Бюджетный регламент

Организация бюджетирования. Бюджетный цикл

Для того чтобы процесс бюджетирования начал эффективно действовать необходимо провести ряд подготовительных работ.

Организация бюджетирования включает следующие основные моменты:

  • 1. Проектирование и утверждение финансовой структуры организации. Это необходимо для того, чтобы делегировать полномочия в части составления конкретных (частных) бюджетов ответственными организационных звеньев системы управления предприятием.
  • 2. Разработка структуры генерального бюджета организации. Этот этап включает в себя работы по формированию классификаторов бюджетов, бюджетных статей, наложению видов бюджетов на организационные звенья структуры управления предприятием.
  • 3. Утверждение бюджетной политики. Сама бюджетная политика по форме аналогична учетной политике и формируется с целью выработки и закрепления принципов формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки.
  • 4. Разработка регламента бюджетирования. Сюда включаются: определение временного периода бюджетирования, процедуры планирования, форматы бюджетов, программа действий каждого из участников процесса бюджетирования.

Степень функционирования процесса бюджетирования зависит от количества положенных на него усилий и затрат. В крупных компаниях со сложной организационной структурой данным вопросом занимается специально созданный бюджетный комитет — коллегиальный орган, состоящий из представителей всех бюджетных центров. Особенности деятельности бюджетных комитетов зависят от особенностей самих организаций, но общими для всех являются следующие вопросы: трансформация стратегических целей в серию операционных бюджетов, организация рабочих совещаний, утверждение функциональных бюджетов и объединение их в единый мастер-бюджет, рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов и дальнейший анализ отклонений, разрешение конфликтов, возникающих в процессе функционирования бюджетной системы.

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал, который называется бюджетным периодом. Предприятие может одновременно составлять несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.

Бюджетирование, касается не только периода, к которому относится план. Сама разработка плана должна начаться еще до начала бюджетного периода, а процедуры контроля должны завершится после него. Все эти составляющие формируют бюджетный цикл, который включает в себя следующие этапы:

  • 1) постановка целей на бюджетный период;
  • 2) сбор информации для разработки проекта бюджета;
  • 3) анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета;
  • 4) оценка проекта бюджета и его корректировка;
  • 5) утверждение бюджета;
  • 6) исполнение бюджета и возможная корректировка его показателей;
  • 7) текущий и итоговый анализ отклонений;
  • 8) представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей организации за отчетный период;
  • 9) выработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и разработки будущих бюджетов.

Все эти этапы объединяются в три основные фазы: планирования, реализации и завершения. Ниже в таблицах приведена деятельность всех участников бюджетного процесса по трем фазам бюджетного цикла.

1. Фаза планирования.

Этап

Кто выполняет

Деятельность бюджетного комитета

1. Постановка целей на период

Высшее руководство

Вырабатывает регламент своей работы на следующий бюджетный цикл

2. Сбор информации для разработки проекта бюджета

Маркетинговые, технологические и экономические службы

Утверждает формы бюджетной документации. Формы ее представления и критерии оценки выполнения бюджетов.

3. Анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета

Менеджеры, ответственные за функциональные бюджеты

Обеспечивает координацию бюджетных центров

4. Оценка проекта бюджета и корректировка его при необходимости

Бюджетный комитет

Рассматривает проект бюджета

5. Утверждене бюджета

Руководитель организации

Доводит информацию до лиц, ответственных за выполнение бюджета.

2. Фаза выполнения.

Этап

Кто выполняет

Деятельность бюджетного комитета

6. Исполнение бюджета и текущая корректировка показателей

Руководители центров ответственности

Рассматривает текущие отчеты об исполнении бюджета

7. Анализ отклонений

Руководители центров ответственности

Вырабатываются меры по исправлению ситуации

3. Фаза завершения.

Этап

Кто выполняет

Деятельность бюджетного комитета

8. Представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей

Высшее руководство и бюджетный комитет

Готовит отчет о выполнении бюджета

9. Рекомендации для исправления бюджета текущего периода и разработка будущего бюджета

Бюджетный комитет

Утверждает изменения к текущему бюджету т бюджет будущего периода

Таким образом, сам бюджетный цикл длится гораздо дольше, чем бюджетный период, поскольку начинается до начала бюджетного периода и заканчивается уже после его завершения, когда уже длится фаза реализации следующего цикла.

