Баланс бюджет сайт

Построение баланса в России и международной практике

Основным элементом бухгалтерского баланса является балансовая статья (строка). Балансовая статья соответствует показателю (на начало или конец отчетного периода), характеризующему отдельные виды экономических ресурсов (активы) и источников их образования (пассивы).

В мировой практике применяются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальная и вертикальная. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, а пассивы — в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (в столбик): сначала статьи, характеризующие актив, потом статьи, характеризующие пассив.

В США выбор горизонтальной или вертикальной формы баланса оставлен за экономическими субъектами. Независимо от избранного варианта должно быть соблюдено следующее равенство:

АКТИВЫ=ОБЯЗАТЕЛЬСТВА+КАПИТАЛ

Активы в американском балансе распределяются в порядке убывания ликвидности балансовых статей: от денежных средств в классе до нематериальных активов. Правую сторону баланса именуют или «Капитал» или «Пассивы и акционерный капитал».

В Англии предусмотрено использование в практике учета обе формы построения баланса. Однако, при расположении статей баланса бухгалтеры руководствуются первоначальным уравнением двойственности, описанного Л. Пачоли:

АКТИВЫ-ОБЯЗАТЕЛЬСТВА=КАПИТАЛ СОБСТВЕННИКА

В российской практике бухгалтерского учета баланс строится исходя из формального уравнения двойственности, узаконенного Ж.Б. Дюмарше:

АКТИВЫ=КАПИТАЛ+ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Все балансовые статьи, отражающие объекты бухгалтерского наблюдения, обеспечивающие производственно-хозяйственную деятельность, могут располагаться вертикально (один под другим), либо традиционно — горизонтально. При втором варианте показатели распределены на двух противоположных сторонах: слева — актив, справа — пассив (капитал и обязательства).

В балансе статьи объединяются в группы, а группы — в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание статей баланса, а порядок их расположения на конкретной стороне определен вертикальными или горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.

Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отражаются менее ликвидные статьи (нематериальные активы, основные средства, капитальные вложения), а в конце — наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах).

В действующей форме отчетности группировка балансовых статей актива баланса позволяет выделить два раздела:

  • · внеоборотные активы;
  • · оборотные активы.

Первый раздел объединяют группы долгосрочных активов: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и другие вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.

Второй раздел состоит из текущих активов, которые сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения.

Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Этому способствуют горизонтальные взаимосвязи балансовых статей актива и пассива: статьи актива должны находиться напротив пассива, источниками образования которых они выступают. Например, основные средства приобретаются за счет источников собственных средств или долгосрочных обязательств, а текущие обязательства используются в основном для пополнения текущих активов экономического субъекта. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей предполагают последовательность: источники собственных средств, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства. Это позволяет пассив представить в виде трех разделов:

  • · капитал и резервы,
  • · долгосрочные обязательства,
  • · краткосрочные обязательства.

На рисунке 1 представлены взаимосвязи между отдельными разделами бухгалтерского баланса.

Рисунок 1. Взаимосвязь отдельных разделов бухгалтерского баланса

Итоги по балансовым статьям актива и пассива называются валютой баланса. Равенство итогов обусловлено принципом двойственности: активов не должно быть больше, чем источников, за счет которых они образованы.

Форма современного баланса построена по принципу баланса-нетто, в котором основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения отражаются по остаточной величине, без указания данных по основным статьям. Подробная информация о первоначальной стоимости и амортизации представлена в пояснениях к балансу.

Существуют различные виды балансов, но наиболее распространенными являются: баланс-нетто, шахматный баланс, средний баланс, свернутый (уплотненный) баланс.

Рассмотрим схемы построения балансов в России, в зависимости от видовых балансов.

Баланс-нетто. Начиная с 1 января 2001 года введенный план счетов устранил последнюю схему (списание расходов за счет чистой прибыли) и тем самым привел в соответствие методологию бухгалтерского учета в части исчисления финансового результата требованиям законодательства в отношении прав собственников предприятия. Текущие нормативные документы по ведению учета и отчетности регламентируют следование принципу нетто, поэтому основные регулирующие статьи в балансе еже не приводятся, а некоторые из них можно видеть в формах №3 и 5.

