершил убийство в благих целях. Старуха, Алена Ивановна, для него – “вошь” и “недочеловек”. Она наживается на чужом горе, выдавая деньги на невыгодных условиях. Однако ее сестра Лизавета не вписывается в эту категорию и Раскольников испытывает чувство вины.

В результате становится ясно, что герой переоценил свои силы, его теория совершенно ему неподходит, и он не “сверхчеловек”.

Второстепенные причины преступления

Раскольников – персонаж, в котором уживаются две личности. С одной стороны он – добрый и великодушный человек, способный заступиться за слабых, с другой – высокомерный и гордый, считающих одних людей выше других. Убитую старуху он определенно считает «вошью», которая недостойна жить на этом свете. Именно по этому он хладнокровно продумал убийство и не считал его преступлением.

Незадолго до страшного события Раскольников подслушал в трактире разговор двух мужчин о том, что ростовщица плохо обходится со своей сестрой, при этом завещание составила не на нее, а на церковный приход. Это кажется герою ужасным, и он еще больше уверяется в решении расправится с меркантильной ростовщицей.

Тяжелое материальное положение также послужило причиной для убийства. Без денег остался не только он сам, но и семья Мармеладовых, с которыми он познакомился накануне,а также мать и сестра. Сестра Дуня вынуждена соглашаться на предложение руки и сердца нелюбимого человека, который судя по всему после замужества будет плохо к ней относится.

Окружающая обстановка также удручающе влияет на психику Раскольникова. Его маленькая, тесная и темная каморка, в которой он проводит слишком много времени в думах, наводит его на мрачные мысли.

Последствия преступления

Совершив безобразное преступление, главный герой осознает, что его теория оказалась неправильной, а сам он отнюдь не «Наполеон». Раскольников мучается чувством вины, становится мрачным и отдаляется от любящих его людей. Не в силах терпеть нравственные противоречия он сознается, что совершил преступление. Соня Мармеладова поддерживает его в этом решении и становится тем человеком, который воскрешает его, возвращает веру в жизнь.

Наказание Раскольникова заключается не на каторге в Сибири, куда его отправляют после признания в убийстве, а в терзаниях и муках, которые переносит его душа.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Причины преступления Раскольникова». В ней рассматриваются мотивы убийства старухи-процентщицы, отношение самого героя к преступлению до убийства и после него. Тест по произведению

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/prestuplenie-i-nakazanie/prichiny-prestupleniya-raskolnikova.html

Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?
Раскольников определенно считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить. Он оправдывает свой замысел тем, что старуха-процентщица:

  • злая, жестокая и жадная женщина
  • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях
  • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни
  • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю

Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

  • Незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников понимает, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
  • Накануне преступления Раскольников знакомится с Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизни непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова глубокое впечатление.
  • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников против того, чтобы Дуня шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
  • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет Раскольникова задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
  • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время («завтра в 7 часов вечера»).
  • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери, комната Раскольникова отчасти виновата в том, что он несчастен.
  • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.

Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают Раскольникова, как преступника.
Раскольников после преступления
Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей теории. Он понимает, что не является «Наполеоном» и не способен ценой преступления строить «светлое будущее». Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2014/12/Prichiny-prestuplenija-Rodiona-Raskolnikova.html