Однако следует отметить, что процесс бюджетирования на современных предприятиях сталкивается с множеством проблем.

Внедрение системы бюджетирования — сложный и длительный процесс. При его внедрении меняется структура управления, а это всегда связано с изменением функциональных обязанностей персонала. Значит, появляются проблемы, связанные с возможным сопротивлением с его стороны. Кроме того, негативным фактором является отсутствие понимания у участников проекта методологии, принципов бюджетирования.

Отсутствие в фирме достаточного количества сетей и компьютеров приводит к проблемам обмена данными между отделами, предприятиями и различными программными продуктами. Также внедрению бюджетирования препятствуют неправильно подобранные программно-технические средства, либо их неграмотная адаптация. Многие информационные системы работают ненадежно, вероятность ошибки очень велика, а затраты времени на ее исправление исчисляются днями.

Отсутствие инструментов и достаточно долгий срок прохождения документов между верхними и нижними уровнями приводит к тому, что не остается времени на окончательное согласование бюджетов.

Одна из основных сложностей, с которыми приходится сталкиваться при внедрении бюджетирования, — отсутствие стандартной бюджетной формы, которая должна строго соблюдаться. Подобные формы приходится разрабатывать таким образом, чтобы они, с одной стороны, были удобными и информативными, а с другой — не очень громоздкими.

бюджетирование торговый цикл

Источник: https://vuzlit.ru/452438/organizatsiya_byudzhetirovaniya_byudzhetnyy_tsikl

Администрация города Перми

Департамент образования

п р и к а з

О формировании проекта бюджета на 2009 год и плановый период годов образовательными учреждениями

В целях исполнения постановления администрации города Перми «Об утверждении Регламента подготовки прогноза социально-экономического развития города Перми и проекта бюджета города Перми на 2009 год и плановый период годов» и составления проекта бюджета образовательными учреждениями на 2009 год и плановый период годов

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Методические рекомендации составления проекта бюджета образовательными учреждениями на очередной финансовый год и плановый период согласно.

2. Утвердить формы составления проекта бюджета.

3. Утвердить бланки расшифровки распределения доходов по предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности образовательного учреждения.

4. Утвердить график проведения собеседования с руководителями и главными бухгалтерами образовательных учреждений по вопросу защиты проекта бюджета.

5. Утвердить состав бюджетной комиссии согласно.

6. Утвердить показатели результативности финансово-хозяйственной деятельности подведомственного учреждения за 2009 год.

7. Руководители подведомственных учреждений несут персональную ответственность за качество и своевременность представления проекта бюджета на годы.

8. Контроль за исполнением приказа возложить на и. о. начальника управления экономики

Начальник департамента

Приказ разослать:

Управление экономики – 1 экз.

Образовательные учреждения – 1 экз.

Всего __________ экземпляров

Согласовано:

И. о. начальника управления экономики

21.09.2007 отдел экономики и развития

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом департамента

образования администрации

города Перми

от __30.04.2008_№__474__

Методические рекомендации по составлению проекта бюджета образовательными учреждениями на очередной финансовый год

1. Основные принципы формирования бюджета отрасли «Образование»

В соответствии с изменениями в бюджетном законодательстве Российской Федерации, постановления администрации города Перми «Об утверждении Регламента подготовки прогноза социально-экономического развития города Перми и проекта бюджета города Перми на 2009 год и плановый период годов» утвержден регламент и порядок формирования проекта бюджета города Перми.

Следует отметить, что формирование проекта бюджета осуществляется в условиях снижения объема дефицита бюджета, в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Учитываются следующие элементы планирования:

бюджетное задание,

бюджетные ограничения,

сроки действия обязательств.

Отличительной особенностью бюджета на среднесрочную перспективу является формирование проекта бюджета, ориентированного на результат.

Основные направления деятельности департамента образования определены в соответствии с:

положениями Конституции РФ,

ФЗ «Об образовании»,

ФЗ № 000 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ,

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,

Федеральной целевой программой развития образования на 2годы,

Стратегией Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 года,

приоритетным национальным проектом “Образование”,

Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года,

Законом Пермской области «Об образовании в Пермской области»,

Уставом города Перми,

городской целевой программой «Развитие образования г. Перми до 2010 года».

Сформированы следующие цели функционирования и развития отрасли:

Цель 1. Обеспечить доступность качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования для всех слоев населения г. Перми.