Шахматный оборотный баланс. Текущий баланс представляет собой свод сальдо синтетических счетов, поэтому из него не видно, каковы были обороты по каждому счету. Этот недостаток можно устранить, прибегнув при анализе к шахматному оборотному балансу. В этом случае обороты по каждому счету можно привести не только общими итогами, но и с указанием корреспондирующих счетов, что позволяет видеть источник поступления или направление выбытия средств. Шахматный оборотный баланс можно построить по данным Главной книги.

Средний баланс. Средним называется баланс, все статьи которого представляют собой средние величины соответствующих статей балансов организации за ряд периодов. Например, по данным баланса можно построить средний баланс, каждая статья которого — среднее арифметическое сумм на начало конец года. Усреднением балансов достигается сглаживание колебаний по отдельным статьям и разделам.

Свернутый (уплотненный) баланс. «Свертка» (уплотнение) баланса осуществляется объединением в группы однородных статей. Таким образом, может быть резко сокращено число статей баланса, повышена его наглядность. Этот прием особенно полезен и необходим при сравнительном анализе балансе российской и зарубежной компаний. Как правило, в зарубежных странах нет жесткой регламентации структуры баланса. Поэтому одним из первых шагов сравнительного анализа является приведение балансов к сопоставимой по составу статей структуре. Свертка может применяться также при подготовке баланса для расчета аналитических коэффициентов. При этом достигается большая наглядность для чтения баланса, и упрощаются алгоритмы расчета.

Источник: https://studwood.ru/2030885/buhgalterskiy_uchet_i_audit/postroenie_balansa_rossii_mezhdunarodnoy_praktike

Схема построения бухгалтерского баланса в России международной практике

По своему строению бухгалтерский баланс — это два ряда чисел, итоги которых должны быть постоянно равны друг другу. Любой бухгалтерский баланс представляет собой состояние имущественной массы как группировку разнородных видов имущества (материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства) и прав на эти ценности и одновременно — как капитал, образованный волей определенных хозяйствующих субъектов (предпринимателей, акционеров, государства и др.), а также третьих лиц (кредиторов, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке в валюте Российской Федерации.

В силу этого вопрос правильной оценки балансовых статей имеет исключительное значение для оценки деятельности хозяйства. Грамотно построить бухгалтерский баланс — значит: * полностью охватить хозяйственный процесс организации во всем его многообразии; * дать надлежащую группировку хозяйственных явлений; * изучить связь между этими явлениями на основе правильной корреспонденции счетов, что позволит анализировать не только финансово-хозяйственную деятельность, но и движение средств организации.

Построение баланса начинается с создания его основы (балансовой таблицы), с определения главнейших его черт. Важнейшим (первым элементом) как баланса, так и всей бухгалтерской (финансовой) отчетности является понятие «актив», которое представляет собой совокупность имущественных средств хозяйствующей единицы.

В международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) активы трактуются более широко — ресурсы, контролируемые предприятием в результате событий прошлых периодов, от которых предприятие ожидает экономические выгоды в будущем. Аналогичная трактовка нашла отражение и в Концепции бухгалтерского учета в России. Таким образом, заключенная в активе экономическая выгода представляет собой потенциал, который войдет, прямо или косвенно, в поток денежных средств или денежных эквивалентов предприятия.

Потенциал может быть продуктивным, то есть быть частью оперативной деятельности предприятия. Он также может принимать форму конвертируемости в денежные средства или их эквиваленты. Важнейшими признаками включения хозяйственных ресурсов в актив являются следующие условия: ресурсы должны приносить экономическую выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем; находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который мог бы их беспрепятственно задействовать по собственному усмотрению или продать; являться результатом ранее осуществленных хозяйствующим субъектом сделок, то есть пригодным к использованию в данный момент, а не быть на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора.

В состав актива включаются имущество и права. К имуществу относятся различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств ( деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудование). Права делятся на овеществленные и неовеществленные.

Овеществленные права связаны с владением какой-либо ценной бумагой, дающей право на получение какой-либо ценностей. К таким ценным бумагам относятся векселя, чеки, облигации, акции и т.п. К неовещесвленным правам относятся: долговые требования в виде различных видов дебиторской задолженности и др права исключительные, например патент, лицензия, право на фирменный знак и прочие права, вытекающие из незаконченных хозяйственных операций, например вперед произведенные затраты или еще не полученные доходы.

В активе также различают недвижимое и движимое имущество, паи и акции в других предприятиях (долгосрочные финансовые вложения), оборотные средства (текущие активы), которые еще называют оборотным капиталом. Перечисление всех составных групп частей актива, количественно измеренных и оцененных, отражается в соответствующих статьях бухгалтерского баланса. Число и название этих статей должно быть таким, чтобы, с одной стороны, было возможно судить о характере разнообразных средств хозяйствующего субъекта, его хозяйственных операциях и о характере его юридических отношений к ряду контрагентов, с другой — чтобы возможно было установить их относительное участие в общем обороте средств.

Установление всей совокупности имущественных средств путем годовой инвентаризации или путем книжных учетных данных важно, поскольку оно: * позволяет установить собственный капитал, или чистые активы (вычитая из суммы актива, как выражение стоимости всех имущественных средств, сумму внешних обязательств); * дает возможность выявить всю ту совокупность хозяйственных благ, которая может служить обеспечением прав кредиторов.

Из изложенного следует, что при определении актива чужие ценности, временно находящиеся во владении хозяйствующего субъекта, например переданные на хранение ценные бумаги или переданные для продажи (на комиссию) товары и др должны быть в учете обособлены. Поэтому неслучайно в МСФО актив читается одним из основных элементов бухгалтерской отчетности.

В актив бухгалтерского баланса отечественных организаций включаются статьи, в которых показываются определенные группы элементов хозяйственного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств. Так, в разделе I «Внеоборотные активы» отражаются: нематериальные активы, основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, находящиеся в собственности организации, земельные участки, объекты природопользования и т.д.); незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в дочерние и зависимые общества, другие организации) и др. Раздел II «Оборотные активы» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы). Статьи актива в соответствии с законодательством и традициями отдельных стран располагаются по определенной системе.

Статьи актива размещаются в балансе по степени ликвидности, то есть в прямой зависимости от того, с какой быстротой данная часть имущества приобретает в хозяйственном обороте денежную форму.

В отечественной практике актив строится, как правило, в порядке возрастающей ликвидности, при которой в разделе I баланса показывается недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. При построении актива в порядке в порядке убывающей ликвидности на первом месте стоят статьи денежных средств, товаров, запасов, незавершенного производства, дебиторов и др. Эта схема построения актива характерна, например, для США, Англии; в России она применялась до конца 20-х годов XX в. Если актив баланса раскрывает предметный состав имущественной массы организации, то пассив баланса имеет иное назначение.

Он показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы. В отличие от трактовки пассива в советский период как «источника образования и размещения средств предприятия», в рыночной экономике пассив в большей мере определяется как обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные организацией ресурсы (активы). В международных стандартах финансовой отчетности «Обязательства» рассматриваются как второй элемент финансовой отчетности — реальная задолженность организации, существующая на отчетную дату, погашение которой вызывает уменьшение экономической выгоды в виде оттока ресурсов. При этом следует иметь в виду, что термин «пассив» означает «страдать» или «связывать». В современной трактовке пассивом называется совокупность лежащих на организации обязательств за полученные ценности — обязательств, которые связывают право распоряжения средствами, заставляя организацию отчитываться в этом распоряжении.