Цель 2. Организовать отдых детей в каникулярное время и летний период.

Цель 3. Обеспечить детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и воспитании гарантированное право на получение бесплатного, адекватного их развитию образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию на основе специальных психолого-педагогических подходов.

Цель 4. Обеспечить развитие кадрового потенциала отрасли в соответствии с потребностями в обновлении содержания и технологий управления и образования.

Цель 5. Обеспечить содержание имущества ОУ в нормативном состоянии и его эффективное использование, создать безопасные условия пребывания детей и сотрудников в образовательных учреждениях.

Цель 6. Создать условия для инновационного развития образовательных учреждений и инновационной практики педагогических работников.

Цель 7.Внедрить новые организационно-экономические механизмы управления образовательными учреждениями, создающие предпосылки для повышения качества образования.

Цель 8. Результативно осваивать средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средства инвестиций, привлекаемые в отрасль из бюджетов других уровней за счет участия в проектах.

2. Основные механизмы формирования проекта бюджета отрасли «Образование»

Каждая статья расходов формируется одним из трех методов:

1. Нормативный метод применяется для расчета ассигнований на основе нормативов, утвержденных соответствующим нормативно-правовым актом.

Указанным методом рассчитаны следующие расходные обязательства:

оплата труда и начисления на нее,

подушевое бюджетное финансирование отдельных образовательных учреждений,

компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам,

приобретение продуктов питания,

компенсация на удешевление питания в общеобразовательных учреждениях.

2. Метод индексации расходов применяется для расчета ассигнований путем индексации кассовых расходов за 2007 год на индексы-дефляторы 2008, 2009, 2010, 2011 годов.

Указанным методом рассчитаны следующие расходные обязательства:

транспортные услуги,

услуги связи,

проведение отраслевых мероприятий (представляются планы отраслевых мероприятий).

приобретение расходных материалов,

расходы на исполнение судебных актов (для уплаты госпошлины, на исполнение судебных решений),

подготовка кадров,

по содержанию имущественного комплекса,

командировочные расходы,

приобретение оборудования,

аренда помещений.

Индексы-дефляторы на 2009 год и плановый период будут доведены до образовательных учреждений дополнительно в срок до 15 июня.

Метод индексации подразумевает определение объема расходов по формуле:

РО индекс 2009 год = Р2007 * И 2008, 2009 г. г.

РО индекс 2010 год = Р 2009* И 2010г. г

РО индекс 2011 год = Р 2010* И 2011 г. г где,

РО индекс – расходные обязательства, исчисленные методом индексации;

Р – расходные обязательства

И 2008, 2009, 2010, 2011 — индексы–дефляторы соответствующих годов.

3. Плановый метод подразумевает установление фиксированного объема ассигнований в очередном финансовом году.

Указанным методом рассчитаны следующие расходные обязательства:

капитальный ремонт учреждений (представляются планы мероприятий по капитальному ремонту),

приведение в нормативное состояние муниципального имущества по действующей сети,

городские целевые программы.

муниципальные проекты, направленные на совершенствование системы управления города.

Основанием для применения данного метода является наличие нормативно-правового акта, договора (соглашения); проектно – сметной документации, дефектной ведомости, сметного расчета с указанием фиксированного объема расходов.

Расчет транспортного, земельного налогов, налога на имущество

Расходы на уплату транспортного, земельного налогов, налога на имущество исчисляются в соответствии с действующей ставкой налогов и объектов налогооблажения на момент расчета.

При этом для расчета земельного налога учитываются изменения кадастровой стоимости земли, утвержденные постановлением Правительства Пермского края от 01.01.2001 .

Расчет расходов на оплату тепловой, электрической энергии, водоснабжения и водоотведения

Расходы на оплату тепловой, электрической энергии, водоснабжения и водоотведения определяются на основании:

объема фактического потребления услуг в натуральном выражении за 2007 год,

тарифов на эти виды услуг, стоимости газа, дров, угля, мазута, нефти на момент планирования с учетом НДС (далее по тексту — других видов топлива),

прогнозных индексов-дефляторов на очередной финансовый год (см. выше).