В бухгалтерском учете слово «пассив» имеет два значения. В более узком смысле это совокупность денежных обязательств, которые могут быть двоякого рода. Одни из них связаны с различными ценными бумагами, выданными хозяйствующим субъектом, эти обязательства погашаются при предъявлении ценной бумаги (выданные векселя.

Акцептованные чеки, выпущенные облигации и т.д.). Другие обязательства возникают в силу кредиторской задолженности поставщикам за полученные товары и услуги, задолженности перед работниками, бюджетом и т.п. В широком смысле под пассивом понимают всю совокупность юридических отношений, лежащих в основе финансирования хозяйствующего субъекта. Таким образом, пассив включает все разнообразные источники средств хозяйства, включая как заемные средства (заемный капитал), так и собственный капитал.

Если представить, что хозяйствующий субъект обособлен от его собственника (владельца), то пассив выражает обязательства, как перед третьими лицами, так и перед самим собственником (владельцем). Такое понимание пассива исторически всегда было присуще бухгалтерскому балансу. Обязательства в учете могут быть дифференцированы: по срокам погашения, виду обеспечения, группе получателей (поставщики, кредитные учреждения и т.д.). Так, внешние обязательства могут быть подразделены на: 1. займы (краткосрочные и долгосрочные); 2. обязательства по отношению к различным кредитным учреждениям; 3. авансы полученные; 4. обязательства за поставленную продукцию и оказанные услуги; 5. вексельные обязательства; 6. обязательства перед дочерними обществами; 7. обязательства перед зависимыми обществами; 8. обязательства по налогам; 9. прочие обязательства. Важным моментом при этом является группировка обязательств, которые различаются прежде всего по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками хозяйства, другие — перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Такое деление обязательств в балансе имеет важное значение при определении срочности их погашения, другими словами, изымаемости источников средств.

Обязательства перед собственником составляют практически постоянную часть баланса, например, уставный капитал не подлежит погашению за время деятельности хозяйствующего субъекта.

Обязательства же второго вида (заемные средства) имеют ту или иную срочность погашения, и, таким образом, периодически известная часть средств, имеющих своим источником эти обязательства. Обязательства перед собственниками в свою очередь подразделяются на два вида. Одни возникают в силу первоначального взноса собственника при открытии хозяйства и в силу последующих дополнительных взносов, но взносов извне, ни в какой мере не связанных с внутренними процессами хозяйства; такие источники называются уставным капиталом.

Другие обязательства перед собственниками — те, что превышают взносы над уставным капиталом и являются накоплением средств по причине оставления в организации части полученной прибыли. Эта часть обязательств находит отражение в таких статьях пассива баланса, как «резервный капитал», «Добавочный капитал», «Нераспределенная прибыль прошлых лет», «Нераспределенная прибыль отчетного года». Сюда же может включаться статья «Целевое финансирование и поступления». Оба вида обязательств перед собственником объединяются общим понятием «собственный капитал». Последний, как отмечалось выше, состоит из двух основных частей: капитал, который организация получает от акционеров, пайщиков, и капитал, который она генерирует в процессе своей деятельности.

Такая детализация собственного капитала имеет большое практическое значение. В международных стандартах финансовой отчетности первую часть капитала называют еще финансовыми ресурсами предприятия.

Общепринята точка зрения, согласно которой предприятие реализует вой доход за данный период только при условии сохранения собственного капитала. При этом проводится различие между понятием сохранения капитала с юридической точки зрения и сохранения капитала с позиции теории учета. Юридический подход к сохранению капитала имеет значение для организаций, являющихся по юридическому статусу обществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами.

Капитал такой организации представляет собой сумму, внесенную в ресурсы общества его участниками, акционерами. Эта сумма становится собственностью общества. Для защиты интересов третьих лиц, ведущих дела с данным обществом, выплаты акционерам не могут производиться из этой суммы капитала, величина его должна сохраняться. Не случайно такой подход законодательно закреплен практически во всех странах с развитой инфраструктурой. С позиций учета сохранение капитала выражается в том, что уставный капитал на начало года должен быть равен равен его сумме на конец года. Это положение нашло отражение в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

В международных стандартах финансовой отчетности собственный капитал рассматривается как третий обязательный элемент финансовых отчетов. Сумма собственного капитала в балансе определяется расчетным путем вычета из активов суммы внешних обязательств.