Расходы исчисляются по формуле:

ТЭР = ПОТРЕБ факт * Тт(Sг, д, м, н, в, э) * И, где

ПОТРЕБ факт – фактический объем потребления топливно-энергетических услуг за 2007 год в натуральном выражении (Гкал, куб. м, кв. м., тонна, к/Вт);

Тт — тариф по учреждению на тепловую, электрическую энергию, водоснабжение и водоотведение на момент планирования, с учетом НДС;

Sг, д, м, н, в, э — стоимость газа, дров, угля, мазута, нефти, воды и стоков, электроэнергии с учетом НДС;

И – прогнозные индексы-дефляторы на соответствующий год.

Фактический объем потребления услуг в натуральном выражении по топливно-энергетическим ресурсам может изменяться по отношению к уровню 2007 года только в случаях изменения режима потребления: расширения либо сокращения деятельности учреждения, увеличения либо сокращения используемых площадей, ввод нового энергоемкого оборудования. Кроме этого, в расчет не включаются фактические объемы, потребляемые арендаторами.

Расходы на оплату тепловой, электрической энергии, на водоснабжение и водоотведение бюджетных учреждений снижаются на сумму возмещаемых расходов, определяемых пропорционально объему доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, без учета безвозмездных поступлений в общем объеме доходов за 2007 год.

3. Регламент «защиты» проекта бюджета на 2009 год и плановый период

2.1.Состав участников:

№ группы

Бюджетная комиссия

Участники образовательного учреждения

Группа 1

Руководитель (или официально замещающее лицо)

Главный бухгалтер

Группа 2

Руководитель (или официально замещающее лицо)

Главный бухгалтер

Группа 3

Руководитель (или официально замещающее лицо)

Главный бухгалтер

Группа 4

Руководитель (или официально замещающее лицо)

Главный бухгалтер

Группа 5

Руководитель (или официально замещающее лицо)

Главный бухгалтер

3.2. Защита бюджета проводится с 11.08.2008 по 29.08.2008 года по графику согласно приложению 5 к приказу.

3.3. Место проведения:

№ группы

Место проведения

Группа 1

ул. Мира, 15, каб. 611

Группа 2

ул. Мира, 15, каб. 605

Группа 3

ул. Мира, 15, каб. 610

Группа 4

ул. Мира, 15, каб. 609

Группа 5

ул. Мира, 15, каб. 616

4. Регламент формирования проекта бюджета образовательного учреждения на 2009 год и плановый период

4.1. Управление финансами 1 августа доводит до образовательного учреждения контрольные цифры по проекту бюджета на 2009 год и плановый период.

Контрольные цифры в разрезе образовательных учреждений исчислены согласно методике формирования бюджета на 2009 год по следующим направлениям расходов:

фонд оплаты труда,

расходы на оплату коммунальных услуг,

налоги на землю и имущество,

фонд материального обеспечения.

Объем фонда оплаты труда образовательного учреждения определен по итогам предварительного комплектования (тарификации) на 2008/2009, 2009/2010, 2010/2011 учебный год.

Индекс повышения заработной платы работников будет доведен дополнительно в срок до 15 июня.

Расходы на оплату коммунальных услуг рассчитаны исходя из объемов фактического потребления ТЭР за 2007 год и действующих тарифов с применением индекса-дефлятора на соответствующий период, с учетом возмещения расходов за счет предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

Расходы на оплату налога на имущество определяются исходя из остаточной стоимости имущества по состоянию на 01.01.2008 года * 2,2 %, налога на землю – исходя из кадастровой стоимости * 1,5%.

Фонд материального обеспечения рассчитан следующим образом:

Наименование расходов

Метод расчета

Нормативный метод

Метод индексации

Плановый метод

Пособие по уходу за ребенком до 3-лет

Количество получателей * норматив

Компенсация на приобретение книгоиздательской продукции

Количество получателей * норматив

Услуги связи

В пределах доведенных контрольных цифр

Транспортные расходы

В пределах доведенных контрольных цифр

Аренда

В пределах доведенных контрольных цифр

Дезинфекция, дератизация, вывоз мусора, снега, уборка территории и другие расходы по содержанию помещения ОУ