Другой составляющей пассива являются внешние обязательства (долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. В практике этот вид обязательств принято еще называть заемным капиталом. Внешние обязательства (долги) представляют собой юридические права третьих лиц (инвесторов, кредиторов и др.) на имущество хозяйствующего субъекта и в таком денежном размере, в каком уменьшилось собственное имущество третьих лиц и соответственно увеличилось имущество хозяйствующего субъекта.

С хозяйственной точки зрения внешние обязательства — это источник имущества (актива); с юридической — долг хозяйствующего субъекта. Поэтому понятия «заемные средства» (заемный капитал) и «внешние обязательства» тождественны. В международной практике, как отмечалось выше, особо выделяется понятие «собственные средства» (собственный капитал), которое трактуется еще как чистое имущество (чистые активы), представляющее собой остаток всего имущества предприятия за вычетом внешних обязательств.

Собственный капитал — это остаток всего капитала (итог пассива) минус заемный капитал (внешние обязательства). Так как актив равен пассиву (последний следует понимать в широком смысле), чистое имущество и собственный капитал — также тождественные понятия. Показатель «чистые активы» — новый показатель для российских организаций. Его появление связано с введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации и фиксацией в нем требования сравнения показателя чистых активов с суммой уставного капитала.

В международной практике применяются две формы бухгалтерского баланса: 1. горизонтальная форма; 2. вертикальная форма. При горизонтальной форме активы предприятия показываются в левой части баланса. При вертикальной форме последовательной расположение балансовых статей по вертикали вниз (в столбик), сначала статьи актива, потом пассива. В РФ используется только горизонтальная форма баланса, за ребужом обе формы. Форма современного баланса построена по принципу баланса-нетто, т.е. по остаточной стоимости (сч.01-сч.02; сч.04-сч.05; сч.58-сч.59; сч.41-сч.42). В международной практике отчет может составляться в виде двух форм: 1. в форме счета; 2. в форме сальдовой таблицы.

Отчет в виде формы счета раскрывает расходы и доходы в виде сопоставления. В кредите счет приводятся доходы, а в дебете отражаются расходы. Если доходы превышают расходы, то полученная прибыль отражается как дебетовое сальдо счета. В обратном случае убыток отражается как сальдо в кредите счета.

При составлении отчета в форме сальдовой таблицы доходов и расходов отражаются нарастающим итогом с начала года и показатели этого отчета составляются по вертикали (столбиком). В международной практике разрешено составлять отчет с использование двух методов: 1. методом общих затрат; 2. методом прямых затрат.

Источник: https://vuzlit.ru/211657/shema_postroeniya_buhgalterskogo_balansa_rossii_mezhdunarodnoy_praktike

Уважаемые коллеги!
В этом выпуске журнала «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» мы рассмотрим основные вопросы относительно списания основных средств, а именно:
• что является основанием для списания основных средств;
• как правильно провести процедуру списания;
• как это оформить документально и показать в бухгалтерском учете.
Мы расскажем, как проверяют контролеры состояние расчетов за коммунальные услуги, полученные бюджетными учреждениями, и рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые допускают руководители и бухгалтеры учреждений во время планирования, фактического потребления и оплаты этих услуг.
Выясним, как действовать заказчику-бюджетнику, внося изменения в договор о поставках электроэнергии из-за повышения цены на электроэнергию, какие документы должен представить поставщик для подписания такого дополнительного соглашения и чем нужно руководствоваться в таком случае.
Вы узнаете об особенностях образования и нюансах функционирования центров административных услуг, а также как назначаются на должности лица, предоставляющие админуслуги.
Поможем распределить обязанности между работниками учреждения после сокращения штата и покажем, как показать это в штатном расписании.
Расскажем о видах материальной ответственности и порядке ее оформления и применения.
Поскольку в учреждениях в обязанности бухгалтера часто добавляется составление и ведение кадровой документации, мы начинаем ряд публикаций по вопросам делопроизводства. В этом выпуске мы рассмотрим, как составлять приказ о приеме на работу.
В рубрике «Вы спрашивали» предоставлены ответы на следующие вопросы: уменьшать ли сумму договора при постоянном колебании цены при закупке природного газа и какими нормами законодательства нужно руководствоваться для внесения изменений.

Журнал «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» – ничего лишнего, только самое важное!

Оформите подписку на издание «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» на II полугодие 2019 года,
любым удобным для вас способом:
· по номерам (056) 374-86-29, (044) 521-03-95 в редакцию;
· написав на электронную почту product@balance.ua;
· на сайте в разделе «Магазин».

Источник: https://balance.ua/ru/news/post/daydgest_balans-budget_19_2019

Принцип бюджетной системы. Баланс бюджета РФ

Принцип единства бюджетной системы — означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:11 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) — Электрон. ст. режим доступа к ст. : http://www.consultant.ru/

1) единства бюджетной системы Российской Федерации (означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов);

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы (означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления);

3) самостоятельности бюджетов (право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов и многое другое);

4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации);

5) сбалансированности бюджета (означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета);

6) эффективности и экономности использования бюджетных средств (означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств);

7) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня);

8) гласности (означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти);

9) достоверности бюджета (надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета);

10) адресности и целевого характера бюджетных средств (означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей).

Бюджетная классификация — является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Бюджетную классификацию используют для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:11 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) — Электрон. ст. режим доступа к ст. : http://www.consultant.ru/

-классификацию доходов бюджетов РФ;

-функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

-экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

-классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

-классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

-классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

-классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

-ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицита бюджетов РФ является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы:

— Налоговые доходы;

— Неналоговые доходы;

— Безвозмездные перечисления;

— Доходы целевых бюджетных фондов.

«Безвозмездные перечисления» подразделяется на подгруппы:

— От нерезидентов;

— От государственных внебюджетных фондов;

— От бюджетов других уровней;

— От государственных организаций.

«От бюджетов других уровней» подразделяется на статьи:

— Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

— Дотации;

— Субвенции;

— Трансферты.

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Виды доходов бюджетов:11 Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. А.И. Попова, 4-е изд. — СПб.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2006. — С. 158.

1) налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени),

2)неналоговые,

3)безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Виды неналоговых доходов:

1)от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2)от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;

3)средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

4)финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

Регулирующие доходы — федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).

Формы расходов бюджетов:11 Курс экономической теории: Учебник — 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. — Киров: «АСА», 2011. — С. 868. 1)ассигнования на содержание бюджетных учреждений; 2)оплата по государственным (муниципальным) контрактам; 3)трансферты населению; 4)ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти; 5)бюджетные кредиты юридическим лицам; 6)субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам; 7)инвестиции в уставные капиталы юридических лиц; 8)кредиты иностранным государствам; 9)средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета — превышении расходов над доходами — должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ).

Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета.

Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг — долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права).

Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Основная проблема бюджета любого уровня — это проблема его сбалансированности. Будь то бюджет предприятия, личный бюджет, бюджет местного, регионального или федерального уровня.

Все мы стараемся четко сформулировать и увязать для себя источники доходных и расходных статей своего собственного бюджета, также старается увязать их и наше правительство, на уровне местных бюджетов, уровне субъектов и на высшем федеральном уровне. Актуальность темы обусловлена тем, что именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Методология данной экономической сферы позволяет влиять на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития, тем самым, обеспечивая стабильность экономической деятельности и экономического роста страны. За счет средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение деятельности государства в сферах стратегической деятельности и наиболее значимых социальных гарантий.

Профицит федерального бюджета возникает при превышении доходов над расходами.