Объем расходов согласно договору

Текущий ремонт имущества

В пределах доведенных контрольных цифр

Текущий ремонт зданий

В пределах доведенных контрольных цифр

Опрессовка

В пределах доведенных контрольных цифр

Устранение аварийных ситуаций

В пределах доведенных контрольных цифр

Прочие услуги

Объем расходов согласно договору

Пени, штрафы

В пределах доведенных контрольных цифр

Приобретение оборудования

В пределах доведенных контрольных цифр

Приобретение учебников

В пределах доведенных контрольных цифр

Хозяйственный инвентарь

В пределах доведенных контрольных цифр

Чистящие и моющие средства

В пределах доведенных контрольных цифр

Приобретение продуктов питания

Контингент воспитанников (учащихся)*нормы питания*кол-во дней функционирования

Канцелярские и хозяйственные товары

В пределах доведенных контрольных цифр

Медикаменты

В пределах доведенных контрольных цифр

Горюче-смазочные материалы

В пределах доведенных контрольных цифр

Запчасти

В пределах доведенных контрольных цифр

Мягкий инвентарь

В пределах доведенных контрольных цифр

Прочие материальные запасы

В пределах доведенных контрольных цифр

При распределении средств руководители учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ в обязательном порядке учитывают основные направления развития отрасли.

4.2. В пределах доведенного до образовательного учреждения лимита бюджетного финансирования (контрольных цифр) руководитель и главный бухгалтер самостоятельно формируют проект бюджета своего учреждения по кодам экономической классификации и источникам финансирования:

местный бюджет,

субвенции,

платные услуги,

безвозмездные поступления,

родительская плата в детских дошкольных учреждениях,

родительская плата, привлеченная за счет оздоровительной кампании.

Одновременно с проектом бюджета в обязательном порядке прилагаются материалы, подписанные руководителем и главным бухгалтером учреждения. А именно:

реестры по коммунальным услугам за 2007 год,

сетевые показатели, согласно предварительному комплектованию,

расчеты по фонду оплаты труда по итогам тарификации на соответствующий учебный год,

реестры по заключенным договорам на оказание услуг и выполнение работ,

копию технического паспорта здания образовательного учреждения,

расчет по компенсационным выплатам на книгоиздательскую продукцию, по удешевлению питания школьников,

расчет пособия по уходу за ребенком до 3-х лет, ст.32 закона «Об образовании в Пермской области»,

расчет по фонду всеобуча,

расчет на приобретение продуктов питания в МДОУ,

расчет доходов за счет платы родителей за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении,

расчет по возмещению расходов в части коммунальных услуг за счет предпринимательской деятельности.

В случае планирования проведения ремонтных работ необходимо представить предписания ГПН и РПН, дефектную ведомость, локальный сметный расчет, график выполнения работ.

Указанный перечень материалов не является исчерпывающим и при необходимости департаментом образования могут запрашиваться дополнительные сведения для подтверждения заявленных учреждением бюджетных расходов.

4.3. Основные направления развития отрасли и условия, обеспечивающие их реализацию:

· Лицензирование образовательных учреждений

Обеспечение расходов на оплату услуг по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации и системы видеонаблюдения.

Обеспечение расходов на утилизацию люминесцентных ламп.

Проведение мероприятий по оформлению паспорта пожаротушения.

Обеспечение расходов на оплату услуг по замеру сопротивления.

Проведение мероприятий по устранению предписаний ГПН, РПН (текущий ремонт и приобретение оборудования).

· Реализация энергосберегающих мероприятий

Приобретение и установка счетчиков учета тепловой энергии, электроэнергии, водоснабжения.

Проведение мероприятий по устранению предписаний органов энергонадзора.

· Обеспечение стабильного и бесперебойного функционирования учреждения

Предупреждение аварийных ситуаций.

Своевременная подготовка к отопительному сезону (опрессовка).

Своевременное исполнение договорных обязательств по содержанию имущественного комплекса учреждения.

Др…..

Приоритетные направления расходования бюджетных средств должны быть обеспечены в первоочередном порядке.

4.5.Проект бюджета составляется в тыс. руб., с одним знаком после запятой, отдельно по каждому виду расходов в соответствии с приложением № 2 к приказу.

Бюджетной комиссии проект бюджета предоставляется в двух экземплярах на бумажном и электронном носителях.

4.6. Руководитель образовательного учреждения самостоятельно устанавливает критерии результативности финансово-хозяйственной деятельности своего учреждения на 2009 год, согласно приложению 7.

Степень достижения, установленных руководителем образовательного учреждения критериев, будет являться оценкой деятельности учреждения и результатом эффективности расходования бюджетных средств за 2009 год.

Источник: https://pandia.ru/text/78/353/1790.php