Дефицит федерального бюджета — наоборот, при превышении расходов над доходами.

Стабилизационный фонд являлся частью механизма в формировании доходов федерального бюджета РФ. Он аккумулировал поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (в частности нефть, нефтепродукты и газ). Управление средствами Фонда вело Министерство финансов РФ, в свою очередь, порядок управления определялся Правительством РФ. В 2008г., после начала кризиса, экономическая ситуация сложилась так, что конъюнктурных доходов, зачисляемых в Стабилизационный фонд, было недостаточно для обеспечения бюджетной и макроэкономической устойчивости.11 Экономический журнал «Вопросы экономики»2008. — №7. — С. 32. Поэтому в январе 2008г. была осуществлена фондовая реформа — Стабилизационный фонд РФ был преобразован в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ, и для новых фондов расширен перечень источников их формирования. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда ушла на покрытие дефицита бюджета. Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012гг. повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009г. на срок до 1 января 2013г. приостановлена норма Бюджетного кодекса РФ, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП.

Начиная с 2010г. страна будет находиться на рынке внешних заимствований даже при цене в 70 долларов за баррель, несмотря на то, что прогнозная цена на нефть, заложенная в бюджет 2010г. составляет 58 долларов за баррель.

В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составит в 2010 году 2,0 % к ВВП, в 2011 году — 2,7% к ВВП, в 2012 году — 1,6 % к ВВП.

Определены цифры дефицита федерального бюджета на 2010-2012гг. В 2010г. дефицит федерального бюджета РФ составит 3 186,6 млрд.руб.(7,5% ВВП), в 2011г. — 2 011,7 млрд.руб. (4,3% ВВП), 2012г. — 1 563,8 млрд.руб. (3% ВВП). Для покрытия дефицита была разработана следующая методология: в 2010г. дефицит будет покрыт на 73,9% за счет средств Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния, 26,1% составят другие источники, в том числе государственные заимствования. В 2011г. — 36,9% будет покрыто из Фонда Национального благосостояния, 63,1% иные источники, в том числе государственные заимствования.

В 2012г. — на 45,5% из Фонда Национального благосостояния и 54,5% соответственно другие источники, в том числе государственные заимствования.

Привлечение внешних заимствований в 2010г. составит 17, 8 млрд. долларов США при погашении 1,4 млрд. долл., в 2011г. — 20,6 млрд. долл., при погашении 3,1 млрд. долл., в 2012г. — 20 млрд. долл. при погашении 1,3 млрд. долл. В результате общее привлечение внешних заимствований за период 2010-2012гг. составит 58,4 млрд. долл. при погашении 5,8 млрд. долл. Итого «чистое привлечение» составит — 52,6 млрд. долл.

Привлечение внутренних заимствований в 2010г. составит 844,1 млрд. руб. при погашении 275,7 млрд. руб.,

в 2011г. — 975,5 млрд. руб. при погашении 275,7 млрд. руб.,

в 2012г. — 755,4 млрд. руб. при погашении 518,9 млрд.руб.

В результате общее привлечение внутренних заимствований составит 2 557,0 млрд.руб. при погашении 1003,5 млрд.руб. Итого «чистое привлечение» составит — 1 553,5 млрд.руб.

Общее «чистое привлечение» по курсу 29,32 руб. за доллар:

1) 52,6 млрд.долл. * 29,32 руб. = 1 542,232 млрд. руб.;

2) 1 553,5 млрд.руб.

3)1542,232+1553,5=3 095,732 млрд.руб.

Помимо внешних и внутренних заимствований для покрытия дефицита бюджета вводятся также изменения в налоговом законодательстве.

В 2010г. ЕСН был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. В первый год работы взносов общая выплачиваемая работодателями сумма будет также равняться 26 процентам (в ПФ 20%, в ФСС 2,9%, ФФОМС — 1,1%, ТФОМС — 2%). С 2011г. идет повышение ставок взносов до 34 процентов. С 2015г. отменяются все льготы, все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Доля поступлений в Пенсионный фонд за счет таких структурных изменений должна увеличиться.11 Форум «Эпиграф — экономический журнал» Электрон. ст. режим доступа к ст. : http://www.epigraph.info

Источник: https://studbooks.net/1621357/finansy/printsip_byudzhetnoy_sistemy_balans_byudzheta

Баланс бюджета. Дефицит бюджета

В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать доходную и расходную часть. Баланс — это равновесие, и при составлении бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит). Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств (в республиканском и местных бюджетах). Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства республики и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной кассовой наличности, а затем на покрытие государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2—3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня населения.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

  1. общий спад производства в народном хозяйстве страны;
  2. рост издержек общественного производства;
  3. чрезмерный выпуск в обращение денег, не покрываемых товарными массами;
  4. преобладание в расходах бюджета значительных социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;
  5. большие объемы финансирования военных расходов, на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;
  6. крупномасштабный оборот «теневой» экономики;
  7. непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве.

Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
а) государственные займы;
б) увеличение налогообложения;
в) эмиссия денег.
В свою очередь эмиссия денег может выражаться как в прямом выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно — путем выпуска казначейских обязательств и реализации их через Национальный банк коммерческим банкам, которые увеличивают свои резервы и посредством банковского мультипликатора увеличивают количество денег в обращении.
Фискальная политика в отношении бюджетного дефицита основывается на трех концепциях.

  1. Ежегодно балансируемый бюджет.

Подобный бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.
Политика сбалансирования бюджета может также усилить инфляцию. При наличии инфляции повышение денежных доходов автоматически увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка государство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. В любом из этих случаев усилится инфляция.

  1. Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом проводятся антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть не одинако-

зоз
вы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.

  1. Концепция функциональных финансов состоит в том, что их цслыо является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечение неинфляциоппой полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что налитое дефицитов и крупного государственного долга для нормальной экономики не опасны.

Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе, и функциональных финансов предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятии, учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль за фомированием бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятий по направлениям государственных расходов.

Источник: https://pravo.studio/osnovyi-finansov/balans-byudjeta-defitsit-40975.html

баланс бюджета

Смотреть что такое «баланс бюджета» в других словарях:

  • Баланс государственного бюджета — соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета. См. также: Баланс государственного бюджета Государственный бюджет Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

  • БАЛАНС ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА — соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит бюджета … Юридический словарь

  • Баланс По Исполнению Бюджета — бухгалтерский баланс, показывающий распределение бюджетных средств и источники поступления на данную дату. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • баланс по исполнению бюджета — Бухгалтерский баланс, характеризующий направление бюджетных средств и источник их образования на определенную дату. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

  • БАЛАНС ДОХОДОВ И РАСХОДОВ — финансовый баланс, в разделах которого указаны источники и величины доходов и расходов в течение определенного периода времени и установлено их соответствие или превышение одной из частей баланса над другой. Если расходы превышают доходы, баланс… … Экономический словарь

  • баланс доходов и расходов — 1. Финансовый план предприятия. Является основной организацией финансовых отношений, формирования и использования денежных доходов и фондов денежных средств. 2. Финансовый баланс, в разделах которого указаны источники и величины доходов и… … Справочник технического переводчика

  • Баланс финансовых ресурсов — баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в… … Финансовый словарь

  • Баланс финансовых ресурсов — (англ balance of financial resources) в бюджетном законодательстве РФ баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и … Энциклопедия права

  • БАЛАНС ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ — (сводный финансовый баланс) баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, включая доходы и расходы находящихся на соответствующей территории хозяйствующих субъектов и внебюджетных фондов. Ден.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Баланс доходов и расходов предприятия — форма финансового плана социалистического предприятия, завершающая часть техпромфинплана, в которой выражаются в денежной форме результаты хозяйственной и финансовой деятельности, платежи в государственный бюджет и ассигнования из… … Большая советская энциклопедия

Источник: https://technical_translator_dictionary.academic.ru/11633/%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81_%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B0